Что значит художественная литература
Художественная литература
Что такое художественная литература
Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.
Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.
Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что включает в себя понятие
К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.
В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.
При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.
Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:
Особенности, какую роль играет в жизни человека
Для художественной литературы характерны следующие особенности:
Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
Она развивает различные познавательные процессы:
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
Эпические жанры:
Примеры эпических произведений:
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
Лирические жанры:
По содержанию лирика бывает:
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
Драматические жанры:
Примеры драматических произведений:
По структурному типу текста литература делится на:
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.
Художественная литература
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Содержание
Художественная литература по родам
Структурные типы текста
Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.
Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.
Виды художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия художественная литература
Под термином «художественная литература» современные литераторы понимают вид искусства, в котором материалом для создания произведения является литературный язык и человеческая речь. Продуктом искусства художественной литературы является литературное произведение.
Этот вид искусства способен с помощью языка выражать мнения, взгляды и настроения как отдельной личности, так и обществ в целом. Книги дают нам возможность окунутся в мир других эпох, мы можем узнать и понять, как именно жили люди, какие у них были интересы, что они чувствовали, какими были их ценности и потребности. Основным ведущим признаком художественного произведения является описание действия. Действия всегда выполняются главным героем произведения. Обязательно в произведении присутствует описание: описание места действия событий, внешности героя, описание его характера, настроения и так далее. Таким способом у нас в голове возникает образ героя произведения, на создание этого образа оказывает влияние как сам автор произведения, так и наше собственное воображение и сознание.
Художественная литература преследует очень важные цели. Она демонстрирует нам через своих героев каким образом следует поступать человеку в тех или иных ситуациях, она учит нас опыту, которого у нас пока еще нет.
Классификация видов художественной литературы
Художественную литературу можно классифицировать по родам и по структурному типу. По родам художественная литература делится на:
По структуре вся художественная литература делится на две большие группы:
Эпическая литература
Эпическая литература повествует о событиях, которые предполагаемо имели место быть в прошлом. Этот вид литературы появился в далекие античные времена, уже тогда эпос определяли, как беспристрастный и объективный род литературы.
Эпическая литература имеет ряд определенных специфических характеристик:
Произведение эпического жанра имеют разный объем. Произведения могут быть как небольших размеров, так и достаточно крупными романами, и эпопеями из нескольких книг. Особое место в эпической литературе занимает образ самого рассказчика, от лица которого идет повествование, читатель может проследить его манеру рассказа, склад ума.
Готовые работы на аналогичную тему
Эпос прибегает к использованию всего многообразия литературных средств. Эпические жанры в свою очередь подразделяются на крупные, средние и малые жанры. К крупным относятся:
К средним относятся:
К малым жанрам относят:
Достаточно долгое время, примерно до 18 века главным жанром эпической литературы была поэма-эпопея. Этот жанр имеет ряд специфических черт:
Затем, в 18-19 веке, на смену поэме-эпопее приходит роман. Его особенности следующие:
Драматургическая литература
Драма по сути является не только литературным родом, но также принадлежит и к театральному искусству. Это направление предназначено для игры на сцене, где чаще всего демонстрируются трагические эпизоды. Основное отличие драмы от других родов литературы заключается в том, что ее текст представлен в виде реплик, так же присутствуют авторские ремарки, все произведение поделено на действия и явления. К драматической литературе относят так же комедию, трагедию, драму, фарс, водевиль.
Первые намеки на драму можно заметить еще в первобытной литературе. Как вид поэзии раньше всех драма появилась в Индии и Древней Греции. Сюжеты греческой драмы были основаны на мифологии, а также бытовых ситуациях.
В 16 веке в Европе начинается возрождение греческой драмы. Европейцы старались подрожать греческой традиции, которая проявлялась в:
Позднее в структуру произведения начинают внедрять изменения.
Отличием драматической литературы от других видов художественной литературы так же заключается в наличии в драме строгой структуры. Текст драмы включает:
Лирическая литература
Лирическая литература или лирика — это род литературы, который отражает личное чувство и настроение самого писателя. В лирическом произведение ведущая роль отдается эмоциональным переживаниям, иными словами лирический образ — это образ переживаний. Но, несмотря на имеющийся личностный характер, переживания, которые испытывает главный геро,й являются общественными и выходят за рамки личностного.
В лирической литературе сюжет выходит на второй план. Лирическое произведение обычно написано в настоящем времени. Лирическая поэзия по своей сути представляет переживание, эмоции и чувства которые главный герой или сам же писатель испытывает в данную минуту. Для лирики большое значение имеет интонация, ритм, паузы.
Основными лирическими жанрами являются романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, идиллия.
Проза
Под прозой понимают такой вид литературного текста, в котором ритм не играет существенной роли, то есть он не внедряется в текст и не влияет на содержание. Прозаический текст используют в беллетристике, при написании романов, рассказов. Основным представителем прозаического текста является роман. Под романом понимают достаточно объемное произведение, в котором речь идет о длительном периоде жизни главного героя или главных героев, этот период описан достаточно подробно.
Поэзия
Под поэзией понимают такой способ организации речи, в котором преобладает ритмическая структура. Люди осознали особенность поэтической речи раньше, чем прозаической. Интересен этот вид был тем, что стихотворный ритм дает тексту некоторую музыкальность, а ритм в свою очередь влияет на смысл. Первые литературные произведения были именно поэтическими.
ЛИТЕРАТУРА
Эстетический характер литературного творчества позволяет рассматривать Литературу как часть искусства либо как близкородственную ему деятельность (ср. часто используемое выражение «Литература и искусство»). В то же время многообразная соотнесённость литературных сочинений с различными сферами практической и духовной жизни (в том числе с религией, философией, политикой) придаёт Литературе также внеэстетическую, социокультурную значимость, обусловливает её важную роль в общественных дискуссиях и в теоретических поисках гуманитарного знания.
Литература и фольклор
Появление письменности как предпосылки формирования Литературы стало хронологической границей, отделяющей её от фольклора: новое средство общения позволяло закреплять позицию автора (а не подчиняться «коллективной цензуре» бесписьменного общества) и фиксировать текст в противоположность процессу постоянного импровизационного варьирования в фольклоре. Согласно концепции Александра Н. Веселовского, собственно словесные роды и жанры постепенно выделились из синкретического обрядового творчества («обрядового хора»), соединявшего в себе поэтические, музыкальные и танцевальные элементы.
Вместе с тем на начальном этапе Литература во многом зависела от порождённых фольклором сюжетов, персонажей, выразительных средств. Ранняя Литература также сохраняла изначальную включённость словесного искусства в культовую, обрядовую практику; подобно фольклору, она выполняла роль хранилища «позитивного» знания о мире в форме дидактической литературы.
Формирование понятия литературы
Общеевропейское обозначение «Литературы» и связанное с ним понятие восходит к латинскому слову lit(t)eratura [от lit(t)era «буква»], первоначально оно обозначало письменность, письменную культуру вообще и представляло собой, согласно свидетельству Квинтилиана («Воспитание оратора» 2:1:4), перевод греческий γραμματιϰή с тем же значением. Подобное широкое понимание Литературы продолжало существовать на протяжении многих столетий и отчасти сохранилось в современном употреблении (ср. «научная», «специальная», «популярная» Литература). Во 2-й половине XVII века во Франции появляется уточняющее обозначение belles lettres (в России давшее рождение термину беллетристика), которое к концу XVIII века становится в различных национальных вариантах обозначением словесного художественного творчества как такового (средне немецкий schöne Literatur, русский «изящная словесность, изящная Литература», а затем и «художественная Литература») в отличие от письменной культуры вообще. Однако осознание своеобразия Литературы как эстетически значимой творческой деятельности, признание за ней особой роли в обществе произошло уже в классическую древность, когда корпус художественных текстов обозначался термином «поэзия» (греч. ποίησις первоначально означало сотворение чего-либо, творчество вообще), что и было зафиксировано в систематическом виде в «Поэтике» Аристотеля. «Поэзия» и впоследствии нередко понималась в широком смысле, как не только стихотворное, но всякое литературное творчество. В целом осмысление Литературы как эстетической деятельности окончательно закрепляется в европейской культуре в период романтизма.
Литературный канон; роды и жанры
Литературоведение как наука о Литературе делит сложившийся массив литературных произведений прошлого и настоящего соответственно различным аспектам структуры и функций литературных произведений. Традиционно Литература подразделяется на роды литературные (с XVIII века утверждается система трёх родов: эпос, лирика и драма), а также жанры. Начиная с эпохи романтизма в Литературе происходит интенсивный процесс размывания жанровых границ; всё большую эстетическую и социокультурную значимость приобретают тексты, не имеющие жанровой определённости, но также появляются и новые жанровые формы (такие как детектив, научная фантастика, фэнтези и т.п.). С развитием книгоиздания и удешевлением печатной продукции в XVII-XVIII века формируется массовая литература, обладающая особым жанрово-тематическим составом, который не охватывается традиционной системой жанров. Деление Литературы на сферы описания и анализа с практической и теоретической целями происходит также по таким признакам, как географический (литература больших и малых ареалов, например Латинской Америки или Центральной Европы), этнический и национальный, хронологический (литература разных периодов, история отдельных литератур).
Конвенциональность понятия литературы
Универсальные признаки литературы
Можно назвать лишь два признака Литературы, которые применимы практически ко всем её жанровым, историческим и прочим разновидностям. Как вид художественного творчества Литература представляет собой «бескорыстную», неутилитарную деятельность (исключение составляет лишь «ангажированная» Литература, служащая политическим и иным целям); на неё распространяется принцип незаинтересованности, закреплённый за любым художественным творчеством в эстетике И. Канта. Помимо этого родового признака, который объединяет Литературу со всеми видами исккусства, она обладает и собственным специфическими признаком, отличающим её от прочих искусств: словесной природой. Эти два признака Литературы, не вызывающие сомнения, в то же время носят слишком общий и абстрактный характер, чтобы служить практическими критериями. Уже эстетика XVIII века пыталась точнее определить сущность Литературы в сравнении с другими видами художественной деятельности. Так, Г.Э. Лессинг в трактате «Лаокоон» усмотрел «общий закон» Литературы в том, что она всегда изображает «действие» (в отличие от пластических искусств, которые изображают «тела с их видимыми свойствами»).
Попытки найти более конкретные признаки литературного произведения осуществлялись в основном по двум линиям: выявления особых закономерностей внутренней организации произведения и изучения его функциональных особенностей.
Языковая природа литературы
Поскольку Литературы представляет собой словесное искусство, изучение внутренней, автономной организации литературного произведения опиралось в первую очередь на языковые особенности Литературы. В результате сложилась целая традиция изучения языка художественной литературы. Уже в первых поэтиках отмечается и анализируется «особый» характер языка поэзии. Желание закрепить во многом интуитивное целостное представление о языковых особенностях творчества отдельного автора, произведения, жанра нашло отражение и в понятии стиля, которое в Литературе в значительной мере опирается именно на языковые характеристики. На протяжении XIX-XX веков литературоведение (в особенности такие его направления, как культурно-историческая школа и структурализм) накопило большой опыт в изучении языковых признаков литературных текстов. Однако если языковое своеобразие стихотворной речи более очевидно и последовательно просматривается на всех уровнях языковой структуры, начиная с элементарных звуковых единиц, то прозаические произведения дают настолько разнообразную и неустойчивую картину, что указать какой-то общий набор языковых признаков прозы не представляется возможным.
Если не ограничиваться «граммматикой поэзии», а перенести рассмотрение языковой проблематики на более высокий уровень, то обнаруживаются и другие важные параметры Литературы, связанные с языком. Обращаясь к логико-филосской проблеме отношения языка и действительности, можно обнаружить, что Литература занимает особое положение в общем массиве языковых текстов и в этом аспекте. Литературный текст не подлежит логическому анализу и проверке на прямое соответствие фактической реальности: мы не можем назвать поэтическое произведение «истинным» или «ложным» (в отличие от бытовых и научных высказываний). Эта особенность литературного высказывания была отмечена уже в поэтиках эпохи Возрождения, например в «Защите поэзии» Ф. Сидни, где о поэте говорится: «Он ничего не утверждает, и, следовательно, никогда не лжёт». Литература творчески преобразует и различным образом использует такую особенность человеческого языка, как его способность обозначать не только фактическую реальность, но и «обозначать», а по сути, выстраивать, творить либо никогда не существовавшее, либо воссоздавать утраченное. Во всех этих случаях языковая реальность Литературы оказывается воплощением фантазии, вымысла. Суггестивная сила созданного автором произведения «погружает» читателя в сотворённый автором мир, заставляет его переживать события, свидетелем которых в своей реальной жизни он не был (именно за эту способность создания иллюзии реальности Платон требовал изгнать поэтов из идеального государства).
Литература в социокультурном контексте
Невозможность свести литературные произведение к его структурным, внутренним особенностям вызвала потребность дополнить имманентное изучение Литературы её функциональной характеристикой. Радикальные поиски русских формалистов в 1-й трети XX века, отчасти продолженные Пражским лингвистическим кружком (прежде всего Р.О. Якобсоном и Я. Мукаржовским), поддержанные исследователями в разных странах, укрепили во 2-й половине XX века осознание того факта, что литературное произведение существует и может быть познано лишь во взаимодействии различных обстоятельств и видов человеческой активности: понимание произведения включает и понимание авторской позиции (которая не сводится к описанию автора как конкретного индивида с определённой биографией), и знание ситуации читателя, и учёт обстоятельств, обеспечивающих распространение и сохранение (либо несохранение) литературных текстов в той или иной социокультурной ситуации. При таком взгляде на Литературу она представляет собой сложное и подвижное процессуальное и коммуникативное единство, в котором литературное произведение предстаёт как «оперативная программа» (У. Эко), реализуемая не только творческими усилием автора, но и сотворчеством различных читателей, действующих сообразно своей ситуации и собственным интересам (специальное внимание к роли читателя нашло отражение в рецептивной критике). Функциональный подход приводит к тому, что произведение Литературы приобретает «открытый» характер, рассматривается как некоторая возможность истолкования, перетолковывания, включения в другое произведение, трансмедийного перевода (экранизации, превращения в компьютерную программу, художественную инсталляцию и т.п.). Такое понимание литературного произведения отвечает постструктуралистскому, постмодернистскому состоянию гуманитарного знания и поставангардной, постмодернистской ситуации в Литературе и исккусстве на рубеже XX и XXI веков.
Рассмотрение словесного творчества в широком социокультурном контексте позволяет характеризовать современную Литературу как относительно автономную сферу человеческой деятельности, как социальный институт, представляющий собой единство автора (занимающего определённое общественное положение), средств распространения и хранения литературных произведений (издательства, журналы, публичные библиотеки), средств организации общественной реакции на публикации (реклама, литературная критика, литературоведение) и читающей публики. Каждая из составляющих этого института подлежит различным видам теоретического и прикладного анализа, включая социологический и даже экономический (например, изучение статистики читательского спроса, читательских ожиданий и степени их удовлетворённости и т.п.).