Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Как узнать статус камеральной проверки

Как получить вычет по НДФЛ

Как заполнить декларацию 3-НДФЛ на инвестиционный вычет, мы писали здесь

То есть вычет при расчете зарплаты применяется не всегда. В этом случае можно самостоятельно заявить свое право на вычет и вернуть излишне уплаченный НДФЛ из бюджета, направив декларацию 3-НДФЛ по итогам года в налоговую инспекцию. Сделать это можно как лично в инспекции, так и через личный кабинет налогоплательщика (ЛК), зарегистрировавшись на официальном сайте налоговой. Второй вариант экономит много сил и времени, а также дает неоспоримые преимущества, о которых мы поговорим ниже.

Какие сведения можно получить через ЛК налогоплательщика

ЛК — удобный инструмент для взаимодействия физлица и налоговой инспекции. Зарегистрироваться в нем можно, обратившись в любую налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность, и получив логин и пароль.

Вот так выглядит главная страница личного кабинета:

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Перечислим также функции личного кабинета:

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Подходя к главной теме статьи, отметим, что в ЛК можно также получать сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ. Ход камеральной проверки в личном кабинете обозначается термином «статус». Статус камеральной налоговой проверки декларации может быть разным. Какие значения он может принимать, рассмотрим ниже.

А для начала ответим на вопрос, что означает камеральная проверка? В ходе камеральной проверки рассматривается соблюдение законодательства о налогах и сборах на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов, а также документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. Таким образом, любая декларация проходит камеральную проверку.

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Этапы, которые необходимо пройти для возврата излишне уплаченного НДФЛ путем подачи 3-НДФЛ в налоговый орган:

Для тех, у кого нет возможности воспользоваться личным кабинетом, приведем ссылку на актуальный бланк декларации 3-НДФЛ

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Как заполнить 3-НДФЛ, читайте в статье

Еще о порядке проведения камеральной проверки 3-НДФЛ мы писали здесь

Что значит статус камеральной проверки «В процессе»

В личном кабинете налогоплательщика можно отслеживать статус камеральной проверки, то есть получать сведения о ходе камеральной проверки.

Как узнать статус камеральной проверки в личном кабинете:

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Что значит статус камеральной проверки «Завершена»

Есть еще один блок в личном кабинете налогоплательщика, где можно проверить ход камеральной проверки декларации не только за последний год, но и за предыдущие налоговые периоды:

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

При подтверждении на главной странице появятся сведения о переплате налога и возможность написать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Написать заявление можно, нажав на кнопку «Мои налоги» на главной странице.

Завершение камеральной проверки еще не означает получения денежных средств на свой счет. Возврат от налоговой также следует контролировать по срокам исполнения и в случае задержки выплат обратиться в налоговый орган.

Что значит статус камеральной проверки «Данные отсутствуют»

Как еще узнать, прошла ли камеральная проверка? Можно также обратиться в налоговую по телефону или лично посетив инспекцию. Но так как дозвониться до них бывает весьма проблематично, а личное посещение может быть не слишком удобно ввиду территориального расположения, ЛК налогоплательщика все-таки самая удачная альтернатива прежним способам общения с налоговой.

Итак, налогоплательщик решил проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ, выполнил все описанные выше шаги и под статусом проверки декларации увидел следующую надпись:

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Фраза «Данные о результате камеральной проверки отсутствуют» обычно указывается в паре со статусами «На рассмотрении» или «В процессе». То есть говорит только о том, что проверка пока не завешена, поэтому и данных по ней пока нет.

Ход камеральной проверки 3-НДФЛ можно отслеживать в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте налоговой инспекции. Нужно только предварительно зарегистрироваться в нем. Ход проверки имеет несколько статусов: принята, в процессе, завершена.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Источник

Что такое камеральная проверка

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Источник

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Что значит нарушен срок проверки в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Принципы проведения камеральных проверок в отношении граждан

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик – физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.

Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.

Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица – налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию. В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы. Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков – физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения, содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них – в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.

Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.

Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.

Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.

Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Повторная «камералка»

На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.

На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.

Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Нестандартные расходы для ИП

Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.

Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).

Задержка в перечислении вычета

На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).

На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.

В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.

Налогоплательщик – физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.

Предоставьте «первичку»!

Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.

Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.

У вас – вновь открывшиеся обстоятельства

Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.

Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.

Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.

В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.

Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.

Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства. При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому – о факте его реализации.

То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода – на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание – царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.

Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.

Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.

Без вины виноватые

Налоговые органы практикуют привлечение физического лица – налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог. Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию – налогового агента, а не на работника – физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Работодатель тоже примет участие

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Важные моменты

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам

Неверно исчислили налог

Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам – это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).

Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.

Централизованная бухгалтерия – меньше агентов

Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.

Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.

Запрет на средства налогового агента

Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *