Что значит намоленная икона
«Намоленная икона». Что это такое?
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.
Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).
Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.
Петровская икона Богородицы, XIV век
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.
Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?
Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».
Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово — молитвенность.
«Намоленная икона». Что это такое?
Можно ли «намолить» икону? Рассуждения иконописца
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.
Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя вызывающий сомнения предмет, возможно, требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Намоленная икона. Что это такое?
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона – это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д., в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет, например, так называемый «терафим» – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так:«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с. 541).
Потому все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность» выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А дарующего благодать Бога — нет.
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.
Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе, любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений, и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, здесь именно «намоленность»?
Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».
Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем, способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово – молитвенность.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Намоленная икона — Можно ли «намолить» икону?
Намоленная икона — Можно ли «намолить» икону?
Что такое «намоленная» икона? Почему в православии нет такого понятия, как «намоленная» икона?
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем. Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя вызывающий сомнения предмет, возможно, требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона — это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д., в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет, например, так называемый «терафим» – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен.
В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541). Потому все попытки дать христианское объяснение термину «намоленная» икона выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленная».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А дарующего благодать Бога — нет.
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве. Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе, любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений, и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда. Но так или иначе, тут играет роль именно «намоленная» икона, т.е. сама «намолленость»?
Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».
Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем, способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово — молитвенность.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
«Намоленная икона». Что это такое?
Можно ли «намолить» икону? Рассуждения иконописца.
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.
Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).
Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.
Петровская икона Богородицы, XIV век
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.
Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?
Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».
Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово – молитвенность.
Намоленность иконы
Слово «намоленность» вошло в относительно широкий обиход лишь в последнее десятилетие. Слова «моленность» в русском языке нет, и образование существительного произошло от глагола «намолить». Этот глагол, в свою очередь, сложился из приставки «на-» и глагола «молить». Приставка «на-» в русском языке означает некое действие, направленное на поверхность (налепить, намазать). Близкий аналог «намоленности» в словообразовании – «накрашенность».
Значение слова «намоленность» можно описать как состояние иконы, предмета, места, храма или какого-то другого объекта, перед которым или внутри, рядом с которым много и долго молились.
1. В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор.
Намоленность иконы – неопределяемая, но количественная и качественная характеристика, которая условно определяет статус иконы как священного предмета, определённую популярность иконы среди прихожан, если речь идёт о храмовой иконе, или предпочтение, которое иконе оказывается в семье, если речь идёт о домашней иконе.
Как и другие метафизические явления посчитать намоленность в каких-либо цифрах и показателях, разумеется, нельзя. Но для некоторых верующих имеет значение время, которое другие провели в молитвах у конкретной иконы, а также количество молящихся. Результат обращения к намоленной иконе в некоторых индивидуальных представлениях кажется более значимым и ощутимым. И всё это весьма условные характеристики, рассуждать о которых можно лишь с пониманием их субъективности и относительности.
Намоленность воспринимается многими не только на уровне сознания, но и как эмоциональный отклик, и как ряд физических и биологических проявлений. Кто-то описывает молитвенный опыт конкретной иконе как некое особое чувство и упоение, другие испытывают душевный трепет и исходящее от иконы тепло, третьи воспринимают особенную красоту и сияние образа. Индивидуальность и непредсказуемость реакций создают широкое поле толкований и обмена мнениями, подчас категоричными и противоречащими друг другу.
Икона «Богоматерь Федоровская»
2. Среди православных христиан представления о намоленности и отношение к этому явлению неоднозначны. С одной стороны, икона – лишь образ, изображение, символ, и важность иконы не в самом предмете, а в значении изображения, чувстве верующего. С другой стороны, в православном христианстве распространено поклонение чудотворным и святым иконам, чьи особые свойства не вызывают у верующих сомнений. Как представляется, большинство споров возникает из невозможности чёткого определения самого понятия и его смежности с другими, уже каноническими представлениями. Для наблюдателя со стороны многие яростные полемики в интернете о сути намоленности и допустимости введения этого понятия в христианский обиход очевидно сводятся к абсолютно разным толкованиям явления самими спорщиками, что рождает непонимание и бесперспективность спора как такового. Поэтому прежде, чем спорить, выясняйте, а что ваш оппонент подразумевает под намоленностью. Возможно, и спорить не придётся.
Некоторые православные христиане полагают, что намоленность – проявление православного суеверия, магическое отношение, свойственное скорее языческому мировоззрению, когда икона подменяет собой древнего идола и становится охранным талисманом, подчас обладающим отдельной собственной волей и сознанием. Другие считают, что намоленность – обычное, присущее всем иконам свойство.
В практике христианства широко распространено поклонение различным артефактам, которые зачастую описываются и рассматриваются как самостоятельные объекты, чья сила способна изменить ход событий. Грань между суевериями и верой расплывчата, спорить о том, где одно переходит в другое, можно до бесконечности.
3. Многие верующие предпочитают определённые храмы, потому что именно в них чувствуют себя комфортно. Некоторые молятся определённым иконам, потому что после молитвы ощущают подъём сил или успокоение. В большинстве случаев за предпочтениями икон, храмов, мест, предметов кроются психологические факторы, которые поддаются фиксации и анализу, однако намного проще использовать в обиходе представление о намоленности как об обобщении позитивного влияния иконы. Хотя это позитивное воздействие иконы может зависеть от удачности живописного исполнения иконы, композиции, баланса цветового решения, размещения в храме, освещённости и множества других факторов.
Важен также и свойственный человеку биологический эффект следования за группой. Люди часто выбирают то, что выбирают все. И намоленность в этом ракурсе служит своего рода сигналом уже сделанного выбора, которому можно следовать с чувством принадлежности к некоей общности себе подобных.
Психологию часто воспринимают как своего рода конкуренцию религии, однако разумное понимание христианином своих психологических особенностей, мотиваций и предпочтений позволяет воспринимать мир куда более гармонично и не превращать молитву в бесконечный поток просьб о помощи в сугубо мирских делах. Тогда и намоленность воспринимается в ином, более содержательном и духовном смысловом значении.
4. В общественном сознании намоленность связывается с христианством и молитвами перед иконами, однако следует иметь в виду, что слово «намоленность» достаточно широко вошло в лексикон различных сект и духовных практик, идейно далёких от православия, но использующих христианскую символику и предметы, в том числе псевдоиконы. Намоленность «взяли на вооружение» и различные движения по самореализации, развивающие тренинги, семинары личностного роста и прочие сугубо светские и подчас далёкие от разумной психологии явления, так или иначе связанные с различного рода психологическими техниками, по воздействию напоминающими действие молитвы. Поэтому, встречая «намоленность» в некотором контексте, не следует автоматически думать, что речь об иконах и христианском молении. Можно столкнуться и с рассуждениями о пользе медитаций, разного рода «энергетическими потоками» и магическими приёмами по очистке кармы. Будьте осторожны, как говорится.
5. Всё вышеизложенное подводит к мысли о том, что для православного христианина восприятие намоленности иконы носит индивидуальный характер, наличие и важность намоленности определяется его личным мировоззрением и представлениями о благодати.
При покупке иконы православными христианами, а зачастую даже и коллекционерами-скептиками, не так уж редко происходит обсуждение намоленности конкретной иконы, что провоцирует ряд иконных дилеров-перекупщиков к созданию пошлых слоганов уровня «все иконы атрибутированы и намолены». Это тот случай, когда низменные корыстные мотивы нивелируют термин, создавая и без того неоднозначной формулировке флёр сомнительности и недоверия.
Что можно сказать о намоленности конкретной иконы? Новые иконы, создаваемые иконописцами в монастырях и мастерских при храмах, несут в себе «заряд» намоленности, так как ещё в процессе живописи оказываются в благоприятной среде верующих и молящихся христиан. При заказе живописных икон не так уж редко встречаются и просьбы о молениях монахов или монахинь у нового образа – для придания ему некоторой «исходной» намоленности. Однако в первую очередь восприятие образа будет зависеть от представлений и состояния конкретного человека.
Для старых икон, часто неизвестного происхождения или сложнейшей судьбы выживания, установить кто, когда и где молился образу, невозможно. И судить о намоленности можно только по сочетанию субъективных реакций разных людей, обращающихся к иконе, по её воздействию, которое в свою очередь часто зависит от обстоятельств и индивидуальных предпочтений сюжета, иконографии, стилистики написания иконы. Однако любая история старинной иконы – это путь спасения и преодоления, в котором главную роль играли те люди, которые защищали храмы от разрушений, прятали иконы по сундукам и кладовкам, увозили иконы в эвакуацию от военных пожаров, хранили семейные реликвии, несмотря ни на какие доктрины и гонения власти. Намоленность старинных икон – не только в собственно молитвах, но и в благородстве помыслов и поступков всех тех, кто сохранил их для нас.
→ Главная → Заметки иконоведа → Намоленность иконы |
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» | Икона «Деисус» «Русский музей» | Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |
Продать икону Где продать икону? Как продать икону? Сколько стоит икона? | Купить икону Сюжеты икон События Заметки иконоведа Секреты реставрации | Библиотека Живопись Обонежья Московская школа Древнерусское искусство Музей имени Рублёва | Контакты О проекте Карта сайта |
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон) +7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка) |