Что значит направленность в фанфиках

Всё о фанфиках. Кто их пишет, куда публикует и как сочинять самому

Если вы пропустили большой материал об истории возникновения фанфиков, то советуем начать с него — это отличная статья, чтобы погрузиться в контекст. Но если вы уже немного в теме, то можете остаться здесь и влиться в новую волну фактов об этом жанре. На этот раз Анастасия Плинер расскажет, почему вообще люди пишут эти фанатские истории, какие есть сайты для их публикаций, а главное — даст советы, как (и зачем) самому начать писать фанфики.

В большом взрослом интернете графомания по-прежнему считается нехорошим делом. Если ты освещаешь в своём фейсбуке общественные события или даёшь полезные рекомендации в инстаграме — ещё куда ни шло. А вот посягать на художественную литературу разрешается лишь тем, кого больше ни в какое другое хобби не взяли, и то из жалости. Усугубить это плачевное положение можно только одним способом: вляпаться в чужой выдуманный мир и писать фанфики.

В англоязычной культуре выделяют два способа фанатеть по чему-либо: кураторский, когда ты наслаждаешься сбором артефактов и информации (например, коллекционируешь световые мечи или на спор называешь всех предков Сириуса Блэка до седьмого колена), и трансформационный, когда у тебя с произведением глубокая эмоциональная связь. То есть ты скорее проведёшь психологический анализ страданий Ванды из нового сериала Marvel, нежели перечислишь все косяки относительно сюжета комиксов. Фанфикшн относится как раз ко второму способу, и это одна из причин, почему далеко не все фанаты его жалуют.

Где читать фанфики

Казалось бы, именно поэтому фанфикшн редко мелькает в лентах рекомендаций, и, если не фокусироваться на нём специально, может действительно показаться, что это крайне маргинальная сфера, не представленная в популярных соцсетях. На самом деле, всё проще. Если мы хотим найти фанфики в интернете, важно помнить, что у этого непритязательного занятия есть одно важное техническое требование: возможность размещать большие объёмы текстов. Поэтому самыми популярными площадками для фанфикшн-комьюнити были и остаются блогерские платформы.

Что значит направленность в фанфиках

На данный момент лучше всего фанфики на английском и нескольких других языках представлены на Tumblr и в ЖЖ: в первом случае — в основном в формате авторских блогов, а во втором — в виде сообществ и фестов (что это такое, расскажу чуть ниже).

Русскому фанфикшну в этом плане не повезло. 15 лет назад, когда ваша покорная слуга только открывала для себя этот дивный новый мир, главным его пристанищем был сервис Дайри.ру. Так продолжалось примерно до середины прошлого десятилетия, после чего некогда одиозный Дайри стал вымирать, и теперь многие сообщества представляют собой памятник ушедшей эпохи. После него для фанфиков так и не нашлось уютной неспециализированной соцсети: часть авторов приютил VK, часть интегрировалась в англоязычную среду, а остальные переехали на специально созданный сайт — Фикбук.

Фикбук был создан в 2009 году (по другим источникам — в 2007-м), и до сих пор это самая крупная русскоязычная площадка для фэндомных писателей. Если верить главной странице, то сейчас там насчитывается более 25000 фэндомов, среди которых как классика (вроде Гарри Поттера или «Звёздных войн»), так и весьма специфические: компьютерные программы, антропоморфные города или жизнь режиссёров российского немого кино.

Одно из правил Фикбука — строго русскоязычные тексты. Сайт определяет свою миссию как «дать возможность авторам поделиться с миром результатами своего творчества», из-за чего он плотно оброс коммерческими инструментами: улучшенным аккаунтом без рекламы с расширенной статистикой, виртуальными подарками для любимых авторов, возможностью вывода фанфика на главную с пометкой «ждёт критики». Фикбук изо всех сил создает атмосферу комьюнити и стимулирует читателей писать и комментировать, раздавая за это награды. Те, кому наград не досталось, могут пробить себе дорогу в рейтингах инвестициями в монеты — виртуальную валюту Фикбука. За монеты можно вывести фанфик в топ, подарить награду любимому автору или приобрести улучшенный аккаунт без рекламы и с кастомизацией аватара.

За Фикбуком закрепилась репутация неразборчивого ресурса, который даёт «голос» даже самым косноязычным. Особенно поспособствовала этому группа «Шыдевры Фикбука», которая собирает скрины самых диких речевых оборотов, опубликованных на сайте. Группа появилась в 2012 году в VK, и теперь практически не уступает в популярности неповторимому оригиналу. Среди отзывов на Фикбук также часто встречаются жалобы на публикуемое «чтопопало» наряду с претензиями к коммерческой раскрутке и большому количеству слэша, зато в числе достоинств отмечают удобную навигацию, широкий спектр жанров, идей и возможность выразить себя творческому человеку.

Другой ресурс, на котором регулярно публикуют русскоязычный фанфикш — это Wattpad. Основная функция Wattpad — публиковать начинающих авторов оригинальных произведений и помогать им раскрутиться за счёт конкурсов, но и для фанатских произведений запретов нет. Однако этот сайт имеет два существенных недостатка для публикации фанфиков. Во-первых, поиск только по названию, потому что все фанфики падают в один большой жанр «фанфик». Во-вторых, Wattpad — среда совершенно не фэндомная, и большая часть читателей ищет там новые произведения, а не фантазии на мотив уже существующих.

Ещё один литературный гигант, специализирующийся именно на фанфикшне — Archive of Our Own или попросту Ao3. Это сайт с совершенно другими идеологией и целями. Он был создан в 2008 году инициативной командой «Организация Трансформационных Работ» (The Organization for Transformative Works, OWT), которой также принадлежит авторство проектов Fanlore и Fanhackers, а также сборника научных работ о фанфикшне. Заодно OWT занимается правовой поддержкой фанатского творчества в США и спасением архивов фанфикшна, которые расположены на уже не поддерживаемых серверах.

Ao3 — огромная библиотека фанфикшна на более чем двадцати языках с мощным поисковым инструментом. По сути поиск на Ao3 работает так же, как на Фикбуке: нужно выбрать фэндом, жанр, направленность и специальные метки (например, Female James T. Kirk, чтобы выбрать фанфики с Кирком-женщиной, или Tony Stark Has a Heart для работ, в которых гений-миллиардер показан чутким и любящим персонажем). Также можно отделить законченные работы от незаконченных, указать максимальное/минимальное количество слов и наличие/отсутствие предупреждений (например, о смерти главного героя).

В отличие от Фикбука, Ao3 — проект абсолютно некоммерческий и существует на пожертвования, однако русскоязычная аудитория на нём представлена меньше. На момент написания этого абзаца сайт содержал 134719 русскоязычных фанфиков. Для сравнения — на Фикбуке только по фэндому «Гарри Поттера» опубликовано 105584 работы. Однако Ao3 точно можно назвать главным ресурсом для публикации фанфикшна в мире: в 2013 году он вошёл в 50 лучших сайтов по версии Time, а в 2019-м получил премию Хьюго в номинации «Лучшее нехудожественное произведение».

Что ещё есть, кроме фанфиков?

Помимо стандартной схемы «написал-прочитал» существуют иные форматы обмена творчеством: эвордсы (awards) и фесты (этимология названия здесь та же, что у Октоберфеста). Эвордсы — это стандартные конкурсы, где авторы сами заявляют свои работы, а победитель в каждой категории определяется голосованием. Возможно, я плаваю в собственной теме, но последний живой эвордс, который мне попадался в Рунете — Russian Slash/Yaoy Awards — мирно скончался в 2019 году. Англоязычное сообщество до сих пор проводит такие мероприятия, но даже там фесты — создание произведений по специальной заявке/заданию — куда популярнее.

Фесты бывают двух видов: командные, где нужно создавать контент сообща, ориентируясь на задание организаторов, и индивидуальные, где одни участники оставляют анонимные заявки, а другие выполняют их. Самый известный в Рунете командный, да и вообще, фест Фандомная битва проводится дважды в году с 2011-го. Он посвящён не только фанфикшену, но и фанатскому творчеству в принципе: артам, видеоклипам и другим формам самовыражения. По правилам каждая команда представляет конкретный фэндом и создаёт произведение на заданную организаторами тему. Все работы публикуются анонимно, а лучшая выбирается голосованием. В итоге побеждает команда, работы которой победили в самом большом количестве номинаций.

Индивидуальные фесты организованы проще, и часто проводятся ежемесячно. Как правило, первая половина месяца отводится под заявки, а вторая на их исполнение, хотя чаще всего никто не запрещает исполнить понравившуюся заявку сразу же или через три года. Обычно всё публикуется анонимно, но после очередного «тура» не возбраняется «деанон», когда автор заявки и автор исполнения появляются под своими никами.

А кто пишет все эти фанфики?

И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: а кто вообще эти люди, которые пишут фанфики? В уже упомянутой статье Vox встречаются два противоречивых предубеждения относительно жанра слэш: фанфики пишут только сексуально фрустрированные девочки-подростки VS. фанфики пишут мужчины-геи средних лет. И, поскольку весь фанфикшн зачастую ошибочно приравнивается к слэшу, это представление распространяется на всё фанатское творчество.

Обратимся к данным: пользовательница Ao3 centreoftheselights в 2013 году начала серию исследований половозрастного распределения любителей фанфикшна (первая статья, вторая и третья), которое показало, что большинство заинтересованных фанфикшном — гетеросексуальные женщины в возрасте от 19 до 29 лет. Никаких других численных данных нет (неоплачиваемое исследование столь же неоплачиваемой деятельности — не самое плодотворное занятие). Поэтому мы не знаем ни о среднем уровне достатка или образования, ни о самых распространённых профессиях создателей, а вернее будет сказать, создательниц фанфиков.

Образ юной девушки-фанатки, балансирующей между выдуманным и реальным миром, впервые появился в «большой литературе» в 2013 году, когда была опубликована книга Fangirl писательницы Рейнбоу Рауэлл. Эту книгу можно назвать «рассказом от первого лица», потому что сама Рауэлл когда-то тоже начинала с фанфиков по Гарри Поттеру. The New York Times назвала эту книгу одним из самых достойных произведений для подростков 2013 года, и, хотя отмечают, что фанатская культура в ней прописана не достаточно подробно, отзывы скорее положительные. А вот что касается фильма Slash, снятого в 2016 году с той же самой целью — показать жизнь типичного фаната фанфикшна — то его разгромили в пух и прах, в частности, за то, что он представляет «типичными фанатами» тех, кто в реальности представлен в этой среде очень мало — взрослых мужчин.

Подобное распределение характерно и для русскоязычной среды, здесь исключений нет. Однако плодовитость и популярность автора совсем не зависит от пола и возраста. Большинство произведений, которые поразили моё воображение, были написаны людьми, которых я знала лишь по нику и аватарке.

Вот ещё одно доказательство того, что фанфикшн чрезвычайно демократичен. Единственный ценный ресурс, который он требует, — это время, и единственный навык, который для него нужен, — умение складывать слова в истории так, чтобы захватывало дух. У меня нет универсальных рецептов того, как написать хороший фанфик, но есть несколько рекомендаций, с чего начать, если после всего вышеизложенного вам страсть как захотелось присоединиться к комьюнити.

Совет 1. Пишите о том, что волнует именно вас

Почему-то принято считать, что фанфики без рейтинговых сцен никому не нужны и не найдут отзыва у пользователя. И что необходим лихо закрученный сюжет, а истории в альтернативных декорациях маленьких кофеен никому не интересны (вы не поверите, но в фанфикшне действительно существует троп Coffee Shop AU).

На самом деле, можно описать в фанфике свой опыт борьбы с депрессией, или посмеяться над своими детскими страхами, или выразить своё недовольство устройством общества, не отступая от битв с драконами или межгалактических путешествий. Такие фанфики как раз выглядят «живыми», а фанфик — это всё же общение человека с человеком.

Совет 2. Забудьте всё, чему вас учили на уроках литературы

Нельзя два предложения подряд называть персонажа по имени, используйте синонимы. Предложение без эпитетов говорит о скудости речи. Сложноподчинённые предложения — вершина литературного мастерства

Из-за того, что во «внешнем интернете» за фанфиками закрепилась репутация низкопробной литературы, авторы иногда слишком гонятся за мифическим «качеством», ориентируясь на единственные критерии, которые им когда-либо озвучивали учителя литературы. И забывают, что эти требования нужны, чтобы показать, что ученик освоил правила, а вовсе не для красивого текста. Может, в 2021 году такое советовать уже не комильфо, но всё же я скажу: фанфик нужно писать таким, каким его хотелось бы прочесть лично вам, потому что вероятность, что его однажды включат в школьную программу, крайне мала (что вовсе не должно мешать вам писать фанфики по Достоевскому).

Совет 3. Вам нужен бета-ридер

Или попросту человек, который будет читать ваш сырой текст, выковыривать опечатки и указывать на места, где герой дважды снял с себя шляпу. Беты и авторы часто находят друг друга в фан-чатах Discord или группах VK, а на Фикбуке есть даже целая биржа бет. Но если вы хотите писать фанфики долго и счастливо, то имейте в виду: настоящая бета — это как напарник из полицейских сериалов, готовый прикрыть вашу спину от пуль. В том смысле, что куда приятнее, если автора и бету связывают дружеские отношения, общие вкусы и представления о фаноне (что такое фанон, я уже писала в предыдущей статье). Без беты писать фанфики, разумеется, можно. Но лучше с бетой.

Совет 4. Будьте осторожны с терминологией

Совет 5. Не позволяйте предыдущему совету вас отпугнуть

Несмотря на огромное количество странных слов и аббревиатур, субкультура вполне лояльна к тем, кто употребляет их неправильно. Как уже говорилось, самое важное здесь — не знание правил, а любовь к фэндому и готовность делиться своими фантазиями. Скорее уж вас съедят за неправильный пейринг или трагическое несовпадение в фаноне.

Совет 6. Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях

Если это существует, об этом есть фанфик. Очень похоже на правило 34, правда? Фанфики пишут обо всём. Или вы что, считаете, что несовместимы Маленькие Пони и квантовая механика? Или Ланнистеры и коронавирус? Ваша тема вряд ли окажется слишком непопулярной или узко направленной. Фанфики можно писать обо всём, и на любую неожиданную комбинацию найдётся читатель, который уже лет пять ждал именно этого.

Ваша фантазия не ограничена законами физики, желаниями инвесторов, отточенностью навыка или мнением ребят с района. Как я уже говорила раньше, фанфикшн — самый демократичный вид фанатского творчества.

Источник

История возникновения фанфиков: от «Дон Кихота» до Гарри Поттера

Если мальчик-волшебник неожиданно стал аспирантом-ядерщиком закрытого советского НИИ, если ваш одиозный президент-миллиардер оказался зомби-роботом, если гений и филантроп купил ушанку в Гостином Дворе или ваш любимый 2×2 напился в стельку, и даже Первый канал склонился перед ним, чтобы развязать ему шнурки…

Поздравляю, возможно, вы попали в прекрасный, неукротимый и необъятный мир фанфикшна — фанатских произведений, использующих уже существующих героев и основанных на известных сюжетах. В родном английском это слово — fanfiction — слеплено из двух одинаково значимых частей: «фанатский» (fan) и «выдумка» (fiction).

Неискушенный зритель был вынужден осознать, что живет в одном мире с фанфиками (отдельными фанатскими произведениями) в период между 2011-м и 2015 годами: от выхода первой книги «50 оттенков серого» о БДСМ-неофитке Анастейше Стил и её Сером Господине до промо-кампании первого фильма о них же. В то славное время люди, прежде в глаза не видевшие фанфиков, передавали друг другу секрет Полишинеля: а вы знали, что эта книга — фанфик на «Сумерки»? Да, а что такое фанфик?

«Сейчас мы вам ответим», — сказали в New York Times и написали статью. И вот тогда все упали: оказывается, можно взять чужое произведение, переиначить его на свой лад, не прикрываясь никаким постмодерном, а потом взять и покорить с ним Голливуд. И чтобы Бейонсе написала тебе саундтрек. Да, и так тоже можно.

Но появился фанфикшн задолго до «Оттенков», Бейонсе, интернета и New York Times. Первый известный науке фанфик относится к Ренессансу – периоду, когда человек впервые сообразил, что можно делать что-то исключительно для удовольствия. Преданный фанат (или хейтер — литературоведы до сих пор спорят на этот счет) Мигеля Сервантеса, человек под псевдонимом Алонсо Фернандес де Авельянеда написал продолжение «Дон Кихота». Сервантес был возмущен, но продуктивен, и выпустил авторское продолжение, чтобы было где обозвать Авельянеду «тордесильясским писакой» с «окоченевшим умом».

Самовольные творцы продолжений изначально бесили всех, особенно sci-fi коммьюнити, которое расцвело в США в тридцатых годах XX века. Именно они в 1939 году придумали слово «fanfiction», чтобы описать ими тех, кто не способен придумывать собственные сюжеты и пишет вариации на тему уже существующих. Произносить это слово полагалось с тем же видом, что Малфой произносит заветное «грязнокровка», потому что настоящий научный фантаст пишет только «pro-fiction» с оригинальными сюжетами и героями, а фикрайтеры (писатели фанфиков) занимаются ерундой.

Однако именно благодаря изначально заниженным ожиданиям и отсутствию каких-либо требований к содержанию и форме фанфикшн оказался невероятно живуч: заняться им мог любой, и он куда лучше отражал фанатские настроения, нежели занудные «взрослые» обсуждения, отзывы и публичные чтения. Почти сразу фанфикшн превратился в культурное явление — его начали изучать. В 1944 году (в разгар Второй Мировой) в Лос-Анджелесе первый в мире историк фанфикшна Джон Бристоль Спир (кстати, юрист по профессии) опубликовал книгу «Up To Now» («Доныне»), посвященную творчеству фанатов научной фантастики в 30-е годы XX века.

Если pro-fiction выходил по-настоящему хорошим и интересным — он мигом обрастал фанфикшном. Но ещё где-то четверть века это никого не волновало: гиганты вроде Айзека Азимова не нуждались в фидбеке, а идея зарабатывать на мерче и прочих сопутствующих товарах ещё не пришла никому в голову.

А потом появился Джин Родденбери и создал первую по-настоящему великую франшизу по выдуманной вселенной — «Звёздный путь».

Успеху изначального проекта тогда способствовало… ну, примерно всё: планета бредила космосом, сериальный формат побеждал тяжеловесное кино, Америка находилась на экономическом подъёме, и почти в каждом домохозяйстве был цветной телевизор. Но ни идея, ни формат, ни удачно выбранный момент не смогли бы принести «Звёздному пути» столь ошеломительную славу, если бы не одна деталь: Родденбери умел слушать своих фанатов. И у него было много, очень много материала.

Фанфикшн, каким мы знаем его сейчас, появился в фанзинах (fanzines, фанатские издания). Первый фанзин был создан фанатками «Звёздного пути» Деврой Лэнгсам и Шерной Комерфорд ровно через год после выхода первой серии, в сентябре 1967 года. Он назывался «Spockanalia», содержал 90 страниц и был размножен на мимеографе (машина трафаретной печати для копирования произведений). Первый пуск фанзина состоял исключительно из фанатских историй, стихов и комментариев, но уже второй, вышедший в апреле 1968-го, был дополнен рубрикой от сценаристки «Пути» Д. С. Фонтаны, где она отвечала на вопросы и делилась инсайдерскими сведениями о загадочной фигуре Спока.

Сам Родденбери не только читал фанзины, но и называл их «необходимым чтением» для «каждого, кто принимает решения о политике своей телепрограммы». Сейчас, когда целые флотилии специально обученных людей и алгоритмов специально бороздят просторы интернета, чтобы изучить вкусы аудитории, эта рекомендация кажется довольно наивной. Но речь идет о 1968 годе: для сравнения, монстры маркетинга из Coca-Cola додумались спросить, чего по-настоящему хотят люди, только в 1985 году, лишь зафейлив кампанию New Coke и с позором продув Pepsi.

Кроме того, авторы по-разному реагировали и до сих пор реагируют на фанфики по своим произведениям. Например, Джоан Роулинг назвали «великодушной крёстной матерью фанфикшна нулевых» благодаря статье BBC, в которой она благословила своих фанатов развивать историю Гарри Поттера так, как лежит душа. Одному из фанатов, Норману Липперту, благодати Роулинг отсыпали щедрой ложкой: когда его фанатский приквел о Джеймсе, отце Гарри, был ошибочно принят за официальный, «разоблачен» и обруган в интернете, Роулинг поспешила уладить конфликт и отозвалась о работе Липперта «сердечно» и «воодушевляющее».

Автор «Сумерек» Стефани Майер также благосклонна к фанфикам, а вместе с ней ещё и Нил Гейман, Стивен Кинг, продюсер «Сверхъественного» Сэра Гэмбл и вдохновитель «Мстителей» Джосс Уидон. Последний и вовсе назвал фанфикшн мерилом своего творчества: «Я сам именно такой фанат. Я специально создаю шоу, которые могли бы заставить меня делать всё это».

Ненавистников фанфикшна среди популярных авторов тоже хватает. Например, Энн Райс и Дж. Р. Р. Мартин говорят что-то вроде: «Делайте с моими персонажами, что хотите, пока это не попадается мне на глаза». Автор «Игры Эндера» Орсон Скотт Кард и вовсе пообещал засудить каждого, кто попробует опубликовать своё фанатское произведение в интернете, однако спустя годы смягчился, и в 2012 году объявил конкурс фанфиков (а ещё, по слухам, сам когда-то писал фанфики по произведениям Азимова).

Как показывает практика, фанфикшн существует «для души» и денег не приносит, если вы, конечно, не Э. Л. Джеймс или ещё кто-то из пары-тройки удачливых писательниц (или не судитесь с ними, как, например, произошло в 2018 году). Даже если отвлечься от финансового вопроса, дело это неблагодарное. Фанфикшн в фанатском мире оказался тем самым забитым ребенком, который обедает возле мусорки, в отличие, например, от яркого и красивого косплея: многие считают его низкопробным развлечением для тех, кто не смог себя выразить в более «модном» фанатстве или «полноценной литературе». Почему?

Во-первых, у фанфикшна минимальный порог вхождения. Знать буквы, иметь текстовый редактор и уметь включать интернет — вот и все технические требования. Во-вторых, фанфикшн — это хобби. А значит и уровня от него ждут любительского. Поэтому писать — ещё куда ни шло, а вот читать, по слухам, совсем зашквар. И, в-третьих, фанфикшн доверху напичкан терминами и жаргонизмами, которые приходится учить в дополнение к матчасти, и вот этот пункт обычно добивает.

Поэтому прежде, чем рассказать, почему фанфикшн — это классно, я проведу небольшой ликбез по основным понятиям.

Часть фэндома, созданная автором, называется каноном. Все, что придумано самими фанатами, — это фанон. Причём он не универсален, а варьируется в представлении каждого отдельного фаната.

Фанфики бывают двух направленностей: джен (Gen, от General Audiences — обозначение из Системы рейтингов Американской Киноассоциации, обозначающее фильмы без ограничений по возрасту зрителя), где сексуальные отношения между героями упоминаются вскользь или не описываются вовсе, и все остальные, где им уделяется значительное место в повествовании. Последние, в свою очередь, делятся на три категории: гет (Het, от Heterosexual), где описываются отношения мужчин и женщин; слэш (от названия символа /, которым разделяются имена участвующих персонажей в описании фанфика) — об отношениях только мужчин; и фемслэш (слэш с приставкой fem, от Female — женский) — об отношениях только женщин. Два (реже — более) персонажа, состоящие в романтических и/или сексуальных отношениях, называются пейрингом.

Для сравнения, на Ao3, одном из двух самых популярных сайтов-сообществ фанфикшна, примерно 18% фанфиков имеют направленность джен, 24% — гет, 48% — слэш, 8% — фемслэш, и ещё 2% ушло на «другое», когда пейринг не ясен или пол персонажей не укладывается в парадигму м/ж. Отвечать на вопрос «Почему так?» я не буду: научные работы на эту тему пишут столько, сколько я на свете живу, и люди до сих пор не пришли к однозначному выводу. Просто смиритесь: слэш — самая популярная категория фанфикшна. Вспоминая известную красную футболку: Get over it.

Слов, обозначающих жанры и особенности фанфикшна, больше, чем персонажей в «Игре престолов», и, в отличие от последних, они абсолютно не убиваемы. Но, если опустить эти терминологические нюансы (или выучить — запоминаются они до абсурдного легко), фанфикшн — это самый демократичный вид творчества, потому что его не ограничивает буквально (подчеркните это слово дважды, нет, трижды!) ничего. Он технически прост, изначально не рассчитан на коммерческий успех и не интересен юристам. А значит им может заниматься кто угодно и фантазировать о чем угодно.

Американский культуролог Генри Дженкинс назвал фанфикшн «способом, которым культура исправляет вред, нанесённый системой, в которой современные мифы принадлежат корпорациям, а не народу». В действительности, один из самых распространённых мотивов написания фанфика — недовольство тем, как законный автор обошёлся с любимым персонажем или пейрингом. Например, после довольно спорной финальной серии «Сверхъестественного» сайт Ао3 просто взорвался от новых фанфиков по Дестиэлю (пейрингу Кастиэль/Дин Винчестер), примерно 320 против обычных 20-25 за сутки. Фанаты были недовольны случившимся и пытались это исправить единственным доступным им способом, написав свою версию.

Ещё один мотив написать фанфик — заполнить информационную пустоту, которую автор оставил, взяв «паузу». Это желание знакомо, например, фанатам сериала «Шерлок», последние серии которого вышли четыре года назад. Или отменить тот новый контент, который без спросу навыпускали наглые продюсеры — боль, которая ещё недавно съедала фанатов оригинальной саги «Звёздных войн».

Но иногда, наоборот, вселенная так хороша, что хочется развить её шире и добавить того, чего в оригинале и в помине нет: например, запустить роботов в «Мерлина», сделать Тони Старка капитаном «Чёрной жемчужины» или хуманизировать маленьких пони. Кстати, «нормализация» фэндома — штука популярная: написать человеком то, что изначально не человек, или перенести персонажей из их магическо-сакрального мира в обычный офис. Высший пилотаж Рунета — взять англоязычный фэндом и адаптировать под нашу действительность (поверьте, выходит классно).

Если у вас сложилось впечатление, что зона фанфикшна — это такие Асфоделевы поля, где бродят неприкаянные фикрайтеры и читатели, периодически по чистой случайности сталкиваясь друг с другом, мне нужно разбавить эту вашу пасторальную картину.

Однако для начала я предложу вам переварить уже прочитанное. В конце концов, не каждый день узнаешь, что выдумывать новую жизнь уже существующим персонажам — никакое это не ноу-хау российских школьниц или американских домохозяек, а вполне себе пласт культуры, в который охотно вгрызаются продюсеры и учёные. А через месяц вы узнаете, кто и как пишет фанфики, где их можно встретить и почему они гораздо ближе, чем кажутся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *