Что значит начальное профессиональное образование при приеме на работу
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.
Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать
Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.
Что такое начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.
Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.
Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.
Ещё один существенный плюс такого вида образования его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.
Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.
Где получить средне-техническое образование
В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.
Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:
Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.
Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.
После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.
Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.
Как поступить в профессиональное техническое училище
Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.
В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.
Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.
В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.
Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ
Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.
Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.
К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.
На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.
Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.
Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище
Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.
К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.
Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.
Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.
Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.
Что значит начальное профессиональное образование при приеме на работу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2013 г. № 06-1093 “О направлении информации”
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как «29 декабря 2012 г.»
Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | Н.М. Золотарёва |
Вопросы-ответы
Ответ. В соответствии со статьей 108 Федерального закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования в части наименований признаются тождественными программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Исходя из положений части 3 статьи 108 Федерального закона обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона обучающимся должны быть выданы дипломы о среднем профессиональном образовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Вопрос. Начальное профессиональное образование приравнено новым Законом к среднему профессиональному образованию. В связи с этим сохраняется ли право у лиц, получивших ранее начальное профессиональное образование, на получение бесплатного среднего профессионального образования?
Ответ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный до вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма. Согласно части 5 статьи 68 Федерального закона получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.
Вопрос. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) лица, которое уже имеет среднее профессиональное образование, полученное за плату? Вправе ли образовательная организация принять его на бесплатное обучение по новому Закону?
Ответ. Согласно пункту 3 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование, полученное до дня вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена по новому Федеральному закону. Таким образом, указанное лицо уже имеет среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно было быть получено непременно за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 5 октября 2001 г. № 187-О Конституционный Суд РФ указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее среднее профессиональное образование вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.
Вопрос. Каким образом отчислять несовершеннолетних студентов образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, если студент обучается на базе основного общего образования? Надо ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе:
1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
2) в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.
За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания, как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 9 статьи 43 Федерального закона согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется.
Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Частью 11 статьи 58 Федерального закона установлено, что обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
При этом следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал среднее профессиональное образование с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
Вопрос. По новому Федеральному закону при реализации образовательных программ среднего профессионального образования должна быть шестидневка или допустима пятидневка при выполнении норматива 36 часов в неделю?
Ответ. Объем нагрузки студента, обучающегося по основным образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как «14 июня 2013 года»
В соответствии с пунктом 27 Порядка максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
При этом объем обязательных аудиторных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.
Продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией.
Вопрос. Что делать с гарантиями обучающимся по старым программам начального профессионального образования? У нас такие обучающиеся имели дополнительные гарантии, которых у студентов по программам среднего профессионального образования не было. Они их теряют?
Ответ. Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, при этом начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Частью 2 данной статьи основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования приравнены к программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) как программам среднего профессионального образования. Согласно части 3 статьи 108 обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом, до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом в соответствии с частью 2 статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом.
Таким образом, лица, обучавшиеся ранее по программам начального профессионального образования, приобретают статус студентов, получающих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Однако если в субъекте Российской Федерации были приняты дополнительные меры социальной поддержки обучающихся по программам начального профессионального образования, то автоматически они действовать в отношении студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не могут, так как само понятие «обучающийся по программе начального профессионального образования» перестает существовать. Вместе с тем очевидно, что региональная нормативная база должна быть изменена, с тем чтобы указанные гарантии были сохранены для студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Федеральный закон был принят 29 декабря 2012 г., и у органов государственной власти субъектов РФ было достаточно времени, чтобы привести региональную нормативную базу в соответствие с новым Федеральным законом.
Кроме того, письмом от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, были направлены рекомендации по подготовке к реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. «Об образовании в Российской Федерации» (прилагается)*.
Вопрос. Если по программе среднего профессионального образования нормативный срок обучения составляет 3 года и 10 месяцев, а защита дипломной работы происходит 28-30 июня, то на какой срок можно предоставить выпускнику каникулы?
Ответ. В соответствии с частью 17 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
Таким образом, если срок освоения данной образовательной программы среднего профессионального образования составляет 3 года и 10 месяцев, то каникулы могут быть предоставлены на период до 30 июня.
Необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 11 Федерального закона сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
Вопрос. Согласно статье 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг будет ли данная норма выполнена, если указывается стоимость за одно занятие, а не за всю программу?
Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и(или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Вопрос. Возможен ли перевод на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования из 10-го класса общеобразовательной организации, если образовалось вакантное бюджетное место в связи с отчислением студента сразу после начала обучения?
Ответ. Следует отметить, что согласно пункту 15 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перевод в другую образовательную организацию возможен при условии, что обучающийся продолжит реализацию образовательной программы соответствующего уровня. Таким образом, перевод с образовательной программы среднего общего образования на образовательную программу среднего профессионального образования невозможен. Возможно только отчисление из общеобразовательной организации по инициативе обучающегося, а затем прием в образовательную организацию на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования.
Образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема граждан на обучение в части, не урегулированной законодательством об образовании. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств.
В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании. При этом прием на основе результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования не является конкурсным отбором.
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год утвержден приказом Минобрнауки России от 28 января 2013 г. № 50. Согласно пунктам 21 и 48 данного Порядка прием заявлений в образовательные организации на очную форму получения образования при наличии свободных мест продлевается до 25 декабря текущего года, а зачисление может осуществляться до 31 декабря текущего года.
Таким образом, по заявлению обучающегося возможен его прием в образовательную организацию среднего профессионального образования в случае, если прием проводился на основании результатов освоения образовательной программы основного общего образования (без вступительных испытаний и не по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств). Предварительно такой обучающийся должен быть отчислен из общеобразовательной организации.
Вопрос. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх КЦП платно?
Ответ. Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
Лица, оказавшиеся за пределами установленных контрольных цифр приема, по итогам учета результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании, могут либо выбирать иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки, либо поступить на обучение за счет средств физических и(или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.
Договор об оказании платных образовательных услуг за счет средств физического и(или) юридического лица заключается с учетом положений статей 53, 54 Федерального закона.
Вопрос. Каким образом в учебном плане по программе среднего профессионального образования распределить общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения? Самостоятельно?
Ответ. Учебные планы в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона являются составной частью образовательной программы образовательной организации.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, согласно статье 28 Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Таким образом, разрабатывать учебный план, в том числе и распределять общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения, образовательная организация должна самостоятельно.
Вопрос. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531 не установлена форма диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Что выдавать выпускникам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования на отлично?
Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпунктом 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, к полномочиям Минобрнауки России отнесено утверждение образцов документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, а также описаний указанных документов и приложений.
Необходимость изготовления бланков дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием определяется образовательной организацией самостоятельно. В случае необходимости на бланке титула диплома, а также на бланке приложения к диплому указывается надпись «с отличием».
Кроме того, согласно пункту 7 Приложения 3 к приказу Минобрнауки России № 531 образовательная организация вправе установить особый цветовой фон бланка титула, выдаваемого лицам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования с отличием.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона приобретение и изготовление бланков документов об образовании и(или) о квалификации отнесено к компетенции образовательной организации.
Вопрос. Какие документы выдаются в результате освоения образовательных программ профессионального обучения?
Ответ. Лицам, прошедшим профессиональное обучение и успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваиваются разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Вопрос. В Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513), сроки обучения по рабочим профессиям не регламентируются. Как определить минимальный срок обучения при разработке образовательных программ профессионального обучения по конкретной профессии?
Ответ. Согласно части 8 статьи 73 Федерального закона продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем при разработке образовательной программы профессионального обучения необходимо учитывать, что срок обучения зависит от времени, необходимого для приобретения знаний, навыков по определенной профессии и, кроме того, должен быть определен с учетом специфики профессии, необходимого уровня квалификации, сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и иных особенностей, связанных с осваиваемой профессией.
Вопрос. Возможно ли проведение квалификационного экзамена по образовательным программам профессионального обучения в форме проверки теоретических знаний?
Ответ. В соответствии со статьей 74 Федерального закона профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Следует отметить, что квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Частью 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и(или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. При этом к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
* При данной публикации не приводится. См.: Администратор образования. 2013. № 11. С. 8-41.
Перечень
нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, принятых в целях реализации Федерального закона, в сфере среднего профессионального образования
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в целях лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по указанным специальностям, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования».
2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2013 г. № 240 «Об утверждении образцов студенческого билета студента и зачетной книжки студента (курсанта), осваивающего образовательные программы среднего профессионального образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 28 января 2013 г. № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год».
7. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об установлении порядка и оснований предоставления академического отпуска лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название приказа следует читать как «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»
8. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как «№ 513»
9. Приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное».
10. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
11. Приказ Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему».
12. Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов».
13. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования» (находится на регистрации в Минюсте России).
14. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
15. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
16. 295 приказов Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям.
Обзор документа
С 1 сентября 2013 г. действует новый Закон об образовании. Рассмотрены наиболее частые вопросы, касающиеся деятельности по программам среднего профобразования и основным программам профобучения.
В частности, отмечается, что после вступления в силу нового закона обучающимся должны выдаваться дипломы о среднем профобразовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение лицо, уже имеющее среднее профобразование.
Продолжительность учебной недели (пяти- или шестидневная с двумя или одним выходным) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Также она разрабатывает учебный план, в т. ч. распределяет общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения.
Лица, обучавшиеся ранее по программам начального профобразования, приобретают статус студентов, получающих среднее профобразование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Приведен перечень нормативных правовых актов Минобрнауки России, принятых в целях реализации нового закона, в сфере среднего профобразования.