Что значит набожная семья
Набожный, набожность
Слово набожный (как и производное от него набожность) по своему морфологическому строю выделяется из ряда русских слов, имеющих в своем составе основу бог- / бож- (ср. безбожный, убогий). Обращает на себя внимание и его акцентовка (на приставке; ср. чеш. nábožnost, ср. народное на́бога) (об ударении см.: R. Nachtigall, с. 12, 97, 125, 136, 156 (Wörterverzeichnis), с. 280). Слово набожный находит себе яркие параллели в западнославянских языках – в чешском и польском, например, очень богато соответствующее гнездо слов в польском языке: nabożeństwo «богослужение», «набожность»; nabożnica «лицемерка»; nabożnieć «делаться пустосвятом»; nabożnik «ханжа», «пустосвят»; nabożnictwo «ханжество», «пустосвятство»; nabożny «набожный», «благочестивый», «благоговейный»; nabożność «набожность», «благоговение».
Однако перенос ударения – при предположении русского заимствования этих слов из польского языка – мог произойти на русской почве (под влиянием на́бога).
Значение слов набожный, набожность не подверглось существенным изменениям на протяжении двух с половиной веков. Набожный у верующих: «богомольный, тщательно исполняющий все предписания религии»; набожность: «благочестие, тщательное выполнение требований веры, культа».
Ср. у Крылова в «Кот и повар»:
. Он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил.
Статья опубликована в сборнике «Этимология» 1965 (М., 1967) в серии статей об истории слов закал, закалить (закаленный), перелистывать – перелистать; сосредоточенный, сосредоточенность; стрюцкий под общим названием «Историко-этимологические заметки. III». Имеется только оттиск работы, ни рукописи, ни машинописи не сохранилось. Здесь печатается по опубликованному тексту с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. – Е. К.
См.: Prof. T. Maretić. Ruske i češke riječi u kniževnom hrvatskom jeziku. Zagreb, 1892. С. 33.
Орлов А. С. «Тилемахида» В. К. Тредиаковского// Сб. «XVIII век», т. 1. М.; Л., 1935. С. 53.
См.: Срезневский, 2, с. 266. Здесь указано лишь неясное по значению набоженка из «Вопрошаний Кирика».
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Кто более набожен
Кто более набожен: тот, кто необязателен в выполнении религиозной практики, но щедр на благие дела и поступки, или тот, кто постоянен в религиозной практике, но скуп на доброе слово, груб, невоспитан?
Внешние дела многое определяют для человека как в плане мирского благополучия, так и вечного. В Священном Коране неоднократно говорится о том, что людям в Судный День будет объявлено, что «они делали»[1]. Набожность же больше касается внутреннего мира, состояния души, сердца, то есть ее полноценность, глубина и искренность во многом сокрыты от окружающих, но в полной мере ведомы Богу.
Что есть набожность? Выполняя обязательное и сторонясь явно запретного, человек вступает на территорию набожности, но определить ее, взвесить или измерить крайне сложно, а точнее невозможно.
«Набожность вот здесь, — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), при этом трижды указав на грудь»[2]. Поэтому судить о человеке на примере отдельных его поступков или характеристик, делать окончательный вывод о нем, а тем более о его набожности («кто более набожен»), крайне сложно[3], а порой и греховно[4].
Думаю, полезным критерием для определения личного, именно своего духовного состояния, своих истинных характеристик пред Всевышним, а никоим образом не для выискивания чего-то отрицательного в других людях (!), является нижеследующий аят. Одним вариантом перевода в данном случае не обойтись, так как смысл «трансформируется» и может быть одинаково спроецирован на разные жизненные обстоятельства. Дам, с учетом пояснений в тафсирах[5], два варианта перевода:
«И те, кто, давая [отдавая, тратя на благодеяния, помогая другим, не кичится этим, не хвастается, а] ощущает трепет [пред Богом] на уровне сердца [не на словах], помня о том, что вернется к Господу [и тогда благодеяния для самого же себя и пригодятся, если возымели пред Богом статус именно благодеяния, а не сделанного из одолжения или «неудобства отказать»]» (Св. Коран, 23:60)[6].
То есть человек дает ближнему, делится с другим, проявляет соучастие в богоугодном, например, хорошим словом, советом, благим поступком, предоставлением той или иной возможности, оказанием материальной помощи и т. п., но при этом его душа и разум свободны от ожидания благодарности, ответной реакции, ведь они (душа и разум) наполняются только любовью и трепетом пред Творцом, причем трепет этот рождается не на уровне слов, а именно — сердец.
Верующий альтруистичен[7], он не ждет достойного одобрения, ответа на благо благом (хотя сам всегда старается на хорошее ответить лучшим). Совершая благонравный поступок, делясь с другими чем-либо, набожный человек, если и призадумывается, то только над собственной искренностью совершения этого во имя Всевышнего[8], над тем, будет ли данное действие принято Господом миров или нет, зачтется ли это во благо ему и станет дополнительным, а может, и спасительным довеском[9] на чаше благих дел в День Суда. То есть человек не ассоциирует благое деяние с теми, кто получил от этого пользу из числа людей, он лишь вспоминает о милости Творца, о всепрощении Его, которые могут проявиться в результате пусть столь ничтожного по меркам вечности поступка (а по меркам мирским, возможно, очень даже значимого), но ведь милость Его безгранична, и, вне всяких сомнений, каждая пылинка[10] благого будет учтена в Судный День. Возможно, что щедрость материально или интеллектуально богатого праведника поспособствует проявлению щедрости к нему самого Творца как в мирской обители, так и в вечной. Но верующий всегда помнит: он тратит из того, что было дано ему на временное пользование, и в любом случае это покинуло бы его — не в форме благого, так в форме обычной житейской растраты.
«И те, кто совершают то, что они совершают, [при этом] их сердца трепещут оттого [причина трепета в том], что они к Господу своему возвращаются (будут возвращены)» (Св. Коран, 23:60)[11].
Во все времена, как и сегодня, была чрезвычайно многочисленной категория верующих, совершавших (по тем или иным причинам) крайне пагубные поступки, периодически окунавшихся в грязный омут грехов. Но души свои они успокаивали и успокаивают тем, что говорят: «Мы веруем, осознаем то, что грешны, понимаем пагубность проступков, но уповаем на Его милость; в глубине наших сердец есть страх пред Аллахом, трепет пред Господом миров». Как раз таки учитывая возможное понимание аята в таком ракурсе, ‘Аиша, супруга Пророка, спросила у посланника Всевышнего: «В этом аяте говорится о тех, кто ворует, прелюбодействует, пьет спиртное и при этом боится Бога, свят Он и велик?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, о дочь Абу Бакра, о дочь правдивейшего! Здесь говорится о тех, кто молится, постится, дает милостыню [для него характерно совершение благодеяний, сторонение греха] и при этом [совершая всякий праведный поступок, он] боится Бога (испытывает трепет пред Ним) [не мнит себя благодетелем и филантропом, а сердцем, мыслью обращается к Господу и молит о помиловании]»[12].
Великий богослов из поколения ат-таби‘ин (первое поколение после Пророка) аль-Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, верующий собирает (пред Всевышним по крупицам) благородство (благие дела и поступки) и сострадание (мягкосердечность, снисходительность к людям; опасение, трепет пред Богом); лицемер же собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом)»[13].
Первый устремлен к совершению благого (к высокому) и не останавливается на достигнутом, испытывая трепет пред Господом оттого, что эти дела далеки от весомости и значительности, однако этот трепет ни в коей мере не расхолаживает, не уменьшает энергичность его движения по жизни. Лицемер же (формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый), совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради людской молвы, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимы и богоугодны, что затмят все его грехи, перевесят все прегрешения.
«…И [при этом] их сердца трепещут». Для раскрытия смысла этих слов приведем полезные повествования:
(1) «Набожный и раскаивающийся — это тот, чей страх и трепет пред Творцом проистекают из осознания (или предположения в результате анализа прожитых лет и восприятия «слов» внутреннего голоса) того, что может ожидать его после смерти. Он делает акцент на конечный результат»[14]. То есть по-настоящему набожный, носитель не маски на лице, а — частичек набожности в своем сердце, всегда старается многое предусмотреть, проанализировать, увидеть то, к чему могут привести его очередной шаг, действие, поступок, как в плане мирского благополучия, так и вечного. Им руководят не столько эмоциональные порывы и чувства, сколько рациональный подход, с примерным осознанием того, чем все может закончиться.
(2) «Трепет человека, познающего Творца, проявляется больше в стремлении нести позитив во время или после совершения благих поступков, нежели в бесконечных и мрачных мыслях об ошибках, прегрешениях пред Аллахом, доводящих до апатии, потери интереса к жизни, а часто и к псевдонабожному безделью. Греховный проступок может быть искуплен покаянием, благое же деяние требует глубины и серьезности подхода». То есть набожный человек по сути своей не может совершить (с благословения Всевышнего) явно скверного и запретного действия, но проступки (оступился, потерял бдительность), как и у любого другого человека, у него могут быть. На них он долго не задерживается, а раскаивается и старается не повторять подобного впредь.
Реально (а не виртуально, в мыслях, мечтах и словах) движущийся по пути набожности не столько страшится согрешить, сколько страх и трепет пред Богом побуждают его к благим делам и свершениям. Об этом в следующем, 61-м аяте, смысл которого можно раскрыть так: «Эти люди [чьи характеристики упомянуты в предыдущих аятах, с 57-го по 60-й] опережают друг друга в благих делах [меж ними здоровый дух состязания, побуждающий вершить большее, обгонять опережающего, что, по сути дела, и является двигателем прогресса — здоровая конкуренция во имя Господа миров, на благо людей и общества][15], и они успевают все делать вовремя».
Удивительный коранический смысл «и они успевают все делать вовремя»… Для каждого дела Всевышним выделен определенный временной промежуток. Так вот, эти люди, устремленные и соревнующиеся в благом, успевают (с благословения Творца) все делать вовремя. Жизненные необходимости, дела, обязанности, потребности не сбиваются в кучу, не образуют свалку мнимой перегруженности или пробку на шоссе жизни, а идут последовательно и ровно. Каждому делу свой отрезок времени на циферблате часов жизни, которые остановятся в назначенный им Свыше срок: ни позже, ни раньше.
Те же, кто транжирит время (часами перед телевизором или в Интернете, забывая о насущных делах; продолжительно бесполезно пустословит, например, в социальных сетях, бессмысленно спорит, пытаясь доказать свою правоту, даже если она очевидна; предается греховным «радостям» жизни — сигареты, алкогольные напитки, наркотики, ночные клубы и т. п.), элементарным образом не могут уложиться в свой жизненный срок и умирают, так многого и не совершив.
Вместе с тем не следует спешить, стараться «опередить время». Быть первым, работать на опережение — это хорошо, но нет смысла бесполезно и нерационально стараться обогнать его. Излишняя поспешность лишает результата. Верующий старается чувствовать умом и душою ритм жизни, которому и старается следовать с благословения Господа. А ко всему прочему, он хорошо осведомлен о том, что Всевышний Творец «не возлагает на душу то, что больше (выше) ее возможностей»[16]. Жизнь должна быть не в тягость, а в радость: радость усилий и самодисциплины, радость успеха, радость преодоления препятствий и открытия в итоге перед собою новых возможностей (горизонтов), радость созерцания бессчетных благ.
Возвращаясь к вопросу о том, кто же более набожен, мы можем ответить — это ведомо только Творцу, Господу миров.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) дает земную жизнь [мирские блага, богатства, влияние, положение, власть] как тем, кого любит, так и тем, кто нелюбим. Веру же и религиозность Он дарует только тем, кого любит»[17].
Идущий к Богу своими усилиями в мирском, обязательностью в религиозной практике, достижениями и даже незначительными благими делами заслуживает любви Господа миров.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Св. Коран, 10:23.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 32–(2564); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 14/237.
[3] «Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер» (О. де Бальзак).
[4] «О верующие! Больше сторонитесь плохих мыслей (греховных предположений, измышлений). Некоторые ваши измышления [плохие характеристики в адрес других, плохие мысли о людях, видение других в черном свете, тем более когда нет тому прямой и однозначной обоснованности] являются грехом» (см.: Св. Коран, 49:12).
[5] Тафсир — одна из научно-богословских дисциплин; комментарии, раскрывающие смысл и разъясняющие те или иные аспекты текста Священного Корана.
[6] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]: В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 89; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]: В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 3. С. 240.
[7] Альтруизм — бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоп.: эгоизм).
[8] Часто спрашивают: «Что значит «с именем Бога», «во имя Всевышнего»? Как любить ради Аллаха. » На эту тему можно много и высоко рассуждать, но так и не понять… А ведь достаточно вознамериться и действовать, делать, любить — тогда сразу понимаешь, каково это «ради…».
[9] Довесок — кусок, дополняющий взвешиваемое до требуемого веса.
[10] «В тот День будут воскрешены люди для созерцания своих [мирских] дел и поступков. [Каждый из людей, когда-либо живших на планете Земля, увидит итоговый результат своей веры, слов и дел.] Кто совершил хоть на вес пылинки добра [без сомнений], увидит это. А кто совершил хоть на вес пылинки зла [непременно и без сомнений], также увидит это» (см.: Св. Коран, 99:6–8).
[11] Также см.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 89; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 3. С. 240.
[12] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 346; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 504, хадис № 3175, «сахих».
[13] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879.
[14] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 89.
[15] На протяжении немалого количества веков мусульмане самых разных национальностей и культур были в авангарде многих областей науки, искусства. И именно аяты, подобные вышеприведенным, являлись путеводными звездами для этих людей (с благословения на то Всевышнего) в постижении смысла жизни и его проекции на повседневные реальные дела и поступки.
[17] Хадис приведен в св. х. имама Ахмада. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 293, хадис № 3672 (часть хадиса); Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 225; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3128, хадис № 4994 (часть хадиса); ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879.
НАБОЖНЫЙ
Смотреть что такое «НАБОЖНЫЙ» в других словарях:
набожный — См. божественный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. набожный благочестивый, божественный, религиозный; богомольный, пиетистический, боголюбивый, верующий, святой,… … Словарь синонимов
НАБОЖНЫЙ — НАБОЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. То же, что богомольный. | сущ. набожность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
НАБОЖНЫЙ — См. НАБОЖНОСТЬ В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
Набожный — прил. 1. Строго соблюдающий все религиозные обряды и предписания. 2. Свойственный религиозному человеку. 3. Выражающий набожность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
набожный — набожный, набожная, набожное, набожные, набожного, набожной, набожного, набожных, набожному, набожной, набожному, набожным, набожный, набожную, набожное, набожные, набожного, набожную, набожное, набожных, набожным, набожной, набожною, набожным,… … Формы слов
набожный — атеистичный … Словарь антонимов
набожный — н абожный; кратк. форма жен, жна … Русский орфографический словарь
набожный — кр.ф. на/божен, на/божна, жно, жны; на/божнее … Орфографический словарь русского языка
набожный — A/A пр; 131 иск см. Приложение II на/божен на/божна на/божнее 260 см. Приложение II Поведай: н … Словарь ударений русского языка
набожный — Syn: см. религиозный … Тезаурус русской деловой лексики
Значение слова набожный
набожный в словаре кроссвордиста
набожный
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Усердно исполняющий религиозные предписания; богомольный.
Свойственный религиозному человеку.
Примеры употребления слова набожный в литературе.
Зная характер нового царя, Аввакум решил воспользоваться мнительностью набожного Федора и попытаться отвратить его от никонианства.
Вероника, поднимая набожно глаза к небу и с живостью думая, какой студент Ансельм и теперь уже приятный молодой человек, даже и без рассудка!
В отрочестве мать мечтала вместе с набожной теткой Варварой Петровной пойти богомолкой по России, но пошла вот только так на Почаев, в революцию.
Человек бывалый, набожный, семейство князя знает вельми хорошо, на него и положиться можно, хотя во всем мире, откровенно говоря, трудно положиться на кого-либо.
Так, например, один набожный страсбурский сановник, толстый и красный, с добродушным и в то же время серьезным лицом, остановился перед Калиостро и громозвучным голосом, на всю гостиную, потребовал от него, чтобы он дал ему честное слово в том, что он незнаком с дьяволом.
Швейк отслужил с фельдкуратом еще одну полевую обедню, у саперов, куда по ошибке был приглашен и другой фельдкурат, бывший школьный законоучитель, чрезвычайно набожный человек.
И естественно, что набожные католики считают весьма полезным с точки зрения замаливания своих грехов раз или два в год совершить восхождение по Святой лестнице.
Даже набожный и добросовестный жрец Иасон был объявлен безбожником, сочувствующим новой ереси.
Иногда радио рычало, как тысяча буйволов, но вдруг вырывалась из него чистая кантилена Ойстраха, и мы слушали ее набожно, хотя в этом смрадном логове голос скрипки звучал почти как контрреволюция.
Она ведь набожная католичка, и я добьюсь, чтоб она клятвой скрепила правду своих слов.
Да, сударыня, я знаю, что вы ревностная и набожная католичка, и если вы поклянетесь спасением души своей, то я поверю вам.
Архиепископ Парижский дал разрешение хоронить Мадлену как следует, по христианскому обряду, на том основании, что она оставила комедиантское ремесло и была известна как набожная женщина.
Точно такие же лица, как у этих изваяний, мелькали по улицам города: все здесь было мещански зажиточно, опрятно, скупо-расчетливо, холодно и набожно.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: nabojnyiy
Задом наперед читается как: йынжобан
Набожный состоит из 8 букв
Набожный – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово набожный? Пытаешься разобраться, что такое набожный? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «набожный» в словарях русского языка
Набожный это:
1.Строго соблюдающий все религиозные обряды и предписания.
2.Свойственный религиозному человеку.
Набожный
прил.
1) Усердно исполняющий религиозные предписания; богомольный.
2) Свойственный религиозному человеку.
3) Выражающий набожность.
Набожный
Набожный
богомольный, соблюдающий религиозные обряды Набожная старушка.
Набожный
набожный прил.
1) Усердно исполняющий религиозные предписания; богомольный.
2) Свойственный религиозному человеку.
3) Выражающий набожность.
Набожный
набожная, набожное; набожен, набожна, набожно. У верующих – богомольный, тщательно исполняющий религиозные предписания. Он набожных был правил. Крылов. – Клянешься ты? Не именем ли бога, как набожный приимыш езуитов? Пушкин.
Набожный
религиозный, верующий, ревностно исполняющий все религиозные обряды, воздающий Богу должное
Где и как употребляется слово «набожный»?
Кроме значения слова «набожный» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «набожный».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «набожный» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «набожный»
Очень набожный человек воспитывал своего сына в строжайших правилах.
Купание в ледяной проруби было ритуалом у очень набожных людей, а вовсе не средством для укрепления здоровья.
Моя свекровь была очень добродетельной и набожной женщиной, чьим девизом в жизни был долг.