Что значит монастырь ушел в раскол
Почему уходят в расколы?
Раскол в Церкви. Страшный смертный грех отделение от Тела Христова. Раскол как кровоточащая рана, это боль Церкви о заблудших чадах. Он скорбью отзывается в душе каждого православного. Раскол вызывает разделение не только в Церкви, но и в семьях, и в душах людей. Что становится причиной того что люди уходят из Церкви?
Опишем несколько примеров: В N-ской епархии женский монастырь с настоятелем игуменом ушел в раскол из-за ИНН. По крайней мере, именно это было явной причиной. Из другого женского монастыря архимандрит с игуменией и сорока сестрами просто ушел, поселившись в деревне. Кстати, они не ушли в раскол, а просто ушли. Здесь причиной было уже не ИНН и паспорта, а нечто другое. В одном селе настоятель очень уважаемый человек со своим приходом ушли в раскол по причине в основном несогласия с тем, что делалось в епархии. Чья в этом вина? Несомненно, самих ушедших. Ересь, раскол – это грех ума, гордость, самомнение. И уходят то те, кто действительно был заметным человеком, кто много делал для Церкви. Но это не оправдание раскола.
Вспомним церковную историю, Отец Церкви святитель Иоанн Златоуст, был изгнан и умер в ссылке, осуждён целым собором, но он не стал творить греха, не ушел в раскол, а претерпел и теперь мы знаем такого святого. Раскольники же отрезают себя от Церкви Христовой. И в последнем случае священник с приходом целенаправленно ушли именно в раскол, отпали от Церкви, а не стали нести свой крест внутри Церкви. Но ничего не бывает без причины, что-то должно было произойти, чтобы эти люди, возомнив, к сожалению, себя судьями пошли на такой страшный и гибельный для душ человеческих шаг.
Несколько ранее в той же N-ской епархии: Некий священник бросил семью ради замужней женщины, был запрещен в служении, но чудесным образом быстро восстановлен и послан служить на дальний приход. Что удивительно, что к матушке он так и не вернулся, а свою новую подругу, также бросившую семью, устроил себе на приход бухгалтером. Далее интереснее он назначается настоятелем в городской храм, священник, служивший там и возмутившийся этим, изгоняется на нищий приход, а карьера нового настоятеля летит вверх вот он уже и благочинный и руководитель епархиального отдела. Матушка брошена, а подружка так и числится в бухгалтерах.
Другой священник, также оставивший свою семью, и поменявший уже пять, а то и более храмов, из которых его убирали по многочисленным просьбам прихожан, все продолжает служить настоятелем в городском храме. Человек властный, требующий полного послушания, что достоверно известно как он руками требовал себе подчинения от служивших с ним священников. Также продолжающего служить и далее выгоняющего то одного, то третьего, то пятого священника, которым почему-то не нравится его самодурство. Слава Богу теперь не служит.
Третий священник, где-то даже уникальный, что не может не радовать. Имеющий гарем из нескольких женщин и детей от них. Сидевший в тюрьме за преступления совершенное в священном сане, вдруг недолго после отсидки начинает служить в очень видном городском храме, а потом назначается настоятелем на приход рядом с городом. Еще надо учесть, что в этом храме недавно произошёл раскол и назначение такого настоятеля только его усугубило. При предыдущем настоятеле, только за две недели из раскола вернулось 6 человек. Предыдущий настоятель, служивший там и посчитавший себя недостойным, чтобы служить с таким уникальным священником выгоняется на вольные хлеба, несмотря на его многочисленных детей.
Вот такие удивительные истории, которые автор знает достоверно.
Автор служил настоятелем в храме после произошедшего там раскола и испытал на себе и злобу, клевету и оскорбления со стороны ушедших в раскол, но автору понятны причины которые могли послужить этому. Как мы пастыри должны быть внимательны к своим поступкам, чтобы своим поведением, жизнью не подать соблазн прихожанам или своим собратиям священникам. Как от каждого нашего дела, а то и слова зависит, пойдут люди ко Христу, пойдут в храм или изменят Богу.
Раскол это страшный грех, смертный грех, но не соучастники, ли его те, кто, преступая каноны церковные, устав Церкви подает соблазн верующим творя беззаконие и неправду.
История получила продолжение. Пошла так сказать по второму кругу. Помните историю: Некий священник бросил семью ради замужней женщины, был запрещен в служении, но чудесным образом быстро восстановлен и послан служить на дальний приход. Что удивительно, что к матушке он так и не вернулся, а свою новую подругу, также бросившую семью, устроил себе на приход бухгалтером. Далее интереснее он назначается настоятелем в городской храм, священник, служивший там и возмутившийся этим, изгоняется на нищий приход, а карьера нового настоятеля летит вверх вот он уже и благочинный и руководитель епархиального отдела. Матушка брошена, а подружка так и числится в бухгалтерах.
Так вот этого товарисча снова назначили на тот же городской столичный приход, а там служит священник, который в прошлый раз возмутился этим беззаконием. И что Вы прикажите делать этому священнику идти на сделку с совестью, предавать Христа, соглашаться с беззаконием? Или поступить по совести, по заповедям Божиим и канонам Церковным? А это значит, в очередной раз идти на гонения, полную нищету, преследования. Помните там у этого священника еще и многодетная семья. Пророк Иоанн обличал незаконную связь Ирода и был убит за это. Святитель Иоанн Златоуст был изгнан и умер в ссылке по злобе императрицы. Будем делать, как велит совесть. Но соучаствовать беззаконию, что молчанием, что соглашательством значит предавать Христа. Человечек, который у нас всем управляет хорошо просчитал, как изгнать этого священника, не получилось издевательствами, не выплаченными зарплатами, отпускными и пр. Он прекрасно знает, что этот священник не будет служить вместе с новым настоятелем, что для него храм святое место, тем более он посвящен святой семье, и что он не будет соучаствовать в осквернении храма.
Дошло до того что и сами священнослужители оставляют своих жен и детей, кто под видом благочестия, а кто творя явный грех. Попросту попирая заповеди Божии и каноны Церкви.
«13 правило Трульского Собора: Священнослужитель, изгоняющий от себя законную супругу под видом благочестия, подлежит отлучению от священнодействия, а в случае упорства извергается из сана; последнему наказанию подлежит и тот, кто принуждает священнослужителя разлучиться со своей законной супругой» Журнал Московской Патриархии №1, 2012г. Стр.41.
Успенский храм село Михеево
Официальный сайт православного прихода Успенского храма с. Михеево
Что такое раскол и как отличить раскольников?
Понедельник, 04.03.2013 13:47
Многие местные жители общались с людьми, ходящими по домам и предлагающими поговорить о Боге. Пообщавшись с ними, большинство понимает, что это сектанты (чаще всего свидетелиИеговы), и прерывают разговор. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник—это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная православная церковь», «древлеправославная церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же Православная Церковь. Но нет…
Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)—человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.—в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии—преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается—здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.
Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.
Почему люди уходят в раскол? Главные причины
Редакция портала «Православная жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) назвать основные причины отпадения человека от Церкви и ухода в раскол.
– Об этих причинах говорили разные святые и учителя Церкви на протяжении многих веков.
Но я бы хотел остановиться на словах святителя Игнатия Брянчанинова.
Одной из главных причин ухода в раскол, отпадения от Церкви Христовой, святой считал самомнение:
«Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точного повиновения Святой Церкви, умнее ее; оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо – грех, не терпит благоухания для них смертоносного, убийственного благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод – смирение. Спаситель мира сказал: ‟блаженны нищие духом, блаженны алчущие ныне, блаженны плачущие ныне – и горе вам, насыщенные нынеˮ (Лк. 6:20–21, 25)».
Как правило, тщеславие ловит в свои сети талантливых людей, которые чувствует свое превосходство над другими в своих знаниях, умениях, энергии, разносторонних талантах. Эти люди, действительно, многое умеют и знают, щедро одарены. Но они не понимают, к сожалению, главного: все эти таланты даны им Богом для служения Ему. Они же присваивают все заслуги себе и служат своему тщеславию, которое порабощает их ум и сердце.
Еще одной причиной может быть то, что люди перестают слушать свое сердце, совесть, а все решают умом.
Безусловно, трезвомыслие обязано присутствовать в наших рассуждениях, но оно не должно забивать голос сердца. Когда во всем ищешь рациональную выгоду, теряешь веру. Добро и зло не объясняются разумом, а постигаются жизнью, посредством исполнения заповедей Господних, послушания Богу и Его Церкви, смирения перед святой волей Божией.
«Различать добро от зла принадлежит сердцу – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжает способность совершать принадлежащее ему дело – то и другое засвидетельствовал апостол: ‟Совершенных же есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и злаˮ (Евр. 5:14)», – рассуждает свт. Игнатий Брянчанинов.
От послушания рождается истинное смирение. Вне послушания Богу и Его Церкви, нет ни истинного смирения, ни духовного умного размышления –только иллюзия и ложь, выстроенная на самообольщении.
Существуют и другие причины отпадения от Церкви. Это и маловерие, и разрушение личности под воздействием различных факторов и испытаний, с которыми она не справляется, и «дурная компания», когда неокрепший в вере человек подпадает под влияние противостоящих Христу и Его Учению, и многое другое.
Падение человека всегда прискорбно. Поэтому Церковь постоянно молится об отпавших и заблудших чадах, не оставляя надежду на раскаяние и возвращение в Ее лоно.
Будем же уповать на милость Божию ко всем нам! Не будем забывать, что всем хорошим мы обязаны только нашему Творцу, а плохим – нашим грехам и страстям!
Будем внимательны к Слову Божию, которое, как спасительная нить, выведет нас из любой сложной ситуации и поможет найти верную дорогу к Господу.
Православная Жизнь
Без комментариев.
Апостол Павел
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. (Рим.16:17-18)
Апостол Иоанн Богослов
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1 Иоан.2:19)
Сщмч. Игнатий Богоносец
Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. (Послание к филадельфийцам)
Свт. Ириней Лионский
Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань.
Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования.
Надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. (Пять книг против ересей)
Сщмч. Киприан Карфагенский
Усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие. (Письмо к Рогациану)
Свт. Дионисий Александрийский
Свт. Августин Блаженный
Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней. (О символе веры)
Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения. (Слово к народу кесарийской церкви)
Свт. Иоанн Златоуст
Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью. (Толкование на послание к Ефесянам)
Свт. Филарет Московский
Православие и раскол так противоположны друг другу, что покровительство и защита Православия естественно должны стеснять раскол; снисхождение же к расколу естественно должно собою стеснять Православную Церковь. (Записка о последствиях стеснения сект и снисхождения к ним)
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество… каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя покаянием. (Слово о смерти)
Свт. Феофан Затворник
Раскол держится крайним невежеством. (Письма о молитве и духовной жизни)
Свт. Иоанн Кронштадтский
Cщмч. Иларион (Троицкий)
Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией. (Письмо Р. Гардинеру)
Что такое раскол?
Грех противления законной власти крайне тяжел, по словам пророка Самуила: «якоже грех есть чарование, тако грех есть противление: и якоже грех идолопоклонение, тако грех непокорение» (1 Цар. 15: 23).
Епископ Виссарион (Нечаев) [1]
События последних лет наглядно показывают нам, какие горькие последствия для Церкви имеет грех раскола и попытки его легализации.
Почему люди отказываются видеть свое раскольническое состояние? – Потому что многие просто не знают, что такое раскол
Мы видим чудовищную раздвоенность сознания, когда принявшие в общение украинских раскольников говорят, что никакого «Киевского патриархата» не существовало (и это правда!), а принятые ими служат панихиды по «патриарху Владимиру» (Романюку).
Почему люди отказываются видеть свое раскольническое состояние? Помимо духовных причин, судить о которых надлежит пастырям, дело еще и в том, что многие просто не знают, что такое раскол.
В этом мы и предлагаем разобраться.
Первое определение раскола находится в правиле 1 святителя Василия Великого:
«Раскольниками [древние называли] разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание».
В качестве примера святитель Василий приводит «кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов», – все они не только откалывались от Церкви, но и держались некоторых еретических мнений.
Во втором смысле раскольники описываются правилами 13–15 Двукратного Собора:
«Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде собораннаго оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
Такое, подтверждаемое многими случаями церковной практики, определение ставит перед нами следующие вопросы:
Область послушания
По существу, ее задает уже вышеозначенное правило святителя Василия, говорящее о «мнениях о предметах церковных». Более подробно описать это довелось российскому Синоду в постановлении 1721 года.
Постановление говорит, что помимо вещей, для христианина обязательных, и других, для христианина неприемлемых, есть еще и третьи вещи – средние [4] :
«Средние же вещи отсюда познаются: аще что от Священных Писаний и важных в Церкви святой соборов и от известных преданий древних ни узаконено, ни отвержено».
Именно такие средние вещи и подлежат перемене и управлению церковным священноначалием: их устанавливают и отменяют «крайние духовные пастыри, соборы или соборные правительства с изволением церковных властей».
Само это постановление ближайшей целью имело объяснить, в чем состоит старообрядческий раскол и почему книжная справа Никона была законной. Но нетрудно видеть, что и нынешние расколы, вызываемые националистическими чувствами или ревнительскими порывами, никак не могут претендовать на то, что их ослушание касается «узаконенного от Писаний и важных соборов».
Законная церковная власть
Канонические правила ясно обозначают, что внутри епархии власть принадлежит епископу. Кто стоит над епископом?
Все каноническое право пронизано принципом, который называется синодальностью
Многие ответят, что над епископом стоит патриарх. Это не совсем точно. Все каноническое право пронизано принципом, который называется синодальностью, и сводится к тому, что суждения на уровнях больших, чем епархия, выносятся не единолично (Апост. 34):
«Но и первый [из епископов области] ничего да не творит без рассуждения всех».
Важно подчеркнуть, что правила предполагают участие всех епископов, а не всех верных вообще.
В тех Церквах, где главой является митрополит (например, в Польской Церкви, в Церкви Чешских земель и Словакии, а также де-факто в Церкви Кипра, хотя ее предстоятель носит титул архиепископа), решения принадлежат Собору епископов митрополии.
В патриарших Церквах над митрополитами стоит еще патриарх и его синод или полный Архиерейский Собор (ср.: I Всел. 6, IV Всел. 9 и пункты 5, 6, 17 главы III Устава РПЦ). До создания стройной системы патриархатов митрополиты судились соседними митрополитами – так, чтобы принцип синодальности не был нарушен (III Всел. 1, ср.: Карф. 11).
Наконец, над патриархами и всеми Поместными Церквами стоит Церковь Вселенская. Как пишет святитель Мелетий (Пигас), патриарх Александрийский,
Этот принцип распространяется на все Церкви, и, вопреки утверждениям римо-католиков, в первом тысячелетии (пока запад был православным) первенство Римской кафедры восточными и большинством западных отцов рассматривалось именно в рамках данного принципа.
Так, блаженный Августин, рассказывая о суде римского папы Мильхиада и его синода над донатистами, говорит:
«Положим, те епископы, которые в Риме осудили вас, были плохими судьями; но ведь остается всеобщий Собор всей Вселенской Церкви, где можно было бы судиться с этими самыми судьями, с тем, чтобы, если обнаружится, что они судили плохо, отменить их приговор» [6] .
То, что на патриарха трудно «найти управу», и стало одной из причин упразднения в России патриаршества и учреждения Синода. «Духовный регламент», определивший жизнь Российской Церкви на двести лет, выражался довольно откровенно [8] :
«От чего деется, что на злаго таковаго единовластителя нужда есть созывати Собор Вселенский, что и с великою всего отечества трудностию, и с не малым иждивением бывает, и в нынешния времена (когда восточные Патриархи под игом Турским живут, и Турки Нашего Государства вящше, нежели прежде опасаются) отнюдь мнится быти невозможно».
Архиерейский Собор для Поместной Церкви является высшей инстанцией, а над ней стоит только мнение всей Вселенской Церкви
Итак, Архиерейский Собор для Поместной Церкви является высшей инстанцией, а над ней стоит только мнение всей Вселенской Церкви. Таким образом, для канонической территории РПЦ законной церковной властью являются наши епископы, которые не осуждены ни Архиерейским Собором, ни совокупным решением Поместных Церквей. Напротив того, осужденные епископы и бывшие епископы вроде Филарета (Денисенко), Диомида (Дзюбана), а недавно и Симеона (Шостацкого), уже не имеют никакой канонической власти, став раскольниками.
Последствия раскола
Первое и наиболее очевидное последствие раскола – раскольник отпадает от Церкви.
«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего», – предупреждает священномученик Игнатий Богоносец еще в начале II века (Фил. 4).
Ученик ученика апостолов, священномученик Ириней Лионский, говорит:
Очень ярка проповедь святителя Иоанна Златоуста:
Соответственно, молитва (и тем более – евхаристическое общение) с раскольниками воспрещается. Вопрос о наказании за вступление в молитвенное или литургическое общение с раскольниками в канонах обособленно не рассматривается, однако данная ситуация является частным случаем более общей – молитвы или евхаристического общения с отлученными от общения и изверженными из сана:
Нарушение апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии
Мы видим, что именно нарушение этого апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии. С другой стороны, доведенный до крайности, принцип не-сомоления с еретиками и раскольниками нередко используется для оправдания новых расколов.
Так, порой можно услышать: «кто молится с еретиком – сам еретик!» или «кто молится с раскольником – сам раскольник!». Принцип этот звучит соблазнительно просто – и все же он неверен.
Обратившись к Апостольским правилам 10 и 11, мы увидим, что в этих правилах, с одной стороны, говорится о том, что виновный должен быть «отлучен» и «извержен», а с другой – перед этими словами стоит повелительное «да будет», что в каноническом праве указывает на необходимость вынесения законного решения соответствующим церковным судом.
Второе правило Антиохийского Собора дает основания разорвать общение с вступившим в общение с раскольниками или еретиками епископом, но при этом вина вступившего в общение с отлученным формулируется как «произведение замешательства в чине церковном», а отнюдь не «раскол». Заметим, что в правиле 3 Антиохийского Собора точно такой же формулировкой («бесчиние») названа ситуация, когда пресвитер или диакон покинул приход и не возвращается по требованию архиерея; а в правиле 13 – священнослужение и устроение церковных дел епископом в другой епархии без согласия ее архиерея. Очевидно, что эти случаи никак не могут быть приравнены к расколу.
Защищая Максима, святитель Амвросий, безусловно, допустил ошибку. Но не будет ли слишком смело говорить, что он отпал в раскол?
Таким образом, при всей суровости канонических санкций за сомоление с еретиками и раскольниками, они не вызывают «цепную реакцию». По этой причине Русская Церковь, по правилам ограждаясь от общения с сослужившими раскольникам, справедливо сохраняет общение с теми Поместными Церквами (и даже отдельными иерархами), которые сослужат этим сослужившим (не имея общения с самими раскольниками).
О разделениях
Следует заметить, что порой «расколом» расширительно называются и такие ситуации, когда обе разделенные стороны остаются в единой Церкви.
Таким образом, здесь на самом деле речь идет не о «расколе», а о «разделении», когда две стороны находятся в канонически ненормальном отношении: между равными нет евхаристического общения, у зависимого нет поминовения или послушания. Но по этому поводу нет решения законной церковной власти.
К числу таких разделений справедливо отнести и размежевание в нашей Церкви в довоенный период между патриархом Сергием и так называемой «правой оппозицией». Каноничность избрания патриарха Сергия была неочевидна. Когда же его место занял при явном согласии большинства епископов Алексий I, то священноисповедник Афанасий (Сахаров) отреагировал на это так [15] :
«Никакой законной высшею иерархическою властью патриарх Алексий не осужден. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, и бывшие со мною иереи, не поминавшие митр. Сергия, узнали об избрании и настоловании патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя патриарха Алексия как патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня».
Понятно, почему святитель Афанасий здесь говорит о признании «всеми Вселенскими патриархами». Потому что совокупно они выражают голос той Вселенской Церкви, которая и служила для патриарха Алексия I, как и для любого патриарха или папы, «законной высшею иерархическою властию».
Подчинение законной церковной власти важнее любых политических разногласий
Можно только представить себе, каково было это писать епископу, претерпевшему узы за свои убеждения. Святитель Афанасий не был, собственно, в расколе. И все же, надеемся, его пример может что-то сказать тем жителям Украины, которые, увы, пребывают в расколе, о важности подчинения законной церковной власти, которое важнее любых политических разногласий.