Что значит мхк в школе
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
План-конспект урока МХК ««Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе?»
Тема урока : « Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе? »
Дата проведения : сентябрь 2019 г.
Технология урока: проблемно-диалогическая, приемы технологии развития критического мышления
образовательная: формировать понимание необходимости изучения предмета «Мировая художественная культура», дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру; вспомнить понятие «культура»; познакомиться с новыми понятиями;
развивающая: формировать положительное отношение к наследию мировой художественной культуры; развивать умение аргументировано рассуждать, работать с текстовой информацией; развивать навыки наблюдения и анализа, умения делать вывод; развивать познавательную активность, творческие способности;
воспитательная: способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры»; воспитывать умение ценить наследие прошлого; воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
Планируемые образовательные результаты:
осмысление роли изучения предмета «МХК» для людей в общем и для себя в частности;
знать понятие «культура», разделение на виды.
Основные термины, понятия: культура, материальная культура, духовная культура, художественная культура.
Оборудование : ПК, экран, проектор, презентация, учебник «Мировая художественная культура». 10 класс. Л.А. Рапацкая.
— На экране перед вами высказывание советского российского литературоведа, культуролога Юрия Михайловича Лотмана. Давайте прочитаем. ( слайд 2)
Кто-нибудь из детей зачитывает вслух.
— Ключевое слово – культура.
— Культура подразумевает сохранение прошлых деяний человека, связанных с его интеллектуальной, нравственной и духовной жизнью.
— Если мы обратимся к высказыванию Ю.М.Лотмана, в котором говорится, что культура – это все, что связано с разными областями жизни человека, то все эти предметы можно назвать предметами человеческой культуры.
— А вы могли бы по какому-нибудь принципу разделить эти предметы на две группы?
— Эти предметы можно поделить на две группы по принципу необходимости или восприятия их человеком в своей жизни. Кровать, дом, посуда – это все связано с бытом человека. Картина, мяч, ноты, скульптура, книга, компьютер – эти предметы связаны с интеллектом человека, его занятиями, эмоциями.
— Совершенно верно. Давайте в тетрадях ( один лист отводим под кластер) начнем выполнять кластер по ключевому слову высказывания «культура». Итак, первое разветвление: мы с вами выяснили, что культура делится на материальную и духовную. ( слайд4)
Выполнили запись в тетрадях.
— Сейчас работаем по учебнику. Стр. 5, абзац 2 и 3. Одна страница у нас остается для кластера, другую отводим для заполнения «Бортового журнала». ( слайд 5). Работа самостоятельная, в парах. (2-3 мин). Как только выполните, поднимайте руку, желающие могут озвучить свои записи.
только после ответов детей открыть слайд 6.
— В первую колонку мы записали: «Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура реализует стремления человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах. Духовная культура представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека». Во второй столбик: существует новая сфера: художественная культура. Она связана с задачами интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.
— Давайте внесем еще одну запись в наш кластер к слову «культура» ( слайд 7)
— С сегодняшнего дня у вас появился в расписании новый предмет, в рамках которого вы узнаете новые имена, факты; познакомитесь с новыми понятиями. Этот предмет называется «Мировая художественная культура». Я вас опередила. Я предполагала, что вы зададите вопрос: «Зачем нам это?» Так вот, этот вопрос я вам задаю. Давайте запишем тему урока (слайд 1)
Вносят новую запись в кластер: художественная культура.
Записывают тему урока
Работа с учебником (осмысление).
— В прошлом учебном году, в процессе подготовки к экзамену по русскому языку, мы с вами уже раскрывали такие понятия, как: «искусство», «настоящее искусство». Вспомните все, что мы говорили по этому поводу в начале урока, и скажите, какое из определений слова «культура», данных на слайде 8, будет являться предметом изучения на МХК?
— Я думаю, что это определение номер 1.
— Перед вами стоит несколько вопросов ( слайд 9) :
2. Что такое художественная деятельность?
3. С людьми каких профессий мы будем знакомиться в рамках предмета МХК?
4. Можно ли применять понятие «прогресс» к произведениям искусства?
5. Зачем человеку изучать мировую художественную культуру?
6. Влияет ли географическое положение России на её художественную культуру?
7. Что является серьёзным фактором в развитии любой страны, формировании её национальной художественной культуры?
8. Россия в контексте рассмотрения художественной культуры относится к Западу или Востоку?
9. Что значит: о вкусах не спорят? Как это соотносится с художественной культурой?
10. Что значит «общечеловеческие ценности?
11. Что делает произведения искусства великими?
— Заносить их в таблицу не надо, только ответы под указанными номерами в «Бортовой журнал». Для заполнения первой колонки отводится 5-8 минут. Работаем самостоятельно, в парах. Для быстроты работы можете распределить обязанности в парах (разделение вопросов), можете просто вместе обговаривать и вносить записи. Работу выполняем с закрытыми учебниками.
Дети работают самостоятельно в парах. По завершению работы озвучивают результаты.
6. Разные климатические условия, большая протяженность, наверно, это влияет.
7. Её исторический путь, прошлое.
8. Ни к Западу, ни к Востоку. Она идентична.
9. Все люди разные, каждому нравится свое. Нельзя осуждать вкусы другого человека, если они не нарушают общепризнанных норм.
11. Достоверность, красота выполнения.
Учитель старается заслушать всех желающих.
— Теперь нам надо заполнить вторую колонку «Бортового журнала». Для этого я предлагаю вам организовать работу в группах (4 человека, сидящих за соседними партами). Для быстроты работы, а на работу не более 5 минут, распределите между собой вопросы. Работаем по учебнику.
Ребята работают, затем отвечают.
Учитель старается заслушать всех желающих.
3.- Архитекторы, актеры, скульпторы, учителя, дизайнер, фотограф, искусствовед, режиссер, сценарист, певец, танцор, балетмейстер,
5- Формирует устремленность человека к пониманию и творению красоты, выражению его мечты о гармонии с мирозданием и с самим собой. В сопоставлении понять свою национальную идентичность. Воспитание гуманизма: понимание, что культура объединяет людей.
7. Религия – решающий импульс во многих исторических движениях, основа духовного преображения человечества, во многом определила развитие национальных художественных культур.
8. Россия оказалась между Востоком и Западом – это общепринятые ориентиры.
9. Существуют разные эстетические вкусы людей. Кто-то любит новизну, кто-то классические мотивы. Кто-то любит мелодику и ритм рока, кто-то песни бардов.
10. Воплощенность в художественных образах высоких духовных идеалов, общепризнанных нравственных установок, значимых для любого народа.
11. Великие, если несут миру гармонию красоты, добра и любви, повествуют о вечных проблемах бытия и тайнах мироздания, утешают в скорбях и раскрывают глубинные просторы человеческой души.
— Теперь давайте запишем цель изучения мировой художественной культуры, найдите ее формулировку и выпишите из последнего абзаца введения учебника. ( Изучать МХК, чтобы «…сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние – русское искусство»).
Рефлексия. 1. Прием пятиминутное эссе на тему: «Зачем мне изучать МХК?» (объем от 35 до 70 слов)
Если останется время, желающие могут зачитать. Работы сдать учителю.
2. Оцените свою работу, сверяя свои записи с тем, что было в презентации, активность во время парной и групповой работы от 3 до 5 баллов. Оценки выставить в дневник, дать мне на роспись и для вынесения оценки в журнал.
Закончить работу с кластером: вписать виды (область) материальной, духовной, художественной культуры – всем.
Сочинить синквейн с понятием «Мировая художественная культура» (можно аббревиатуру МХК) – по желанию, желающим получить дополнительную оценку.
Список использованной литературы :
Мировая художественная культура. Учебник. 10 класс. 1 часть. Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 375 с.
Искусство ставить вопросы: что мешает МХК стать важнейшим предметом в школе
О том, почему школьный предмет «Мировая художественная культура» заслуживает гораздо большего, чем статус дополнительной дисциплины.
Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.
Одно решение для трёх парадоксов
Читайте также :
Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.
Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.
Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств?
И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.
Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков.
Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.
Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много.
Это может быть интересно :
Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:
А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы.
Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.
Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства.
А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.
Страх и хитрость уроков в музее
Это может быть интересно :
И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее.
Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное — обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс.
Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей?
Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.
Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один — нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы.
Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк — ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.
Всё гениальное просто: нужно перевести школьную экскурсию в музее в формат контрольной работы.
Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей — а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука, а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.
Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания?
Читайте также :
На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством — искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.
Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом.
Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.
Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.
Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому — критическое отсутствие кадров.
Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?
Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.
Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова.
2 декабря 2015, 12:10
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Статья «Курс мировой художественной культуры (МХК) в средней общеобразовательной школе. Методы и формы организации урока»
Статья «Курс мировой художественной культуры (МХК) в средней общеобразовательной школе. Методы и формы организации урока»
Чернопятова Юлия Станиславовна,
учитель русского языка, литературы, МХК
МБОУ СОШ № 131 г. Новосибирска
«Опыт человеческих чувств не передается через гены.
Он социален. И единственный путь его передачи
– через искусство. От чувств – к чувствам.
В этом – цель эстетического воспитания»
Задача учителя — так организовать общение учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.
Но познание жизни через искусство — особый процесс, отличный от логического познания. Постижение искусства — это прежде всего «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной.
К.С. Станиславский писал, что «всякому искусству нужна прежде всего непрерывная (как жизнь) линия: «внешняя линия» события и «внутренняя линия» переживания. На уроке МХК эти линии – события и переживания – должны быть так же тесно слиты, как они слиты в искусстве. Речь идет о переживаниях, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, в результате его общения с художественными произведениями – то есть о переживаниях эстетических.
От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. «Взволновав, заставить задуматься» — эта формула Лии Михайловны Предтеченской стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК.
Таким образом, учитель мировой художественной культуры современной школы должен подняться на принципиально иной уровень профессиональной подготовки, чтобы обеспечить реализацию заложенных в предмете задач.
В нашей школе МХК ведется с 5 по 11 класс уже на протяжении 10 лет, и мы твердо уверены в том, что начинать изучение мировой художественной культуры необходимо с 5 класса. В этом учителю может помочь программа Г.И. Даниловой. Кратко охарактеризуем воспитательный потенциал программы для 5 – 9 классов.
На уроках МХК в 5 классе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего
времени. Особое внимание уделяется их художественному воплощению в различных видах искусства. Однако на первый план выдвигаются идейно-нравственные и эстетические проблемы.
К примеру, рассматривая интерпретацию образа Прометея в произведениях Эсхила, Байрона, Гете, Ф.Г. Гордеева, мы убеждаемся, что Прометей – сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за возвышенные идеалы.
При изучении мифа о боге огня Гефесте мы ставим перед классом проблемный вопрос: всегда ли талантливый человек должен быть красив внешне, могут ли физические недостатки человека быть преградой его таланту и умениям? На примере мифа о Гефесте можно сказать, что для таланта нет преград, и физически неполноценный человек может быть по-своему красив в свете таланта и доброты.
Миф об Орфее и Эвридике поведает пятиклассникам о могучей силе искусства и всепобеждающей силе любви, для которой нет преград.
На уроках МХК мы не только анализируем интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.
Главный вопрос уроков: какими должны быть люди, какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются. На первом плане оказываются такие нравственные категории:
— добро как благо в сопоставлении со злом;
— что есть благо, благополучие, благодарность, благородство;
— что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием;
— милосердие и готовность помочь людям;
— зло в контексте человеческого злословия, злорадство;
— раскаяние как признание вины.
Покажем на конкретном примере. Посмотрим, как, знакомясь с библейской легендой об Авеле и Каине, можно средствами искусства разбудить в детях чувство неприятия преступления. Рассматривая интерпретацию этой легенды в искусстве, мы с детьми, конечно, говорили и о нравственном смысле этой истории. И вот в небольшой творческой работе ученицы, посвященной сопоставлению скульптур итальянского художника Дж. Дюпре «Каин» и «Авель», я прочитала такую фразу: «У каждого человека есть шанс быть Авелем, а можно стать Каином. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор в жизни».
Таким образом, нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план, но к решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Так ученики постепенно приобщаются к духовному поиску, стремясь к Красоте поступка.
В 7 – 8 классах у детей наступает пора нравственного самоуглубления. Они постепенно отходят от наивного реализма в восприятии мира. В этом возрасте отношение к искусству становится личностным. Возникает интерес к собственному внутреннему миру, заполненному субъективными переживаниями. Внутренний мир человека составляет основу содержания курса 7 класса, который озаглавлен «Мир и Человек в искусстве». Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения.
Например, посвящая урок образу Георгия Победоносца в искусстве, хотим показать детям, что история жизни святого Георгия – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры.
При изучении темы «Идеал благородного рыцарства» учащиеся получают задание составить кодекс рыцарской чести, в который обязательно включают такие ценности, как защита Отечества, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным, верность долгу.
Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над сочинением «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.
Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.
Курс 8 класса посвящен изучению художественных традиций народов мира, раскрытию их внутренней сущности и характерных особенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.
В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.
На уроках МХК дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с мировоззрением, отличным от своего. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.
При изучении в 9 классе раздела «Виды искусства» дети осваивают «понятийный аппарат» искусствоведческой работы, учатся понимать законы создания художественного образа.
Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры, воплощая вечную истину « прекрасное пробуждает доброе» , как никогда нужны современной школе.
Вопрос отбора учебного материала
Вся методика МХК диктуют новые требования к ведению урока. Перед учителем МХК встает вопрос отбора учебного материала. Учитель перестал быть единственным источником информации. Современный ученик достаточно легко обращается с Интернет-ресурсами; телевидение, в меньшей степени книги, доступно и красочно пополняют представления ученика о культуре разных времен.
Как организовать урок, на котором будет «господствовать» искусство, и в то же время учащиеся будут получать знания, необходимые для осознанного восприятия искусства? Практика преподавания МХК в школе показала, что этого можно достичь, во-первых, обратившись к многовековому опыту искусства театра, а во-вторых, используя широчайшие возможности информационных технологий.
Сегодня Интернет пестрит разнообразными красивыми и интересными материалами по истории искусств, и их можно и нужно использовать в образовательном процессе. Однако урок МХК не должен превращаться в просмотр документального фильма про Леонардо да Винчи. Нельзя все 45 минут предлагать детям просто смотреть фильм. Ведь после просмотра они мало что запомнят. На уроках мы смотрим отрывки из этих фильмов либо короткие видеолекции, которые без труда можно найти на гуманитарных ресурсах.
Презентация присутствует на моих уроках МХК как эффективное средство обучения и контроля знаний. В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Как правило, презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т.д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, во-первых, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуалы по восприятию информации.
Развивая творческий потенциал учеников, формируя заинтересованность в глубоком изучении конкретной темы, я часто предлагаю учащимся по желанию подготовить краткие выступления-презентации по разным темам МХК. В ходе практической работы все презентации были сведены к трем основным типам: компьютерный диафильм с использованием элементов анимации, программы для повторительно-обобщающих уроков, классические компьютерные презентации.
За годы работы мной и моими учениками создан огромный банк презентаций по истории искусства и МХК. Они дают нам с ребятами возможность прогуляться по Древнему Риму, проникнуть внутрь египетской пирамиды, перенестись в залы Лувра, Русского музея, Эрмитажа.
Здесь приходит на помощь социоигровые приемы обучения на уроке, современные педагогические технологии. Командная или групповая форма работы, игровые задания позволяет изменить отношение ученика к образовательному процессу, создаст непринужденную и творческую атмосферу урока, даст возможность ученикам свободно перемещаться вовремя урока по классу, иметь право на собственное мнение, интуицию, ошибку, и не бояться отстаивать свое мнение.
Приведу некоторые приемы работы на уроке:
Самое главное в начале занятия сформировать познавательный интерес. Добиться этого можно, рассказав про самые необычные ситуации, которых очень много в истории искусств. Например, в 1961 году коллаж «Лодка» Матисса висел вверх ногами в течение 2 месяцев в Музее современного искусства в Нью-Йорке — ни один из 116 000 посетителей этого не заметил.В 1912 году из Лувра была украдена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, за три последующих года мошенники продали 6 копий как оригинал. Первым словом в жизни Пикассо стало «карандаш», он попросил его в возрасте, когда еще не умел ходить.