Что значит на статике авто
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины
Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через шины, антистатические брелоки и резиновые «хвосты»!
Заземление через шины
П роявления статического электричества знакомы каждому по заурядным бытовым вещам – электризации синтетического свитера, волос о пластиковую расческу и так далее. В результате на предмете и человеческом теле накапливаются заряды разных потенциалов, и происходит разряд, порой с проскакиванием искр устрашающих размеров. Автомобиль легко накапливает статический электрический заряд – как правило, в сухую ветреную жаркую или морозную погоду. При влажности воздуха более 85 % статическое электричество практически не возникает.
Если же условия благоприятны, на кузове машины может накапливаться заряд в десятки и тысячи киловольт. Это устрашающее напряжение не опасно по причине ничтожного тока, однако порождает два неприятных момента в повседневной жизни – болезненные колющие удары при прикосновении к автомобилю, а также усиленное притягивание пыли, особенно раздражающее на свежепомытом авто, которое быстро приобретает неопрятный вид. Кстати, опасности воспламенения от статики бензина при заправке бака, вопреки распространенному заблуждению, нет – все оборудование заправок заземлено в соответствии с самыми жесткими стандартами и разряда с кузовов автомобилей клиентов не боится!
Впрочем, некоторых «везунчиков» шарашит током за рулем регулярно и постоянно, всегда и везде… Просто в их конкретных случаях неудачно совпадает ряд факторов – нюансы климата и розы ветров в местах постоянного пребывания, определенное сочетание синтетики в материале сидений, чехлов и повседневной одежды, особенности покрышек, тип окраски кузова автомобиля и тому подобное, что в комплексе дает постоянное накопление заряда на машине.
«Электрический хвост»
В советское время едва ли не самым массовым элементом незамысловатого внешнего «стайлинга» была полиуретановая или резиновая полоска-«токосъемник», предназначенная для стекания заряда с кузова на землю – подобным аксессуаром щеголяла каждая вторая машина, и эффект разряда был превосходным, если, конечно, автовладелец не совершал ошибок при установке. Дело в том, что «хвостик» сам по себе ток не проводил – в ленту банально вплавлялась металлическая проволочка, выходившая наружу в виде контактного лепестка с отверстием под болт. И свой эффект лента оказывала, лишь будучи закрепленной на зачищенную от краски и грязи металлическую кузовную деталь – а вот прикручивание к пластиковому бамперу «девятки» или «восьмерки» толку, разумеется, не давало. Еще одна популярная ошибка олдскульной эпохи – покупка ленточки, сделанной мошенниками-кооператорами, которые вырезали ее из листовой резины без токопроводящей жилы внутри. Такой «токосъемник» давал лишь плюсы к понтам – украшенный цветными катафотами и заграничной надписью «antistatic» (часто с ошибкой, с K на конце!), он вешался в большинстве случаев ради сомнительной красоты, и те, кто не имел изначально проблем со статикой, даже не знали, что «хвост» своей основной задачи не выполняет…
Как ни странно, подобные аксессуары и по сей день не исчезли с прилавков, выпускаются и продаются. Поскольку нет больше желающих сверлить для крепления антистатика отверстие в металлическом бампере или в «юбке» кузова, как это делалось во времена повсеместного жигулизма, «хвосты» эволюционировали и оснащаются теперь хомутами для крепления на кончик выхлопной трубы, гарантированно имеющей качественный контакт с «массой». Свою задачу по избавлению машины от агрессии к водителю и притягивания пыли эти устройства выполняют, хотя вид современного автомобиля, надо сказать, уродуют весьма существенно…
«Делай раз, делай два…»
Если не хочется присобачивать нелепый резиновый хвост на новенький современный автомобиль, можно применять особую «антистатическую» тактику выхода из машины. Открыв дверь, нужно сперва взяться рукой за металлический кант двери (не за пластиковую ручку!), а потом уже ставить ногу на землю. Это уравнивает электрические потенциалы кузова и человека, и болезненного укола не будет.
Но у такой методики тоже есть недостатки. Во-первых, безупречно она работает только тогда, когда вы касаетесь именно голого металла, а не окрашенного. А в современном автомобиле его нащупать не так уж просто! Все окрашено, защищено пластиком, и даже замочная скважина под рулем уже не всегда спасает – все чаще ее заменяет бесключевая стартерная кнопка… А во-вторых, такая схема полезна при покидании салона, но статика часто бьет при и посадке в машину!
Плюс, скажем, честно, освоение и постоянное удержание в голове этого алгоритма, дабы не забывать регулярно проделывать его на практике, выглядит каким-то техническим извращением. В повседневной эксплуатации автомобиля и так хватает разных условностей, и добавлять к ним еще и особый ритуал покидания салона – это уже явный перебор…
«У ней внутре неонка» (с)
Если не «хвост» и не «акробатика», то что? Сегодня китайские ремесленники предлагают достаточно большой ассортимент так называемых «антистатических брелоков». Сей странноватый гаджет чаще всего представляет собой небольшой цилиндрик длиной с палец и диаметром с карандаш, хотя иногда бывает похож и на флэшку. У него два контакта с противоположных концов – за один его нужно держать пальцами, а вторым коснуться двери, рукоятки, а в идеале — металла замочной скважины. Разряд, предназначенный вам, погасится начинкой брелока и дойдет до тела неощутимым.
Как ни странно, эта полнейшая на вид ерунда работоспособна. «У ней внутре неонка» — все дословно по Стругацким! В корпусе «антистатического брелока» находится та же начинка, что и в отвертке электрика – фазоуказателе! Иначе говоря, последовательно соединенные лампочка-неонка и высокоомный резистор.
Поэтому приобретать «спецбрелок» вовсе не обязательно – если у вас есть отвертка-фазоуказатель, можете смело использовать ее. Скажем больше – даже лампочка-неонка там не особенно-то нужна. Достаточно любого резистора с сопротивлением в несколько мегаом, стоимостью рубля полтора в самом худшем случае.
И снова… «хвост»!
Касаться двери автомобиля антистатическим брелоком перед тем как ее открыть – это, честно говоря, даже хуже «магического ритуала» с поочередным опусканием рук и ног, описанного выше. Еще одно-два таких регулярных действий вдобавок к брелоку – и проще уж пешком ходить… Поэтому если ваша машина по каким-то непонятным причинам все же склонна регулярно «кусаться», лучше всего решить вопрос радикально — небольшим, эффективным и совершенно незаметным со стороны «колхозом».
Такой «хвост» станет безупречно выполнять функцию отвода статики с кузова и при этом не будет виден снаружи и не испортит вид автомобиля неуместным «олдскулом».
Статика
Статика – это раздел механики, изучающий условия равновесия тел.
Виды равновесия тел
Момент силы
Момент силы – это физическая величина, равная произведению модуля силы на ее плечо.
Обозначение – \( M \) , единицы измерения – Н·м.
где \( d \) – плечо силы \( F \) .
Плечо силы – это кратчайшее расстояние (перпендикуляр) от оси вращения до прямой, вдоль которой действует сила.
Обозначение – \( d \) или \( l \) , единицы измерения – м.
Знак момента силы
Если сила, приложенная к телу, вращает его по часовой стрелке, то момент силы положителен ( \( M \) > 0):
Если сила, приложенная к телу, вращает его против часовой стрелки, то момент силы отрицателен ( \( M \) Условия равновесия тел
Тело находится в равновесии, если
Центр тяжести – это точка внутри тела или вне его, относительно которой сумма моментов сил тяжести, действующих на отдельные его части, равна нулю.
Центр масс – геометрическая точка, положение которой характеризует распределение масс в теле:
Важно!
Для твердого тела центр тяжести совпадает с центром масс.
Простые механизмы
Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
Рычаг – это простейшее механическое устройство, представляющее собой твердое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры.
Рычаг дает выигрыш в силе:
Блок — простое механическое устройство, представляющее собой колесо с желобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. Желоб предназначен для каната, цепи, ремня и т. п.
Блок бывает подвижный и неподвижный.
Неподвижный блок – это блок, ось которого закреплена.
Неподвижный блок не дает выигрыша в силе, он используется для изменения направления действия силы.
Подвижный блок – это блок, имеющий свободную ось.
Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза:
«Золотое правило» механики
При использовании простых механизмов во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии, т. е. простые механизмы выигрыша в работе не дают.
Давление жидкости
Давление жидкости – это величина, равная произведению плотности жидкости на модуль ускорения свободного падения и на высоту столба жидкости.
где \( \rho \) – плотность жидкости,
\( h \) – высота столба жидкости.
Сила давления жидкости – это сила, равная произведению давления жидкости на площадь поверхности:
Сообщающиеся сосуды
Сообщающиеся сосуды – это сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости.
Закон сообщающихся сосудов:
в неподвижных и открытых сообщающихся сосудах любой формы давление жидкости на любом горизонтальном уровне одинаково.
Следствия из закона сообщающихся сосудов:
Важно!
Давление, которое создает жидкость, находящаяся в равновесии при действии на нее силы тяжести, называют гидростатическим. Гидростатическое давление определяется формулой \( p=\rho gh \) .
Давление внутри жидкости на любой глубине складывается из атмосферного давления, или внешнего давления на жидкость, и гидростатического давления:
где \( p_0 \) – атмосферное давление.
Закон Паскаля
Закон Паскаля
Давление, производимое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково.
Следствие из закона Паскаля — гидростатический парадокс: давление, производимое на дно сосуда, зависит только от высоты столба жидкости:
Сила давления жидкости на дно разная, т.к. она зависит от площади дна:
Гидравлический пресс – два сообщающихся сосуда, заполненные жидкостью и закрытые поршнями различной площади.
Гидравлический пресс дает выигрыш в силе, но проигрыш в длине пути поршня:
Силы, действующие на поршни гидравлического пресса, пропорциональны площадям этих поршней:
Атмосферное давление – это давление, которое оказывает атмосфера на все находящиеся в ней предметы.
Атмосферное давление уменьшается с увеличением высоты подъема над Землей.
Нормальное атмосферное давление: \( p_0 \) = 10 5 Па.
Приборы для измерения давления:
Закон Архимеда
Архимедова сила – это выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость или газ.
Причина возникновения выталкивающей силы – разница давлений жидкости или газа на верхнюю и нижнюю грани.
Архимедова сила всегда направлена перпендикулярно поверхности жидкости.
Архимедова сила равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости или газе:
где \( P_1 \) – вес тела в воздухе,
\( P_2 \) – вес тела в жидкости или газе.
Закон Архимеда
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа, вытесненных телом:
Если тело полностью погружено в жидкость, то
где \( V_m \) – объем тела, погруженного в жидкость.
Если тело не полностью погружено в жидкость, то
где \( V_ <чm>\) – объем части тела, погруженной в жидкость.
Условия плавания тел
На любое тело, погруженное в жидкость или газ, действуют две силы, направленные в противоположные стороны, – это сила тяжести и архимедова сила. Направление движения тела зависит от того, какая из этих сил больше по модулю.
Условия плавания тел
где \( V_1 \) – объем части тела, погруженной в жидкость.
Важно!
Выталкивающая сила действует на тела в жидкостях и газах, потому что сжаты силой притяжения к Земле. В состоянии невесомости эта сила не действует.
Весна. Авто. Статика или 100500V через ваше тело 🙂
Автомобиль останавливается, пассажиры дергают рычажки, обычно пластиковые, для открывания дверей и. выходят.
При попытке закрыть дверь получают небольшой разряд статики.
Касается и пассажиров и водителей.
Прежде, чем ваша нога наступит на землю, возьмитесь за металлическую (!) часть кузова автомобиля, и не отпуская руки поставьте ногу на землю.
Всё. (опыт личный) и где-то подчлушанный
Кот живой. Только устал 😉 Не жмите.
а меня раз от вертолёта статика стукнула. теперь у меня глаза на выпучку и волосы одуванчиком. сильно бьёт,правда,даже на коленки упал.
Нее, не прокатит твой способ, на себе испытал уже) Все равно пробивает даже когда сразу за метал держишься =(
Для пробоя одного миллиметра воздуха нужно напряжение в три киловольта. По личному опыту могу сказать, что разряд при касании двери имеет длину в три-четыре миллиметра. Зная это, можно использовать более скромные, но также более точные цифры в 12кВ. Полагаю, что эффект от прочтения «Удар током 12кВ» более пугающий, чем «Удар током 100500В», поскольку последнее стало синонимом «много», а много для всех значит по-разному.
Антон Птушкин продал свой Smart «Микроб» за 100 000 долларов. Все ради того, чтобы помочь больным детям
Украинский тревел-блогер распрощался со своей любимой машиной, а вырученные деньги передал на благотворительность.
Об этом на своей Facebook-странице сообщил предприниматель Сергей Неклева.
Предприниматель отметил, что в скором времени расскажет больше об участниках и лотах вечера, однако эта история стала для него самой особенной.