Что значит на пригреве тепло
Словари
Место, где пригревает солнце; солнцепек.
ПРИГРЕ́В, пригрева, муж. (обл.). Место, где пригревает солнце, солнцепек. Сидит на самом пригреве.
2. Место, где пригревает солнце. Снег стаял на пригреве.
2. Разг. Место, где пригревает солнце. На солнечном пригреве. На пригревах появились первые цветы. Загорать на пригреве.
В полдневный пригрев солнца рыба подымается со дна на поверхность воды. С. Аксаков, Записки об уженье рыбы.
С первыми пригревами талые воды питали озеро. Пермитин, Первая любовь.
Место, где пригревает солнце.
Маленькие степные цветы голубыми звездочками высыпали на пригревах. Соколов-Микитов, Последнее путешествие.
пригре́в, пригре́вы, пригре́ва, пригре́вов, пригре́ву, пригре́вам, пригре́вом, пригре́вами, пригре́ве, пригре́вах
сущ., кол-во синонимов: 5
прил., кол-во синонимов: 17
прил., кол-во синонимов: 9
прил., кол-во синонимов: 6
согреваемый, отогреваемый, угреваемый, обласкиваемый
процесс действия по гл. пригревать
ПРИГРЕВА́НИЕ, ПРИГРЕВА́ТЬ см. Пригре́ть.
Действие по знач. глаг. пригревать.
сущ., кол-во синонимов: 6
угревание, пригрев, отогревание, согревание, припекание, обласкивание
несов. перех. и неперех.
1. Нагревать, согревать кого-либо, что-либо.
2. перен. разг. перех.
Давать приют, оказывать кому-либо покровительство; проявлять заботу, участие.
ПРИГРЕВА́ТЬ, пригреваю, пригреваешь. несовер. к пригреть. «Солнце через кожу полушубка пригревало спину.» Панферов.
| Пригрева, пригревина, сев. пригрев, ряз. загрева, солнопек, припек, зноистое место без затину;
| вешня проталина. Первый жаворонок на пригреве садится. Змеи выходят на пригревины. Пригревок муж. почти то же: тупик, уголь в затишье, против солнца, на юг.
ПРИГРЕВА́НИЕ, ПРИГРЕВА́ТЬ см. Пригре́ть.
ПРИГРЕВ
Смотреть что такое «ПРИГРЕВ» в других словарях:
ПРИГРЕВ — ПРИГРЕВ, пригрева, муж. (обл.). Место, где пригревает солнце, солнцепек. Сидит на самом пригреве. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пригрев — сущ., кол во синонимов: 5 • обогрев (18) • отогрев (8) • пригревание (6) • … Словарь синонимов
Пригрев — м. 1. действие по гл. пригревать 1., пригреть 2. разг. Место, где пригревает солнце; солнцепек. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пригрев — пригрев, пригревы, пригрева, пригревов, пригреву, пригревам, пригрев, пригревы, пригревом, пригревами, пригреве, пригревах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пригрев — пригр ев, а … Русский орфографический словарь
пригрев — а, м. 1. к Пригреть пригревать (1 зн.). П. солнца. Первый п. 2. Разг. Место, где пригревает солнце. На солнечном пригреве. На пригревах появились первые цветы. Загорать на пригреве … Энциклопедический словарь
пригрев — а, м. 1) к пригреть 1) пригревать Пригре/в солнца. Первый пригре/в. 2) разг. Место, где пригревает солнце. На солнечном пригреве. На пригревах появились первые цветы … Словарь многих выражений
пригрев — при/гре/в/ … Морфемно-орфографический словарь
приверг — пригрев … Краткий словарь анаграмм
пригревание — пригрев ание, я … Русский орфографический словарь
Вот и лето прошло : жизнь и судьба Арсения Тарковского и его знаменитого стихотворения
Отец Арсения Тарковского писал стихи, рассказы, статьи, знал восемь языков, мать — преподавала. Вместе с отцом и братом маленький Арсений ходил на поэтические вечера Константина Бальмонта и Игоря Северянина. После школы поступил на Высшие литературные курсы, писал стихи, работал в газете. Впереди ждала большая, интересная жизнь.
Биография Арсения Тарковского (1907—1989) — слиток ярких событий, великих имён и философских стихов. Сегодня я хочу вспомнить этого незаурядного человека, который сумел прикоснуться ко всему самому значимому, что было в истории нашей страны и литературы в XX веке, и остаться самим собой. Не могу обойти вниманием и его знаменитое стихотворение «Вот и лето прошло». О чём оно? Как смогли переплестись судьбы философского произведения и шоу-бизнеса?
Тарковский прожил сложную жизнь. Был слаб здоровьем, но добился того, чтоб его отправили на фронт. На фронте получил тяжелое ранение, потерял ногу, вернулся инвалидом. После войны зарабатывал переводами, хоть это дело страшно не любил. Стихи не печатали, а жить на что-то было нужно. Долгие годы писал в стол. Его первый поэтический сборник вышел, когда ему уже исполнилось 55 лет. В один год (1962) одновременно со своим сыном, Андреем Тарковским, получил признание.
Арсений Тарковский внешне не был Аполлоном, да и здоровьем обладал неважным. Тем не менее он был трижды женат и всякий раз от жён уходил сам. Он любил женщин, женщины любили его.
На первом фото: А. Тарковский с первой женой, Марией. На втором фото: с третьей женой, Татьяной
К сожалению, поэзия Тарковского так и осталась не очень известной. Он писал о войне, но не стал военным поэтом (как Твардовский, Симонов). Его нередко называют «последним поэтом Серебряного века», но застал он его лишь по касательной, на излёте, будучи совсем молодым. Он активно творил в 60-е, но и шестидесятником не был. Его стихи — тихие (в отличие от громких стихотворений Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского, Высоцкого. ). Да и по возрасту он никак не подходил: годы рождения шестидесятников — 1918—1940 гг., а Тарковский родился раньше.
Получается, Арсений Тарковский такой один. Писал стихи о жизни и о времени. Так или иначе время проходит через все его произведения. Может показаться, что он был одиноким человеком, а он просто всегда оставался философом и порядочным человеком.
Одно из коротких стихотворений об одиночестве — «Портрет». Ироничные, но грустные строки.
То, что отец его выдающийся поэт, Андрей Тарковский отлично понимал и, как мог, поддерживал. Стихи Арсения Александровича прозвучали в нескольких фильмах сына — «Зеркало», «Ностальгия», «Сталкер». В «Сталкере» стихотворение «Вот и лето прошло» гениально читает Александр Кайдановский. Великий тройственный союз получился: Тарковский, Тарковский и Кайдановский.
На первом фото: А. Тарковский, 1960-е годы. На втором фото: А. Тарковский с сыном Андреем, 1930-е годы
«Вот и лето прошло» — глубоко философское стихотворение. Оно было написано в 1967 году. Поэту шестьдесят, он подводит некий итог, переосмысливает прожитые годы. Понимает — вот он, долгожданный успех, но ведь это не главное. Лето в стихотворении — это жизнь, молодость. А осень — закат жизни, старость.
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
В 1987 году композитор Владимир Матецкий написал на стихотворение Тарковского песню «Только этого мало», ставшую лауреатом фестиваля «Песня-88». Песня вошла в несколько сборников Софии Ротару и принесла ей ещё большую популярность. Автор стихов о такой популярности даже мечтать не мог.
Всегда интересно было узнать, как отнёсся к этому шлягеру сам поэт. Из философского стихотворения сделать «водевиль» — смелый шаг. И вот недавно попалось на глаза интервью, взятое журналом «Прямая речь» у Марины Тарковской, дочери поэта и родной сестры Андрея Тарковского. Она сказала следующее:
«На мой взгляд, песня совершенно не передаёт лирического настроения, осмысления пережитого. Знаю, что эти слова ещё легли в основу романса, но, откровенно говоря, папа не любил, когда подобным образом использовалось его творчество».
Эту статью-воспоминание мне хочется закончить фрагментом стихотворения Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь»:
50 великих стихотворений: Арсений Тарковский. Вот и лето прошло…
Приблизительное время чтения: 6 мин.
«Сталкер русской поэзии», один из крупнейших поэтов-мыслителей ХХ века. Наследник Серебряного века, переводчик и отец кинорежиссера Андрея Тарковского, Арсений Александрович Тарковский — в проекте «50 великих стихотворений».
Вот и лето прошло…
Исторический контекст
Автор
О произведении
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало.
День промыт, как стекло,
Только этого мало.
Исторический контекст
Стихотворение «Вот и лето прошло…» было написано Арсением Тарковским в 1967 году.
Период 60–70-х годов ХХ века называют «поэтическим бумом». Во время «оттепели» возрастает общественный интерес к лирике, а поэзия переживает невероятный за последние несколько десятилетий подъем. «Настал черед» произведений тех авторов, которые долгие годы находились под запретом.
Арсений Тарковский. Молодые годы.
В поэзии этих лет выделяются две основные линии: «громкая» («эстрадная») лирика, представители которой (Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский и другие) прислушивались к настроениям общества, и «тихая» лирика (в первую очередь это стихи Николая Рубцова). «Тихие» поэты обращались к вопросам о взаимоотношении природы и человека и о смысле человеческой жизни.
Также во второй половине ХХ века создают свои произведения поэты, чье творчество было близким к эпохе Серебряного века. Они писали о вечном, не оглядываясь на календарь или часы. Именно таким поэтом был Арсений Александрович Тарковский.
Автор
Жизнь Арсения Тарковского (1907–1989) охватила практически весь двадцатый век. Он родился 25 июня 1907 года в украинском Елисаветграде (сейчас — город Кропивницкий) в интеллигентной семье. Его отец был образованным человеком, переводчиком, который привил сыну любовь к литературе и языкам. Вместе с отцом и братом Арсений посещал поэтические вечера известнейших поэтов Серебряного века — Константина Бальмонта, Игоря Северянина и Федора Сологуба.
В 1921 году после установления советской власти на Украине молодого Тарковского едва не осудили за политически сомнительное стихотворение в местной газете.
Арсений Тарковский с маленьким сыном Андреем
Отучившись в гимназии и в музыкальной школе, в 17 лет Тарковский приехал в Москву и поступил на Высшие литературные курсы, где с ним учились Даниил Андреев (сын писателя Леонида Андреева) и поэтессы и переводчицы Мария Петровых и Юлия Нейман. Тарковский работал в газете «Гудок», где начинали свой творческий путь Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров. Здесь Тарковский писал стихотворные фельетоны, судебные очерки и басни под псевдонимом Тарас Подкова.
Этот запрет Тарковский переживал очень тяжело, и даже с наступлением хрущевской оттепели не хотел публиковать свои произведения, писал в стол. Замкнувшись, он продолжал заниматься чужим словом — переводами европейских и восточных авторов. Об этом он напишет в стихотворении «Переводчик»:
Для чего я лучшие годы
Продал за чужие слова?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Первый сборник стихов «Перед снегом», 1962
Свое пятидесятилетие Арсений Тарковский отметил, не имея ни одного печатного сборника. Его первая книга стихов «Перед снегом» тиражом в 6000 экземпляров вышла только в 1962 году:
И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизил ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел…
Режиссер Андрей Тарковский
«Дебют» Тарковского случился, когда ему было уже 55 лет. В этом же 1962 году его сын, кинорежиссер Андрей Тарковский, получил Главный приз Венецианского фестиваля за фильм «Иваново детство». Андрей Тарковский говорил об отце: «Мой отец, конечно, сегодня — самый большой русский поэт. Вне всяких сомнений. С огромным духовным зарядом. Поэт, для которого самое важное — его внутренняя духовная концепция жизни. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться». В фильмах Андрея Тарковского неоднократно звучат стихотворения его отца. В «Зеркале» (1974) стихотворение «Первые свидания» читает сам Арсений Александрович.
Арсений Тарковский читает стихотворение «Первые свидания» в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»
В 1960-е годы сборники стихотворений Арсения Тарковского начинают выходить один за другим. Он выступает на литературных вечерах, ведет поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей.
В последующие десятилетия Тарковский, несмотря на преклонный возраст, активно работает, путешествует за границу в составе делегации советских писателей. В 1986 году случилась трагедия — от рака умер его сын Андрей Тарковский. А 27 мая 1989 года, на три года пережив сына, ушел и Арсений Тарковский. Для прощания с ним был предоставлен Большой зал Центрального дома литераторов. Отпевали поэта в храме Преображения Господня в Переделкине.
О религиозных взглядах Арсения Тарковского
Арсений Тарковский (на заднем плане – Андрей Тарковский)
Тарковский был верующим, православным человеком. Интересно, что поэт называл своим наставником в вере академика Владимира Вернадского: «Вернадский развивал у меня теологическое мышление — для этого давал читать много книг, в том числе Павла Флоренского, Сергия Булгакова. Они и оказали на меня решающее влияние». По словам поэта Михаила Синельникова, «Тарковский был церковно религиозен». Он читал Священное Писание, интересовался русской религиозной философией и различными вопросами библеистики. В стихотворениях Тарковского часто встречаются библейские образы и религиозные мотивы. Нередко фигурируют имена праотцев Адама и Иакова, пророков Ветхого Завета Давида, Исайи, Иезекииля, апостолов Иоанна и Петра.
Произведение
Эти строки известны всем. Они неоднократно были положены на музыку. Их читает герой фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (посмотреть отрывок на странице Мосфильма).
Кадр из фильма «Сталкер». Александр Кайдановский читает стихи Арсения Тарковского «Вот и лето прошло. «
Арсений Тарковский написал свое знаменитое «Вот и лето прошло…» в 1967 году. Опубликовано стихотворение было в 1969 году в поэтической книге «Вестник», в которой были собраны стихотворения 1966–1971 годов. На момент написания текста Тарковскому было уже 60 лет.
«Вот и лето прошло…» Читает автор
Несмотря на то, что в этом стихотворении не встречается конкретных библейских имен и сюжетов, оно имеет точное христианское измерение. Тарковский касается темы соотношения временного и вечного, божественного и человеческого. Это стихотворение о том, как сильно человек нуждается в присутствии Бога.
Без Него всегда будет чего-то не хватать, хотя на первый взгляд ничто не пропало даром и «все горит светло» в этом цикличном повседневном мире.
Душа всегда просит не сиюминутного, не обыденного, не того, что ложится прямо в руки, — этого всегда будет не хватать. Она просит непреходящего для того, чтобы ощутить полноту, духовно насытиться. Всякой земной радости будет мало, если не помнить о высшей Божественной радости и любви. Это прекрасно понимает лирический герой, прислушиваясь к себе, исповедально передавая тоску по высокому, горнему, вечному.