Что значит хранение в облаке
Как вести бизнес через облачные сервисы
Облачные сервисы — это онлайн-программы и другие инструменты, которые помогают удаленно управлять бизнес-процессами. За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу, сэкономить и лучше защитить свои данные
Дарья Кугакова
Руководитель отдела маркетинга RocketSales
Как грамотно организовать бизнес
Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы, или «облака», — это сеть мощных компьютеров — серверов, которые позволяют клиентам пользоваться своими ресурсами через интернет: хранить файлы и обмениваться ими, работать в онлайн-офисах, производить вычисления.
В узком смысле облачные сервисы — это онлайн-программы, которые помогают организовать удаленную работу и решать бизнес-задачи. Сотрудники получают доступ к общей базе данных из любой точки мира и могут управлять проектами. Каждый работник видит результат в реальном времени, может вносить комментарии, правки и выполнять персональные или совместные задачи. Пример облачного сервиса — Google Документы.
Облачные сервисы приходят на смену классическим «коробочным» офлайн-программам, которые устанавливают на отдельные компьютеры. Пример «коробки» — Microsoft Office.
Облачная сеть состоит из узлов хранения информации, которые называются дата-центрами. Это целые здания, заполненные огромными шкафами с серверным оборудованием. Они расположены по всему миру и связаны через интернет. Строят и обслуживают оборудование облачные провайдеры. Они же распределяют ресурсы «железных» серверов на отдельные виртуальные машины и сдают их в аренду.
Пользователи подключаются к облачным серверам через интернет и через них отправляют и получают информацию, используют программы и другие онлайн-инструменты для работы.
Кому полезны облачные сервисы
Облачные сервисы подходят для любого бизнеса — от ИП без сотрудников и стартапов до госструктур и международных корпораций.
Во время пандемии многим компаниям пришлось перейти на удаленный формат работы и использовать для этого облака.
Огромное и сложное производство работало на классических офлайн-программах. Когда началась пандемия, компьютеры остались в офисах. Сотрудники не имели к ним доступа, и работу парализовало на несколько дней. Спасти ситуацию помогло быстрое внедрение облачных программ с удаленным доступом.
Обратный пример — компании, которые уже несколько лет пользуются «облаками». Во время локдауна их сотрудники перешли на удаленку за один день, и рабочий процесс не пострадал.
За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу и получать больше прибыли. Вот примеры того, в чем могут помочь облачные сервисы.
Настройка бизнес-процессов. Через CRM-систему менеджер получает заявку, запрашивает информацию на складе, заказывает в бухгалтерии счет и отправляет его клиенту.
Внутренняя и внешняя отчетность. Руководитель ведет учет времени и показателей работы, юристы хранят и согласовывают документы, бухгалтеры выставляют счета и отправляют налоговые декларации.
Учет товаров. Кладовщики контролируют продукцию на складе и отправляют данные менеджерам.
Коммуникация в команде. Сотрудники общаются через платформу управления проектами, корпоративную почту, мессенджеры и видеосвязь, совместно работают над документами, назначают встречи через корпоративный календарь.
«Облака» дают компаниям возможность сконцентрироваться на бизнес-процессах, а решение технических задач по настройке и поддержке офисных программ передать внешним специалистам и оплачивать по подписке.
Какие бывают облачные сервисы
Есть три типа облачных сервисов:
Частное облако принадлежит одной компании и работает на ее оборудовании. Им пользуются только сотрудники. Вся информация остается внутри, ее проще контролировать и защищать. Но частное облако могут позволить себе только крупные компании, потому что оно дорогое в использовании: нужно покупать или арендовать оборудование, самим обслуживать и администрировать его.
Публичное облако содержит и обслуживает провайдер, который сдает разным клиентам вычислительные мощности в аренду. Бизнес может закупить ровно столько ресурсов, сколько нужно для работы и хранения файлов. Это удобно и выгодно. Когда мы говорим об использовании облачных сервисов, мы чаще всего имеем в виду именно публичные облака.
Гибридное облако — когда часть работы находится в публичном облаке, а другая — в частном облаке или вообще на физических носителях. Такое бывает, например, в процессе постепенного перехода компании от традиционной инфраструктуры к облачной.
Какие задачи могут решать облачные сервисы
Глобально есть три самых популярных вида услуг, которые предоставляют облачные сервисы:
IaaS — инфраструктура как услуга, когда бизнес арендует виртуальные вычислительные ресурсы и хранилища. Например, клиент может пользоваться виртуальным компьютером на MacOS со своего Windows-устройства, чтобы использовать программы, которые есть только для Мака. При этом поддержкой и обслуживанием «железа» занимается провайдер.
PaaS — платформа как услуга. Прежде всего, это продукты для разработчиков, например программы для создания и тестирования приложений, виртуальные базы данных, системы машинного обучения и обработки больших данных.
SaaS — программное обеспечение как услуга — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Примеры: amoCRM, Asana, Google Drive.
Для большинства бизнесов пригодятся именно SaaS — решения, потому что основная аудитория IaaS и PaaS — это системные администраторы и разработчики, а не конечные пользователи вроде менеджеров.
Облачные программы для бизнеса, которые упростят работу
CRM-система amoCRM — помогает выстраивать и контролировать поэтапную работу компании, ставить задачи менеджерам, отслеживать взаимодействия с клиентами, проводить аналитику продаж.
Платформа для управления проектами Asana — помогает распределять задачи и контролировать их выполнение, комментировать и обсуждать действия по проекту.
IP-телефония Sipuni — помогает назначить колл-центру единый многоканальный номер, записывать и анализировать разговоры, вести статистику, связать звонки с общей CRM-системой.
Пакет офисных программ Google Workspace — позволяет совместно использовать документы и другие файлы, объединить почту, календарь и другие сервисы Google в единую систему.
Тайм-трекер Time Doctor — помогает следить за рабочим временем сотрудников на удаленке, если у них оплата по часам.Интеллектуальные карты Miro и MindNode — помогают создавать прототипы, проводить креативные мозговые штурмы, рисовать схемы и шаблоны.
Графические редакторы Figma, Sketch — для дизайна, создания и обработки изображений.
Мессенджеры Skype, Zoom, Slack, Telegram, WhatsApp — для общения и переписки.
Конструкторы Tilda, WebFlow и Readymag — для создания сайтов.
Все эти программы доступны по подписке и не требуют сложного внедрения или разработки.
Зачем переходить на облачные системы
У облачных сервисов по сравнению с «коробочными» тяжело найти недостатки. У них много преимуществ:
Сборка и настройка под задачи клиента. Универсальных облачных решений нет, каждый бизнес может попробовать и сравнить разные сервисы и выбрать те, что ему больше подходят. Подключить нужные услуги и отключить ненужные можно за несколько кликов. Когда компания выберет свой набор инструментов, их можно связать в единую систему и настроить под свои нужды. Раньше интеграция могла стоить несколько миллионов рублей, но сейчас есть сервисы типа Zapier, которые помогают интегрировать что угодно быстро и недорого.
Есть виджет, который интегрирует CRM-систему с Google Диском. Менеджер может за пару кликов создать по шаблону папку клиента, заполнить ее нужными документами и отправить ссылку на нее через мессенджер — все это внутри одного окна CRM.
Постоянные улучшения. Один из главных плюсов облаков в том, что профессиональные и довольно дорогие команды аналитиков, программистов, тестировщиков и менеджеров каждый день работают над улучшением функций и удобства использования своих сервисов. Разработчики платформ думают наперед и собирают обратную связь. Даже если сейчас в наборе функций не хватает, с большой вероятностью это скоро появится.
Компании не хватало некоторых возможностей таск-менеджера Asana, и она попросила своих программистов дописать эти функции. А через пару месяцев разработчики Asana сами добавили их в очередном обновлении.
«Коробочные» сервисы, наоборот, неповоротливые, реже обновляются и хуже интегрируются между собой.
Удаленный доступ. Работать с облачными сервисами можно из любого места, где есть стабильный скоростной интернет. Несколько сотрудников могут одновременно вести задачу и видеть изменения в онлайн-режиме.
«Коробочные» программы доступны только с конкретного устройства — если сотрудник не может приехать в офис, он не сможет выполнить работу.
Экономичность. Может показаться, что пользоваться облачными сервисами дорого — нужно постоянно платить за подписку, когда коробочное решение купил — и пользуешься. Но если сравнить стоимость покупки и обслуживания «коробочных» программ с общей суммой расходов на подписку на облака — разница чаще не в пользу офлайн-решений.
«Коробочные» программы сами по себе стоят дорого, ведь вроде бы они покупаются раз и навсегда. Но в реальности их обычно нужно дорабатывать, и для этого приходится привлекать разработчиков и оплачивать их работу. Часто базовые программы не приспособлены для внедрения виджетов и сторонних обновлений — интеграции требуют много времени, а значит, много расходов на оплату часов работы программистов.
Ну и главное, на чем экономит бизнес. Провайдер покупает дорогостоящее оборудование и обслуживает его, а клиент платит только за фактическое использование виртуальных машин. Бизнесу не нужно покупать лицензии на программы, дополнительно нанимать системных администраторов и разработчиков — он платит только за ресурсы, которыми пользуется. А когда перестает пользоваться — перестает платить.
Безопасность облачных сервисов: а вдруг все удалится?
О безопасности мы решили написать отдельно: с одной стороны, это главное опасение пользователей, а с другой — еще одно преимущество облаков.
Есть мнение, что коробочные сервисы надежнее: в интернете могут украсть базу, а «коробка» установлена в компьютере, и никто туда не доберется. В реальности это не совсем так. Рассмотрим две угрозы безопасности — внешнюю и внутреннюю.
Защита облаков от внешних угроз. Провайдеры вкладывают огромные деньги в безопасность, потому что они не могут рисковать своей репутацией. Когда бизнес подключается к облачному сервису, ему гарантируют защиту и конфиденциальность информации.
Дата-центры и серверы облаков защищены от несанкционированного проникновения, перегрева, пожара и других угроз. Администраторы регулярно тестируют и обновляют оборудование, чтобы оно работало исправно и данные пользователей не пострадали.
Специалисты в области информационной безопасности постоянно проверяют систему на уязвимости и обновляют защиту с использованием эффективных и дорогостоящих технологий шифрования данных.
Небольшие компании не могут тратить столько денег на безопасность, поэтому облачная инфраструктура защищена лучше, чем данные на компьютерах в офисе.
Защита внутри компании. Облачные программы можно настроить так, что сотрудники будут видеть только те сделки и тех клиентов, с которыми они работают. Для этого есть специальные виджеты. Это повысит безопасность клиентской базы и снизит вероятность утечки информации через недобросовестного менеджера.
С помощью CRM-системы можно равномерно распределять самых платежеспособных клиентов между менеджерами, чтобы все випы не попадали к одному сотруднику, который может их увести за собой в случае увольнения.
В наборе программ Google Workspace можно за несколько кликов дать сотруднику все нужные права и доступы, например к гугл-диску и документам, и так же легко разом их закрыть, если сотрудник уволился или вызывает подозрения.
Когда бизнес ведет учет в Excel, Word, Блокноте и других подобных программах, настраивать и ограничивать доступ сотрудников сложно, а заметить кражу данных практически невозможно.
Как перейти на облачные сервисы
Переход к облачным сервисам можно разделить на несколько этапов:
Анализ и аудит. Начинать нужно с аудита и аналитики бизнес-процессов. Можно провести их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам, которые знают, что нужно делать. Бизнес-аналитики и технические специалисты помогут определить, для чего стоит использовать облака, каких целей можно будет достичь, с чего стоит начинать.
Специалисты изучат бизнес-процессы, пообщаются с сотрудниками, которые будут пользоваться программами, выявят недостатки, которые мешают развитию, и на основании этого выстроят архитектуру. Начинать нужно с того, что больше всего болит, от чего компания теряет клиентов и прибыль.
Если компания пока маленькая, можно провести такой аудит самостоятельно: разложить бизнес-процессы на этапы. Для этого разберитесь:
Таких вопросов может быть гораздо больше в зависимости от сложности и специфики вашего бизнеса. Когда вы построите последовательную схему процесса, вы поймете, какие облачные сервисы могут быть вам полезны для автоматизации работы.
Выбор провайдера и специалистов по внедрению. Крупному бизнесу, использующему облачные серверы, нужен провайдер. При выборе провайдера наиболее важны три фактора: хорошая репутация, большой набор услуг и географическая близость дата-центров к целевым рынкам заказчика — это влияет на скорость работы сервисов. Например, если вы ведете бизнес в России, тяжелая база данных будет быстрее перегоняться через российские серверы, чем через американские или индийские.
Чтобы выбрать специалистов по внедрению облачных сервисов, нужно изучить их кейсы, отзывы, цены, провести переговоры и узнать о специализации исполнителя: например, лучше разрабатывает программы и виджеты, а — непосредственно внедряет решения.
Если у вас небольшой бизнес и нужно подключить всего пару облачных программ, это можно сделать своими силами или через службу поддержки самих сервисов. Например, у разработчиков ПО для магазинов цветов «Посифлора» есть отдел внедрения, который помогает клиентам разобраться в программе и правильно ее настроить.
Внедрение и обучение сотрудников. Обычно набор облачных сервисов базируется на CRM-системе, которая помогает вести продажи на всех этапах и строить долгосрочные отношения с клиентами. Она делает работу структурированной и регламентированной, позволяет учитывать все потребности и нюансы.
Клиент оставил заявку — менеджер сразу видит уведомление и берет в работу, связывается с заказчиком и последовательно двигает задачу по этапам воронки продаж. Система сама подсказывает, что делать дальше: например, «Позвоните клиенту и выявите потребность».
Важно показать сотрудникам, как облачные сервисы делают их работу проще и комфортнее. Для этого нужно разобраться в программах и научить всех правильно ими пользоваться. В таком случае сотрудники будут не просто отмечаться ради регламента, а реально пользоваться системой.
Настройка, оптимизация, интеграция. После внедрения программ нужно настроить систему работы облачных сервисов, которая будет учитывать особенности компании. Например, можно интегрировать виджет для учета рабочего времени сотрудников с платформой по управлению проектами. Настроить автоматическую отправку записей разговоров с клиентами в облачное хранилище, подключить рассылку для клиентов о степени готовности заказа через мессенджеры.
Доработка программы под задачи бизнеса. Облачную инфраструктуру нужно постоянно корректировать под текущие задачи. Например, если у компании меняется бизнес-процесс продаж, его нужно перестроить и в CRM-системе. То есть мало один раз внедрить сервис, нужно его сопровождать. Сопровождением систем занимаются те же компании, что и их внедрением.
Правда об «облаке». Как хранят наши данные крупнейшие компании мира
Лет 15 – 20 назад компьютер с жестким диском на 200 – 300 ГБ считался непозволительной роскошью. В 2000-х забить под завязку такую емкость казалось чем-то из разряда фантастики: практически весь интернет тарифицировался помегабайтно, а с безлимитным тарифом можно было провести вечность, чтобы забить те самые 200 ГБ.
? Рубрика «Технологии» выходит при поддержке re:Store.
Но время все изменило. В середине сентября Apple анонсировала iPhone XS и XS Max, топовая комплектация которых предусматривает размер встроенной памяти в целых 512 ГБ. И, поверьте, те, кто выберет смартфон с такой памятью, наверняка найдут что в нем хранить.
Что делать пользователям, которым нужно хранить большие объемы данных, но нет возможности повсюду носиться с внешним накопителем? На помощь придут «облака» или облачные хранилища.
Разберемся, по какому принципу они работают и что происходит с пользовательскими данными при хранении в облаке.
Тайна за семью печатями
Вы будете удивлены, но как на самом деле работают облачные хранилища сказать очень сложно. У каждой компании, будь то Apple, Google или Amazon свои алгоритмы сжатия, хранения и предоставления доступа.
Информация эта весьма конфиденциальна. Учитывая растущую активность хакеров всех мастей, посвящать в нее никто не хочет. А все потому, что одно интервью и пару технических уточнений могут поставить под угрозу петабайты информации.
Тем не менее есть определенная схема, по которой работает классическое облачное хранилище.
Вы проходите регистрацию на том или ином сервисе, и тут же получаете бесплатный тариф в размере 5 – 10 ГБ. А дальше либо самостоятельно загружаете файлы через браузер, либо устанавливаете отдельный клиент на компьютер, где автоматическая загрузка из подтвержденной вами директории происходит автоматически.
Как устроены облачные хранилища
На сегодняшний день существует масса всевозможных облачных систем хранения. У каждого свои задачи. Одни отвечают за хранение переписки в мессенджерах, другие — для переноса фотографий или резервного копирования писем из электронной почты. Есть и универсальные, благодаря которым можно загружать файлы любого типа и с любым расширением.
В зависимости от масштабов оборудование, необходимое для хранения данных, может занимать как небольшую комнату, так и отдельные здания, по площади сопоставимые с полноценными ангарами для самолетов. Такие места называются центрами обработки данных.
Для компаний, предоставляющий дисковое пространство в качестве облачного, важно иметь не только достаточную мощность, но и позаботиться о нескольких дополнительных факторах.
Избыточное резервирование. Центра обработки данных не может состоять из серверов, которые рассчитаны сугубо на конкретную клиентскую базу. Говоря проще: если облаком пользуется 1000 человек по тарифу 10 ГБ в облаке, то компании нужно позаботиться о наличии не 10 ТБ емкости хранилища, а о значительно большем.
Дело в том, что серверам необходима периодическая профилактика. Ведь, по сути, это железо, которое покрывается слоем пыли, перегревается, выходит из строя. Но клиент должен быть уверен в том, что получит доступ к своим файлам в любое время.
Для этого используются избыточные сервера. На них хранятся, как бы странно это не звучало, копии копии ваших данных. А оригиналы — у вас на компьютере или смартфоне. Во время профилактики сервера отключаются в такой последовательности, чтобы, как минимум, одна копия данных всегда оставалась доступной.
Резервное питание. В облачных хранилищах инженеры подключают сервера таким образом, чтобы пользователи, опять-таки, всегда имели доступ к файлам даже при аварии в электросети.
Для обеспечения бесперебойного доступа используются автономные электрические генераторы, способные обеспечить весьма продолжительное время работы.
У той же Apple, учитывая приоритеты компании в «зеленой» энергетике, роль таких генераторов выполняют солнечные панели.
Шифрование. С целью безопасности и предотвращения несанкционированного доступа, все загруженные в облако данные шифруются посредством сложного алгоритма кодирования. Получить доступ к таким данным можно лишь с помощью ключа шифрования, которые есть лишь у пользователя.
Само по себе облачное хранение разделяется на три категории: инфраструктура как услуга (IaaS) — ситуация, в которой такие крупные игроки как Amazon и Google предоставляю свои аппаратные мощности в аренду другим компаниям; платформа как сервис (PaaS) — объемы пространства в онлайне, в которых разработчики создают приложения для различных категорий пользователей; ПО как сервис (SaaS) — когда пользователи используют программное обеспечение для доступа к облаку через интернет.
Итак, вы решили загрузить очередную порцию фотографий с отпуска в облачное хранилище. Открыв мобильный клиент, выбираете снимки для синхронизации и выбираете «Загрузить».
Со смартфона через интернет поступает запрос на управляющий концентратор облачного сервера. Его еще называют «распределительным сервером» или MasterMind-сервером. Он отвечает за обработку вашего запроса и отправку файлов точно по адресу, то несть непосредственно в папку, которая принадлежит вам.
Верифицировав вас как зарегистрированного пользователя, концентратор подает сигнал на зашифровку отправляемых файлов, после чего они начинают выгружаться в конкретные кластеры общего хранилища, которые связаны с вашей учетной записью.
При это концентратор вычисляет доступный и остаточный объем дискового пространства, которым вы можете пользоваться по условиям вашего тарифного плана. Во время загрузки файлов, они перераспределяются между серверами и копируются в резервное хранилище. То есть параллельно загрузка ведется на несколько накопителей для мгновенного резервирования.
Внутри дата-центров Apple
Чтобы представить, как может выглядеть центр обработки данных, давайте заглянем в «серверную» компании Apple. Журналистам издания The Arizona Republic удалось договориться о съемке всего месяц назад, поэтому предоставленные данные актуальны.
Площадь помещения, в котором хранятся сотни серверов, составляет 120 тыс. квадратных метров. Представьте себе, что это 2 400 квартир, площадью 50 квадратов.
Все это пространство заставлено «серверными шкафами», стоящими на бетонном полу.
На снимке выше — помещение, получившее название центра глобальных данных. Здесь трудятся несколько человек. Смена каждого составляет 10 часов. Именно из этой точки контролируется работа таких сервисов, как Siri, iCloud, iMessage.
Всего здесь трудятся около 150 человек, хотя изначально Apple планировала привлечь около 600 сотрудников. Видимо, потребности в большем количестве рабочих нет — все работает и так стабильно.
Территория дата-центра строго охраняема, а сам объект признан стратегически важным. Найти какую-либо информацию о принципах работы хранилищ Apple практически невозможно. Разве что, устроиться на работу в подобный центр обработки.
Размеры подобных «серверных» могут быть просто огромными. Вот, к примеру, один из дата-центров Apple. Расположен он в Аризоне (США):
А так выглядит проект одного из центров обработки в Айове (США).
Спорное право собственности
Облачные хранилища — это удобно. Вы получаете доступ к гигагабайтам информации с любой точки мира. А все, что нужно для доступа — учетная запись и интернет. Никаких переносных дисков и боязни за сохранность информации во время транспортировки накопителя.
Но так ли все однозначно? Многих пользователей интересуют несколько ключевых вопросов, которые их останавливают перед использованием облачных сервисов.
Кому принадлежат загруженные данные: пользователю или компании, которая предоставляет место в облаке? Что будет с данными, если пользователь решит попрощаться с хранилищем?
Физически ваши данные могут храниться на дисках, которые расположены на самых разных странах и континентах. Все зависит от того, где именно компания, предоставляющая облачное пространство, располагает свои центры обработки. Учитывая, что сервера принадлежат конкретной компании, то и ваши данные отправляются в ее владение.
Не верите? Тогда достаточно вспомнить выдержку из лицензионного соглашения Google Drive:
Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете нам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы, обмениваться им, публиковать его, открыто воспроизводить, отображать, а также распространять.
Потом эти условия использования пережили еще несколько редакций, превратившись в это:
Наши Условия использования гласят: «Все права на интеллектуальную собственность в отношении… материалов остаются у их владельца. Проще говоря, все, что было вашим, таковым и останется».
Мы не претендуем на права собственности на контент, который вы загружаете, передаете или храните на Диске (в том числе любые файлы, текстовые и графические данные). Условия использования лишь наделяют нас правом предоставления требуемых сервисов.
Например, мы можем реализовать возможность настройки совместного доступа к документам или поддержку открытия файлов на других устройствах.
Но так потрудилась поступить лишь Apple, Google и еще парочку авторитетных компаний.
А вот еще пример того, что, по сути, компании не несут ответственности за все, что вы у них храните. Условия постараются обеспечить максимально комфортные, но, если что, пинайте на себя.
Выдержка из условия использования сервиса iCloud.
В большинстве же сервисов условия использования звучат так, как будь-то вас заведомо предупреждаю: «Все, что вы загрузили на наши сервера, теперь принадлежит нам». То есть файлы по-прежнему остаются вашими, но облачный сервис может делать с ними все, что захочет.
Эта информация — явно повод задуматься над хранением особо важных и секретных данных.
Стоит ли им доверять?
Когда вы задаете себе подобный вопрос, сразу же вспомните ваше поведение во время установки десктопного клиента Dropbox, Google Drive, Яндекс.Диска и прочих.
В момент, когда вы ставите галочку и щелкаете по кнопке «Принимаю», вы предварительно читаете добрый десяток страниц текста с «Условиями обслуживания»?
95% пользователей не делают этого. А значит и беспокоиться о конфиденциальности загруженных данных им нет смысла. Если вам нечего скрывать и вы не храните достоверные результаты спортивных мероприятий на ближайшие лет десять, как это было в фильме «Назад в будущее», то беспокоиться не за что.
Главное — правильно выбирать «облако», в котором планируете хранить свои данные. Из тех, кому можно доверять, стоит отметить:
— Apple с сервисом iCloud и весьма гуманными тарифами;
— Google с сервисом Google Drive и безлимитном для загрузки фотографий со смартфона в стандартном качестве;
— Dropbox с дорогим, но крутым тарифом на 1 ТБ пространства в облаке.
А сервисы, предлагающие вам сотни гигабайт бесплатно — сомнительное удовольствие. Рискуете либо потерять данные, либо отправлять/скачивать их целую вечность.
Облачные хранилища действительно существенно упрощают нашу жизнь. Они заменили нам громоздкие винчестеры и вечно теряющиеся флешки, предоставив мгновенный доступ к сотням гигабайт информации. Стоит ли отказываться от таких преимуществ из суеверности? Вряд ли.