Что значит нарисовать музыку
«Рисуем музыку». Консультация для музыкальных руководителей
Ольга Махова
«Рисуем музыку». Консультация для музыкальных руководителей
Рисуем музыку.
Для развития творчества детей большое значение имеет рисование музыки. Во время прослушивания музыкального произведения прошу ребят сосредоточиться и «увидеть», что изображает музыка. Например, слушая «Времена года» П. И. Чайковского, можно увидеть осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая песню, всегда можно «дорисовать» в воображении то, что больше подходит для неё: широкие раздольные поля, народное гулянье. Можно дать детям прослушать «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского. Предложить представить себя снежинками, танцующими под музыку. Прежде чем начать танцевать детям предлагаю выбрать предметы для танца (например: снежинки, дождинки, шифоновые голубые шарфы и т. д.). А затем я предлагаю детям нарисовать музыку. Они под музыку рисуют, самостоятельно выбирают сюжет, цветовую гамму, краски, карандаши, мелки. После выполнения рисунков работы оформляю как выставку. Детям очень понравилось рисовать. И они просили еще и еще.
Мои дети нарисовали «Оранжевую песенку». Но сначала ее выучили. И теперь поют с удовольствием и в группе, и на прогулке. Здесь все было в оранжевых тонах. А вот в пьесе «Болезнь куклы» П. И. Чайковского все в серых, синих, фиалетовых оттенках. Детям было очень грустно слушать эту музыку.
Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает (в песне, танце, опере, симфонии). Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете любимую музыку. Смелее фантазируйте. Выберите музыкальный отрывок и представьте, что это какое-либо состояние природы. Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой.
Для грустной музыки, подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Вы можете сами придумать такие задания, где характер музыки перескажете изображением на бумаге.
Самое главное — фантазия! Постарайтесь искренне выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получится не то,чего бы хотелось: пусть «первый блин комом». Нужно только начать, и вы станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.
Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Предлагаю вашему вниманию.
Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.
Рисуем музыку
Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или предложить ребенку или даже группе детей.
Рисование музыки и релаксация
Выберите приятную мелодию, которая дарит вам спокойствие и умиротворение, найдите спокойное место, расслабьтесь и погрузитесь в музыку. Когда вы почувствуете единение с музыкой можно начинать рисовать. Лучше взять лист бумаги формата А3 для акварели. Лист можно смочить водой перед рисованием, и открыть краски.
Рисование музыки с детьми
Если вы предложили рисование музыки детям, то будьте готовы, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточните какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или подвигать кистями в воздухе. Эти простые упражнения предадут им уверенности.
Во время работы обязательно хвалите детей и поддерживайте их, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.
После окончания рисования работы обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета, линии и формы были использованы для её изображения. Изменилось ли настроение ребят после выполнения задания.
Рекомендуемые мелодии
Рахманинов «Испанская полька»
Штраус Увертюра «Маленькая мышь»
Моцарт «Турецкое рондо»
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
Инна Козлова
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку»
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Я хочу её нарисовать.
Во многих школах на предметах «Музыка» или «Рисование», в детских садах на интегрированных занятиях применяется такой метод, как «Рисуем музыку».
Дети рисуют музыку, которую прослушивают. Изначально такой метод назывался «музыкальная графика» и начал развиваться с начала 20-го века. Помимо школ и ДОУ,его также практикуют в развивающих центрах,домах творчества.
Дети на таких занятиях узнают, что оказывается между музыкой и изобразительным искусством есть очень много общего. И это действительно так, ведь эти два направления объединяет красота и совершенство.
Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Перед тем как начнется занятие, никто не может предугадать, какие результаты дети покажут. Трудно даже определить, кто же из детей сможет понять и прочувствовать музыку и запечатлеть ее изобразительным методом. Всё зависит от душевного состояния ребёнка в данный момент времени.
Кого-то музыка для рисования может очень сильно вдохновить, а кого-то нет. Но равнодушным на таких занятиях никто не остается. Даже самые маленькие ученики, которым еще только 4 года, прекрасно рисуют музыку и им это очень нравится.
Метод «Рисуем музыку» используется в педагогике с целью научить детей цвето-эмоционально реагировать на музыку. Ребенок накапливает опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.
Этот вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут «слышать каждое мгновение музыки», а не просто её прослушивать.
Перенося мелодию на бумагу, дети учатся рисовать, думать, развивают фантазию и воображение. Они приобщаются к высокой художественной культуре. Личность каждого ребенка развивается эстетически.
Ход рисования музыки:
Дети удобно садятся по одному за парту или стол (если позволяет пространство) и, закрыв глаза, прослушивают музыкальное произведение
Когда заканчивается музыка, дети открыв глаза,сразу берут карандаши, краски или фломастеры и начинают рисовать на бумаге.
(здесь очень важно не начинать разговоры, кто что представил из детей под данную музыку, чтоб не сбить «индивидуальную фантазию» каждого ребенка, ведь мы знаем, что дети очень любят копировать другого,повторять друг за другом)
После того, как рисунок у каждого будет готов – можно начинать разговор о музыке.
Спрашиваем у каждого ребенка, что конкретно он представил при исполнении данного музыкального произведения,что или кого он нарисовал на бумаге.
После того, как КАЖДЫЙ ребенок высказался и показал свой рисунок, начинаем говорить о данном музыкальном произведении. Задаём вопросы:
— Какие чувства у ребенка вызвала музыка?
(радость, страх, гнев, печаль и т. д.)
— О чём рассказывает эта музыка?
(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)
-Какой у нее характер, как она звучит?
(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая)
-Знакомим детей с языком музыки.
(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
В дошкольном возрасте при «рисовании музыки» необходимо учитывать возрастные особенности детей:
— В младших группах детского сада дети пока не способны «отразить на бумаге свои чувства», поэтому такое занятие пока для них рановато.
— У 4-5 летних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. Поэтому с ними уже можно «рисовать» несложные, яркие программные музыкальные произведения.
— Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Дети старшей и подготовительной группы отмечают отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.
Определяйте у каждого из детей преобладающий цвет рисунка. Этот цвет говорит о многом.
Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер.
Оранжевый цвет представляется теплым, радостным, позитивным.
Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый.
Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает.
Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии.
Синий цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности.
Фиолетовый цвет – несет трепетность и мечтательность.
Примерный список музыкальных произведений
Средняя группа ДОУ
Старшая группа ДОУ:
Детский альбом – П. И. Чайковский
Дед Мороз – Р. Шуман
Подготовительная группа ДОУ
Григ – Песня Сольвейг (мелодия)
«Что рисуют наши дети?» Здравствуйте,уважаемые педагоги! Каждый из нас желает узнать,что происходит в маленькой головке малыша?Тогда дайте ему в руки карандаши.
«Дети рисуют лето!» Фотоотчёт. Наступило долгожданное лето,которое ждут с нетерпением взрослые и дети!В летний период хочется больше находиться на свежем воздухе и наслаждаться.
Дети рисуют космос… Фотоотчет 12 апреля в России и во всем мире отмечается праздник – День космонавтики. К этому значимому событию мы с ребятами нашего детского сада.
Фотоотчёт «Дети рисуют Мир» У каждой страны, каждого народа есть свой главный праздник, который отмечается ежегодно на протяжении долгого времени. Он объединяет нацию.
Фотоотчёт «Дети рисуют музыку» Фотоотчёт «Дети рисуют музыку» В рамках годового межгруппового проекта «Сказка в музыке», который мы реализовали в этом учебном году, наши.
Из жизни группы. Рисуют дети В своей работе с детьми особое внимание я уделяю рисованию, а если точнее, то рисованию с использованием нетрадиционных техник. Особенно.
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.
Консультация для педагогов «Слушаем музыку» Слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки,.
Конспект цикла занятий-игр «Рисуем музыку»
Жигачева Ольга Михайловна
Конспект цикла занятий-игр «Рисуем музыку»
цикла занятий-игр «Рисуем музыку»
Тема: «Рисуем музыку«
Создавать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами.
Развивать у детей фантазию и воображение, продумывать композиционное построение рисунка.
Использовать цвет как средство передачи настроения.
Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей.
Закреплять умение согласовывать существительные с другими частями речи.
Умения выбирать формат и цвет бумаги для лучшего выражения своего смысла.
П. И. Чайковский «Времена года».
Изображения музыкальных инструментов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята, закройте глаза и слушайте музыку.
Примечание. Необходимо предложить детям для слушания мелодии с ярко выраженным характером.
А теперь попробуйте не открывая глаз, кто что слышал, рассказать. Постарайтесь описать так, чтобы получалась картина и другие дети её могли увидеть (затрудняющимся детям можно включить музыку во время рассказа).
Вот видите, картину можно написать не только красками, а описать и словами, а можно и с помощью звуков.
Попробуйте нарисовать то, что получалось,что мы услышали и сравним: разные или одинаковые картины у вас получились на одну и тоже мелодию.
Музыка в сказке «Семеро козлят».
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь в дали красуется, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
«Уж тает снег…».Какая музыка подходит к этому стихотворению? (Спокойная, нежная.)
I.Игра: «Графическая музыка» или «Невидимки»
Воспитатель: Игра. Под звучащую музыку с закрытыми глазами легкими движениями простого карандаша дети наносят любые линии на лежащем листе бумаги.
Карандаш не отрывать от листа.
Линии короткие, карандаш отрывать можно.
(Мелодия заканчивается. Дети открывают глаза и всматриваются в «рисунок»)
Задание. Увидеть в переплетении линий какой-либо силуэт и обвести его простым карандашом.
Кто найдет больше «невидимок», то можно усложнить «задание».
где спрятались животные, траспорт.
II. «Волшебные инструменты»
(Изображение музыкальных инструментов)
Воспитатель: Как вы думаете? Похожи ли чем-нибудь эти инструменты друг на друга?
Это одна огромная семья. Общее в них то, что они все музыкальные, у них поющие голоса, на них можно сыграть мелодии. А вот голоса разные.
(грамзапись каждого инструмента. Музыкальная сказка «Петя и волк»).
Дети обсуждают характер мелодии, её отличие от предыдущей.
Воспитатель: А можно обозначить цветом? А каким?
(раздает силуэты музыкальных инструментов).
Нарисуем волшебные инструменты. Каждый инструмент будет такого цвета, который наиболее характерен для его звучания.
Примечание: закрашивают любым приемом – точками, линиями, круговыми линиями, спиралями.
III. «Говорящие инструменты»
(Рассматривание картин, репродукций)
Темные, грозные скалы сгромоздились одна на другую. О скалы бьется ветер.
Искрится на солнце водопад, окруженный яркой зеленью, переливами красок и света.
Раздолье зеленого луга, лес вдалеке. Теплый, нагретый солнцем камень. Тишина. Только птицы поют вдалеке.
Осенний пейзаж. Листва с деревьев уже облетела, лишь кое-где горят желто-красные костры.
Воздушный бой звучит перекличкой труб, воинственной и звонкой. Их голоса, словно лучи солнца играющие в облаках, трубили боевую песню.
Воспитатель: Все дети разные, а чувствуют одинаково. Мелодия не просто рисовала картину, она рассказала о каждой.
Рассматривание картин под звучание музыки.
IV. «Рисуем музыку»
(П. И. Чайковский «Времена года» или «Детский альбом»)
Воспитатель: В цветовой гамме, в любой технике изобразить услышанное (главное, передать характер музыки в цвете, линиях).
Обратить, как цветовое сочетание передало характер музыки, какие цвета использованы – холодные или теплые, и почему.
Ребята, вам понравилось наша игра? Что особенно вам запомнилось? Вы все ребята, молодцы, хорошо справлялись со всеми заданиями.
Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Фотоотчёт «Мы рисуем музыку» Фотоотчёт на тему: «Мы рисуем музыку» Добрый день! Хочу поделиться с вами своим фотоотчётом на тему: «Мы рисуем музыку». Данную форму.
Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Цветы» под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» Конспект занятия «Цветы» нетрадиционное рисование (под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов») Цель: продолжать обучать детей изображать.
Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН» Цель: выявление уровня знаний,умений и навыков детей о здоровье и его составляющих. Задачи: выявить представления о ЗОЖ, о дыхательной.
Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.
Фотоотчет о выставке «Рисуем музыку. Отгуляла осень буйством красок» Рисуем музыку. Одной из задач художественно – эстетического воспитания детей является: формирование начал музыкально-художественной культуры,.
Занятие из цикла «Математика в сказке». Конспект НОД «Как лягушки болото искали» Занятие из цикла «Математика в сказке». Конспект НОД «КАК ЛЯГУШКИ БОЛОТО ИСКАЛИ». Программные задачи: • развивать фантазию детей, совершенствовать.
Практикум для педагогов «Рисуем музыку»
Елена Кулемалина
Практикум для педагогов «Рисуем музыку»
Рисуем музыку.
Практикум для педагогов.
1слайд. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда.
Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.
3слайд. Наша задача – приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Исходя из специфики целей и основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование у дошкольников основ музыкальной культуры. Остановимся на более подробной характеристике метода уподоблений характеру музыки Этот метод позволяет ребенку выразить свои впечатления от музыки. Он предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
4. слайд. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, мимическое, темброво-инструментальное, вокальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, проявление увлеченности – крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно для детей младшего возраста. Дети второго-четвертого года жизни, имеющие пассивный словарь слов, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую определенный смысл.
Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, руки ребенка к игрушке) используется в младшем возрасте. Он помогает детям более наглядно прочувствовать эмоциональную выразительность музыкального образа. Игровая форма способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоционально-личностному контакту ребенка и взрослого. Например, во время звучания нежной музыки взрослый нежно прикасается к руке ребенка и произносит характеристику – «нежная музыка», ласково и с улыбкой. Одновременная работа разных анализаторов (слухового, зрительного, осязательного) способствует возникновению разных ощущений и помогает ребенку адекватно воспринять музыкальный образ и запомнить новое слово. Далее взрослый побуждает применять новые слова и обыгрывает их с игрушками, например, нужно сказать кукле или мишке, как звучит эта музыка и побуждает применять новые слова.
Вокальное уподобление характеру музыки – в виде выразительного напевания взрослым мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций. Известно, что в процессе восприятия музыки у человека возникают непроизвольные беззвучные голосовые реакции, как бы пение про себя, подпевание. Постепенно дети сами начинают подпевать полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия.
Темброво-инструментальное уподобление. Аналогично дети передают эмоционально-образное содержание музыки, играя на музыкальных инструментах.
Словесное уподобление — слова-образы, характеризующие смену настроений, эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры. Поэзия, сказка способствуют развитию художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости. Образное слово побуждает детей к творчеству, выражению первоначальных суждений о музыке и оценок. Характеристики эмоционального содержания музыки являются наиболее уязвимым местом в работе с детьми. Они легче определяют моменты изобразительности (здесь «падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикают птички»). А деление музыки на веселую и грустную обедняет ее восприятие. Найти подходящую характеристику зачастую трудно не только детям, но и взрослым. 5. Слайд. Поэтому есть словарь эмоций, который написан за детьми 6-7 лет. Присутствие характеристик музыки в виде прилагательных (нежная, задумчивая, тревожная, взволнованная и др.) в речи детей очень ограничено в силу преобладания в ней глаголов и существительных и почти отсутствие слов-качеств. Кроме того, эти характеристики употребляются в непривычных для детей значениях (светлая бумага и «светлая музыка», решительный человек и «решительный характер музыки»). 6 слайд. Для овладения этим словарем, обозначающим настроение музыки, применяется прием цветового уподобления характеру музыки. Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с определенным характером музыки: пастельные тона – с нежным, спокойным характером музыки; темные тона – с мрачным, тревожным характером; яркие – с решительным, торжественным. Ребенку дают две карточки и, прослушав произведение, он поднимает соответствующую карточку.Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова происходит быстро, словарь эмоций обогащается. 7. Слайд. Моторно-двигательное уподобление характеру музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к экспериментированию, различению и выражению в движениях изменений характера музыки. Детям предлагается двигаться так, как подсказывает характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание и менять характер движения в зависимости от смены настроений. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.
Необходимым условием является также владение графическими навыками и умениями, позволяющими передавать музыкальный образ в рисунке.
Диагностические обследования детей младшего дошкольного возраста показали, что цвето-слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни, они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и тёмными красками.
Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям».
10 слайд. Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Известный художник М.Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать,как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникать у любого взрослого и у ребёнка. Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребёнок раскладывает карандаши от тёмного к светлому и при этом поёт гамму в восходящем направлении.
11 слайд. Интересным также оказывается соединение творческого музыкальногодвижения и рисования: «дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они двигаются под музыку или размер стиха, они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребёнка есть возможность, следуя настроению творческого танца и пульсирующего ритма, который ещё живет внутри него, тут же взять в руки краски».
12 слайд. Так, после прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Н. Римского-Корсакова дети рисовали бушующие волны, используя тёмную цветовую гамму и обосновывая свой выбор тем, что тёмные краски передают глубокое, суровое, страшное море. Большое внимание при прослушивании музыки должно уделяться анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство, «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и мы предполагаем, что наиболее яркие особенности мелодии прослушанных пьес найдут отражение в рисунках. 13-15 слайды. Предлагая детям воплотить в рисунке любое музыкальное произведение, необходимо учитывать их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста ещё не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развёрнутый сюжет. Поэтому им лучше предложить «нарисовать» музыку, темы и образы которой больше соответствуют их возможностям. Вместе с тем, дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав её настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Они принимают эту задачу и передают настроение музыки и свои впечатления от неё цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью или прозрачностью цветового колорита. При этом и младших, и старших дошкольников педагог ориентирует на то, что они могут рисовать как тот или иной сказочный образ, сюжет и т. д., так и просто «музыку». В результате использования данного метода дети удовлетворяют потребность в движениях, что помогает увлечь их, у них формируется положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.
16 слайд. Выполните с ребенком такое интересное задание.
Послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть например, фрагменты из «Времена года» Вивальди,карнавал животных Сен-Санса или произведения для детей русских и советских классиков: С. Прокофьева, Д. Кабалевского. Детский альбом П. И. Чайковского,
В первую очередь дать детям просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания они будут бурно выражать свои эмоции, не останавливайте их. Это значит, что дети правильно определили характер исполняемого произведения.
Проанализируйте с детьми, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?
3. Предложите выразить характер музыки в движениях.
4. Теперь предложите детям передать свои впечатления каким – либо рисунком.
Перед началом рисования поинтересуйтесь, какого цвета карандаши хотят взять для рисунка. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка.
Если ребёнок самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера серое небо с темными тучами. Возможно, кто-то будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это тоже выражение чувства и настроения.
5. Оценить творчество.
Попросите рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки.Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку?
Ребенок уже 3-4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения.
Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у детей и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.
Пусть ребенок не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно.
В результате взаимодействия музыки и живописи происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Применение этих методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, худ-обр мышления, воображения, развития их творческих способностей.
17-19слайды. Аквариум. Сен-Санс. Музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок,переливчатые пассажи фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг. А в аквариуме резвятся золотые рыбки необыкновенной красоты. как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая чудесную картину подводного волшебного мира.
Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.