Что значит художественные особенности произведения
Особенности художественной литературы
Художественная литература занимает в нашей стране большое и почетное место как могучее средство образного познания действительности и духовного воспитания народа.
Предметом ее является человек со всеми его проблемами. Писатели рассматривают те или иные ситуации, короткие мгновения или огромные периоды в жизни людей, показывают отношение героя к окружающим и к самому себе, взвешивают перед читателем добро и зло, честь и бесчестье, любовь и ненависть, радость и несчастье, выявляют «типические характеры в типических обстоятельствах».
История, психология, социология, философия также сосредоточены на изучении человека, законов жизни и развития человеческого общества. Но художественная литература отличается от этих наук тем, что обращается преимущественно к эмоциональному восприятию действительности. Изучение жизни она реализует в художественно-образной форме, и это заставляет читателя не холодно мыслить, а чувственно переживать описанное и самостоятельно приходить к заключениям и выводам.
Таким образом, можно считать, что к основным целям художественной литературы относятся:
Эти цели осуществляются в художественно-образной форме, которая обращена к чувственному восприятию и доставляет читателю эстетическое наслаждение. Но восприятие произведений художественной литературы различными читателями неодинаково. Прежде всего это обусловливается возрастом (детей и взрослых) и подготовленностью в зависимости от уровня образования, жизненного опыта и эстетического воспитания. Поэтому художественная литература делится на две большие группы: для взрослых и для детей.
Способы или роды литературного изложения сложились в давние времена, прошли большое испытание временем и по своим характерным особенностям могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.
Лирический способ литературного изложения (песни, оды, стихотворения, элегии и т.д.) отличен от эпического тем, что писатель выражает в произведении преимущественно свои мысли и чувства при помощи описания тех или иных явлений или людей внешнего мира. Иными словами, писатель использует многообразие мира внешнего для выражения мира внутреннего. В лирическом произведении он передает свою реакцию на определенное явление или круг явлений действительности. Совокупность лирических произведений одного и того же писателя или поэта дает всю полноту его мыслей и чувств, его отношение к жизни и людям. Во всей же массе лирических произведений, созданных различными авторами всех стран и народов, сказываются вырабатываемые людьми исторически, философски, эстетически и этически отношения к различным сторонам жизни и человеческого поведения.
В драматическом способе литературного изображения (трагедии, комедии, драмы, водевили) иллюзия подлинной жизни доводится до высшего предела, так как это произведение в основном построено на прямой речи для сценического исполнения.
В драматических произведениях, сходных с эпосом по отражению писателем внешнего мира, авторского повествования нет. Это придает им своеобразный характер.
Независимо от того, к какому роду, виду или жанру относится литературное произведение, в нем всегда своеобразно выражается стиль писателя, особенности его языка.
Все это говорится для того, чтобы представить те задачи, которые решаются художником при выборе характера, способа и средств для проектирования, оформления и иллюстрирования того или иного произведения художественной литературы.
Что дает художественная литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Значение художественной литературы
Художественная литература, как известно, имеет большое значение для современного человека. Итак, художественная литература имеет следующее значение:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что художественная литература обладает своими уникальными чертами, определяющими ее и делающими непохожей на другие стили литературы.
Художественная литература – явление уникальное, разнообразное и не поддающееся определенным характеристикам. Именно художественная литература приносит больше всего пользы человеку в деле развития его личности и духовного мира.
Особенности художественной литературы
Художественная литература – это один из самых распространенных видов литературы. Художественная литература берет свое начало от Древней Руси, от устного фольклорного творчества, народных верований, сказаний и песен. С приходом письменности, а также освобождением литературы из-под влияния церкви и тотального контроля государства, художественная литература получила еще более широкое распространение.
Известно, что русская художественная литература берет свое начало в восемнадцатом веке – с приходом классицизма и просвещенного абсолютизма. Петр Первый стал одним из реформаторов в художественной литературе – он развернул широкую издательскую деятельность по всей территории России. Так, письменная художественная литература начала развиваться в эпоху просвещенного абсолютизма.
Готовые работы на аналогичную тему
В художественной литературе за рубежом происходило все фактически точно также, однако, с некоторым опережением. В истории художественной литературы в различное время возникала мода на различные направления: от мифов до экзистенциализма. Все эти направления получали свое развитие попеременно. То есть классицизм сменялся сентиментализмом, то в свою очередь – романтизмом и так далее. Художественная литература постоянно трансформировалась, вследствие чего приобрела свою уникальность.
К характерным чертам художественной литературы можно отнести:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что художественная литература может дать современному человеку, в первую очередь, опыт. Опыт тех людей, кто жил до него, у кого были такие ситуации и проблему. Вторым, что может дать художественная литература, является знание. Это может быть одинаково как научно-практическое знание, так и историческое, философское. Книги делают нас мудрее, повышают наш общий интеллект. Так, художественная литература способствует повышению интеллекта у современного человека, а также является одним из основных источников знаний на сегодняшний день.
Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Идейно-художественные особенности
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Основными идейно-художественными особенностями произведения являются:
1. Жанр пародирует исторические хроники (летопись). История города Глупова начинается, как и положено, с истории племен, населявших окрестности будущего города. Глупов в пародийном же ключе сравнивается с Римом, что, с одной стороны, помогает вспомнить то, что Русь – это “Третий Рим”, а также увидеть нелепость претензий “головотяпов” и других племен на особую историческую роль.
В результате глупость и элементарная несостоятельность выдаются за некую доблесть, национальную самобытность.
3. Власть в городе Глупове уже начинается со всевозможных безобразий, а “исторические времена” – с крика первого градоначальника “Запорю!”, т. е. с насилия. Таким образом, оказывается, что власть изначально порочна и основана на произволе.
4. Облик градоначальников рисуется при помощи гротеска: совмещаются высокая должность и ничтожество тех, кто ее занимает (совмещение несовместимого): Ламврокакис – беглый грек, торговавший на базаре мылом и впоследствии заеденный клонами, “Органчик” – вообще не человек, а механизм и т. д. Однако основное зло – сами глуповцы, терпящие все это и тем самым порождающие все новые “чудовищные модификации власти” (страх и почитание начальства, умиление при виде обжирающегося Фердыщенко и проч.).
5. В части, посвященной Угрюм-Бурчееву, содержится элемент негативной утопии (антиутопии), где описывается вариант устройства общества, казарменно-регламентированного до самой последней степени. Во многом предсказаны черты тоталитарного социализма: регламентация общест
Венной и семейной жизни, создание лагерей, милитаризация страны, обнищание и массовая гибель людей, “поворот рек вспять” и проч.
6. Намечены и пути освобождения. Оно происходит “снизу”:
А) “Неблагонадежные элементы” указывают на то, что Угрюм-Бурчеев обыкновенный идиот и помогают это понять глуповцам, т. е. разобраться-в сущности власти, ими управляющей, и отказаться от своего прошлого стереотипа в отношении к ней.
Б) Вихрь уносит Угрюм-Бурчеева прочь (возмущение народа). “История прекращает свое течение”, т. е. разрывается порочный круг именно этой истории – истории, начавшейся криком “Запорю!”
Related posts:
Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды
Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.
Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.
Что значит анализ произведения
Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.
Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.
Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.