Что значит монологический текст
Монологическая речь
Татьяна Мочалина
Монологическая речь
Монологическая речь
Монологическая речь – это речь одного человека. Один говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся выступление одного лица перед аудиторией, а именно – лекция, отчет, сообщение, рассказ воспитателя, учителя, ребенка.
Монологическая речь появляется у детей к 5 годам. Это происходит потому, что у ребенка меняется образ жизни, возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности. У ребенка возникает потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями, переживаниями. И это происходит в виде монологической речи.
Монолог требует памяти, внимание к содержанию и форме речи.
Она сложна и в лингвистическом отношении (стиль). Чтобы она была понятной, в ней должны быть полные распространенные предложения, точный словарь, соответствующая интонация. Основой для развития речи является овладение словарем и грамматическим строем языка.
Овладение монологической речью особенно важно на данном этапе исторического развития.
Изменился образ жизни. Стране уже не нужны рабочие, ткачихи, швеи – все это можно привести из-за рубежа.
Самые популярные и востребованные профессии на данном отрезке времени – это продавцы, официанты, дилеры, менеджеры, агенты по рекламе. Читая бегущую старку рекламы, мы замечаем объявления, «Требуются коммуникабельные люди свободно и грамотно владеющие языком» или «с хорошо развитой речью».
Отсюда видно, как важно умение владеть монологической речью.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, и в то же время говорить эмоционально, образно.
Монологическая речь сложна и психологически. Монолог – это умение рассказывать, это средство познания самого себе, своих возможностей.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, не уходить в сторону от основной мысли.
Владение монологомвлияет и на формирование личности: ребенок учится преодолевать застенчивость, быть общительным, развивать уверенность в своих силах.
Монологическая речь формирует мышление, позволяет выявить словарный запас ребенка, его умение строить фразы, строить композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка).
Речь отражает культуру человека, умение вести себя в обществе. Ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. («Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»). Речь должна быть живой и выразительной.
Как же развивать монологическую речь детей?
Речь воспитателя
Культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя. Речь воспитателя – это основной источник, из которого дети получают образец родного языка, поэтому она должна быть образцовой – спокойной, уравновешенной, без грубых и нелитературных выражений. Речь может быть экспрессивной, но не грубой.
Дети в своей речи подражают взрослым, они перенимают не только достоинства речи, но и их недостатки. Педагог должен самокритично относиться к своей речи. Это не так легко, потому что говорящий больше внимания уделяет не форме речи, а ее содержанию, то есть – не на то, как сказать, а на то, что сказать.
Многие недостатки речи прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются; быстрый темп, невнятность, монотонность, плохая дикция, неточное произношение звуков (картавость, шепелявость).
Для каждого возраста должен существовать свой тон и стиль:
1. Нельзя часто и не по возрасту употреблять слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами: вымой ручки, убери чашечки.
2. Засорять речь словами паразитами: так, вот, да, как бы, так сказать.
Речь воспитателя должна легко и понятно восприниматься детьми. В ней должны быть точно подобраны слова, грамматически точно подобраны фразы.
Мысли должны излагаться просто, в логической последовательности, в доступной детям форме.
Как развивать монологическую речь?
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом.
Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и выражения, учатся владеть живым родным языком. Пересказ развивает речевое умение детей.
Требования к текстам для пересказа
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца, к произведениям,отбираемых для пересказа предъявляются высокие требования:
— они должны иметь высокую художественную ценность.
Этими качествами (достоинствами) обладают произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого.
Как учить пересказу?
1. Чтение произведения
2. Беседа по содержанию
3. Повторное чтение текста
В старшем возрасте пересказ должен быть самостоятельным, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Например, очень хорошим материалом для обучения детей пересказа является рассказ Льва Толстого «Косточка».
Он имеет не только захватывающий, динамический сюжет, но и богатый психологический и нравственный потенциал. Простой образный язык рассказа позволяет лихо его запомнить. Но пересказ – это не механическая передача содержания. Это еще и понимание психологического состояния героев, умение оценить их нравственные качества.
При беседе по содержанию пересказа нужно обратить внимание детей на авторский текст:
«Ваня покраснел, как рак».
Отчего покраснел Ваня?
(Ему было стыдно, что он говорит неправду).
(От страха, что он мог умереть)
И в конце концов Ваня заплакал.
Стыд, страх за свою жизнь, боязнь наказания – все это привело к стрессу, и окончилось слезами. Вот к чему приводит ложь.
После беседы по содержанию – повторное чтение текста и затем пересказ детьми. К пересказу относится и чтение стихотворений наизусть.
Рассказ (монолог)
1. Связным и понятным, правильно отражать объективную действительность.
2. Коротким, без лишней детализации.
3. Самостоятельным монологом. Он не должен прерываться вопросами воспитателя и его подсказками.
4. Рассказчик не должен отвлекаться от темы.
5. Он должен соблюдать последовательность изложения, логичность речи.
6. В рассказе должны присутствовать элементы творчества, интонационная и смысловая выразительность речи.
1. Рассказ по картине
2. Рассказ по серии картин
3. Рассказ пейзаж и натюрморт
4. Рассказ из опыта («Наш огород», «Праздник города»).
5. Творческие рассказы
— продолжи рассказ по плану воспитателя.
— по теме, предложения воспитателем
При этом развивается умение детей использовать свой чувственный опыт, формируется умение понятно излагать свои мысли.
При составлении творческих рассказов дети должны знать композицию (завязка, кульминация, развязка) или вводная часть, основная, заключительная.
Правильная устная речь детей должна формироваться на основе литературного языка своего народа.
Рассказ по картине
Рассматривание картин используется для развития точности и ясности речи.
2. Беседа по картине
3. Рассказ воспитателя (образец)
В старшем возрасте дети должны замечать и рассказывать о самом существенном в картине. Кроме этого замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды или живого существа на картине.
В подготовительных группах в рассказы по картине вводится описание природы. Можно использовать музыку, поэзию для лучшего понимания картины.
Большие возможности для развития монологической речи имеет применение психоэтюдов (готовых или придуманных детьми).
Этюд – это краткий эмоциональный текст, монолог. В нем допускаются восклицания, междометия.
Психоэтюд содержит от 2 – 3 х до 5 – 7 предложений.
1. «Мы – крокодильчики
2. «Я ромашка. Меня долго не поливали. Я повяла и засохла. Полейте меня, люди! Ах, как стало хорошо, как приятно.
Спасибо вам, спасибо»
Итак – Психоэтюд – это связный текст с проблемным моментом в нравственности и экологии.
Текст должен быть коротким. Произноситься от первого или третьего лица. В нем ставится проблема.
К монологической речи относится и литературная загадкаю
«Я длинный и скользкий,
Я – добрый и нежный –
На помощь приходит
Существенную помощь при обучении рассказу и пересказу оказывают мнемотаблицы (или схемы).
В них при помощи намеков на предмет, детали предмета, схематического изображения явления содержится план рассказа или пересказа.
1. Для младшего и среднего возраста
«У лисы в лесу густом»
2. Для старшего возраста
— «Я хочу рассказать о дубе (березе,липе)»
— О бытовых приборах
3. Какое время года?
— В завершении можно сказать, что для развития монологической (связной) речи необходим обширный запас слов, что позволяет точнее выразить мысль.
— Умение говорить предложениями в правильной грамматической форме.
— ЗКР «Умение говорить внятно, четко, выразительно.
Монологическая речь требует обязательной подготовки, а также непрерывного внимания к собственной речи и к реакции слушателей.
Монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления и психологической наблюдательности. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателя, чем младше дети, тем труднее им воспринимать звучащую речь, особенно монологическую.
Это объясняется тем, что внимание к словам, к рассуждениям говорящего труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре близка к письменной, поэтому она трудна и для говорящего и для слушающего.
А пути (или методы) монологической речи – это обучение умению рассказывать и пересказывать.
Воспитатель подготовительной группы «Русалочка» МБДОУ д/с №8
Мочалина Татьяна Михайловна.
Развиваем связную речь ребёнка В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё.
Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного.
Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.
Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.
Развиваем речь ребёнка. Развиваем речь ребёнка. Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики.
Речь как психический процесс Речь как психический процесс Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и.
Речь на кончиках пальцев «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.
Консультация «Развиваем речь детей» Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.
Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.
Определение и характеристики
Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).
Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.
Основными характеристиками монолога являются:
Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.
Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.
Структурные компоненты и виды
Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.
В таблице видов монологов выделяют:
Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.
Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.
В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.
В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.
Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.
Функции и критерии оценивания
Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:
В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.
При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.
Речь. Текст
Речь. Текст
Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом этого говорения является речевое произведение, или текст.
Речь является реализацией языка, который только через речь может выполнять свою основную функцию – служить средством общения.
– по характеру речевой деятельности: монологическая (высказывание одного лица) / диалогическая (разговор двух или нескольких лиц),
– по форме использования языка: устная / письменная,
– по условиям и задачам общения: разговорная (разговорный стиль) / книжная (научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль).
Главная единица речи – текст. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста:
– тематическое и композиционное единство его частей,
– наличие грамматической связи его частей (последовательной или параллельной),
В редких случаях текст может состоять из одного предложения; пример этому – стихотворение А. С. Пушкина «К портрету Жуковского»:
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Тема – то, о чем говорится в тексте. Помимо темы (или нескольких тем) в тексте могут быть авторские отступления.
Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).
Часть темы называется подтемой или микротемой, которая формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически. В абзаце можно выделить абзацный зачин (начало абзаца) и комментирующую часть (разъяснение того, что заключено в первых предложениях абзаца, развитие мысли), иногда микротема, заключенная в абзаце, получает разрешение – конец.
В текстах большого объема всех стилей речи, кроме разговорного, возможно деление на более крупные части – параграфы, разделы, главы.
Между предложениями в тексте устанавливаются разные смысловые отношения: противопоставление, пояснение, цель, условие.
В предложении имеется «данное» и «новое»; новое содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения.
Существует два способа связи предложений в тексте: последовательная связь (новое одного предложения становится данным следующего) и параллельная связь (данное общее для нескольких предложений).
Средства связи предложений в тексте:
Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы.
Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.
Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), соположенность предложений (объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью – обычно в описаниях окружающей среды).
Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
В этом тексте использованы следующие средства: прямой лексический повтор (день), контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий), контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься), одинаковые временные формы глагола, синтаксический параллелизм.
Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей; четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью (публицистическое и официально-деловое).
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
1) собственно научный стиль (присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),
2) научно-популярный стиль (присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
насыщенность терминами данной науки;
использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, приземление, использование;
употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что. ) и безличные конструкции (Известно, что. ; Представляется необходимым. ),
использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;
неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
частые цитаты, ссылки;
использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Основные типы речи – рассуждение, описание.
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
Приведем в качестве примера отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике:
Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:
– лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;
– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;
– слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;
– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;
– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;
– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);
– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.
Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:
употребление полных наименований, точных дат;
книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);
использование слов в прямых значениях;
отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;
частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);
наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);
ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;
на уровне морфологии
отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
на синтаксическом уровне:
осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;
четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).
Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.
В качестве примера приведем отрывок из типового договора:
О передаче неисключительных имущественных прав
г. Москва | 23 марта 2002 г. |
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые в Договоре
1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.
В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:
– отсутствие личных местоимений;
– полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;
– замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;
– стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;
– точное указание на место и время заключения договора;
– осложнение простого предложения различными обособленными членами – см. первое предложение договора;
– членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.
Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);
на уровне морфологии и синтаксиса:
активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
частые лексические и синтаксические повторы
Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведем отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:
Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?
Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.
В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:
– политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог;
– разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру;
– языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур – перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур), непосредственный как антоним к слову посредственный, ЕДИОТы – блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты;
– выражение авторского «я» – глагол в форме 1 лица единственного числа с оценочным значением боюсь;
– отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;
– парцелляция: совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;
– синтаксический параллелизм в первой строке;
– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).
Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на фонетическом уровне:
бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);
разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;
на уровне лексики и словообразования:
использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
частое использование фразеологизмов;
на уровне морфологии:
наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;
преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;
редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;
несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;
употребление частиц, междометий;
частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);
на синтаксическом уровне:
употребление односоставных и неполных предложений;
отсутствие сложных синтаксических конструкций;
бессоюзие сложного предложения;
частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;
В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:
– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:
– вопросительные и восклицательные предложения,
– междометие разговорного стиля черт возьми,
– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.
Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:
Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.
В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:
– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,
– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,
– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,
– лексический повтор слова скверный,
– наличие вопросительного предложения,
– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,
– употребление глаголов в настоящем времени,
– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.
Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.
Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временно́й последовательности.
Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.
Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.
В качестве примера приведем отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:
Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.
— Извозчик! – крикнул он диким голосом.
Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошел он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошел к ним Бугров.
Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.
Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.
Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.
В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3–4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5–5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550–750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20–30 лет.
В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведем начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:
Барон – маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея дает с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.
Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница – в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведем два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалекий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмем в городке лошадей.
Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.
Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведем отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озер.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.
В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи – повествование, описание и рассуждение.
Проблемами речи и текста занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.