Что значит направление подготовки в колледже
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
34766 | 02 мая 2020 |
Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.
Понравилось | 233 |
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | 233 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Что значит направление подготовки в колледже
Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION
ОК 009-2003
(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.
Представлен Министерством образования Российской Федерации.
Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.
ВВЕДЕНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:
— определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
— регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
— интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.
Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.
Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.
Структурное описание объекта классификации включает:
— блок дополнительных классификационных признаков.
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:
— укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.
Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.
Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
— для среднего профессионального образования:
— для высшего профессионального образования:
Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.
Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.
Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: «Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия».
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: «Инженер по специальности Прикладная геодезия».
Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП «ВНИИКИ» Госстандарта России.
ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.
Направления обучения в ссузах
Перед тем как приступить к выбору конкретного учебного заведения, ознакомьтесь с перечнем основных программных направлений колледжей. Узнайте, чем они отличаются, чтобы понять, какая профессия вам по душе.
Проектируйте и стройте города.
Для тех, кто собирается построить карьеру в вооруженных силах РФ.
Если точные науки вам даются с трудом.
Для талантливых и творческих личностей.
Пилоты сейчас крайне востребованы.
Будущие фельдшеры, акушеры и медицинские сестры.
Если есть талант инструментального или вокального исполнителя.
Самая популярная и денежная отрасль страны.
Если умеете доходчиво доносить материал.
Если разбираетесь в механизмах и технике.
Будущие защитники правопорядка.
Актуальное направление в век информации.
Ремонтируйте и стройте.
Технические специалисты всегда в цене.
Изучайте технологии и осваивайте производство.
Работники аптек и фармацевтических компаний.
Финансисты всегда в цене.
Если вы любите и умеете рисовать.
Работа с цифрами и деньгами может стать вашим призванием.
Если нравится изучать законодательство и правовые нормы.
Какие специальности популярны в колледжах
Самые «ходовые» специальности высшего образования у всех на слуху. А какие направления обучения в колледжах, техникумах и училищах пользуются спросом? На первый взгляд кажется, что интерес вызывают профессии, о которых и без изучения справочников-классификаторов все знают. Но абитуриенты ссузов хотят стать не только медиками, педагогами или юристами.
По данным Минздравсоцразвития, поступающие в средние специальные учебные заведения часто отдают предпочтение «неочевидным» вариантам, среди которых и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и оператор по добыче нефти и газа, и формовщик железобетонных изделий и конструкций, и даже составитель поездов.
Из чего можно выбрать
Учреждения среднего профессионального образования предлагают освоить самые разнообразные специальности:
И это далеко не всё. Список специальностей периодически меняется, расширяется за счет новых профессий и включает довольно редкие, которых и в вузах не сыскать. Большой выбор есть даже у капризных творческих натур.
Уровни подготовки в колледжах, техникумах училищах
В России реализуется два типа программ среднего профессионального образования – базового и повышенного уровней. В дипломах выпускников, освоивших программы повышенного уровня, рядом с названием квалификации делается пометка «с углубленной подготовкой».
Уровни программ | |
Базовый | Повышенный |
На 10–12 месяцев больше, чем базовый уровень. |
Исключения составляют ссузы творческой направленности. Например, в хореографические или балетные училища принимаются дети в возрасте 10–11 лет, окончившие начальную школу. Учатся будущие артисты балета, профессиональные танцоры, преподаватели 7 лет 10 месяцев.
Специализация
В ссузах, как и на старших курсах вузов, в рамках освоения основной специальности возможно узкое профилирование – например, есть моделирование и конструирование швейных изделий и более узконаправленное моделирование и конструирование швейных изделий из меха. Пока студент вуза мысленно примеряет костюм офисного работника, его ровесники, окончившие колледжи, собственноручно шьют прекрасные шубы.
Золотые руки
В колледжах, техникумах и училищах можно прибрести не только узкую специализацию, но и, наоборот, универсальную профессию. Так, автомеханик сможет заняться ремонтом автомобилей, топливной аппаратуры или стать водителем. Выпускники колледжей на ты с компьютерами, разбираются в документообороте – для выполнения всех этих распространенных служебных обязанностей вовсе необязательно оканчивать вуз, но и самообразования недостаточно.
Выпускники школ, которым предстоит особенно тяжелая учеба в вузах (будущие медики, архитекторы и прочие), поступят разумно, если предварительно окончат соответствующие училища и техникумы.
Что значит направление подготовки в колледже
Табитуриент.ру запись закреплена
Насчет специальностей и направлений:
Есть, например, направление «Строительство». В ВУЗах все специальности реализуются на основе каких-то направлений. Специальность может называться «Строительство мостов» или «Строительство загонов для овец», но реализовываться она будет на основе «Строительства».
Сколько гипотез. Друзья, не нужно ситуацию в одном вузе обобщать на все 🙂
Направление и специальность — по сути, одно и то же. Только слово «специальность» употребляется, когда речь идёт об обучении по программе специалитета («классическая», «советская» система), а «направление подготовки» — когда речь идёт о бакалавриате (болонская система).
Показать полностью. У специальности есть специализации, у направления подготовки — профили. Опять же, по сути, одно и то же, просто разная терминология. Профили и специализации имеют уже более узкую направленность, чем специальность и направление. Например, направление — «Менеджмент», профили направления — «Логистика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Управление проектами».
Документы вы подаёте и участвуете в конкурсе на направлениях и специальностях. Именно их должно быть не больше 3. А вот реализовываться они могут на скольких угодно кафедрах и факультетах.
Факультеты и кафедры — структурные подразделения вузов. Факультет — большое подразделение, охватывающее одну или несколько областей, в него обычно входит несколько более мелких и более узко специализированных подразделений — кафедр. Например, на математическом факультете могут быть кафедры высшей математики, дискретной математики, математического моделирования и т. д. Направление/специальность может быть как на одной кафедре одного факультета, так и на нескольких кафедрах (в том числе разных факультетов). В последнем случае, как правило, на разных кафедрах реализуются разные профили/специализации в зависимости от специфики кафедры.
Как происходит распределение по кафедрам и факультетам (если их несколько в рамках одного направления), нужно смотреть в конкретном вузе. Утверждать, что на кафедру «не поступают» или «распределяют на старших курсах», в общем случае неверно. Везде разные подходы. У нас в МГТУ, например, зачисляют сразу на конкретную кафедру.
Что такое направление подготовки в вузе и как его правильного выбрать
Перед каждым человеком встает вопрос о выборе профессии. И этот выбор необходимо сделать правильно. Ведь, если человек поймет, что ошибся в нем, то долгие годы учебы – напрасны, и все, что его ждет – это работа, не приносящая удовольствие. Для этого организовываются курсы с направление подготовки.
Чтобы сделать правильный выбор, сначала нужно определиться в направлении сферы деятельности и только потом определяться с профессией. При этом стоит учитывать:
После такого самоанализа, для получения образования, остается лишь выбрать ВУЗ.
Направление подготовки в ВУЗе – что это такое
Перед поступлением необходимо узнать о будущей профессии
Чтобы выбрать хорошее заведение для дальнейшего обучения на магистра, специалиста или бакалавра, стоит учитывать, что главным фактором для выбора, будет являться профессиональная программа. С ней стоит ознакомиться до подачи заявления в ВУЗ.
Для различных уровней высшего образования есть свои Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Именно таким способом страна может получить квалифицированных специалистов по различным специализациям.
Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)
Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.
Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.
Специализация означает более детальное изучение необходимых знаний и навыков
Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.
Абсолютно любое направление имеет в себе множество специализаций.
Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:
Стоит разобраться прежде всего для себя на какую специальность стоит идти учиться
А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:
Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте
Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.
Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».
Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения
ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:
Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?
Во избежание неправильного выбора, со старшеклассниками часто проводятся занятия о разных профессиях
Названия профилей могут быть очень похожи, но все-таки, предметы в разных направлениях будут серьезно отличаться. Это означает, что после завершения обучения получится два специалиста с различными областями знаний и умений.
Выбирая специальность, нужно исходить из того, какие предметы будут изучаться.
Например, если есть желание получить профессию веб-дизайнера, лучше будет выбрать специализацию в сфере дизайна по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Здесь будут такие предметы, как:
А профиль «Дизайн и программирование» по направлению 54.03.01, организован на стандартах дизайна, поэтому с информационными технологиями студентов познакомят лишь слегка.
Дизайнерам придется также частично изучать информационные технологии
Чтобы выбрать нужную специализацию, стоит все хорошенько проанализировать.
Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза
Для того, чтобы не стать обманутым, до того, как будет подаваться заявление в учебное заведение, стоит провести анализ этого ВУЗа. Обратить свое внимание нужно на такие вещи, как:
В популярном учебном заведении всегда много бюджетных мест
У каждого ВУЗа есть свой баланс бюджетных и контрактных мест. Учебные заведения, которые пользуются популярностью, имеют больше бюджетных мест, чем платных. Если в выбранном ВУЗе все наоборот, то стоит узнать о нем побольше.