Что значит мрачный человек
Значение слова «мрачный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мра́чный
1. погружённый во мрак, окутанный мраком; тёмный ◆ Говоря это, он то раскрывал, то сжимал руку и наконец, довольный своей шуткой, выбежал, опередив Польдишока, по мрачной лестнице в коридор нижнего этажа. Грин, «Алые паруса», 1923 г.
2. перен. (о человеке) грустный, печально-угрюмый ◆ Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности. Пушкин, «Барышня-крестьянка», 1831 г.
3. перен. не заключающий в себе ничего радостного, светлого; не сулящий ничего хорошего ◆ Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ Раз только, когда я каким-то ничтожным вопросом вывел его из забытья, он обвёл глазами мостовую, серый забор, и в глазах его на мгновение сверкнула мрачная злоба. Чехов, «Рассказ без конца», 1886 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заелозить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
1. Погружённый во мрак I, окутанный мраком; тёмный.
Не заключающий в себе ничего радостного, светлого; безысходный.
Морфология: мра́чен, мрачна́, мра́чно, мра́чны и мрачны́; мрачне́е; нар. мра́чно
1. Вы называете человека мрачным, если он не испытывает радости, находится в плохом настроении.
После смерти любимой жены он стал мрачным и замкнутым.
2. Если о ком-либо говорят, что он мрачнее тучи, то имеют в виду, что этот человек очень расстроен чем-то, находится в плохом настроении.
Женя вернулась с работы мрачнее тучи и молча прошла в свою комнату.
3. Вид, выражение лица, глаз и т. п. называют мрачными, если они выражают уныние, отсутствие надежды.
Ходить с мрачным видом. | Сашка мрачным взглядом обвёл окружающих. | нар.
Он мрачно усмехнулся.
4. Какое-либо место называют мрачным, если оно вызывает грустные мысли, отрицательные эмоции.
Мы брели по мрачным, унылым улицам. | Это был старый, мрачный дом.
5. Если вы рисуете что-то в мрачных красках (тонах), значит, вы обращаете внимание только на плохие, отрицательные стороны этого.
Её воображение рисовало жизнь этих людей в мрачных красках.
6. Если вы видите всё в мрачном свете, значит, вы обращаете внимание только на плохие, отрицательные стороны этого.
Ты видишь всё только в мрачном свете, а я считаю, что у нас есть шанс решить эти проблемы.
МРА́ЧНЫЙ, мрачная, мрачное; мрачен, мрачна, мрачно.
1. Погруженный во мрак, окутанный мраком (книжн.). Мрачная ночь. Мрачные своды. Мрачное, подземелье.
2. перен. Печально-угрюмый, грустный. Мрачное настроение. Мрачный вид. «Душа моя мрачна.» Лермонтов. Мрачная погода. Он мрачно (нареч.) настроен.
3. Не заключающий в себе ничего радостного, светлого (книжн.). Мрачные мысли. Мрачное прошлое.
4. Подозрительно дурной, вызывающий антипатию (разг. фам.). Мрачный тип.
1. Тёмный, погружённый во мрак. Мрачная ночь.
2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. М. вид. Мрачная мысль. Мрачные предчувствия.
3. перен. Тяжёлый, беспросветный. Мрачные времена.
1) Погруженный во мрак; темный.
Два ряда. елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею (Чехов).
2) Производящий гнетущее впечатление сумрачностью, своим неприветливым видом.
В пустыне мрачной, дикой, был монастырь (Пушкин).
су́мрачный, угрю́мый, хму́рый
3) перен. Угрюмый, хмурый, безрадостный.
У него мрачный вид.
Вскоре Б. заметил, что товарищем его все чаще и чаще начинает овладевать апатия, тоска и скука. и что за всем этим последовало какое-то мрачное, дикое уныние (Достоевский).
безра́достный, па́смурный, су́мрачный, угрю́мый, хму́рый
4) перен. Исполненный печали, гнетущий.
тя́гостный, тяжелый, удруча́ющий, угнета́ющий
5) перен. Беспросветный, тяжелый.
Припомните, разве история не была многократно свидетельницей мрачных и жестоких эпох, когда общество, гонимое паникой, перестает верить в освежающую силу знания. (Салтыков-Щедрин).
мра́чно, мра́чность, мрачне́ть
Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. мрачьный, о.-слав. * morkъ). Основа та же, что в меркнуть, мерцать.
Из двух вариантов кратких форм прилагательного множественного числа мра́чны и мрачны́ первый является нормативным для современного литературного языка, второй имеет разговорный характер.
1. к Мрак (1 зн.). М-ая ночь. М-ая улица. // Полутёмный, едва светящийся. М. свет. М. огонь потухающего костра.
2. Производящий гнетущее впечатление темнотой, сумрачностью. М. лес. М-ая пещера. М. дом.
3. Беспросветный, гнетущий, тяжёлый. М-ая эпоха инквизиции. М-ые дни жизни. М-ые чувства.
4. Погружённый в тяжёлое раздумье, испытывающий чувство безотрадности, безнадёжности; угрюмый. М. директор. М-ая толпа. М-ая подруга. // Выражающий угрюмость. М-ое лицо. М-ая улыбка. М. взгляд, взор. М-ые глаза. М. вид. // Наполненный тяжёлыми, безрадостными мыслями, чувствами. М-ое настроение. Получить м-ое письмо.
◊ Быть мрачне́е тучи. Быть очень угрюмым, погружённым в тяжёлое раздумье. Рисовать (изображать) что-л. мра́чными красками. Изображать что-л. безрадостно, беспросветно, обращая внимание только на отрицательные стороны чего-л. Представлять, видеть кого-, что-л. в мра́чном свете. Обращать внимание только на отрицательные, негативные стороны кого-, чего-л.
1. Погруженный во мрак; темный.
Несчастью верная сестра Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье. Пушкин, Во глубине сибирских руд.
Производящий гнетущее впечатление темнотою, сумрачностью.
В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой, Был монастырь. Пушкин, Монах.
Беспросветный, гнетущий, тяжелый.
Припомните: разве история не была многократно свидетельницей мрачных и жестоких эпох, когда общество, гонимое паникой, перестает верить в освежающую силу знания и ищет спасения в невежестве? Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
3. Погруженный в тяжелое раздумье, испытывающий чувство безотрадности, безнадежности; угрюмый.
Мазепа мрачен. Ум его смущен жестокими мечтами. Пушкин, Полтава.
Проценко был мрачен. Его лицо ни разу не осветила обычная хитрая улыбка. Симонов, Дни и ночи.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова. Л. Толстой, Война и мир.
Исполненный тяжелых, безрадостных мыслей, чувств.
Извините, что письмо так мрачно. Вчера я похоронила своего ребенка. Чехов, Скучная история.
мра́чный, мра́чен, мрачна́, мра́чно, мра́чны; сравн. ст. мрачне́е
мра́чны и́ мрачны́
Душа моя мрачна́. Скорей, певец, скорей!
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
М. Ю. Лермонтов, Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей…»)
Родная куща, тень дубров*,
Ничто тоски не утешало.
А. С. Пушкин, Руслан и Людмила
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мра́чны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
И. А. Бунин, Листопад
Опять к любимым мелочам,
Я думал, жизнь меня принудит:
К привычным песням и речам…
Но сны мрачны́, и по ночам
Меня невольный трепет будит.
В. Я. Брюсов, Противоречия. 2. Любимые мелочи
мра́чный, кратк. ф. мра́чен, мрачна́ (допустимо мра́чна), мра́чно, мра́чны (допустимо мрачны́); сравн. ст. мрачне́е.
мра́чный, мра́чная, мра́чное, мра́чные, мра́чного, мра́чной, мра́чных, мра́чному, мра́чным, мра́чную, мра́чною, мра́чными, мра́чном, мра́чен, мрачна́, мра́чно, мра́чны, мрачны́, мрачне́е, помрачне́е, мрачне́й, помрачне́й
Мрачность Мрачный
Мрачность и уныние несовместимы со счастьем, как неудачи в любви — с успехом.
Теодор Драйзер. Американская трагедия
— Какая у тебя мрачная фантазия.
— Фантазия? У меня мрачный опыт.
Эрих Мария Ремарк, «Жизнь взаймы»
Мрачность как качество личности – склонность не заключать в себе ничего радостного, веселого, светлого; постоянно находиться в печально-угрюмом, тяжело — беспросветном состоянии.
Мрачность – почтальон злых мыслей. Светлые, радостные, божественные мысли освещают лицо. Злые мысли, словно бросая плотную тень, омрачают лицо. Умиротворенный, спокойный человек излучает свет и, как магнит, притягивает к себе окружающих. От мрачности, не контролирующей ход своих мыслей, допускающей болтовню ума, в которой преобладают негативные мысли, исходит чернота.
Мрачность – оттенок негативных мыслей. Мрачность без труда можно диагностировать прямо на улице, в череде прохожих. По лицам людей сразу видно, у кого мысли хорошие, а у кого черные и безысходно-злые. Чем больше в человеке озлобленности, ненависти, ожесточенности, тем мрачнее его лицо и тем большую неприязнь он вызывает у окружающих. Увидишь мрачность, и сразу хочется обойти ее десятой дорогой.
Мрачность склонна к критике, недовольству и осуждению. Мрачность – это представитель плохих мыслей, полномочный посол неприветливости, насупленности и удрученности. Она вечно крутится в компании пессимистичности, пасмурности и надутости. Человек, вечно находящийся в мрачном состоянии, склонен всех критиковать и осуждать. Он недоволен всем и вся. Радостный человек видит мир в радостной палитре красок, мрачный – видит всё в черных тонах.
Мрачность не оставляет человеку шансов не критиковать. Она сожрет себя собственной безрадостностью и обреченностью, если не будет фонтанировать негативными эмоциями, представляющими критицизм, осуждение и недовольство. Если ты недоволен миром, мир будет недоволен тобой. Если смотреть на мир хмуро и угрюмо, в отражении ты увидишь надутость, нахмуренность и безнадежность. От сумрачности мрачности на душе воцаряется грусть, уныние и траурность.
Мрачный доктор везет больного на тележке. — Доктор, куда вы меня везете? — В морг. — Так я же живой! — Так мы еще и не доехали…
Мрачность, как носитель злых мыслей и критического ума, привлекает в себе людей с таким же критическим складом ума. Подобное притягивает подобное. Рыбак рыбака видит издалека. Мрачность хотела бы, но не может общаться с людьми, обладающими более возвышенными качествами. Алексей Мередов пишет: «Если вы поднимаете свой уровень выше, да, если поднимаете уровень выше своих качеств, то вы встречаете людей, которые с такими же качествами. Это естественный процесс. Поэтому многие спрашивают, где найти учителя. Вы его никогда не найдете, пока не будете развивать в себе хорошие качества. Как только развиваете свои хорошие качества, то он естественным образом появляется».
Мрачность – подруга зацикленности и закомплексованности. К примеру, человек зациклился на своей внешности или собственном весе. Всё. Жизнь отравлена. Доминантная мысль о собственном несовершенстве не дает ни сна, ни покоя. В душе прописывается уныние и мрачность.
Анекдот в тему. Приходит мрачный мужик к доктору и говорит: — Доктор, у меня такая проблема! Доктор, не отрываясь от своих записей: — Ну, говорите… — Доктор, у меня такая проблема, такая проблема! — Давайте, говорите быстрее, меня другие пациенты ждут. — Доктор вы только не смейтесь, а то другие все врачи смеялись… — Как я могу смеяться, я же давал клятву и все такое, давайте, показывайте, или уходите. Мужик снимает штаны. На месте, где должно быть мужское достоинство такая маленькая фигулинка. Доктор в истерике, хохочет. Мужик, мрачно: — Ну, вот доктор, вы смеетесь… Доктор еле-еле успокоившись: — Всё, всё я успокоился, так в чем же у вас проблема? Мужик мрачно глянул на него и говорит: — Член опух.
Анна Ахматова, находясь в мрачном настроении, написала:
А я иду, где ничего не надо,
Где самый милый спутник — только тень,
И веет ветер из глухого сада,
А под ногой могильная ступень.
Мрачность – калека общительности. В межличностных отношения человек, если хочет прослыть обаятельным, хорошим собеседником, должен проявлять доброжелательность и уважительность к своему визави. Доброжелательность и мрачность не уживаются друг с другом, поэтому мрачность и дружит с хмуростью и скорбью. Мрачность не ласкова и безрадостна. К чувству юмора она относится негативно, как и к оптимизму и улыбчивости. Перед носом мрачности закрываются все двери. Мало у кого возникает желание общаться с олицетворенной сумрачностью и печальностью, находящейся крайне далеко от счастья.
Поэтому мрачность, как правило, нелюдима. В одиночку топя себя в алкоголе, она пытается вырваться из депрессивного состояния, но еще глубже погрязает в нем. Мрачность может стать следствием подавленности, угнетенности, постоянных беспокойств, тревог и переживаний.
Приходит мужик, мрачный такой, к психологу: — Доктор у меня депрессия. — А причина? — Никакого успеха у женщин. Мне 35 лет, а у знакомых женщин интерес ко мне мизерный. А некоторые меня вообще пугаются. — Ну, это поправимо. Значит так. Каждое утро идите к зеркалу и повторяйте — я обаятельный, сильный, умный, меня обожают женщины, мечтают обо мне. Постарайтесь убедить себя в этом. Увидите, через неделю все ваши знакомые и незнакомые женщины будут вам на шею вешаться. Через три недели опять приходит, еще более мрачный. Доктор спрашивает: — Неужто не помогло? — Да нет, помогло. Очень помогло. За последние две недели такие были женщины… — Так, значит, нет проблем? — Да в том-то и дело. Теперь с женой проблемы.
Жирные плюсы мрачности – она более внимательна и недоверчива. От нее не дождешься дурацких шуточек. Мрачность, как правило, сдержанна, она не задает кучу глупых, тупых вопросов. При определенной близости с ней можно уютно помолчать. Она не лезет в душу. Ей чужда фамильярность и панибратство. Когда мрачность улыбается, выходит солнышко.
Негативные эмоции способствуют критическому мышлению. К такому выводу пришла группа австралийских ученых под руководством профессора психологии Джозефа Форгаса из Университета Нового Южного Уэльса. Отчет об их исследовании опубликован в журнале Australasian Science.
Ученые вызывали у участников исследования хорошее или плохое настроение, демонстрируя им соответствующие фильмы, а также предлагая вспомнить о приятных и неприятных событиях в их жизни. В ходе одного из экспериментов испытуемых просили оценить достоверность некоторых «урбанистических легенд» и слухов. Выяснилось, что добровольцы, пребывавшие в плохом настроении, менее склонны доверять полученной информации, чем те, кто испытывал положительные эмоции.
Исследователи также установили, что плохое настроение в меньшей степени способствовало принятию спонтанных решений, основанных на расовых или религиозных предрассудках. Участники исследования, испытывавшие негативные эмоции, допускали меньшее количество неточностей, когда их просили вспомнить определенные события. Кроме того, добровольцы из этой группы лучше аргументировали свое мнение в письменном виде.
По мнению Форгаса, результаты исследования свидетельствуют о том, что не очень хорошее настроение способствует внимательному и вдумчивому отношению к информации, а также обеспечивает более практичный, компромиссный и успешный стиль общения. В свою очередь, позитивно настроенный человек склонен проявлять гибкость мышления, творчески относиться к делу и заниматься совместной с другими людьми деятельностью.
В компании мрачности можно часто увидеть одиночество и настороженность. У Ежевики Гричевская есть небольшая зарисовка мрачности: Мрачный человек мрачно шел с мрачной работы в свой, мрачный дом. Ему были безразличны радость детей, играющих в парке, через который лежал его мрачный путь, птицы, поющие гимн майскому вечеру, свежий ветерок, нежная мелодия, летевшая из маленького кафе, запах свежей выпечки, вечернее солнце, словом все, что обычно заставляет не мрачных людей улыбаться и верить, что жизнь прекрасна.
Вдруг он мрачно остановился. Перед ним стояла девочка лет пяти, глядя на его мрачное лицо. На поводке у нее была маленькая вертлявая собачонка, противно гавкающая в сторону мрачного человека. Девочка протянула мрачному человеку красный воздушный шарик и широко улыбнулась. Мрачный человек мрачно задумался. Он не знал, как поступить, но, поколебавшись секунду, вспомнил как правильно, по-мрачному — хмыкнул, развернулся и резко зашагал прочь.
Дома мрачного человека никто не ждал. Он поел свой мрачный ужин, мрачно посидел за компьютером, оставив на мрачных форумах свои мрачные комментарии. А ночью мрачному человеку приснился сон, что он потерял где-то свою мрачность и стал маленьким ребенком. И играет с девочкой из парка. И так нравилось ему с ней и с другими детьми слушать птиц, поющих гимн майскому вечеру, ощущать свежий ветерок, слушать нежную мелодию, летевшую из маленького кафе, чувствовать запах свежей выпечки… Даже брехливая собачонка больше не гавкала, а носилась рядом с ним, потешно заваливая на бок хвост. И жалко стало человеку просыпаться, потому что возле кровати, на коврике, свернувшись клубочком, поджидала его вовсе никуда не потерявшаяся мрачность. Поэтому утром мрачный человек не проснулся. Он так и остался в своем сне, где не было мрачности, зато было много того, что заставляет людей улыбаться и верить, что жизнь прекрасна.
Что делает человека жутким
В «Молчании ягнят» Энтони Хопкинс сыграл одного из самых запоминающихся и жутких злодеев в кинематографе — Ганнибала Лектера. Когда ты видишь этого антигероя, то понимаешь, что есть в нем что-то ужасное, недоступное и запретное. При этом прославленный любитель человеческих мозгов говорит мягким голосом, вежливо и почти дружелюбно, он начитан и мил, однако мы всё равно понимаем, что перед нами самый настоящий монстр. Откуда берется это понимание?
Когда речь касается кино, то можно сослаться на музыкальное оформление, игру актера, сценарий, события и даже работу оператора. Но ведь сама жизнь преподносит нам точно таких же «Лектеров» — они выглядят хорошими парнями, но мы их боимся. Почему? Сами не знаем, однако в недавнем исследовании Фрэнсиса Бэйли из университета Нокс нашли ответ на вопрос: «что делает человека жутким?»
Внешние признаки
Жуткими могут быть и женщины, и мужчины, но больший страх вызывают именно мужики. Это объяснить просто — наличие более высокой физической и сексуальной опасности. Изнасилования женщинами в природе встречаются, но некоторые парни считают подобное проявлением неимоверного везения. Корреляция по полу чертовски высока, но еще больше люди придают значение поведению, которое выходит за рамки социальных условностей. Например, если ты слишком близко стоишь во время разговора, часто облизываешь губы или непредсказуемо хохочешь, то определенно, ты — жуткий тип.
Необычные физические характеристики также играют роль. Люди со своеобразной улыбкой, сальными волосами, длинными пальцами и бледной кожей с более высокой вероятностью будут оценены, как жуткие. То есть, если твоя внешность не совпадает с представлениями о нормальности, то тебя будут бояться. Это объяснимо с эволюционной точки зрения, ведь лучше быть в безопасности, чем казаться вежливым. Наследие нашего инстинкта, который привык вырабатывать реакцию страха на неестественные ситуации.
Определенные профессии и хобби также стали олицетворением жути. Самый большой уровень тревожности фокус-группа присвоила клоунам, следом за ними идут служащие похоронных агентств, таксидермисты и хозяева интимных магазинов. Если говорить о «жутких» увлечениях, то множество людей отметили искусство фотографии. Собственно, никому не нравится, когда тебя фотографируют исподтишка, — это наводит на нездоровые мысли.
Страх перед неизвестным
Если отложить романы Стивена Кинга в сторону, то никто еще не доказал связь между клоуном и серийным убийцей. Да и твой странный смех не делает из тебя маньяка, как и твои длинные бледные пальцы. Но наше подсознание плохо воспринимает факты и аргументированные доводы — оно хочет обезопасить нас. Когда речь заходит о наших инстинктах, то они, недолго думая, впрыскивают в наш мозг давящий страх, чтобы мы поскорее убрались от того, что может содержать в себе потенциальную опасность.
Намеки о большой опасности могут быть совсем безобидными. Касаются они, как правило, языка тела, который мы используем в ходе социальных взаимодействий. Язык тела — это категория, понятная для всех, но когда люди отклоняются от набора нормативного поведения, мы чувствуем: что-то пошло не так. Если «что-то» действительно не так, то мы постепенно наполняем свою психику тревогой.
Если ты не понимаешь простых правил социального взаимодействия, например, когда надо смеяться, насколько близко можно стоять, как использовать зрительный контакт, то твой собеседник не откроет тебе душу, скорее начнет что-то подозревать. Поведение может быть невинным, но это лишь верхушка айсберга нашего восприятия — остальное мы додумываем сами.
Например, неподдельный интерес к птицам может выглядеть достаточно угрожающим, ведь никто из твоих знакомых не бегает по лесу с фотоаппаратом и не фотографирует ворон пять часов кряду. Мы тщательно отслеживаем поведение чужака, особенно когда он выбивается за рамки обыденного.
Непонимание мотива
Вернемся к птицам. Наблюдение за ними не кажется опасным, если оно проходит в кругу орнитологов. Но для обывателя такая активность может стать драйвером жути. Страшным является не сам факт наблюдения за птицами, а наши домыслы, которые рождаются по причине непонимания мотивов человека, который прогуливается по окрестностям с биноклем в руках. «Этот парень действительно наблюдает за пернатыми или он делает что-то более зловещее, ищет новую жертву?»
Опрос также показал, что фокус-группа не считала, что часть людей осознанно решили встать на путь зла и облачиться в жуткие одежды, начав странно себя вести. Жуть — это проявление чего-то внутреннего, чаще всего социальной неумелости. Впрочем, иногда инстинкты не врут, что подтверждается обилием криминальных новостей.
МРАЧНЫЙ
мрачный прил. 1) а) Погруженный во мрак, окутанный мраком; темный. б) перен. Грустный, печально-угрюмый. 2) перен. Не заключающий в себе ничего радостного, светлого.
мрачный
gloomy, sombre, dark; (угрюмый) dismal, dreary
мрачное настроение — dismal mood
3. Пребывающий в угнетенном, подавленном состоянии, испытывающий чувство тоски, безнадежности; угрюмый. А сия р ѣ чь уже есть не к единым мра́чным смиренником но ко всякому, и полу, и возрасту, и чину ч̃лв ѣ ческому. Пркп. Ц. вл. 6. Так он один страдать назначен Из чувствующих тварей всех; В лучах блестящей славы мрачен, Уныл в объятиях утех. Крыл. ПСС III 295. Философия не только не сд ѣ лала кума нелюдимом, мрачным, угрюмым, вздорным ..; он напротив того был весел, учтив откровенен и приятен. Пельск. Кум I 110. ◊М. характер, ум .. При ѣ хал к нам .. Граф Эральди, .. очень неприятный своею наружностию, и самаго холоднаго и мрачнаго характера. МЖ VII 301. || Исполненный тоски, безнадежности. [Пармен:] Я мысли мрачныя злод ѣ ю просв ѣ тил, И новы ярости сколь можно укротил.
Сум. ДС 93. [Филалет:] Какое-то мрачное расположение души, которое м ѣ шает нам пользоваться жизнию, и которое происходит от безпокойнаго желания им ѣ ть, чего не им ѣ ем. Крм. Соч. 1803 VII 260.
М. досада, печаль, отчаяние, уныние .. Одним взглядом ты наводишь Мрачну печаль, и одним — радости св ѣ т вводишь. Кнт. Сат. VI 140. [Гранвиль:] Дражайший друг, воспряни от сего мрачнаго изступления. Безбожн. 71. || Свидетельствующий об угнетенном состоянии, выражающий его. От блеску дневнаго св ѣ тила Он мрачный отвращает взор. Лом. СС I 81. Алькандерова невинность открылась; но мрачное его молчание было загадкою для вс ѣ х присутствующих. МВ 1795 11.