Что значит мшелоимство в православии

Мшелоимство

Мшелоимство
(42 голоcа: 4.8 из 5)
Мшелои;мство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.

Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).

Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Священник Павел Гумеров:
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27):
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 – 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?
Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.
Иеромонах Серафим (Калугин)

В современном языке слово используется в религиозном контексте, как порочная (греховная) страсть — корыстолюбие или сребролюбие. Это может иметь форму от взяток деньгами или вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до болезненного собирания хлама[3][4].

Мшелоимство упоминается в тексте на церковно-славянском языке в 1-ом послании к Тимофею: «2. Подоб;етъ ;бо епи;скопу бы;ти непор;чну,… 3. не пія;ниц;, не б;йц;, не сварли;ву, не мшелои;мцу, но кр;тку, не зави;стливу, не сребролю;бцу,»(1Тим. 3:3). В большинстве византийских рукописей этому слову соответствует греческое ;;;;;;;;;;;[источник не указан 742 дня]: «2. ;;; ;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;…. 3. ;; ;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;; ;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;». В церковно-славянском языке есть родственные слова для «мшелоимства»: это мъшєлоприбытъкъ (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;;) — «неправедный прибыток», мъшєлоискатель (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;) — «корыстолюбец».

Мшелоимство упоминается как вид греха в молитвослове в вечернем молитвенном правиле, в «Исповедании грехов повседневных»[5]. Молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. В таком контексте это слово обозначает собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.

Мшелоимство трактуется как разновидность сребролюбия[6]. С религиозной точки зрения, причина усматривается в неверии, маловерии, самолюбии, тщеславии, беспечности. Борьба со мшелоимством, как и с любым проявлением сребролюбия, заключается в развитии в себе противоположных добродетелей: милосердие к нуждающимся, милостыня, щедрость, бескорыстие, равнодушие к богатству и нежелание стяжания, забота о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе.

См. также[править | править код]
Ониомания
Патологическое накопительство
Клептомания
Синдром Диогена

Источник

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Что значит мшелоимство в православии

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник

Мшелоимство

Мшелои́мство – гре­хов­ная страсть, заклю­ча­ю­ща­яся в стрем­ле­нии при­об­ре­тать все новые и новые вещи, без их види­мой пользы для себя, соби­ра­ние ненуж­ных вещей, болез­нен­ное веще­лю­бие. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Из лите­ра­тур­ных героев был зара­жён этой стра­стью поме­щик Плюш­кин из “Мёрт­вых душ” Гоголя. В совре­мен­ном языке людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, назы­вают шопо­го­ли­ками (онио­ма­нами).

Мше­ло­им­ство есть форма веще­лю­бия, когда вещи при­об­ре­та­ются ради самих вещей. «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия», – учит св. пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский.

Мше­ло­им­ство, по слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова – это заве­де­ние раз­лич­ных пред­ме­тов при­хоти и рос­коши. Виды мше­ло­им­ства раз­но­об­разны – от взяток вещами, при­стра­стия к подар­кам, бес­по­лез­ного кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния до соби­ра­ния хлама.

В любом случае чело­век под­вер­жен­ный стра­сти пора­бо­ща­ется вещам (от древ­не­рус­ского мшель – вещь, иму­ще­ство; в цер­ков­но­сла­вян­ском – мзда, корысть, при­быль), то есть вре­мен­ному и пре­хо­дя­щему в ущерб заботе о своей участи в веч­но­сти. Чело­веку надо пом­нить, что «чей ум при­вя­зан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Испо­вед­ник). Все вещи пре­хо­дящи, и только бла­жен­ное соеди­не­ние с Богом вечно.

про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:
Один старый батюшка объ­яс­нял это слово от при­ла­га­тель­ного «зам­ше­лый» – порос­ший мхом: заплес­не­ве­лый хлеб в хлеб­нице, старое молоко в холо­диль­нике, про­горк­лая крупа, кото­рую хра­нили «на черный день», старые ненуж­ные вещи – всякое бес­смыс­лен­ное и разо­ри­тель­ное нако­пи­тель­ство в духе Плюш­кина. Это часто бывает грех коры­сти не только бога­того, но и бед­ного.

свя­щен­ник Павел Гуме­ров:
Страсть к нако­пи­тель­ству, ску­пость – черта, при­су­щая не только бога­чам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мше­ло­им­ство?», про кото­рое мы читаем в испо­ве­даль­ной вечер­ней молитве. Мше­ло­им­ство – это стя­жа­ние ненуж­ных для нас вещей, когда они от дол­гого хра­не­ния и без­дей­ствия как бы покры­ва­ются мхом. Этим грехом могут стра­дать и люди весьма бедные, при­об­ре­тая и копя посуду, одежду, любые другие пред­меты, запол­няя ими все шкафы, полки и кла­довки и часто забы­вая даже, что где лежит.

св. Тихон Задон­ский (Плоть и дух, 27):
«Вели­кое безу­мие – любить созда­ние бес­смыс­лен­ное и бес­чув­ствен­ное, кото­рым вза­имно любимы быть не можем. Вещь бес­чув­ствен­ная, бес­смыс­лен­ная, мерт­вая любить нас не может: и нам не подо­бает ее любить, но одного Бога любя­щего нас, и ближ­него, по образу Его создан­ного.
…Если скажет кто, что, мол, созда­ния все сотво­рены ради чело­века, – ему отве­чаю:
Первое. Тем самым созда­ния должны чело­веку слу­жить и рабо­тать, а не чело­век созда­ниям; служит же им тот, кто к ним при­леп­ля­ется серд­цем и любо­вью.
Второе. Должно их упо­треб­лять, а не зло­упо­треб­лять ими, – упо­треб­лять уме­ренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сла­до­стра­стия.
Третье. Созда­ния эти подобны неким следам и сви­де­тель­ствам, по кото­рым Созда­теля познаем и к Нему при­хо­дим: от созда­ния познаем Созда­теля и Его учимся и убеж­да­емся любить, почи­тать, что такое дивное ради нас сотво­рил.
Чет­вер­тое. Созданы слу­жить нам, чтобы мы Богу слу­жили; а когда не служим Богу, то и их слу­же­ние нам бес­по­лезно бывает, а Богу оттого вели­кая небла­го­дар­ность про­ис­те­кает. Чело­век, как разум­ный и по образу Божию создан­ный, есть бли­жай­ший Божий слуга, и как посред­ник между Богом и созда­ни­ями, упо­треб­ляя их слу­же­ние, Бога бла­го­да­рить и слу­жить Ему должен. Так, напри­мер, рабы гос­по­дину своему служат для того, чтобы он монарху и обще­ству служил; а если не служит, то и их слу­же­ние, его нера­де­нием, тщетно бывает: так и созда­ния чело­веку служат, чтобы он Богу служил как разум­ный, и за всех них Бога бла­го­да­рил и хвалил. А когда чело­век этого не испол­няет, то и созда­ния напрасно исполь­зует, и потому Созда­телю своему небла­го­дар­ным явля­ется…».

В молит­во­слове в “Испо­ве­да­нии грехов повсе­днев­ных” име­ну­ются грехи – мше­ло­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство. Опи­шите, пожа­луй­ста, что под этим под­ра­зу­ме­ва­ется?
иеро­мо­нах Сера­фим (Калу­гин):

Оба эти греха свя­заны с обо­га­ще­нием, накоп­ле­нием мате­ри­аль­ных цен­но­стей.

Сквер­но­при­быт­че­ство, (сквер­ное при­об­ре­те­ние) – это исполь­зо­ва­ние для обо­га­ще­ния слу­жеб­ного поло­же­ния, авто­ри­тета или даже свя­щен­ного сана. Пре­ду­пре­ждая об этом, Апо­стол Павел пишет в посла­нии к Титу: «Суть бо мнози непо­ко­риви, суе­словцы и умом пре­льщени, наи­паче же сущии от обрe­за­ния, ихже подо­бает уста заграж­дати: иже вся домы раз­вра­щают, учаще яже не подо­бает, сквер­наго ради при­бытка… обли­чай их нещадно, да здрави будут в вeрe» ( Тит. 1, 10 – 13 ). Я спе­ци­ально при­вожу сла­вян­ский текст, чтобы это слово зву­чало так же, как в молит­во­слове (на рус­ский оно пере­ве­дено: «ради постыд­ной коры­сти»). В данном случае апо­стол гово­рит об учи­те­лях, кото­рые в корыст­ных целях в угоду слу­ша­те­лям извра­щают цер­ков­ное учение.

Мше­ло­им­ство – это такой вид греха, точнее, такой гре­хов­ный образ жизни, когда у чело­века есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненуж­ное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу при­хо­дит зна­ме­ни­тый гого­лев­ский пер­со­наж, к кото­рому “и дороги-то знать не сове­то­вали”.

Слово «мше­ло­им­ство» про­ис­хо­дит от ста­рин­ного корня «мшель» – при­быль (сло­варь прот. Г. Дья­ченко). В Тол­ко­вом сло­варе В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо пом­нить, что молит­во­словы состав­ля­лись при­ме­ни­тельно к мона­ше­ской жизни. Тогда это слово обо­зна­чало соби­ра­ние мона­хом в своей келии ненуж­ных ему в оби­ходе кра­си­вых, ценных пред­ме­тов, нако­пи­тель­ство.

Один из мона­ше­ских уста­вов гово­рит: «Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в ней. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские же и мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны нахо­диться в келье» (Из устава Свято-Тро­иц­кого муж­ского мона­стыря).

Святые отцы-подвиж­ники довольно строго выска­зы­ва­ются об этом гре­хов­ном состо­я­нии. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский (1768–1841) гово­рит: «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия». А пре­по­доб­ный старец Паисий Свя­то­го­рец (1924–1994) так объ­яс­няет пагуб­ность при­стра­стия к вещам: «Само по себе сер­деч­ное поже­ла­ние не явля­ется злым. Но вещи, пусть даже и не гре­хов­ные, пленяя частичку моего сердца, умень­шают мою любовь ко Христу. Если я желаю полу­чить что-то полез­ное, напри­мер, книгу, и это полез­ное пле­няет частичку моего сердца, то такое поже­ла­ние недобро. Почему книга должна пле­нять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожде­ле­вать Христа»?

Это гово­рят монахи. А как же быть про­стым Пра­во­слав­ным? Нужно всегда пом­нить, что путь спа­се­ния миря­нина по сути ничем не отли­ча­ется от мона­ше­ского. Монахи уда­ля­ются в пустыню лишь для того, чтобы удоб­нее про­хо­дить этот путь, кото­рый для всех – и мона­хов, и мирян состоит в испол­не­нии Хри­сто­вых запо­ве­дей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верх­нюю одежду, и послед­нюю рубашку, по слову Хри­стову. Однако каж­дому из нас наша хри­сти­ан­ская совесть должна под­ска­зать, не нуж­да­ется ли кто-либо больше меня в той вещи, кото­рая мне совер­шенно не нужна, и если нуж­да­ется, то с легким серд­цем пойти и отдать ее.

Источник

Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Скверный прибыток

Что значит мшелоимство в православии

«Фокусник». Иероним Босх

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка».

В чем еще заключается скверноприбытчеств о :

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен :

Значит и у скверноприбытчик ов есть шанс на спасение.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово « мшель » означает прибыль или мзда, корысть.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

По словам старца Паисия Святогорца :

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия. Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции.

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму.

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего.

По словам Иоанна Златоуста:

« Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают».

Лихоимца можно сравнить:

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми:

«… нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй , потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать , можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь».

На вопрос: «ч то мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Источник

В чем заключается грех мшелоимства?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Что означает это слово буквально

В православии есть очень близкий к мшелоимству грех, который называется скверноприбытчеством. Его суть заключается в получении прибыли скверным, греховным путем. В этом грехе повинны те, кто получает прибыль, обманывая других: мошенники, аферисты, те кто общитывает и обвешивает людей.

Проще говоря, мшелоимство – это страстное отношение к приобретению чего-либо, порочная зависимость от собирания вещей, рабство, в которое попадает всякий, неумеренно тратящий свои средства и целую жизнь исключительно на материальные ценности и мирские удовольствия, превращаясь в коллекционер а преходящих наслаждений.

Полезные материалы

Производное «замшелый» равно покрытое мхом или испорченное, пропавшее, что-то с плесенью. Причем необязательно этим отрицательным качеством заражаются только богатые люди. От мшелоимства не застрахован и бедный собиратель никчемного хлама.

Так, в официальном документе для упорядочения монашеского быта в Свято-Троицком мужском монастыре говорится следующее:

В чем заключается этот грех согласно православному учению

Именно поэтому рабская преданность собирательству, накоплению, приобретению богатств, болезненное стяжание материальных ценностей является грехом. Мшелоимство подразумевает служение, поклонение предметам, вещизм.

В чем опасность для человека

Современная цивилизация известна как общество потребления. Человек воздвиг себе золотого тельца и поклоняется ему ежедневно, порой сам и не замечая, насколько сильно захвачен жаждой приобретения. С экранов телевизора в красочных роликах рассказывают о необходимости купить то или это, и доверчивые слушатели бегут на следующий день в торговый центр, чтобы почувствовать себя ненадолго счастливыми Но скоротечность тленных наслаждений повергает всякого обладателя материальных безделушек в уныние, а это уже смертный грех.

Опасна для человека пагубная привычка накопления приобретений только ради них самих. Уводит такого мшелоимство в сторону от пути в Царство добра и света.

Как победить страсть к накоплению

Верное средство к лечению любого духовного недомогания также двухчастно, как данные Христом заповеди.

Знайте, что Бог не оставит без Своей заботы стремящегося к праведности:

Советы святых отцов

Прп. Ефрем Сирин обращает внимание христиан на то, что преданность накоплению и роскоши является нарушением естественных законов, данных Богом, а значит несет в себе угрозу предназначению свыше:

«Как болезнь изменяет тело, так и роскошь живущему роскошно не дозволяет замечать, когда нарушены им уставы природы».

Прп. Лев Оптинский предупреждает:

«Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца?».

«Находящие себе удовольствие в неумеренных радостях и забавах, кажется, не знают того, что касается их самих, отягчив свою душу некоторою забывчивостью и даже не ожидая пришествия Господня».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *