Что значит нарисовать лесную школу
«Лесная школа» — игровая диагностика готовности детей к школе
Игра «Лесная школа» представляет собой игровую оболочку и предназначена для решения диагностических задач. Она способна заменить психологу диагностическое обследование на готовность к школе и дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком. Результаты игры могут служить основанием для планирования дальнейшей развивающей и коррекционной работы
Цель: определение уровня готовности к обучению в школе.
Задачи:
Оборудование:
Оформление класса: на больших ватманах — рисунок леса, рисунок сказочного замка; стол для помощников (на столе — раздаточный материал для участников, атрибуты).
Музыкальное сопровождение: песня из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Примечание: педагог-психолог проводит с участниками игры этапы-задания, помощники раздают необходимые атрибуты, а также фиксируют результаты в протоколах.
Ход игры
Звучит песня из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Педагог-психолог приглашает участников пройти в класс.
Психолог. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Посмотрите, к нам прилетела тетушка-сова и принесла телеграмму от лесных жителей. Они просят у нас помощи, потому что злой волшебник разрушил их лесную школу. Скажите, каких лесных жителей вы знаете?
(Дети называют животных леса.)
Вот беда! Как же наши друзья будут учиться? Давайте представим, какая она — лесная школа? Расскажите о ней. (Дети описывают школу, решают, что можно построить лесную школу из кирпича.)
Вот такой замечательной школы не будет, если мы с вами не поможем нашим друзьям построить ее. Мы с вами отправимся в заколдованный лес, где нас ждут разные испытания. Чтобы не заблудиться в пути, мы будем пользоваться картой заколдованного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где находимся и что нужно делать, чтобы помочь лесным жителям. А еще с нами всегда будет наша мудрая тетушка-сова, она знает много разных тайн и подскажет нам, что делать.
А теперь каждый пусть возьмет конверт и напишет на нем свое имя. В этот конверт мы будем складывать «кирпичики», которые получите после каждого испытания. Я надеюсь, что вы непременно будете помогать друг другу во время путешествия. Ну а теперь — в дорогу!
Судя по карте, мы сейчас должны пройти по мосту. Он очень узкий, поэтому нужно быть осторожными (веревка длиной три метра). Каждый из вас по очереди будет проходить по нему, первой пройду я, а вы смотрите, как нужно правильно по ней идти. (После первого испытания дети получают по «кирпичику» и кладут его в свой конверт. Помощники записывают результаты испытания (координация движений) в протоколах.)
Вот мы и добрались до «Лесных загадок». Тетушка-сова. Тут живет моя хорошая знакомая, зеленая гусеница. Мы должны разгадать загадки, которые она приготовила. Если разгадаете загадку, получите рисунок. (На полу лежит бумажная гармошка в виде гусеницы, на каждом листе — загадка. Ребенок разгадывает. Если ответ правильный, участник получает картинку.)
Психолог. Тетушка-сова, ребята, я предлагаю помочь тем, кто не смог разгадать загадки. Поможем? (Помощники записывают результаты испытания в протоколах: слуховая память, речь, воображение, нравственное развитие.)
Пора отправляться дальше по карте. Нам теперь нужно срисовать рисунки, точь-в-точь как у сказочного художника, а в награду вы получите «кирпичики» (бланки гештальт-теста Л. Бендер для определения зрительно-моторной координации).
Судя по карте, мы пришли на место, которое называется «Посмотри и запомни!» (15 коробочек для каждого ребенка с пятью картинками в каждой). Тетушка-сова. Обязательно запомните картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса (исследование памяти). Психолог. Ну как? Запомнили? «Кирпичик» получает тот, кто говорит, что хорошо запомнил (самооценка, самокритичность).
(Психолог произносит текст шепотом.) Мы дошли до замка злого волшебника, который разрушил лесную школу. Сейчас мы молча, притаившись, бесшумно, должны пройти это место, чтобы нас никто не заметил. Тот, кто справится с испытанием, получит еще один «кирпичик» (самоконтроль, произвольность).
Тетушка-сова. Молодцы, ребята! Вам удалось пройти владения злого волшебника. Психолог. Наш путь продолжается. Нам еще предстоит поработать, нужно много «кирпичей» для строительства лесной школы. Смотрите, мы дошли до поляны. Все живое на этой поляне исчезло, это проделки злого волшебника. Как нам оживить поляну?
(Дети придумывают, какими растениями, насекомыми, животными можно заселить поляну; рисуют на бумажных кругах, подписывают их, помощники фиксируют результаты (развитие воображения). После выполнения задания дети получают «кирпичик».)
Тетушка-сова. Следующая точка нашего путешествия — Лесная больница. Она пуста. Что же случилось, почему никого нет?
Психолог. Тетушка-сова, ребята, смотрите, поляна нуждается в лечении! Давайте «заштопаем» поляну. (Раздаются матрицы Равена, каждому ребенку по 3 задания; проверяется правильность выполнения задания, фиксируется в протоколах. Детям, которые не справляются, помогают другие дети. В итоге все участники получают «кирпичики».)
Тетушка-сова. Спасибо! Вы помогли поляне, она вновь ожила.
Психолог. Перед нами непроходимая чаща (на полу разбросаны картинки). Чтобы пройти ее, вам нужно вспомнить и собрать свои картинки, которые вы рассматривали раньше. (Психолог, помощники проверяют собранные детьми картинки; за выполнение задания дети получают «кирпичики».)
Тетушка-сова. Вот мы и дошли до того места, где была Лесная школа!
Психолог. Посчитайте, сколько «кирпичиков» вы собрали. Молодцы! У кого больше всех? Напишите на листочках их количество, а на обратной стороне листа, на лестнице, нарисуйте себя на любой ступеньке (самооценка, математические навыки).
Тетушка-сова. Пора строить школу! (На полу лежит контур Лесной школы, дети приклеивают «кирпичики» на контур, взрослые помогают.)
Психолог. Вот мы и построили Лесную школу. Спасибо вам, ребята! (Участникам предлагается расставить животных, лесных жителей, у школы.)
Лесные жители благодарят вас и дарят угощение (кедровые орешки в красочных мешочках). Подведение итогов (дети говорят о своих впечатлениях). Мероприятие заканчивается пением песни «Если с другом вышел в путь».
Критерии выдачи «кирпичиков». Каждый ребенок получает по одному «кирпичику»; если он совсем ничего не выполнил, то «кирпичик» не получает. В процессе игры помощники фиксируют результаты детей в протоколе, записывают свои наблюдения. Следует обратить внимание на такие параметры, как сформированность приемов игровой деятельности, развитие речи, воображения, памяти, нагляднообразного мышления.
Литература
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. — СПб.: Питер, 2008.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучающихся в начальной школе (часть 1). — СПб.: ИМАТОН, 2001.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»
(диагностика адаптации учащихся в школе)
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Наиболее типичные рисунки
На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.
На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.
Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.
Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.
Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.
Программа сказкотерапевтических занятий по адаптации первоклассников «Сказочные путешествия в лесную школу»
Жили были … Или в некотором царстве в тридесятом государстве… Каждый ребенок слушает эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Дети выбирают удобную позу, и слушают сказки.
Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Все это признаки школьной дезадаптации.
Я считаю, что проблема школьной дезадаптации может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.
Исходя из этого, мною была разработана профилактическая программа работы с первоклассниками в период их адаптации к школе с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой.
Цель программы: Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Программа рассчитана на 30 занятий (Приложение 1). 30 лесных сказок М.А. Панфиловой раскрывают 5 основных тем для первоклассников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью и школьные конфликты, что соответствует разделам программы.
Занятия проводятся периодичностью один или два раза в неделю с группой отобранных ребят численностью до 12 человек. К каждому занятию можно подходить творчески и вносить свои изменения, учитывая специфику группы, или назревшую проблему. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.
Все занятия из программы имеют структуру сказкотерапевтических:
1-й этап. Ориентация. Знакомство.
2-й этап. Ритуал “вхождения” в сказку
3-й этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. Анализ сказки.
4-й этап. Драматизация.
5-й этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).
6-й этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).
7-й этап. Резюмирование.
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Занятие 1. Создание лесной школы.
Цель: Включение в совместную работу. Эмоциональный настрой.
Когда я скажу слова “доброе утро” и назову кого-то из вашего класса, то те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете мне на приветствие.
Цель: Восстановить в памяти учащихся названия и образы лесных животных
Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных
Слова ведущего: Вы любите сказки? Я приготовила для вас очень интересные сказки, которые помогут вам лучше узнать школу и школьные правила.
Эти сказки о школе, но необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.
– А вы знаете, кто живет в лесу?
– Какие они, опишите их. (Дети отвечают.) Показываю картинки.
Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей.
Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листик, который вам больше понравится. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем первую сказочную историю.
Этап 3. Расширение кругозора.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.
Материалы, оборудование: Текст сказки “Создание лесной школы” [9].
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Ведущий задает вопросы:
– Кто в лесной школе был учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?
Молодцы! Все правильно поняли.
Этап 4. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям выполнить упражнение, которое называется “Живые деревья” и нарисовать рисунок “Лесная школа”.
Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей
Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса
Содержание этапа: Детям предлагается нарисовать “лесную школу”, какую они представили во время прочтения сказки (звучит тихая музыка со звуками леса).
Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий говорит: “ Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…”
– Что означают эти слова?
– Эти слова означают, что сказки чему-нибудь учат.
– А чему учит эта сказка?
– Эта сказка учит тому, что мечты сбываются, что все дети (даже звери) должны учиться, что в школе есть звонок, есть уроки и перемены для отдыха, в школу идут осенью, когда деревья наряжаются в желто-красную листву.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вы можете применить?
– Мы теперь школьники, и мы уже знаем, что такое школа, что там есть и какие правила там существуют. Все что рассказывалось в сказке о школе, все есть и в школе реальной.
Этап 6. Резюмирование.
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга с помощью игры “Доброе утро”, поговорили о лесных животных, о том, как они выглядят.
С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.
Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал Лесную школу такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.
Особенно интересными рисунки получились у следующих детей…(ведущий называет).
Сегодня вы многое узнали о школе. А именно, что в школу дети идут осенью, 1 сентября; что в школе есть уроки и перемены; есть светлые классы, в которых будут обучаться дети; ребята узнают о начале или конце урока с помощью школьного звонка.
Все это есть и в настоящей школе, в которой учитесь вы.
Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом
Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в сказку с дополнением. Ведущий говорит: “А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево, которое пока без листьев.
Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными”.
Цель: Эмоциональный настрой на совместную работу.
Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики и координации у детей.
Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.
Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.
Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.
(Называю слова, дети выполняют движения.)
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность подчеркнуть важность каждого ученика. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.
Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?
Каждый ученик в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).
Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.
Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза.
Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом.
Цель: вспомнить, что делали на прошлом занятии и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Давайте вспомним содержание сказки, которую я вам читала на первом занятии. О чем была сказка? Чему она вас научила? Какой опыт из сказки вам уже пригодился в реальной жизни? (Дети рассказывают).
Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Цветы”.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Материалы, оборудование: корзинка с цветами из гофрированной бумаги по количеству детей.
Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в лесную сказку. А попасть туда нам помогут вот эти волшебные розочки. Сейчас я раздам каждому из вас по цветку. А вы берегите его, чтобы потом вернуться назад. Посмотрите на него, какой он? Нравится он вам или нет? Какой бы красивый букет получился из этих волшебных цветов. Закройте глаза и представьте лесную полянку, на которой растут эти сказочные цветы.(пауза) Мысленно мы с вами переносимся в сказочный лес. Кто готов, откройте глаза.
Итак, вы попали в сказочный лес, и сейчас послушайте следующую историю, которая произошла с маленькими ребятами– зверятами в лесной школе.
Этап 3. Расширение кругозора.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.
Материалы, оборудование: Текст сказки “Букет для учителя” [9].
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Вопросы для обсуждения.
– Где были маленькие дети-зверята, когда их родители занимались приготовлениями к школе?
– А что вы узнали о школе из разговора лесных зверят?
– А для чего нужны перемены?
– О каком учителе мечтали зверята?
– А у вас какой учитель?
– Молодцы! Вы все правильно поняли.
Этап 4. Закрепление.
Цель: Развитие произвольности поведения; устной речи; творческих способностей у детей.
Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Роли распределяются по желанию учащихся.
Материалы и оборудование: Маски лесных животных; искусственные или живые цветы; аудиозапись со звуками леса.
Цель: закрепление представлений о лесной школе и ее учениках, развитие творческих способностей.
Задание: Нарисуйте букет, который приготовили ребята-зверята для своего учителя. Каким вы его представляете? (Звучит музыка, дети рисуют).
Проводится выставка рисунков.
Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
Сказка учит тому, что в школу надо идти нарядными, как на праздник; в школе на уроках придется долго и тихо сидеть, чтобы чему-то научиться; в школе есть перемены для отдыха, а в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вам пригодятся? (Дети отвечают)
Этап 6. Резюмирование.
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы познакомились с новыми играми: “4 стихии” и “Кого не хватает?”. Вспомнили содержание сказки прошлого занятия. С помощью красивых цветов попали в лесную сказку. Из сказки мы узнали как ребятки-зверятки и их родители готовились к 1 сентября. Вы побывали в образе главных героев, проигрывая сказочный сюжет. Очень хорошо сыграли своих героев…(называя имена участников группы). Каждый из вас нарисовал букет для учителя, который собрали будущие первоклассники в лесу. Ваши букеты получились прекрасными и разными. Нет одинаковых букетов, как нет одинаковых детей. Все вы разные, хоть возраст у вас у всех один.
Далее мы с вами выделили основные уроки этой сказки. Мы о них будем знать и помнить, чтобы применить в реальных жизненных ситуациях.
Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Цветы”.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него среде.
Материалы, оборудование: цветы по количеству детей, корзинка
Представьте, что с этими цветами вы приобрели полученный из сказки опыт. Скажите, кто что взял, чему научился, что узнал?
Теперь мы соберем приобретенные вами опыты, и будем хранить их в этой корзинке (все возвращают цветы в корзину, проговаривая о том, что нового они узнали).