Что значит направление в истории
История
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре которых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.
Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Подходы к изучению истории
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.
Значение слова «направление»
1. Действие по знач. глаг. направить—направлять. Направление поезда на запасный путь. Направление специалистов в районы Крайнего Севера. Направление жалобы по инстанции.
2. Линия движения чего-л.; сторона, в которую устремлено действие, движение. [Источники] стекали с гор по разным направлениям. Пушкин, Путешествие в Арзрум. Я пошел в направлении леска. Тургенев, Контора. Мы пошли вместе по направлению к городу. Чехов, Моя жизнь. В корму бил порывистый ветер. Каждую минуту он менял направление и хлестал то в спину, то в лицо, то справа, то слева. Паустовский, Северная повесть.
4. Общественное, научное и т. п. течение. Литературные направления. Реалистическое направление в искусстве. □ В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий. Л. Толстой, Война и мир. Основными «течениями» или направлениями в литературе считаются два: романтизм и реализм. М. Горький, О том, как я учился писать. — Да пойми, папа, кроме материализма и идеализма, других направлений в философии нет, — доказывала Ольга. В. Попов, Закипела сталь.
5. с определением. Участок фронта, развивающий военные действия в какую-л. сторону, в сторону какого-л. пункта (дающего название этому участку). Перед маршем в дни весенние Три танкиста в тишине На берлинском направлении Говорили о весне. Жаров, Весна у танкистов. Все это огромное хозяйство [базы, госпитали, склады] надо было передислоцировать на север, на гомельское направление. Рокоссовский, Солдатский долг.
6. Документ о назначении на работу, на лечение, обследование и т. п. Направление на анализ крови. □ Мы на работу сюда приехали. Окончили в своем городе фабзавуч и получили направление на завод. В. Беляев, Старая крепость.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Направление вектора — для вектора в геометрии.
Азимут — направление на местности, на поверхности с заданной системой координат. Имеет размерность угловой величины.
Направление движения — направление (возможно, усреднённого) вектора скорости объекта.
Направление ветра — один из показателей движения атмосферного воздуха.
Направление в поликлинику, направление на обследование, направление на лечение — решение об изменении места и (реже) способа лечения или документ о таковом решении в современных медицинских учреждениях.
Направление (движение) в религиях (христианство: католицизм, православие, протестантизм; мусульманство: шиизм, суннизм).
Направление подготовки — профессиональная образовательная программа для бакалавра или магистра в вузах.
Направление спонсирования (англ. Property Category) — область человеческой деятельности, к которой относится спонсируемое мероприятие (например, культура, спорт, искусство, бизнес и т. п.).
Направление — стратегическое формирование (объединение) в Вооружённых Силах СССР.
НАПРАВЛЕ’НИЕ, я, ср. 1. Действие по глаг. направить-направлять (книжн.). Н. на работу. 2. Линия движения чего-н.; сторона, в к-рую развивается действие чего-н. или в к-рой находится что-н. Стратегия есть определение направления главного удара пролетариата на основе данного этапа революции. Стлн. По всем направлениям. По направлению от города к деревне. В неизвестном направлении. || перен. Устремленность, путь развития. События приобретают новое н. В этом направлении ничего не сделано. 3. Участок фронта, откуда развиваются действия в какую-н. сторону (воен.). На южном направлении без перемен. Разведка на второстепенных направлениях. 4. Преобладающий характер деятельности, идейная устремленность, тяготение в какую-н. сторону. Н. мыслей. Н. ума. Либеральное н. Вредное н. || Общественное течение, движение, группировка (книжн.). Литературные
5. Ход, движение (дел, бумаг) по инстанциям (канц.). Дать н. делу. 6. Документ, удостоверяющий назначение на работу, отправление куда-н.; путевка, командировка (канц.). Без направления не являться. Н. в дом отдыха.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
направле́ние
1. действие по значению гл. направлять; устремление какого-либо объекта в определённую сторону или точку ◆ Направление ракеты в сторону цели. ◆ Его направление на эту должность было правильным решением.
2. линия, указующая или устремлённая в определённую сторону ◆ Западное направление. ◆ Направление на север. ◆ Направление к дому. ◆ Выбрать направление. ◆ Направление движения.
3. перен. часть некоего социального, научного или художественного сообщества, объединённая схожестью принципов, идей и целей || соответствующая объединяющая их совокупность принципов и идей ◆ Научное направление. ◆ Новое направление в генетике. ◆ Современные музыкальные направления.
4. официальный документ, предписывающий явиться или прибыть куда-либо ◆ Приём детей в возрасте до 17 лет осуществляется по направлению лечащего врача, заверенного подписью доверенного лица. ◆ Вскоре я стоял перед дежурным по гарнизону, которому предъявил удостоверение и направление в часть. Н. П. Каманин, «Лётчики и космонавты»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гироскоп (существительное):
Основные направления историографии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Историографическое направление – это совокупность ученых-историков, объединенных направлением научного поиска, а также общностью научных взглядов и принципов.
За каждым представителем направления признается право на индивидуальные черты, нередко более очевидные в его деятельности, чем традиции всего направления.
В методологических исследованиях специалисты выделили устойчивые критерии для определения направления:
Школа «Анналов»
Школу «Анналов» также называют «Новой исторической наукой».
Это историческое направление было основано Люсьеном Февром и Марком Блоком. Сформировавшись вокруг журнала «Анналы», оно оказало значительное влияние на развитие мировой историографии XX века.
Школа «Анналов» сформулировала концепцию реконструкции исторических фактов. Наиболее точно содержание концепции выразил М. Блок, полагавший, что для понимания истории прежде всего необходимо обнаружить смысл явления и постигнуть мотивы людей, которые совершали поступки в условиях, понятых на свой манер.
Школа «Анналов» впервые сделала формы мыслительной деятельности людей изучаемой эпохи объектом исторического изучения. При этом принцип почти целиком принадлежит медиевистике, в то время как в антиковедении такие методы не прижились.
В методологическом отношении школой «Анналов» открыто:
Готовые работы на аналогичную тему
История повседневности
История повседневности является одним из современных направлений исторической науки. Она сформировалась во второй половине XX века в рамках процесса становления «новой истории».
В рамках направления исследуются условия жизни, труда и отдыха, факторы, влияющие на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения большинства населения в той или иной стране в определенный исторический период. История повседневности изучает историю тех, без кого истории не могло бы быть, но кто преимущественно для историков остался «безымянными» и «молчаливыми».
Микроистория
Данное направление в исторической науке занимается рассмотрением маленьких территорий и популяций (деревня, городок, отдельная семья) прошлого для изучения повседневной жизни «маленького человека», обычно теряющегося в истории. В микроисторическом анализе предполагается изучение частных явлений, которые происходили в жизни людей прошлого для выявления господствующих тенденций в обществе в целом.
Микроистория зародилась в Италии в 1970-е годы благодаря усилиям Джованни Леви и Карло Гинзбурга в качестве реакции на увлечение исследователями Школой анналов. Как отдельная сфера научных исследований, микроистория развивается благодаря современной ситуации постмодерна в гуманитарных науках.
Транснациональная история
Данное направление в изучении истории возникло после холодной войны в конце 1980-х-начале 1990-х годов. В центре внимания лежит изучение тех закономерностей, которые являются общими для всех национальных культур, а также те взаимосвязи и конфликты, которые невозможно объяснить как результаты действия отдельного государства или развития национальных интересов.
Изучающие транснациональные процессы историки, считают, что ни нации, ни империи не являются главной движущей силой истории вообще, или являются только в определенный короткий отрезок исторического времени. В понимании общего исторического процесс этими историками выделяются две крайние позиции:
Согласно этому подходу, исторические движущие силы, например, гендерные идентичности или социальные групповые корпорации, не совпадают с географическими и идеологическими границами наций. Транснациональная история дает возможность по-другому посмотреть на соотношение личности и общества, феномен войны, а также роль границ в человеческом развитии.
Персональная история
Историческая наука долгое время недостаточное внимание уделяла самоидентификации личности, индивидуальному выбору, личному интересу. «Новая биографическая история» дает ответы на вопрос о том, как унаследованные культурные обычаи, традиции, представления определили поведение людей в исторических обстоятельствах. Индивидуальные сознание, опыт, деятельность раскрываются через жанр исторических биографий. Историки стремятся понять героев в контексте эпохи, в которой они жили. Персональная история является не просто биографией исторического персонажа, а жанром исторического исследования, показывающего историю через историческую личность.