Что значит хрестоматия по литературе
Хрестоматия
(греч. chrestomátheia, от chrestós — полезный и manthano — учусь)
учебная книга, представляющая собой сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания — художественных, мемуарных, научных, публицистических или отрывков из них, а также различных документов. Обычно материалы, включаемые в Х., подбираются в соответствии с целями обучения определённому учебному предмету в данном типе учебного заведения или для самообразования.
Впервые Х. был назван сборник избранных мест из произведений греческих писателей, составленный греческим грамматиком Элладием (4 в. н. э.).
В дореволюционной школе России наряду с Х. историко-литературного характера и Х., созданными на основе тематической и идейно-художественной общности отдельных произведений, существовало много Х., отбор и расположение материала в которых подчинялись задаче изучения т. н. теории словесности.
В сов. средней и высшей школе существуют Х. по общественно-политическим дисциплинам, предметам естественноматематического цикла, литературе, языкознанию, искусству и др. Для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических училищ и работников народного образования выпускаются Х. по истории педагогики, частным методикам, внеклассной работе, дошкольному воспитанию. Наиболее распространены Х. по художественной литературе для вузов и средней школы.
Включенные в Х. тексты часто сопровождаются небольшими справками об авторах и краткими комментариями (См. Комментарий). Справочный аппарат Х. для высшей школы по своему характеру приближается к аппарату научных изданий. В старших классах средней общеобразовательной школы, в средних специальных учебных заведениях, некоторых факультетах вузов Х. применяются в сочетании с учебниками и учебными пособиями, в средних классах (4—7-х) Х. по литературе имеют самостоятельное значение учебной книги (учебника).
Разновидность Х. — книги для чтения — «Родная речь» (в начальных классах); в них наряду с художественными произведениями (или отрывками из них) включаются статьи по разным отраслям знания — истории, географии, естествознанию и др. Классическими образцами таких Х. являются книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир».
К Х. по принципам составления примыкают сборники систематически подобранных документов и материалов, носящие справочный характер, книги текстов для чтения на иностранных языках (адаптированные или оригинальные), т. н. книги для чтения по какой-либо отрасли знания, предназначенные прежде всего для самообразования, а также антологии — сборники избранных произведений какой-либо литературы или литературного жанра.
Как попасть в хрестоматию
Литературовед Алексей Вдовин объясняет, как и зачем в России стали выпускать хрестоматии, что читали все гимназисты Российской империи и как пособие для изучения литературы в школе смогло произвести революцию
Первые хрестоматии по русской литературе
Первые хрестоматии — то есть собрания текстов, которые дети должны читать в школе, — стали появляться в начале XIX века. Самые первые известные нам хрестоматии по литературе были изданы в прибалтийских губерниях: в 1805 году в Риге преподавателем Йоханом Хаймом и в Митаве — Григорием Глинкой (кстати, первым профессором русского языка и словесности Дерптского университета). Это были книги для немецкоязычных учеников с короткими русскими текстами, с пояснениями на немецком языке, со словариком, с проставленными ударениями — скорее пособия по русскому языку, а не по литературе. Причина понятна: империя в конце XVIII века в результате разделов Речи Посполитой присоединила большое количество нерусскоязычных регионов и нуждалась в пособиях, по которым дети могли бы учить русский язык и знакомиться с русской литературой.
Дерптский (Тартуский) университет.
1803–1809 годы © Wikimedia Commons
Первая хрестоматия для российских школьников вышла в 1812 году — ее подготовил и издал преподаватель санкт-петербургского Главного немецкого училища святого Петра Николай Иванович Греч. С тех пор регулярно стали выходить новые хрестоматии — по пять-семь книг в десятилетие.
В первой половине XIX века в России не существовало никакой обязательной школьной программы по литературе. Каждое учебное заведение имело возможность преподавать литературу, как ему было угодно. Поэтому авторы хрестоматий могли включать в них те тексты, которые сами считали важными. Тем не менее существовал костяк из текстов, которые постоянно кочевали из одних хрестоматий в другие: автор брал предыдущие книги, смотрел, что там есть, что-то брал оттуда, а что-то мог добавлять от себя. Первое время все хрестоматии включали в основном тексты XVIII века: Ломоносова, Державина, Ивана Дмитриева, Карамзина. По этому списку легко понять, что в основном школьники читали оды, басни, стихотворения на религиозные темы. Кроме того, в хрестоматиях было много духовного красноречия, например речи митрополитов. Современные произведения в хрестоматии проникали, но редко и с довольно большим отставанием. Так, Пушкин впервые появляется в опубликованной в 1829 году «Русской стихотворной хрестоматии» Василия Золотова. В 1830-е годы в хрестоматии стали попадать Батюшков, Жуковский, Боратынский. Но все равно даже в конце 1830-х — начале 1840-х годов 80 % текстов относились к XVIII или самому началу XIX века. Задача этих хрестоматий, как в предисловиях писали их авторы, заключалась в том, чтобы знакомить школьников с «образцовыми текстами» — проверенными временем, освященными традицией, признанными эталонами с точки зрения языка.
Разделения на русскую и зарубежную литературу как на отдельные дисциплины в XIX веке не существовало, и во многих хрестоматиях печатались русские переводы зарубежной классики — отрывки из «Илиады», «Одиссеи», «Энеиды», басни Эзопа, отрывки из Мольера. Современные писатели в них, конечно, не попадали.
Скандальная хрестоматия
Так продолжалось до 1843 года, когда в преподавании литературы произошла революция. Совершил ее Алексей Дмитриевич Галахов, который с 1830-х годов преподавал русский язык и словесность в женских учебных заведениях Москвы — Александринском сиротском институте и Александровском училище. В 1843 году он выпустил в свет хрестоматию, из которой выкинул очень много сочинений, до того считавшихся каноническими, — Державина, Петрова, Сумарокова, Тредиаковского, Ломоносова, Хераскова и других, в каком-то смысле уже кунсткамерных экспонатов. А на освободившихся страницах опубликовал сочинения живых или только что умерших прозаиков, драматургов и поэтов. Там появились Фет, Полонский, Кольцов, Боратынский, Майков, Полежаев, еще больше Пушкина и только что погибшего Лермонтова и многие другие. Многие названные поэты тогда делали только первые шаги в литературе и вообще были студентами — например, Фет и Полонский.
Алексей Дмитриевич Галахов © Wikimedia Commons
Хрестоматия Галахова вызвала в периодике жуткий скандал. Представьте: это как если бы сейчас в пособие включили Веру Полозкову, причем сразу 10–15 стихотворений, и это пособие бы настоятельно предлагалось к изучению, потому что Галахов очень старался, чтобы его хрестоматия получила официальное одобрение министерства народного просвещения. Более того, он хотел, чтобы министерство централизованно закупило его хрестоматию и разослало ее по всем гимназиям Российской империи, и это ему удалось, хотя и десять лет спустя.
В 1850 году историк Константин Кавелин предложил Галахову составить программу по литературе для военных учебных заведений, в которых тогда шли педагогические реформы. Их идеолог, начальник штаба и генерал Яков Ростовцев (кстати, будущий разработчик реформы по отмене крепостного права), искал человека, способного создать такую программу, и нашел его в лице Галахова.
Так в 1852 году была составлена первая универсальная программа по русской литературе. Вышла она под грифом военного ведомства. Она тут же была взята на вооружение не только военными, но и светскими учебными заведениями, которые находились под юрисдикцией министерства народного просвещения. Это сделало Галахова очень влиятельной фигурой и, конечно, серьезно повысило его лоббистские возможности — в том числе для продвижения его хрестоматии. С 1856 года он переехал в Петербург и стал преподавать литературу в Академии Генерального штаба.
Галахов А. Д. История русской словесности. 1896 год На титульном листе имеется запись карандашом «Было у Миши» © Красноярская универсальная научная библиотека
Его пособие стало одной из самых распространенных и влиятельных школьных книг XIX века — по ней до революции обучались практически во всех гимназиях и реальных училищах — и мужских, и женских (несмотря на то что программы по литературе для женских учебных заведений с 1860-х годов печатались отдельно, хрестоматии были общими). По каким признакам мы можем об этом судить? Первый индикатор — переиздания. До 1912 года хрестоматия Галахова издавалась более 30 раз, она выходила каждые три-пять лет.
Во-вторых, министерство народного просвещения регулярно публиковало постановления, в которых рекомендовало некоторые пособия для школ. Обычно туда входили и две-три хрестоматии по литературе. Начиная с 1850-х годов и вплоть до революции в эти постановления всегда входила хрестоматия Галахова. Третий способ проверить востребованность книги — это библиотечные хранилища. Учебники, как и газеты, читают, а потом выбрасывают, их редко хранят. В крупнейших библиотеках России и Прибалтики лучше всего сохранились разные издания хрестоматии Галахова. Я в Эстонии листал эти книги, и мне часто попадались экземпляры с пометками детей — какие-то смешные рожицы, галочки, переводы русских слов на эстонский язык… Это значит, что они действительно использовались учителями и учениками. И четвертый индикатор — воспоминания, подтверждающие, что четыре-пять поколений российских школьников из разных концов Российской империи действительно учились по этой книге.
Появление литературы
Но причина успеха хрестоматии Галахова заключалась не только в конъюнктурных возможностях составителя, но и в том, что предложенный в ней подход очень точно совпал с настроениями своего времени. Русская литература и русский литературный язык находились в этот момент в процессе интенсивного развития и становления. В текстах Карамзина, Жуковского, Батюшкова и Пушкина он значительно эволюционировал, принял ту форму, которую мы до сих пор используем.
Новый подход, предложенный в хрестоматии Галахова, удивительно резонировал с настроением 1840-х годов, предъявляя большой ассортимент этой сформировавшейся национальной литературы: у нас есть классики — Ломоносов, Державин, Карамзин, Пушкин, и живые писатели — Гоголь, например, которые, может быть, ничуть не хуже европейских. С 1843 года к текстам, которые перекочевывали из хрестоматии в хрестоматию, каждые несколько лет стала добавляться порция новых сочинений: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фета, Полонского, Некрасова, потом Тургенева, Толстого, Гончарова, Островского и так далее. Хрестоматии составляли образованные люди, которые не только преподавали литературу, но и были знакомы со многими живыми писателями, вращались в этих кругах и, конечно, следили за новинками. Сам Галахов, переиздавая свою хрестоматию, каждый раз немного менял ее состав.
Портрет Сергея Уварова. Орест Кипренский. 1815 год © Wikimedia Commons
Идеологические задачи словесности
Первое упоминание об изучении русской литературы как отдельного предмета относится к 1811 году. Происходило это в Петербургской гимназии под наблюдением Сергея Семеновича Уварова, тогда — попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1833 году Уваров стал министром народного просвещения и оставался им до 1849 года. За эти шестнадцать лет сложилась вся архитектура российского образования: сначала — начальная школа, потом среднее звено — гимназии и, наконец, университеты. Были приняты гимназические и университетские уставы. К слову сказать, при Уварове же сложилась система присуждения ученых степеней, отдаленно напоминающая современную. Эти инновации определили развитие российского образования до революции, а многие появившиеся тогда элементы сохраняются до сих пор.
Почему Уваров так заботился о выстраивании единой системы образования на всех уровнях? Потому что он понимал, что государству кроме развития необходима стабильность. Стабильность должна была обеспечиваться знаменитой триадой «православие — самодержавие — народность». Сейчас мы не будем входить в подробности, как понимать эти термины, но там есть слово «народность» — очень важное понятие, которое как бы цементирует всю триаду. Идеология должна проникнуть во все ячейки, во все клеточки этого большого тела под названием «русский народ». Как это должно произойти? Через систему образования. Уваров прямо писал об этом в служебных записках Николаю I: идеи о том, куда Россия должна развиваться и какими должны быть подданные, следует внушать через систему образования.
Вполне в соответствии с этими идеями после Венского конгресса 1815 года, когда в составе Российской империи появилось Царство Польское, правительство всерьез занялось русификацией своих западных окраин. Еще сильнее это проявилось после Польского восстания 1830 года. Появилась необходимость в пособиях по русскому языку и по русской литературе, таких как та самая первая хрестоматия Хайма 1805 года. На протяжении XIX века 25 % всех хрестоматий, выпускавшихся в России, предназначалось для западных окраин империи — прибалтийских губерний, Царства Польского, Виленской губернии. Они были рассчитаны на гимназистов, которые либо вообще не знали русского языка, либо только начинали его учить. К старшим классам они должны были не только овладеть языком, но и войти в поле русской культуры.
Что такое хрестоматия
Содержание статьи
Хрестоматия
На сегодняшний день в России под термином «хрестоматия» чаще всего подразумевают сборник полных небольших текстов или отрывков из более крупных текстов, объединенных какой-либо общей тематикой. Зачастую такие фрагменты сопровождаются комментариями составителей издания, которые объясняют специальную терминологию, использованную в отрывке, а также описывают условия их создания, предоставляют информацию об авторах и другие сведения, которые позволяют читающему лучше понять смысл приведенного в хрестоматии фрагмента.
Назначение хрестоматии
Основной сферой применения книжных изданий типа хрестоматии является обучающая деятельность. Так, тексты, собранные в ней, обыкновенно используются в качестве дополнения к основным дидактическим и методическим материалам, применяемым в процессе обучения школьников или студентов. Это, в свою очередь, позволяет дать им более полное представление об изучаемом предмете, расширить общий кругозор, а также закрепить материал, изученный в основной части обучающего курса. Чаще всего хрестоматии в качестве дополнительного обучающего материала используются в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях.
Использование хрестоматий распространено в самых различных сферах обучающей деятельности, например, в литературе, общественных науках, языкознании и других областях. При этом в рамках учебного процесса иногда применяются и другие типы обучающих изданий, по своему характеру схожие с хрестоматией. Например, в этом качестве могут выступать так называемые книги для чтения. Кроме того, схожий принцип формирования используется при составлении различных справочных изданий, например, сборников документов или нормативно-правовых актов, широко применяющихся в области юриспруденции.
Хрестоматия
Полезное
Смотреть что такое «Хрестоматия» в других словарях:
ХРЕСТОМАТИЯ — различное чтение греч. слова chrestomatheiai, составленного из chrestos, полезный, и manthano, обучаюсь. Сборник статей лучших писателей. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон … Словарь иностранных слов русского языка
ХРЕСТОМАТИЯ — (или христоматия), хрестоматии, жен. (греч. chrestomatheia). Учебное пособие, представляющее собою сборник каких нибудь статей, произведений или избранных отрывков из них. Латинская хрестоматия. Хрестоматия по истории русской литературы. Толковый … Толковый словарь Ушакова
хрестоматия — и, ж. chrestomathie f. <гр. chresomatheia < chrestos хороший, полезный + mathano изучаю. Сборник избранных текстов или отрывков, составленный как учебное пособие. Историческая хрестоматия. БАС 1. Благоразумный наставник не дает в руки ни им … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Хрестоматия — учебное пособие, представляющее собой сборник систематически подобранных произведений и (или) отрывков из них, которые являются объектом изучения в учебном курсе или составляют его докум., источниковедческую основу. См. также Книга для чтения.… … Издательский словарь-справочник
ХРЕСТОМАТИЯ — (греч. chrestomatheia от chrestos полезный и manthano учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой либо отрасли знания … Большой Энциклопедический словарь
ХРЕСТОМАТИЯ — ХРЕСТОМАТИЯ, и, жен. Учебное пособие сборник каких н. избранных произведений или отрывков из них. Х. по русской литературе. | прил. хрестоматийный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ХРЕСТОМАТИЯ — греч. сборник мелких статей или отрывков из лучших писателей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
хрестоматия — сущ., кол во синонимов: 1 • сборник (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хрестоматия — (греч. chrestomatheia) – сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой либо отрасли знания. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Хрестоматия — (греч. chrestomatheia, от chrestos полезный и manthano учусь) сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой либо отрасли знания. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.
Хрестоматия — хрестоматия: учебное издание, содержащее литературно художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О… … Официальная терминология
Школьники да и студенты рано или поздно знакомятся с таким понятием, как «хрестоматия». Однако многие приравнивают его к энциклопедиям или учебникам, которые в большинстве случаев рекомендуются преподавательским составом. Так ли это на самом деле? Откуда же появились первые хрестоматии?
Что же такое хрестоматия?
Термин «хрестоматия» – это соединение двух слов греческого происхождения. Они имеют значения «учить» и «использоваться». То есть такое пособие должно было помогать в учебе, с помощью него предполагалось более быстрое получение каких-либо знаний или умений.
Хрестоматия – это сборник какой-либо информации, которая помогает освоить материал. Также данная книга может заключать в себе отрывки из произведений для быстрого ознакомления. Именно на это определение опираются сторонники отсылки к Библии. Ведь Священное Писание тоже содержит множество небольших историй. Однако утверждать, что эта точка зрения единственно верная, неправильно.
Первые хрестоматии по литературе
Интересен тот факт, что хрестоматия, 2- или даже 3-томная, чаще всего содержит литературные произведения. Да и само понятие «хрестоматия» часто связано именно с литературой и словесностью.
В начале девятнадцатого века стали появляться первые тома книг, содержащих материалы для чтения, предлагаемые учащимся. Они и стали первыми хрестоматиями. Это стало пособием для учащихся, которые владели только немецким языком. В хрестоматии приводились короткие рассказы на русском, что позволяло осваивать и язык, и культуру народа.
Причиной возникновения такого рода учебника стало присоединение к Российской империи Речи Посполитой, в которой преобладало население, не умеющее разговаривать на русском языке. Поэтому хрестоматия, 3-ю часть которой занимал словарь с четко проставленными ударениями, также имела сноски на немецком языке. Все было продумано для того, чтобы создать оптимальные условия для тех, кто не говорил на русском. Такие хрестоматии помогали в изучении нравов империи.
Первая хрестоматия. 4 основных направления
Первые учебные пособия, которые можно назвать хрестоматиями, содержали ограниченное количество произведений. Исходя из существующего образа жизни, можно было выявить, что именно преобладало в пособиях:
Такой выбор обусловлен веяниями времени. Кроме того, в каждом учебном заведении существовали свои хрестоматии, то есть любой писатель мог попасть на ее страницы. Однако светские авторы, такие как Пушкин или Жуковский, стали появляться на страницах позднее, после 1828 года.
Переход к современным хрестоматиям
Что такое современная хрестоматия? Это практически любое пособие, которое содержит в себе множество полезной учебной информации. Чаще всего используется именно в литературе. В данном случае содержит как отрывки из больших по объему произведений, так и маленькие рассказы. Часто сопровождается информацией о биографии автора. В некоторых случаях хрестоматия также может включать и произведения современных авторов.
Первая хрестоматия, которая произвела сдвиг в системе образования, была выпущена в 1843 году. Поспособствовал этому преподаватель русского языка и словесности Галахов. Из его версии хрестоматии были исключены старые произведения, которые ранее считались каноническими. К примеру, работы Ломоносова или Державина. На их место встали молодые и перспективные авторы, такие как Фет или же Полонский. Также там были задействованы и произведения Лермонтова, который на момент создания хрестоматии погиб. Данный сборник стал скандально известен, так как отличался от ранее подобранных материалов. В нем содержались более живые и яркие произведения.
Спустя десять лет Галахову удалось убедить министерство образования в том, что именно эту хрестоматию следует принять за основу. Данный сборник был отпечатан и разослан по многим гимназиям. По нему стало заниматься все больше учащихся. Популярность хрестоматии Галахова подчеркивается тем, что именно его сборник рекомендовался на протяжении многих лет учащимся в качестве дополнительного чтения. Сама хрестоматия переиздавалась каждые пять лет с небольшими изменениями.