Что значит мосты мостить
Значение слова «мостить»
1. (сов. замостить и вымостить). Покрывать камнем, брусчаткой или другим твердым материалом (дорогу, площадь и т. п.). Мостить улицу булыжником. □ Съехали на берег и толпой пошли в гору по съезду, мощенному крупным булыжником. М. Горький, Детство. Начался спуск, мощенный уложенными в ряд тонкими стволами деревьев. А. Гончаров, Наш корреспондент.
2. Устар. Делать настил из досок, бревен и т. п. Мостить мост. Мостить пол.
3. Прост. Подкладывать, стлать что-л. Он мостит себе под голову свежее сено. Гоголь, Страшная месть. В окно мы увидели, как у конюшни запрягают, мостят сани соломой. Волынский, Сквозь ночь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МОСТИ’ТЬ, мощу́, мости́шь, несов., что. 1. Покрывать, устилать (пути передвижения) каким-н. твердым, прочным материалом для большей сохранности и для облегчения движения. М. улицы асфальтом, торцом. 2. Настилать из досок, бревен и т. п. (спец.). М. мост. М. пол.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мости́ть
1. покрывать (дорогу, площадь и т. п.) камнем, брусчаткой или каким-либо другим твёрдым, прочным материалом ◆ В богатых и стильных домах дорожки мостят кирпичом, который со временем приобретает этакий налет старины, что придает усадьбе особый шарм. С. Арзамасцев, А. Дорошенко, «Американский пригород глазами ландшафтного дизайнера», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. сооружать, делая настил из досок, брёвен и т. п. ◆ Залегли мы все на берегу, и начали наши инженеры мост мостить. Н.А. Полевой, «Рассказы русского солдата», 1834 г. (цитата из НКРЯ)
3. разг. укладывать (на дорогу, площадь и т. п.), создавая покрытие, пригодное для ходьбы, езды и т. п. ◆ Он мостит себе под голову свежее сено и вольно протягивается на траве. Н. В. Гоголь, «Страшная месть», 1832 г. ◆ Кто-то уже мостил солому вокруг сарая. Марина Дяченко, Сергей Дяченко, «Привратник», 1994 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: деятельница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
МОСТИТЬ
Смотреть что такое «МОСТИТЬ» в других словарях:
МОСТИТЬ — МОСТИТЬ, мощу, мостишь; мощённый ( ён, ена); несовер., что. 1. Покрывать поверхность чего н. (дороги, улицы) камнем, брусчаткой. М. дорогу булыжником. 2. Делать настил из досок, брёвен (спец.). М. пол. | совер. вымостить, ощу, остишь; ощенный (к… … Толковый словарь Ожегова
мостить — замащивать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
мостить — мостить, мощу (неправильно мостю), мостит (не рекомендуется мостит); прич. мостящий; дееприч. мостя … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
мостить — мощу, мостишь; мощённый; щён, щена, щено; нсв. что. 1. (св. замостить и вымостить). Покрывать камнем, брусчаткой или другим твёрдым материалом (дорогу, площадь и т.п.). М. булыжником, камнем. М. улицу торцами, набережную брусчаткой, дорогу… … Энциклопедический словарь
мостить — мощу/, мости/шь; мощённый; щён, щена/, щено/; нсв. см. тж. моститься, мощение что 1) (св. замости/ть и вы/мостить) Покрывать камнем, брусчаткой или другим твёрдым материалом (дорогу, площадь и т.п.) … Словарь многих выражений
мостить — МОСТИТЬ, несов. (сов. вымостить), что чем. Покрывать (покрыть), выстилать камнем, брусчаткой или др. твердым материалом что л. (дорогу, улицу, площадку и т.п.) [impf. to pave (with); to lay (a floor)]. Дорогу мостили жестким булыжником. Площадь… … Большой толковый словарь русских глаголов
Мостить — несов. перех. 1. Покрывать дорогу, площадь и т.п. камнем, брусчаткой или каким либо другим твёрдым, прочным материалом. 2. Делать настил из досок, бревен и т.п. 3. перен. разг. Делать, устраивать что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мостить — мостить, мощу, мостим, мостишь, мостите, мостит, мостят, мостя, мостил, мостила, мостило, мостили, мости, мостите, мостящий, мостящая, мостящее, мостящие, мостящего, мостящей, мостящего, мостящих, мостящему, мостящей, мостящему, мостящим,… … Формы слов
мостить — мост ить, мощ у, мост ит … Русский орфографический словарь
МОСТИТЬ
мостить несов. перех. 1) Покрывать (дорогу, площадь и т.п.) камнем, брусчаткой или каким-л. другим твердым, прочным материалом. 2) Делать настил из досок, бревен и т.п. 3) разг.-сниж. Укладывать, подкладывать, стелить что-л.
Мостить — мостити — настилать, делать настил из чего-л. (1): Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ м ѣ стомъ, и всякыми узорочьи Полов ѣ цкыми. 11.
1014: И рече Володимер: „Требите путь и мостите мостъ“, хотяшеть бо на Ярослава ити, на сына своего, но разбол ѣ ся. Пов. врем. лет, 89 (1377 г.
нач. XII в.). Но аще убо путь мостити или мостъ здати, или обновлению града потреба будеть, подобию създавшихъ таковое д ѣ ло святыимъ церквамъ и ин ѣ мъ чьстьнымъ домомъ исполняти. Ряз. корм., 226 об. (1284 г.). 1380: И повел ѣ мосты мостити чресь р ѣ ку Донъ и бродовъ пытати то ѣ ночи, въ канонъ праздника Пречистые. Воскрес. лет. VIII, 38 (XVI в.). А на рекахъ бы еси вел ѣ лъ мосты мостити на кл ѣ тках, чтобы ихъ вешняя не сносила. Арх. Строева I, 141 (1512 г.). А на ручьях мосты мостити пеперег полторы сажени. Судеб. 1589 г., 413. И въ т ѣ хъ грамотахъ написано: По Вологоцкой по болшой дороге велено мосты мостить на рекахъ и на врагех и на грязехъ. Грам. 1629 г. СГКЭ, 920.
▲ Скоро спущался он с добра коня, / Рукой он коня повел, / А другой начал мосты мостить, / Тыи мосточки калиновы: / Наладил он дорогу прямоезжую. Рыбн. Песни (изд. 1-е), I, 47. За ей (за Непрой рекой) стоят-то тотаровья поганыя, / Они днем-то мостят мосты калиновы; / Ишшо ноцью Непра река повыроёт. Григор. Арх. был., III, 144. С горы камешек катил, / Он и в речку утопил / . Через речку мост мостил. Велик. нар. песни, II, 242. Через Б ѣ лу-р ѣ чку переход великій мали: / Мосты мостили, гребли̃ гатили, колья забивали. Максим. Нар. укр. песни, 1, 23. Течуть р ѣ чки, да все кровавыи, / Через т ѣ р ѣ чки мостять мосты, / . да все головками, / Головками, да все Московськими. Там же, 116. „Подними мой сапожок“ / — А мне поднять неколи: / Надо мост мостить, / Сиребром гвоздить. Шейн. Белор. сб. I, 1, 32.
◊ Мостити — неопр. форма.
2. Делать настил, гать на топком месте. Досками мосченая дорога чрез болото. Ад. I 329. | В посл. Гд ѣ гладко, тут не мости гатки. Брсв Посл. 36.
3. Покрывать досками, щебнем и т. п. дороги; делать мостовую. Площади и улицы мощеныя каменем диким. Зап. 1 Матв. 46. Впред дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, а вм ѣ сто того делать оныя .. каменныя. ПСЗ XXII 413. Мостить мостовую. САР 1 IV 263. ▭ Мощеный, адъект. Остатки мощеных улиц. Коз. Расс. 47.
4. Делать пол, настил или перекрытие в постройке. Столбы связывают перекладинами, на перекладинах мостят пол кольем, и устилают травою. Краш. ОЗК II 28. А денник, гд ѣ жеребята стоят, мостить не надлежит. Кон. зав. (В) 278. Дно сего ларя должно быть мощено на заруб изнутри, и укр ѣ плено планками снизу и сверху, для удержания тягости насыпаемаго хл ѣ ба. Сл. нат. ист. I 173. ▭ Мощеный, адъект. В н ѣ которых м ѣ стах д ѣ лаются токи гуменныя, дощатые, и мощеныя. ФЭ 64.
мост, мостить
Смотреть что такое «мост, мостить» в других словарях:
МОСТИТЬ — МОСТИТЬ, мощу, мостишь, несовер., что. 1. Покрывать, устилать (пути передвижения) каким нибудь твердым, прочным материалом для большей сохранности и для облегчения движения. Мостить улицы асфальтом, торцом. 2. Настилать из досок, бревен и т.п.… … Толковый словарь Ушакова
МОСТ — муж. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях,… … Толковый словарь Даля
МОСТ — муж. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях,… … Толковый словарь Даля
МОСТ — В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле М. изофункциоиален пути, точнее, наиболее сложной его части. М. мыслится обычно как некая импровизация ещё… … Энциклопедия мифологии
мостить — мост ить, мощ у, мост ит … Русский орфографический словарь
мостить(ся) — мост/и/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь
мостить — мощу, мостишь; мощённый; щён, щена, щено; нсв. что. 1. (св. замостить и вымостить). Покрывать камнем, брусчаткой или другим твёрдым материалом (дорогу, площадь и т.п.). М. булыжником, камнем. М. улицу торцами, набережную брусчаткой, дорогу… … Энциклопедический словарь
мостить — мощу/, мости/шь; мощённый; щён, щена/, щено/; нсв. см. тж. моститься, мощение что 1) (св. замости/ть и вы/мостить) Покрывать камнем, брусчаткой или другим твёрдым материалом (дорогу, площадь и т.п.) … Словарь многих выражений
Красный мост (Орёл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный мост. Красный мост Вид с левого берега Оки … Википедия
мостити — Мостить мостити настилать, делать настил из чего л. (1): Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. 11. 1014: И рече Володимер: „Требите путь и мостите мостъ“, хотяшеть… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Что значит мосты мостить
В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле мост изофункционален пути, точнее, — наиболее сложной его части. Мост мыслится обычно как некая импровизация еще неизвестного, не гарантированного пути. Мост строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрестку, развилке дорог (ср. мотив чудовища, хищного зверя, злого духа, дурного человека и др. у входа на мост и обычай отмечать начало и конец моста украшением, шестом, символическим знаком, зооморфным образом типа сторожевых львов, грифонов и т. п.). Постройка моста сопровождалась особым ритуалом. По-видимому, не случайно строители мостов — «мостовщики» в ряде традиций образуют особую не только профессиональную, но и конфессиональную группу, входящую в жреческий корпус (древние пруссы; Древний Рим). Связь постройки моста с ритуалом может быть реконструирована по фольклорным текстам, ещё сохранившим связь с обрядом. Наведение моста открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую. В этой же функции выступает и древо мировое, воздвигаемое также на стыке старого и нового года. В этом контексте, в частности, получают своё объяснение фольклорные мотивы строительства моста в канун нового года, чудесного золотого моста с деревом (или деревьями) и птицами, который строится за одну ночь, превращения дерева в мост, связь моста со змеем и с соловьем-разбойником (ср. мотив чудовища у переправы), «яворовых людей» (в польской и белорусской колядке), строящих мост, гадания у моста (в русских сказках — узнавание судьбы под мостом) и т. д. Характерно, что по мосту проходит (или проходит первым) именно герой, нередко победитель чудовища. Сам мост поражает иногда своими размерами, значением, бывает золотым, яворовым, стеклянным и т. д., иногда он направлен не по горизонтали, а по вертикали и соединяет землю с небом (частный случай — трактовка радуги как небесного моста), человека с богом, низ с верхом. В этом контексте образ жреца, воздвигающего мировое дерево (шест, столб и т. п.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя моста, устанавливающего с его помощью такую же связь. Вертикальный мост соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевёрнутое дерево в шаманских и некоторых других традициях). У моста в нижний мир нередко также стоит страж (иногда зооморфный), пропускающий умерших (или живых, отважившихся посетить царство смерти) за определённую мзду или при условии решения некой загадки, успешного прохождения через какое-либо испытание. Впрочем, образ моста вниз принадлежит к числу нечастых. Чаще встречается образ моста, по которому души умерших попадают в рай (само направление такого моста не всегда выявлено).
В обрядах перехода — это переход от одного плана явлений к другому, переход к реальности. В изначальном состоянии (Золотом Веке), человек мог переходить этот рубеж по своей воле, так как не существовало смерти. После её появления переход (моста) возможен лишь после смерти или в мистическом состоянии при инициационных церемониях. Могли это совершать и солярные герои. Пересекая опасный мост, человек доказывал, что он чего-то стоит и возвращался к утерянному раю. Мост между мирами может представляться радугой, небесным змеем (драконом). Также ассоциируется с Вратами Правыми и лествицей со ступеньками-мечами, и т. д. Два берега реки, которые надо соединить символизируют два мира: смертных и смерти, жизни и бессмертия. Узкие мосты, мосты с острыми, как бритва краями, мосты-мечи и т. п. олицетворяют тонкое разделение между противоположностями, беспространственность в сфере сверхъестественного, пути, неприступные для обычного физического опыта и чувств; путь, которым можно достичь, переступая физическое мыслью и духом, как в Упанишадах и в легенде о Святом Граале:
Символизм моста также включает в себя человека-посредника, центральную или аксиальную позицию между Небом и Землей, откуда берет свой смысл Иерофант и Римский Понтифик.
В мифологии очень распространено поверье о стволе дерева, соединяющем вершину космической Горы, центра мира, с Небесами.
Мост накрывает языки пламени Ада.
широко распространенная метафора трудного перехода; символ, вероятно связанный с опасностью перехода через узкие мосты на чужую, вражескую территорию.
Считающийся нейтральной территорией, мост является местом встреч, любовных свиданий, но иногда, как и брод, — местом испытаний. Радуга иногда изображается как небесный мост, Божье подтверждение возможности достичь Неба. Строительство мостов представлялось полумистическим искусством, и некоторые из самых красивых мостов (как, например, Валентре в Кагоре) считали результатом договора между зодчим и дьяволом.
Аналог перевозчика (паромщика) душ. которой можно осмысленно управлять лишь при точно установленных религиозных обрядах перехода. Наводка моста между будничным и иным миром в силу своей значительности требует мостостроителя (лат. Понтифекс — священник, жрец) и принесения жертвы. Радуги и Млечный Путь — мосты между сферами существующего бытия. Бог мостов защищает переходы через реки от приносящих болезни дьяволов.
Содержание
в Древнем Риме начиналось строительство нового моста, девственницы-весталки бросали со старого моста в Тибр камышовые куклы. значение термина Великий понтифик (лат. Pontifex Maxcimus) в Риме некоторые исследователи объясняют как «делатель моста» Согласно Генону, древнеримское слово pontifex («понтифик» — верховный жрец) означает буквально «строитель мостов», то есть соединяющий мостом два отдельных мира. У греков ассоциировался с образом Ириды, посланницы богов. Верховный жрец в Древнем Риме назывался Понтифик («возводящий мост»)*(* С середины V в, титул «великого понтифика» носит Папа Римский. — Прим. ред.).
В скандинавской мифологии он дрожит, когда по нему идет неумерший, и его охраняет сторож, который при приближении толпы чужаков трубит в рог. очевидно, таким (жреческим) был статус «мостовщиков» у древних пруссов
Мост — в народных верованиях соединяет этот и «тот свет». Согласно украинским представлениям, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдет до Царства Божия. Белорусы Гомельщины полагали, что душа умершего переходит через воду по мостику.
В Белоруссии на следующий день после поминок по женщине в память о ней делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был ее помянуть.
В фольклоре мост осмысляется как наиболее опасная и ответственная часть пути в потусторонний мир, способ переправы через водную или огненную преграду, а также место поединка с мифическим противником. В восточнославянских сказках на калиновом мосту герой вступает в единоборство со змеем. Иногда схватка происходит на ледяном мосту, который создан на море дыханием змея, или на трех мостах: сначала на медном, потом на серебряном и, наконец, на золотом. Одна из трудных задач в русских сказках — построить за ночь большой чудесный мост: одна мостина серебряная, другая золотая.
Для обрядовой поэзии характерна тема мощения мостов. В колядках и волочебных песнях рассказывается о том, что к хозяину пришли гости издалека, преодолев множество препятствий, и в частности построив калиновые мосты через Дунай. В украинской колядке по калиновому мосту уходят от человека его молодые лета и счастливая доля. В другом тексте хозяин дома идет через Дунай по калиновому мосту и встречает ангелов; они подхватывают его под руки и несут в рай.
В свадебной поэзии и девичьих гаданиях восточных славян мост и вода связаны с символикой любви и брака. Девушка ставила на ночь у кровати сосуд с водой или сделанный из дров колодец, а потом связывала из прутьев или палочек мостик и клала его сверху; во сне ей должен был явиться жених и перевести через мост.
Как небесные мосты осмысляются иногда радуга и Млечный Путь. По поверьям русских Тульской губ., радуга — это мост, по которому ангелы поднимаются на небо с душами праведников или, наоборот, опускаются на землю, чтобы передать праведным людям Божью волю. Там же считали, что по Млечному Пути, как по мосту, из ада в рай поднимаются души умерших. Те, кого поминают в молитвах на земле, беспрепятственно проходят в рай, но если кого-нибудь из них на земле проклинают, то Бог изгоняет их из рая в ад и, когда они падают вниз, от них летят искры, которые превращаются на земле в змей и других гадов.
Небесный мост упоминается и в русских загадках:
«Золотой мост на сотню верст» — лучи солнца, свет; «Протянулся мост на семь верст, а в конце моста золотая верста» — неделя, дни недели; «Намощен мост на семь верст, на мосту яблоня, на яблоне цвет во весь вольный свет» — семь недель Великого поста и Пасха.
ххх В частности, для архаичной славянской традиции восстанавливается текст, ядром которого является мотив мощения мостов (или мостов), после чего следует объяснение цели этого мощения (в конечном счёте — максимальное благо: богатство, потомство, скот, безопасность и т. п.). (Например: «Мостите вы мосты! — На что мостить мосты…?», точные параллели известны и в других славянских традициях.) Существенно, что эти тексты о мостах входят в состав колядок и исполнялись на рубеже старого и нового года.
«Путешествия» при посвящении в тайные китайские общества включали переход через мост (къяо) — золотой мост, представленный белой повязкой. Мост в виде ствола дерева должен перейти также паломник Сюань-цзян, который несёт буддийские ученые манускрипты из Индии (см. Обезьяна). В древнекитайской символике мост в потусторонний мир также является очень узким, и грешники сваливаются в грязный поток криви и гноя. в Китае означал союз неба и земли.
Исламу известен символ моста в царство небесное, узкою. как лезвие меча. Кто грешен, тот низвергнется в бездну (подобные мотивы появляются в сказках североамериканских индейцев, где мостом служит узкое деревянное бревно). В этом контексте образ жреца (особенно часто в шаманских традициях), воздвигающего мировое (шаманское) дерево (шест, столб и т. п.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя моста, устанавливающего с его помощью такую же связь (ср. миф о мосте богов у индейцев Северной Америки). Вертикальный мост соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевёрнутое дерево в шаманских и некоторых других традициях).
В этом контексте образ жреца (особенно часто в шаманских традициях), воздвигающего мировое (шаманское) дерево (шест, столб и т. п.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя моста, устанавливающего с его помощью такую же связь (ср. миф о мосте богов у индейцев Северной Америки). Вертикальный мост соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевёрнутое дерево в шаманских и некоторых других традициях).
В иранской мифологии Мост Синват разделяет два мира, и душе его необходимо пересечь. Он ведётк Горе Судной и охраняется двумя псами. В религии парсов умерший должен перейти через мост Чинват, узкий, как волос. Неправедные сваливаются с него в ад. Чаще встречается образ моста, по которому души умерших попадают в рай (само направление такого моста не всегда выявлено). Наиболее известный образец подобного моста — иранский Чинват. Древняя индоиранская религия, зороастризм (до сих пор остающаяся в основе верований многочисленной религиозной секты парсов), полагала, что души мертвых оказываются перед Мостом Разделения (Чинват Парвата), через который они могли пройти в рай, но который становился узким, как лезвие бритвы, для грешников, и расширялся для праведников — образ, встречающийся также и в некоторых средневековых христианских картинах ада и рая.
«Острое лезвие бритвы, трудно преодолимой, дорога тяжелая» (Упанишады).
Для израильтян мост был знаком Завета, заключенного Творцом с его народом;
Древняя индоиранская религия, зороастризм (до сих пор остающаяся в основе верований многочисленной религиозной секты парсов), полагала, что души мертвых оказываются перед Мостом Разделения (Чинват Парвата), через который они могли пройти в рай, но который становился узким, как лезвие бритвы, для грешников, и расширялся для праведников — образ, встречающийся также и в некоторых средневековых христианских картинах ада и рая. Св. Бернар говорил, что римский понтифик, как следует из этимологии имени, служил мостом между Богом и Человеком («Трактате правах и обязанностях епископов» 111,9). В силу этого, радуга — естественный символ понтификата.
Исламу известен символ моста в царство небесное, узкою. как лезвие меча. Кто грешен, тот низвергнется в бездну (подобные мотивы появляются в сказках североамериканских индейцев, где мостом служит узкое деревянное бревно).
В исламе мост «тоньше человеческого волоса». Легкость и быстрота — символы мудрости и интеллекта — позволяют человеку легко и безопасно пересечь этот мост, тогда как тяжелый, неуклюжий и неумелый может сломать этот мост и упасть вниз к демонам в преисподнюю, лежащую внизу, или к чудищам, ожидающим человека и означающим грех и незнание. Мост Гиблый — это также путь к просвещению, победе над смертью и разделением в этой сфере дифференциации. Реку эту можно преодолеть на лодке, на плоту или вброд.
Символом моста из железа и меди, то есть работы алхимиков над черным и красным камнем, выступает шпага.
В геральдике мосты выступают на передний план в «говорящих» городских гербах (например, Инсбрук с его наплавным плашкоутовым мостом).
Битва на мосту — Константин Великий. Рыцарь в доспехах и обнаженный, мужчина, сражающиеся на мосту, — Анджелика.
«сжигать за собой мосты», «искать переправу», «построить для кого-то золотой мост», «облегчить противнику путь к отступлению (в споре и т. п.)» и, наконец, «ослиный мост» («мост для ослов»), что означает ненужное повторение слов оратором: путь, на который вступают, невзирая на явную глупость этого, и т. п.