Что значит наименование организации юридического лица
Что значит наименование организации юридического лица
Если название занято компанией с аналогичным классом МКТУ, но с ним жаль расставаться, попробуйте видоизменить свой вариант. Добавьте сильное по значению слово: вместо «Королевство» — «Сладкое королевство», нарисуйте логотип. Знаки, цифры или использование латинских букв вместо русских не помогут, Роспатент не сочтёт их отличительным критерием. Продумывая варианты, избегайте сходства названия до степени смешения.
Вы используете чужое название
Обнаружив, что работаете под чужим зарегистрированным товарным знаком, сверьте класс МКТУ конкурента. Если он не совпадает с вашим, вы не нарушили закон и по-прежнему можете подать заявку на регистрацию названия.
Если класс МКТУ совпадает, обратите внимание на дату приоритета — день подачи заявки на регистрацию товарного знака. Если вы начали работать под выбранным названием раньше этой даты и можете подтвердить это документально, это увеличит шансы отстоять название в суде. Но не советуем ждать судебного дела: проще изменить название и сразу его зарегистрировать. Если конкурент выиграет дело, суд обяжет вас выплатить компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Кто-то использует ваше название
Сообщите клиентам и контрагентам, как отличить вашу продукцию от той, за которую вы не отвечаете. А нарушителям направьте претензию о незаконном использовании коммерческого обозначения или фирменного наименования с требованием прекратить использование и возместить убытки. Если конкурент откажется удовлетворить требования, заручитесь поддержкой юриста и обратитесь в Арбитражный суд.
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 54 ГК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 2 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 5 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Что значит наименование организации юридического лица
ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
«Йух» и «Ёбидоёби». Как можно и как нельзя назвать свою компанию
При создании своей компании приходится учитывать много нюансов. Один из них — название. Рассказываем, сколько ООО «Путин» существует в стране, стоит ли называть свое заведение «Французским рестораном» и почему переименовался бар «ЙУХ» на Покровке.
Что такое название компании с юридической точки зрения?
Как правило, под названием имеют в виду фирменное наименование юрлица — то, как оно представлено в учредительных документах и регистрируется в ЕГРЮЛ. Такое наименование строится по формуле: организационно-правовая форма + собственно наименование: ООО «Пятерочка».
Еще под названием потребители могут понимать товарный знак или коммерческое обозначение:
Например, есть ООО «Соловьи и тюльпаны», и есть два заведения, которые принадлежат этой компании: бар под названием «Соловей и тюльпан» и ресторан «Сложный понедельник». Наименования бара и ресторана — это коммерческие обозначения или товарные знаки, если владелец зарегистрировал их в Роспатенте, а ООО «Соловьи и тюльпаны» — фирменное наименование.
Товарный знак и коммерческое обозначение нужны, когда компания, например, открывает новое направление деятельности, запускает бренд или меняет сферу, но хочет остаться с прежним фирменным наименованием. В документах юрлицо останется ООО «Ромашка», а вместо закрывшейся стоматологии «Ромашка» откроет массажный салон «Незабудка», повесит такую вывеску над входом, заведет аккаунт в соцсетях и может выпустить одноименную серию массажных масел.
В статье мы рассмотрим по большей части истории с фирменными наименованиями — то есть официальными названиями для ЕГРЮЛ — но по товарным знакам и коммерческим обозначениям тоже пройдемся.
Итак, что нельзя использовать в названии компании?
Согласно ст. 1231.1 ГК РФ, в фирменное наименование запрещено включать:
1) государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций;
3) сведения о наградах и знаках отличия.
Например, у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы к названиям «Одежда из €вропы», «ЮНЕСКОД» и «Георгиевский крест».
В ч. 4 ст. 1473 ГК РФ установлены дополнительные условия — запрещено включать в название организации:
1) официальные наименования иностранных государств и производные от них;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
3) наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
5) наименования Российская Федерации или Россия и производные от них слова без отдельного разрешения Минюста России.
Например, вам не разрешат назвать кальянную «Прокуратура», а магазин снаряжения для рыбалки — «Единая Россия» или «Партия “Яблоко”» (а вот просто «Яблоко» — можно).
По закону фирменное наименование не может обозначать только род деятельности, и вам не разрешат зарегистрировать ООО «Тату-салон» или ООО «Йога-студия». Правда, на практике находится много исключений, и в ЕГРЮЛ можно обнаружить организации вроде ООО «Юридические услуги» и ООО «Бухгалтерия». Еще там есть «Белорусская косметика», «Французская пекарня» и «Французский ресторан», хотя они и содержат производные от названий стран. Другими словами, некоторые «неправильные» фирменные наименования все же регистрируют.
Требования к товарному знаку тоже содержатся в Гражданском кодексе. Он запрещает использовать названия, которые:
1) являются ложными или способны ввести в заблуждение относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;
3) схожи с официальными названиями объектов культурного наследия;
4) являются общепринятыми символами и терминами.
В 2016 году была зарегистрирована компания с фирменным наименованием ООО «Ёбидоёби» — сервис по доставке блюд японской кухни, чьи создатели вдохновились выражением, которое переводится как «День недели — суббота». ФНС вполне могла отказать из-за «обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали», но этого не произошло. При этом Роспатент отказал в регистрации такого же товарного знака, потому что отнес слова к нецензурной брани.
Когда хочется кого-то оскорбить и увековечить
А вот использовать имена исторических личностей в фирменном наименовании можно. Например, существует несколько ООО «Минин и Пожарский». Правда, зарегистрировать что-то подобное в качестве товарного знака может быть не так просто. Скажем, в 2018 Роспатент сначала отказал в регистрации товарного знака «Кулибин» (речь шла про оборудование и технические инструменты), но позже заявитель все-таки добился регистрации, сославшись на сохранение памяти об изобретателе.
Существуют и другие похожие случаи, когда фирменное наименование скорее всего зарегистрируют, а товарный знак — нет. Или возникнут сложности с рекламой. Например, в фирменном наименовании не запрещено напрямую использовать имена известных российских деятелей власти: в ЕГРЮЛ можно найти две компании, которые называются ООО «Путин», и одна из них ликвидирована по решению участников. Но из-за использования такого названия в рекламе ее могут признать недобросовестной, так как существует запрет узказывать, что «объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами». А Роспатент почти гарантированно откажет в регистрации в связи с противоречием общественным интересам. Это распространяется и на псевдонимы. По этой причине в 2019 году отказали в регистрации товарного знака «Псевдоним Платов».
Нет запрета и на использование в фирменном наименовании имен известных личностей, но ФНС может отказать в регистрации со ссылкой на противоречие принципам морали или общественным интересам. Роспатент скорее всего откажет в случае, если нет согласия от самого известного человека или его наследников. Например, «Торгово-развлекательный центр “Гагаринский”» не смог зарегистрировать товарный знак из-за возражений дочери Юрия Гагарина.
Слова «первый», «лучший», «номер 1» в фирменном наименовании лучше тоже использовать осторожно. Рекламу с такими выражениями могут посчитать недостоверной, хотя и есть организации, которые успешно используют подобные слова. Скажем, ассоциация ресторанов «Чайхона №1» работает с 2017 года.
Совсем вряд ли получится использовать названия, содержащие «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Например, по ключевым словам «дурак», «урод» и «выродок» организаций в ЕГРЮЛ нет. ООО «Отморозок» исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году как недействующее юридическое лицо. Кроме того, могут быть претензии со стороны ФАС из-за использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».
То, что коммерческое обозначение не подлежит регистрации, не означает, что можно брать в его качестве что угодно. На название над входом в поликлинику или на баннер в интернете могут тоже обратить внимание:
Помимо ГК, существуют региональные нормативы, касающиеся географических наименований
Например, использовать в фирменных наименованиях словесные символы города Москвы можно только с разрешения Геральдического совета Москвы.
При этом никто не запретит открыть в Екатеринбурге гостиницу «Москва», так как она работает не в Москве, где существуют особые требования к использованию названия города.
Арбитражный суд Нижегородской области признал законным отказ ФНС в регистрации ООО ПКП «Мебельная компания “Нижегородская”». После подачи апелляции решение суда отменили и постановили: «Указание в данном конкретном наименовании слова “Нижегородская”, по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность».
Кто еще может запретить использовать понравившееся название?
Запретить использование фирменного наименования может правообладатель исключительного коммерческого обозначения или товарного знака, сходных до степени смешения с вашим названием.
Исключительным коммерческое обозначение считается, если «обладает достаточными различительными признаками» и хорошо известно на какой-то территории. Если в Смоленске у жителей популярен «Мир светильников», называть так собственный магазин рискованно.
Претензии могут быть и у другой организации с аналогичным видом деятельности, чье фирменное наименование попало в ЕГРЮЛ раньше, чем ваше.
ООО «Баланс» подало иск к ООО «Группа компаний “Баланс”» в связи с тем, что первая компания существует на рынке на десять лет дольше. «Группа компаний “Баланс”» подала встречный иск. В итоге суд не удовлетворил требования истца и, более того, запретил ему использовать свое название.
На этапе регистрации организации ФНС чаще всего не проверяет наименование на оригинальность и крайне редко будет принимать какие-то меры после выявления совпадений. То есть при регистрации, вероятнее всего, желаемое название пройдет все проверки, но долго ли оно продержится на рынке, зависит от того, как скоро о нем узнают компании с аналогичными названиями и найдутся ли у них основания обратиться в суд.
Безопасно и без риска претензий можно использовать фирменное наименование, зарегистрированное в качестве товарного знака. Это тем более имеет смысл, когда бизнес приобретает известность.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Юридическое название организации: что это, примеры
Выбор наименования организации – не менее важный момент, чем разработка бизнес-плана, составление финансовой схемы и другие этапы запуска стартапа. Правильно выбранное название юридического лица позволит создать необходимый имидж ассоциации у потребителя, повысить уровень доверия контрагентов и закрепить позиции на рынке товаров или услуг.
И сегодня мы расскажем, как выбирать наименование для будущего предприятия, какие правила требуется соблюсти и какое юридическое название организации у «Пятерочки» и других компаний.
Каким должно быть название:
Но помимо творческой составляющей, есть и юридические нюансы, которые следует учитывать при формировании наименования компании.
Что подразумевается под названием организации
Нормативными документами допускается регистрация нескольких видов предприятий: обществ с ограниченной ответственностью, публичных и непубличных акционерных обществ, товариществ, крестьянских фермерских хозяйств, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Все они обязаны иметь юридическое название.
Это правило не касается индивидуальных предпринимателей. ИП идентифицируются по фамилии и имени зарегистрированного лица.
Какие существуют требования со стороны законодательства
Выбор и формирование структуры наименования компании регламентируются Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. и Гражданским кодексом РФ (Ст. 1473).
Так, они устанавливают основные правила и требования, которые для удобства приведены в таблице.
Требования к названию
Обязанность или право
Полное юридическое название организации
Общество с ограниченной ответственностью
Полное наименование на иностранных языках или языках народов РФ
в русской транскрипции
Сокращенное наименование на иностранных языках или языках народов РФ
в русской транскрипции
Самыми популярными сокращениями для торговых, производственных фирм являются сокращения:
Запрещается использовать полные, сокращенные названия государств и производные слова от них. Например, компании с наименованиями ООО «Испания» или ООО «Английский двор» могут не пройти процесс регистрации в налоговых органах, а вот ООО «Лондонский чайный дом» препятствий не встретит.
Аналогично ситуация обстоит с использованием официальных наименований госорганов, структур, общественных объединений. Например, ООО «Администрация Губернатора» встретит много вопросов со стороны регистрирующего ведомства.
Также проблемным будет название ООО «Доставка продуктов», т. к. отображает только вид деятельности. Но ООО «От заказа до доставки полчаса» вполне может быть рабочим вариантом, более того, такое имя компании позволит обособиться от конкурентов и заявить покупателю о своем уникальном предложении.
Сокращенное и полное названия юридического лица
Для коммерческих организаций полное юридическое наименование подразумевает присутствие словосочетания «Общество с ограниченной ответственностью», указание на род деятельности и название компании.
Например, Общество с ограниченной ответственностью, строительная компания «Вавилон».
Сокращенное название будет включать аббревиатуру ООО. В этом случае оно может выглядеть следующим образом: ООО СК «Вавилон».
В названии можно использовать и различные комбинации от словосочетаний. Выбрав в качестве имени общества «Наталья, Ирина, Кристина и семья», можно получить сокращенный вариант «НИК и семья».
Среди всемирно известных метод сокращения использовала и компания «Билайн», юридическое название организации которой ПАО «ВымпелКом». Полное же наименование звучит как ПАО «Вымпел-Коммуникации».
В документах (договоры, доверенности, приказы, письма и т. д.) допускается использовать оба варианта написания имени компании.
Языки, цифры и числа в названии
Создатели бренда «МегаФон» тоже пошли по пути сочетания иностранных и русских слов. Так описывает свои мысли один из участников создания бренда:
Если планируется работа на международном уровне
В этом случае учредители могут воспользоваться правом создания названия на иностранном языке с транслитерацией его на русский язык в полном наименовании.
Хотя, можно пойти по примеру федеральной сети магазинов «Пятерочка», юридическое название организации которой ООО «АГРОАСПЕКТ». Владельцем же является компания «Х5 Ритейл Групп», а наименование закрепилось как бренд.
Кто может использовать слова «Россия», «Мос» и их производные
Раньше многие владельцы в название компании включали слова «Россия», «российский» и т. д. Считалось, что это придает статусность организации, вызывает больше доверия и создает впечатление «глобальности» предприятия, даже если под офис использовалось небольшое помещение где-то на окраине города.
В настоящее время право на использование названия государства и производные слова с корнем «рос» нужно «заслужить» и получить специальное разрешение, которое оформляется Минюстом.
Получить разрешение может компания, которая отвечает следующим критериям:
Заявление о намерении использовать однокоренные слова от названия страны в уведомительном порядке подается в Минюст, где рассматривается в течение месячного срока.
Аналогичное разрешение требуется получить и при намерении использовать слова «Москва», «Мос» и производных от них, оформлением которых занимается межведомственная комиссия в столице РФ.
Нужно ли соблюдать правило уникальности
Согласно Гражданскому кодексу, юридическое лицо имеет преимущественное и единоличное использование зарегистрированного названия. Однако при постановке на учет, проверка уникальности названия не является обязанностью налоговых органов. Проверку необходимо выполнять самостоятельно непосредственно владельцам организации.
Почему не стоит заниматься плагиатом? Если несколько компаний имеют сходные или тождественные названия, занимаются одним видом деятельности, то организация, зарегистрированная ранее остальных, имеет право подать в суд на другие предприятия за использование своего названия. И такие случаи происходят на протяжении многих десятилетий. Например, в Челябинске старейшая организация и магазин «Детский мир» получила иск от федеральной сети с одноименным названием о незаконном использовании интеллектуальной собственности. Обе занимаются торговлей детскими товарами, имеют одинаковое наименование. Челябинцам пришлось отстаивать свои права на продолжение работы «Детского мира» в судебном порядке.
Название с точки зрения маркетинга
Вот тут можно проявить всю фантазию, на которую только способен человек. В качестве основных принципов можно выделить следующие требования к названию:
Где можно черпать вдохновение
В качестве отправных пунктов для мозгового штурма можно взять фамилию или имя владельца. В истории бизнеса есть множество компаний и брендов, носящих фамилию создателя, например, Форд, Кавасаки, Давыдофф, Тинькофф и т. д. До международного уровня, конечно, нужно еще дорасти. Но можно попытаться сделать название более уникальным и запоминающимся, например, «У Петровича в Заречье», «От Анастасии с Пушкинской», «Шашлык от Арсена», «Плюшки от Варюшки».
Используя английские слова, можно тоже повысить уникальность имени организации и выделить ее, как ориентированную на западные стандарты. Парикмахерские, салоны красоты чаще используют приставку «стайл», предприятия общепита – «стрит» и «фуд», тренажерные залы – «лайт».
Экспериментируйте! И, возможно, ваше название через пару лет станет известным на территории всей страны.
Процесс регистрации и внесения изменений
Название присваивается компании в момент регистрации юридического лица и внесении данных об организации в единый государственный реестр (ЕГРЮЛ).
Процедура заключается в формировании пакета документов и подачи заявления в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.
Необходимый список документов на регистрацию включает в себя:
Внесение изменений возможно в любой момент деятельности юридического лица, но следует учитывать, что процедура влечет дополнительные расходы на изготовление печати, замену имеющейся лицензии, оплату госпошлины, юридические услуги по разработке пакета документов.
Помимо этого, требуется предоставить новую банковскую карточку в обслуживающий банк с образцом печати, внести записи об изменении наименования в трудовые книжки сотрудников, обновить формы документооборота и внутренние регламентирующие документы. Не лишним будет уведомление контрагентов об изменении названия.
Узнать, как найти юридический адрес организации по названию, можно в следующем разделе статьи.
Что можно узнать по названию компании
Наименование организации может быть источником и для сбора информации о контрагенте. Для этого достаточно будет ввести имя предприятия в поисковую строку в сервисе налоговой службы. При наличии зарегистрированного юридического лица в базе ИФНС будет отображена информация об учредителях, размере уставного капитала, видах деятельности. Юридический адрес по названию организации можно найти на этом же сайте в выписке из ЕГРЮЛ.
Что еще можно посоветовать будущим предпринимателям? Хочется верить, что бизнес-идея переживет этап стартапа и однажды превратится в стабильную и известную компанию. Поэтому стоит вспомнить и об истории развития таких компаний как Xerox и Google. Ведь благодаря названиям этих известнейших гигантов их имена стали производными для слов «отксерить» и «гуглить».
Надеемся, теперь вы знаете все требования законодательства, которые действуют на территории РФ и сможете самостоятельно не только выбрать для своей компании достойное название, не нарушая прав интеллектуальной собственности других предприятий, но и ответить на вопрос, как узнать юридический адрес по названию организации.