Что значит художественное восприятие применительно к вашей профессии
Профессии типа «Человек-художественный образ»: список, описание, характеристики
Выбор профессии – дело серьезное и требует такого же серьезного подхода. На нашем телеграм-канале мы уже осветили с вами статьи по выбору профессии типа «человек-человек» и «человек-техника».
Сегодня наша задача – рассказать про особенности профессии сферы «человек-художественный образ», описать личностные характеристики, привести список конкретных специальностей.
Суть профессий, относящихся к сфере «человек-художественный образ»
Прежде чем разбираться, какие профессии относятся к области «человек-художественный образ», давайте разберемся, что собой представляет это понятие.
Основная область деятельности людей из сферы «человек-художественный образ» – искусство и всё, что может быть с ним связано.
Необходимые черты характера
В отличие от других классификаций Климова представитель профессий разряда «человек-художественный образ (искусство)» талантлив. Но это не значит, что ему не придется ничему учиться дополнительно. Кроме врожденных способностей ему придется постоянно развивать новые навыки и умения.
Из врожденных качеств чаще всего встречаются:
Из приобретенных качеств чаще наблюдаются:
Особенности профессий типа «человек-художественный образ»
Основной движущей силой таких людей является их стремление прославиться в будущем, стать успешными, получить всеобщее признание.
Цель таких людей – создание гармонии, эстетики, красоты, сохранение культурного наследия человечества.
Профессиональные навыки будут разниться в зависимости от выбранного направления. Художник должен уметь работать с определенными материалами и техниками рисования, скульптор – владеть основами работы с камнем/глиной, ювелир – уметь справляться со зрительным напряжением и иметь предельную точность, балетный танцор – навыками жестких тренировок и выступления на сцене, музыкант – способностью воспроизводить гармоничные звуки из инструментов и т.д.
Здесь большую роль играет личность преподавателя, так как он передает ученику знания.
Склонности к творческим профессиям важно заметить в раннем возрасте, так как подготовку к учебе по выбранному направлению нужно начинать с ранних лет (обучение в музыкальной школе, посещение театральных и танцевальных кружков, мастерских и т.д.).
Основная особенность этого типа профессий состоит в том, что большая часть труда работника не видна сторонним наблюдателям. Поэтому окружающим кажется, что для того, чтобы получить такой результат, работники не прилагали особых усилий. Например, выступление артиста может длиться всего несколько минут. Но перед этим артист упорно репетировал в течение нескольких месяцев по 8 часов ежедневно, соблюдал специальный режим и диету.
Типы профессий класса «человек-художественный образ»
Все профессии этой классификации можно разделить на типы относительно способа художественного отображения действительности:
Специалисты этого типа могут работать по следующим направлениям:
Список профессий сферы «человек-искусство (художественный образ)»
Можно разделить все профессии на следующие основные направления:
Профессии в сфере изобразительного искусства: разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.
Профессии в сфере музыкальной индустрии: настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.
Профессии в сфере литературы/писательского мастерства: редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.
Профессии в сфере актеро-сценического мастерства: артист драмы, артист цирка, ведущий концерта.
Уверены в своих силах и не представляете свою жизнь без мира искусства и творчества, но приходится учить скучные предметы? Не переживайте: сервис студенческой помощи будет всячески помогать, чтобы освободить талантливых людей от учебной рутины.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Профессиональное восприятие человека человеком
Особенности формирования представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнёра по общению. Основные составляющие восприятия человека. Ориентировочные и регулировочные функции восприятия в практической деятельности человека.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.10.2017 |
Размер файла | 26,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Профессиональное восприятие человека человеком
1. О восприятии человека человеком
2. Анализ полученных результатов в ходе анкетирования
В повседневной жизни в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем, вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Первое впечатление это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщённые оценочные суждения. Наконец, в нём всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.
Общаясь друг с другом, или выполняя вместе какую-то работу, люди чаще всего воспринимают те стороны внешности и поведения, которые наиболее значимы именно для этой деятельности. Профессия человека накладывает свой отпечаток на характер восприятия им окружающих людей.
Эта особенность восприятия других людей может стать у человека очень устойчивой, превратиться в профессиональную привычку.
На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнёра по общению. Процесс труда позволяет человеку познавать мир, углубляя и совершенствуя его восприятие. Привычка выделять во внешности людей те качества, с которыми человек имеет дело по роду своей профессии, называется профессиональной установкой, которая может проявляться у человека на протяжении всей жизни.
Цель исследования: выяснить: влияет ли профессия человека на восприятие им других людей.
Гипотеза: Профессия влияет на восприятие других людей.
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Составить анкеты для опроса и провести исследование.
3. Обобщить результаты исследования.
Актуальность: Очень часто люди только посмотрев на человека, уже выносят свой вердикт, какой он. Это приводит к непониманию и конфликтам. Знание, что человек определённых профессий думает о тебе, подтверждает на наш взгляд актуальность выбранной темы.
Новизна: Раньше мы не знали, как к нам относились люди той или иной профессии. А сейчас будем знать. Наш поселок маленький, замкнутое пространство, все друг друга знают, и всё равно профессия накладывает свой отпечаток на восприятие других людей. Исследования в нашем посёлке не проводилось, по крайней мере, мы не слышали, поэтому было интересно посмотреть, как одни люди относятся к другим.
Практическая значимость: наша работа может быть использована в проведении классных часов и родительских собраниях. Это может существенно помочь людям более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.
Методы исследования: анкетирование.
Данное исследование проводилось в п. Уральский среди людей разных профессий, в частности педагогические работники, работники правоохранительных органов, медицинские работники, работники финансово-экономической сферы. В нём приняли участие 60 человек по 15 человек из каждой профессиональной группы.
1. О восприятии человека человеком
Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.
Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:
* ситуация, в которой происходит восприятие.
Активность и избирательность восприятия определяются особенностями каждого индивидуума (установка и опыт, личная заинтересованность, свойства нервной системы) [2;85]
Основным условием восприятия является деятельность. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.[5;56]
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Три аспекта ситуации оказывают заметное влияние на восприятие.
Во-первых, это место, в котором происходит встреча. Например, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию.
Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого дела или в связи, с чем состоялась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встреча, имеет для воспринимающего большое положительное значение, то и его восприятие человека, с которым состоялась встреча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации.
В-третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, кем или от чьего имени была организована встреча. Например, восприятие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или высокопоставленным лицом, может существенно отличаться от восприятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.
Восприятие зависит от предыдущего опыта человека. У каждого человека своя собственная, индивидуальная манера восприятия другого человека.
Специфика восприятия человека человеком по сравнению с восприятием неодушевлённых предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. [6;68]
Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нём.
Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.
На формирование первого впечатления влияет так называемый «эффект ореола». Чаще всего он проявляется тогда, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом.
«Эффект ореола» проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии, вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.
При ошибках превосходства (или неравенства) схема восприятия такова: при встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем могли бы, если он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чём-то превосходим, то мы его недооцениваем.
Ошибки привлекательности мешают составить объективное мнение о человеке. Они связаны с тем, нравится нам внешне наш партнёр по общению или нет. Это выражается в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д. Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. [4;43]
При восприятии человека человеком нам мешают и другие наши собственные стереотипы:
8. Эффект неудачника. Человек однажды потерпевший крупную неудачу, надолго или навсегда теряют авторитет в глазах окружающих.
9. Эффект порядка. При поступлении противоречивой информации, проверить которую трудно, мы склонны верить той, что поступила первой. При поступлении подтверждающей информации человек обычно запоминает последнюю: если кто-то в сотый раз высказал очевидную истину, мы будем вспоминать именно его слова.
10. Закон похожести. Нам больше нравятся люди, похожие на нас, чем слишком не похожие.
Любая профессия накладывает свой отпечаток на понимание человеком характера и личности окружающих. Однако привычка замечать только те качества, которые важны с точки зрения одной профессии, мешает полному и правильному пониманию личности в целом. У человека может возникнуть уверенность, что другого человека он знает хорошо и всесторонне. В дальнейшем это мнение часто оказывается неполным и даже ошибочным. [47;159] восприятие эмоция общение человек
Выводы: Восприятие человека человеком зависит от содержания деятельности, связанного с его интересами и активностью, от установок, либо положительных, либо отрицательных и от наших стереотипов. Профессия человека накладывает свой отпечаток на характер восприятия им окружающих людей.
2. Анализ полученных результатов в ходе анкетирования
Цель исследования выяснить: влияет ли профессия человека на восприятие им других людей.
Исследование проводилось в п. Уральский среди людей разных профессий, в частности, педагогические работники, медицинские работники, работники правоохранительных органов, работники финансово-экономической сферы. В нём приняли участие 60 человек по 15 человек из каждой профессиональной группы.
Метод исследования анкетирование. Испытуемым были заданы 9 вопросов, на которые им нужно было ответить. Из полученных ответов, мы отобрали 3 самых популярных и у нас получились следующие результаты:
Ответив на первый вопрос: «На что вы в первую очередь обращаете внимание при встрече с другим человеком?» мы увидели, что все испытуемые обращают внимание на внешний вид человека. Однако люди разных профессий по-своему понимают внешний вид. Педагогические работники обращают внимание на манеры человека, работники правоохранительных органов на культуру речи, медицинские работники оценивают общее состояние человека, и работники финансово-экономической сферы обращают внимание на ухоженность, на то, как человек одевается.
Второй вопрос звучал следующим образом: «На какие особенности внешнего облика человека вы обычно обращаете внимание?»
Полученные данные показали, что люди разных профессий, по своему воспринимают особенности внешнего облика человека. Педагогические работники в первую очередь обращают внимание на аккуратность и опрятность. Им важно, чтобы одежда была чистая, а рубашка заправлена в брюки. Медицинские работники оценивают внешнее состояние кожи человека, что бы понять, болен человек или нет, хотя для них тоже важно, что бы человек выглядел аккуратно. Работники правоохранительных органов особое внимание обращают на наличие «дефектов» возможно для то того чтобы опознать человека в дальнейшем или запомнить его. Для них тоже важно чтобы человек был аккуратно и опрятно одет, обращают свой взгляд на такие запоминающие особенности внешнего вида человека как прическа, цвет волос, опрятность и одежду. Работники финансово-экономической сферы оценивают человека с точки зрения солидности. Для них важно, сколько стоит одежда. Манеры поведения тоже привлекает их внимание.
Ответы на третий вопрос: «На какие особенности внешнего облика человека вы не обратили бы внимание?» показали, что большинство исследуемых нами людей разных профессий, не обращают внимание на физические недостатки человека, даже если он был инвалид люди бы все равно общались с ним и воспринимали его как личность. Педагогические работники не обратили бы внимания на стоимость одежды. А работники правоохранительных органов на материальное положение человека им неважно бедный человек или богатый. Так же как и педагогические работники, медицинские работники не обращают внимания на то, во что одет человек и на красоту. Работники финансово-экономической сферы не смотрят на лицо человека, они оценивают больше одежду и не замечают внешних данных.
Четвёртый вопрос звучал следующим образом: «Влияют ли вредные привычки (курение, алкоголь) на восприятие другого человека?»
Из полученных результатов видно, что на педагогических работников, медицинских работников, работников правоохранительных органов влияют вредные привычки на восприятие другого человека. Им не нравится, когда человек курит сигарету, или заходит в помещение в нетрезвом состоянии. А вот большинство испытуемых работников финансово-экономической сферы показали, что для них не важно, курит человек или нет, они готовы его выслушать и помочь в трудных ситуациях. Они уточнили, что тоже не станут общаться с человеком, который пришёл к ним в нетрезвом состоянии.
Ответы на пятый вопрос: «В чем заключаются недостатки профессионального восприятия человека человеком?» показали, что педагогические работники занимают позицию, которая находится выше других людей. Они смотрят на человека как на ученика, как бы заранее зная, что учитель знает и понимает больше других. Профессиональный недостаток медицинских работников состоит в том, что они у каждого человека пытаются определить, чем он болен, оценивая только его внешний вид. Работники правоохранительных органов считают себя всегда правым, так как другие находятся по другую сторону закона. Недостаток восприятия работников финансово-экономической сферы заключён в том, что они оценивают человека с точки зрения занимаемого им статуса или должности.
Шестой вопрос: «В чём заключаются достоинства профессионального восприятия человека человеком?» показал, что у большинства работников достоинство заключается в хорошей зрительной памяти. Медицинские работники отмечают так же компетентность и милосердие, то есть, какой бы ни пришёл к ним человек они ему обязательно помогут. Работники правоохранительных органов замечают все анатомические «дефекты», возможно, им часто приходится участвовать в опознании человека и знание его особенностей помогает им в профессиональной жизни и облегчает их труд. Работники финансово-экономической сферы подмечают малейшие детали в облике человека (ногти, причёска, макияж). Достоинство профессионального восприятия педагогических работников заключается в том, что знание психологии помогает им понять человека (его жесты, мимика и походка).
Ответы на седьмой вопрос: «На какие качества человека вы обычно обращаете внимание?» показали, педагогические работники в первую очередь обращают внимание на тактичность человека, на то, как он добросовестно выполняет задания и поручения, и обязательность. Медицинские работники также ценят в человеке тактичность, доброжелательность и приветливость. В то же время они как бы проецируют своё качество милосердие на других людей, то есть если я помогаю другим, то и вы должны тоже помогать другим людям. Работники правоохранительных органов обращают внимание на вежливость, общительность и добросовестность людей с которыми им приходится встречаться. А работники финансово-экономической сферы ценят работоспособность, доброжелательность и обязательность человека
Восьмой вопрос звучал следующим образом: «На какие качества человека вы обычно не обращаете внимание?». Результаты показали, что работники различных профессий не обратили бы внимание на гордость у человека. Педагогические работники не замечают в человеке общительность и весёлость. Медицинские работники любознательность и энтузиазм. Работники правоохранительных органов свободолюбие и энергичность. А работники финансово-экономической сферы хладнокровность и любознательность.
Ответы на девятый вопрос: «Какими качествами своего характера вы обязаны своей профессии?» показали, что большинству людей профессия научила терпению. Педагогических работников ещё целеустремлённости и любознательности. Медицинских работников умению выслушивать других людей. Работников правоохранительных органов требовательности, хладнокровию и общительности. Работников финансово-экономической деятельности общительности и трудолюбию.
Выводы: 1. Люди разных профессий в первую очередь оценивают внешний вид человека, для них важно, чтобы он выглядел опрятно и аккуратно.
3. Медицинские работники обращают внимание на внешнее состояние человека, пытаясь определить, чем он болен, не обращая внимание на красоту и физические недостатки. Негативно относятся к тем, у кого есть вредные привычки. Благодарны своей профессии за хорошую зрительную память и милосердие. В человеке ценят доброжелательность, вежливость и тактичность.
4. Работники правоохранительных органов хотят видеть людей вежливых, общительных и добросовестных. Обращают внимание на различные дефекты во внешности, им неважно материальное положение человека. Вредные привычки влияют на восприятие других людей. Мы находимся с ними по разные стороны закона. Благодарны своей профессии за требовательность, хладнокровие и общительность.
5. Работники финансово-экономической сферы обращают внимание на статус человека, или какую должность он занимает. Для них не важно, курит человек или нет. Ценят солидность, манеры поведения, стоимость одежды. Благодарны своей профессии за терпение, общительность, трудолюбие
Восприятие человека человеком зависит от многих факторов, в том числе и от профессиональной деятельности. На работе мы проводим большую часть нашего времени, и естественно, что все установки, связанные с нашей профессией мы переносим на людей.
Педагогические работники, общаясь с нами занимают позицию выше нас. Медицинские работники пытаются определить, чем же мы больны. Работники правоохранительных органов ищут у нас дефекты, заранее зная, что мы находимся по разные стороны закона. А работники финансово-экономической сферы обращают внимание, в первую очередь на стоимость одежды, её качество и на занимаемую должность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что профессия влияет на восприятие других людей, полностью подтвердилась.
Данное исследование может быть использовано в проведении классных часов и на родительских собраниях.
3. Журнал «Секретарское дело» Литвинцева Н. А. №16 2003г. С. 48-51
1 вопрос: «На что вы в первую очередь обращаете внимание при встрече с другим человеком?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Внешний вид, манеры
Внешний вид, общее состояние.
Внешний вид, культуру речи
Внешний вид, опрятность
2 вопрос: «На какие особенности внешнего облика человека вы обычно обращаете внимание?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Аккуратность, кожные покровы
Наличие «дефектов» во внешности, опрятность, цвет волос, причёска, одежда
Солидность, манеры поведения, стоимость одежды.
3 вопрос: «На какие особенности внешнего облика человека вы не обратили бы внимание?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Качество и стоимость одежды, макияж, маникюр, физические недостатки.
Физические недостатки, одежда, красоту
Стиль одежды, материальное положение
Физические недостатки, лицо человека
4 вопрос: «Влияют ли вредные привычки (курение, алкоголь) на восприятие другого человека?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
5 вопрос: «В чем заключаются недостатки профессионального восприятия человека человеком?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
На человека смотришь как на ученика
Смотрим на кожные покровы, пытаясь определить, чем болен человек.
Мы по разные стороны закона.
Обращаем внимание на статус человека, или какую должность он занимает.
6 вопрос: «В чём заключаются достоинства профессионального восприятия человека человеком?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Умение применять свои знания по психологии и другим наукам
Хорошая зрительная память, компетентность, милосердие.
Умение замечать анатомические «дефекты», хорошая зрительная память
Хорошая зрительная память, умение подмечать ма- лейшие детали (ногти, при- чёска, макияж)
7 вопрос: «На какие качества человека вы обычно обращаете внимание?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Тактичность, добросовестность, обязательность
Тактичность, вежливость, доброжелательность, приветливость, милосердие
Вежливость, общительность, добросовестность
ность, доброжелательность, обязательность
8 вопрос: «На какие качества человека вы обычно не обращаете внимание?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Гордость, весёлость, общительность
Гордость, любознательность, энтузиазм.
Гордость, свободолюбие, энергичность
Хладнокровность, любознательность, гордость
9 вопрос: «Какими качествами своего характера вы обязаны своей профессии?»
Работники правоохранительных органов
Работники финансово-экономической сферы
Терпимость, целеустремлённость, любознательность
Терпение, умение выслушать,
Требовательность, хладнокровие, общительность
Терпение, общительность, трудолюбие
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Восприятие человека, целостное отражение восприятия в чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Механизмы восприятия и понимания людей друг другом. Возрастные и профессиональные особенности, формирование понятий о личности человека.
реферат [23,9 K], добавлен 15.12.2009
Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Формирование первого впечатления о другом человеке. Межличностная аттракция. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого).
реферат [21,7 K], добавлен 25.02.2006
Проектирование человеческой деятельности. Определение, основные свойства и виды восприятия человека. Классификация психических состояний человека в процессе труда. Восприятие как система высшей нервной деятельности. Оценка человеком хода времени.
реферат [30,5 K], добавлен 28.05.2014
Образ человека, его структура и формирование. Механизмы восприятия людьми друг друга. Индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком.
реферат [31,9 K], добавлен 24.05.2015
Изучение системы психических явлений и раскрытие сущности восприятия как ключевого процесса профессиональной деятельности. Психофизиология восприятия и его значение в профессиональной деятельности. Влияние восприятия на личные качества пограничников.
реферат [185,2 K], добавлен 19.06.2014