Что значит надеть черный кафтан
Кафтан (персидское слово)
Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.
Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.
В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.
Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.
Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».
Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.
До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.
По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.
У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.
Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.
На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).
В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).
Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам.
А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.
Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.
Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!
Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».
Кафтан
Кафтан (Kefta) — это одежда, которую носят Гриши во Второй армии Равки. Цвет Кафтана Гриши определяется их Орденом, а цвет вышивки на манжетах и подолах указывает на особые способности владельца или на его Типа в пределах этого порядка.
Кафтан описывается как длинные, почти до пола, одежды, которые несколько напоминают пальто. Предмет одежды состоит из нескольких полотнищ ткани и закрепляется на груди владельца скрытыми пуговицами. Из-за желания Гриши подражать простым горожанам под предводительством Дарклинга, кафтан надевается поверх набора крестьянского наряда: длинной белой рубахи, перевязанной кушаком, и бриджей из ткани Гришей.
В настоящее время неизвестно, изменился ли дизайн кафтана или одежды, надетой под ней, после создания Триумвирата Гриш.
Хотя кафтан может быть изготовлен из различных материалов, Гриши в Малом дворце в основном одевается в шелковый кафтан летом и шерстяной зимой. Кафтаны, надеваемые в бою, изготавливаются из специальной ткани, выдерживающей пули. Как правило, черные кожаные сапоги Гриша носит зимой и во время боя, а шелковые тапочки — летом вместе с шелковым кафтаном.
Поскольку Равкианские Гриши носят кафтаны во многих ситуациях, включая боевые действия, официальные собрания и повседневную жизнь, одежда является выдающейся характеристикой, используемой для идентификации Гриши во многих странах. В результате некоторые Гриши в таких странах, как Керчии, будут носить кафтан, в основном для декоративных целей и обычно гораздо худшего качества, чем те, которые сделаны в Малом дворце, чтобы показать свою силу.