Что значит ь как показатель грамматической формы слова
Русский язык в афоризмах
Данное учебное пособие гарантирует существенное повышение грамотности учащихся в короткое время. Для этого использован принцип ассоциативного запоминания правил, исключений и примеров с помощью афоризмов – мудрых изречений древних и современников (писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры). Пособие предназначено для старшеклассников, учителей, абитуриентов, преподавателей, студентов и может быть использовано в качестве вспомогательного материала к классическим учебникам русского языка.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык в афоризмах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
§ 13. Буква Ь как показатель грамматической формы.
ПРАВИЛО-1. Мягкий знак как показатель грамматической формы пишется:
а) в именительном и винительном падежах единственного числа существительных женского рода;
б) в неопределенной форме глагола;
в) в форме повелительного наклонения;
г) в форме второго лица единственного числа.
в) взвесь — взвесьте — взвесьтесь;
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что: 1) в родительном падеже множественного числа и 2) в именительном падеже единственного числа мужского рода мягкий знак на конце как бы «слышится», но не пишется.
УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя мягкий знак или ликвидируя пропуски.
Любов… есть небесная капля, которую боги влили в чашу жизни, чтобы уменьшить ее гореч… (Джон Рочестер). Не вер… женщине, когда ты ее любиш…; верь, когда она тебя любит (Неизв.). Светоч… истины часто обжигает руку того, кто его несет (П. Буаст). Чтобы завоевать расположение женщины, требует…ся одна и та же лест…; чтобы понравит…ся мужчине — всякий раз разная (Честерфилд). Искусство — лож…, которая делает нас способными осознат… правду (Пабло Пикассо). Отброс…те свое мнение — и с вами сразу согласят…ся (Т. Бер). Остав…те ваши истины при себе, при мне останет…ся мой идеал (Анатоль Франс). Если хочеш… жить, не зная печали, считай будущее прошедшим (Эпиктет). Анекдот — кирпич… русской истории (Максим Горький). Чтобы успеть туда, куда торопиш…ся, необходимо остановит…ся и подумать (Неизв.). Пусть в Бога верит тот, кто выиграл двести тысяч… (И. Бабель). Мы во всем и почти всегда бываем жертвами нашего воображения: оно торопит…ся закрыть своим пестрым покрывалом малейший луч… истины (П. Буаст).
§ 13. БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
а) в именительном и винительном падежах единственного
числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-
дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-
тельного падежа множественного числа);
б) в неопределенной форме глагола: учить — учиться,
в) в форме повелительного наклонения: взвесь — взвесьте,
взвесьтесь; сыпь — сыпьтесь, сыпься;
г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь —
заглядываешься; строишь — строишься.
гольных формах см. также § 31.)
Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-
1.1. В эту минуту раздались п. яные крики гостей (П.).
2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-
сать и переписать, чтоб не платить ничего под. ячим
(Г.). 3. Она села за фортеп. яно и сыграла несколько
любимых его п. ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их
манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур. ян
рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-
ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно
выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз. яренная река пенилась и схле-
стывала волнами гранитные парапеты набережной
(Гори/.). 8. Порой выходила группа от. экзаменовавших-
ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или
озабоченно — о возможности провала (Кор.). 9. Повар
10. Среди большой чистой площадки на высоком п. е-
дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).
11. Вот нам и еще один компан. он для пикника (Купр.).
12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ. ятный
лазурный простор (Гладк.). 13.
костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-
жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-
кар.). 14. Мы уж с отцом от. ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы
отходили на север, прикрываясь все время сильными
ар. ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-
от. емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с. у-
зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-
стал день прем. еры, подготавливавшейся свыше
полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред. явили Фокину ряд
требований, и прежде всего о повышении заработной
Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в. кжи из бре-
II. 1. В городке было сконцентрировано несколько
батал. онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-
об. емлющие задачи построения бесклассового обще-
ства. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно
найти в магазинах Глав. ювелирторга. 4. Во время ре-
монта театра были заменены меж. ярусные перекрытия.
5. В газете опубликовано интерв. ю с руководителем
иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы
работы позволили с. экономить много времени и средств.
7. Активная контр. атака противника поставила в зат-
руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-
ту переводчика облегчил недавно изданный трех. языч-
ный словарь. 9. В такую в. южную ночь нетрудно было
сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-
редки были заморозки, и листья на дерев. ях с. ёжи-
лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-
ментов была использована фельд. егерская связь.
12. Проверив, прочно ли прикреплены п. ексы, лыж-
ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-
боту, нужно объективно оценивать свои возможности.
14. Денежные знаки старого образца были из. яты из
обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-
бое явление природы казалось людям сверх. естествен-
ным и необъяснимым.
какими-то четырех. элементными соединениями. 17. В
основе таких теорий, как пантюркизм, пан. японизм,
лежат не столько религиозные, сколько политические
цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-
вершил транс. европейский перелет за несколько ча-
сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь
избавиться от тяжести под. яремной жизни в условиях
крепостничества. 20. Сначала производились натурные
с. емки, затем работа была перенесена в павил. оны
III. 1. Прос. ба моя состоит в следующем. 2. Дождик
сеялся все мел. че и мел. че. 3. На землю легла измо-
роз. 4. Одеваеш. ся около открытого ил. юминатора,
в который тянет апрел. ской свежест. ю. 5. Ему не сиде-
лос. 6. Он учит.-.ся катат. ся на кон. ках. 7. Короткий
чилис. 9. Помощ. ник был старательный и толковый.
10. Феврал. сем. надцатого ворвался в город ветром,
дет. ми. 12. Л. няные головы белели во т. ме. 13. Я боюс.
сер. езно увлеч. ся. 14. И нечему дивит. ся: как дере-
ву с огнем ДРУЖИТ. СЯ? 15. Захочеш. — доб. еш. ся.
16. Ран. ним летним утром отправ. тесь в лес. 17. Поза-
бот. тес. о еде: воз. мите что-нибудь с собой. 18. Не
IV. Изморос. кол. цо, сел. д. декабр. ский,
мира, ал. ергия, БОЗ. НЯ, свар. щик, пес. ня, рож.
дач. доблест. плеч. весен. ний, проч. ный, ян-
Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных
Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных
Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных пишется в именительном и винительном падежах единственного числа существительных женского рода.
Например: речь, рожь, тушь, печь, молодежь
Примечание: нельзя применять это правило в отношении таких форм как туч, рощ, тысяч, так как это формы родительного падежа множественного числа.
Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах
Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах пишется в случаях:
а) в неопределенной форме глагола(что делать?)
Например: петь и распеваться, спать и высыпаться.
в) в форме повелительного наклонения
Например: назначь, назначьте; съешь, съешьте; сыпь, сыпьтесь, сыпься.
г) в форме второго лица единственного числа
строишь и строишься, моешь и моешься.
Мягкий знак (Ь) НЕ пишется в глаголах в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени (форма отвечает на вопрос «что делает?»)
Например: песок сыпется, она готовится.
. Отвечают на один общий для них вопрос: что?
2. Одинаковые члены предложения (одноименные члены): подлежащее.
3. Относятся к одному и тому же члену предложения: обступали.
4. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью: сосны, (и) березы, (и) лиственницы.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Чередование гласных в корнях слов.
Чередование е-и
Чередование а-о
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Исключение: утварь.
Исключение: выгарки.
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
Тире ставится Тире не ставится 1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой).
Следующая станция – Мытищи; Трижды пять – пятнадцать; Расстояние между поселками – шестьдесят километров.
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);
б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);
в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);
г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда – наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);
д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сергей мне сосед);
е) сказуемое предшествует подлежащему (Прекрасный человек Иван Иванович);
ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара). 2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже.
О решённом говорить – только путать;
Слушать тебя – наслаждение;
Мой долг – предупредить тебя об опасности.
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!).
Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство – ждать). 3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).
Поймать ерша или окуня – это такое блаженство;
Понять – значит простить;
Безумство храбрых – вот мудрость жизни.
3. Перед словами это, значит тире не ставится, если:
а) значит является вводным словом (в значении следовательно):
Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;
б) значит является глаголом в значениях:
1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);
2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);
3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);
в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).
равописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.
· Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое.
· Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).
1.1. Определённо-личные предложения Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).
Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!
Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!
Инфинитивные предложения
Сказуемое – независимый инфинитив.
При правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:
1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было частично разобрано в п. 3.5.2. Правописание наречий.
1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях:
а) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.
Ср.: нéкто, нéчто, нéкоторый, нéсколько, нéгде, нéзачем – никтó, ничтó, никогó, нискóлько, никакóй, нигдé.
б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.
Ср.: Это был не кто иной, как мой школьный товарищ. – Никто иной этого сделать не мог; Это было не чем иным, как простым фокусом. – Ничем иным он не занимался.
1. Обособленные определения
При междометиях
1. Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое без восклицательной интонации, отделяется запятой:1)Увы,на разные забавы я много жизни погубил!
2.Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое с восклицательной интонацией, отделяется восклицательным знаком: 1)Эх! Да ты, как я вижу, слова не даёшь вымолвить.
3.Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море!
4. Запятой и восклицательным знаком выделяется междометие, стоящее в середине предложения и произносимое с восклицательной интонацией:1)Но, увы!комендант ничего не мог сказать мне решительного
5. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не выделяются: 1) Ах ты, мерзкое стекло!
Билет № 21
Правописание сложных слов
Сложные слова бывают двух видов. В одних корни соединяются при помощи соединительных гласных о и е: водопровод, землетрясение, железнодорожный, синеглазый; в других сложных словах соединительных гласных нет: трехметровый, четырехэтажный, пятилетка.
1. Сложные прилагательные пишутся с черточкой (дефисом) в том случае, если между словами, от которых прилагательное произведено, можно вставить союз и или но: торгово-промышленныйрасцвет (расцвет торговый и промышленный),
2. Через дефис пишутся также сложные прилагательные, при образовании которых из прилагательного и существительного произошла перестановка образующих слов: литературно-художественноепроизведение (произведение художественной литературы)
3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета, например: бледно-розовый, ярко-синий.
Билет № 22
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
1.Простые предложения в сложносочинённомотделяются друг от друга запятой. Например: 1) Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увёл своего гостя вкомнату.
2.Если простые предложения всоставе сложносочинённого значительно распространены или имеют внутри запятые, то вместо запятой между ними может ставиться точка сзапятой. Например: Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне.
3.Между простыми предложениями в сложносочинённом может ставиться тире, чтобы показать быструю смену событий или резкое их противопоставление.Например:1)Минута — и стихи свободно потекут
Билет № 23
Билет № 25
С глаголами
1)Отрицание не с глаголами пишется раздельно: не брать, не был, не зная, не спеша.
2)Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу.
2) С деепричастиями
1)Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Например: Не зная(дееприч)
2)Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. Например: Недоумевая(без не не употребляется)
Билет № 27
Правописание НЕ с причастиями
1) Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты.
2)Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные снова: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки.
Билет № 28
Билет № 29
Правописание частицы НЕ
Слитно
1. Со всеми словами, которые не употребляются без не: неистовство, необходимый.
2. С существительными, прилагательными и наречиями на –о, когда с не образуется новое слово (его нередко можно заменить близким по смыслу словом, но без не): неправда (ложь), неплохой (хороший)
3. С неопределенными местоимениями, а также и отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интересное
4. С полными причастиями без зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга.
Раздельно
1. С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями: не читая, не хватает, не видя
2. С существительными, прилагательными, наречиями на –о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь. Он совершил не хороший, а дурной поступок.
3. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги
4. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга.
Билет № 30
Билет № 32
Билет № 33
Буквы И-Ы после приставок
При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно с произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить,безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный,безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.
Но пишетсяи:
1. В словах с приставками меж— и сверх
—, например: межирригационный, сверхизысканный.
2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан
— и т. П
.Билет № 34
Прямая и косвенная речь
Прямая речь
Прямая речь — чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего).
Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“».
Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире.
Косвенная речь
Косвенная речь — речь какого-либо лица, переданная говорящим (или пишущим) в предложении, подчинённом его собственной фразе, вводящей эту речь. При передаче косвенной речи высказывание трансформируется по определённым правилам, которые отличаются от языка к языку. Например, в русском языке косвенная речь 3-го лица передаётся так: «Он сказал, что будет дома» (сказуемое 1 стоит в прошедшем времени, сказуемое 2 — в будущем времени)
Билет № 35
Употребление Ь И Ъ
2.Правописание разделительного ь (мягкого знака).
Разделительный ь (мягкий знак) пишется:
• внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
• в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
Билет № 36
Однородные и неоднородные определения
Как правило, неоднородными являются определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательного
2) Неоднородными могут быть и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп 1) Вот на землю стали падать холодные крупные капли.
2) Однородные определения характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку, на каком-либо общем основании.
2). Определения, с помощью которых обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении (по цвету, материалу, назначению, географическому положению и т. д.), например: 1) Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.
Билет № 37
Билет № 38
Примечания
Косвенные вопросы могут присоединяться к главному союзом-частицей ли, например:
2. Придаточные изъяснительные с союзными словами кто или что (Счастлив, кто строит новую жизнь; Я слышал, что вы прошептали) переходят в определительные, если в главное предложение вводится указательное слово тот, которое выступает в роли подлежащего или дополнения и поэтому имеет значение существительного:
3. Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей и сходны с дополнениями, например:
Другие придаточные изъяснительные отвечают на вопросы именительного падежа и сходны с подлежащими, например:
1. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Предлоги, как и окончания самостоятельных слов, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
2. Предлоги, как и другие служебные части речи, не изменяются.
3. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами).
Около полудня бричка свернула с дороги вправо (Гоголь).
4. По значению предлоги делятся на разряды:
· пространственные (указывают на место) – у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, из-под, до, перед, через, вокруг, мимо, между, около, поперёк, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь, среди, против и др.
· временные (указывают на время) – до, в, с, через, по, накануне, в течение и др.
До рассвета, в понедельник, с понедельника, через неделю, по два часа, накануне экзамена, в течение всего дня.
· причинные (указывают на причину) – по, от, из-за, за, ввиду, благодаря, вследствие и др.
· целевые (указывают на цель) – для, ради, на, за, по и др.
· образа действия (указывают на образ действия) – с, без, в, по и др.
· дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие) – о, об, про, с, по, насчёт и др.
Придаточные обстоятельственные Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени. Во всех трех учебных комплексах выделены эти виды придаточных предложений, но придаточные образа действия и степени объединены в них в одну группу. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзовкогда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.: С тех пор какмы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий (М. Ю. Лермонтов). Только чтовы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов). При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного словатогда, придаточная присоединяется союзным словомкогда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему: Нынче,когдая открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) – придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством. От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения. Например, предложения Дождь идёт, с тех пор какмы вернулись и Дождь идёт с тех пор, какмы вернулись имеют в своём составе один и тот же союз с тех пор как. В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться. Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как СПП с придаточным времени, а как СПП с придаточным определительным. При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное. 1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной: Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдругуслышал я шорох (А. С. Пушкин); 2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда – тогда, лишь только – как, когда – то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной: Едвая накинул бурку, какповалил снег (М. Ю. Лермонтов). Сложноподчинённые предложения с придаточными места Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней – обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные словагде, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств: А там, в сознании, гдеещё вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский). В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, кудаему захотелось, где в главной части пропущено слово туда. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках: Гдетонко, там и рвётся. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной союзамипотому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.: Они голодны, потому чтоих некому кормить, они плачут, потому чтоони глубоко несчастны (А. П. Чехов). Всякий труд важен, ибооблагораживает человека (Л. Т.) Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза: Так какмы все как один и за технику, и за её разоблачение, топопросим господина Воланда! (М. А. Булгаков) Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзомтак что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?: Он сразу уснул, так чтона мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть на |
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.