Что значит мягкий знак показатель мягкости
Буква «ь» как знак мягкости согласного
Буквы «ъ» и «ь».
Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.
1. После буквы л перед любым согласным, кроме л, напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.
Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.
2. После других согласных букв:
а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;
б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).
Разделительный мягкий знак
Мягкий знак— это буква, которая указывает на мягкость согласного звука, но сама звука не имеет. Например, в словах сосулька, восемь, банька мягкий знак на письме обозначает, что согласные звуки [л′], [м′], [н′] будут мягкими.
Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного. Прочитайте вслух пары слов и обратите внимание, как произносятся выделенные слоги:
В этих парах слогов одинаковые согласные и одинаковые гласные, но наличие разделительного мягкого знака влияет на их произношение. Слоги без мягкого знака произносятся более слитно. Все дело в том, что гласные после разделительного мягкого знака обозначают по два звука вместо одного:
Разделительный мягкий знак встречается не перед любыми гласными, а только перед е, ё, ю, я, и. Также в виде исключения он может встречаться в заимствованных словах перед буквой о: бульон, почтальон.
В какой части слова пишется разделительный мягкий знак
В слове разделительный мягкий знак может находиться в корне или после него, но никогда — после приставки.
После приставки, которая оканчивается на согласный, и перед гласными е, ё, ю, я, и пишется разделительный твердый знак.
Приведем примеры слов с разделительным мягким знаком в разных частях слова:
2. Между корнем и суффиксом:
3. Между корнем и окончанием слова:
4. Между суффиксом и окончанием
Слова-исключения с разделительным мягким знаком
В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:
Как избежать ошибки в слове с разделительным мягким знаком
Чтобы писать слова с разделительным мягким знаком правильно, нужно уметь разбирать слово по составу и знать слова-исключения. Запомните простой порядок действий, чтобы определить, когда писать мягкий, а когда твердый разделительный знак.
Посмотрите, какая гласная стоит после согласной. Разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. А также перед о в заимствованных словах-исключениях.
Разберите слово по составу. Если приставка оканчивается на согласную букву, а за ней следует е, ё, ю, я или и — пишем твердый знак. В корне и после него — мягкий.
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Урок 22. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
– Здравствуй, Серёжа! Ты почему такой грустный?
– Тебе показалось, Василиса.
– Нет-нет, я вижу, что ты чем-то расстроен. Поделись со мной, может быть я смогу тебе чем-то помочь.
– Ты знаешь, я сегодня писал на доске предложения под диктовку и получил двойку. А все ребята смеялись надо мной. Один из одноклассников сфотографировал мою запись и разместил фото в инстаграме. И теперь я не хочу идти в школу.
– Знаешь, Серёжа, я хочу посмотреть, что ты написал, разобраться в твоей проблеме и попытаться тебе помочь.
«Корабль капитана Врунгеля сел на мел. Хитрый хор залез в курятник. От костра остались только уголки. Я возьму лейку и полю цветы».
– Все хохотали –ой-ой-ой, сколько же мела надо, чтобы корабль на него сел. И зачем целый хор в курятник полезет? Они же там не поместятся.
– Да неприятная история. Ты просто потерял одну из букв. Необходимо срочно найти эту букву, а точнее, знак, и научиться им пользоваться. А чтобы узнать, что это за знак, попробуй отгадать загадку.
Звуки этот знак смягчает,
но его не замечают
потому, что этот знак
не произносится никак.
– Ой, вспомнил. Это – мягкий знак. Я про эту букву совсем забыл.
– Совершенно верно. Сегодня мы поговорим про мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.
А почему же ты забыл про эту букву?
– Дело в том, что у каждой буквы есть свой звук – [а], [б], [в]. А мягкий знак такой молчун, никогда никакого звука не называет, стоит скромненько себе и молчит.
– Ну вот ты сам сказал то, что необходимо знать о мягком знаке.
Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает. Но без этой буквы многие слова изменят своё значение. Вот как в твоих предложениях. Ведь корабль сел не на мел, а на мель.
Видишь, стоило только дописать мягкий знак, и мягкий белый минерал превратился в мелкое место в море или реке. А хищный маленький зверёк хорёк – в целый хор. Ну и, конечно, на месте потушенного костра остаются не уголки, а угольки. Посмотри, в слове хор три буквы, а в слове хорь – четыре. А вот теперь давай посмотрим, сколько звуков в этих словах – [хор], [хор’]. Звуков и в слове хорь и в слове хор одинаковое количество – по три. Просто в слове хорь согласный [р’] – мягкий
– Ну надо же! Вроде бы я знал про мягкий знак и вдруг… забыл. Ну, теперь я уж точно не допущу таких ошибок. Я теперь твёрдо буду знать – слышу мягкий согласный звук в конце слова – пишу мягкий знак. Вот посмотри: уголь. Слышу мягкий звук [л’] – пишу после буквы Л мягкий знак, дождь – мягкий [д’] на конце – пишу мягкий знак, день – после Н пишу мягкий знак, потому что слышу [н’], мяч – пишу мягкий знак после Ч.
– Подожди–подожди. Вот как раз в слове мяч мягкий знак писать не надо. Звук [ч’] сам по себе мягкий и его в этом слове дополнительно смягчать не надо. Как и, например, в слове плащ – всегда мягкий согласный звук [щ’] не требует дополнительного смягчения и поэтому мягкий знак писать не надо. Хотя, скажу тебе по секрету, что есть такие слова, которые заканчиваются на Ч или Щ, и после них пишется мягкий знак. Например, ночь, печь, вещь. Все эти слова можно заменить словом ОНА, и в таких словах после мягких шипящих согласных пишется мягкий знак. Но он нужен совсем не для смягчения. А вот слова мяч, плащ можно заменить словом ОН и в таких словах мягкий знак не пишется. Об этом подробно ты узнаешь в 4 классе. А пока просто запомни – мягкий знак пишется на конце слов, если звучит мягкий согласный звук. Но звукам ч и щ не нужно смягчение – они сами по себе мягкие.
А ещё мы говорили про то, что в середине слова тоже может писаться мягкий знак.
– Рассмотрим пару слов уголки – угольки [угалки] – [угал’ки]. В слове уголки – 6 букв и 6 звуков, в слове угольки – 7 букв, но 6 звуков.
Ведь мягкий знак только указывает на мягкость предшествующего согласного, но самостоятельного звука не обозначает. Эту функцию смягчения мягкий знак выполняет не только когда стоит после согласного в конце слова, как в словах хорь и мель. Мягкий знак может стоять в середине слова между двух согласных, как в слове угольки. При этом он смягчает тот согласный, который стоит перед ним. А вот после мягкого знака согласный может быть и твёрдым и мягким. Например, в слове угольки после л с мягким знаком стоит мягкий согласный [к’] А вот в слове письмо после мягкого [с’] стоит твёрдый согласный м.
– Так–так. Понятно, но. я не очень уверен, смогу ли я все это правильно писать.
– А давай мы сейчас потренируемся. Я тебе загадываю загадки, а ты набирай отгадки на нашем планшете.
– Очень хорошо, давай!
– Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом.
– Белая морковка зимой растёт.
– Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
работы не боятся.
– Ну давай посмотрим, как ты написал эти слова.
– В слове коньки звук [н’] мягкий, поэтому после него я написал мягкий знак. В словах сосулька и пальцы в середине слова слышен мягкий звук [л’] и после буквы Л тоже пишу мягкий знак.
– Ну что же, молодец. Запомни. Мягкость согласного звука в середине слова перед согласным обозначается мягким знаком.
Осталось только поговорить о том, как переносить слова с мягким знаком в середине. Так как мягкий знак указывает на мягкость согласного, который стоит перед ним, то, конечно, ни в коем случае отрывать мягкий знак от предшествующего согласного нельзя.
– А почему это нельзя?
– Вот и возьмём слово НЕЛЬЗЯ. Очень даже здорово переносится – нел–ьзя. На одной строчке 3 буквы и на другой тоже 3.
– А вот посмотри: если так перенести, то читать мы будем нел, мягкий знак, зя. Ведь на строке возле буквы Л нет мягкого знака, который указывает, что букву Л надо читать как мягкий звук [л’], а на следующей строке мягкий знак вообще непонятно для чего. Поэтому запомни. При переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак остаётся на строке с предшествующим согласным, а следующий за ним согласный переносится вместе с остальными буквами.
Конь–ки, борь–ба, нель–зя, сосуль–ка.
Ну, вот мы и разобрались сегодня с темой «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков».
* На письме мягкость согласных звуков в середине и на конце слов обозначается мягким знаком.
* Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает.
* При переносе слов с одной строки на другую мягкий знак не отделяется от предшествующего согласного.
Сегодня мы поговорили о том, что мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного, как бы помогая ему стать тоже мягким. Ну а в следующий раз мы познакомимся и с другой работой, которую выполняет мягкий знак. Ведь мы ещё не разобрали слово, которое встретилось нам в предложении «Я возьму лейку и полю цветы». Но мы обязательно разберёмся, какая в нем ошибка. До встречи, ребята!
Урок обучения грамоте. Тема «Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков». 1-й класс
Класс: 1
Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, прописи учащихся, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».
Программа: УМК «Школа 2100».
Ход урока
1. Орг.момент.
— У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы, цели урока.
— Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
— Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
3. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
— Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
— Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
— Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
— На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Чтение с доски.
— Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания.
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко.
— Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
— Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
— На доске схемы двух слов.
— Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
— Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)
— Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
— Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
— Что обозначает слово «мел»?
Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
— Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
Работа по учебнику
— В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.
— Откройте учебник на стр. 154.
— Сейчас мы будем учиться читать слова 1 столбика с новой буквой – ь.
Найдите его в учебники. Приготовьте карандаши.
Чтение вполголоса.
— Учимся читать, слушая свой голос.
— По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.
Словарная работа.
— Какие слова непонятны?
— Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.
(Объяснение значений слов.)
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
ФИЗМИНУТКА.
— А теперь давайте отдохнём. Встали все.
— Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два притопа ногами).
Пальчиковая гимнастика.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.
(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья).
Письмо в прописях.
— Вернёмся к поставленной цели урока. Что мы уже сделали?
— А что предстоит ещё сделать?
— Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 35. Проговорим стихотворение.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я друзья скрывать не стану,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.
б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:
Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…
— Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой.
— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
г) Работа над соединениями.
— Посмотрите на 3 строку и скажите как соединяется ь с буквами?
(Нижним соединением или петлёй – поворотом в середине буквы.)
Учитель показывает одно соединение, дети пишут в воздухе ь с нижним соединением, а затем в прописи.
Учитель показывает одно соединение с петлёй, дети прописывают в воздухе, а потом в прописи все остальные.
Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
— Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?
— Некоторые жители нашего Букваря стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».
Так гласные поставили хвастунишку на место.
— Кто поставил хвастунишку на место?
(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).
Письмо слов с печатного образца по заданию.
— Сейчас мы будем учиться писать слова с мягким знаком, но по заданию.
— Прочитайте слова в прописях вполголоса.
— Найдите слово, которое обозначает крупную дикую или домашнюю водоплавающую птицу с длинной шеей. (Гусь.) Запишите. Проверьте на экране.
— Найдите слово и запишите, которое обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень). Проверьте на экране.
— Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось). Проверьте на экране.
— Найдите слово и запишите, обозначающее мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. (Пыль).
— Дикое или домашнее непарнокопытное животное. (Конь). Проверьте на экране.
— Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). Проверьте на экране.
— ТО, что было в действительности, действительное происшествие. (Быль).
Проверьте на экране.
— Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень). Проверьте на экране.
— Подчеркните во всех словах, которые вы написали мягкий знак.
— Где находится он? (В конце слова).
Игра «Спрячь ь в середину».
— Давайте сыграем с вами в игру и попробуем наш мягкий знак спрятать в середину, Что получиться из этого?
Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
— А в начале слова? (Нет, так как не имеет заглавной буквы).
— Запишите слова, подчеркните мягкий знак в середине слова.
Работа с предложением.
— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. (звук читается мягко)
Игор_ поймал на реч_ке пят_ окун_ков.
Вставить, пропущенный мягкий знак. Объяснить.
— Скажите, где вы напишите мягкий знак? Почему?
— А в каком слове вы мягкий знак писать не будете? Почему? (речке).
Учителем организуется проверка, на экране появляется предложение и ученики проверяют.
Записать в прописи, проговаривая шёпотом каждое слово предложения.
Итог урока.
Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?
Что нового узнали на уроке?
Оценка урока.
— Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе Пушистика, у которого такое же настроение как у каждого из Вас.
Учитель показывает на экране Пушистика, а дети поднимают руку, если его выбрали.
Рефлексия.
— Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Пушистика.
— С чем связано такое ваше настроение на уроке?
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем.Урок закончен.
Список литературы.