Что значит художественное чтение
Художественная декламация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Художественная декламация — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст литературного произведения произносится без пения. Происходит из латинского (declamatio)
В англоязычных странах используется термин «spoken word» (в переводе с английского: произносимое слово), этим же термином обозначается соответствующая аудиовизуальная продукция, не являющаяся музыкальной.
Формами «spoken word» могут быть как литературные чтения, чтения стихов и рассказов, доклады, так и поток сознания, и популярные в последнее время политические и социальные комментарии артистов в художественной или театральной форме. Нередко артистами в жанре «spoken word» выступают поэты и музыканты. Иногда голос сопровождается музыкой, но музыка в этом жанре совершенно необязательна.
В Советском Союзе также большой популярностью пользовалось художественное чтение (и литературы, и собственных эссе) в тиражируемых и популярных формах: таких как телевизионные трансляции и телеконцерты, аудиозаписи, живые выступления и гастроли, вечера-бенефисы чтецов и т. д. Среди известных именно своим художественным чтением советских актёров — Игорь Ильинский, Ростислав Плятт, Сергей Юрский и многие другие, в том числе далеко не столь известные в качестве театральных или киноактёров.
Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.
Художественное чтение — искусство исполнительское
Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а ее сотрудники действуют в соответствии с законом Российской Федерации об образовании (июль 1992 г.), Законом о библиотечном деле (декабрь 1994 г.), обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря.
Мы в значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации. На нас лежит ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями страны за беспрепятственное распространение информации и идей, создание условий интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самоопределения ребенка, свободы доступа к информации. Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуется привычным принципом “Не навреди”.
В обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающими особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.
Нравственность, духовность не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, библиотекаря, через игру, занятия любимым делом, книгу.
Изменения содержания образования и повышение требований к уровню знаний школьников приводят к увеличению востребованности юношеством школьных библиотек. Юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, познавательные игры, библиотечные праздники, и семейные встречи, возможность найти новых друзей и понимающих взрослых, всегда готовых подсказать, где и что прочитать, быть друзьями, наставниками, собеседниками. Школьная библиотека – это то место где постоянно кипит жизнь. Без библиотек общество обречено на выживание. Мы жадно ловим все новое и пытаемся “примерить” все на себя. Каждый день приносит столько эмоций и движений, что реакция библиотекарей должна быть как у вратаря, быстрая и точная.
Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества… Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека. Воспитать в своих читателях чувство слова – значит одновременно приобщить их к таким сокровищам великой русской речи, с которыми вряд ли что – нибудь может сравнится. Убеждение, что развитие творческих начал – достояние лишь небольшой группы учащихся, наделенных особыми способностями, ошибочно. Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности, например в кружке. Что мы и стараемся делать в нашей библиотеке.
Вот уже на протяжении 25 лет многие поколения читателей библиотеки посещают кружок “Художественное чтение”. Все девчонки и мальчишки, которые в разное время посещали этот кружок, объединены, пожалуй, вот такими общими чертами – они не забывают удивляться тому, что их окружает, сопереживают тем радостным либо грустным событиям, которые каждый день происходят вокруг них. Им нравится быть рядом друг с другом. Страдать, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично их не касается, что было с другими, а может быть, и вообще не было. Это начало творческого отношения к миру и к жизни. И такое восприятие ребятами мира мы стараемся развивать. В нем залог будущей гармонии художественного и научного отражения мира в человеке. Особое значение мы придаем мажорному настроению в кружке. Этот аспект очень важен для мотивации творчества, т.к. мало задействовать интеллектуальную сферу, должен быть затронут не только ум, но и прежде всего его чувства.
Являясь руководителем кружка на протяжении 25 лет, я горда тем уже, что моя коллега, а она же бывший и очень активный член кружка “художественное чтение”, является моей первой помощницей. И я уверена, что она будет хорошим продолжателем всех традиций кружка. А сейчас, она вместе со мной, на всех заседаниях кружка приобщает ребят к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру и нравственности, а также воспитывает культуру речи. Самое главное в нашем единении это то, что если уж пришли ребята к нам в кружок, то редко кто уходит из него до окончания школы, а многие и после приходят нам в гости, рассказывают о себе, о своих успехах, радуются нашим достижениям.
Так кто же они наши бывшие и сегодняшние кружковцы. Какими людьми они стали, усвоили ли они уроки добра и красоты. И я с уверенностью говорю “Да”. Это замечательные и увлеченные люди, любящие жизнь и людей. Одни избрали благородную профессию – библиотекаря. Живут и трудятся у нас в Труновском районе в сельских библиотеках и являются хорошими работниками в своих коллективах. Они участники конкурса библиотек в номинации “молодой специалист” и достойно выступили в нем, привезя домой дипломы. Это настоящие специалисты своего дела. И я с гордостью могу сказать, что посещение нашего кружка тоже помогло им стать теми, кем они стали.
Очень многие члены кружка выбрали прекраснейшую на земле профессию учителя. Они тоже избрали себе совсем нелегкий путь. Но они всегда были большими знатоками мира литературы, иностранного языка и вообще были очень увлеченными людьми. Если говорить о профессиях, которые избрали наши кружковцы – они прежде всего связаны с людьми. Это медицинские работники, воспитатели детских садов, студент Школы милиции, который с увлечением играл на сцене влюбленного бойца, уходящего на фронт и читающего своей девушке замечательные стихи о любви. Сколько детских судеб прошло за эти 25 лет, и все они мне очень дороги. Я вспоминаю о них с большой теплотой и рада, что они не утратили своего огонька, который горел у них на занятиях нашего кружка.
Стихи представляют собой наиболее специализированный тип художественной речи, своеобразную выразительную систему, существенно отличающуюся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Поэтому здесь мы учимся методам работы над стихотворным текстом – от первого знакомства с произведением до его исполнения перед слушателями.
Это лишь некоторые разделы нашего плана. Хотя занятия кружка у нас должны проходить всего один раз в неделю и всего 2 часа, мы не расстаемся в школе ни на один день. А на переменах все кружковцы в библиотеке. Нет урока – опять мы вместе. Творим, надумываем, просто общаемся. Надо сказать, что мы в кружке учимся не только красиво и правильно говорить, держаться на сцене. Но среди кружковцев очень много талантливых детей, которые замечательно рисуют. Все картины, которые украшают интерьер нашей библиотеки с любовью нарисованы нашими кружковцами. И мы с гордостью говорим всем, что это нам подарил не знаменитый художник или спонсор богатой фирмы, а наша дети. Общаясь с этими замечательными девочками и ребятами, мы сами у них многому учимся. А самое главное они помогают нам думать о том, что жизнь все-таки чудесная штука, когда рядом такие энергичные, всегда веселые и добрые дети.
Мы встречаемся с талантливыми людьми нашего села. И об одной такой встрече мне хочется рассказать.
Подготовка этой встрече была очень трогательной. Кружковцы учили и перечитывали стихи этого замечательного поэта и художника, читали биографию и вникали в ее историю. На эту же встречу мы пригласили и таланты нашей школы, которые также пишут сами стихи. Мы красиво оформили зал, а наши художницы нарисовали яркого Пегаса. Мы так и назвали свою встречу «Под крыльями Пегаса». Сценарий писали все вместе. Купили подарки всем гостям и написали пригласительные. Гостями пригласили на эту встречу 9-11 классы и учителей литературы, которые сами очень хотели побывать на этом мероприятии.
Хочу, чтобы рассветы
Приникли бы к окну,
А я их утром встретил,
Щекой припав к стеклу.
Продолжая говорить и писать о встречах, которые проходят у нас с кружковцами, мы можем сказать, что ни один праздник, “День учителя” или “23 февраля”, не проходит без нашего участия. Мы даже были участниками и помощниками в конкурсе “Учитель года”. И мы это делали всегда с большой любовью к тем людям, которые отдают детям сердце и душу, знания и здоровье. И после таких поздравлений в адрес учителя дети и сами становятся ближе к ним. Если говорить о встречах кружковцев с самыми маленькими читателями нашей библиотеки, хочется отметить праздник “В гостях у Береднея”, где мы были и посланцами лесного царя, и Бабой-Ягой и Доктором Айболитом, и цветиком-семицветиком и конечно же царем Берендеем. И все это было сыграно великолепно. Дети верят в сказку и поверили, что к ним приходили настоящий царь Берендей, Баба-Яга и т.д.
Мы все несем ответственность за то, чтобы за порогом школы молодой человек не почувствовал себя ненужным и слабым. А опорой ему служит конечно же гармоничный, богатый внутренний духовный мир. И поэтому, как приоритетную задачу мы определяем для себя пропаганду традиционных «общечеловеческих» ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, профессиональная компетентность, высокая культура, дружба, любовь, семья.
Художественное чтение
Худо́жественное чте́ние — публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение — жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Прекрасными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский.