Что значит хронологические рамки нового времени 7 класс
Конспект урока по истории «Новое время: понятие и хронологические рамки» (7 класс)
Тема: От Средневековья к Новому времени
Знать: Хронологические рамки эпохи Нового времени, периодизация, сущностные характеристики эпохи (характерные черты человека и общества Нового времени).
Уметь: искать информацию в учебнике, отвечать на вопросы учителя, составлять синквйн, обобщать и делать выводы.
Давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.
— Какую историю мы с вами изучали? (историю Средневековья, страны).
— Какие важнейшие события истории Средневековья вы можете назвать?
Давайте выполним задание (раздаточный материал). В тетрадях – 5 минут, по вариантам.
622 г. – зарождение… на Аравийском полуострове
962 г. – основание Священной…
1265 и 1302 гг. – возникновение парламента в… и Генеральных штатов во…
1415 г. – сожжение… в Чехии
1453 г. – взятие турками города …
1492 г. – завершение Реконкисты в …
V в. н.э. – разделение славян на три ветви: западную, южную и …
1019-1054 гг. – правление… в Киеве
1147 г. – первое летописное упоминание о городе…
1380 г. – битва между войсками Дмитрия Донского и Мамая на… поле
1480 г. – стояние на реке…, окончание ордынского владычества.
В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история. Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».
— Судя по датам, с которыми вы работали, каковы временные рамки периода Средневековья?
— А какие основные черты Средневековья в Европе и в России вы можете назвать? (Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха).
— А что такое Новое время? (не знают)
— Сформулируйте цель урока.
Учитель формулирует цель урока.
Наша главная цель – понять, что такое новое время? (записать на доске).
Сегодня, чтобы достичь цели урока нам необходимо пройти 5 этапов, ответить на 5 вопросов нашего плана. Давайте с ними ознакомимся (записать на доске).
Когда и кем предложен термин Новое время?
Исторические границы (хронологические рамки) Нового времени.
Какие существуют периоды Нового времени?
Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время по сравнению со Средневековьем? Как изменился тип человека?
По каким источникам изучают историю Нового времени?
1. Итак, перейдем с вами е первому пункту нашего плана. На стр. 5, второй абзац найдите информацию, когда и кем предложен термин «Новое время»? (Итальянскими гуманистами в 15 веке).
— Что такое гуманизм, за что выступали итальянские гуманисты? (в центре внимания гуманистов – человек, пересмотр античного наследия, расцвет светской литературы и искусства).
Итак, итальянские гуманисты в 15 веке провозгласили начало новой эпохи. Они не только предложили термин «новое время», они были первыми, кто разделил историю человечества на 3 последовательных этапа (записать на доске)
1. Античность (Древний мир) до 476 г. – золотой век культуры
2. Средние века (476 г. – 15 век) – темные века.
Что дало им повод противопоставить время, в котором они жили, то есть 15 век, периоду Средних веков (ведь, важное значение имело не только искусство и литература, то есть то, что принято называть культурой) – на этот вопрос мы с вами ответим позже.
2. А сейчас мы с вами перейдем ко второму пункту, к вопросу об исторических границах Нового времени.
— Как вы считаете, мы уже можем хотя бы частично дать ответ на этот вопрос? (Да, начало нового времени – 15 век).
Но, если с началом эпохи Средневековья всё понятно, 476 г. – в этом году пал последний оплот античной цивилизации – Римская империя, то в отношении того, какое событие стало рубежом эпохи Средневековья и Нового времени – ведутся споры. Начало новой истории не имеет точной даты, числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности долгое время существовали со старыми, мы будем называть их традиционными. Но все же некоторые ученые пытаются предложить конкретные даты начала эпохи нового времени (записать на доске):
1492 г. – открытие Колумбом Америки.
1517 г. – начало Реформации (забота о спасении души – задача индивидуальная).
Но мы с вами должны запомнить, что начало эпохи нового времени – это позднее итальянское Возрождение, Великие географические открытия, Реформация. Эти события, взятые по отдельности, не характеризуют эпоху нового времени в целом. Только представив себе всю совокупность изменений, которые произошли, мы получим с вами полное представление об эпохе.
Считается, что Новое время заканчивается в начале XX века, а мы с вами живем в новейшее время.
— Итак, каковы же исторические границы нового времени, когда оно начинается и когда заканчивается?
— Какие события считаются началом эпохи Нового времени?
— Почему нельзя выбрать только одно событие в качестве отправной точки, начала эпохи Нового времени?
3. Теперь, когда мы с вами ориентируемся в исторических границах или хронологических рамках Нового времени, мы должны узнать с вами, на какие периоды делится Новое время.
Периодизация Нового времени, записывают таблицу
Учитель поясняет смысл понятий «традиционное», «аграрное», «индустриальное общество».
— Посмотрите на обложку учебника и скажите, какой период Нового времени мы будем изучать с вами в 7 классе.
4. Давайте теперь подробно рассмотрим те изменения, которые произошли в обществе нового времени. Тем самым мы с вами раскроем вопрос о том, что означало «разрушение традиционного общества».
1. Совершенствуются орудия труда.
2. Растут города, государства преодолевают феодальную раздробленность.
3. Сословная система остается, но появляется новый тип личности – человек с новыми ценностями: достижение богатства, личного успеха (а не общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать решения.
4. Дух предпринимательства охватывает Европу.
Средневековый человек жил в соответствии с традициями, как завещали ему предки, его мало заботили земные дела, средневековый человек в основном заботился о загробной жизни, церковь играла огромную роль в жизни общества и она указывала человеку, как ему действовать. Человек эпохи нового времени – это активный, самостоятельный человек, который не собирался всю жизнь потратить на молитвы и следовать пути, который вытекал из его сословных обязанностей. Человек эпохи нового времени жаждал самостоятельной деятельности, жизненного успеха, богатства, земной славы. Его девиз был «Здесь и сейчас».
— В ком лучше всего воплотился тип человека нового времени, в каких слоях общества? (В незнатных – разбогатевших крестьянах, купцах, жителей города – юристах, банкирах, небогатых дворянах).
Этих людей, разных по происхождению объединяло одно – желание разбогатеть. А чтобы его исполнить, они были готовы пойти на риск. Что для этого было нужно – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на военную или государственную службу, одним словом, принять решение и добиться его исполнения, а не сидеть, сложа руки и делать то, что велит священник или сеньор. Но люди нового времени были готовы покидать родные края и отправляться в заморские путешествия не только по соображениям выгоды, но и из-за интереса ко всему новому, неизведанному.
Вот вам примеры людей нового времени (демонстрация портретов)
1. Христофор Колумб «Бог, слава и золото!»
2. Якоб Фуггер «Я хочу наживаться, пока могу».
3. Мартин Лютер «Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог!»
Вот символы Нового времени (иллюстрации)
Задание: написать синквейн
Человек Нового времени
Активный, самостоятельный, предприимчивый
Открывает, принимает решения, рискует
5. И нам осталось ответить на вопрос, что связывает нас с эпохой нового времени.
Читаете стр. 7-8 и отвечаете на этот вопрос.
И вот настал самый важный момент урока.
Пусть каждый из вас напишет определение, что такое новое время, с вашей точки зрения.
— Когда и кем был предложен термин «Новое время» или «новая история»?
— Каковы хронологические рамки этого периода?
— Какие события считаются началом нового времени?
— На какие периоды делится новое время?
— Какие явления в начале эпохи нового времени свидетельствовали о кризисе традиционного общества?
— Какие главные характерные черты этой эпохи?
— Какими чертами обладал человек эпохи нового времени?
— Что связывает нас с эпохой нового времени?
Всеобщая история
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Периодизация эпохи Нового времени
Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:
В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:
Отличительные особенности Нового времени
Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:
Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям.
Великие географические открытия
С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.
С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.
Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.
В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.
В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.
В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.
В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:
Реформация и Контрреформация
В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.
Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.
Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.
В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.
Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.
Абсолютизм в Европе
Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
Запоминаем новые слова!
Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.
Словарь
1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.
3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.
4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.
Презентация по истории на тему «Новое время: понятие и хронологические рамки. » (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Описание слайда:
Чем отличается отечественная история от всеобщей?
Всеобщая история изучает весь мир в целом, а отечественная – историю своей страны.
Описание слайда:
Какую историю вы изучали в прошлом классе?
Историю средних веков
Описание слайда:
Какие периоды в истории Вы знаете?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Новое время
Термин «новое время» появился в Италии в ХV в. Люди хотели противопоставить себя средневековью, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов».
Появилось другое видение мира, усилился интерес к человеку, к новым знаниям. Люди стали покидать насиженные места и отправлялись в новые путешествия.
Описание слайда:
Личность человека выходит на первый план
Описание слайда:
Изменение в хозяйственной деятельности людей.
Уменьшение влияния государства на жизнь общества.
Индивидуализация общества, стремление личности к самостоятельности
Новые ценности: богатство, личный успех, общение с Богом напрямую без священнослужителей
Описание слайда:
Якоб Фуггер: «Я хочу наживаться, пока могу»
Описание слайда:
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
— это создание крупной технически развитой промышленности значительно увеличивающая рост социальной экономики.
Описание слайда:
Новое время – это сравнительно недавнее прошлое
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по истории на тему «Англия в раннее Средневековье» (6 класс)
Презентация по истории на тему «Арабы в VI – XI веках» (6 класс)
Презентация по истории на тему «Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов» (7 класс)
8 класс. История России. Всеобщая история. 4 урок. Тема: «Эпоха Просвещения»
Конспект урока «Культура Шумера»
Разработка урока «Военные походы фараонов»
Презентация по истории 9 класс на тему «Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы»
Рабочий лист к параграфу 1,2история 7 кл. » В поисках Индии. Мир, поделенный пополам «
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429235 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по теме «Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки» (7 класс)
Конспект урока истории
Курс: история Нового времени
Тема урока: Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки.
Количество часов: 1
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Цель урока: обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.
— обучающие: сформировать понятия «Новое время», «раннее Новое время», «Старый Порядок»; раскрыть специфику взаимоотношений Запада и Востока в XVI–XVIII вв.; охарактеризовать основные источники по истории Нового времени.
— развивающие: продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; формировать умения работать с таблицей.
— воспитательные: воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.
— предметные: определять место истории Нового времени, раннего Нового времени, эпохи Старого Порядка, периода XVI–XVIII вв. на ленте времени, понимать необходимость и условность любой периодизации; различать географическое и историко-культурное содержание понятий «Восток» и «Запад»; сопоставлять различные виды исторических источников.
— метапредметные: перерабатывать получаемую информацию в необходимом для дальнейшей работы виде: составлять схему, сложный и тезисный планы, сравнительную и хронологическую таблицы, опорный конспект; устанавливать интеграционные (межпредметные) связи, уметь использовать знания, навыки и умения из различных областей знания для решения единой задачи; сравнивать на основе вопросов для сравнения сопоставимые факты и явления, делать выводы по результатам сравнения; уметь читать легенду карты, наносить на карту заданные объекты и объяснять связанные с ними события и процессы; грамотно и осознанно строить речевые высказывания с использованием изученных терминов и понятий; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
— личностные: понимать вклад западной и восточной цивилизаций в культуру человечества; осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной, региональной и культурной общности; выражать ценностное отношение к сохранению культурных традиций; понимать роль социально активной личности в истории; понимать необходимость использования достижений науки и технологий для развития общества; проявлять устойчивый интерес к истории и культуре человечества; воспринимать историю как способ понимания современности.
Основные понятия: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.
Основные даты: начало XVI в. – конец XVIII в.; конец XVIII в. – начало XX в.
Оборудование: компьютер; проектор; учебник Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 304 с.; презентация «Новое время: понятие и хронологические рамки».
Приветствует учащихся стоя. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Поздравляю вас с началом учебного года! Желаю вам успехов в новом году! Давайте отметим присутвующих. Отмечает отсутствующих в журнале.
Также как и в прошлом году у нас с вами сохраняются к онсультации по истории, которые будут проходить по вторникам 13:20-14:00 и консультации по проектной деятельности по средам 13:20-14:00.
С ейчас давайте посмотрим, что нам понадобиться на уроках в этом году. Вам всем выдали по два учебника истории, в первом полугодии нам понадобиться учебник «История Нового времени». Кроме него у вас каждый урок должна быть рабочая тетрадь по истории. Обязательно в клетку и 48 листов. Кто желает могут приобрести контурные карты по истории за 7 класс, либо я через классных руководителей буду вам отправлять контурные карты, которые нужно будет распечатать.
В этом году у вас появляются требования к ведению тетрадей по истории:
· писать аккуратно, разборчивым почерком;
· пользоваться шариковой ручкой с пастой синего цвета;
· подчеркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости – с применением линейки;
· дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетрадей;
· при выполнении классных обучающих работ слова «Классная работа» не пишутся;
· выделители не используются.
Эти же самые правила распространяются и на тетради для самостоятельных и контрольных работ.
Приветствуют учителя стоя. По необходимости отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя.
Актуализация знаний и умений учащихся
Давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.
Какую историю мы с вами изучали?
Какие важнейшие события истории Средневековья вы можете назвать?
Давайте выполним задание. Перед вами даты и частичное описание событий. Вам нужно вставить правильно недостающие слова.
a) 622 г. – зарождение… на Аравийском полуострове
b) 962 г. – основание Священной…
d) 1265 и 1302 гг. – возникновение парламента в… и Генеральных штатов во…
f) 1415 г. – сожжение… в Чехии
g) 1453 г. – взятие турками города …
h) 1492 г. – завершение Реконкисты в …
j) 1019-1054 гг. – правление… в Киеве
k) 1147 г. – первое летописное упоминание о городе…
Внимательно слушают учителя, при необходимости отвечают на вопросы.
— историю средних веков.
b) Римской империи германской нации
c) Католическую и православную
e) Англией и Францией
j) Ярослава Мудрого
Постановка целей и задач учащимися
В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история. Запишите тему урока: «Новое время: понятие и хронологические рамки». Глядя на тему урока, сформулируйте цель нашего занятия. Сегодня, чтобы достичь цели урока нам необходимо пройти 5 этапов, ответить на 5 вопросов нашего плана. Давайте с ними ознакомимся.
1. Понятие Нового времени.
2. Человек Нового времени.
3. Что связывает нас с Новым временем?
Внимательно слушают учителя, при необходимости отвечают на вопросы.
— Понять, что такое новое время.
Первичное изучение нового материала
XV век во многом можно назвать веком поведения итогов Средневековой истории Европы, «Осенью Средневековья» по меткому и образному определению голландского историка Хейзинга. Сам термин «Новое время» появился в Италии в XV в. благодаря итальянским гуманистам. Итак, итальянские гуманисты в 15 веке провозгласили начало новой эпохи. Они не только предложили термин «новое время», они были первыми, кто разделил историю человечества на 3 последовательных этапа (записать на доске)
1. Античность (Древний мир) до 476 г. – золотой век культуры
2. Средние века (476 г. – XV век) – темные века.
Если с началом эпохи Средневековья всё понятно, 476 г. – в этом году пал последний оплот античной цивилизации – Римская империя, то в отношении того, какое событие стало рубежом эпохи Средневековья и Нового времени – ведутся споры. Начало новой истории не имеет точной даты, числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности долгое время существовали со старыми, мы будем называть их традиционными. Но все же некоторые ученые пытаются предложить конкретные даты начала эпохи нового времени
Так сложилось, что в XV веке завершились многие процессы, определяющие историю Средних веков, уступив место новым явлениям, которые раннее лишь намечались, а теперь все более выдвигались на первый план. Менялись основные приметы времени, менялось сознание людей. Давайте вспомним, какие значительные события произошли в этом веке в европейских странах.
В 1453 году завершилась Столетняя война между Англией и Францией, начавшись как типичная феодальная междоусобица, пусть и крупномасштабная она переросла в национально-освободительную войну, каких до сих пор Средних веках не случалось. Никогда еще не было такого единения людей, связанных общностью языка и местом проживания. Для Средних веков в большей степени были характерны и объединения, и разделения людей не по национальному, а по сословному признаку. Французский феодал ощущал себя гораздо дальше от живущих рядом с ним крестьян, чем от английских рыцарей. К концу Столетней войны это положение в корне изменилось. И французы, и англичане впервые ощутили себя едиными народами. Хотя сословные различия, разумеется, остались. Другим главным итогом Столетней войны было то, что и Франция, и Англия преодолели феодальную раздробленность и стали едиными государствами с сильной централизованной властью. Это способствовало ускорению их экономического развития, складыванию институтов сословно-представительной власти, таких как парламент и генеральные штаты, изменение структуры и способов управления. Они становились все менее средневековыми и все более походили на привычные нам современные. Власть теперь все менее опиралась на обычай и волю правителя и все более на закон.
В том же 1453 году турки взяли Константинополь. Прекратила существование Византия – крупнейшая держава, прямая наследница Римской империи, на протяжении нескольких сотен лет, оказывающая влияние на расстановку сил в Европе. С ее падением пресеклись или значительно видоизменились давние международные политические и торговые связи, религиозные и культурные процессы, во многом определявшие облик европейского Средневековья. На востоке Европы появилась новая крупная сила – мусульманская Османская империя, отношения с которой европейским державам приходилось строить совсем иначе, чем с христианской Византией.
В 1492 году под натиском христианских войск пал Гранатский эмират – последний оплот мусульман в западной Европе. В Испании завершилась продолжавшаяся почти восемьсот лет Реконкиста. Значение ее для испанцев сопоставимо со значением Столетней войны для Французов и Англичан. Благодаря Реконкисте испанцы ощутили себя единой нацией, а Испания преодолела типичную для Средних веков феодальную раздробленность и превратилась в мощную державу с сильной центральной властью и органами сословного представительства – кортесами.
Наконец, в том же 1492 году Христофор Колумб впервые достиг побережья Нового света. Хотя сам он этого не знал, его открытие оказало решающее влияние на судьбу не только Испании, но и всего мира. Европейцы впервые за всю свою историю получили столь значительный источник ресурсов и одновременно огромные территории для освоения. Причем как раз в тот момент, когда возможности самой Европы были уже практически исчерпаны. Неосвоенных территорий в ней уже не осталось. Внутренняя колонизация замерла, рост населения приостановился. Это открытие привело к появлению первых заморских колоний европейских государств, а также стало началом политики колониализма, которая завершила свое существование лишь в середине XX века.
В духовной и социальной жизни также произошли существенные изменения. Под воздействием городской культуры происходит обмеление сознания людей. Оно становится менее зависимым от церкви. Ученные, поэты, художники все больше внимания уделяют человеку. Складывается гуманистическое мировоззрение, оказавшее существенное влияние на культуру и науку раннего Нового времени. Постепенно уходят в прошлое феодальные отношения и рыцарские духовные ценности, характерные для сознания. Меняются, обретая все более научный рационалистический характер, знание человека об окружающем мире. А в связи с изобретением книгопечатания, которое как мы помним произошло также в XV веке, знание получает широкое распространение, получая по истине массовый характер. Книга становится достоянием не только высших слоев общества, но и простого народа. Все это предопределило и подготовило переход европейской цивилизации на качественно новый этап своего развития.
Считается, что Новое время заканчивается в начале XX века, а мы с вами живем в новейшее время.
Итак, каковы же исторические границы нового времени, когда оно начинается и когда заканчивается?
Какие события считаются началом эпохи Нового времени?
Почему нельзя выбрать только одно событие в качестве отправной точки, начала эпохи Нового времени?
Теперь, когда мы с вами ориентируемся в исторических границах или хронологических рамках Нового времени, мы должны узнать с вами, на какие периоды делится Новое время.
Историк различных школ расходятся в определении периодизации истории Нового времени. Новое время условно делят на два периода:
1. Начало XVI в. – конец XVIII в. – предыиндустриальная цивилизация (Разрушение традиционных обществ и складывание западной христианской цивилизации)
2. Конец XVIII в. – начало XX в. – индустриальная цивилизация (рождение и развитие индустриальной цивилизации)
Посмотрите на обложку учебника и скажите, какой период Нового времени мы будем изучать с вами в 7 классе.
Средневековый человек жил в соответствии с традициями, как завещали ему предки, его мало заботили земные дела, средневековый человек в основном заботился о загробной жизни, церковь играла огромную роль в жизни общества и она указывала человеку, как ему действовать. Человек эпохи нового времени – это активный, самостоятельный человек, который не собирался всю жизнь потратить на молитвы и следовать пути, который вытекал из его сословных обязанностей. Человек эпохи нового времени жаждал самостоятельной деятельности, жизненного успеха, богатства, земной славы. Его девиз был «Здесь и сейчас».
Этих людей, разных по происхождению объединяло одно – желание разбогатеть. А чтобы его исполнить, они были готовы пойти на риск. Что для этого было нужно – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на военную или государственную службу, одним словом, принять решение и добиться его исполнения, а не сидеть, сложа руки и делать то, что велит священник или сеньор. Но люди нового времени были готовы покидать родные края и отправляться в заморские путешествия не только по соображениям выгоды, но и из-за интереса ко всему новому, неизведанному.
Вот вам примеры людей нового времени
1. Христофор Колумб «Бог, слава и золото!»
2. Якоб Фуггер «Я хочу наживаться, пока могу».
3. Мартин Лютер «Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог!»
Внимательно слушают учителя, при необходимости отвечают на вопросы.
Первичная проверка понимания новых знаний
Задание 1. Сравните особенности Средневековья и раннего Нового времени. Запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) Обращение людей к достижениям античной культуры.
2) Преобладание ручного труда.
3) Забота верующего о своей душе, ее участи в вечном (загробном) мире.
4) Существование аграрного общества.
Задание 2. Заполните пропуски в схеме.
Задание 3. Подчеркните шесть понятий, которые являлись значимыми для человека Нового времени.
Пассивность, развитие, свобода, традиция, зависимость, ответственность, иерархия, самостоятельность, труд, неравенство, богатство, стабильность.
Выполняют предложенные задания.
Развитие, свобода, ответственность, самостоятельность, неравенство, богатство.
Закрепление полученных знаний
Сейчас ваша задача составить синквейн с понятием «Человек Нового времени».
Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.
Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.
Составляют синквейн в тетрадях самостоятельно. Выступают.
1. Человек Нового времени
2. Активный, самостоятельный, предприимчивый
3. Открывает, принимает решения, рискует
Этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени. Каждая страница — это рассказ о жизни людей. Что-то покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то поступки позволят извлечь уроки для себя.
Внимательно слушают учителя.
Сегодня на уроке вы были активными. За урок я могу поставить оценки следующим ребятам: ….
Информация о домашнем задании
Стр 5-8 – прочитать, написать эссе «Что связывает современных людей с Новым временем?» (7-10 предложений).
Записывают домашнее задание в дневник. По необходимости задают вопросы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.