Что значит набожный мусульманин
Что значит набожный мусульманин
Понятия ислам и иман неотделимы друг от друга согласно своим шариатским значениям. Один из этих понятий не упоминается, не охватывая другой, напротив, там, где существует достоверный и правильный иман, существует и ислам или же там где существует ислам, значит, существует и иман. Если один из данных понятий будет употреблён отдельно, то второй непременно будет входить в него, и так же будет являться доводом. Например Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток».[1] Приказ Всевышнего, который исходит из данного аята, касается как верующих, так и мусульман. Совершение малого омовения (аль-’уду) касается не только верующих, но и мусульман, так как и они не имеют права молиться без предварительного очищения. Так же как ислам включает в себя иман, так же иман включает в себя ислам. Так же слова Всевышнего Аллаха: «Упокой меня мусульманином»[2] означают – упокой меня верующим. Нельзя сказать упокой меня мусульманином, но не верующим, так как Аллах желает, что бы все верующие расстались со своими душами, будучи мусульманами.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[3] [4]
Однако когда оба этих понятия (ислам и иман) упоминаются в контексте вместе, между ними возникает разница. В таком случае иман означает утверждение и признание сердца, а ислам повиновение и подчинение Всевышнему Аллаху. Обладатели знания говорят следующее: «Каждый верующий является мусульманином, но не каждый мусульманин является верующим». Например, Аллах Всевышний говорит: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца».[5]
Ибн Аббас да будет доволен им Аллах, сказал: «Этот аят указывает, что они не являются лицемерами, а являются людьми со слабой верой (иман)».
Ибн Джарир ат-Табари, да смилостивиться над ним Аллах, сказал в толковании этого аята: «Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, велел бедуинам подчиниться (ислам). Они подтвердили веру языками, но не своими сердцами. Поэтому им было велено всего лишь предаться. Потому что для подчинения достаточно слов, а вера требует и слов и действий».
Всевышний Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует».[6]
Исключение в вере, произнесение слов
«ИншаАллах я являюсь верующим».
Ахль ас-сунна уаль-джама’а не поддерживают тех людей, которые с полным убеждением утверждают, что они являются верующими. И эта точка зрения исходит от их богобоязненности и веры в предопределение. Никто с полным убеждением не может утверждать, что он является верующим (му’мин). Абсолютная вера включает в себя подчинение всем велениям и оставление всего что запрещено. Даже и в этом случае человек не может сказать, что он абсолютный верующий. Если он станет утверждать подобное, то это будет являться самовосхвалением, и косвенно будет означать, что он страшится Аллаха истинным страхом и является одним из Его приближённых. В таком случае он должен будет так же утверждать, что является обитателем рая. Всевышний Аллах сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».[7]
Относительно исключения в вере, то есть слов «ИншаАллах я верующий» существует три мнения. Одни утверждают, что произнесение этих слов обязательно (уаджиб), другие говорят, что подобные слова запретны (харам), а третьи придерживаются в этом вопросе середины.
Согласно мнению противников, иман являясь единым целым, не состоит из действий и слов. Иман – это утверждение сердцем. Если сердце признаёт, тогда человек не должен сомневаться в том, что он является верующим. Согласно им, если человек уверен, что произнёс свидетельство (шахада), тогда он должен быть уверен и в том, что является верующим. Одним словом произнесение слов «я верующий» подобно произнесению слов «я мусульманин». А тех, которые говорят «иншаАллах я верующий» они называют шакъкъакъ – что означает сомневающиеся.
Имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, так же придерживается мнения, что произнесение слов «иншаАллах я верующий» является запретным. Он сказал: «Верующий, то есть тот, кто верит, истинно является верующим, а неверный истинно является неверным. Так же как нет сомнений в неверии, и нет сомнений в вере. Аллах Всевышний сказал: «Они являются истинно верующими».[8] Всевышний Аллах так же сказал: «…являются подлинными неверующими».[9]
Все грешники из общины Мухаммада да пребудут над ним мир и благословение Аллаха являлись верующими, и не были неверующими».[10]
Передаётся от аль-Хариси и аль-Хаскафи, что имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Однажды я с Алкамой были у Аты бин Абу Рабаха. Алкама сказал: «О Абу Мухаммад! В стране существует группа людей, которые не относят к себе веру и избегают слов «Я верующий». Ата сказал: «А что с ними, почему они не говорят это?» Алкама продолжил: «Они говорят, что если станут утверждать что они верующие, тогда так же станут утверждать, что являются обитателями рая». Ата ответил: «О Аллах! О Аллах! Поистине это одна из ловушек шайтана. Шайтан наущает их, что бы они оставили Ислам являющийся благом дарованным им Аллахом и воспротивились пророку да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Поистине я был свидетелем, когда это говорили сподвижники и это говорил даже сам посланник Аллаха да пребудут над ним мир и благословение Аллаха».[11]
Другая же группа стала высказывать исключения во всем, и переусердствовали в этом. Они стали высказывать исключения во всех совершаемых ими праведных делах. Например: «ИншаАллах я совершил молитву; иншаАллах я постился» и т.д. Среди них были даже такие, которые говорили: «иншаАллах это одежда, иншаАллах это обувь» и т.д.
Однако самым лучшим мнением является мнение приверженцев сунны. Аллах Всевышний в Священном Коране приводит ряд аятов, в которых говорится о том, что некоторые явно совершаемые деяния связаны с волей Аллаха.
Разъяснение понятия «ибада» – поклонение
Тавхид-улюхийя – это убеждение в том, что только Аллах достоин поклонения. И нет никаких сомнений, что мушрики времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были мушриками в этом виде тавхида. Вследствие отнесения к их идолам некоторых качеств господства, они были убеждены, что их идолы также достойны поклонения, потому и поклонялись им. Однако наше разногласие с ваххабитами состоит в том, что именно является поклонением (ибадой). По причине их неправильного толкования понятия «ибада» они посчитали некоторые действия мусульман поклонением, к примеру, просьбу о помощи у тех, кто находится далеко, или у умерших.
Поэтому нам сначала следует разъяснить, что именно является поклонением, и дать понятию «ибада» конкретное определение.
Лексическое значение слова «Ибада» – принижение и покорность, но лексическое значение данного слова не может быть его определением в Шариате, потому что нам велено быть приниженными и покорными не только Аллаху, но и, например, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), родителям, правителям и т.д. Если бы простое принижение и покорность считалось поклонением, то получалось бы, что Шариат повелевает делать запретное, а это абсурд.
Прежде чем разобрать понятие «ибада» в Шариатском значении, необходимо также ознакомиться со следующими понятиями: «та’а» и «курба». Эти три понятия близки по значению, но всё-таки каждое из них обособляется своими смысловыми нюансами. Разницу между ними разъясняет Мухаммад ат-Таханави (умер в 1158 г.) в своей книге «Кашшафу истиляхатиль-фунун»:
«Понятие «та’а» более общее, чем понятие «ибада»,потому что «ибада» в большинстве случаев используют для возвеличивания Аллаха предельным образом. А слово «та’а»используют в выполнении как повелений Всевышнего Аллаха, так и других повелений. Понятие «убудийя» есть проявление приниженности перед Всевышним, а понятие «ибада» более выразительное, потому что используется при предельной приниженности. Понятие «та’а» значит выполнение веленого, даже если это будет велено в желательной форме, и оставление запретного, даже если это будет указано как нежелательное. Выплата долга, содержание супруги и тому подобное есть (та’а) подчинение Аллаху, но не является (ибадой) поклонением. Дозволено подчинение (та’а) не Аллаху не в греховном, но не дозволено поклонение (ибада) кому-то, кроме Всевышнего Аллаха.
Понятие «курба» более частное, чем понятие «та’а», потому что в «курба» человек знает того, к кому он желает приблизиться этим действием. Понятие «ибада» – более частное, чем эти два понятия («та’а» и «курба»), так это приводится в книге «Кулийят» Абу аль-Бакаъ».
Мухаммад бин Али ат-Таханави, «Кашшафу истиляха аль-фунун», 2/1123, ИД «Мактабату Любнан», Бейрут, 1996 г.
В итоге получается, что есть три понятия:
1. «Та’а» – подчинение; чтобы что-то считалось «та’а», необходимо выполнение веленого и отказ от запрещённого.
2. «Курба» – доброе дело, которым приближаются к кому-либо; чтобы что-то считалось «курбатом», необходимо знание того, к кому приближаются.
3. «Ибада» – поклонение; чтобы какое-то действие считалось поклонением, необходимо подчинение.
Однако определение термина «ибада» как подчинение не есть его Шариатское определение, так как существует множество действий, в которых есть подчинение, но вместе с тем они не считаются поклонением, например, целование детьми ног родителей или земной поклон пророку Юсуфу (мир ему) его родителями и братьями.
Именно поэтому необходимо дать понятию «ибада» чёткое и ясное определение, чем мы сейчас и займёмся, по воле Аллаха.
Когда используют слово «поклонение», то под этим подразумевают две вещи:
1. Сам акт поклонения, то есть действие поклоняющегося.
2. То, каким образом поклоняются, то есть намаз, пост, хадж и т.д.
Рассмотрим каждое из них по отдельности.
1.Поклонение, в смысле действия поклоняющегося.
Подчинение и покорность не будут считаться поклонением, пока не будет соблюдено одно из двух условий.
Первое условие – убеждение в наличии какого-либо качества господства в том, кому подчиняются.
Это проясняется при детальном анализе аятов Корана, разъясняющих как убеждения и поклонение мусульман, так и убеждения и поклонение мушриков.
Из этих аятов становится ясным, что:
1) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения в том, что Он приносит ему помощь:
Смысл: «Нет помощи ни у кого, кроме как у Аллаха, Могущественного, Мудрого». (сура «Али Имран», 126)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит ему помощь:
(Смысл): «Они (мушрики) поклоняются помимо Аллаха божествам, надеясь, что они им помогут». (сура «Ясин», 74)
2) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах его оберегает и защищает:
(Смысл): «Аллах – самый лучший Защитник и самый Милостивый». (сура «Юсуф», 64)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его оберегает и защищает:
أَمْ لَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ مِنْ دُونِنَا
(Смысл): «Неужели у них есть божества, которые защитят их от Нас». (сура «аль-Анбияъ», 43)
3) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах приносит пользу и вред:
وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ ۖ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
(Смысл): «Если Аллах принесет тебе вред, то никто не сможет устранить его, кроме Него, а если Аллах наделит тебя добром, то Он над каждой вещью мощен». (сура «аль-Ан’ам», 17)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит пользу и вред:
إِنْ نَقُولُ إِلَّا اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوءٍ
(Смысл): «Мы (мушрики) только можем сказать, что один из наших богов причинил тебе (пророк Худ) вред». (сура «Худ», 54)
4) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах является его Покровителем:
فَاللّهُ هُوَ الْوَلِيُّ
(Смысл): «Аллах является Покровителем». (сура «Аш-Шура», 9)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его покровитель:
وَالَذِّينَ اتَخَّذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ اللّهُ حَفِيظٌ عَلَيْهِمْ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ
(Смысл): «Если кто-либо взял себе в покровители кого-то иного, помимо Аллаха, то Он хранит их [дела и поступки до Дня Суда], а ты (Мухаммад) не в ответе за них». (сура «Аш-Шура», 6)
5) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах возвеличивает и унижает:
(Смысл): «Воистину, все величие принадлежит Аллаху». (сура «Юнус», 65)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол возвеличивает и унижает:
وَاتَخَّذُوا مِنْ دُونِ اللّهِ آلِهَةً لِيَكُونُوا لَهُمْ عِزًّا
(Смысл): «Они взяли себе, помимо Аллаха, божества, чтобы те возвеличивали их (помогали им)». (сура «Марьям», 81)
6) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах наделяет его пропитанием:
قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
(Смысл): «Скажи (Мухаммад): воистину, мой Господь увеличивает и уменьшает пропитание, кому пожелает, однако большинство людей не ведают об этом».(сура «Ас-Сабаъ», 36)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол наделяет его пропитанием:
إِنَّ الَذِّينَ تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللّهَِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِنْدَ اللّهِالرِّزْقَ
Смысл: «Воистину, те, кому вы поклоняетесь, неспособны наделить вас хоть чем-то из пропитания, так просите же у Аллаха пропитания». (сура «аль-Анкабут»,17)
Таким образом, становится ясным, что любое подчинение и принижение будет поклонением, если оно сопровождено убеждением о наличии каких-либо качеств господства в том, кому подчиняются. Если же не будет такого убеждения, то подчинение и принижение не считается поклонением и, следовательно, не будет считаться ширком.
Такое подчинение будет считаться почитанием и проявлением уважения, и оно может быть, как дозволенным, например, земной поклон ангелов пророку Адаму (мир ему), так и запретным, например, земной поклон Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), шейхам, родителями т.д. Но все это никак не может быть ширком, без наличия убеждения господства в том, кому совершают земной поклон.
Земной поклон (суджуд) не считается поклонением в своей основе (ибадазатийя. Если бы было так, то Всевышний Аллах не повелел бы ангелам совершить суджуд Адаму (мир ему).
Известно, что их земной поклон не считается поклонением, потому что они не были убеждены в наличии качеств господства или божественности в Адаме (мир ему). Этот земной поклон считается приветствием и проявлением уважения и был дозволен до прихода нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем такой вид приветствия был отменен (мансух) и стал считаться запретным.
Второе условие – убеждение в наличии качества божественности в том, кому подчиняются.
Священный Коран во многих местах разъясняет нам, что мушрики подчинялись своим идолам из-за убеждённости в том, что они являются божествами. Подчинение чему-то с убежденностью, что оно является божеством, есть поклонение.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللِّه آلِهَةً أُخْرَى قُلْ لَا أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌوَإِنَّنِي بَرِيءٌ مِمَّا تُشْرِكُونَ
(Смысл): «Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Аллахом есть другие божества? Скажи (Мухаммад): я не свидетельствую (об этом). Скажи: только Аллах– Единственный Бог, и я не причастен к тем, кого вы придаете Аллаху сотоварищем».(сура «Аль-А’нам», 19)
Мушрики были настолько убеждены в божественности своих идолов, что даже не могли понять, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог призывать их к Единому Богу:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
(Смысл): «Неужели он (Мухаммад) сделал божества Единым Богом? Воистину, это удивительное дело». (сура «Сад», 5)
Отсюда следует, что если кто-то подчиняется кому-то без убеждения наличия в нём каких-либо качеств господства или божественности, то такое подчинение не считается поклонением.
Напомним также, что убеждение в наличии в ком-то качества божественности неразрывно связано с убеждением наличия в нем качества господства. Если кто-то убеждён в наличии в ком-то качества божественности, то есть считает, что этот кто-то достоин поклонения, значит, он убежден в наличии в нём и каких-либо качеств господства. И наоборот, если кто-то убеждён в наличии в ком-то качеств господства, значит, он убеждён и в наличии в немкачества божественности, то есть считает, что он достоин поклонения.
Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как не превратиться в притворно набожного человека?
Искренность во всех делах является важной составляющей нашей религии. Если человек, совершая тот или иной благой поступок или акт поклонения, не был при этом искренен или совершил это деяние не ради Всевышнего, такое деяние будет отвергнуто.
Ведь Всевышний Аллах обязал своих рабов соблюдать искренность во всём и установил это как условие для принятия благих деяний. В священном Коране сказано:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
(смысл): «(Они разделились по своей злобе и зависти), хотя было велено им лишь служить единому Аллаху искренне, совершая поклонение и служение исключительно для Него». (сура Аль-Баййина: 5)
Показное благочестие
Представьте себе, что вам подарили тортик, упакованный в красивую коробку, окрашенную в яркие цвета и завязанную блестящими лентами. Как обычно, коробка хорошо пахнет, и вы ожидаете, что её содержимое будет очень вкусным. Скорее всего, после распаковки вы найдёте в коробке то, что и ожидали, и убедитесь в том, что её содержание соответствует внешней красоте. Обычно так всё и завершается, ведь на самом деле так и должно быть. Но иногда, открыв красивую коробку, вы обнаруживаете, что внутри засохший, покрытый плесенью, непригодный к употреблению торт. В итоге оказывается, что красивая оболочка совершенно не соответствует внутренней сущности.
Точно так же бывает и с людьми – к счастью, многие из тех, кто с виду оставляет хорошее впечатление, оказываются таковыми и в действительности. Но иногда внешность оказывается просто красивой оболочкой, за которой скрывается совсем другой человек.
На вид благочестивый человек может оказаться хитрым и корыстным типом. Когда мы обнаруживаем в людях такое, у нас остаётся очень неприятный осадок, особенно если этот человек старался произвести впечатление истинного мусульманина.
Для доверчивого обывателя такая ситуация всегда чревата глубоким разочарованием, а когда он узнаёт правду о человеке, который обладает определёнными знаниями в религиозной сфере, да ещё и обучал религии других, его разочарование бывает сокрушительным. Оно может быть настолько тяжелым, что человек, увидев вчерашнего проповедника совершающим неблаговидный поступок, напрочь разочаровывается в религии. Он невольно думает: «Если даже такой человек притворяется и обманывает людей, то как обстоит дело с рядовыми мусульманами?»
Как видите, неискреннее, показное благочестие опасно не только для человека, который кажется религиозным, но и для окружающих, которые, увидев его поведение и обман, могут и вовсе разочароваться в Исламе.
Особенно опасно, когда расхождение между внешностью и внутренней сутью якобы благочестивого мусульманина обнаруживает человек другого вероубеждения, который испытывает к Исламу симпатии, ведь поведение нерадивого мусульманина отвращает людей от истины, ибо вследствие увиденного человек может разочароваться в Исламе.
Всевышний Аллах крайне остерегал своих рабов от такого поведения:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ
«О вы, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника! Почему вы говорите то, чего сами) не делаете? Велика ненависть у Аллаха к тому, что вы проповедуете то, чего сами не делаете». (сура Ас-Саф: 2-3)
В этом аяте Всевышний вопрошает верующих не с целью получить от них ответ, а делает замечание и порицает за такой поступок, потому что такое поведение мусульманина считается одним из признаков лицемерия.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание); а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, 33; Муслим, 59; Тирмизи, 2631)
Однако некоторые верующие не пожелали исполнить это указание Всевышнего, и оно стало им в тягость. «Тогда был ниспослан этот аят из суры Ас-Саф».
Всевышний Аллах предписал своим рабам поклоняться ему. Но наше поклонение не должно ограничиваться только внешними проявлениями. Намаз не должен ограничиваться только совершением движений, а пост – отказом от еды и питья. Очень важно делать всё это искренне, ради Всевышнего Аллаха.
Вдобавок к этому совершение этих деяний должно идти рука об руку с изменением своего характера, отказом от плохих, порицаемых деяний и обретением благого нрава. Если совершение намаза не отдаляет человека от запретного, то нет пользы в таком намазе.
Причиной этого может быть нежелание человека изменяться внутренне, совершая при этом благие поступки напоказ. Таким образом, он обманывает не только окружающих, для которых он будет являться набожным человеком, но и самого себя – забывая о другой стороне религиозных обязанностей.
Как быть?
Как же правильно поклоняться Всевышнему Аллаху и не превратиться в притворно набожного человека, то есть того, кто говорит одно, а делает совершенно другое?
Во-первых, никогда не забывайте, что вы постоянно находитесь перед взором Аллаха. Что бы вы ни делали, с каким бы намерением ни делали, обо всём этом известно Всевышнему Аллаху до мельчайших подробностей.
Во-вторых, нельзя также забывать о том, что помимо внешних религиозных обязанностей – намаза, поста, отказа от запретной пищи, есть и внутренние обязанности, например, отказ от грубости, лени, жадности, наглости, зависти, гнева и т.д., и они не менее важны.
Не впускайте в своё сердце гордость и высокомерие и не делайте ничего напоказ. Благодеяние или акт поклонения, совершённые только ради того, чтобы показать себя благочестивым, с целью произвести впечатление на людей, не принесёт вам никакой пользы.
Постоянно следите за своим поведением. Если вы обидели ли кого-то, нагрубили, солгали, схитрили, то просите прощения у Всевышнего Аллаха и обязательно – у человека, которого вы обидели.
Не допускайте никогда ни дома, ни в обществе хамства, дерзости, пренебрежения к людям, не отказывайте никому, особенно родным и близким в помощи, когда вас просят об услуге.
Если вы будете следовать этим и другим рекомендациям знающих людей, то по милости Всевышнего вы будете поистине прекрасным человеком – и внешне, и внутренне, и душой, и телом.
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.