Что значит мтм на старых картах
Что такое МТС — колхозный пережиток или элемент современного агрокомплекса?
Аббревиатура МТС для молодого поколения ассоциируется с мобильной связью. Но те, кто родился и вырос в советское время, хорошо помнят первое значение этого сокращения, которое связано с сельским хозяйством.
МТС в советский период
МТС расшифровывается как машинно-тракторная станция. Это предприятие, которое предоставляет сельскохозяйственную технику во временное пользование.
В конце 1920-х годов в СССР начали создаваться колхозы, которые нуждались в переходе на современные технологии земледелия. Но почти все они были очень бедны и не могли приобрести всю необходимую им сельхозтехнику. Машинно-тракторные станции позволили решить эту проблему и быстро механизировать сельское хозяйство.
Первые МТС появились в СССР в 1928 г. по решению Совета труда и обороны. Они просуществовали 30 лет. Сначала МТС были акционерными обществами, которые вскоре были преобразованы в госпредприятия. Е. А. Львов, «Дуня-трактористка», 1929 г.
Фото: artchive.ru
Некоторое время колхозы платили за аренду техники деньгами по твёрдым ценам, но потом перешли на бартер — оплату зерном и другой продукцией.
МТС не просто предоставляли услуги по выполнению машинных операций — они фактически стали координаторами производственных и экономических процессов в сельском хозяйстве. В начале коллективизации и в первые годы войны в МТС действовали политотделы, возглавляемые чекистами.
Но государству так и не удалось выбрать удачные критерии оценки труда МТС (и всей системы колхозного хозяйства) и построить эффективную систему их заинтересованности в качественном результате выполнения всего комплекса сельхозработ.
МТС существовали и в других странах социалистического лагеря.
Через несколько лет после войны многие колхозы уже имели собственную технику и был поднят вопрос о ликвидации МТС с продажей всей техники колхозам. Но Сталин был против такого решения, считая, что это разорит многие колхозы, не имеющие достаточно оборотных средств. Тем не менее это произошло: в 1958 г. МТС были срочно ликвидированы, колхозы обязали принять их персонал и выкупить технику без учёта их инфраструктуры и финансовых возможностей.
Для смягчения последствий этого потрясения в 1961 г. была создана сервисно-техническая государственная структура — Союзсельхозтехника.
МТС при капитализме
С 1996 г., согласно указу президента Б. Ельцина, для спасения сельского хозяйства, обнищавшего и развалившегося в ходе «рыночных реформ», в постсоветской России началось создание новых МТС, которые теперь стали называться машинно-технологическими станциями. Они, конечно, не были госпредприятиями (что противоречило бы самой сути проводимых в стране преобразований). По всей стране было организовано чуть менее 1000 МТС.
Уже в 2000-х годах количество МТС начало сокращаться. Вместе с тем появлялись новые центры аналогичного назначения, но имеющие отличия в части формы собственности, видов услуг, клиентской базы. Часто МТС также имеют собственную землю, являясь производителями сельхозпродукции.
Клиентами современных МТС являются мелкие и средние (частично) сельхозпроизводители. Агрохолдинги же имеют собственный машинный парк.
На современном этапе даже представители аграрного комплекса имеют совершенно различные (иногда — диаметрально противоположные) мнения о необходимости МТС.
МТС столкнулись с проблемами низкой платёжеспособности земледельцев, что выражается в накоплении долгов и стремлении платить не деньгами, а своей продукцией. Некоторые сельхозпроизводители, в свою очередь, указывают на низкое качество и недостаточный объём услуг, предоставляемых МТС. В итоге обеспеченность сельхозтехникой в России сегодня очень низкая. Фото: Depositphotos
В настоящее время практически невозможно назвать количество МТС в России, поскольку нет их общепринятого определения и имеются разные схемы аренды сельхозтехники. Сегодня у нас и в других странах (в том числе в ЕС, США и Канаде) МТС чаще всего создаются фермерами как потребительские кооперативы.
Итак, МТС в сельском хозяйстве — это предприятия по предоставлению услуг аренды техники или выполнения механизированных работ. Как правило, они востребованы небольшими сельхозпроизводителями, для которых менее выгодно иметь весь парк необходимой техники. МТС были особенно незаменимы в периоды реформ сельского хозяйства: становление колхозов в СССР и фермерских хозяйств в постсоветской России.
Форум Кавказа
форум портала О Кавказе.ру
Для ориентации в пространстве нам необходима карта. Карта является наиболее совершенным на сегодняшний день способом представления пространственной информации.
Без карт сложно представить то как выглядит территория. Кавказ, где рельеф уникален и неповторим даже в пределах одного района и ущелья, карта является важным источнико ориентации.
В последние годы картографические технологии шагнули далеко вперёд. Всё чаще карты переводятся в электронный вид и загружаются на GPS-навигаторы, которые «думают» вместе с туристами прокладывая наиболее безопасный путь.
Однако до подробной цифровой карты Кавказа ещё далеко. Далеко на все даже густонаселённые районы Кавказа могут похвастаться наличием подробных карт. Также, электронная карта не всегда может дать общее представление о районе. Здесь помогают обычные карты.
В разные годы и века было выпущено множество карт Кавказа. Как правило, они были отрывочны и охватывали ограниченный район. Именно поэтому сейчас очень сложно найти нужную актуальную карту.
На нашем портале подборки карт распределены по следующим разделам:
По мере добавления новых карт, данная структура будет расширяться и дополняться.
Как на карте обозначается полевой стан. Все сокращения на топографических картах
Обозначения на топографических картах
Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению — т.е. ходить с ними в походы.
Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.
Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.
Реки и водные ресурсы
Скорость и направление течения реки (0,6 м/с) | |
Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м) | |
Броды: 0,3 — глубина, 10 — длина, К — каменистый грунт, 1,0 — скорость (м/сек) | |
Болото проходимое | |
Болото непроходимое | |
Характеристика мостов: Д — материал постройки (Д — деревянный, К — каменный, ЖБ — железобетонный), 43 — длина моста, 4 — ширина проезжей части (м), 10 — грузоподъемность в тоннах |
Растительный покров
Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 — высота деревьев, 0,30 — толщина, 4 — расстояние между деревьями.
Тропы, дороги, похожие объекты
Лесная просека и ширина в метрах (2м) | |
Полевые и лесные дороги | |
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам. | |
Грунтовая дорога, 6 — ширина проезжей части в метрах | |
Гать — дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 — ширина проезжей части | |
Гать | |
Ж/Д полотно | |
Газопровод | |
Линии электропередач (ЛЭП) | |
Разобранная железная дорога | |
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост | |
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень) |
Рельеф
Фото некоторых географических объектов
Граница леса и тундры, далее — горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)
Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)
Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)
Гать — дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)
Скальное обнажение, парма (Камень «Великан», Ср. Урал)
Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)
Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.
Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.
Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. «Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны,» — а если не поняли,то не беда! Главное — запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.
Что такое ММ ГГ на банковской карте
Банковская карточка используется для быстрого доступа к деньгам, которые находятся на привязанном к ней счете.
Она имеет набор обязательных реквизитов, необходимых для совершения платежей через Интернет. К ним относятся 16-значный номер, срок действия и CVC-код. Транзакция будет осуществлена только ввода данных, для которых на сайте предусмотрена соответствующая форма.
Срок действия карты – это и есть реквизит, обозначаемый символами ММ и ГГ.
Что означает на карте ММ ГГ
В настоящее время не существует бессрочных банковских карт. Каждый такой продукт действителен лишь до определенного момента времени. Он указывается как номер месяца и года включительно – соответственно ММ и ГГ.
Если, например, срок действия 10/22 – это значит, что она будет действительна до 31 октября 2022 года. А с 1 ноября пользоваться ей будет невозможно. Большинство современного пластика действительно в течение 5 лет. Есть продукты, выдаваемые на 3 года.
Срок действия моментальных карт, выдаваемых при первом обращении в банк, еще меньше (обычно – 2 года). При этом он исчисляется не с момента выдачи, а с даты изготовления. Например, если она в ожидании держателя пролежала в банке полгода, то при заявленном сроке действия 2 года фактически ей можно будет пользоваться лишь в течение 1,5 лет.
Где находится на карте ММ и ГГ
Срок действия пластиковой карточки находится на ее лицевой стороне, сразу под 16-значным номером.
Иногда перед номером месяца и года содержится поясняющая надпись «valid thru». Это в переводе с английского языка означает «срок действия до» или «действительна до».
Над сроком действия может содержаться еще одна поясняющая надпись – «month/year». С английского языка это переводится как «месяц/год».
Срок действия может указываться обычным начертанием или выступающими рельефными символами.
Когда используется
Информация о сроке действия используется держателем в следующих случаях:
Что делать, если карта просрочена
В такой ситуации пользоваться карточкой не получится. Но карт-счет по-прежнему работает, находящиеся на нем деньги никуда не пропадут. Их можно, например, снять наличными, обратившись в банк с паспортом и договором на обслуживание.
Если пользоваться карточкой вы больше не намерены, то по истечении срока ее действия следует связаться с банком и сообщить о своем решении. Нужно обязательно уточнить, не привязаны ли к карт-счету платные услуги – например, СМС-информирование или текущее обслуживание. При наличии подобных сервисов необходимо от них отказаться – иначе может образоваться задолженность перед банком, на которую будет начисляться пеня.
Перевыпуск карты и новый срок действия
Если вы намерены и дальше пользоваться карточкой, заблаговременно закажите ее перевыпуск. В большинстве случаев это можно сделать через онлайн-банкинг. Некоторые финансово-кредитные учреждения доставляют карточки курьером или отправляют по почте на указанный клиентом адрес.
Если речь идет не о моментальной карте, то она будет изготавливаться на заказ, с указанием на лицевой стороне фамилии и имени клиента, а также нового срока действия. На это потребуется время – в среднем от 5 до 7 дней.
В большинстве случаев перевыпуск бесплатный. Но если причиной перевыпуска является утеря или кража, услуга может оказаться платной. Это следует выяснить непосредственно в финансово-кредитном учреждении.
Если перевыпуск является плановым, то все реквизиты могут остаться прежними – за исключением срока действия.
Некоторые банки уведомляют держателей о необходимости перевыпуска карты соответствующим СМС-сообщением либо звонком по телефону. Также уведомление может поступить через Интернет-банкинг или мобильный банк.
Что делать, если реквизиты не видны
Такое случается при интенсивном использовании карты. Надписи, выполненные обычным начертанием (без рельефного выступа), стираются.
Если вы помните срок действия карты, то с ее помощью можно совершать платежи в Интернете, как обычно. Если вы не планируете осуществлять расчеты через Интернет, то данный реквизит большого значения не имеет. С карточки можно будет по-прежнему снимать деньги в банкомате.
При необходимости можно заказать досрочный перевыпуск карты.
Карты Мендэ и ПГМ. Можно ли по ним ещё найти небитые места.
В последнее время, мне всё чаще и чаще доводится встречать на поле начинающих камрадов-копарей. Постоим, перекурим, поговорим. И, как правило, всегда возникает ко мне один и тот же вопрос. А, был ли я на том, или ином хуторе? На картах Мендэ и ПГМ в нашей местности указано более двух десятков хуторов, там где сейчас, либо глухие леса, либо остатки летних доек, либо вообще непонятно, где этот хутор был на самом деле. И, всё же, желание найти эти самые хутора является естественным порывом любого грамотного кладоискателя.
Однако, по факту, выезд на такие места ничего кроме разочарования копателям не приносит. В лучшем случае, там можно найти лунный пейзаж из сотен не закопанных ямок. Но, обычно, сегодня в таких вот местах можно обнаружить капониры не зарытых шурфов и следы деятельности охотников за черметом.
Помню, как я сам, в первый весенний сезон, протопал 15 километров до одного перспективного урочища. Попасть в то место на транспорте можно только летом, и то, если месяц не было дождей. Так вот, на том урочище я увидел два ряда бугров. Как потом я узнал, ещё десять лет назад, до моего прихода, там были копатели. Заплатили они местному фермеру денег, сколько именно фермер не сказал мне. И, тот отвалом трактора, снял верхний слой на урочище, а копатели потом неделю копали. То есть, как мы можем понять, было это ещё 15-ть лет назад. Так что, в наше время, когда у населения страны на руках уже полтора миллиона металлоискателей, думаю глупо надеяться найти, что-то небитое и некопаное по старинным картам.
В моей практике, найти интересные небитые места удалось только по карте РККА. Об этом я писал неоднократно, но расскажу снова. Был у меня случай, когда я обратил внимание, что на карте РККА соседнее село нарисовано с тремя улицами. Тогда, как нынче в селе всего две улицы. Это мне стало интересно, и действительно оказалось, что ещё в 60-е годы там была заброшенная улица, жильцы с тех домов уезжали потому, что улицу не электрифицировали. А теперь, на месте той улицы, распаханное поле. Как там хорошо копалось первые два сезона.
Так что, дорогие друзья, если честно, то я уже давно не верю в россказни копателей и всякого рода начинающих блогеров про небитые и жирные места, что были найдены по старинным картам. А, ещё больше, меня умиляют рассказы про всякого рода тайные карты. Купленные за большие деньги у сотрудников городского архива или музейных работников.
Может быть я не прав? Может действительно, Кому-то из наших читателей в этом году удалось найти небитое место по Мендэ. Пишите. Будет интересно узнать о вашем редком случае.