Что значит муниципальная служба
Муниципальная и государственная служба — что это такое и отличия
Муниципальные и городские службы работают в большинстве крупных населенных пунктов. Важным составляющим их деятельности является обеспечение порядка и комфорта, безопасности и гармонии для всех, кто является жителями этих территорий и образований. Важно понимать, что между этими понятиями существует разница. Для того чтобы определить эти точки, следует провести сравнение. Перед этим нужно дать определение каждому из рассматриваемых видов служб.
Определение понятий
Муниципальная служба – организация, которая представляет собой трудовую деятельность граждан в местных органах власти. В них, в свою очередь, принято включать администрации и советы от городских, до сельских и поселковых. Муниципальная власть отделена от государственной (в соответствие с действующим законодательством). Если рассматривать вопрос в этом свете, то становится понятно, почему действуют разграничения по разным видам служб в населенных пунктах. Существуют ограничения, по которым муниципальными служащими не могут стать некоторые лица. К ним относятся те, кто получил занимаемую на данный момент должность в порядке избрания. Должности в рамках муниципальной службы классифицируются. Они могут быть высшими, главными, ведущими, а также старшими и младшими. Имеются определенные их перечни, в них указаны закрепляющие в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах страны сведения.
Присвоение чинов зависит от уровня занимаемой должности. Дополнительно учитывается стаж работы определенного сотрудника в местном властном органе. На перспективы получения чинов может оказать влияние уровень профессиональной подготовки, а также опыт и знания в определенной теме.
Квалификационный экзамен на муниципальной службе — основное условие получение чина. Необходимость проведения подобного испытания, а также факт того, что оно состоялось, фиксируется в локальных нормативных актах конкретного органа власти.
Государственная служба – здесь принято понимать определенную трудовую деятельность граждан на различных должностях, связанных с органами власти. В 90% случаев представлены должности исполнительной властью – различные министерства и подчиненные им менее крупные ведомства. Функции могут производиться на двух уровнях – федерального и регионального масштабов.
Сравнение
В случае с государственной службой занимать должности не могут те лица, которые получили свои должности по итогам выборов (любые уровни). В системе государственной службы имеются 4 типа должностей, которые принято считать главными. К ним относятся руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на особые группы. В них включаются: высшая, главная, ведущая. В случае необходимости начинают действовать дополнительные группы – старшая и младшая.
Если определенное лицо работает на государственной службе, то оно имеет возможность получить чин. Для этого также потребуется соответствовать требованиям и критериям, а также успешно сдать экзаменационное испытание, которое и покажет, соответствуют ли знания и опыт претендента той должности (чину), которую он собирается получить.
Главное отличие муниципальной службы от государственной — первая является трудовой деятельностью лиц, вторая действует на уровне региональных или федеральных структур. Муниципальные служащие не должны отчитываться перед государственными, но у рассматриваемых видов службы присутствуют общие черты: повышенные требования к навыкам и опыту. Высокий стаж работы, принципы оплаты труда, социальные гарантии.
Выводы
У каждой из рассмотренных видов службы присутствует классификация должностей по схожим требованиям и категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
В чем отличия государственной службы от муниципальной и разница
Система власти Российской Федерации отличается сложной и многоступенчатой структурой. Важную роль в ней играют институты муниципальной и государственной службы. Они характеризуются определенными особенностями и специфическими свойствами. Чтобы разобраться в строении главных институтов, рекомендуется понять отличия муниципальной службы от государственной.
Обозначение терминов
Чтобы понять, в чем заключаются отличия между этими понятиями, важно разобраться с терминологией.
Муниципальная служба
В Российской Федерации под этим термином понимают трудовую деятельность граждан, которая осуществляется в местных органах власти. К ним относятся городские и районные советы и администрации. Положения Конституции отделяют этот вид власти от государственной. Это преимущественно влияет на разграничение разных форм службы.
К муниципальным служащим не относятся люди, которые получили свою должность по результатам проведения выборов. Должности в этом случае отличаются определенной иерархией. Они бывают ведущими и главными. Также в классификацию входят старшие и младшие сотрудники. Точные списки регламентируются правовыми актами, которые принимают органы власти субъектов Российской Федерации.
Чиновникам, которые работают в муниципальных структурах, могут выдаваться классные чины. На их получение влияет уровень должности, которую занимает человек. Также важен стаж сотрудника. Помимо этого, учитываются профессиональная подготовка и квалификация человека.
Квалификационный экзамен на получение муниципальной должности считается в большей степени опциональным условием присвоения классного чина. Необходимость его проведения фиксируется в локальных документах того или иного органа.
Государственная служба
Госслужба – это трудовая деятельность граждан, которые могут работать в разных органах власти. Речь идет преимущественно об исполнительной ветви. В России сюда входят министерства и различные ведомства, которые находятся в их подчинении.
Важно учитывать, что к госслужащим не относятся люди, которые получают свой пост в системе власти по результатам проведения выборов или вследствие существенного влияния их итогов. Это касается Президента, Председателя Правительства, министров. Также госслужащими нельзя считать депутатов Государственной Думы. Не относятся к этой категории и судьи. При этом обычные сотрудники судебных инстанций могут быть госслужащими.
В РФ существует несколько уровней должностей. К ним относятся руководители, специалисты и помощники. Также в эту группу включают обеспечивающих специалистов.
Чем различаются?
Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.
При этом Конституция РФ, которая была принята в 1993 году, закрепила положение, что органы местного самоуправления не относятся к государственным. Затем был принят соответствующий закон, который разграничил государственную и муниципальную службы и закрепил разницу между этими понятиями. В результате государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственными органами.
Таким образом, муниципальная служба не входит в структуру государственной и отличается от нее. При этом ей требуется собственное правовое регулирование. Под этим термином понимают самостоятельный институт местного самоуправления. Все расходы на его функционирование осуществляются за счет местного бюджета.
Еще одним важным отличием разных видов гражданской службы считается классификация должностей. Государственные чины делятся по категориям. Они входят в Реестр государственных должностей и делятся на высшие, главные, ведущие. Также существуют старшие и младшие чины.
Муниципальные должности делят по другому принципу. Они базируются на заключении трудового договора и устанавливаются нормативными документами органов местного самоуправления. При этом основой считается реестр муниципальных должностей, который утверждается субъектом РФ.
Сходство муниципальной и государственной службы
Рассматриваемые понятия обладают множеством общих характеристик:
Примеры из жизни
Различия разных видов служб классифицируются по категориям должностей. Госслужба подразумевает разные уровни. В качестве примера стоит привести следующее:
Должности муниципальной службы делятся на такие группы:
Сравнительный анализ и таблица
Общие характеристики и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:
Муниципальная служба | Государственная служба |
Общие характеристики | |
Преимущественно одинаковые квалификационные требования к сотрудникам | |
Похожие механизмы классификации должностных единиц | |
Похожие особенности начисления заработной платы и получения социальных гарантий | |
Основные отличия | |
Представляет собой разновидность деятельности людей в муниципальных структурах, которые отличаются юридической независимостью от государственных органов. | Представляет собой форму деятельности людей в государственных органах власти. Они принадлежат к федеральному или региональному уровню. В любом случае, муниципальные структуры им не подотчетны. |
Классные чины часто предоставляются без квалификационного экзамена. При таком виде деятельности это считается нормой. | Классные чины присваиваются исключительно после сдачи квалификационного экзамена. |
Умозаключение
Государственная и муниципальная службы отличаются сходствами и отличиями. К единым признакам относят порядок классификации должностей, одинаковые требования к работникам, похожий принцип начисления зарплаты. При этом порядок получения должности и структурные элементы власти существенно отличаются.
Кто такие муниципальные служащие?
Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).
Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.
Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?
Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).
К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).
Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.
Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.
Особенности правового статуса муниципальных служащих
Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:
Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.
Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).
Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.
А какие запреты установлены для местных чиновников?
Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:
Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).
То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).
Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.
Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?
Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:
Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.
В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.
Еще одна возможность трудоустроиться — это включение в кадровый резерв. Периодически органы власти объявляют конкурсы на формирование такого резерва, и если вы соответствуете предъявляемым требованиям, то с большой долей вероятности вас в него включат. При освобождении должности, на которую вы стоите в резерве, вы можете быть приняты на нее без конкурса.
Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.
Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Муниципальная служба
Понятие и принципы муниципальной службы
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.
Основными принципами муниципальной службы являются:
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:
Должность муниципальной службы. Муниципальный служащий
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым региональным законом. Такой реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Такие классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Права и обязанности муниципального служащего
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.
Как правило, муниципальный служащий имеет право на:
Как правило, муниципальный служащий обязан:
Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ст. 11) установлены ограничения, связанные с муниципальной службой.
Муниципальный служащий не вправе:
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Это ограничение направлено на реализацию указанного выше принципа внепартийности муниципальной службы.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.
Дисциплинарная ответственность муниципального служащего.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него обязанностей на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.
За совершение дисциплинарного проступка на муниципального служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы.
Гарантии для муниципального служащего
Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплен широкий перечень гарантий для муниципального служащего. Так, муниципальному служащему гарантируются:
В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением штата работников.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Поощрение муниципального служащего.
Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.
Как правило, за безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
В случаях, установленных законодательством, муниципальный служащий может быть награжден государственной наградой, почетным званием или ему может быть присвоен почетный статус.
Прохождение муниципальной службы
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует.
Основания для прекращения муниципальной службы.
Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Но однократное продление срока нахождения на муниципальной службе служащего допускается не более чем на один год.