Что значит мусульмане шииты
В чем разница между суннитами и шиитами. Могут ли они молиться вместе?
Но в чем же разница между двумя этими версиями мусульманской веры? Насколько она глубока?
Рассказываю кратко и по существу.
Во-первых я хотел бы дать каждому термину лингвистическое определение. Сунниты: от «Сунна», что означает путь или метод. Итак, суннит-это тот, кто следует сунне пророка Мухаммеда.
Шииты: «группа людей, которые объединены для достижения определенных целей».
Шииты считают, что последний 11-й имам Хасан аль-Аскари умер в девятом веке. Хотя у него был сын, 12-й имам Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди, который, как полагают шииты, таинственно исчез, но вернется в последние дни мира, дабы вернуть людям справедливость.
Шииты считают, что Коран не сохранился целиком, потому что не находят в Священной книге аятов об имамах. Шииты полагают, что Коран был испорчен при переписывании.
Сунниты же верят, что Коран был сохранен в первозданном виде и в нем нет никаких скрытых смыслов.
Многие шииты верят, что давно умершие имамы и пророки могут слышать их молитвы, и эти святые могут совершать чудеса, помогать людям.
У шиитов имеется так называемый мут’а. Временный брак, заключаемый на определённый срок. Например, с целью удовольствия. У суннитов такой брак строго запрещен.
Порядок намаза также несколько отличается. Например, шииты считают, что совершать земной поклон надо на землю, глину или камни, так, как это делал Пророк. Так как ныне в квартирах или мечетях полы всегда покрыты паркетом, деревом, коврами, то шииты подкладывают под голову особый камень (турба), дабы их поклоны соответствовали изначальным «требованиям».
Свидетельство о вере в Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда у суннитов и шиитов немного различается.
Сунниты говорят: «свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха».
Шииты добавляют: «свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха и Али — друг (вали) Аллаха».
Разумеется, это лишь краткий список из огромного числа теологических различий между суннитами и шиитами.
Но хочу сказать, что несмотря на такие различия ислам все равно един. Шииты и сунниты могут совершать намазы вместе. Кроме того, сунниты и шииты могут ходить совместно на хадж — паломничество в Мекку. В исламской истории не было чисто религиозных войн между суннитами и шиитами, подобных европейским конфликтам католиков и протестантов.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.
Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …
Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».
Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».
Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.
В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.
Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.
В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.
Сунниты и шииты враждовали друг с другом на протяжении всей истории, причем последние чувствуют себя жертвами преследований и несправедливостей: таково расхожее мнение историков. Однако политолог из Мичиганского университета Хуан Коул считает что сунниты и шииты долгое время мирно сосуществовали. По его мнению, нынешний конфликт между суннитами и шиитами в Ираке связан скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры.
«В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, – напоминает Коул. – Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения».
По словам профессора Коула, в постсаддамовском Ираке у суннитов и шиитов образовались противоположные политические цели: «Сунниты были правящей группой в Ираке в течение всего ХХ века. Они сыграли ключевую роль в создании иракского государства. Они не считают обоснованными претензии шиитов на власть, они не считают, что шииты составляют большинство, они искренне полагают, что шииты были приведены к власти американцами и удерживают ее благодаря Ирану. Шииты же весьма довольны происходящими переменами и симпатий к мятежникам-суннитам не питают».
Сотрудник вашингтонского Центра ближневосточных исследований Крис Тонсинг отмечает, что региональные амбиции Ирана уже породили напряженность между суннитами и шиитами в странах Персидского залива и других регионах. «В большинстве суннитских стран, где проживает значительное шиитское меньшинство, – говорит он, – заметно нагнетание напряженности между двумя общинами, а в некоторых случаях дело доходит до насилия. Отчасти это связано с войной в Ираке и с усилением Ирана».
Но Тонсинг также отмечает, что зачастую сунниты и шииты объединяются для защиты общих стратегических интересов: «Пример – прошлогодняя война в Ливане, где силы шиитской группировки «Хезболлах» противостояли израильской армии. Во всем исламском мире мусульмане, включая суннитов, выступили в поддержку «Хезболлах». И это произошло несмотря на то, что на начальном этапе войны три суннитских государства – Иордания, Египет и Саудовская Аравия – открыто обвинили «Хезболлах» в провоцировании войны, нанесшей огромный ущерб Ливану».
Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.
В современной России наибольший интерес вызывают два течения, отличающиеся рядом положений от классического ислама: салафизм и суфизм. Салафиты, часто называемые в российских средствах массовой информации ваххабитами, претендуют на роль носителей «чистого ислама» времен пророка Мухаммада и первых мусульман (саляфов), претендуют на роль «исламских протестантов», борющихся с нововведениями (бидаа) в исламе. Одним из опасных носителей этих нововведений, как они полагают, являются суфии. Называя их врагами ислама, наиболее радикально настроенные салафиты даже призывают их убивать. Так, 28 августа 2012 года в Дагестане террористка-смертница пришла в дом авторитетного суфийского шейха Саида-афанди аль-Чиркави и совершила самоподрыв, убив при этом шейха, его жену и еще пять человек, в том числе 12-летнего ребенка. Убийцей оказалась принявшая ислам салафитского толка молодая русская женщина Алла Сапрыкина.
Салафиты полагают, что суфии поклоняются помимо Бога еще кому-то или чему-то. На самом деле, в суфизме очень высок авторитет учителя: мюрид (ученик) должен полностью подчиняться муршиду (учителю, наставнику), подражать ему, беспрекословно выполнять его требования.
История суфизма не знает ни одного адепта, который требовал бы заменить Бога человеком. Суфии призывают уважительно, с почтением относиться к учителю, но почтение не есть поклонение. Касаясь радикализма салафитов, слепого соблюдения ими таухида, следует упомянуть, что они запрещают даже отмечать день рождения пророка Мухаммада — праздник Маулюд, отмечаемый большинством мусульман и объявленный в некоторых мусульманских странах выходным днем. Этот запрет они объясняют тем, что якобы нельзя поклоняться Мухаммаду, когда есть Аллах, нельзя заменять Бога даже самым почитаемым святым.
В своем понимании соблюдения таухида салафиты зашли так далеко, что разрушили памятники на могиле матери пророка Мухаммада Амины, его жен и близких родственников, облили места их захоронения бензином, сравняли с землей и сожгли. Примерно так же поступили салафиты в современной Ливии и Сирии, где они взорвали могилы известных суфийских шейхов. Объясняют они такие варварские поступки тем, что якобы мусульмане, посещая эти могилы, забывают о таухиде. Этих людей правильно было бы называть варварами от ислама, ничего общего не имеющего с миролюбивой природой этой религии.
Еще одной отличительной чертой салафитов являются то, что не согласующееся с их учением положения они называют нововведением (бидаа). Так, они весь суфизм считают вредным нововведением, как бы не замечая того факта, что суфии существовали еще при пророке Мухаммаде, и что силсила (цепь духовной преемственности по которой от одного наставника другому передается божественное благословение) любого направления суфизма начинается с личности самого пророка.
Думается, еще одной причиной враждебного отношения к суфизму со стороны салафитов является то, что суфии не занимаются политикой — суфизм стоит вне политического ислама. Ему чужды призывы к исламизации политики, образования, построению исламского государства, присущие сторонникам радикального ислама. Они соблюдают в этом известный мусульманский принцип полагания на Бога, вверения своей судьбы Богу (принцип таввакуля), считая, что Богу лучше знать, что делать и что не делать.
По мнению большинства специалистов, межмусульманская солидарность на местном уровне перевешивает разногласия. Единоверцы смыкают свои ряды перед лицом общего врага. Но когда опасность минует, разногласия вновь обнажаются.
Шииты и вся правда о них. Часть I
После развала СССР и падения безбожной коммунистической державы во многих республиках бывшего Союза и самой России началось возрождение религии и возвращение утерянного исламского наследия. Но на волне этого движения, прикрываясь исламскими лозунгами, проявились многие «исламские» секты. В частности, через «культурный обмен» в рамках дипломатических отношений с посольствами Ирана началось активное насаждение шиитской идеологии. Многие мусульмане скажут: «Они ведь такие же мусульмане, как и мы; разница между нами лежит не в вероубеждении, а в понимании некоторых постановлений Шариата». Но за этими словами кроется не что иное, как незнание шиитской доктрины, и, чтобы прояснить эту ситуацию, мною была написана эта статья.
Стоит оговориться, что всё нижесказанное касается лишь грамотных шиитов, которые прекрасно осознают основы своей «религии», как их проповедники и «учёные». Но таковых меньшинство. Большая часть приверженцев шиитского толка неграмотны и лишь следуют сатанинским проповедям агитаторов. В связи с этим их нельзя обвинять в неверии до тех пор, пока они открыто не начнут пропагандировать свои убеждения, выводящие человека из Ислама. И пусть каждый разумный мусульманин, следующий Корану и Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), прочитав это, развеет свои сомнения относительно тех, кто сейчас пытается под прикрытием Ислама пробраться в мечети России и принести с собой смуту и ложь на Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников.
Нашей темой будет повествование о шиитах «исна ашарийя», то есть имамитах. Мы затронем следующие темы: «Общее ознакомление с шиитами», «Самые известные личности у шиитов и их труды», «Отношение шиитов к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение)», «Вероубеждение шиитов, связанных со Всевышним Аллахом», «Вероубеждение шиитов в Священном Коране», «Отношение шиитов к временным бракам», «Преступления шиитов и их отношение к суннитам в истории», «Высказывания и постановления исламских учёных относительно шиитов (имамитов).
Перейдём теперь к самым знаменитым личностям шиитов: это конечно, двенадцать имамов, о которых шииты наговорили разные выдумки и ложь.
Али ибн Аби Талиб, четвёртый праведный халиф, двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение). Был убит в Куфе хариджитом Абдуррахманом ибн Мульджимом.
Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), или Абу Мухаммад, называемый «Муджтаба».
Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), или Абу Абдулла, названный «Шахидом», каковым он и является на самом деле.
Али ибн Хусейн ибн Абу Талиб, или Абу Мухаммад, названный «Саджжад» или «Зейн Аль-Абидин».
Мухаммад ибн Али ибн Хусейн, или Абу Джафар, названный ими «Бакыр».
Джафар ибн Мухаммад ибн Али или Абу Абдулла, названный «Ас-Садик».
Муса ибн Джафар Ас-Садик или Абу Ибрахим, названный «Казым».
Али ибн Муса ибн Джафар Ас-Садик или Абу Хасан, названный «Рида».
Мухаммад ибн Али ибн Муса или Абу Джафар, названный «Таки» или «Джавад».
Али ибн Мухаммад ибн Али или Абу Хасан, названный «Накий» или «Хади».
Хасан ибн Али ибн Мухаммад или Абу Мухаммад, названный «Закий» или «Аскари».
Мухаммад ибн Хасан Аль-Аскари или Абу Касым, названный «Махди» или «Худжжатуль-Каим Аль-Мунтазир». По утверждению шиитов, он родился в 256-м году Хиджры, а в 260-м он впервые был вознесён на небо, после чего, уже в 329-м году, он вошёл в подземный ход в доме своего отца и до сих пор не появился.
Другие известные личности у имамитов
Али ибн Ибрахим Аль-Куми или Абу Хасан. Сгинул в 307-м году по Хиджре. Прославился тем, что составил тафсир Корана под названием «Тафсиру Кум», в котором этот враг Аллаха упомянул об искажениях в Коране. У него также много других произведений: книги по истории, по таухиду и ширку, по достоинствам повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Мухаммад ибн Яйкуб Аль-Кулейни или Абу Джафар. Сгинул в 328-м году по Хиджре. Составитель книги «Аль-Кафи», в которой он упомянул о том, что в Коран были внесены изменения (этой теме были посвящены 22 страницы в первой и второй частях книги).
Аль-Хадж Мирза Хусейн Мухаммад Ан-Нури Ат-Тафаси. Сгинул в Наджафе в 1320-м году по Хиджре. Написал отдельную книгу об искажениях Корана, в которой этот еретик сказал об изменениях, дополнениях и убранных аятах Корана. Эта книга была издана в Иране в 1289-м году по Хиджре.
Аятулла Имам Ат-Тои. Составитель книги «Танкыхуль-макаль фи усули арриджаль» по опорочиванию сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Эта книга была издана в Иране в 1342-м году Хиджры.
Теперь ознакомимся с их главным «учёным» современности
Аятолла Аль-Хомейни. Его имя Рухулла Мустафа Ахмад Аль-Мусави Аль-Кумейи. Его дед Ахмад переселился из Индии в Иран в 1885 году. Хомейни родился в 1320-м году по Хиджре в деревне Хумейн, неподалёку от города Кум. Его отец был убит спустя год после его рождения, а в подростковом возрасте он лишился матери и после этого находился на воспитании старшего брата. Написал несколько книг, среди которых «Кашфуль-асрар», где на странице 116 он писал: «Поистине, поступки Умара (ибн Хаттаба) u указывают на его явный куфр, безбожие и противоречие аятам Корана». Правда, какие именно поступки, Хомейни решил не конкретизировать.
Также среди его произведений – книга «Хукукуль-исламия», в которой на странице 13 сказано: «Изучение имамов равняется изучению Корана, и мы должны помнить об этой обязанности». Сгинул Хомейни в 1989-м году, в возрасте 89 лет. Его последователи положили останки Хомейни в стеклянный саркофаг, установив его на самой большой площади в Тегеране, где сейчас происходит постоянный таваф вокруг его могилы. Позднее постановили возвести над его могилой самый высокий купол в Иране, отделанный золотом, на постройку которого затрачено 7 миллиардов долларов – и это в стране, в которой свыше 5 миллионов человек проживают за чертой бедности.
Имамиты – о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение)
Теперь давайте посмотрим, что утверждают имамиты относительно сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Но вначале скажем несколько слов об их достоинствах. Это самые лучшие люди после пророков, этих людей выбрал Аллах в спутники своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и это те, кто удостоился похвалы Аллаха в Коране, кому был обещан Рай ещё при их жизни. Те люди, которые пожертвовали своими душами и имуществом ради Аллаха, проливали свою кровь на пути Ислама, а после смерти Пророка (мир ему и благословение) распространили Ислам далеко за пределы Аравийского полуострова, сделав это главной целью своей жизни. Это были те люди, для которых Пророк (мир ему и благословение) делал дуа: «О Аллах, я прошу Тебя заботиться о моих сподвижниках, чтобы их не коснулся вред. Тот, кто полюбит их, того полюблю я, а того, кто возненавидит их, постигнет моя ненависть; тот, кто враждует с ними, враждует со мной, а тот, кто враждует со мной, враждует с Аллахом, а враждующего с самим Аллахом Он сможет уничтожить когда захочет».
Мы приведём ниже несколько их высказываний о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение), чтобы вы поняли размеры той лжи и клеветы, составленной имамитами.
Айша (да будет доволен ею Аллах) – мать правоверных и любимица Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которая находилась с ним вплоть до его смерти. Имам Аль-Бухари привёл хадис: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: “Кто из людей для тебя любимее всего?”, на что он ответил: “Айша”». Это та женщина, что стоит выше наших матерей, так как она была любимицей Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матерью правоверных. Но что думают о ней шииты? Они твёрдо убеждены в её куфре и в том, что она будет гореть в Аду, назвав её даже в некоторых своих книгах «шайтана». Имам Баййяды в книге «Сиратуль-мустаким» и Аййяши и Аль-Маджлиси и Бахрани в книге «Бурхан» привели клевету на Джафара Ас-Садика (да будет доволен им Аллах), якобы сказавшего в толковании аята: «Не будьте таковы, как та, которая расстроила свою пряжу после того, как укрепила её на нитки» (16; 92): «Здесь имеется в виду Айша (да будет доволен ею Аллах), вышедшая из Ислама после того, как приняла его». Имамиты убеждены, что для Айши (да будет доволен ею Аллах) будут отдельные врата Ада. Аййяши писал в своём тафсире (2 том, стр. 243), наведя ложь на Джафара Ас-Садика (да будет доволен им Аллах): «Поистине, у Огня есть семь врат, и шестые из них для «Аскара». «Аскар» – это намёк на мать правоверных Айшу (да будет доволен ею Аллах). Аль-Маджлиси в «Бихар-аль-анвар» писал: «“Аскаром” назывался тот верблюд, на котором Айша (да будет доволен ею Аллах) обычно ездила».
Умар Аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) – лучший из сподвижников после Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чей Ислам укрепил мусульман. Его правление было ознаменовано открытиями новых земель и падением Сасанидского Ирана. Но что же думают про них имамиты? Оказывается, они считают обязательством проклинать Умара (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Ими были сочинены проклятья и ругательства специально для этих великих сподвижников. Одно из этих произведений называется «Санамуль-курайш», в котором перечисляются немыслимые проклятия в адрес этих сподвижников и их дочерей – Хафсы, дочери Умара (да будет доволен им Аллах), и Айши, дочери Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Текст этого произведения вы можете найти в книге «Бихар-аль-анвар», том 85, стр. 260, раздел 33. Но имамиты не просто написали это произведение с проклятьями на сподвижников, они также заботятся о том, чтобы понимание этого дуа не затрудняло шиитов, для чего они написали более десяти комментариев и толкований для этого произведения – причём это можно найти в книгах всех вышеперечисленных «учёных». Но и это не всё – они придумали, что тому, кто прочитает это дуа один раз, запишется семьдесят тысяч благих дел и простится столько же грехов, и он поднимется на столько же степеней перед Аллахом, и ему будет отвечено на семьдесят миллионов просьб. Об этом сказано в их книге «Дыяус-салихин», стр. 513. А также сказано, что проклинающему Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) утром не запишется ни один грех вплоть до вечера. А тот, кто проклянёт их обоих вечером, не получит ни одного греха вплоть до утра.
Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) – третий праведный халиф, самый лучший из сподвижников после Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и Умара (да будет доволен им Аллах). Сподвижник, за которого Пророк (мир ему и благословение) отдал двух своих дочерей. «Как можно не стесняться того человека, которого стесняются ангелы?» – этот хадис привёл имам Муслим. Пророк (мир ему и благословение) обрадовал Усмана (да будет доволен им Аллах) вестью о Рае три раза.
Но шииты считают иначе. Во-первых, полагают, что Усман (да будет доволен им Аллах) – один из мунафиков (лицемеров), который принял Ислам лишь для показухи перед людьми. Ниматулла Аль-Джазаири писал в книге «Анвар аннуамания» (том 1, стр. 81): «Усман (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, кто лицемерно объявил о своём принятии Ислама».
Шейх Аль-Кирки в книге «Нафахатуль-ляхуд» написал: «Поистине тот, кто не находит в своём сердце ненависть к Усману (да будет доволен им Аллах) и не убеждён в его куфре, – враг Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), не верующий в то, что было ниспослано от Аллаха».
Во-вторых, убеждение имамитов в том, что Усмана (да будет доволен им Аллах) заботили только его физиологические потребности. Аль-Кулейни в книге «Аль-кафи» наговаривает ложь на Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), якобы сказавшего: «Двое человек (Абу Бакр и Умар) опередили третьего (Усмана), чья забота была лишь в удовлетворении половых и пищевых потребностей. Горе ему! Намного лучше для него было бы, если бы отрубили ему руки и голову».
Продолжение следует.