Что значит надпись на покрышке велосипеда
Как расшифровывается маркировка велосипедных шин
5 минут Автор: Михаил Скворцов 2208
При покупке велосипеда нельзя забывать о таком важном требовании к транспортным средствам как надёжность его составных частей. Чтобы грамотно осуществлять подбор и замену покрышек велосипедных колёс, важно, чтобы расшифровка маркировки велосипедных шин не была для владельца велотранспорта тайной за семью печатями.
Размеры камер
Прежде и теперь
Постичь премудрости современной веломаркеровки не так уж трудно, а вот ещё полстолетия назад разные страны мира никак не могли договориться между собой и привести показатели высоты и ширины велосипедных камер к одному знаменателю. Иногда одинаково маркировали покрышки, которые подходили на одни и те же ободья. К примеру, 26 размеру обода должна была соответствовать камера с 25-тимиллиметровой шириной, по факту имевшей колесо с внешним диаметром 24 7/8. Некоторые производители намеренно указывали чересчур приблизительные размеры, чтобы увеличить число вынужденных продаж, обойти конкурентов. На сегодня вопрос расшифровки числовых кодировок доступен абсолютному большинству велолюбителей.
Европейская маркировка
Покрышки на колёсах большинства современных велосипедов имеют европейскую маркировку, использующую классификацию ETRTO. Эта аббревиатура расшифровывается как European Tire and Rim Technical Organization.
В данной классификации, как правило, используются следующие виды маркировки:
Интересно, что на велосипедах советского производства показатели двойной маркировки «переставлены»: сначала значится внутренний диаметр покрышки (он же – посадочный размер ободьев), затем следует ширина камеры.
В настоящее время маркировка, получившая распространение в Европе, признана наиболее чёткой и удобной для применения среди всех существующих. Несмотря на это, во Франции и Великобритании принято маркировать покрышки велосипедных шин по-своему.
Маркировка в дюймах
Эта маркировка, как и предыдущая, состоит из двух значений, записанных через знак умножения или дробь. Если покрышки маркированы, к примеру, как 28 х 1.4, первое число будет соответствовать внешнему диаметру покрышки, а второй – его предполагаемой ширине в дюймах.
У данного вида нанесения маркеров есть существенный недостаток: он имеет приблизительные показатели, что затрудняет подбор велопокрышек с одним и тем же маркером для велосипедов разных видов.
Французская маркировка
Во Франции маркировка может выглядеть вот так: 700 х 35С. Там принято маркировать изделие по внешнему диаметру, ширине и внутреннему диаметру, где 700 – примерный показатель внешнего, а буква – внутреннего диаметра. Чем меньше показатель, тем буква ближе к началу алфавита.
Соответственно, А – самый маленький, а D – самый большой размер. В маркировке представленного образца буква «С» обозначает внешний диаметр в 622 мм. В отличие от других маркировок, французская система записи показателей используется не на всех велосипедах. К примеру, такое обозначение никогда не наносится на горные байки.
Какой посадочный диаметр назвать продавцу?
Подводя итоги и возвращаясь к строгим цифрам, мы должны определиться с тем, какую маркировку назвать продавцу покрышек в вашем конкретном случае.
Для этого нужно в первую очередь определить посадочный диаметр.
А ширина покрышек?
При подборе ширины камер можно пользоваться таблицами соответствия, имеющимися на специализированных технических сайтах или консультациями проверенного продавца. Важно помнить, что предпочтительно выбирать покрышку с шириной, превышающей внутреннюю ширину обода в 1,5-2 раза.
В противном случае могут возникнуть некоторые трудности:
По факту, правильно подобрать размеры и расшифровать маркировку велошин может каждый. Так что держите в голове 2-3 размерных показателя конкретно для вашего байка, чтобы назвать их, как только настанет необходимость заменить камеру. Ну, а если на память вы не надеетесь, сохраните велопокрышку «для образца» и прямо с ней отправляйтесь покупать новую.
Что означает маркировка покрышек для велосипеда
Одна модель велосипедной шины — пять разных версий по разной цене, знакомо? Ничто так не запутывает начинающих катальцев, как маркировка велошин, и эта статья призвана внести ясность. Маленькая оговорка в начале — если вы катаетесь в спокойном стиле по асфальту, то интерес для вас представляет только пункт «Антипрокольные свойства». Ну, а тех, кто относится к выбору покрышек для велосипеда также серьезно, как и я — прошу читать.
Посмотрите, что написано на боковине этой шины, куча всяких аббревиатур, что они означают?
Причем, на самой резине пишется не вся информация, которая касается её свойств, для получения полной информации нужно идти на сайт производителя.
Итак, начнем расшифровку.
Конструкция покрышки
Фолдинг или проволока
Основным различием в конструкции является материал, из которого сделан корд — жесткий бортик, который надевается на обод. Короче, та часть, которая образует её внутренний диаметр. Раньше все шины были со стальным проволочным кордом, но когда велосипеды начали облегчаться, то первое, что сделали для уменьшения веса шины, была замена проволоки корда на кевлар.
Параллельно с облегчением получили полезное свойство — резина с кевларовым кордом стала складной (folding), хранить и транспортировать такие экземпляры стало гораздо удобнее.
Цена на одну и ту же модель, но с проволочным или кевларовым кордом, может различаться в два раза. Среди более-менее продвинутых велосипедистов считается неприличным покупать проволочные версии, потому что с проволокой остались только самые базовые модели — тяжелые и с самым простым составом резины (компаундом).
Если вы уже дошли до того, чтобы гонять на горном байке по трейлам и прочему бездорожью, то разумеется, не нужно покупать шины с проволочным кордом, они тяжелее, имеют меньший накат и хуже цепляются за поверхность.
В описании резины на английском это будет folding/wire — складная/проволочная.
Строение боковины
Боковина — это гораздо важнее, чем кажется, от её строения зависят многие свойства покрышки.
Во-первых, она должна быть прочной — люди, которые катают по каменистым трейлам (например, я), знают, как горько выбрасывать почти новую, но порванную сбоку шину.
Во-вторых, эластичность боковины: от неё зависит, насколько хорошо шина будет поглощать вибрацию. Слишком жесткая конструкция — дубовость даже на низком давлении, слишком мягкая — покрышка «плывет».
Конструкция боковины швальбовских покрышек для горного байка называется Snakeskin или Liteskin, если вы не видите этих маркировок, то или резина совсем низкого уровня, или она из старого модельного ряда. Snakeskin это прочный материал, обеспечивающий надежную (в соответствующих условиях) защиту, а также достойное поглощение вибраций. У меня было много претензий к прошлым технологиям боковин Швальбе, и переход на Snakeskin прямо порадовал.
Liteskin — облегченная боковина, для гоночного применения, особенно противопоказана тяжелым катальцам с агрессивным стилем. Ну, а если в вашей локации много острых камней на трейлах — Liteskin не жилец.
Еще бывают покрышки с двойной боковиной, для применения в жестких условиях каменистых трейлов, например, мне пришлось взять тяжеленную Maxxis Agressor Dowble Down, потому что вся кросскантрийная резина просто рвалась.
На английском, слово sidewall означает боковина, обращайте внимание в описаниях, хорошо ли она защищена.
Snakeskin и Liteskin — названия технологий у Швальбе, другие производители называют по своему, но суть всегда сводится к выбору между облегченными и усиленными вариантами.
TPI и строение покрышки
Не могу сходу придумать разумный перевод слова casing, короче, это основа шины, на которую наносится резина. Эта основа делается из нескольких слоев специальных материалов. В зависимости от назначения, там может быть нейлон с антипрокольным слоем, или еще какие-то варианты, но в целом, важная информация для потребителя — это количество нитей на дюйм, TPI (thread per inch) или EPI (ends per inch).
Чем больше этих нитей, тем они тоньше, а значит, покрышка легче. В резине для кросс кантри применяются шины с большим TPI, 120 и больше. Этим добиваются не только легкого веса, но и лучшего наката, поведения шины при рулежке.
А для дисциплин, где нужна большая прочность — эндуро, DH, TPI 60: нити в основе толще, конструкция тяжелее, но надежнее.
Тут еще есть нюанс: не всегда малое количество нитей свидетельствует о прочности конструкции, дешевая резина может быть даже 24 TPI, это означает, что там нитки тонкие, а всё пространство между нитями залито резиной, в результате, покрышка и тяжелая, и непрочная.
Бескамерная установка
Очень важный фактор — подготовлена ли покрышка для установки без камер. Здесь все просто, у всех производителей маркировка будет связана со словом Tubeless (бескамерный) или буквой Т. Например, Tubeless Easy, Tubeless Ready, TLR и так далее.
Для тру-МТБ катальца переход на бескамерки это важнейший этап, я писал статью, про бескамерные покрышки для велосипеда, как их поставить и для чего это вообще нужно.
Компаунд
Состав резины называется компаунд, это очень важный параметр, от него зависят сцепные свойства покрышки, её накат и быстрота износа. Компаундов очень много, каждый производитель имеет (как ему хочется думать) самый лучший рецепт приготовления резины, отсюда всякие интересные названия в спецификации модельного ряда. Например, у Continental, дорогой компаунд Black Chili — мягкая резина для хорошего сцепления.
Как я писал выше, Schwalbe улучшила свою продукцию, применив технологию Snakeskin для боковин, и также это касается компаундов, они стали лучше. Более того, швальбовцы сделали то, что должны все сделать — упростили выбор компаундов: цветная полоска вместо непонятных названий. Красный цвет — хорошо катит, синий — хорошо держит (эти два подходят для кросскантри), оранжевый и фиолетовый для гравити дисциплин (фрирайд, даунхилл).
Теперь стало просто — для заднего колеса берешь с красной полоской, для переднего с синей. Названия: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft, Addix Ultra Soft.
Информацию по компаундам для других производителей нужно искать на их сайтах, но принцип одинаковый — как правило, они подразделяются на три категории: катит, держит/катит, очень хорошо держит/плохо катит.
Антипрокольные свойства
Если резина оснащена антипрокольным слоем, то это всегда отмечается особо: Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat и т.д. У туринговых покрышек, типа Schwalbe Marathon, есть специальный слой из плотного материала, который очень сложно проколоть.
Недостатки: лишний вес (много), сопротивление качению. Также, возможность прокола всё равно остается, если какая-нибудь проволочка воткнется ближе к боковине.
Горные и шоссейные шины защищаются тонким слоем из композитного материала, поэтому даже если на них написано Protection, эта защита не полноценная.
Ценовой уровень
По цене разделяют шины для продвинутых велосипедистов и простых катальцев. Например, у Schwalbe, резина для продвинутых маркируется Evolution, для обычных людей — Performance.
У других производителей тоже есть свои разделения на ценовые уровни.
Бывает еще гоночный уровень — Race. Для соревнований покрышки всегда самые легкие и самые дорогие. Надежность такой резины на последнем месте — главное это накат, сцепление и вес.
Расшифровка
Теперь давайте расшифруем несколько «одинаковых» покрышек, у которых разная цена.
Schwalbe Rocket Ron Performance, wired bead
Дешевая, базовая резина, с проволочным кородом, без нового компаунда Addix и технологии Snakeskin.
Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix SpeedGrip, Snakeskin
Покрышка продвинутого уровня, готовая к бескамерной установке, компаунд с повышенным сцеплением, усиленная боковина Snakeskin.
Schwalbe Rocket Ron Evolution, Addix Speed, Liteskin
Гоночная шина, максимально облегченная, нет маркировки TLR, значит не подходит для бескамерной установки, с накатистым компаундом и тонкой боковиной.
Названия, как видите, практически идентичные, но разница в цене между первой и третьей в два с половиной раза.
Теперь вы знаете, почему одна и та же модель может иметь разное исполнение, от которого зависит цена.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Спасибо за статью, по кантрийной резине Швальбе теперь вопросов почти нет.
Однако, не могу не подправить: кордом называется вся совокупность нитей, создающая форму шины, а не только бортовое кольцо.
Корд это же шнур, само слово-то? А совокупность нитей — casing, или как мне подсказали — каркас.
Постоянно путают корд и бортировочный трос. Корд — это и есть casing. Можно назвать его плетением. Такие-вот, дела.
Виктор, всё правильно пишет человек. Основа шины — корд, на корд напластовываются боковины и утолщённый слой резины на поверхности катания — бреккер. Поверх бреккера наносится уже протектор — это не только выступы и канавки, но и вообще слой резины, на котором они формируются и нарезаются.
Что означают цифры и надписи на велосипедных покрышках
На всех велосипедных покрышках есть какие-то цифры и не все знают, что они означают. Впрочем, это касается не только их, но и надписей на колесах беговелов, самокатов, детских и инвалидных колясок. Давайте попробуем разобраться в этом не сложном вопросе.
Итак, что же на велопокрышках пишут:
Производитель велосипедной покрышки
Тут все просто и понятно. Любой уважающий себя производитель напишет на покрышке свое название.
Кстати. Немного информации о маркировке производителей советских велосипедных покрышек.
Маркировка советских покрышек заводами-производителями.
В СССР работало много шинных заводов, выпускавших продукцию для всех видов колесной техники: автомобильной, мотоциклетной, велосипедной и т.д. Причем многие из них продолжают работать и сейчас, сменив владельцев и формы собственности.
Покрышки маркировались товарными знаками или буквенными обозначениями.
Эта маркировка шин относится не только велосипедным, но и к автомобильным, мотоциклетным и прочим выпускавшимся в СССР покрышкам.
В частности, буквы на покрышках обозначали следующих производителей:
Обозначение размера велосипедной покрышки
Присутствует на всех покрышках, даже на которых нет названия производителя. Указывают или в миллиметрах или в дюймах.
При этом меньшая цифра – это ширина покрышки, а большая – ее диаметр, т.е. на рисунке покрышка шириной 52 мм и внутренним диаметром 559 мм.
В дюймах: ширина 2.00 дюйма и внешний диаметр 26 дюймов.
У маркировки в дюймах есть недостаток: она не стопроцентно точна. Например, диаметры велопокрышки 559 мм, 571 мм и 590 мм будут обозначаться как 26”. Велопокрышки, которые имеют диаметры 622 мм и 635 мм, будут иметь размер 28-дюймов.
Иногда, как например, на этом рисунке, на покрышке указывают, что она может при менять ширину в пределах от 1,95 до 2,1 дюйма, подходит для ободов, на которых можно устанавливать шины шириной от 1,95 до 2,1 дюйма, и, соответственно, выбирать велосипедную камеру таких же размеров.
Общую идею о том, что определяют цифры в разных маркировках размеров можно понять из приведенной здесь схемы «Маркировка покрышек».
Дюймовый и самый старый тип маркировки. На схеме показан черным цветом.
Это самый распространенный вариант обозначений размеров велосипедных шин.
Есть еще и французская маркировка (малиновая на схеме). У нас она встречается реже, но на резине, выпускаемой в Европе это довольно распространенный тип.
Пример французской маркировки шин – 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний диаметр покрышки. В данном случае С – это 622 мм.
Более подробно о типах маркировки размеров и их взаимозаменяемости можно прочитать в статье «Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость».
Обозначение давления, которое может выдержать велопокрышка
Вообще о давлении в велосипедных покрышках на нашем сайте есть отдельная статья и здесь мы только отметим, что надписи этого типа означают минимальное и максимальное давление, на которое рассчитана данная покрышка.
Например, на рисунке снизу указано, что давление должно быть от 36 до 60 PSI (от 250 до 420 kPa) или соответственно от 2,5 атмосфер до 4,2 атмосферы.
Поясним, что такое BAR (атмосфера), PSI и kPa.
Соотношение между BAR, PSI и Pa следующее: 1 Бар = 100 000 Па (100 kPa) = 14,504 Psi.
Посмотреть таблицу с переводом из BAR в PSI можно здесь.
Так вот, накачивая покрышку, нужно понимать, что давление в ней не должно быть ниже минимального и выше максимального. Здесь стоит отметить, что лучше оставить небольшой запас в 0,2-0,5 атмосфер, не накачивая покрышку до максимального значения, чтобы ее не разорвало, особенно в жаркую погоду.
Помните, что давление держит не камера, а именно покрышка.
Если после обозначения минимального и максимального давления в покрышке написано слово COLD (холодный) это значит, что измерять давление нужно в холодной шине.
Направление установки для однонаправленных покрышек
Чаще всего рисунок у велосипедных покрышек симметричный. Такие скаты можно устанавливать любой стороной.
Но бывают и специализированные покрышки с не симметричным рисунком протектора. Они должны устанавливаться только так, как указано на самой покрышке. Ответственный производитель обязательно укажет стрелками как правильно ее устанавливать. Обычно это английские слова:
На фотографиях ниже показаны такие покрышки с указанием направления вращения колеса при установке на велосипед.
На следующем рисунке покрышку можно ставить как на заднем колесе, так и на переднем, но с учетом направления вращения колеса. Т.е. при установке покрышки на заднее колесо смотрим на стрелку Rear (задний) и ставим ее таким образом, чтобы заднее колесо крутилось по стрелке Rear. При установке этой же покрышки на переднее колесо обращаем внимание на стрелку Front (перёд, передняя сторона). Покрышка, установленная на переднем колесе крутиться по стрелке Front.
Если покрышка предназначена только для переднего или только для заднего колеса, тогда не ней делается соответствующая надпись. Как, например, на фотографии ниже, где представлена покрышка, предназначенная только для установки на переднее колесо. На ней так же указано, в каком направлении должно вращаться колесо.
Как установить нессиметричные покрышки на колеса
Хочется остановиться еще на одном моменте.
Если производитель четко указал, как нужно устанавливать несимметричные покрышки на колеса, все просто и понятно. Но иногда возникает ситуация когда на однонаправленной покрышке нет такой надписи. Как поступать в этой ситуации?
Чаще всего эти цифры находятся в овале, как на фотографии:
Дополнительные надписи на покрышках
Мы рассмотрели основные типы надписей, которые производители чаще всего пишут на своих покрышках.
Но некоторые из них пишут еще и дополнительную информацию или пояснения.
Например, любую дополнительную информацию о производителе, адрес своего сайта, на котором можно прочитать о нем самом и выпускаемых покрышках, возможность использования в холодное время года, да и вообще все остальное, что они посчитают нужным.
Надпись Nylon (нейлон)
Надпись Nylon (нейлон) означает что корд покрышки усилен нейлоновыми нитями. Более подробно об этом в статье «Какую покрышку выбрать на велосипед».
Надписи на зимних покрышках
Если покрышка может эксплуатироваться в холодное время года, на ней будет написано «W«, «Winter«, «All seasons» или нарисована снежинка.
Чаще всего в самом названии покрышки так же присутствуют эти слова («Winter» или «all seasons»).
Главное резина на зимних покрышках должна быть шипованной, мягкой и не дубеть на морозе.
Более подробно об увеличении сцепления покрышек с зимней дорогой можно почитать в статье «Как увеличить сцепление колес велосипеда с дорогой зимой на снегу».
Обозначение максимальной нагрузки на велопокрышку
Максимальная нагрузка указывается при максимально допустимом давлении в шине.
Некоторые написи на покрышках из компаунда (compound)
Больше всего это относится к надписям на шинах такого известного производителя как SCHWALBE, но подойдет и для других
Обозначение жесткости компаунда
Жесткость покрышки обозначается двухзначным числом с буквой «а» на конце.
Например: 40a, 42a, 57а/62a, 60a, 62a, 70a, 80а. Чем больше цифра — тем тверже материал.
Пишут это очень редко, но иногда бывает. Чаще этот параметр указывают на фирменной этикетке, упаковке, или, как минимум, на сайте производителя.
Сюда же можно отнести и надпись ST или SUPER TACKY (англ: супер липкий), обозначающую, что это очень мягкая, обычно с жесткостью 42а, покрышка.
Если на резине присутствуют буквы 3С, это означает что при производстве покрышки использовались 3 типа компаунда.
А вообще о жесткости компаунда на нашем сайте есть отдельная статья и в ней можно более подробно об этом почитать.
Что обозначают цветные полоски на покрышках Schwalbe (Швальбе)
В недрах корпорации Schwalbe был разработан новый, более долговечный материал с улучшенными свойствами, получивший название – Addix.
Каждая группа обладает различными свойства для различных дисциплин.
Addix Speed (красный) – XC RACE
Хорошо катит и позволяет достичь м аксимальной скорости. Обладает наилучшим сопротивлением качению. Идеально подходит для гонок на пересеченной местности. Сцепление выше на 15%, прочность на 25%.
Addix Speedgrip (синий) – XC / AM / TRAIL
Хорошо держит дорогу. Универсальный состав для пересеченной местности, длительных дистанций, небольших препятствий и подъемов. Прочность увеличена на 62%, сцепление на 35%.
Addix Soft (оранжевый) – ENDURO / DOWNHILL
Предназначен для крутых спусков и подъемов, преодоления серьезных препятствий. Обладает отличным накатом и амортизацией, в т.ч. при низких температурах. Прочность увеличена на 49%.
Addix Ultrasoft (фиолетовый) – ENDURO / DOWNHILL
Предназначен для экстремальных спусков и самых жестких условий эксплуатации, обладает максимальной амортизацией. Серьезно улучшены низкотемпературные свойства, сцепление и амортизация. Подходит для круглогодичного использования.
Красный и синий подходят для кросскантри, оранжевый и фиолетовый для фрирайда, даунхилла.
Среди характеристик велосипедных покрышек есть такое понятие как TPI (Threads Per Inch) или EPI (Ends Per Inch)
Оба эти понятия определяют плотность плетения каркаса покрышки или количество нитей корда на 1 дюйм.
EPI чаще применяют в Европе, а TPI – более интернациональное обозначение, принятое во всем мире, но по сути это одно и то же.
Между показателем TPI (EPI) и типом покрышки, её весом и стоимостью есть четкая зависимость:
Покрышки с большим TPI прочнее, она сложнее прокалывается и держит большее давление.
Существуют покрышки с нанесенным на боковую поверхность светоотражающим слоем, о чем то же может быть соответстующая надпись.
Обычно пишут: Reflex
Бескамерные велосипедные покрышки
Надписи Tubeless (бескамерный), Tubeless Ready, TLR, TR, Tubeless tire, Tubeless tyre, Tubeless Easy означают, что покрышу можно использовать без камеры.
Антипрокольные покрышки
Надписи на резине типа Anti-flat, Anti-puncture, Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, означают, что в состав этой шины входит антипрокольный слой.
Надпись EXO PROTECTION
Надпись EXO Protection на велосипедной резине говорит о том, что в боковину покрышки вплетен дополнительный кевларовый слой, устойчивый к порезам и износу.
Такие покрышки особенно хорошо подходят для каменистых горных трасс, где высока вероятность порезать борта.
Обычно её пишут на покрышках MAXXIS.
Отдельный пункт: надписи на китайских покрышках
Китайские производители как всегда отличаются особой сообразительностью и изобретательностью, но не всегда дружны с русским языком: