Что значит художественное чтение

Художественная декламация

Из Википедии — свободной энциклопедии

Художественная декламация — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст литературного произведения произносится без пения. Происходит из латинского (declamatio)

В англоязычных странах используется термин «spoken word» (в переводе с английского: произносимое слово), этим же термином обозначается соответствующая аудиовизуальная продукция, не являющаяся музыкальной.

Формами «spoken word» могут быть как литературные чтения, чтения стихов и рассказов, доклады, так и поток сознания, и популярные в последнее время политические и социальные комментарии артистов в художественной или театральной форме. Нередко артистами в жанре «spoken word» выступают поэты и музыканты. Иногда голос сопровождается музыкой, но музыка в этом жанре совершенно необязательна.

В Советском Союзе также большой популярностью пользовалось художественное чтение (и литературы, и собственных эссе) в тиражируемых и популярных формах: таких как телевизионные трансляции и телеконцерты, аудиозаписи, живые выступления и гастроли, вечера-бенефисы чтецов и т. д. Среди известных именно своим художественным чтением советских актёров — Игорь Ильинский, Ростислав Плятт, Сергей Юрский и многие другие, в том числе далеко не столь известные в качестве театральных или киноактёров.

Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.

Источник

Художественное чтение — искусство исполнительское

Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а ее сотрудники действуют в соответствии с законом Российской Федерации об образовании (июль 1992 г.), Законом о библиотечном деле (декабрь 1994 г.), обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря.

Мы в значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации. На нас лежит ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями страны за беспрепятственное распространение информации и идей, создание условий интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самоопределения ребенка, свободы доступа к информации. Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуется привычным принципом “Не навреди”.

В обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающими особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.

Нравственность, духовность не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, библиотекаря, через игру, занятия любимым делом, книгу.

Изменения содержания образования и повышение требований к уровню знаний школьников приводят к увеличению востребованности юношеством школьных библиотек. Юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, познавательные игры, библиотечные праздники, и семейные встречи, возможность найти новых друзей и понимающих взрослых, всегда готовых подсказать, где и что прочитать, быть друзьями, наставниками, собеседниками. Школьная библиотека – это то место где постоянно кипит жизнь. Без библиотек общество обречено на выживание. Мы жадно ловим все новое и пытаемся “примерить” все на себя. Каждый день приносит столько эмоций и движений, что реакция библиотекарей должна быть как у вратаря, быстрая и точная.

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества… Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека. Воспитать в своих читателях чувство слова – значит одновременно приобщить их к таким сокровищам великой русской речи, с которыми вряд ли что – нибудь может сравнится. Убеждение, что развитие творческих начал – достояние лишь небольшой группы учащихся, наделенных особыми способностями, ошибочно. Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности, например в кружке. Что мы и стараемся делать в нашей библиотеке.

Вот уже на протяжении 25 лет многие поколения читателей библиотеки посещают кружок “Художественное чтение”. Все девчонки и мальчишки, которые в разное время посещали этот кружок, объединены, пожалуй, вот такими общими чертами – они не забывают удивляться тому, что их окружает, сопереживают тем радостным либо грустным событиям, которые каждый день происходят вокруг них. Им нравится быть рядом друг с другом. Страдать, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично их не касается, что было с другими, а может быть, и вообще не было. Это начало творческого отношения к миру и к жизни. И такое восприятие ребятами мира мы стараемся развивать. В нем залог будущей гармонии художественного и научного отражения мира в человеке. Особое значение мы придаем мажорному настроению в кружке. Этот аспект очень важен для мотивации творчества, т.к. мало задействовать интеллектуальную сферу, должен быть затронут не только ум, но и прежде всего его чувства.

Являясь руководителем кружка на протяжении 25 лет, я горда тем уже, что моя коллега, а она же бывший и очень активный член кружка “художественное чтение”, является моей первой помощницей. И я уверена, что она будет хорошим продолжателем всех традиций кружка. А сейчас, она вместе со мной, на всех заседаниях кружка приобщает ребят к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру и нравственности, а также воспитывает культуру речи. Самое главное в нашем единении это то, что если уж пришли ребята к нам в кружок, то редко кто уходит из него до окончания школы, а многие и после приходят нам в гости, рассказывают о себе, о своих успехах, радуются нашим достижениям.

Так кто же они наши бывшие и сегодняшние кружковцы. Какими людьми они стали, усвоили ли они уроки добра и красоты. И я с уверенностью говорю “Да”. Это замечательные и увлеченные люди, любящие жизнь и людей. Одни избрали благородную профессию – библиотекаря. Живут и трудятся у нас в Труновском районе в сельских библиотеках и являются хорошими работниками в своих коллективах. Они участники конкурса библиотек в номинации “молодой специалист” и достойно выступили в нем, привезя домой дипломы. Это настоящие специалисты своего дела. И я с гордостью могу сказать, что посещение нашего кружка тоже помогло им стать теми, кем они стали.

Очень многие члены кружка выбрали прекраснейшую на земле профессию учителя. Они тоже избрали себе совсем нелегкий путь. Но они всегда были большими знатоками мира литературы, иностранного языка и вообще были очень увлеченными людьми. Если говорить о профессиях, которые избрали наши кружковцы – они прежде всего связаны с людьми. Это медицинские работники, воспитатели детских садов, студент Школы милиции, который с увлечением играл на сцене влюбленного бойца, уходящего на фронт и читающего своей девушке замечательные стихи о любви. Сколько детских судеб прошло за эти 25 лет, и все они мне очень дороги. Я вспоминаю о них с большой теплотой и рада, что они не утратили своего огонька, который горел у них на занятиях нашего кружка.

Стихи представляют собой наиболее специализированный тип художественной речи, своеобразную выразительную систему, существенно отличающуюся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Поэтому здесь мы учимся методам работы над стихотворным текстом – от первого знакомства с произведением до его исполнения перед слушателями.

Это лишь некоторые разделы нашего плана. Хотя занятия кружка у нас должны проходить всего один раз в неделю и всего 2 часа, мы не расстаемся в школе ни на один день. А на переменах все кружковцы в библиотеке. Нет урока – опять мы вместе. Творим, надумываем, просто общаемся. Надо сказать, что мы в кружке учимся не только красиво и правильно говорить, держаться на сцене. Но среди кружковцев очень много талантливых детей, которые замечательно рисуют. Все картины, которые украшают интерьер нашей библиотеки с любовью нарисованы нашими кружковцами. И мы с гордостью говорим всем, что это нам подарил не знаменитый художник или спонсор богатой фирмы, а наша дети. Общаясь с этими замечательными девочками и ребятами, мы сами у них многому учимся. А самое главное они помогают нам думать о том, что жизнь все-таки чудесная штука, когда рядом такие энергичные, всегда веселые и добрые дети.

Мы встречаемся с талантливыми людьми нашего села. И об одной такой встрече мне хочется рассказать.

Подготовка этой встрече была очень трогательной. Кружковцы учили и перечитывали стихи этого замечательного поэта и художника, читали биографию и вникали в ее историю. На эту же встречу мы пригласили и таланты нашей школы, которые также пишут сами стихи. Мы красиво оформили зал, а наши художницы нарисовали яркого Пегаса. Мы так и назвали свою встречу «Под крыльями Пегаса». Сценарий писали все вместе. Купили подарки всем гостям и написали пригласительные. Гостями пригласили на эту встречу 9-11 классы и учителей литературы, которые сами очень хотели побывать на этом мероприятии.

Хочу, чтобы рассветы
Приникли бы к окну,
А я их утром встретил,
Щекой припав к стеклу.

Продолжая говорить и писать о встречах, которые проходят у нас с кружковцами, мы можем сказать, что ни один праздник, “День учителя” или “23 февраля”, не проходит без нашего участия. Мы даже были участниками и помощниками в конкурсе “Учитель года”. И мы это делали всегда с большой любовью к тем людям, которые отдают детям сердце и душу, знания и здоровье. И после таких поздравлений в адрес учителя дети и сами становятся ближе к ним. Если говорить о встречах кружковцев с самыми маленькими читателями нашей библиотеки, хочется отметить праздник “В гостях у Береднея”, где мы были и посланцами лесного царя, и Бабой-Ягой и Доктором Айболитом, и цветиком-семицветиком и конечно же царем Берендеем. И все это было сыграно великолепно. Дети верят в сказку и поверили, что к ним приходили настоящий царь Берендей, Баба-Яга и т.д.

Мы все несем ответственность за то, чтобы за порогом школы молодой человек не почувствовал себя ненужным и слабым. А опорой ему служит конечно же гармоничный, богатый внутренний духовный мир. И поэтому, как приоритетную задачу мы определяем для себя пропаганду традиционных «общечеловеческих» ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, профессиональная компетентность, высокая культура, дружба, любовь, семья.

Источник

Художественное чтение

Худо́жественное чте́ние — публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение — жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Прекрасными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский.

См. также

Что значит художественное чтение

Что значит художественное чтение

Полезное

Смотреть что такое «Художественное чтение» в других словарях:

Художественное чтение — публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации… … Большая советская энциклопедия

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… … Толковый словарь Ушакова

Чтение — … Википедия

Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь

ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… … История Философии: Энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… … История Философии: Энциклопедия

Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин В.ч. получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами декламация… … Педагогический терминологический словарь

Устное творчество — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.… … Википедия

Источник

Художественное чтение

Полезное

Смотреть что такое «Художественное чтение» в других словарях:

Художественное чтение — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем … Википедия

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… … Толковый словарь Ушакова

Чтение — … Википедия

Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь

ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… … История Философии: Энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… … История Философии: Энциклопедия

Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин В.ч. получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами декламация… … Педагогический терминологический словарь

Устное творчество — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.… … Википедия

Источник

Особенности искусства художественного чтения

Понятие « в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е» имеет несколько значений:

— чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь

— искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);

— самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове

— исполнительское искусство, материалом которого является литературное произведение (М. Германова);

— публичное исполнение литературного произведения (БСЭ).

Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора.

Понятие выразительности исторически истолковывалось как выявление глубинных смыслов и скрытых элементов. Современный французский исследователь театра П. Пави отмечает: «. выразительность – не более чем вторичный процесс «извлечения» уже готовых смыслов, которые уже существуют в тексте».

Театральное искусство – искусство синтетическое. «Жить» в пьесе и воздействовать на публику актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А в искусстве художественного чтения нет никаких дополнительных выразительных средств, кроме тех, которыми располагает сам исполнитель (его голос, интонация, мимика, жест).

Актер перевоплощается в образ персонажа, действует от его лица, живет его жизнью. Чтец не перевоплощается в образы персонажей. Он рассказывает о них, о том, как они живут, действуют, думают, говорят, выявляя одновременно

собственное к ним отношение; рассказывает так, как будто сам является свидетелем тех событий, о которых повествует автор. При этом чтец в воображении слушателей вызывает не только образы персонажей, но и

окружающую их обстановку, их быт, условия их жизни и т. д. Журавлев Д.Н.

пишет: «Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.

Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит» изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них раскрывается. Разнообразие трактовки обусловлено личными индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом, пониманием данного автора, теми оттенками чувств, переживаний, которые вызывают у него изображенные в произведении люди и события. Эти личные впечатления, мысли и чувства, обусловливая своеобразие трактовки, определяют творческое намерение чтеца, т. е. ч т о и с к а к о й ц е л ь ю он хочет раскрыть слушателям, читая данное произведение.

Конечная цель чтецав соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.

Осуществление намеченной цели создает словесное действие, которое является «собственно художественным чтением» (В.Н. Аксенов).

К.С. Станиславский утверждал: «Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача: внедрять в других свои видения. Неважно – увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка – природа и батюшка – подсознание. Ваше дело хотеть внедрять, а хотения порождают действия».

Через художественное (выразительное) чтение читатель лучше понимает суть произведения, его своеобразие, лучше чувствует героев, настроение произведения.

Выразительное чтение является могучим средством проникновения в текст художественного произведения. Методист М.А. Рыбникова утверждает, что основной метод проникновения слова в сознание – метод выразительного чтения.

Что значит художественное чтение

Великий реформатор русского театра К.С. Станиславский в работах «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над ролью» четко сформулировал правила работы с текстом, образом, ролью, которые стали известны под названием системы Станиславского.

Методист В.В. Голубков из этой системы предлагает позаимствовать принципы работы над текстом:

— изучение текста, максимальное вживание в его идейно-художественное содержание;

— общественная направленность, действенность выразительного чтения;

— хорошее понимание «задач», которые следует поставить перед слушателем при чтении текста.

Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. Обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Выразительное чтение в школе преследует прежде всего воспитательные цели:- формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности учащегося. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастом учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Выразительной чтение имеет две стороны:

проникновение в смысл исполняемого произведения,

»передачу исполнительского проникновения слушателям» (С. Кочарян).

В работе по выразительному чтению на уроке основное место и время зани –

мает проникновение в художественное произведение, творческое освоение текста. Важно зародить у ученика желание донести до слушателя свои мысли и чувства.

Чтение вслух обращено к слушателям. Для восприятия чтения необходимо, чтобы слушатели понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием определенных знаний, определенного опыта. Поэтому учитель обязансчитаться с возрастом и развитием своих учеников.

Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание возникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание возникает при первом знакомстве с произведением. Опосредованное понимание создается постепенно в процессе постижения произведения.

Для выразительного чтения в школе непосредственное восприятие, возникающее при первом знакомстве произведения, чрезвычайно важно, так как здесь решается вопрос: нравится или не нравится произведение. Именно первыевпечатления – »семена» будущего творчества (К. С. Станиславский). Поэтому при первом чтении произведения учителю рекомендуется читать либо самому, либо дать учащимся послушать чтение мастера в записи, либо разрешить прочитать специально для этого хорошо подготовленному ученику. Но может быть неправильным и восприятие слушателя. Поэтому первое чтение обычно предваряется беседой или лекцией учителя.

На уроках литературы применяется выразительное чтение трех видов:

— выразительное чтение учителя,

— выразительное чтение учащихся,

— чтение мастеров звучащего слова в грамзаписи.

Методология художественного чтения едина для всех. Она требует естест-

венности, простоты и действенности от любого чтеца. Но методика обучения для каждого возраста особая.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса. Уже в начальной школе перед учащимися ставятся основные задачи выразительногочтения:

— учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим,

читая текст произведения;

— у учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем

говорится в произведении;

— учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием

передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

В соответствии с возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы без опоры на какие-либо теоретические знания.

Сведения теоретического характера учащиеся получают в 1У – У1 классах.

Восприимчивость, впечатлительность, конкретность мышления учащихся 1У – У1 классов создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Ребята легко включаются в рассказ.

Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяет легко вовлекать их в переживание перипетий судьбы героя.

Развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателем.

В средних классах анализ литературного произведения проводится чаще всего »вслед за автором» (т.к. для учащихся главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события и эпизоды), и этот путь наиболее удобен для обучения выразительному чтению.

В методике выразительного чтения должен быть соблюден один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний, умений и навыков (например, в У классе у школьников вырабатывается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях сказки, в У1 классе школьники знакомятся с особенностями чтения басни, в У11 классе учатся передавать многокрасочность и сложность композиции описания степи в повести Н.В. Гоголя »Тарас Бульба», в У111 классе, читая по ролям драматическое произведение, учащиеся выявляют характерные особенности героя и т.д.)

В каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

Подготовка и исполнение литературного произведения

Воплощение литературного произведения в звучащем слове – искусство нелегкое. «Прочесть как следует произведение лирическое, – говорил

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 263 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *