Что значит на пяту он дверь то поразмахивал
Что значит на пяту он дверь то поразмахивал
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
Ай Владимир-князь он вышел со Божьей церкви,
(былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
Историческая личность… Сложная и, наверное, неблагодарная задача характеризовать ее. Ведь личность – не схема. Нет таких линий, которые разграничивают добро и зло, веру и безверие, благородство и малодушие. Историческая личность неоднозначна: она не может устраивать все общество; не может исполнить желания всех. Обязательно есть те, кто пойдет за лидером, и те, кто окажется в стане равнодушных и осуждающих.
Таков и святой равноапостольный великий князь Владимир. Впервые имя князя Владимира упоминается в «Повести временных лет» в рассказе об осаде Киева печенегами в 969г. Князь Святослав находился в это время в военном походе, княгиня Ольга с внуками, среди которых был и будущий князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Сыновья Святослава Ярополк, Олег и Владимир воспитывались при дворе великой княгини Ольги. Отправляясь после смерти княгини Ольги в 969 г. во 2-й балканский поход, князь Святослав выделил сыновьям уделы, причем Владимиру Святославовичу достался Новгород. В то время новгородский стол был вторым по важности после Киева. Таким образом, с самого раннего детства Владимир занял в своей семье особое место. Фигура святого равноапостольного великого князя Владимира заставила меня посмотреть на эту историческую личность через ассоциации.
Во-первых, имя Владимир обозначает «владей миром». Что значит «владей» – понятно. А вот что такое «мир»? Слово «мир» многогранно. Мир – это земли и народ, их населяющий. Чтобы владеть таким «миром», надо быть целеустремленным, сильным духом, уметь рассчитывать свои и чужие шаги. Таким и был князь Владимир. После гибели Святослава (весна 972г.) между его сыновьями разгорелась междоусобная война, в результате которой сначала в борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись с наемным варяжским войском, Владимир отвоевывает Новгород, идет на Киев, берет его и убивает Ярополка. С 978 г. начинается киевское княжение Владимира Святославовича. Владимиру пришлось заново восстанавливать владения Рюриковичей. Большинство военных походов князя Владимира связано либо с восстановлением дедовской державы, либо с обеспечением экономических и политических интересов Руси. Он выступал, прежде всего, защитником Руси, а не завоевателем чужих земель.
«Мир» – это соглашение воюющих сторон о прекращении войны. При князе Владимире определяются границы русского государства. На юге Владимир строит крепости и соединяет их между собой земляной насыпью, превращая оборону Руси в общегосударственное дело. В старые племенные центры киевский князь сажает на княжение своих сыновей. Сражается с печенегами и, в конце концов, заключает с ними мир. Далее следуют мероприятия по укреплению и украшению Киева, который Владимир считал центром своей земли. Были возведены новые укрепления – мощные земляные валы, а также глубокий ров перед ними.
«Мир» – это люди. Отношение простых людей к киевскому князю высказано в устном народном творчестве. В мифопоэтических представлениях Владимир – идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил – кочевников или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).
Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину.
В былинах Киев, двор князя Владимира – обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые или глубокие реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
То Владимир-князь-от стольно-киевский
Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.
Народная память сохранила образ князя Владимира как защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Именно народ назвал князя Красным Солнышком. Следующая ассоциация с солнцем. Солнце – светило, в лучах которого согреваются люди.
Первый луч – Владимир – внук княгини Ольги. Святая Ольга – необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Она оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Княгиня Ольга и князь Владимир дополняют друг друга, как будто материнское и отеческое начало христианской Руси.
Второй луч – принятие христианства и крещение Руси как стремление киевского князя превратить Русь в сильное и цельное государство. Выбирая между Римом и Константинополем (католичеством и православием), князь Владимир должен был позаботиться о том, чтобы вместе с новой религией не попасть в политическую зависимость. Крещение Руси – поворотное событие не только во внутренней, но и во внешней политике Киевского государства. Выбор веры – это и выбор союзников и противников на долгие годы.
Третий луч – просвещение Руси. При нем возникают школы, начинается обучение народа, продолжается строительство храмов, появляются первые русские монастыри. При них разного рода благотворительные заведения.
Следующий луч – путь самоусовершенствования князя Владимира. Жизнеописание Владимира приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый – до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только сообщение о трех гаремах Второй портрет – князь крещеный. Владимир сумел преодолеть заблуждения язычества. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии.
На киевском престоле Владимир княжил непрерывно тридцать семь лет. Именно тогда выработался его характер, именно здесь великий князь стал воином, гражданином, государственником, реформатором и защитником родной земли.
Краткое содержание «Соловей Разбойник и Илья Муромец»
Былина Илья Муромец и соловей-разбойник
Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А й черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А й побил он эту силу всю великую.
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град, Выходили мужички да тут черниговски И отворяли-то ворота во Чернигов-град, А й зовут его в Чернигов воеводою. Говорит-то им Илья да таковы слова: — Ай же мужички да вы черниговски! Я не йду к вам во Чернигов воеводою. Укажите мне дорожку прямоезжую, Прямоезжую да в стольный Киев-град. Говорили мужички ему черниговски: — Ты, удаленький дородный добрый молодец, Ай ты, славный богатырь да святорусский! Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. А й по той ли по дорожке прямоезжею Да й пехотою никто да не прохаживал, На добром коне никто да не проезживал. Как у той ли то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, У того креста у Леванидова Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному, И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного Те все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, — А что есть людей — то все мертвы лежат. Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст, А й окольноей дорожкой — цела тысяча.
Он спустил добра коня да й богатырского, Он поехал-то дорожкой прямоезжею. Его добрый конь да богатырский С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холмы стал перамахивать, Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. Подъезжает он ко речке ко Смородине, Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей, Да ко тою ко березе ко покляпыя, К тому славному кресту ко Леванидову. Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному — Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися.
Его добрый конь да богатырский А он на корни да спотыкается — А й как старый-от казак да Илья Муромец Берет плеточку шелковую в белу руку, А он бил коня да по крутым ребрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: — Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих?
А й тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю, Мимо гнездышка повез да соловьиного.
Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери, А й три дочери его любимыих. Больша дочка — эта смотрит во окошечко косявчато, Говорит она да таковы слова: — Едет-то наш батюшка чистым полем, А сидит-то на добром коне, А везет он мужичища-деревенщину Да у правого у стремени прикована.
Поглядела как другая дочь любимая, Говорила-то она да таковы слова: — Едет батюшка раздольицем чистым полем, Да й везет он мужичища-деревенщину Да й ко правому ко стремени прикована, — Поглядела его меньша дочь любимая, Говорила-то она да таковы слова: — Едет мужичище-деревенщина, Да й сидит мужик он на добром коне, Да й везет-то наша батюшка у стремени, У булатного у стремени прикована — Ему выбито-то право око со косицею.
Говорила-то й она да таковы слова: — А й же мужевья наши любимые! Вы берите-ко рогатины звериные, Да бегите-ко в раздольице чисто поле, Да вы бейте мужичища-деревенщину!
Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын: — Ай же зятевья мои любимые! Побросайте-ка рогатины звериные, Вы зовите мужика да деревенщину, В свое гнездышко зовите соловьиное, Да кормите его ествушкой сахарною, Да вы пойте его питьецом медвяныим, Да й дарите ему дары драгоценные!
Эти зятевья да соловьиные Побросали-то рогатины звериные, А й зовут мужика да й деревенщину Во то гнездышко да соловьиное.
Да й мужик-то деревенщина не слушался, А он едет-то по славному чисту полю Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град. Он приехал-то во славный стольный Киев-град А ко славному ко князю на широкий двор. А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви, Он пришел в палату белокаменну, Во столовую свою во горенку, Он сел есть да пить да хлеба кушати, Хлеба кушати да пообедати. А й тут старыя казак да Илья Муромец Становил коня да посередь двора, Сам идет он во палаты белокаменны. Проходил он во столовую во горенку, На пяту он дверь-то поразмахивал. Крест-от клал он по-писаному, Вел поклоны по-ученому, На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенныим.
Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать: — Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?
Говорил-то старыя казак да Илья Муромец: — Есть я с славного из города из Мурома, Из того села да Карачарова, Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович.
Говорит ему Владимир таковы слова: — Ай же старыя казак да Илья Муромец! Да й давно ли ты повыехал из Мурома И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град? Говорил Илья он таковы слова: — Ай ты славныя Владимир стольно-киевский! Я стоял заутреню христосскую во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град, То моя дорожка призамешкалась. А я ехал-то дорожкой прямоезжею, Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град, Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную, Мимо славну реченьку Смородину, Мимо славную березу ту покляпую, Мимо славный ехал Леванидов крест.
Говорил ему Владимир таковы слова: — Ай же мужичища-деревенщина, Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься! Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много множество — То пехотою никто да не прохаживал И на добром коне никто да не проезживал, Туда серый зверь да нз прорыскивал, Птица черный ворон не пролетывал. А й у той ли то у Грязи-то у Черноей, Да у славноей у речки у Смородины, А й у той ли у березы у покляпыя, У того креста у Леванидова Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын. То как свищет Соловей да по-соловьему, Как кричит злодей-разбойник по-звериному — То все травушки-муравы уплетаются, А лазоревы цветочки прочь осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А что есть людей — то все мертвы лежат.
Говорил ему Илья да таковы слова: — Ты, Владимир-князь да стольно-киевский! Соловей Разбойник на твоем дворе. Ему выбито ведь право око со косицею, И он ко стремени булатному прикованный.
То Владимир-князь-от стольно-киевский Он скорёшенько вставал да на резвы ножки, Кунью шубоньку накинул на одно плечко, То он шапочку соболью на одно ушко, Он выходит-то на свой-то на широкий двор Посмотреть на Соловья Разбойника. Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова: — Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему, Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын: — Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати.
Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский. — Ай же старыя казак ты Илья Муромец! Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему, Прикажи-тко закричать да по-звериному. Говорил Илья да таковы слова: — Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын! Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего, Закричи-тко ты во полкрика звериного.
Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын: — Ай же старыя казак ты Илья Муромец! Мои раночки кровавы запечатались, Да не ходят-то мои уста сахарные, Не могу я засвистать да й по-соловьему, Закричать-то не могу я по-звериному. А й вели-тко князю ты Владимиру Налить чару мне да зелена вина. Я повыпью-то как чару зелена вина — Мои раночки кровавы поразойдутся, Да й уста мои сахарны порасходятся, Да тогда я засвищу да по-соловьему, Да тогда я закричу да по-звериному.
Говорил Илья тут князю он Владимиру: — Ты, Владимир-князь да стольно-киевский, Ты поди в свою столовую во горенку, Наливай-то чару зелена вина. Ты не малую стопу — да полтора ведра, Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. — То Владимир-князь да стольно-киевский, Он скоренько шел в столову свою горенку, Наливал он чару зелена вина, Да не малу он стопу — да полтора ведра, Разводил медами он стоялыми, Приносил-то он ко Соловью Разбойнику. Соловей Разбойник Одихмантьев сын Принял чарочку от князя он одной ручкой, Выпил чарочку ту Соловей одним духом.
Засвистал как Соловей тут по-соловьему, Закричал Разбойник по-звериному — Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались. От него, от посвиста соловьего, А что есть-то людушек — так все мертвы лежат, А Владимир-князь-от стольно-киевский Куньей шубонькой он укрывается.
А й тут старый-от казак да Илья Муромец, Он скорешенько садился на добра коня, А й он вез-то Соловья да во чисто поле, И он срубил ему да буйну голову. Говорил Илья да таковы слова: — Тебе полно-тко свистать да по-соловьему, Тебе полно-тко кричать да по-звериному, Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих, Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек! А тут Соловью ему й славу поют, А й славу поют ему век по веку!
Краткий разговорник для путешествующих в мир былины
Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»? Arzamas составил список из 13 полезных фраз и выражений
Расфигачу все к чертовой бабушке.
В пень повырублю.
Какой ты воспитанный.
Поклон ведешь по-ученому, крест кладешь по‑писаному.
Девушка легкого поведения.
Еретица, волчья сыть.
Он в шоке.
Он желтыми кудрями потряхивает, золочеными перстнями принащелкивает.
Я вне себя.
Взъярилось мое сердце богатырское.
Плохая собака (заменить на любое животное, желательно травоядное, но за неимением такового сойдет и собака), плохая!
Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!
Партейку в шахматы?
А не сыграть ли нам в шашки-шахматы, тавлеи золоченые?
Я не знаю этого человека, кто это?
Да что у меня на печи за смерд сидит, что за смерд да засельщина?
Здравствуйте, коллеги!
Ой вы гой еси, удалы добры молодцы!
Он открыл с ноги дверь.
На пяту он дверь-ту поразмахивал.
Простите, я опоздал.
То моя дорожка призамешкалась, а я ехал‑то дорожкой прямоезжею.
Он обиделся.
Тут ему за беду стало, за великую досаду показалося.
Она такая ветреная.
А и женское дело прелестивое, прелестивое, перепадчиво.
Что значит на пяту он дверь то поразмахивал
СЛОВАРЬ ОБЛАСТНЫХ И СТАРИННЫХ СЛОВ
ала́быш (Кабы дает Добрынюшке потяпышу, а прибавил бы Добрыни по алабышу) — блин, здесь образно, в значении удара ладонью по телу.
алиента́рный — ориентальный, восточный.
базы́ка (старая базыка новодревная) — базыга, старый хрыч.
баса́ (не ради басы, ради крепости) — краса, украшение.
безвреме́ньице (Надо мною будет, братци, безвреме́ньице) — невзгода.
белоя́ровая пшеница — светлая, отборная. Постоянный эпитет пшена в былинах, указывающий на высокое качество.
бодра́ — бедро; на косу бодру́ — с размаху.
бо́рзый — проворный, прыткий. В былинах эпитет соболя.
брата́н — здесь в значении названого брата.
браты́ночка — стопа или ковш для напитков.
брузаме́нский (брузаменское копье) — искажение слова мурзамецкий. Эпитет копья. См. мурзамецкий.
брусаме́ньчатый — то же, что брузаменский.
була́нова — (татарева-булановя) — то же, что улановя, уланы, ханские чиновники, ханский конвой.
бу́ркать (чтобы по ногам они не буркали — о веслах) — вертеться, издавая гул.
валья́к (Как уж пуговки были вальячныя, того ле вальяку красна золота) — литая, чеканная работа, от льяк, ляк, льяло — форма для литья.
ве́лий — великий, большой.
вельма́, вельми́ — весьма, очень.
веретно́ (Муниця на тебе — ведь веретно́м тряхнуть) — то же, что веретено; веретеном тряхнуть — в значении простая, бедная. Ср.: не веретеном трясти — о деле, которое требует рассудка (Даль).
винтова́ть (шурмует и винтует на коне Илья Муромец) — джигитовать, наездничать.
в обра́т — обратно, назад.
во́нный (Пролетел он на вонную сторону с простеночком — о ноже) — внешний, наружный.
воспыла́ть (На тот на славный стольный Киев-град воспылал собака ли царь Ка́лина) — распалиться страстью, гневом.
втапоры́ — в ту пору.
вы́вет (Они рубили силу нунь без вывету) — исключение, изъятие.
вы́здынуть — выздымать, подымать.
вы́рука — то же, что выручка.
выть (К выти всё быка я съем) — пора еды, час еды.
го́ли — голытьба, бедняки.
голья́шный (Отвязыват Соловья. от того стременышка гольяшного) — то же, что вальяжный, см. вальячный.
гри́вены (княжененьки-то светлы гривены) — вместо гридни.
гри́дня, гри́дница — приемная палата древних князей.
гу́ня — верхняя одежда; худая, ветхая одежда, рубище.
держа́ть (Некому держать-то́щить да золотой казны) — издерживать, тратить.
де́ти боя́рские — сословие в древней Руси, получавшее от правительства участки земли с обязательством нести военную и земскую службу.
дивья́ (Дивья мне потыкатися) — не диво.
доро́дный (дородный молодец) — рослый, плотный; статный, видный.
дыбу́чий (лузя дыбучие) — болотистый, от дыбун (зыбун) — топкое болото, трясина.
ела́нь — поляна в лесу.
есау́л — помощник, подручник военачальника.
е́сень (соньчё идет на е́сени) — то же, что ясень, ясное небо.
жалу́ха (Ёны били друг друга да не жалухою) — жалость; не жалухою — без жалости.
жа́ро́вый (Вышибал выше дерева жа́рового) — рослый, высокий.
за беду́ стало — показалось обидно, оскорбительно.
за́ведь (Застоялась у старо́го да в за́веди рука) — сочленение кисти и предплечья.
заво́зенка — конюшня, сарай.
загре́зить (а другую беду они загре́зили) — набедокурить.
задле́ньшина — житель задле́нной стороны, окраины, от слов: за Двиной — задвенный. См.: Марков, стр. 567.
зазды́нуть (Заздынул он ручку выше головы) — поднять.
заклина́ться — зарекаться, закаиваться.
заколо́деть (Заколодела дорожка, замуравила) — быть звалену колодьем — деревьями, сучьями.
закори́ться — начать возражать.
залега́ть (А залегла та дорожка. ) — заглохнуть, быть покинутым.
зале́чь (И залег ее дорогу Соловей-разбойник) — сделать залеглым, заглохшим.
зама́ть, заимать (што ты меня замаешь?) — затрагивать, задирать.
замо́чь (замогли-то продувать да ветры буйные) — в значении не мочь.
заму́зга́ть — (Ай замузгал-застонул во цело́й голос) — см. замы́згать.
замура́веть — зарасти травой.
замы́зга́ть — залаять, завыть.
зары́снуть (Как зары́снула у коничка права́ нога) — задеть за землю.
затальча́ть (Да затальця́т мои серебреные колечушка) — зазвенеть, забрякать.
заши́бчивый (На речах у мня Добрынюшка зашибчивой) — невоздержанный.
здреть — то же, что зреть, глядеть.
знаменова́ться (Тут и Киев-град знаменуется) — виднеться.
зоба́ть (Оны зоблют пшеницу белоярову) — есть что-нибудь мелкое, рассыпающееся.
зыча́ть — кричать, гаркать.
игре́ний — конская масть: рыжий, с гривой и хвостом белесоватыми, светлее стана.
извиха́ться (А копейца у их да извихалисе) — изогнуться.
изво́тчина (Тибя как величают по извотчины?) — отчество.
изры́ганье — брань, поруганье
и́скопыть — яма от удара копытом или ком земли из-под копыта.
калена́ стрела — закаленная.
кали́ка (кали́ка перехожая) — странник, паломник.
камча́тка — то же, что камка, шелковая цветная ткань с узорами и разводами.
кано́н (И просили у него пить того канону заветного) — то же, что канун, сваренные к празднику пиво или мед; (каноны читать) — молитва.
карака́, ка́раки (Привязал ёво коню во ка́раки) — см. торока́.
ки́вер — военный головной убор.
клюха́, клю́ша — то же, что клюка.
ко́мель — нижний конец дерева.
конёжки (Конёжки на ножках семи шелков) — вместо кенёжки, кеньги — обувь без голенищ, головка с подошвами сверх сапог.
ко́нничек (Зашел Илья Муромец с конничка) — то же, что коник — лавка ларем для спанья у дверей.
корзни́ (А он на корзни́ да потыкается — о коне) — неровности почвы, от ко́рза — неровная поверхность чего-нибудь; валежник, от корза́ть — обрубать, соскребать ветки с дерева (?).
корча́гой согнуть — смять, подломить.
коса́ саже́нь — от конца большого пальца вытянутой ноги человека до конца указательного пальца поднятой руки противной стороны, на́кось (Даль).
коси́счатый (окошечко косисчато) — то же, что косящетый — с косяками.
кошу́лечка — кошуля, крытая сукном меховая шуба.
кра́вчий — придворный чин в старину: кто рушил за столом жаркое, пироги, от слова крои́ть — рушить.
креко́вищо (дуби́що креко́вищо) — то же, что кряковистое, кряжистое.
кресто́вый брат — названый брат, поменявшийся нательным крестом.
кружа́ло — питейный дом, кабак.
крупи́вчатый — то же, что крупчатый — рассыпчатый.
ку́корачь — карачки, четвереньки.
курева́, ку́рево (Во чистом поли курева́ стоят) — пыль от подымаемого на воздух песка или сухой земли.
лоха́лище — то же, что лоханище, большая лохань.
лузя́ — то же, что лу́зи, луга.
маму́рский (Две куницы мамурские) — с Амура (?).
матёрый (Стар матёр человек) — большой, дородный.
ма́тица (Кого поставить в середку силы, в матицу) — поперечный брус, поддерживающий потолочную настилку; здесь в значении середины.
медвя́ный (питьецо медвяное) — медовый или сладкий, вкусный, подобный меду.
медь-коза́рочка — козарская или хазарская медь.
меже́нный (меженный день) — летний, от слова межень — середина лета.
мелкотра́вчатый (потянута шуба всё камчаткой мелкотравчатой) — покрытый мелким узором.
меч-кладене́ц — булатный, стальной меч.
мо́рок (В мороку-тумане нынь худо видитце) — ма́рево, мгла, сухой туман.
муни́ця — амуниция, одежда.
муржаме́цкий, мурзаме́цкий (копья муржамецкие) — татарский, восточный, от слова мурза.
наиспа́шечку (угостил меня Илья да наиспашечку) — нао́тмашь, с размаху.
на́карач — на карачки, на четвереньки.
нако́н (размахнулся во второй нако́н) — раз, прием.
накури́ть (И накурил он беды несносныя) — набедокурить, напроказить.
налу́щен, налу́шник, налу́чен, налу́чье — чехол для лука.
нао́творо́т (Наотворо́т того други́ говорят) — в ответ.
напу́с — то же, что напу́ск — натиск.
наса́дка (По насадочкам копья поверталисе) — место, где железный
конец копья прикрепляется к пике.
непробо́рный (дитятко непроборное) — непроворный.
обза́риться — то же, что позариться, страстно захотеть.
ободве́рина — притолока или косяки у двери.
обра́тно (Когда выпил, странники обратно начинают спрашивать) — снова.
о́броть — конская узда без удил для привязи.
оглупа́ться (Не знать оно оглупается — про Идолище) — теряться, лишаться присутствия духа и соображения.
одина́кий (была дочь одинокая) — единственный.
однова́ (Вот он его на земле и ударил однова́) — один раз.
ока́тистый (горы окатистые) — с окатами, крутизнами.
око́л (Он сини моря-ты на око́л скакал) — окружность, на око́л — в объезд, кругом.
око́ленки — то же, что оконенки, оконные рамы; иногда — оконные стекла.
око́льный — находящийся вокруг чего-нибудь; скамеечки окольные — идущие вокруг столов.
окопы́литься — околеть, издохнуть.
окора́читься (Под Ильею конь окора́чился и падал ведь на ку́корачь) — падать на четвереньки.
опережь — то же, что о́передь — наперед, сперва.
опочи́в держать — почивать, спать.
опру́жинка — то же, что подпруга.
опу́тья, опу́тьни — то же, что путы.
орга́ны (Вот задернули в органы-ти железные) — вместо арканы, в значении кандалы (?).
оста́веш (Оставлен есть оставеш на дороженьки) — оставленный в пути.
остоя́ться (Остоялся Илейко у ободверины) — остановиться.
отру́шить (от ковриги краюшечку отрушаёт) — отрезать, отломить.
оту́жинка — ремень или веревка для укрепления седла.
о́тчина (ты скажи нам свою отчину) — родина, отечество.
оче́сливый — умеющий воздать честь, обходительный.
па́велы (па́велы и юла́велы имше та его сила неверна жа) — вместо панове.
па́возка, па́возок (Убирался Батый-царь. на мелких судах, на па́возках) — большая лодка об одном прямом парусе.
пал — выжженное в лесу место для распашки.
палени́ца (паленица удалая) — богатырь, богатырка.
па́месть — то же, что память.
па́робок — то же, что парубок, слуга.
пелово́й мешок — то же, что пеляной — мешок с золой, с пылью.
перня́счатый — пернасчатый, пернатый, оперенный.
плавь (чудны иконы по пла́вь реки) — течение.
плис — бумажный бархат.
пля́штый (Богатырско серцо. пушше пляштово мороза разгорается) — палящий, жгучий.
поджима́ться (А Владимир-князь. по палаты ходит, поджимается) — ежиться от тревоги.
подколе́нный (князья подколенные) — подвластный, младший, от колено — семья, род.
подколо́дник — разбойник, грабитель.
подмо́лчивый (злые бояре подмолчивые) — сплетник, доносчик.
подпру́га, подпру́жка — ремень, которым укрепляют седло.
показа́ться (И показалась она ему оченно) — понравиться, полюбиться.
покля́пый (у березы у покляпыя) — кривой, наклоненный в одну сторону.
поло́вка (все дубовые половки подгибалися) — половица.
полони́ть — взять в плен.
поло́тно (Он спустил коня к поло́тну белому) — в значении шатер.
поля́ковать — ездить в поле воевать.
помиту́ситься (Ставники в его окошках помитусились) — покривиться.
попра́виться (Постой, баба-яга. я с тобой поправлюсь) — в значении расправиться.
по́прище (Не доехал Илья три поприща) — путевая мера, около 20 верст.
по́прыск (попрыски богатырские) — след.
пора́то (Они порато приросхвасталися) — очень, сильно.
посме́х — осмеянье, поношенье.
посы́льный (посыльная грамота) — посольский.
поха́бно (А не к лицу пришло, стало похабно есть) — оскорбительно.
похва́тка (Выучил Святогор Илью всем похваткам, поездкам богатырским) — прием, ухватка.
предви́деть (Ничего ведь мы от князя не предвидели) — видеть, получать.
прибо́рный (Прибирал свою братию приборную) — подобранный.
приобо́драть (Как туман-то в поле приобо́дроло) — раздернуть.
пришпе́хи (ради тех-то пришпехов богатырских) — то же, что приспехи, доспехи.
прищерба́ться (А сабе́льки-те у их прищербалисе) — получить зазубрины.
прогря́знуть (Я прогрязну в первы ямы-подкопы глубокии) — обрушиться, провалиться.
пядь (Да промежду глазами пядь бумажная) — мера в четверть аршина, протяжение между большим и указательным пальцами.
пята́ (На пяту-то дверь ты поразмахивай) — нижний шип. На пяту отворять — распахнуть настежь.
разго́рчивый (Богатырско серцо разго́рчиво и неуёмчиво) — пылкий.
раскаря́кою — то же, что раскарячась — растопырив ноги.
реме́нчат стул — складной на ремнях.
росстань, росста́ньюшки — перекресток, пересечение дорог.
рытый (скамеечки-ти рыта бархата) — узорчатый.
рыть (Да он рыл-то ты кусочки по чисту́ полю) — бросать.
сагайда́к — лук, налучник.
самохи́ньской (самохиньской шелк) — то же, что шамаханский, из Шемахи, восточный.
сбру́да — принадлежности военной одежды, от собирать.
середа́ (Выходил на середу кирпичную) — передняя часть помещения с каменным полом.
ска́чный (скачный жемчужок) — то же, что скатный — крупный, круглый, ровный, точно скатанный.
скошева́ться (Как неверно собрание скошевалося) — образоваться, собраться.
скуде́ться (Подай. мне, нищему, подаяние — я уж очень скудеюся) — нуждаться.
собруня́ться (Ишше стал тогды Ильюшка собрунятисе) — облекаться в броню, в латы.
со́рма (сормы опасные) — перекат, порог в реке, поперечная гряда, мель; проток между озерами и болотами.
сосве́тный (слава сосветная) — всесветный.
спа́льчив (Ты не буди ты спальчив, буди милослив) — гневен.
спи́чечка — деревянный гвоздь в стене, на который вешают полотенце, платье и т. п.
сры́вочный бой — сшибка, отдельное столкновение.
ста́виться (Он не старится, да й лучше ставится) — становиться.
ста́вник — ставень, деревянный запор к окну.
стани́чник, станишник — разбойник.
стень лошадиная — то же, что степь, степ — хребет конской шеи, вдоль гривы.
столи́чник — доска в верхней части стола.
стре́льная башня — с которой стреляли.
ступе́нь (Шириною эта шлях-дорожичка. всего три ступня́) — шаг.
ступе́ньце (Одеваёт ступеньце на босу́ ногу́) — лапоть, домашние туфли без задка.
сыть (А ты волчья сыть) — корм, еда.
тасмя́ный (Накладыват уздицу тасмянную) — тесьмяный.
тисовый (кроватка тисовая) — из тисового дерева.
тма (Силы по три тмы, по три тысячи) — десять тысяч.
торока́ (В торока вяжет палицу боёвую) — ремни или мешок для привязывания позади седла.
трипе́товый (А трунь на калики трипетова) — оборванный, в лохмотьях.
трунь — отрепье, лохмотье, обноски.
тумаши́ться (Не тумаши́тесь, мои малы́ детушки) — суматошиться, суетиться.
тусён (Ишше буду я как баран тусён) — тучен.
уве́тливый (слово уветливо) — приветливый.
уго́ристый (шо́ломя угористо) — волнистый.
удро́биться (Илья Муромец не удробился) — сробеть, испугаться.
ука́титый (на го́ру на укатисту) — вместо ока́тистый — крутой, обрывистый.
улива́ться слезами — обливаться.
уло́вное место — место, где встретились.
упа́дка (Он в гридню идет не с упадками) — упадок духа; не с упадками — смело, безбоязненно.
упаха́ть (Ничего не могли упахать с Никитушкой) — в значении одолеть.
упру́жинка — то же, что подпруга.
уры́вочный бой — в значении случайного боя, урывком.
ути́х (Как не днем-то не ночью да ути́ха нет) — успокоение.
уходи́ть (Ухожу я своёго то родна батюшка!) — погубить.
учёветвовать — учествовать, почтить.
фами́лия (а короля и всю его фамилию поставил к себе под руки) — семья.
фланк — вместо фланг — бок, сторона.
ха́йлище — огромная пасть.
цевьё (у палок цевья отломалися) — рукоять.
целова́льник — нанятый приказчик, который «целовал крест» на верной службе; наименование утвердилось за торгующими в кабаках.
чанжа́лищо — вместо чинжа́лищо — большой кинжал.
чембу́р (Связали. во крепки чембуры шелковые) — повод, уздечка.
черка́льский (черкальское седло) — черкасский, черкесский.
че́рнедь — чернь, простолюдины.
черни́зина — черное пятно.
чета́ (не моя чета) — ровня.
чумаки́-целовальники — продавцы казенного вина; см. целовальник.
ше́ймы — якорные канаты.
шело́мчат колпак — шлем.
шелуди́вый — покрытый струпьями, коростой.
шелы́га (шелы́га подорожная) — шалыга, плеть, кнут.
шемахи́льский — из Шемахи, восточный.
шлях-доро́женька — тракт, торная дорога,
шурмова́ть — в значении джигитовать, наездничать.
щепли́вый (походка у ней щепливая) — щегольской.
юла́велы — вместо уланове, улановья — ханский конвой в эпоху татарских нашествий.
ярлы́к — указ, грамота.
яры́га кабацкая — пьяница, шатун.
я́сень (красно солнышко пекло у нас на я́сени) — ясное небо.
я́сок, яса́к — голос, условный звук.