Что значит муниципальная должность
Муниципальная должность. Муниципальный служащий. Реестр муниципальных должностей
Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе. Она не предусматривает выборный порядок назначения. Нормативное регулирование деятельности, требований, предъявляемых к муниципальным должностям, особенностей правового статуса работников осуществляется в соответствии с ФЗ № 25, законами субъектов РФ, а также уставами МО.
Общие принципы
В ФЗ № 25 установлены основные положения организации муниципальной службы. Эта профессиональная деятельность базируется на следующих принципах:
Специфика
Государственные и муниципальные должности существуют в тесном взаимодействии друг с другом. Эту взаимосвязь обеспечивают:
Муниципальные должности местного самоуправления
В законодательстве указаны ключевые признаки данной категории. В первую очередь следует отметить, что муниципальная должность предусматривается уставом МО в соответствии с региональным законодательством. Она предполагает определение полномочий на решение вопросов территориального значения, ответственности за их реализацию. Муниципальная должность характеризуется строго установленным кругом обязанностей.
Важный момент
В РФ не допускается дискриминация граждан в доступе к муниципальной службе. При рассмотрении кандидатур не имеет значения пол, раса, вероисповедание, национальность, имущественное положение, происхождение, место жительства и прочие обстоятельства. На муниципальных служащих распространяются положения законодательства о труде с особенностями, определенными в ФЗ № 25.
Особенности установления
Перечень муниципальных должностей определяется нормативными актами территориальных органов власти. Он устанавливается исходя из потребностей конкретного МО. Общий реестр муниципальных должностей утверждается региональным законодательством. В нем могут быть установлены посты для непосредственного обеспечения реализации полномочий выборных лиц. Такие должности муниципальной службы замещаются путем подписания трудового договора. Он заключается на срок полномочий указанных лиц.
Назначение
Муниципальный служащий – это категория работников, исполняющих обязанности за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет бюджетных средств. Порядок осуществления профессиональной деятельности устанавливается в уставе МО в соответствии с региональным и федеральным законодательством. На должности муниципальной службы могут назначаться лица, достигшие 18 лет.
Квалификационные разряды
Законодательство предусматривает процедуру аттестации или экзамена, которую должен пройти муниципальный служащий. Это необходимо для присвоения ему квалификационного разряда. Он указывает на соответствие профподготовки установленным требованиям. Квалификационные разряды, правила их присвоения, сохранения при поступлении либо переводе работников на иные посты в территориальные органы власти или госструктуры, а также при увольнении определяются региональным законодательством в соответствии с ФЗ.
Права
Муниципальная должность предполагает наличие ряда возможностей для гражданина, ее замещающего. В частности сотрудники имеют право:
Гарантии
Муниципальная должность позволяет гражданину:
Обязанности
Муниципальная должность предполагает определенную ответственность гражданина. В частности она устанавливается за невыполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. К ним относят:
Ограничения
ФЗ № 25 установлены запреты для муниципального служащего. Гражданин, занимающий пост в территориальном органе власти, не вправе:
Законодательство также не допускает использования в нерабочих целях средств материально-технического, информационного и финансового обеспечения, прочего имущества, а также сведений, ставших известными в рамках исполнения своих обязанностей.
Российское административное право
Муниципальная служба и муниципальная должность
Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.
Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.
Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.
Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.
Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.
В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.
К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.
Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
Кто такие муниципальные служащие?
Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).
Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.
Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?
Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).
К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).
Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.
Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.
Особенности правового статуса муниципальных служащих
Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:
Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.
Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).
Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.
А какие запреты установлены для местных чиновников?
Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:
Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).
То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).
Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.
Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?
Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:
Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.
В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.
Еще одна возможность трудоустроиться — это включение в кадровый резерв. Периодически органы власти объявляют конкурсы на формирование такого резерва, и если вы соответствуете предъявляемым требованиям, то с большой долей вероятности вас в него включат. При освобождении должности, на которую вы стоите в резерве, вы можете быть приняты на нее без конкурса.
Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.
Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Понятие и классификация должностей муниципальной службы
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, понятие муниципальной должности и должности муниципальной службы являются двумя разными терминами. Суть здесь заключается в особенностях и обязательствах каждой из должностей, поэтому для понимания разницы стоит более углубленно изучить структуру каждой из них. Однако для начала надо разобраться со значением слова «должность».
Должность муниципальной службы представляет собой определение штатной единицы или формы рабочего места в качестве основного организационного элемента рабочей структуры.
Для получения всей необходимой информации по поводу должности можно обратиться к должностной характеристике – каждая такая инструкция должна хранить в себе все нужные данные по поводу типа рабочего места, обязанностей и полномочий, которые присвоены работнику для выполнения своей работы, а также весь список задач, которыми занимается специалист во время рабочего процесса. Помимо этого, разделяют еще несколько дефиниций должности:
Если более детально рассматривать современные теории муниципального права, то можно выделить несколько основных признаков понятия «должность»:
Исходя из этой информации, понятие муниципальной должности федерации чаще всего связано уже с предусмотренной должностью, которая была подготовлена уставом муниципального образования – все пункты строго соответствуют законам субъекта РФ. В документе уже будут указаны все осуществляемые полномочия для решения всех возникающих рабочих вопросов местного значения. Человек, исполняющий обязанности согласно предписанной должности, несет полную ответственность за осуществление наложенных на него полномочий; то же касается и органов местного самоуправления, которые должны полностью справляться с кругом назначенных обязательств согласно федерации.
Основная классификация муниципальных должностей
Подразделение муниципальных должностей производится на следующие категории:
Решение по поводу замещения муниципальной должности также может реализовывать непосредственно представительный или иной выборный орган местного самоуправления; такая процедура чаще всего производится уже после муниципальных выборов.
Согласно федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», было определено основное понятие должности муниципальной службы. Для ее получения необходимо состоять в органах местного самоуправления или быть частью аппарата избирательной комиссии муниципального образования. Все эти институции создаются путем создания уставов муниципального образования с уже назначенным списком обязанностей для полного обеспечения исполнения полномочий органами местного управления непосредственно или с помощью должностного лица, которое было назначено на эту должность муниципальной службы руководителем.
Признаки должности муниципальной службы
В отличие от признаков муниципальной должности, в случае муниципальной службы классификация должностей более специфическая, а именно:
Таким образом законодательство получило возможность разделить тех, кто непосредственно занимается выполнением своих обязанностей, и лиц, которые выполняют все полномочия только на протяжении определенного промежутка времени – они только замещают муниципальные должности – как раз здесь мы говорим о депутатах, членах выборных органов или других выборных должностных лиц, которые были назначены представителями муниципальных должностей, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Именно у таких субъектов имеется полная юридическая сила и право решающего голоса – вот в чем заключается разница между понятиями должностного служащего и исполняющего его обязанности.
С помощью классификации должностей муниципальной службы можно устанавливать нормативные правовые акты в соответствии к органам местного самоуправления, при этом в качестве регулируемого документа будет выступать российский реестр должностей муниципальных служб РФ.
Если охарактеризовать реестр должностей муниципальной службы, то данную инстанцию стоит рассматривать, как определенный перечень должностей, который был сформирован непосредственно российским законодательством с целью классифицирования всех органов местного самоуправления, избирательных комиссий и других муниципальных органов. Делалось это для более детального разделения признаков должностей на основе исторических и местных традиций с последующим распределением основных обязанностей и нужных полномочий.
Примером такой службы можно назвать Волгоградский реестр российской муниципальной службы, который был создан после принятия решения Волгоградской городской думой реестра №37 от 6 октября 2010 года; также есть большое множество других местных реестров, которые создавались с целью обеспечения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности.
В законодательстве также указано, что в некоторых случаях возможно предусмотрение должностей муниципальной службы, которые могут быть назначены уже для должностного заменяющего лица. Такой способ распределения полномочий более удобен в том случае, когда для исполнения должностных обязанностей подписывается трудовой договор – специалист может ознакомиться с их полным перечнем, которые он должен реализовать.
Группы и категории государственных должностей
Чтобы иметь возможность полностью регулировать деятельность представителей муниципальных должностей, был выдан указ Президента РФ от 18 мая 2009 года №557, которые стал основой для реализации закона от 25 декабря 2008 года о противодействии коррупции, который позволяет муниципальному образованию принимать федеральные реестры должностей, что могут представлять определенную коррупционную опасность.
Для более удобного классифицирования должностей их разделяют на несколько основных групп. Всего выделяют 5 основных категорий, которые распределяются в зависимости от их значимости в федерации. Нижней иерархической веткой считаются младшие должности муниципальной службы, которые имеют наименьший круг обязанностей. Наиболее важной частью всей этой структуры являются высшие должности муниципальной службы. Здесь ответственность во многом зависит не только от самой должности, но и от государственной гражданской службы, которую производит субъект.
Стоит уточнить, что подразделение по должностям также разделяется непосредственно на руководителей – высшая, главная и ведущая группа, а также их советники и помощники, которые состоят на российской гражданской службе и выполняют свой ряд обязанностей.
Общее группирование муниципальных должностей
Помимо руководителей и помощников, выделяют также более специалистические группы, которые имеют немаловажную роль в формировании общей структуры управленческой федеральной иерархии. Если подвести общие итоги по группированию всех муниципальных должностей, можно определить несколько базовых групп и классифицировать ответственных в каждом классе:
Муниципальные службы тесно связаны с должностями Российской государственной службы субъектов РФ, при этом стоит учитывать уровень квалификационных требований, если мы говорим о каких-то определенных муниципальных должностях – каждое муниципальное место должно полностью контролироваться Федеральным реестром. Чтобы не ошибиться во время классификации, Российской Федерацией и законодательством был создан целый перечень требований, которые должны быть удовлетворены для подтверждения управленческого мастерства специалиста, что позволит ему занять соответствующее место в должностной рабочей иерархии.
Понятие и формы современных квалификационных требований
Допускать неопытных специалистов к столь ответственным должностями не предоставляется возможным, поэтому для получения желанного места в иерархии необходимо соответствовать целому списку требований федерации, которые были созданы и подтверждены Федеральным законодательством. Сюда входят следующие пункты:
Помимо общих требований ко всем кандидатам, существуют более углубленные требования, которые должны быть исполнены в зависимости от российских муниципальных должностей, на которые претендует гражданин:
Чтобы получить возможность более соответственно оценить уровень профессиональной подготовки служащих, федерация ввела систему классных чинов муниципальных служащих. Такое распределение предоставляет возможность устанавливать определенный список обязанностей в зависимости от присвоенного чина. По мере развития специалиста чин может меняться, что автоматически увеличивает уровень ответственности, однако это позволяет оценить уровень прогресса работника и помочь ему продвигаться по иерархической муниципальной лестнице. Более того, при смене должности или переводе на другое место работы, классный чин сохраняет свою юридическую силу, также он сохраняется в случае увольнения работника с российской муниципальной службы.
Более детально проанализировав законодательство субъектов федерации, можно понять, что присвоение классных чинов муниципальным служащим производится в зависимости от их уровня образования или по результатам квалификационного экзамена. Большое значение здесь имеет наличие аттестатов о прохождении подготовительных курсов или переподготовки по рассматриваемой специальности.
Распределение классных чинов
Чтобы более качественно оценить уровень подготовки кандидатов, классные чины разделены на несколько классов и категорий, при этом в таком разрезе разница намного больше. Стоит выделить несколько наиболее значимых муниципальных классов:
В тех случаях, когда муниципальный служащий увольняется с работы (это может быть пенсия или смена рабочего места), присвоенный ему классный чин сохраняется. Последней записью о должности и обязанностях в его трудовой книжке в случае пенсии будет статус «в отставке».
Правовой статус муниципальных служащих
Если говорить о понятии муниципального служащего, то в данном случае подразумевают гражданина, который исполняет некий ряд обязанностей, предписанный в нормативно-правовых актах касательно его муниципальной должности в федеральном законодательстве. За выполнение всех своих обязанностей субъект РФ получает денежное вознаграждение, получаемое из средств местного бюджета. Муниципальному служащему присущи следующие признаки:
Сразу стоит уточнить, что муниципальными служащими не являются лица, которые исполняют более технические обязанности, даже если они являются заместителями органов местного самоуправления.
Структура правового статуса муниципального служащего подразумевает строго установленную систему прав и обязанностей, которая была создана российским законодательством. Все внесенные гарантии, ограничения и запреты определяют положение муниципального служащего в зависимости от конкретного уровня общественных отношений и статьи. Из этого следует, что правами муниципального служащего являются все меры возможного поведения ответственного за обеспечения и выполнение всех обязанностей в рамках законодательства федерации.
Список всех основных прав муниципальных работников выглядит следующим образом:
Очевидно, что со столь внушительным списком прав, должностное лицо облагается и конкретным списком обязательств, которые он должен выполнять во время службы:
Ограничениями и запретами, что связаны с муниципальной службой являются правовые рамки федерации, которые выставлены возможностью правовых действий каждого муниципального служащего в зависимости от занимаемой должности.
Существующие ограничения касательно муниципальной службы
Как уже говорилось ранее, существует целый перечень запретов и ограничений касательно получения должности в российских муниципальных органах самоуправления. В некоторых случаях гражданин не может вступить на муниципальную службу или же продолжать свои обязанности на конкретной должности:
Также во время исполнения своих профессиональных обязанностей, представители муниципальных должностей ограничены в следующем:
В тех случаях, когда муниципальный служащий исполняет обязанности должностного лица, ему категорически запрещено заниматься другими видами оплачиваемых действий, которые не обозначены законами федерации – в данном случае не запрещается научная или другая творческая активность.
Финансирование таких видов деятельность не может быть воспроизведено только из заграничного бюджета, или через спонсирование частных международных организаций.
Некий список государственных ограничений и запретов накладывается и на тех сотрудников, которые уже закончили свою деятельность в муниципальной службе в связи с отставкой. Главным ограничениями является запрет разглашения какой-либо частной информации посторонним лицам, а также использование этой же конфиденциальной информации для удовлетворения потребностей физических лиц и частных организаций.
Понятие ответственности муниципального служащего
Под муниципальной государственной ответственностью подразумевается возможность наступления различных неблагоприятных последствий вследствие ненадлежащего исполнения служащим своих непосредственных обязанностей во время работы.
Если выделять какие-то особенности основных видов юридической ответственности в федерации, то отдельного внимания заслуживает только дисциплинарная ответственность. В случае нарушения дисциплинарного кодекса в связи с ненадлежащим исполнением своих непосредственных обязанностей или злоупотреблением полномочиями, на муниципального служащего накладывается служебное обязательство – в данном случае работодатель имеет право применения нескольких дисциплинарных взысканий на выбор – это может быть просто замечание, выговор в зависимости от уровня сложности поступка, или же уход сотрудника в отставку на основе соответствующих причин.
Кроме вышеуказанных последствий, служащий может отстранен от исполнения своих обязанностей еще до решения самого вопроса о его участии. Временные сроки могут быть ограничены не более чем одним месяцем со дня происшествия. Отстранением муниципального работника занимается муниципальный комитет на основе предписанных правовых актов федерации. Вся процедура рассмотрения дисциплинарного нарушения рассматривается согласно трудовому законодательству (в случае подписания трудового договора должна быть указана форма наказания при нарушении того или иного пункта подписанного соглашения).
Если основываться на законах федерации, главным органом, ответственным за самоуправление, являются муниципальные органы власти. Особого внимания в данном случае заслуживает именно формирование их кадрового корпуса.
Для обеспечения высокой эффективности всей системы управленческих органов, большое значение играет именно оптимизация функций исполняющей структуры организации, т.е. в нашем случае, ответственных за исполнение муниципальных обязанностей.
Для более качественного исполнения местными органами самоуправления своих задач для улучшения общих жизненных условий граждан, нужно уделить достаточно времени и ресурсов именно на муниципальные и государственные службы субъектов РФ и их работников, чтобы минимизировать шанс появления ошибок и последующей ответственности служащего.