Что значит намоленная икона

«Намоленная икона». Что это такое?

Что значит намоленная икона

Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.

Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.

Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).

Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.

Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».

По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.

Что значит намоленная икона

Петровская икона Богородицы, XIV век

Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.

Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?

Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».

Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово — молитвенность.

Источник

«Намоленная икона». Что это такое?

Можно ли «намо­лить» икону? Рас­суж­де­ния ико­но­писца

Как это часто бывает, при­ходя из неве­рия или оккульт­ного мисти­цизма в Цер­ковь, мы в сер­деч­ной про­стоте нео­фит­ства при­ни­маем на веру все, что впер­вые увидим, услы­шим или про­чтем.

Про­хо­дит время, и неко­то­рые вещи начи­нают вызы­вать у нас сомне­ния. И как часто, не желая рас­статься со столь при­выч­ной и уютной кар­ти­ной мира, мы начи­наем для всех сомни­тель­ных момен­тов под­би­рать некие «бла­го­че­сти­вые» объ­яс­не­ния или оправ­да­ния. Хотя вызы­ва­ю­щий сомне­ния пред­мет, воз­можно, тре­бует кри­ти­че­ского рас­смот­ре­ния и сопо­став­ле­ния с под­лин­ным цер­ков­ным уче­нием. Вот один из таких пред­ме­тов.

Намо­лен­ная икона. Что это такое?

Из самого сло­во­со­че­та­ния вполне ясно выво­дится мысль, что намо­лен­ная икона – это такая икона, кото­рую намо­лили. Другое про­чте­ние здесь трудно было бы при­ме­нить. Но что это может озна­чать? Для оккуль­ти­ста, чело­века, прак­ти­ку­ю­щего магию и т.д., в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, выра­ба­ты­вая некую духов­ную энер­гию, кото­рая со вре­ме­нем накап­ли­ва­ется в самом веще­стве иконы и впо­след­ствии может быть обра­щена уже на самого моля­ще­гося (так, напри­мер, ими объ­яс­ня­ются случаи чудо­тво­ре­ний от икон). В оккуль­тизме такую роль играет, напри­мер, так назы­ва­е­мый «тера­фим» – особый фетиш, спо­соб­ный акку­му­ли­ро­вать маги­че­скую энер­гию. Разу­ме­ется, это не имеет ника­кого отно­ше­ния к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заря­жать» молит­вой. Как раз наобо­рот. Она свята уже одним своим отно­ше­нием к Пер­во­об­разу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изоб­ра­жен. В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора об этом гово­рится так:«Над мно­гими из таких пред­ме­тов, кото­рые мы при­знаем свя­тыми, не чита­ется свя­щен­ной молитвы, потому что они по самому имени своему полны свя­то­сти и бла­го­дати… обо­зна­чая [икону] извест­ным именем, мы отно­сим честь ее к пер­во­об­разу; целуя ее и с почте­нием покло­ня­ясь ей, мы полу­чаем освя­ще­ние» (Деяния Все­лен­ских Собо­ров, с. 541).

Потому все попытки дать хри­сти­ан­ское объ­яс­не­ние тер­мину «намо­лен­ность» выгля­дят довольно неук­люже.

Вот, напри­мер, на одном из ико­но­пис­ных сайтов при­шлось уви­деть такое объ­яс­не­ние: «Намо­лен­ная икона — это свя­щен­ное изоб­ра­же­ние. Как всякое изоб­ра­же­ние, выпол­нен­ное при помощи линии и цвета, икона должна иметь опре­де­лен­ную сте­пень мастер­ства. Ведь в иконе важно все: и внут­рен­нее содер­жа­ние, и совер­шен­ная внеш­няя форма. И если это достиг­нуто, то такая икона при­вле­кает моля­щихся, возле такой иконы задер­жи­ва­ются при­хо­жане храма, перед такой иконой осо­бенно легко воз­но­сить молитвы. И молитва полу­чает опре­де­лен­ный отклик: икона ста­но­вится источ­ни­ком бла­го­дати — осо­бого дей­ствия Божи­его в мире. И люди, чув­стви­тель­ные к подоб­ному воз­дей­ствию, такую икону назы­вают намо­лен­ной».

По сути, ска­зано, что икона должна быть каче­ствен­ной («иметь опре­де­лен­ную сте­пень мастер­ства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, бла­го­даря такой иконе, молитва полу­чает отклик, а сама икона ста­но­вится источ­ни­ком бла­го­дати, и некий кон­тин­гент людей, име­ю­щий особую чув­стви­тель­ность, чув­ствует оную бла­го­дать и потому такую икону назы­вают «намо­лен­ной».

Насколько может быть удо­вле­тво­ри­тель­ным данный ответ? Сразу хочется заме­тить, что источ­ни­ком бла­го­дати может быть только Бог, икона-образ в извест­ном смысле может транс­ли­ро­вать эту бла­го­дать (точно так же, как окно может пере­да­вать в ком­нату сол­неч­ный свет, но под­лин­ным источ­ни­ком света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объ­яс­не­нии Бога как бы и нет. Есть каче­ствен­ная про­дук­ция, вызы­ва­ю­щая отклик у потре­би­теля, в резуль­тате чего воз­ни­кает бла­го­дать, есть некая избран­ная группа, кото­рая спо­собна это чув­ство­вать. А дару­ю­щего бла­го­дать Бога — нет.

Да, разу­ме­ется, иконы не оди­на­ковы. Есть такие, кото­рые особо спо­соб­ствуют молитве.

Хотя и здесь не все так просто. Ведь чув­ства всегда субъ­ек­тивны. При чем, субъ­ек­тивны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызы­вает отклик Вла­ди­мир­ская икона Бого­ро­дицы, а у кого-то ака­де­ми­че­ские иконы XIX века и т.д.

Тем паче, странно вос­при­ни­мать аргу­мент «возле такой иконы задер­жи­ва­ются при­хо­жане храма». Это сви­де­тель­ствует о попу­ляр­но­сти иконы, не более того, но попу­ляр­ность вовсе необя­за­тельно свя­зана с бла­го­дат­но­стью.

Опять же, как быть с чудо­твор­ными ико­нами? В прин­ципе, любая икона чудо­творна, но есть иконы, отме­чен­ные кон­крет­ными фак­тами чудо­тво­ре­ний, и эти образа Цер­ко­вью чтутся особо. Что инте­ресно, далеко не все они отли­ча­ются «опре­де­лен­ной сте­пе­нью мастер­ства», но Гос­подь именно через них решил явить особую бла­го­дать в виде чуда.

Но так или иначе, здесь именно «намо­лен­ность»?

Оче­видно, что «намо­лить» икону нельзя. Но как быть, если это слово счи­та­ется тра­ди­цией? Напомню, что само слово «тра­ди­ция» с латыни пере­во­дится, как пре­да­ние. А пра­во­слав­ные знают, что есть Пре­да­ние Церкви (с про­пис­ной буквы), а есть мест­ные пре­да­ния (со строч­ной буквы), кото­рые далеко не всегда бла­го­че­стивы. Из Еван­ге­лия же нам известно отно­ше­ние Христа к подоб­ным «пре­да­ниям стар­цев».

Что же до икон хоро­шего высо­ко­ху­до­же­ствен­ного письма, ясно явля­ю­щих нам образ Христа, Бого­ро­дицы и святых и тем, спо­соб­ству­ю­щих молитве, то для них, в конце концов, есть хоро­шее рус­ское слово – молит­вен­ность.

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Намоленная икона — Можно ли «намолить» икону?

Что значит намоленная иконаНамоленная икона — Можно ли «намолить» икону?

Что такое «намоленная» икона? Почему в православии нет такого понятия, как «намоленная» икона?
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем. Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя вызывающий сомнения предмет, возможно, требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.

Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона — это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д., в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет, например, так называемый «терафим» – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен.

В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541). Потому все попытки дать христианское объяснение термину «намоленная» икона выглядят довольно неуклюже.

Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».

По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленная».

Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А дарующего благодать Бога — нет.

Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве. Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.

Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.

Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе, любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений, и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда. Но так или иначе, тут играет роль именно «намоленная» икона, т.е. сама «намолленость»?

Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».

Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем, способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово — молитвенность.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

«Намоленная икона». Что это такое?

Можно ли «намолить» икону? Рассуждения иконописца.
Что значит намоленная икона
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.

Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.

Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).

Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.

Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».

По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.
Что значит намоленная икона
Петровская икона Богородицы, XIV век

Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.

Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?

Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».

Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово – молитвенность.

Источник

Намоленность иконы

Слово «намоленность» вошло в относительно широкий обиход лишь в последнее десятилетие. Слова «моленность» в русском языке нет, и образование существительного произошло от глагола «намолить». Этот глагол, в свою очередь, сложился из приставки «на-» и глагола «молить». Приставка «на-» в русском языке означает некое действие, направленное на поверхность (налепить, намазать). Близкий аналог «намоленности» в словообразовании – «накрашенность».

Значение слова «намоленность» можно описать как состояние иконы, предмета, места, храма или какого-то другого объекта, перед которым или внутри, рядом с которым много и долго молились.

1. В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор.

Намоленность иконы – неопределяемая, но количественная и качественная характеристика, которая условно определяет статус иконы как священного предмета, определённую популярность иконы среди прихожан, если речь идёт о храмовой иконе, или предпочтение, которое иконе оказывается в семье, если речь идёт о домашней иконе.

Как и другие метафизические явления посчитать намоленность в каких-либо цифрах и показателях, разумеется, нельзя. Но для некоторых верующих имеет значение время, которое другие провели в молитвах у конкретной иконы, а также количество молящихся. Результат обращения к намоленной иконе в некоторых индивидуальных представлениях кажется более значимым и ощутимым. И всё это весьма условные характеристики, рассуждать о которых можно лишь с пониманием их субъективности и относительности.

Намоленность воспринимается многими не только на уровне сознания, но и как эмоциональный отклик, и как ряд физических и биологических проявлений. Кто-то описывает молитвенный опыт конкретной иконе как некое особое чувство и упоение, другие испытывают душевный трепет и исходящее от иконы тепло, третьи воспринимают особенную красоту и сияние образа. Индивидуальность и непредсказуемость реакций создают широкое поле толкований и обмена мнениями, подчас категоричными и противоречащими друг другу.

Что значит намоленная икона
Икона «Богоматерь Федоровская»

2. Среди православных христиан представления о намоленности и отношение к этому явлению неоднозначны. С одной стороны, икона – лишь образ, изображение, символ, и важность иконы не в самом предмете, а в значении изображения, чувстве верующего. С другой стороны, в православном христианстве распространено поклонение чудотворным и святым иконам, чьи особые свойства не вызывают у верующих сомнений. Как представляется, большинство споров возникает из невозможности чёткого определения самого понятия и его смежности с другими, уже каноническими представлениями. Для наблюдателя со стороны многие яростные полемики в интернете о сути намоленности и допустимости введения этого понятия в христианский обиход очевидно сводятся к абсолютно разным толкованиям явления самими спорщиками, что рождает непонимание и бесперспективность спора как такового. Поэтому прежде, чем спорить, выясняйте, а что ваш оппонент подразумевает под намоленностью. Возможно, и спорить не придётся.

Некоторые православные христиане полагают, что намоленность – проявление православного суеверия, магическое отношение, свойственное скорее языческому мировоззрению, когда икона подменяет собой древнего идола и становится охранным талисманом, подчас обладающим отдельной собственной волей и сознанием. Другие считают, что намоленность – обычное, присущее всем иконам свойство.

В практике христианства широко распространено поклонение различным артефактам, которые зачастую описываются и рассматриваются как самостоятельные объекты, чья сила способна изменить ход событий. Грань между суевериями и верой расплывчата, спорить о том, где одно переходит в другое, можно до бесконечности.

3. Многие верующие предпочитают определённые храмы, потому что именно в них чувствуют себя комфортно. Некоторые молятся определённым иконам, потому что после молитвы ощущают подъём сил или успокоение. В большинстве случаев за предпочтениями икон, храмов, мест, предметов кроются психологические факторы, которые поддаются фиксации и анализу, однако намного проще использовать в обиходе представление о намоленности как об обобщении позитивного влияния иконы. Хотя это позитивное воздействие иконы может зависеть от удачности живописного исполнения иконы, композиции, баланса цветового решения, размещения в храме, освещённости и множества других факторов.

Важен также и свойственный человеку биологический эффект следования за группой. Люди часто выбирают то, что выбирают все. И намоленность в этом ракурсе служит своего рода сигналом уже сделанного выбора, которому можно следовать с чувством принадлежности к некоей общности себе подобных.

Психологию часто воспринимают как своего рода конкуренцию религии, однако разумное понимание христианином своих психологических особенностей, мотиваций и предпочтений позволяет воспринимать мир куда более гармонично и не превращать молитву в бесконечный поток просьб о помощи в сугубо мирских делах. Тогда и намоленность воспринимается в ином, более содержательном и духовном смысловом значении.

4. В общественном сознании намоленность связывается с христианством и молитвами перед иконами, однако следует иметь в виду, что слово «намоленность» достаточно широко вошло в лексикон различных сект и духовных практик, идейно далёких от православия, но использующих христианскую символику и предметы, в том числе псевдоиконы. Намоленность «взяли на вооружение» и различные движения по самореализации, развивающие тренинги, семинары личностного роста и прочие сугубо светские и подчас далёкие от разумной психологии явления, так или иначе связанные с различного рода психологическими техниками, по воздействию напоминающими действие молитвы. Поэтому, встречая «намоленность» в некотором контексте, не следует автоматически думать, что речь об иконах и христианском молении. Можно столкнуться и с рассуждениями о пользе медитаций, разного рода «энергетическими потоками» и магическими приёмами по очистке кармы. Будьте осторожны, как говорится.

5. Всё вышеизложенное подводит к мысли о том, что для православного христианина восприятие намоленности иконы носит индивидуальный характер, наличие и важность намоленности определяется его личным мировоззрением и представлениями о благодати.

При покупке иконы православными христианами, а зачастую даже и коллекционерами-скептиками, не так уж редко происходит обсуждение намоленности конкретной иконы, что провоцирует ряд иконных дилеров-перекупщиков к созданию пошлых слоганов уровня «все иконы атрибутированы и намолены». Это тот случай, когда низменные корыстные мотивы нивелируют термин, создавая и без того неоднозначной формулировке флёр сомнительности и недоверия.

Что можно сказать о намоленности конкретной иконы? Новые иконы, создаваемые иконописцами в монастырях и мастерских при храмах, несут в себе «заряд» намоленности, так как ещё в процессе живописи оказываются в благоприятной среде верующих и молящихся христиан. При заказе живописных икон не так уж редко встречаются и просьбы о молениях монахов или монахинь у нового образа – для придания ему некоторой «исходной» намоленности. Однако в первую очередь восприятие образа будет зависеть от представлений и состояния конкретного человека.

Для старых икон, часто неизвестного происхождения или сложнейшей судьбы выживания, установить кто, когда и где молился образу, невозможно. И судить о намоленности можно только по сочетанию субъективных реакций разных людей, обращающихся к иконе, по её воздействию, которое в свою очередь часто зависит от обстоятельств и индивидуальных предпочтений сюжета, иконографии, стилистики написания иконы. Однако любая история старинной иконы – это путь спасения и преодоления, в котором главную роль играли те люди, которые защищали храмы от разрушений, прятали иконы по сундукам и кладовкам, увозили иконы в эвакуацию от военных пожаров, хранили семейные реликвии, несмотря ни на какие доктрины и гонения власти. Намоленность старинных икон – не только в собственно молитвах, но и в благородстве помыслов и поступков всех тех, кто сохранил их для нас.

→ Главная → Заметки иконоведа → Намоленность иконы
Что значит намоленная икона
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»
Что значит намоленная икона
Икона «Деисус»
«Русский музей»
Что значит намоленная икона
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа
Секреты реставрации
Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва
Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *