Что значит на крутом кряжу
Значение слова « Кряж »
В словаре Даля
м. материк, противопол. остров; | твердая, отдельная часть чего-либо, составляющая по себе целое. Кряж дерева, бревно, брус, колода, толстое голомя, отрубок, чурбан; кряж пчел, колода, пень, дупло, долбленый улей; | ловушка на крупного зверя, настороженная колода. | о человеке крепыш, здоровяк. | Кряж гор. гряда, хребет, цепь, связный порядок одного напластовзнья; толстый слой, однородный пласт, слань земной толщи; | материк, нерушеная земля, под насыпью или наносом, целик. | Степной кряж, венец, верхняя окраина уступа, низменности или полоев, речных берегов. | Сухое, непаханое место, полоса, местами крестьяне делят землю наперед на три кряжи: лучшую, среднюю и худшую землю, и дают, для уравненья в качестве, по паю или по жеребью в каждом кряже. | Кур. грубый холст. Кряжик сандального дерева. Кряжища горный перешел поперек реки, на нем и перекат. Черненько, маленько, а кряж поворотит? блоха. Кряжый и кряжевой, к кряжу относящ. Кряжистый, толстый, твердый и крепкий, кряжу подобный. Кряэкеватый, то же, в меньшей степени. Кряжевик м. кряжистый человек, лошадь. Кряжевина ж. свилеватый отрубок дерева, который не колется; кряжевинный, к кряжевине относящ. Кряжина об. кряж. Кряжье ср. собират. кряжи леса.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
КРЯЖ, кряжа, ·муж.
1. Невысокая горная цепь; холмистое плоскогорье. Горный кряж. Донецкий кряж.
2. Толстый короткий обрубок бревна из близкой к корню части дерева (·обл., спец. ).
В словаре Синонимов
гора; бревно; горная цепь, крепыш, горный хребет, хребтина, хребет, здоровяк, возвышенность, сельга, гряда, качок, огурчик, катыш, здоровяга, обрубок, здоровила, чурбак, чурбан, чурка
В словаре Энциклопедии
линейно-вытянутая холмистая возвышенность без резких очертаний гребня и вершин (Донецкий кряж, Тиманский кряж).—толстый короткий отрезок ствола дерева, используемый для изготовления шпона, фанеры, тары, лыж и т. д.
В словаре Синонимы 4
возвышенность, гряда, здоровила, здоровяк, крепыш, обрубок, хребет, чурбан
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. кря́ж,
кря́жи,
кря́жа,
кря́жей,
кря́жу,
кря́жам,
кря́ж,
кря́жи,
кря́жем,
кря́жами,
кря́же,
кря́жах
2. кря́ж,
кряжи́,
кряжа́,
кряже́й,
кряжу́,
кряжа́м,
кря́ж,
кряжи́,
кряжо́м,
кряжа́ми,
кряже́,
кряжа́х
3. кря́ж,
кряжи́,
кряжа́,
кряже́й,
кряжу́,
кряжа́м,
кряжа́,
кряже́й,
кряжо́м,
кряжа́ми,
кряже́,
кряжа́х
Значение слова «кряж»
1. Цепь невысоких гор. Донецкий кряж.□ В розовом отблеске восходящего солнца Доронин увидел кряжи гор, прорезанные узкими долинами. Чаковский, У нас уже утро.
3. Разг. О крепком, коренастом человеке. — Ешь, Фомушка, ешь! Вишь ты какой кряж вырос! есть куда хлеб-соль класть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кряжи возвышаются над окружающими их равнинами в виде гряды холмов и низких гор. Обычно они представляют собой остатки древних горных хребтов, разрушенных денудацией. Глубина расчленения достигает десятков, иногда нескольких сотен метров.
КРЯЖ, а, м. 1. Невысокая горная цепь; холмистое плоскогорье. Горный к. Донецкий к. 2. Толстый короткий обрубок бревна из близкой к корню части дерева (обл., спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кряж I
1. невысокая горная цепь; холмистое плоскогорье ◆ И когда, наконец, полузадохшиеся и изнеможденные, мы взошли на последний кряж, нам сверкнула в глаза так давно невиданная спокойная вода, словно серебряный щит: горное озеро Адели. Н. С. Гумилев, «Африканский дневник», 1913 г. (цитата из НКРЯ)
2. спец. толстый короткий обрубок бревна из близкой к корню части дерева
Что значит на крутом кряжу
Книгу посвящаю моему учителю, соратнику и другу — Анатолию Михайловичу Мехнецову. А так же всем моим соотечественникам, влюблённым в родной обычай.
Что такое гусли для современного человека, для современного русского?
Какое-то знакомое слово из забытых сказок и почти стёршиеся из памяти картинки в детских книжках…
И всё же, при упоминании о гуслях, как-то по-особому отзывается сердце у каждого русского человека. Что-то безвозвратно утраченное, но очень важное неотступно напоминает о себе, когда мы слышим слово «гусли».
На наше счастье древний инструмент жив! Его можно услышать, на нем можно сыграть, под него можно научиться плясать по-русски! В его сопровождении можно познакомиться с древнейшими песнями, зачаровывающими душу сюжетами и образами полными любви к Родной земле.
Традиция гусельной игры является мощным инструментом формирования патриотической жизненной позиции и национального самосознания. Эта книга призвана обратить взоры нашего народа на самый главный традиционный инструмент. Автор надеется, что этот труд поможет возвратить практику гусельной игры современному русскому народу и что, вновь заслышав вещие струны, к нам вернётся слава наших великих предков.
Эта книга не о музыке и не про музицирование, хотя, конечно и касается немного этих вопросов. Она не служит руководством по игре на гуслях и не является нотным сборником гусельных наигрышей. Это исследование о богатырях и монахах, волхвах и сказителях, древних философах и кулачных бойцах. О тех, кто играл на русских крыловидных гуслях, воспринимая мироздание через призму гусельной игры, создавая музыку и системы рукопашного боя, созвучные приёмам игры на гуслях. О православных монахах-отшельниках, сравнивающих утонченные способы богообщения с умелой игрой на гуслях. Это книга о древних народах, о которых остались только легенды, потомками которых являемся мы — русские. Это рассказ о нашем самом главном древнем инструменте — о русских крыловидных гуслях.
ГЛАВА I. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
1.1. Гусли-«гу́ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях
Русская культура, язык и мифология в своей корневой основе имеют очень близкое родство с древнеиндийской традицией. Эта близость объясняется тем, что в глубокой древности протославяне и ведические арии были либо одним и тем же народом, либо близкородственными народами, проживавшими длительное время на одной территории или по соседству. Наличие в славянской мифологии очень древних мифопоэтических и натурфилософских представлений, а также хорошая сохранность древнеиндийской традиции позволяет нам проводить сравнительный анализ древнейших пластов ранних представлений в индийской и русской культурах. Это позволяет лучше понять дошедшие до нас предания. Иногда даже восстановить забытые, но некогда существовавшие, представления об устройстве мира и о месте человека в нём. Одна из интереснейших тем исследования в отечественной этнологии и культурологии — это система представлений, обычаев и действий, связанных с игрой на гуслях и с самими гуслями. Очевидно, что в жизни наших предков гусли занимали некое серьёзное место и были чем-то большим, чем просто инструмент. Мы встречаем упоминание о гуслях в былинах и сказках, в песнях и поговорках, с ними связаны некие обряды и религиозные наставления. Вся древняя русская культура настолько насыщенна рассказами о гуслях, описаниями игры на них, историями о гуслярах, что следует попытаться выяснить ту важную роль и то значительное место, которое гусли занимали в жизни наших предков, в их натурфилософских представлениях и поэтическом творчестве.
В древнеиндийской натурфилософии слово «гу́на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу́на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак». Это одна из категорий индийской философии санкхья, где описываются три гуны — «нити — элементы», из которых соткана материальная природа:
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджас-гуна («гуна страсти»)
Тамас-гуна («гуна невежества»).
Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Сплетаясь, они образуют бесчисленное множество качеств, определяющих характеристики материальных объектов. Гуны находятся между проявленным и непроявленным. С ними связано все живое и неживое. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие вселенского духа (Пуруши). Когда вселенский дух приводит гунны в волнение, то они порождают объекты, чувства и идеи. Затем гуны возвращаются в состояние покоя.
Саттва-гуна привносит во все спокойствие и ясность.
Раджас-гуна сообщает всему активность, с ней связан прогресс.
Тамас-гуна отождествляется с косностью, инерцией, безразличием, неведением. Она обусловливает существование неодушевленного мира.
Также считается, что саттва гуна порождает эволюционные процессы. Раджас — революционные изменения. Тамас — регресс, инволюция, догматизм, косность. Гуны существуют всегда, не исчезая, но одна из них всегда доминирует в том или ином процессе.
Таким образом, весь материальный мир является сплетением гун, сочетанием их качеств. Мы уже говорили о родстве значений санскритского слова «гуна» и славянского слова «гусля», что значит нить, тетива, струна. В славянской традиции мы не находим прямого упоминания о том, что тварный мир каким-то образом связан с образами нитей и струн. Хотя нам хорошо известны выражения: «нить судьбы», «материя», «завязка событий», «развязка»… Это говорит о том, что подобные представления некогда существовали — тогда, когда формировался язык. Однако заметим, что корень «гун» в русском языке обозначает звукоподражание и образует ряд производных: гундеть, гудеть, гукать, гулять (в значении праздновать, веселиться, петь), гудок, гулить. Корень «гун», в русском и шире — в славянских языках, накрепко связан не только с понятием нить-струна (гусля), но и со звуком и звукоизвлечением.
Известный современный гусляр, фольклорист и исследователь русской музыкальной традиции Дмитрий Парамонов обратил внимание коллег на сходство в посадке гусляра, способе удержания инструмента и движениях рук при игре на гуслях с игровым окном, с положением ткача и основными приёмами традиционного ткачества. Он подчеркнул, что сходство, по всей видимости, носит не случайный характер, но и имеет некое важное в прошлом мифологическое тождество между игрой на гуслях и ткачеством.
Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев-индославов. Петербург. 2009.
Махабхарата. Адипарва. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Кн. 1. С. 5.
Словари
1. Цепь невысоких гор, гряда холмов; холмистое плоскогорье.
1. Короткий толстый отрезок ствола дерева; кряжина.
Коренастый, крепкого сложения человек.
1. Невысокая горная цепь; холмистое плоскогорье. Горный кряж. Донецкий кряж.
2. Толстый короткий обрубок бревна из близкой к корню части дерева (обл., спец.).
1. Холмистая возвышенность, гряда холмов. Лесистый к.
2. Короткий обрубок толстого бревна. Дубовый к.
| твердая, отдельная часть чего-либо, составляющая по себе целое. Кряж дерева, бревно, брус, колода, толстое голомя, отрубок, чурбан; кряж пчел, колода, пень, дупло, долбленый улей;
| ловушка на крупного зверя, настороженная колода.
| о человеке крепыш, здоровяк.
| Кряж гор. гряда, хребет, цепь, связный порядок одного напластовзнья; толстый слой, однородный пласт, слань земной толщи;
| материк, нерушеная земля, под насыпью или наносом, целик.
| Степной кряж, венец, верхняя окраина уступа, низменности или полоев, речных берегов.
| Сухое, непаханое место, полоса, местами крестьяне делят землю наперед на три кряжи: лучшую, среднюю и худшую землю, и дают, для уравненья в качестве, по паю или по жеребью в каждом кряже.
| курск. грубый холст. Кряжик сандального дерева. Кряжища горный перешел поперек реки, на нем и перекат. Черненько, маленько, а кряж поворотит? блоха. Кряжый и кряжевой, к кряжу относящийся. Кряжистый, толстый, твердый и крепкий, кряжу подобный. Кряэкеватый, то же, в меньшей степени. Кряжевик муж. кряжистый человек, лошадь. Кряжевина жен. свилеватый отрубок дерева, который не колется; кряжевинный, к кряжевине относящийся. Кряжина ·об. кряж. Кряжье ср., собир. кряжи леса.
Ряд небольших возвышенностей на земной поверхности, расположенных друг за другом в одну линию.
Глыбам гранита и мрамора, кряжам каменистых гор, накаленных зноем, поклонялись древнейшие греческие племена (Б.).
1. Цепь невысоких гор. Лесистые кряжи.
2. Толстый, короткий обрубок древесного ствола; чурбан. Дубовый к.
3. Разг. О крепком, коренастом человеке.
линейно вытянутая холмистая возвышенность без резких очертаний гребня и вершин (Донецкий кряж, Тиманский кряж).
толстый короткий отрезок ствола дерева, используемый для изготовления шпона, фанеры, тары, лыж и т. д.
1. Цепь невысоких гор.
В розовом отблеске восходящего солнца Доронин увидел кряжи гор, прорезанные узкими долинами. Чаковский, У нас уже утро.
2. Толстый, короткий обрубок древесного ствола; чурбан.
О крепком, коренастом человеке.
— Ешь, Фомушка, ешь! Вишь ты какой кряж вырос! есть куда хлеб-соль класть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Из одного кряжа. Волог. Об одинаковых, очень похожих друг на друга людях, предметах. СВГ 4, 8.
(невысокая горная цепь; короткий обрубок толстого бревна)
кря́жей и́ кряже́й́
И повелитель Вавилона,
По воле Бога одичав,
Питался соком горьких трав.
М. А. Зенкевич, Человек
кряж, род. кря́жа и допустимо кряжа́; мн. кря́жи, род. кря́жей и допустимо кряжи́, кряже́й.
1. кря́ж, кря́жи, кря́жа, кря́жей, кря́жу, кря́жам, кря́ж, кря́жи, кря́жем, кря́жами, кря́же, кря́жах
2. кря́ж, кряжи́, кряжа́, кряже́й, кряжу́, кряжа́м, кря́ж, кряжи́, кряжо́м, кряжа́ми, кряже́, кряжа́х
3. кря́ж, кряжи́, кряжа́, кряже́й, кряжу́, кряжа́м, кряжа́, кряже́й, кряжо́м, кряжа́ми, кряже́, кряжа́х