Что значит мужчина с рогами
Наставить рога. Происхождение фразы
«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».
Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.
Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.
По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.
Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.
По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.
Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.
Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.
Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.
По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.
По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.
Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.
В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.
Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.
Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.
Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.
Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).
Почему обманутых мужей называют рогоносцами
«А Ваське-то из восьмой квартиры жена рога наставила!» — можно услышать от бабушек на лавочке, знающих всё про всех жителей дома. Но почему именно рога стали символом неверности супруги?
По одной из версий, в древние времена жёны надевали шлемы с рогами мужьям, уходящим на войну. А сами в это время могли делать что угодно, изменять в том числе. Однако ни одного шлема с рогами так и не было найдено. Так откуда же появилась традиция называть рогоносцами мужей, обманутых жёнами?
Рога из мифа
Употреблять слово «рогоносец» и выражение «носить рога» стали ещё до нашей эры. Согласно древнеримским легендам, юноша по имени Актеон обзавёлся рогами. Случилось это из-за того, что он посмел подглядеть за обнажённой богиней Артемидой, купающейся в реке. Увидев прячущегося юношу, ставшего свидетелем запретного зрелища, богиня рассвирепела.
Артемида превратила Актеона в молодого оленя, а после натравила на него своих верных псов. Выходит, что в этом мифе «рогоносец» был не символом обманутого мужа, а синонимом любопытного человека. С супружеской неверностью это выражение стали связывать намного позднее.
Рога как олицетворение либидо
Со временем значение этого слова несколько изменилось. Про женщин, изменяющих мужу, стали говорить, что они «наставляют рога». Мол, чем больше любовников было у женщины, тем немощнее был её муж в постели. Дошла до нашего времени и эпиграмма с одного из древних могильных камней. Она гласит, что покоится в могиле рогоносец, «имевший в доме много Парисов своей Елены». То есть этот мужчина «обзавёлся рогами» из-за того, что его жена изменяла ему в его же доме.
Со временем рогоносцами стали называть всех мужчин, кому изменяли их жёны. А сердобольные соседи даже могли в шутку надеть на обманутого мужа рога, олицетворяющие мужское достоинство, желая тем самым ему помочь. Не последнюю роль в этом ритуале сыграли мифические существа — сатиры. Во многих мифах их описывали как полулюдей с копытами вместо ног и с рожкам на голове. Сатиры славились своими любовными похождениями. Поэтому, чтобы вернуть мужчине влечение, из-за отсутствия которого жена начала изменять ему, и надевали рога на голову.
Рога в качестве откупа и наказания
В XX веке Византией правил император Андроник Комнин, весьма охочий до женщин. Любовниц он выбирал среди жён своих приближённых. Женщины надолго оставались при дворе императора, а их мужья получали откуп. Андроник Комнин давал им разрешение охотиться в своих угодьях. И в знак разрешения на охоту и выражения милости императора над воротами усадьбы этих мужчин прибивали ветвистые оленьи рога. Быть рогоносцем в то время было даже престижно. А вот в Средние века ношение рогов было наказанием.
В германской армии в XIV–XV веках солдатам запрещали брать с собой своих жён или любовниц. Считалось, что в походе из-за женщин случаются одни несчастья. Тем же, кто на свой страх и риск умудрялся взять с собой на войну женщину, в наказание надевали на шею оленьи рога. Тогда они символизировали нечестность самого рогоносца и его безволие перед женскими чарами. Снимать рога запрещалось, поэтому воины-рогоносцы часто калечились. Из-за неудобных рогов они не могли нормально сражаться и погибали. Впрочем, командиры считали, что туда им и дорога
— нечего было ослушиваться приказов.
В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.
Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:
1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 – 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.
2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.
3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.
4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.
5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово «Cuckold», которое образовалось от cuckoo — кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение «wearing the horns of a cuckold» (носить рога обманутого мужа), а также более короткое «wearing the horns» (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога — все замечают измену его жены.
Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.
Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 – 240.
Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» — это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)… С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.
Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что « рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.
Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» — κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет «horny» (рогатый) означает «любвеобильный».
Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.
В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.
Обманутый муж – разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua — о быке, чей гнев переходит в рога.
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Почему у мужчин растут рога?
Рога, особенно оленьи, уже давно стали символом супружеской неверности. Мужчину, которому изменяет жена, называют не иначе, как рогоносец. Если же жена изменила мужу, она ему «наставила рога». Судя по всему, «рогатые» мужчины берут свои истоки ещё со времён античности. Всего существует две версии происхождения терминов «рогоносец» и произвлдных от него понятий, символизирующих супружескую неверность.
По одной из них, своему появлению рога обязаны любвеобильному византийскому императору Андронику. Хотя у него уже были молодая жена и любовница, он часто приглашал к себе в покои обычных горожанок, а их мужьям в качестве утешения дарил оленьи рога, которые, к тому же, служили пропуском. Он вешал на площадях рога убитых им оленей, чем указывал на распутство их жён. За свои развратные действия Андроник получил от горожан прозвище Приап. Однако, мужьям тех женщин, с которыми он имел близость, Андроник позволял охотиться в своих заповедных лесах.
По другой версии, рога у мужчин стали расти, благодаря германским женщинам, которые, провожая мужей в поход, надевали им на голову рогатый шлем. Поход мог длиться несколько месяцев и всё это время женщина считалась свободной. В те времена у германцев, коих Корнелий Тацит описывал, как благородных дикарей, считалось, что если женщина «наставила рога» своему мужу, т.е., проводила его в поход, она становилась свободной и лишённой супружеских обязательств, поскольку воины могли и не вернуться. У германцев это не считалось зазорным, поскольку христианская мораль в то время отсутствовала.
Афоризмы и размышления о рогоносцах
Последнее время ловлю себя на мысли, что когда вижу семейную пару, где супруг на 20 лет старше супруги. Моё воображение невольно дорисовывает ему ветвистые оленьи или козлиные рога.
Мужик и подкаблучник, чаще всего отличаются от мужчины, наличием ветвистых рогов.
Подкаблучнику рога не мешают. Украшают.
Ни, что так не предает силы ногам «тати», как разъяренный рогоносец уличивший жену в измене.
Главное для подкаблучника, чтобы «рога» каблук не оцарапали.
Любовь женщины к тряпкам и безделушкам, прямо пропорционально к росту ваших «рогов».
.
Каждая женщина имеет определенную цикличность постоянства, когда может гарантировать любовь с отсутствием рогов.
Рога, надежный крепеж для нимба подкаблучника.
Хвалиться количеством друзей жены, равносильно хвалится ветвистость собственных рогов.
Не понимаю тех, кто гонится за молодостью? Это, кому суждено «вляпаться» в старости, в маразм, так как в голове ничего за жизнь не отложилось. Или шуты, с шутихами, которые купив себе молодые «игрушки» хотят выглядеть с ними ровесниками? Тешат себя, что, приобрели любовь и зависть? Нет, это приобретение рогов!
В комплект, к подаренным стервами крыльям идут и «рога», как противовес.
Иной женщине держаться за «рога», сидя на шее, приятнее, чем за руль шикарного лимузина.
Нужны «рога»? Балуй женщину!
Стервозная жена «оскотинивает» мужика «рогами».
У каждого человека на лбу всегда что-то написано. «Рога», всегда на виду.
Не «рогоносцы» ли, пополняют «обслуживающий» персонал Ада?
На «поводке», «рога» растут быстрее!
Поднять «быка за рога», намного приятнее, чем воспользоваться этим, своими «рогами».
У оленя и «рогоносца» сходство одно, «благородство».
Освободившись от неверной жены, лишаешься «рогов», но не их «тени». Она всегда с тобой!
Для возможности сравнения чужих жен со своими, в мужской «фауне» водятся «рогачи»!
Гордящийся своей женою мужчина кандидат на звание «заслуженного рогоносца»!
Получив пару прелестных «рогов», обладатель ищет «достойного», для их «обкатки»!
Самые обидные «царапины», от «рогов» мужа любовницы!
Она сделала его «благородным», «одев» на него «рога».
Если женщина наглеет, не стоит на это закрывать глаза, если не предрасположен к «рогатым» украшениям!
Подкаблучника «рога» красят.
«Поднятая на женщину рука», не редко «благодарность» за подаренные «рога»!
Если женщина назвала тебя «козлом», стоит задуматься, не «рогатый» намек, она имела в виду!
Прощать свойственно «стерв» «подкаблучникам» и «рогоносцам»!
«Крылья», как и «рога», могут быть только вашим «украшением»!
И ревнивцы «добиваются» своего, в конце концов, получая «рога»!
Иному понять что он «лишний», и «рогов» недостаточно.
Сколько его знаю, он «красив», красив своими «рогами»!
С каждой новой женой, он сбрасывал «рога»!
Любовника оставила с «носом», мужа с «рогами».
Изменила Славе? – Я и думаю, откуда у него «рога»!?
«Роговых» мужчин, делают «роковые» женщины.
«Рога» побеждают мужчину!
Когда приросли «рога», мозги ни к чему.
У «безбашенного», не редко, одно украшение «рога».
И «рогоносец» меняет «рога», с новыми «увлечениями» жены!
Ревность, дело, своевременное, не «вооружился», и ты «рогатый».
Для «перезагрузки» чувств «рогоносца», требуются новые измены.
Он был всегда «благородным», но женившись, ощутил себя ещё и «оленем».
И «рогоносец» может стать «чёртом», если «рога» «пришлепаны» без «анестезии».
Она тебе не изменила!? – Нет! У неё «проснулась» потребность к новым ощущениям
Фирма «Казанова», украсит Вас «рогами» на любой вкус и цвет. Ждем Вас в нашем офисе! (Присутствие жёны обязательно).
Она его терпела до тех пор, пока не иссяк его «рог изобилия», который вскоре, раздвоившись, оказался у него на голове.
Видя старых мужей при молодых женах, не нужно даже воображения, чтобы увидеть на нём «рога».
Джентльмен, став даже «рогатым», похож не на козла, а на благородного оленя.