Что значит муниципальная автономная школа

Что значит автономное образовательное учреждение

Что значит муниципальная автономная школа

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Источник

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Что значит муниципальная автономная школа

На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».

Что это такое?

Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.

Что значит муниципальная автономная школа

Плюсы автономной школы

Что значит муниципальная автономная школа

Минусы автономной школы

Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.

Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.

В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется. Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода». Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.

Вывод

В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.

Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!

Источник

Особенности и характеристика автономных учреждений

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Источник

Какому учреждению выгодно стать автономным?

«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 5

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Для начала следует отметить, что автономный статус для учреждения не означает ухода в полностью свободное плавание и необходимости самостоятельно обеспечивать себя финансовыми средствами. Автономное учреждение, как и бюджетное (и казенное), является государственным или муниципальным учреждением, а это означает, что собственником его имущества и земельного участка под ним является соответствующее публично-правовое образование (РФ, регион, муниципалитет), что ему в обязательном порядке выделяется бюджетное финансирование на содержание имущества и на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Как и бюджетное, автономное учреждение в обязательном порядке получает государственное (муниципальное) задание и субсидию из бюджета на его выполнение. Также могут предоставляться целевые субсидии, бюджетные инвестиции, средства на исполнение публичных обязательств. Разница между бюджетным и автономным статусом, в общем, не в деньгах, а в степени свободы при осуществлении деятельности.

Кому нельзя в «автономку»

Переход из статуса бюджетного учреждения в автономный статус в законодательстве называется изменением типа государственного (муниципального) учреждения. Принимать решение об изменении типа учреждения, конечно же, вправе только учредитель, однако в случае перехода в автономный статус существует узаконенный механизм участия учреждения в принятии соответствующего решения. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях для принятия учредителем решения о переводе учреждения в автономный статус требуется инициатива либо согласие самого учреждения. Таким образом, бюджетное учреждение вправе по установленной процедуре выступить с инициативой о своем переводе в автономное.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

При этом перейти в статус автономного учреждения может не любое учреждение. Законодательством РФ установлен ограниченный перечень сфер, в которых могут работать «автономки». К разрешенным сферам деятельности автономного учреждения отнесены : наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях, ГрК РФ, Лесным кодексом, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Выгоды, связанные с автономным статусом

Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:

Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.

Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.

2. Дает заключения:

Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.
Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.

Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).

Ограничения, связанные с автономным статусом

Однако переход из статуса бюджетного учреждения в «автономку» влечет и определенные ограничения. Главным из них является невозможность осуществлять деятельность в сферах, в которых федеральными законами автономным учреждениям прямо не разрешено работать (см. выше). Причем это ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.

Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.
Подробнее правила оформления платных услуг в бюджетных и автономных учреждениях были рассмотрены в статье Д.В. Жигалова «Куда вписать платные услуги», N 3, 2013.

Для практической иллюстрации указанного ограничения рассмотрим следующий практический пример. Бюджетное учреждение «Автобаза «Медавтотранс» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений, а также платные транспортные услуги для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право оказывать платные транспортные услуги всем потребителям, кроме медицинских учреждений. Причина в том, что автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта. Рассматриваемое автономное учреждение должно относиться к учреждениям здравоохранения, осуществляющим транспортное обслуживание медицинских учреждений, и, соответственно, должна быть сформулирована цель создания автономного учреждения в его уставе. С такой формулировкой цели создания оно не вправе оказывать транспортные услуги другим потребителям, кроме учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги нельзя отнести к основным уставным видам его деятельности.

Действия учреждения в связи с переходом в «автономку»

Части 2 и 3 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 5 Закона об автономных учреждениях.
Часть 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

Если у него есть инициатива перейти в «автономку» или получено его согласие, производятся установленные процедуры, которые осуществляет в основном учредитель. Перевод бюджетного учреждения в автономное требует внесения соответствующих изменений в его устав. При этом смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией : разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления вплоть до истечения срока их действия.

Части 1 и 4 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях.

Что касается изменения наименования учреждения в других документах, таких как вывески, бланки и печати, здесь логика может быть следующей. По закону наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (соответственно, может и не включать). Поэтому, если вывеска, бланки или печать учреждения содержали полное наименование, придется их поменять. А если на них было написано лишь «государственное учреждение» или «муниципальное учреждение», их можно оставить.

Часть 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях и ст. 6.1 Закона об автономных учреждениях.

Источник

Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами

Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.

Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа Что значит муниципальная автономная школа

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.

Что значит муниципальная автономная школа

Выгода и преимущества

Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.

Автономного учреждения

К плюсам этой формы относят следующее:

Что значит муниципальная автономная школа

Бюджетного

Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.

Что значит муниципальная автономная школа

Методы определения учреждений

Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

КритерийАвтономные организацииБюджетные организации
Закон о государственных закупкахРазрешается работать по 223-ФЗ.Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитовРазрешается получать заемные средства.Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществомСпособны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства.Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счетРазрешается открывать счета в кредитных компаниях.Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
НалогообложениеРазрешается пользоваться упрощенной системой.Нельзя применять упрощенную систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *