Что значит мэри сью
Что значит мэри сью
Добро пожаловать в Книжную Лигу! Ведь именно благодаря текстам и книгам мы способны передавать мысли, создавать целые миры, уничтожать вселенные и заставить даже самых черствых людей плакать!
Здесь вы можете прочитать интересные книжные топы и рекомендации, узнать новые факты о писателях и книжных новинках, да и просто найти хорошую книгу перед сном.
По тегам «Что почитать?», «Книги», «Обзор книг» всегда можно найти хорошие посты про книги, ведь книга — это всегда лучший подарок!
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Управление сообществом
Популярные авторы
Комментарий дня
Мы так с соседом сделали денди мультиплеер. Когда я просёк что сигнал на приставке соседа снизу ловится на мой телевизор (причем в цвете и со звуком). То сначала это просто был для меня этакий twitch я смотрел как сосед играет в игры и тихо завидовал. Родители приставку мне не покупали, а поиграть хотелось. В какой-то момент мне пришло в голову что видео и звук уже в телевизоре, нужно только передать управление с джойстика и можно играть вдвоём. (Почему-то очевидная идея просто собраться у него и поиграть мне в голову не пришла, родители соседа были достаточно строгие и частых гостей не привечали. Я предложил офигительную идею разрезать провод джойстика, удлиннить его и провести этот кабель в квартиру через форточку. Соседу идея показалась интересной, но он не соглашался резать собственный джойстик так как сильно сомневался, что что-нибудь из этой ерунды получится. В итогде был найден и куплен (на все мои сбережения) джойстик, который подходил к разъему соседа. В роли удленнителя выступил 6 жильный телефонный кабель. Нужно было понимать, что ни малейшей идеи о распиновки у меня в 7 лет не было, грубо говоря отрезать, спаять жилы заизолировать синей изолентой и надеяться что сработает. Но вы не представляете этот восторг когда я притащил бухту кабеля с джойстиком на одном конце и коннектором на другом. Подключил к разъему приставки и оно заработало, можно было играть вдвоём. Отдельная эпопея как мы протягивали кабель, к счастью кабель был тонкий и проходил в щель от форточки. Из остатков кабеля так же были сделаны удлиннители для телефона (телефоны были проводные). Так в 1993-1994 году у нас был не только мультиплеер, но и голосовой чат каждый день часа по 2-3 после школы но до прихода родителей. Так продолжалось около полугода, мы приходили домой после школы и резались в Черепашек Ниндзя вторых и третьих, Double Dragon в Контру и Танчики. Родители со временем просекли, что именно мы построили и с удивлением отнеслись с пониманием, просили играть поменьше и после уроков, но убирать конструкцию не заставили. Были и мелкие конфликты, связанные с тем, что у меня кнопки Start и Select не было а у друга были, так что контроль над игрой у меня был значительно меньший чем у него. Например другу могло надоесть играть в контру и он специально умирал а потом нажимал end вместо continue. В принципе завершение игры тоже было на соседе и тут я ничего поделать не мог. Закончилось всё внезапно, сосед с родителями переехал, а в той квартире поселился хмурый подросток лет 17 которому приставки были не интересны. Родители мне потом всё-таки купили Сегу уже и история с супе-удлиннителем джойстика забылась. Странно, больше 30 лет прошло, лица того парня уже не вспомнить, даже имени полного Артем его звали, кажется. Где он что с ним? Зато память сохранила запах канифоли, синей изоленты, обожённый палец при пайке (паял я увлечённо, но довольно плохо) и восторг игры без приставки, но с приставкой. Наш голосовой чат через телефон. Следующий раз я поиграл в мультиплеер в только 1997 году, это был компьютерный клуб и игра Command and Conquer.
Мэри Сью
Вкратце Персонаж с необоснованно гипертрофированными характеристиками и зашкаливающей удачей, созданный автором как «супер-версия» себя любимого. Этот персонаж — как правило, центр вращения, и многие другие персонажи его немотивированно обожают (реже — столь же слабомотивированно травят). |
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mary Sue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | «Вы — само совершенство, Вы — само совершенство! От улыбки до жестов Выше всяких похвал!» Ах, какое блаженство, Ах, какое блаженство, Знать, что я — совершенство, Знать, что я — идеал! | » |
— Мэри, леди Мэри! |
« | Мне кажется, когда человек придумывает других людей, не каких попало, для смеха, или там, не знаю, остроты сюжета, а идеальных, прекрасных, рядом с которыми сам хотел бы жить, он берёт за основу себя. По крайней мере, я не представляю, как можно иначе. Во-первых, себя я знаю. А во-вторых, будем честны, лучше меня для меня самой никого в мире нет! | » |
— Макс Фрай, «Так берегись» |
Мэри Сью — герой, неспособный совершить ошибку или в какой-либо форме потерпеть поражение, так как слишком любим автором. Вкратце, все Мари Сью (в т. ч. Анти) отличаются запредельной уникальностью, при отсутствии иных черт.
Мужской вариант — Марти Стю/Сью (если вам больше нравится аллитерация) или Гэри Стю (если вам по душе рифма). Повышенно аристократичную, элегантную и метросексуальную версию Марти Стю некоторые называют «Тайлер Бранд» — так звали кодификатор подтропа.
Особенно популярны герои такого рода в фанфиках: авторы часто пишут персонажа с себя, только наделяя его нелогичными сверхспособностями, неуязвимостью, невероятным остроумием, огромным богатством, вечным везением, набором сильнейших магических артефактов и, естественно, сексуальной привлекательностью.
Некоторые критики справедливо замечают, что это попахивает мошенничеством и читать про такого героя совершенно неинтересно, потому что отсутствует какой-либо материал для конфликта: Мэри Сью побеждает всегда.
Впрочем, это не единственная черта Сью (когда единственная, это называется «унылая непобедимость»).
Чрезмерный надрыв. Путь Мэри Сью обязательно начинён дешёвой драмой в необъятных количествах. Если слезогонка, то так, чтобы понадобился ящик носовых платков, если пафос, то столько, что Эдда, Илиада и книги про космодесант из вархаммера будут нервно икать от осознания собственной неполноценности (по крайней мере, так хочет горе-аффтар).
Слишком много фишек. Обычно — трудносовместимых в рамках хорошего вкуса. Суперспособности, полезные навыки и сверхъестественную физиологию автор Сью гребёт лопатой, не выбирая между нужным и ненужным, результатом чего нередко оказывается ниндзя-пират-зомби-робот.
Все педали в пол. Супер-дупер-офигительная уникальность персонажа (заставляющая подозревать, что автор банально недоласкан по жизни). Выглядит Сью непременно ярко и эротично (читай «вырвиглазно и безвкусно»), а делает всё с судьбоносными восклицательными знаками:
И да, после всего этого она поступает в Хогвартс! Или во что-то аналогичное.
Социопатия персонажа. В промежутках Сью хамит всем встречным, демонстрирует петросянский юмор и предаётся самолюбованию. То есть это автор через неё предаётся самолюбованию, а Сью в это время кого-нибудь сражает наповал своей сексапильностью, грацией, вкусом и, конечно, пафосом.
Автор надеется таким образом поразить всех стилем, мастерством и силой воли своего персонажа… но такое количество приправы при отсутствии самого блюда (то бишь, характера) у девяноста девяти процентов читателей вызывает только рвотный рефлекс.
Вместе с этим автор часто, сам не замечая этого, компенсаторно проецирует на персонажа свои собственные комплексы и душевные раны (я живу с родителями и ненавижу их? так родители моей героини сдохнут! нет, лучше она сама их убьёт! жестоко! кровькишки!), так что столкновение с недружелюбно настроенным выпускником психфака грозит автору эмоциональным шоком и несколькими неделями депрессии.
Прибавим к этому полное отсутствие логики событий, со Сью происходящих — и до конца осознаем причины глубокой ненависти (а также и нежной любви, без которой не было бы этой статьи) читателей к сабжу.
Содержание
Как с этим бороться [ править ]
« | Мэри Сью. Такой специфический образ может даже вызвать определённый интерес своей претензией на юмор. Он нравится тем же закомплексованным подросткам, которым тоже хотелось бы с ноги открывать дверь в покои принца или принцессы и хамить вооружённым до зубов головорезам. Однако для серьёзной литературы такие герои не годятся в силу своего неправдоподобия, и заштампованности. | » |
— «Записки литературного редактора» |
Существуют специальные тесты [1] для начинающих авторов, с помощью которых можно определить, насколько персонаж походит на стереотипную Мэри Сью. Некоторые, правда, считают, что, хотя проблема нереалистичных и необоснованных героев и существует, страх написать о Мэри Сью может оказаться слишком сильным и навсегда отвратить автора от написания текстов. Впрочем, для критика здесь тоже есть ловушка: при чересчур прямолинейном подходе можно объявлять мерисьями всех героев, чего-либо добившихся в произведении. А вы пробовали применить помянутые тесты к народным сказкам? [2]
С другой стороны, самый простой способ избавить персонажа от комплекса Мэри Сью — посадить его в лужу. Именно посадить в лужу, а не заставить пафосно страдать! (Когда с посажением в лужу перебарщивают, или даже всё сводят лишь к этому — такой казус называется Анти-Сью).
Если внимательно прочитать оригинальный текст, то становится ясной другая деталь: Мэри Сью так смешна, потому что она как раз нарушает саму суть историй про Star Trek. На «Энтерпрайзе» нет супергероев: у каждого персонажа есть свой кусок компетенции, и именно в нём он силён. А Мэри Сью в одиночку заменяет целый экипаж.
Что НЕ является сабжем [ править ]
Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» Арагорна (Дж. Р. Р. Толкин), Джона Сноу или Дейнерис (Дж. Р. Р. Мартин), Сварога Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), Кенета Деревянного Меча [3] (Э. Раткевич) и т. п.
Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — личностное (а не «чисто техническое»!) развитие персонажа. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (если, конечно, в фабуле оставлено для этого место). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон. Путь героя, правильно реконструированный и талантливо описанный, подразумевает именно это — не просто «прокачку по уровням», но и внутренние изменения. Поэтому тот же Люк Скайуокер — не Мэри Сью, как и Гарри Поттер или Гед из романов Урсулы ле Гуин.
Но если, сообразно этим же самым законам мира, в нём бывают вполне природные — и, так сказать, внутризаконные — редкие «супер-пупер-исключения» (с врождённой магией; с бонусом к харизме; с редкостным блатом, когда «платить» не нужно или можно со скидкой, ну или «льгота в оплате», скажем; полагается за высокие моральные качества; и пр.)… Если автору оправданно необходимо, чтобы в сюжете было одно или несколько таких «живых исключений из базового закона» (как особых способов срабатывания его же)… Вот тогда Сью от не-Сью можно отличить только по художественной годности образа. В таком случае и Сью и не-Сью — в равной мере «супер-деятели», которые могут то, чего в том же мире не может большинство, но Сью при этом еще и притянута за уши, обличает собою авторскую безвкусицу, ходульна, не раскрыта и не проходит через моральное развитие, тогда как не-Сью по-своему логична, в известном смысле сбалансирована (даже при всей своей «суперскости» и редкостности), психологически правдоподобна, хорошо прописана, а если фабула позволяет — то еще и развивается личностно.
Этот же принцип «Как отличать Сью от не-Сью» работает и в случае (ОЧЕНЬ частом в фантастических произведениях!), когда внутри фабулы сталкиваются два или более мира с РАЗНЫМИ внутренними «законами» (unati): скажем, попаданство, появление космических или иномировых пришельцев, вмешательство божественных сил и т. п.
Проще говоря, Мэри Сью — это сочетание внешних яркости, уникальности и могущества с абсолютно ничтожным и плоским внутренним содержанием при неадекватном количестве уделенного персонажу внимания. Иными словами, автор изо всех сил пытается сказать о том, насколько персонаж значителен, но развит он на уровне третьестепенного болванчика. Если же в такой персонаж напихано великое множество деталей, призванных (как думает автор) его «раскрыть» — то эти детали не увязаны как следует между собой и с прочей фабулой и сюжетом (если увязаны — это уже не Сью никакая), а оттого и мощь/яркость/удачливость персонажа плохо вяжется с миром, с сюжетом… и даже с самим этим персонажем.
В некоторых снобствующих кругах появилась тенденция давать «титул» Мэри Сью любым по их мнению «чрезмерно» ярким или удачливым персонажам. Скажем нет таким безобразиям: Мэри Сью это именно проявление видного невооруженным взглядом дурного вкуса, если же фанату «маленьких людей» и героев-неудачников видится нарушение хорошего вкуса в любом ярком или могущественном персонаже — это проблемы самого сноба, но никак не автора и не произведения.
Также не следует считать Мэри Сью персонажей народного эпоса. Геракл, Зигфрид, Роланд, степные богатыри вроде Манаса или Гэсэра и прочие герои народного эпоса не Мэри Сью, они именно эпические герои, которые воплощают воинские добродетели: силу, храбрость, готовность совершать подвиги и выполнять героический долг даже ценой собственной жизни. Когда эпос становится авторским, как у Гомера, и вместо линейной истории о превозмогании врага за врагом появляется сюжет и героев начинают показывать в быту, даже с комическими сценами, то и герои становятся более глубокими и противоречивыми, совершают глупости и переживают конфликты чести и долга.
Этимология Мэри Сью [ править ]
В 1973 году Пола Смит написала пародийный фанфик по вселенной сериала «Звёздный путь», в котором выстебала подобных героинь, уже тогда ставших бичом фанфиков. Главной героиней фанфика стала роскошная розовоглазая блондинка Мэри Сью, которая по сюжету мичман и судовой врач, одетая сверху по уставу в мундир «Звёздного Пути», а внизу не по уставу — в сетчатые колготки с сапогами. По сравнению с ней Шварценеггер был хлипким мальчиком с плохой координацией. К тому же она была сексуальней всех на свете. Капитан Кирк мигом в неё влюбился и захотел от неё ребёнка, а когда она гордо отказала — так обвосхищался этим, что уступил великолепной деве капитанскую должность. И конечно, по сюжету пародии Мэри спасла весь экипаж корабля и всё человечество от страшной беды. В данном произведении высмеивается образ идеального себя, которые зачастую создают МТА и закомплексованные люди.
Кстати, в американском английском sue означает «подать судебный иск, засудить». Понятно, что сутяжничество — далеко не самая героическая и романтическая черта, что добавляет комичности образу.
Какими авторскими мотивами обычно порождается [ править ]
Остается только один вопрос: если феномен Сью так общеизвестен (и даже больше — стал неким символом несостоятельности автора), почему же этот персонаж до сих пор появляется в подростковом — а бывает, что и во взрослом — творчестве?
Думается, что тут есть несколько факторов:
Ареал обитания [ править ]
Фольклор [ править ]
В прозе [ править ]
И после длительных прений решено было наградить героя еще следующими достоинствами: а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме. б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути. в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно. г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней). д) Утром он работает. А вечером? — Учится. А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.
В компьютерных играх [ править ]
Получается без специальных усилий со стороны авторов, просто из-за чрезмерно активного использования «Малого типового набора» при генерации сюжета. Все геймдизайнеры заняты механикой, балансом и кнопками в интерфейсе, бывает.
В форумных ролёвках [ править ]
Сью, освоившие данную экологическую нишу — настоящий бич ролевых форумов, генератор конфликтов между игроками и источник падения литературного уровня игры. Беда в том, что Сью создаются и вбрасываются в мир, где создатель Сью — не царь и не бог, это со всей-то своей бабахнутой нелогичностью. Хуже того, ведут они там себя во взаимодействии с чужими персонажами так же, с первых предложений заявляя о своём превосходстве над всем и вся и требуя его себе вопреки чужим действиям и логике событий. На приличных ролевых форумах со Сью борются всеми силами, а на неприличных Сью сидят толпами и вовсю сьят друг друга, уступая только Главному Сью — персонажу самодура-админа.
Игра с тропом [ править ]
Изредка встречаются произведения, где описан процесс создания писателем мэрисьюшного персонажа. Яркий пример — австралийский фильм «Остров Ним» (2008). Писательница Александра Ровер создаёт Марти Стю — известного путешественника и специалиста по выживанию в дикой природе Алекса Ровера. В фильме Алекс Ровер время от времени оживает и разговаривает с писательницей.
Не всё так страшно [ править ]
Если в произведении есть персонаж, обладающий существенным количеством черт Сью — это ещё не значит, что всё плохо. Плохо не когда Сью, плохо, когда скучно. В этом случае обязанность Сью — украсть шоу, и не искусственно, расталкивая волею автора всех окружающих, а честно отрабатывая роль самого крутого персонажа.
Игра с тропом [ править ]
Реинкарнация в ИИ Космического Линкора
— главный герой, оцифрованная личность ОЯША оказавшийся в эпицентре галактической войны в статусе ИИ линкора. Даже будучи гибридом Яна Вэньли и Рейнхарда Лоэнгрима, ведет себя как паренек шестнадцати лет, а его военные навыки объясняться что а) он всё-таки древний невероятно продвинутый ИИ, с возможностями недоступным его современным аналогам, и б) командование галактической империи в которой он служит настолько полагалось на тактику «налетим толпой и запинаем», что про понятие стратегии и тактики попросту забыло.
Вступление: вкратце о явлении
Мэри Сью, а так же Марти Сью/Стю (для героев мужского пола), она же МС, она же Сьюха — это некий прообраз персонажа, который удостоился излишних, нереалистичных возможностей, достижений, способностей и удачи. Нередко МС так же называют «просебятину» — т.е. внедрение идеализированного образа самого писателя в текст, либо же попытка сублимации каких-либо желаний или фетишей. Создание подобных героев единогласно признано дурным тоном, и требуется немалый уровень писательского мастерства, чтобы МС… ну, не выглядел МС. Фанфикшен, по большей его части, в любом своём виде так или иначе страдает от появления МС даже в самых первоклассно описанных работах. МС принято считать феноменом литературы обсосанным, изученным и закрытым. Дескать, что тут ещё можно сказать — они самые умные, самые красивые и самые неотразимые, но они по сути своей никто. Пустышки. Обилие неотразимых клонов. Когда-то по древним интернетикам даже ходила замечательная картинка с радужноволосой девой на умопомрачительно высоких каблуках, которая всего в паре штрихов описывала явление целиком. Однако о Мэри Сью всё ещё имеет смысл говорить, хотя бы для того, что понять, почему они появляются из раза в раз, хотя их создание считается моветоном даже в среде начинающих писателей. Сам по себе термин появился в фэндоме «Звёздного пути» в далёком 1973 году благодаря пародийной повести. И вот что писали об этом явлении уже тогда: > Рассказы с Мэри Сью — приключения самого молодого и умного человека, который окончил Академию и когда-либо получал офицерский чин в таком нежном возрасте. Обычно [такие персонажи] характеризуются беспрецедентным мастерством во всём: от искусства до зоологии, включая карате и армрестлинг. Этот персонаж также можно найти прокладывающим себе путь через милосердие/сердце/ум к одному из Большой тройки [Кирк, Спок и Маккой], если не ко всем трём сразу. Она «спасает день» своим остроумием и навыками, и, если нам повезёт, милосердием, умирая в конце и оставляя горевать [по ней] весь корабль. Цитата взята из Википедии Чаще всего Мэри Сью предстаёт главным персонажем — либо оригинальным авторским, либо переработанным, если подобное слово допустимо применить в таком контексте, фэндомным. У типичной, очевидной Мэри Сью будет необычное до крайности имя, ослепительная внешность, зажигательная биография и целый ворох психологических проблем, которые принято выдавать за черты характера и объяснять по принципу «постольку поскольку». Обо всём этом подробнее будет в разделе «Примеры» ниже по статье. Сейчас лучше пройдёмся по причинам возникновения феномена и почему же он всё-таки настолько популярен.
Ответ проще, чем может показаться поначалу. По большей части вся проблема действительно кроется в нереализованных желаниях. Автор — чаще всего это молодой и начинающий автор, но проблема может коснуться и уже опытных — посредством гротескной идеализации персонажа пытается реализовать все свои мечтания, надежды и стремления, которые просто невозможно реализовать обычными руками в обычных условиях. Грубо говоря, средненький офисный планктон не может сутки напролёт валяться на шезлонге в Ницце и не думать ни о чём, а уж тем более — полететь на космическом корабле к неизведанным глубинам космоса! Это логичная и вполне доступная пониманию причина — мы все по сути своей мечтатели, и иногда можем немного замечтаться. Разве это плохо? Едва ли. Просто бывает такое, что подобные мечтания могут зайти слишком далеко. Просто человеку хочется быть идеальным. Уникальной снежиночкой, да не покоробит вас терминология. Никто никогда в жизни своей не захочет уподобиться так называемой «серой массе», «стаду», которым принято называть усреднённую часть общества с примерно одинаковыми параметрами жизни и поведения. Каждый человек по своей сути уникален и неповторим. И для писателя Мэри Сью — это самый простой, самый поверхностный способ эту уникальность проявить и возвести в абсолют. Кроме того, подобные идеи о реализации нереализуемого часто проистекают из уже сложившегося канона, по которому, допустим, пишется фанфик. По сути своей, все персонажи каких-либо оригинальных канонов — те ещё Мэри Сью, просто они вписаны органично, логично и последовательно, не мир строится вокруг них, а они вокруг мира, что и создаёт для них достаточно верибельности и эмпатии. Взять хотя бы Коннора из игры Detroit: Become Human — он красив, умён и уникален, он, будучи андроидом, лишён недостатков человека, и способен на невероятные поступки. Или командор Шепард из Mass Effect — вот уж где Мэри Сью так Мэри Сью! Шепард универсальный боец, может всё и сразу, вполне в состоянии облапать весь свой экипаж и не оказаться уличён в развратности, и всё повествование строится вокруг него как Героя. Но почему их нельзя назвать МС? Да просто потому, что они логично вписаны в свои каноны. Коннор и Шепард — персонажи игр, и они создают связующую нить между игроком и миром игры, заставляя себе эмпатировать и симпатизировать, ассоциировать себя с ними в той или иной степени. Вы не подумайте, что в книгах таких ребят нет — тот же Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро, Элизабет Беннет или Скарлетт О’Хара — все они в своей манере уникальны и необычны, и, окажись они в других условиях и с другими мотивами, они бы непременно оказались Мэри и Марти Сью. И, смотря на подобных персонажей, начинающий писатель сталкивается с мыслью: «Чем я хуже? Создам-ка я друга/брата/свата главного героя, наделю теми же качествами, и всё будет хорошо!» Проблема в том, что хорошо не будет. Дупликация уникальности уже существующего главного героя ведёт к разрушению тонко выстроенного канона. Как два всесильных существа не могут победить друг друга (см. для примера неразрешимый парадокс Бога и камня), так и два одинаково уникальных персонажа не могут сосуществовать в мире и согласии. Они должны быть разными, дополнять друг друга, переформировывать. Появление оригинального персонажа в каноне произведения всегда связано с целым комплексом проблем, который куда проще решить простой мэрисьюшностью. Сложно — особенно для начинающего — прослеживать уровень внедрения персонажа в канон: его характер, трудности, сопоставимость его параметров досье с сеттингом в конце концов. Возможно, поэтому все эти братья-сватья очень негативно воспринимаются участниками фендомов. Слишком много было плохого, а искать хорошее — всё равно что жемчуг в куче… ну, вы поняли.
И тут ответ опять же до предельного прост, но одновременно и сложен — анализировать. Изучать, изучать, изучать. Анализ канона — как своего, так и чужого — должен проходить многоуровневую проверку, чтобы всё, что его касалось — будь то события, места, люди — сплеталось воедино в тонкую, плотную верёвку, из которой не будут торчать белые нитки мерисьюшности, за которые так легко потянуть. Как Микеланджело, годами ходивший вокруг куска мрамора, чтобы, наконец, выбить из него Давида, так и автор должен понимать, что 80% работы над текстом — это анализ. Не бывает такого, что можно просто взять и написать. Для этого нужно быть до идеала эрудированным человеком, чего мы сможем достичь разве что через сотни, тысячи лет с помощью суперкомпьютеров, но уж точно не можем достичь этого сейчас. Любое произведение даёт нам что-то. Рассказ потому и называется рассказом. Какая-то идея, эмоция, подтекст — всё, что находится в произведении, должно давать читателю продвижение к этой идее, эмоции, подтексту. Вот оно, главное отличие Мэри Сью от просто необычного персонажа — МС не продвигает сюжет, не даёт идеи, она просто является результатом сублимации и желаний, которые далеко не всегда могут совпадать с желаниями читателя. Даже некое всесильное существо, как, например, Морфей из комикса Sandman, всё ещё остаётся персонажем логичным и обоснованным — сквозь его всесильность, сквозь призму его безграничных возможностей автор, Нил Гейман, вкладывает в произведение свою идею. И читателю остаётся лишь эту идею впитать.
Самый простой способ показать типичные ошибки при создании персонажа, из которого получается типичная такая МС — это поставить рядом два примера. Здесь и далее следуют аналогии, из которых почти целиком состояла предыдущая версия статьи. Рекомендательно, но необязательно к ознакомлению! Начнём с простого — Имя У Персонажа имя будет звучать сообразно канону — оно будет передавать колорит местности, в которой происходят события, являться интересной игрой слов, как у Тэрри Пратчетта, раскрывать характер персонажа или всё сразу. В Фэнтези, например, не зазорно называться в честь богини или нимфы, иметь имя нобильное или целиком собранное на рандомайзере с интересным звучанием. Это не будет смотреться странно и дико, если вокруг тебя одни Леголасы да Линдиры. В мире современности нормально будут звучать перекочевавшие в русский мультинациональные имена, популярные имена из исторических местностей и всё такое прочее. Мэри Сью в этом случае, скорее всего, назовётся сомнительной четырёхимённой конструкцией и обязательно потребует, чтобы её назвали именно так и никак иначе. Коренную англичанку запросто могут звать Дашей или Онтросакилавой, и на это не будет достойного объяснения. Если же Мэри Сью выберет для себя прозвище — оно при многих вероятностях будет странное и не к месту, едва ли обосновано сюжетным контекстом. Что же касается игры слов — тут тоже нужно быть очень внимательным. Нормально будет назвать персонажа Лордом Низзом, чтобы показать всё своё отношение к нему как к личности и подвести читателя к интересной исторической шутке, однако если вы называете персонажа Хьюстон только ради фразы «Хьюстон, у нас проблемы» — что ж, тогда у вас действительно проблемы. Характер Тут всё очень интересно. Характер — это основная черта персонажа, через которую подаются многие сюжетные перипетии. Архетипизированный характер своей расы или профессии, например, при всей своей клишированности и очевидности окажется почти беспроигрышным вариантом. Вор — хитёр и сообразителен, воин — храбр и безрассуден, лучник — рассудителен и предусмотрителен. Не потому что люди с подобными «классами» становятся такого характера, а потому что такой характер зачастую выбирает именно такой «класс». Рассуждения уровня ДнД, ну да ладно. С помощью черт характера будет подаваться отношение персонажа к событиям, людям и сюжетным поворотам. Мэри Сью же обладает всеми самыми лучшими чертами характера на этапе (само)описания, и всем, в общем-то, плевать, что она ведёт себя совсем по-другому. Она обманула легион, хотя добрая и честная? Да ладно, с кем не бывает! Она подставила бывшего любовника, хотя непременно ещё чувствует к нему былую нежность и возможно (если она девушка или омега) даже носит под сердцем его ребёнка? Да ладно, она же не со зла! Поведение и характер МС не объяснены и не ведут к логическому разрешению сюжетных конфликтов, они существуют по всё тому же вышеупомянутому принципу «постольку поскольку». Когда с виду робкого и невинного героя никто не вынуждал предавать, убивать или обманывать под страхом смерти — это смотрится… странно. Подобные вещи ломают канон произведения, который, учитывая, что в нём находится МС, и так не слишком-то становится крепок. Что самое страшное — остальные персонажи будут себя вести, будто так и должно быть. Будто никакой психологической подоплёки для подобного поведения не нужно и в помине, а характеры их самих флюидны на уровне детского слайма. Внешность В плане внешности можно вспомнить приснопамятную картинку с радужноволосой девой как самый простой пример: если в каноне не предусмотрено радужных волос или соответствующей моды на краску — вряд ли они таковым будут у персонажа. Его внешность тоже работает на сюжет. Капитан Моркоу был высок, широкоплеч и улыбчив, и это сыграло едва ли не решающую роль в восприятии его персоналии остальными. Что же до МС? Внешность превалирует над характером. Нереализованные мечты о радужных волосах, бронелифчиках и платьях от Версачи почти наверняка протекут в текст и не будут играть никакой роли, кроме эстетической — для автора. Загар или бледность будут появляться сами по себе, а не от манеры поведения в светлое время суток, погоде, моде и времени внешность тоже не подвержена. Настоящий гротеск возникает, когда в тексте появляются упоминания розовых или алых глаз, зелёных или фиолетовых волос — от природы. Никакой там вам химии или происхождения, просто так захотелось. POV Первое лицо — настоящий камень преткновения. Правда, персонаж описывает окружающий мир как должное, ведь он не раз здесь бывал. Он расскажет о событиях, об окружающих его людях, упор будет проводиться именно на историю и отношения, поскольку читатель просто-напросто вынужден смотреть на мир глазами персонажа и должен получать необходимую для себя информацию. Так ведёт себя Скив из Корпорации М.И.Ф, так ведёт себя Джон Ватсон, и не сказать, что они какие-то там серые герои. У Мэри Сью с этим есть небольшая такая проблемка, ведь огромное количество текста занимает самолюбование. Шикарные локоны, грудь, бёдра, член (иногда всё вместе), отпадно сидящая одежда и всё такое прочее. Действительно большое количество МС уделяют внимание именно своим внешним достоинствам, призванным подчеркнуть их лёгкую возможность подцепить вторую половинку, особенно, если текст про отношения.
Нужно ли что-то подытоживать?
Избежать Мэри Сью просто — и одновременно невероятно сложно. Они окружают нас везде и всюду, от этого не укрыться, просто иногда нужно давать волю своему мечтателю, а иногда — держать его на коротком поводке. Далеко не каждого персонажа мы имеем право назвать Мэри Сью. Недопустимо говорить о том, что любой, кто круче «серой массы» — уже МС, ведь это совсем не так. Главное понимать — сначала сюжет, потом персонаж, это поможет с лёгкостью избежать нелепых, типичных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие писатели. И да принесёт вам муза вдохновения. За сим — откланиваюсь.