Мысль изреченная есть ложь Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831) Федора Ивановичем Тютчева (1803—1873): . Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь, Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи. Написано на тему стихотворения «Молчи» немецкого поэта, участника революции 1848 г. в Германии Л. Пфау (1821 —1894). Цитируется: как совет внимательно относиться к слову — далеко не всякая высказанная мысль понимается другим человеком адекватно, правильно.
Смотреть что такое «Мысль изреченная есть ложь» в других словарях:
Мережковский, Дмитрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мережковский. Дмитрий Мережковский … Википедия
Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… … Литературная энциклопедия
Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или … Словарь литературных терминов
Семиотика искусства — (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ТЮТЧЕВ — Фёдор Иванович (1803 1873), русский поэт. В философской лирике Тютчева мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщённостью к высшим, божественным сферам бытия и обречённостью на земное ( дольнее )… … Русская история
«1831-го июня 11 дня» — «1831 го ИЮНЯ 11 ДНЯ», программное для юношеской лирики Л. стихотворение, суммирующее целый ряд ее осн. философско романтич. мотивов. Форме непосредств. размышления «байронического героя» придан характер дневниковой записи (см. Дневник). Жанр… … Лермонтовская энциклопедия
Афоризм — (от греч. αφοριζω отграничивать, отрывать) является совершенно самостоятельным жанром прозы. Формально он как бы воспроизводит структуру общего логического суждения. Но, в то время как научное суждение направлено на исчерпывающее развитие своих… … Литературная энциклопедия
ИЗРЕЧЕННЫЙ — ИЗРЕЧЕННЫЙ, изреченная, изреченное; изречен, изречена, изречено (книжн. устар., поэт.) и (разг. устар., теперь ирон.) ИЗРЕЧЁННЫЙ, изречённая, изречённое; изречён, изречена, изречено. прич. страд. прош. вр. от изречь. «Мысль изреченная есть ложь.» … Толковый словарь Ушакова
ИЗРЕЧЕННЫЙ — ИЗРЕЧЕННЫЙ, изреченная, изреченное; изречен, изречена, изречено (книжн. устар., поэт.) и (разг. устар., теперь ирон.) ИЗРЕЧЁННЫЙ, изречённая, изречённое; изречён, изречена, изречено. прич. страд. прош. вр. от изречь. «Мысль изреченная есть ложь.» … Толковый словарь Ушакова
ЛИРИКА — (от греч. lýra музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь
Фёдор Иванович родился 23.11.1803г. в Брянском уезде Орловской губернии родовой усадьбе Oвстуг. Получил образование дома. В 12 лет Тютчев уже переводил Горация.Изучал древнеримскую поэзию и латынь. Окончил московский университет, коллегию иностранных дел. В 1822году был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. Член Петербургской Академии Наук. За границей поэт провел двадцать два года.
Уже в 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дёрнберг. Но в его жизни и в сердце все это время была Елена Денисьева. Почти четырнадцать лет он состоял с ней в любовной связи. И есть предположение, что связь с ней у него была, когда он жил с Элеонорой. До 1844 г. Тютчев жил за границей.
Конечно же, как творческая натура, поэт посвящал стихи всем своим любимым женщинам. Ещё Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину. Всего Тютчев написал более четырёхсот произведений.
Тютчев – мастер философской лирики. Он тонко раскрывает тему микрокосмоса души человеческой и миро воздания. Могущество вечности и ничтожное время человечества. Последние годы его жизни были омрачены смертью близких людей: Денисьева, а потом дети и мать. Прожил Тютчев семьдесят лет.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, — Внимай их пенью — и молчи.
Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»
В стихотворении слова: “мысль, изреченная есть ложь”, понимаются как то, что поэт отделяет мысль от слова, выражает неверие в силу слова, верит лишь в созидательную мощь мысли. «Ложь», потому, что подобранное слово не всегда выражает то, что человек хочет выразить и сообщить окружающим.
Философская лирика поэта перекликается с восточными культурами, такими как буддизм, в своей манере преподнести важные мысли в тонком описании. В творчестве Тютчева, мы находим смысл бытия и предназначение человека в жизни и вселенной. Его творения разноплановы, метафоричны и одиозны. Философия Федора Тютчева, мастера по донесению глубокого смысла бытия строками своих произведений.
В Мюнхене Тютчев познакомился с философом Шеллингом. Учитывая время, проведенное там, возможно это повлияло на написание произведений Тютчевым с философским корнем. Также стихотворения Г. Гейне Тютчев стал переводить на русский язык.
По мнению Тютчева, невидимый, тонкий мир настолько сложен и многообразен, непостижим для человеческого ума в целом, что для выражения чего-либо общепринятый язык слишком скуден. Это и является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя. Мысль изречённая есть ложь”.
Основная мысль
Говорящий человек вкладывает свой смысл в произнесенные слова, а слушающий может услышать совсем иное. Тогда и возникает непонимание между людьми, непринятие друг друга. И каждый пытается правильно подобрать слова в разговоре, и, подбираются они исходя из характеристик собеседника, которая тоже субъективна.
Из стихотворения «Silentium» можно уловить философскую мысль, тонкий совет — внимательно относиться к тому, какими словами высказываться. Не всякие Ваши изречения понимаются другим человеком так, как Вы хотели бы это подать. Восприятие может быть извращено, не адекватно и противоположно тому, что имелось в виду.
На счет этого произведения К. Бальмонт высказал свое мнение: стихотворение написано о творческом процессе, о муках творчества, с позиций идеализма.
История написания
Первые произведения Ф. Тютчев писал для себя, таким способом, выражая свои мысли и чувства. Он не стремился к славе литератора, так как состоял на государственной службе. Уговоры одного из сослуживцев, так же государственного деятеля, заставили поэта опубликовать некоторые свои произведения.
В прессе стихотворение «Silentium!» было напечатано одним из первых, в 1830 году. В переводе с латыни означает «Безмолвие», «Молчи!». До наших времен дошло в трёх редакциях. Но самым лучшим считается текст “Современника” 1836г. Его и используют для анализа стихотворения.
Произведение подвергалось неоднократному редактированию, автор считал его личным и откровенным для всеобщего обзора. Парадокс, но стихотворение с названием «Молчи!», принесло поэту славу. Его охарактеризовали, как тонкого философа со своим мировоззрением и романтичную натуру.
Поводом для написания «Silentium!» стала безграничная любовь Тютчева к Элеоноре Петерсон. Он обожал свою молодую жену. Но в подсознании возникали тревоги, которым не было объяснения. И он пытался об этом не думать, не говорить! Тютчев пытался понять, что же не дает ему покоя, что есть правда, а, что есть ложь. Именно этому осмыслению посвящено стихотворение «Silentium!».
Здесь прослеживается глубокое переплетение с религией и в этой фразе, есть подтекст, который гласит, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать нечистый. И Тютчев замыкается в себе, все меньше и реже раскрывает свои истинные чувства и мысли на всеобщий обзор. Именно поэтому, поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его счастью грозит беда.
Особенности стиха
Стихотворение «Silentium!» состоит из трех куплетов по шесть строк. Всего их восемнадцать. Каждая из трёх частей заканчивается словом «молчи». Но в то же время они несут разную смысловую нагрузку, развивая следующую и подкрепляя предыдущую по смыслу. Они музыкально созвучны.
В этом произведении отсутствует полемика. Настойчивое повторение звучит как призыв, убеждение, желание объяснить. В нем можно увидеть утешение, смирение в отчаянии. Обращение к нуждающемуся и растерянному человеку, возможно даже к себе самому.
“Молчи, скрывайся и таи…”. Звучит успокоение: не переживай, чувства от этого не погибнут, будут жить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Как будто кто то, более мудрый, заботится о младшем или неопытном и, даже, можно сказать – родном человеке. “Мысль изречённая есть ложь”. По мнению В. Брюсова эта фраза говорит о невозможности выразить свою душу, о непостижимости огромного мира и осознании того, что раскрыть свои мысли «…есть ложь». Это только личное познание каждого. Поэтому нужно ценить и оберегать все безрассудные формы постижения мира: мечту, фантазию, сновидения.
“Мысль изречённая” – это антоним слову “неизречённая”. А значит – необыкновенная, неописуемая, нереальная. Следовательно, «изречённая» – это просто «обыкновенная».
Вариантов о размере, которым написано “Silentium!” несколько. Н. Королёва, придерживается мнения, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Многие его не разделяют и даже возмущены таким определением.
Ритмичность Тютчевского стиха и порядок ударений строки свободны от принятого размера. Здесь и возникли теории, что оно написано ямбом с включением трёх строк aмфибрахия. Возможно к «Silentium» нужен совершенно другой «ключ». Если рассмотреть ритмику с другой точки зрения, то можно увидеть в написании трёхударную строку.
Мысль изречённая есть ложь, как вы это понимаете? мысль ложь
«Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь. / Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи. » Мысли и слова имеют разную природу. Мы далеко не всегда можем точно выразить словами то, что думаем. Потому как мысли это еще и образы (кроме слов). У каждого свой чувственный опыт. Поэтому часто у людей на одни и те же сказанные слова возникают разные образы и мысли. Так что получается мысль как таковая и мысль высказанная словами это разные вещи. В этом смысле и получается, что «мысль изреченная есть «ложь».
Всё верно! Благодарю за хороший ответ!
Мне очень нравится это стихотворение Тютчева. Одно из любимых.
Спасибо за развёрнутый ответ.
Спасибо за подробный ответ!
То есть правда является одномоментной?
Правда частична. Можно сказать и «одномоментной», да.
Стихотворение «Silentium!» относят к раннему периоду творчества поэта, переводится название с латинского, как “молчи”. До выхода в свет Тютчев несколько раз переделывал свою работу, из-за того, что ему казался текст слишком откровенный, а размер большой.
Несмотря на неуверенность в успехе данной работы, это стихотворение показало Тютчева, как чувственного, откровенного человека, способного философски мыслить.
Это стихотворение Тютчев решил написать после женитьбы на Элеоноре Петерсон. Он был очень влюблен в девушку, но всё было то, что не давало покоя. Под влиянием своих тревог и переживаний Федор Иванович и написал «Silentium!».
Мне нравится 21 Не нравится 9
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни:
Как сердце высказать себя?
Другому как понять тебя?
Помет ли он, чем ты живешь?
Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей.
Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои.
Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.
Но также Тютчев призывает слушать чужие мнения:
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими – и молчи.
Тем самым углублять свои знания и представления о мире.
Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу.
Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.
Мне нравится Не нравится
Подробный анализ стихотворения
Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе.
И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.
Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей.
Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.
История создания
О точной дате написания стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”.
Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16‑й строфе была допущена ошибка.
Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается ещё один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку.
Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.
Тема
Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.
Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.
Композиция
Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.
Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.
Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.
Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.
Жанр
По жанру это лирическое стихотворение. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.
Одна из строк этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“– быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.
Вывод
Стихотворение показалось мне неоднозначным и сложным для понимания. Однако вчитавшись в него, я увидела в нём смысл, который отвечает моим убеждениям: тому, кто сумел по-настоящему понять себя, кто научился ценить своё внутреннее богатство, суета внешнего мира не сможет помешать быть целостным и самодостаточным человеком.
Лишь пребывая в гармонии с самим собой, можно жить полной жизнью и не зависеть ни от кого.
Мне нравится 11 Не нравится 4
Сочинение о стихе Силентиум
Самым интересным направлением творческой энергии Тютчева считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silentium» (что в переводе означает «молчание»).
Поэт противопоставляет природу (символ внешнего мира) и внутренний мир человека. Чувствам, мечтам, мыслям, душевным движениям посвящена большая часть стихотворения.
По мнению лирического героя, человек должен сосредоточиться на своей внутренней жизни, потому что сам он — «целый мир … таинственно-волшебных дум». Явления же внешнего мира (в стихотворении их символами являются звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи) становятся препятствием в понимании самого себя.
С одной стороны, природа выступает как символ внешнего мира, т.е. противопоставляется человеческой душе, с другой, душа, чувства человека метафорически сопоставляются с природными явлениями: душевная глубина — с бесконечностью ночного звездного неба, истина — с ключом, с дневными лучами.
Лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи», потому что «мысль изреченная есть ложь».
Облекаясь в слова, истина ускользает. Сосредоточенность, безмолвность, невозмутимость, поиск ответов внутри себя должны привести человека к свету в шикором понимании, т.е. к знанию, к истине, к Богу. Именно эта мысль заключена в противопоставлении образов ночи и дня и движении от картин ночи к «дневным лучам».
Кроме того, в фразе «мысль изреченная есть ложь» содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Обилие глаголов в повелительном наклонении усиливает побудительный характер стихотворения. Стихотворение воспринимается как совет или поучение.
Но можно понять его и как беседу лирического героя с самим собой, как попытку самовнушения, самоубеждения.
Экспрессивный характер носят риторические вопросы, которые усиливают мысль об одиночестве человека: “Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь?” Тире в стихотворении стоят не по правилам пунктуации и усиливают категоричность высказываний.
Лексический повтор и синтаксический параллелизм (“Любуйся ими — и молчи”, “Питайся ими — и молчи”, “Внимай их пенью — и молчи. ”) помогают выделить главную мысль произведения.
Читайте также: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» для всех классов.
Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере.
Смысл стихотворения «Силентиум!» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.
Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:
Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей…
Мне нравится Не нравится
Таким образом, это неоднозначное стихотворение учит нас лучше понимать самих себя. Поэт призывает не ожидать от других полного понимания и принятия наших мыслей. Возможно, только полностью осознав свои чувства, мы сможем максимально ясно донести их до других.
Итоговая таблица рейтинга Краткий анализ произведения 12 Подробный анализ стихотворения 7 Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева 0 Сочинение о стихе Силентиум 0