Что значит народные истоки
Консультация «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Ольга Владимировна Селиверстова
Консультация «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Приобщение к истокам русской народной культуры.
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией,когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались другими идеалами: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры.Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, современным искусством, которое не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Необходимо обратить внимание на следующие приоритеты:
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное. Поэтому приобщение к истокам русской народной культуры должно содержать:
• Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
• Гармония и ритм народной декоративной росписи способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразительному искусству.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Разучивая на занятиях с детьми произведения русскогофольклора придется разъяснять значение непонятных слов и выражений: горница, дровенки, горшок, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие.
3. Еще одним из направлений приобщения детей к истокам народноготворчества и развития творческих способностей детей является представление музыкального фольклора в разных формах: музыкальных сказках, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогащает знания о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались во время уборки урожая. Обряды зимнего цикла раскрывают традиции Рождества. Дети могут разучивать игровые сценки, перевоплощаясь в героев, петь колядки. Готовясь к Масленице – разучиваются заклички, дразнилки, изготавливается чучело Масленицы. В весеннем цикле знакомим с праздниками Вербное воскресенье и Пасха. Существует много обрядовых праздников, о которых дети не знают и не слышали никогда «Яблочный и медовый спас», День Семена – летопроводца – первая встреча осени, Никита – Гусепролет – гуси на хвосте зиму тащат, Петр и Павел рябинники – чествуют рябину, ее целебные свойства и другие).
4. «Музыкальный уголок» оснащенный народными музыкальными инструментами стимулирует потребность детей в активном выражении чувств, придает своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках, дудках, рожках. Можно изготовить инструменты вместе с детьми – бренчалки, шумелки, гремелки, шуршалки (используются баночки, заполненные горохом; инструменты из пластиковых бутылок, пробок, шуршалки из бумаги.
6. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому.
Фотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» Фотоотчёт по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» В формировании личности ребенка важно, чтобы дети знали и уважали.
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.
Конспекты занятий «Приобщение детей к истокам народной культуры» Конспекты занятий по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой.
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.
Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Югорка» Консультация Тема «Приобщение.
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития.
Оформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печь Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.
Рабочая программа «Приобщение к истокам русской культуры» МДОУ-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников №16 «Малышок».
Доклад «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.
Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
В «Федеральной целевой программе развития образования»
говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,
умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.
Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:
Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;
Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.
Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:
воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории
приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми
учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)
формировать ценностные ориентиры на жизнь
формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа
развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус
познакомить с богатым, образным родным языком
обогатить речь детей, развивать речевую культуру
выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.
А далее шла кропотливая работа.
Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.
Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.
Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники.
Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички.
В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.
Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.
Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..)
Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.
Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём — диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот — дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.
После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей.
В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:
1. Организовать консультации на темы:
«Куда повести малыша в выходной день?»
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду
3. Пошив родителями элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук)
4. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
5. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.
Вот почему так нужна организация предметно-развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.
Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.
Истоки народной культуры
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
«Истоки русской народной культуры»
Возраст обучающихся: 3-10 лет
Срок реализации: 3 месяца
И. В. Аглинишкене, воспитатель
1. Пояснительная записка….3
2. Учебный (тематический) план 7
3. Содержание программы….…. 14
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы….…20
5. Список литературы…. …. 22
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры». Программа разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.
Содержание данной Программы направлено на ознакомление с русским бытом, предметами обихода, с народной декоративной росписью, с народными праздниками и традициями. Участвуя в календарных праздниках детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, приобщается к лучшим традициям русской народной культуры, происходит формирование духовных качеств, эстетического вкуса, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у них художественно-творческих способностей, эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал, помогает повысить интерес к народным истокам. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях
Педагогическая целесообразность Программы
Для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
1. Знакомство с русским бытом,предметами обихода: широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы).
2. Знакомство с народными праздниками и традициями.
3. Познакомить детей с народной декоративной росписью.
4. Знакомить с народными промыслами.
Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением.Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Все занятия в разработанной программе носят творческий характер, в связи с этим они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Обобщая сказанное, можно заключить, что цель данной программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального достояния, к русской народной Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. Это поможет детям понять, что они –часть великого русского народа.
Отличительные особенности Программы
При разработке данной Программы изучены,проанализированы и использованы следующие программы: дополнительная общеразвивающая программа «Народные промыслы», Н. И. Мухлынина, Новосибирская область, п. Ордынское, 2003 год; «Золотые узоры Хохломы», В. Горохова, МДОУ Детский сад № 8 «Сказка», 2014 год; «Цветик-семицветик», М. Г. Кропотова, МКОУ ДО «Центр развития и творчества», г. Нея Костромской области, 2015 год; изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение к этому виду деятельности.
В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана и система понятий о русской народной культуре, о традициях русского народа, о предметах русского быта и их назначением, о разнообразных древних ремеслах.
Цель и задачи Программы
Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры.
познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
— знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
пробудить интерес к русской народной культуре;
дать представления о разнообразных древних ремеслах;
познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
— Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
— воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
— воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т. д., широко используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) формировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
воспитывать у детей патриотические чувства и духовность
содействовать сближению поколений.
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 до 18 лет, независимо от уровня подготовки.
образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся в 1-2 раза в неделю, в дневную смену воспитателя.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
В результате освоения Программы,обучающиеся:
-предметы русского быта и их назначение
-о разнообразных древних ремеслах;
-знать русские народные игрушки;
-знать русские народные сказки, былинны и сказочных героев;
-некоторые календарные праздники, обряды и традиции;
-виды русского фольклора;
-о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
-историю русского народного костюма;
-играть в игры, водить хороводы, рассказывать сказки;
-узнавать произведения народно прикладного искусства;
-;изготавливать русские народные игрушки;
-использовать в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки;
-бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества.
Учебный (тематический) план (3-6 лет)
Раздел, тема Количество часов
Всего Теоре. занятия Практ. занятия Формы аттестации контроля
2. Веселье лучше богатства 3 1 2
3. Бабушкин сундук 4 1 2
3.2 Коллективное творчество. Рисование «Русской национальной одежды» 1 1 Педагогическое наблюдение
3.3 Развлечение «Игры –забавы» (народные традиции). 1 1 Педагогическое наблюдение
3.4 Коллективное творчество. Рисование кокошника и сарафанов 1 1 Промежуточная аттестация
4. Народные промыслы 4 2 2
4.2 Творческая мастерская «Изготовление игрушек» 1 1 Педагогическое наблюдение
4.4 Коллективное творчество «Роспись посуды» 1 1 Педагогическое наблюдение
5. Устное народное
5.1 Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, загадки, заклички, скороговорки)
6 Итоговая аттестация
Учебный (тематический) план (7-10 лет)
Раздел, тема Количество часов
Всего Теоре. занятия Практ. занятия Формы аттестации контроля
2. Веселье лучше богатства 3 1 2
3. Бабушкин сундук 4 1 2
3.2 Коллективное творчество. Рисование «Русской национальной одежды» 1 1 Педагогическое наблюдение
3.3 Развлечение «Игры –забавы» (народные традиции). 1 1 Педагогическое наблюдение
3.4 Коллективное творчество. Рисование кокошника и сарафанов 1 1 Промежуточная аттестация
4. Народные промыслы 4 2 2
4.2 Творческая мастерская «Изготовление игрушек» 1 1 Педагогическое наблюдение
4.4 Коллективное творчество «Роспись посуды» 1 1 Педагогическое наблюдение
6. Устное народное
5.1 Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, загадки, заклички, скороговорки)
6 Итоговая аттестация
1.1. «Милости просим, гости дорогие»
С предметами быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; с печкой, чугуном, ухватом,с лампой керосиновой красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка;посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки и т. п.
1.2. «Традиции и уклад семьи русской»
Теория: Беседа о том, как жили большие русские семьи на Руси. Знакомство с традициями и укладом семьи, народным этикетом приема гостей и поведения в гостях, приготовления угощений. Рассказать о традиции уборки в русской избе, распределении обязанностей между членами семьи.
2. Веселье лучше богатства
2.1 Русские народные музыкальные инструменты.
Теория: Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой – слайды. Познакомить с внешним видом и звучанием русских народных инструментов. От простейших ударных (барабанка, ложки, трещётки, до духовых (жалейка, свирель, рожок) и струнных (балалайка, домбра, а также гармонь (ударные, струнные, гармонь).
2.2 Игровое мероприятие «Веселится народ, что за праздник к нам идёт».
Теория: Знакомство с некоторыми народными праздниками календаря русского народа. Дать представления о народных праздниках: Рождество, Святки, Крещение, Масленица и др. ; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
Практика: Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, участие в праздничных мероприятиях
2.3 Художественное творчество ИЗО «Русские народные инструменты».
Практика: рисование русских народных инструментов. Оформление выставки.
Мастер-класс «Русское подворье» (из спичек).
Практика: Коллективное творчество. Оформление макета «Русское подворье» (из спичек).
3.1 Знакомство с русской одеждой.
Теория: знакомство с историейсоздания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская.
Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха.Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.Головной убор: кокошник, сорока, кичка, платок.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты;зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
Познакомить с историей создания женских головных уборов.Головные уборы русских девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём.
Дать представление о распространённой обуви на Руси – лаптях. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты.
3.2 Коллективное творчество. Рисование «Русской национальной одежды»
Практика: рисование русской национальной одежды. Оформление выставки работ.
3.3 Развлечение «Игры – забавы» (народные традиции).
Практика: показать богатое и разнообразное содержание игр.
Игры – состязания в ловкости, меткости попадания в цель; игры-ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, пальчиковые игры, игры-соревнования, и т. п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм.
Знакомство с историей самоварного дела и традициями русского чаепития.
4. Народные промыслы
4.1 «Весёлая ярмарка». Слайды, видео.
4.2 Творческая мастерская «Изготовление игрушек»
Практика: изготовление дымковской игрушки из теста, бумаги, роспись изделия. Оформление выставки.
4.3 «Гончарные мастеровые».
Теория: Виртуальное путешествие в гончарную мастерскую. Рассказ о гончарном промысле, Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления глиняной посуды. История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия, выполнение работы.
Практика: Лепка посуды из пластилина, украшение посуды. Воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, показать красоту готовых изделий.
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи. Организация выставки готовых изделий.
5. Устное народное творчество.
5.1 Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, загадки, заклички, скороговорки, былины.
Теория: Познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа, знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями, потешками).
Знакомство с русскими народными небылицами, пословицами, скороговорками. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
Знакомство с потешным фольклором. Загадывание загадок.
Практика: Самостоятельное придумывание детьми небылиц, заучивание понравившегося фольклора.
5.2 Викторина «Путешествие в старину».
Практика: Проверка результатов усвоения материала программы с использованием развлекательного материала по сценарию.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практическая значимость программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, двор. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная деятельность: участие на занятиях родителей (законных представителей, специалистов учреждения, воспитателя.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения занятий по программе «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры«необходимо следующее оборудование:
-Наличие материалов для изобразительной деятельности и ручного труда.
-Реальные предметы народного быта и интерьера.
-Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.
—«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструменты.
-презентации для уроков
-карандаши, фломастеры, краски, мел, восковые свечи
Материально-технические условия реализации программы
1. Помещение для проведения занятий;
• Гуашь; акварельные краски;
• Восковые мелки, свеча;
• Картон белый, цветной;
• Подставки под кисти;
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используются:
• Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Список литературы, используемой при написании Программы
1. Знакомство детей с русским народным творчеством:Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. М. Ф. Литвинова. Русские народныеподвижные игры для детей: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
4. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н. А. Горяева, О. В. Островская. Москва «Просвещение 2019»
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.
Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.
Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук «К истокам русской народной культуры» В рамках темы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.