Что значит храброе сердце
Храброе сердце
Брюс Дэйви
Мэл Гибсон
Элан Лэд-мл.
Стивен МакЭвити
Icon Productions
Ladd Company
«Храброе сердце» (англ. Braveheart ) — фильм, рассказывающий о борьбе Шотландии за независимость против английского господства. Главный герой фильма — Уильям Уоллес, предводитель шотландцев, в исполнении Мела Гибсона.
В 1995 году фильм «Храброе сердце» был выдвинут на 10 номинаций премии «Оскар» и выиграл 5 из них, включая награды за лучший фильм 1995 года, за лучший грим, режиссуру, работу оператора и звуковые эффекты.
Содержание
Аннотация
Действие этого широкомасштабного фильма начинается в 1280 году. Это история легендарного национального шотландского героя Уильяма Уоллеса, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдуарде Длинноногом. Он рано лишился отца, который погиб от рук англичан, но его дядя сумел дать мальчику хорошее воспитание в Европе. На родину Уильям (Мел Гибсон) возвращается уже взрослым человеком, мечтающим создать семью и жить мирной жизнью. Но судьба распорядилась иначе. Его жену убили англичане, и он начал свой «крестовый» поход за свободу.
Сюжет
Спустя несколько лет Уоллес возвращается в родную деревню, в надежде завести семью и вести хозяйство, по возможности избегая «проблем». Уоллес начинает встречаться с девушкой, с которой дружил с детства — Маррон. Чтобы избежать установленного королём Эдуардом I унизительного «права первой ночи», Маррон и Уоллес венчаются тайно. Уоллес отбивает Маррон у пытающихся её изнасиловать английских солдат. Однако Маррон не успевает убежать из деревни и местный шериф перерезает ей горло. Уоллес является с повинной, но вместо сдачи начинает бой с солдатами. Жители стихийно поднимают восстание, Уоллес перерезает горло шерифу на месте смерти Маррон. Шотландцы провозглашают его своим вождём.
Восстание разгорается, к отряду Уоллеса присоединяются и другие шотландские кланы. Уоллес одерживает несколько побед над английскими войсками, в том числе в битве при Стерлингском мосту. Однако во время Фолкеркской битвы шотландская знать предаёт Уоллеса и он терпит поражение. Уйдя в подполье, Уоллес убивает двух представителей знати, предавших его.
С Уоллесом встречается принцесса Изабелла, жена принца Эдуарда (будущего Эдуарда II), сына Эдуарда I.
Уоллес, всё же надеясь на поддержку со стороны шотландской знати, встречается с Робертом Брюсом (будущим королём Шотландии Робертом I). Но отец Роберта, втайне от сына, устроил засаду. Уоллес схвачен английскими солдатами.
В Лондоне Уоллеса судят за измену королю. Однако Уоллес говорит, что никогда не признавал и не признаёт Эдуарда своим королём. За это суд приговаривает его к «очищению через боль». На лондонской площади Уоллеса пытают. Уоллес, собрав последние силы, выкрикивает «Свобода!». Посмотрев на собравшуюся на площади толпу, Уоллес видит там Маррон и улыбается ей. В этот момент Уоллеса обезглавливают.
Некоторое время спустя Роберт Брюс с остатками шотландской армии встречается с английскими войсками на поле Баннокберна, чтобы получить согласие на коронацию. Однако взглянув на платок, который принадлежал Уоллесу, Брюс переосмыслил все. Выкрикивая имя Уоллеса, Брюс с шотландскими солдатами идут в атаку на англичан.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В 1995 году в прокат вышел фильм «Храброе сердце» (англ. Braveheart) — рассказывающий о борьбе Шотландии за независимость против английского господства. Главный герой фильма — Уильям Уоллес, предводитель шотландцев, в исполнении Мела Гибсона.
Конечно, достоверно задокументированных данных практически нет…
…согласитесь, фиксировать в 13-ом веке каждый шаг добропорядочного гражданина не было смысла; то ли дело опасный революционер! Но в одном историки единодушны: существует минимальная возможность того, что Уоллес был простым крестьянином. В худшем случае – он был сыном рыцаря. Некоторые исследования указывают на ещё более благородное происхождение: якобы Уоллес был наследником высокопоставленного аристократа из Шотландии.
Как видите, исторический портрет Уильяма уже имеет немало отличий от показанного на экране. Что неудивительно: сопереживать парню из низов, из народа куда проще, чем аристократу, вовлечённому в междоусобные разборки.
В фильме войска англичан показаны как организованные и одетые по единой форме одежды отряды. Не возьмусь судить о муштре и дисциплине, но что касается их униформы – очень сомнительно, что во времена Уоллеса войска Англии были одеты единообразно. Всеобщее распространение на Туманном Альбионе военная форма получила лишь в 17-ом веке. До этого солдаты хоть и состояли на постоянной службе, но о своём внешнем виде заботились сугубо самостоятельно.
Но куда интереснее обстояли дела с обновками у бунтарей-шотландцев.
Помните, как герои картины дерзко задирали подолы килтов и живописно демонстрировали англичанам свои белоснежные пятые точки? Да, сцена яркая, чего уж там. Да вот, увы, традиционный элемент мужского гардероба Шотландии в 13-ом веке был крайне слабо распространён. Подобно военной форме, килты стали популярны лишь в веке 17-ом.
Справедливости ради замечу, что такая фантазия была оправдана элементарной необходимостью различать в кутерьме экранных битв шотландцев и англичан.
МИФИЧЕСКИЙ МЕЙКАП
Да, воины-горцы действительно красили лица небесно-голубым цветом, дабы устрашить неприятеля. Но подобная практика была распространена ещё во времена, когда Британские острова топтал сандалий римлянина. Правда, указом Императора Гонория Британия получила независимость от Рима ещё в 410-ом году, так что очень маловероятно, что спустя 1000 лет эта традиция была жива.
Но, конечно, уж больно сочная это была деталь в портрете нации, чтобы от неё так просто отказаться. Вот Гибсон и припомнил былое. Зато сегодня ни одно спортивное мероприятие с участием Шотландии не обходится без нанесения фанатами на свои лица раскраса, подобного тому, что был на Гибсоне.
БИТВА НА МОСТУ… НО БЕЗ МОСТА
Одной из самых ярких битв, показанных в «Храбром Сердце», стала Битва при Стерлингском мосту.
Что значит, не помните такой? Что значит, не было там никакого моста?
И вправду, в картине главная битва, подарившая Шотландии, как тогда казалось, независимость, происходила в чистом поле. По признанию самого Гисбона, это было сделано в угоду кинематографической привлекательности.
Как же было на самом деле?
На самом деле судьбоносное сражение произошло именно на мосту через реку Форт. Английская кавалерия пыталась перейти реку по мосту, но оказалась атакованной шотландцами, вооружёнными длинными копьями. Подоспевшее английское подкрепление лишь усугубило и без того бедственное положение дел: под натиском мост просто не выдержал и рухнул. Остатки армии были добиты ополченцами или сгинули в ближайшем болоте при попытке бегства.
Ну куда это годится? То ли дело стенка на стенку!
Меч Уоллеса
Так называемый «Меч Уоллеса» в настоящее время хранится в Британском историческом музее. Он был выкован примерно через 300 лет после смерти реального исторического Уоллеса и представляет собой двуручный клеймор XVII столетия, подобный тем, что использовались горцами ещё в битве при Куллодене 1746 года. В конце XIII — начале XIV века подобные двуручные мечи шотландцам ещё не были известны, как и лохаберские секиры, которые также заметны в фильме «Храброе сердце». Во время съёмок своего фильма через руки Мела Гибсона прошли 12 копий этого меча: все копии были выполнены в точном соответствии оригиналу, то есть имели соответствующие размеры и внешний вид, но были значительно легче по весу. Длина меча с рукоятью (находящегося в витрине монумента Уоллеса) составляет 163 сантиметра, в том числе клинок 132 сантиметра. Максимальная ширина лезвия — 5,7 сантиметра. Вес — 6 фунтов или 2,7 килограмма
«ЛЮБОВЬ ПО НАБОКОВУ»
Если какие-то вещи оказались справедливо непоказанными (как в случае с полной версией казни), то что-то было выдуманно по полной. И речь пойдёт, увы, о любовной линии между Уильямом и Принцессой Изабеллой, которая из Франции.
К сожалению, не было между ними никакого романа. Как и не помогала она ему информацией о перемещении англичан. И обезболивающее перед казнью тоже не предлагала. И причина весьма банальна.
Дело в том, что на момент казни 35-летнего Уильяма ей не было и 10 лет!
ЖУТКАЯ ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ
Фильм заканчивается драматичной сценой казни несгибаемого патриота: героя обезглавливают и, как подсказывает позже голос за кадром, части его тела, в назидание, были отправлены в четыре конца Королевства.
Было ли всё именно так? Сразу обмолвлюсь, что Гибсон старался следовать историческим фактам до последнего. Но уж больно крамольной и жуткой выглядит его казнь, чтобы показать её на экране.
Дело в том, что в те дремучие средневековые времена за государственную измену казнили весьма изощрённо и кровожадно. Приговорённого к смерти ждала «пятиступенчатая» процедура умерщвления. Сначала человека вешали. Потом вспарывали живот и выволакивали внутренности. Затем отрезали его гениталии. Следом четвертовали и лишь напоследок отрубали его голову.
Не менее изобретательно обращались с приговорённым к смерти Уоллесом и до казни. Его раздели догола, связали ступни верёвкой и протянули лошадьми через весь Лондон. Завершилась эта «поездочка» купанием в смоле.
На суде Уоллес признал все свои враждебные Англии деяния, но отверг обвинение в измене, заявив: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным». 23 августа он был казнён через повешение, потрошение и четвертование в Лондоне. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.
И так, что мы видим, с точки зрения исторической достоверности вторая режиссёрская работа Мела Гибсона имеет мало общего даже с подтверждёнными фактами: по признанию актёра и режиссёра, до 80% сюжета – вымысел сценаристов.
Зато как произведение художественное – картина являет собой идеальный образчик воодушевляющего и трогательного фильма о герое, ставившем свободу и любовь выше благ и даже собственной жизни.
20 вещей, которых вы не знали о «Храбром сердце»
Карьера Мэра Гибсона как продюсера достигла своего пика именно на «Храбром сердце». Вскоре за этим последовали проблемы в прессе, однако Гибсон сумел завоевать сердца многих своим фильмом-биографией шотландского героя Уильяма Уоллиса. Эта картина частенько мелькает в подборках разных киноманов, как самое популярное или рекомендуемое кино, что лишний раз доказывает, что это поистине эпичное кино и стоит потраченных пары часов на его просмотр.
Несмотря на неточности (некоторые из которых упоминаются ниже), невозможно устоять перед страстью, легендой и романтикой победителя в номинации «Лучший фильм» 1995 года. И чтобы отпраздновать 20-ю годовщину «Храброго сердца», мы решили собрать 20 фактов, который вы, возможно, не знали о съемках, актерах, сценаристах и самом Гибсоне.
1. «Храброе сердце» вообще-то было псевдонимом Роберта I Брюса, а не Уильяма Уоллиса. Когда вышел фильм, многие шотландцы были оскорблены образом Брюса (сыгранного Ангусом Макфейдьеном как предателя), который признан национальным героем Шотландии (как и Уоллис).
2. В октябре 2009 года в интервью Daily Mail продюсер и звезда фильма Мэл Гибсон признал, что «Храброе сердце» во многом было фикцией и заявил, что изменения были внесены в сценарий для создания большего драматического эффекта. Он также признал, что всегда чувствовал себя слишком старым, чтобы играть Уоллиса. Гибсону было около 40 лет, когда он снимался в роли персонажа, которому должно было быть слегка за двадцать.
3. Изначально Гибсон хотел, чтобы Уоллиса сыграл Джейсон Патрик, однако был вынужден взять эту роль на себя, так как киностудии отказывались финансировать эту картину, если Мэл там не снимется. Компания Warner Bros. была согласна финансировать этот проект, только при условии того, что актер примет участие в съемках еще одной части «Смертельного оружия». Гибсон отказался.
4. Для битв были созданы механические лошади. Они весили 200 фунтов и двигались на баллоном азоте, который разгонял их до 30 миль в час на расстоянии в 20 футов. Во время съемок Гибсону пришлось иметь дело с организацией по защите животных, которая была убеждена, что в фильме используются живые лошади. Только после того, как один из ассистентов предоставил некоторые съемки нижней части «лошадей», они убедились в обратном. Гибсон шутил, что даст пять баксов тому, кто сможет заметить механических лошадей в фильме.
6. Массовка, которая участвовала в сценах битв, практически полностью состояла из бойцов F.C.A., ирландской версии ополчения. Так как участники были надерганы из разных подразделений, то и дело между ними происходили стычки. Как сообщают, некоторые сцены битв в «Храбром сердце» были гораздо реальнее, чем кажется на первый взгляд, потому что враждующие команды использовали все свои шансы, чтобы разобраться друг с другом. Предварительный монтаж фильма изначально содержал гораздо больше насилия, чем финальная версия. Боясь получить рейтинг NC-17 от MPAA, Гибсон отредактировал некоторые из самых зрелищных сцен.
7. Несколько из главных сцен битв должны были быть пересняты, так как некоторые люди из массовки надевали солнцезащитные очки и наручные часы.
8. Предположение о том, что именно Уоллис стал отцом сына Принцессы Изабеллы (в фильме ее сыграла Софи Марсо) Эдварда III, ложно. Принц родился спустя почти десять лет после смерти Уоллиса.
10. Сценарист Рэндалл Уоллис приезжал в Эдинбург в 1983 году, чтобы узнать о своей родословной, и тогда он наткнулся на статую Уильяма Уоллиса рядом с Эдинбургским Дворцом. Он никогда не слышал об этом персонаже 14 века, который был его однофамильцем, но был достаточно заинтригован историями о нем, чтобы узнать как можно больше.
11. Фильм совершенно верно показывает страдания отца Роберта I Брюса от проказы в его последние годы. Эта болезнь коснулась и сына. Роберт I Брюс умер от проказы в 1320-х годах.
12. Для подготовки к съемкам «Храброго сердца» Гибсон просмотрел фильмы «Макбет» Романа Полански, «Спартак», «Полуночные колокола», «Александр Невский», «Человек на все времена», «Лев зимой», «Семь самураев», «Трон в крови», а также фильмы NFL.
15. Несмотря на то, что фильм начинается в Шотландии и основан на жизни шотландского героя сказаний, основным музыкальным инструментом в саундтреке (особенно заметным на похороны отца Уильяма) стала ирландская волынка, которая меньше по размеру, чем ее шотландская старшая сестра, и не очень похожа на традиционную больше шотландскую волынку.
16. У сценариста Рэндалла Уоллиса было очень мало исторических фактов о жизни Уильяма Уоллиса. Он отметил, что даже великая работа Уинстона Черчилля «История англоговорящих людей» в одной строчке сообщала о том, что никакого фактического материала о лидере Шотландии не осталось. Поэтому сценаристу пришлось основываться на романтическую поэму 15 века шотландского автора Генри Менестреля («Слепой Гарри»), создавая свою историю.
17. Завоевание Йорка было придумано специально для фильма. Уоллис в своем вторжении в северную Англию никогда не забирался так далеко, как находится Йорк.
18. Принц Эдвард (Питер Хенли) действительно был первым английским принцем, который носил титул Принц Уэльский, но он не женился на Принцессе Изабелле до 1308 года, когда Уоллис (1305) и Эдвард I (1307) погибли.
20. Гибсон должен был сняться в фильме Терри Гиллиама «Повесть о двух городах» (который так никогда и не сняли), но отказался от съемок ради «Храброго сердца». Он даже предложил свой фильм Гиллиаму на продюсирование, однако Терри от этого отказался.
Бонус: Гибсон отказался отращивать бороду для роли Уоллиса.
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Уоллес убивает Лохлана и Морнея за их предательство и ведет партизанскую войну против англичан с помощью Изабеллы, с которой у него в конце концов роман. Роберт назначает встречу с Уоллесом в Эдинбурге, но отец Роберта вступает в сговор с другими дворянами, чтобы захватить и передать Уоллеса англичанам. Узнав о его предательстве, Роберт отрекается и изгоняет отца. Изабелла мстит смертельно больному Длинноногому, который больше не может говорить, говоря ему, что его родословная будет уничтожена после его смерти, поскольку она беременна ребенком Уоллеса, и гарантирует, что принц Эдвард проведет на троне как можно меньше времени. прежде, чем ребенок Уоллеса заменит его.
Бросать
Производство
Основные съемки фильма начались 6 июня 1994 года. В то время как съемочная группа провела три недели на съемочной площадке в Шотландии, основные боевые сцены были сняты в Ирландии с использованием солдат резерва ирландской армии в качестве статистов. Чтобы снизить затраты, у Гибсона были одни и те же дополнения, до 1600 в некоторых сценах, изображающих обе армии. Резервистам разрешили отрастить бороды и сменить военную форму на средневековую. Основная фотосъемка закончилась 28 октября 1994 года. Фильм был снят в анаморфном формате на объективы Panavision C- и E-Series.
Саундтрек
Выпуск и прием
Театральная касса
В первые выходные « Храброе сердце» собрало 9 938 276 долларов в США и 75,6 миллиона долларов кассовых сборов в США и Канаде. В мировом прокате фильм собрал 210 409 945 долларов и занял тринадцатое место среди самых кассовых фильмов 1995 года.
Критический ответ
Braveheart получил положительные отзывы; Критики высоко оценили режиссуру и игру Гибсона в роли Уоллеса, выступления его актеров, сценарий, производственные ценности, музыку Хорнера и боевые сцены. Описание битвы при Стирлинг-Бридж было названо CNN одним из лучших сражений в истории кино. Однако его также критиковали за отображение истории. На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 78% со средней оценкой 7,29 / 10 на основе 82 обзоров. Консенсус сайта гласит: «Отвлекающе жестокий и исторически изворотливый,« Храброе сердце » Мела Гибсона оправдывает свою эпическую длину тем, что предлагает достаточно масштабных действий, драмы и романтики, чтобы соответствовать его амбициям». На Metacritic фильм получил 68 баллов из 100 на основе 20 критических отзывов, что указывает на «в целом положительные отзывы». Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму оценку A- по шкале от A до F.
Влияние на туризм
Европейская премьера состоялась 3 сентября 1995 года в Стерлинге.
Награды и отличия
Культурные эффекты
Памятник Уоллесу
Историческая неточность
Рэндалл Уоллес, написавший сценарий, признал эпическую поэму 15-го века « Слепого Гарри » «Деяния и деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря старейшины» главным источником вдохновения для фильма. Защищая свой сценарий, Рэндалл Уоллес сказал: «Верен ли Слепой Гарри? Я не знаю. Я знаю, что это сказалось на моем сердце, и это то, что для меня важно, что оно говорило с моим сердцем». Поэма Слепого Гарри не считается исторически точной, и хотя некоторые эпизоды в фильме, которые не являются исторически точными, взяты из Слепого Гарри (например, повешение шотландской знати в начале), есть большие части, которые не основаны ни на истории, ни на истории. Слепой Гарри (например, роман Уоллеса с принцессой Изабеллой).
Ирландский историк Шон Даффи заметил, что « битву у моста Стерлинг можно было провести с помощью моста».
В аудиокомментарии DVD к фильму « Храброе сердце» Мел Гибсон признает исторические неточности, но защищает свой выбор в качестве режиссера, отмечая, что то, как события были изображены в фильме, было гораздо более «кинематографически убедительным», чем исторический факт или традиционные мифы.
Jus primae noctis
Род занятий и независимость
Фильм предполагает, что Шотландия какое-то время находилась под английской оккупацией, по крайней мере, в детстве Уоллеса, и в преддверии битвы при Фолкерк Уоллес говорит младшему Брюсу: «[У] мы получим то, чего нет ни у кого из нас. когда-либо прежде, наша собственная страна «. Фактически, Шотландия была захвачена Англией только за год до восстания Уоллеса; до смерти короля Александра III это было полностью отдельное королевство.
Изображение Уильяма Уоллеса
Изображение Изабеллы Французской
Изображение Роберта Брюса
Изображение Длинноногого и принца Эдварда
Настоящий Эдвард I был безжалостным и темпераментным, но в фильме для эффекта его негативные аспекты преувеличиваются. Эдвард любил поэзию и музыку на арфе, был преданным и любящим мужем своей жене Элеоноре Кастильской и, как религиозный человек, щедро жертвовал на благотворительность. Сцена в фильме, где он цинично издевается над Изабеллой за раздачу золота бедным после того, как Уоллес отказывается от него в качестве взятки, маловероятно, тем более что Изабелла в то время была еще ребенком. Более того, Эдвард умер во время кампании через два года после казни Уоллеса, а не в постели у себя дома.
Изображение будущего Эдуарда II как женоподобного гомосексуалиста вызвало обвинения в гомофобии против Гибсона.
Гибсон защищал свое изображение принца Эдуарда как слабого и неэффективного, говоря:
Военная кампания Уоллеса
Двуручные длинные мечи, которые использовал Гибсон в фильме, в то время не пользовались широким распространением. Одноручный меч и щит были бы более точными.
Обвинения в англофобии
Домашние СМИ
Braveheart был выпущен на DVD 29 августа 2000 года. Он был выпущен на Blu-ray как часть серии Paramount Sapphire 1 сентября 2009 года. Он был выпущен на 4K UHD Blu-ray как часть обновления 4K Paramount Sapphire. Сериал 15 мая 2018 года.
Продолжение
Любимое кино. Храброе сердце
Они могут отнять у нас наши жизни, но им ни за что не отнять нашу свободу!
Средневековый шотландец поднимает своих соотечественников на войну с английскими оккупантами и собирает большую армию. В день решающей битвы он обращается к своим солдатам с речью и спрашивает их, готовы ли они сражаться. Внезапно некоторые воины отвечают, что лучше сбегут и выживут, чем погибнут в бою с могучим противником. Тогда герой говорит: «Верно. Деритесь, и вы можете умереть. Бегите, и вы будете жить. Какое-то время. Но через много лет, умирая в своих постелях, вы будете готовы отдать все эти годы за возможность вернуться сюда и сказать врагам, что они могут отнять у нас наши жизни, но им ни за что не отнять нашу свободу!»
Блокбастерное голливудское кино редко влияет на политику. Кто в Америке будет вкладывать миллионы в кино, которое раскалывает общество и будоражит людей? Но иногда невиннейшая на первый взгляд постановка запускает грандиозные политические процессы. И именно это случилось в Шотландии в середине 1990-х – историческая голливудская эпопея стала знаменем и боевым кличем для борцов за независимость страны. Ее постановщиком был Мел Гибсон, а называлась она «Храброе сердце».
Как и многие американские интеллектуалы, сценарист Рэндалл Уоллес окончил школу, университет и отучился год в семинарии (в отличие от многих голливудцев, он глубоко религиозен), имея лишь самое беглое представление об истории Шотландии, страны своих предков. Зачем изучать то, что совершенно бесполезно? Но когда его жена забеременела и Уоллес узнал, что у них будет сын, сценарист решил побольше узнать о своих предках, чтобы было что рассказать отпрыску о происхождении их семьи. Поэтому он купил билеты на самолет и вместе с супругой улетел в Эдинбург, чтобы поближе узнать Шотландию и ее обитателей.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Осматривая городские достопримечательности, Уоллес обратил внимание на статую своего однофамильца Уильяма Уоллеса, установленную в Эдинбургском замке. На прикрепленной рядом с монументом табличке не было сказано, чем средневековый воин заслужил такую честь, и сценарист поинтересовался у стража порядка: «Кто такой Уильям Уоллес?» «Наш величайший герой», – ответил охранник замка. И в этот момент драматург решил, что должен что-нибудь написать о человеке, которого боготворят в Шотландии, но мало знают в других странах.
Средневековая история – это, как известно, в основном история титулованных правителей, «помазанников Божьих». Нужно было быть совершенно уникальным простолюдином, чтобы угодить в древние хроники, на одну страницу с королями и герцогами. И мелкий землевладелец Уильям Уоллес был членом этого узкого клуба, вместе с такими знаменитостями, как Жанна д’Арк и предводитель английского крестьянского восстания Уот Тайлер.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Уоллес заслужил свое место на постаменте в Эдинбурге, когда в 1297 году 2300 шотландцев под его предводительством разбили в битве при Стерлинге многократно превосходящую по численности английскую армию. Восемь лет спустя Уоллеса предали его союзники, и он был по приговору короля Эдварда I повешен, обезглавлен и четвертован (так изощренно тогда наказывали за измену). Но зажженное им пламя не потухло, и в 1328 году Англия официально признала суверенность северной соседки. С шотландской стороны договор об этом подписал король Роберт Брюс – как некоторые полагают, один из тех аристократов, по чьей вине Уоллес окончил жизнь на плахе.
Хотя Уоллес – ключевая фигура шотландской истории, о нем мало что доподлинно известно. Самый подробный средневековый источник сведений о нем – сочиненная в XV веке эпическая поэма «Деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря Элдерсли». Но кто знает, как много поэт по прозвищу Слепой Гарри присочинил для красного словца или позаимствовал из чужих вымыслов? Поэтому, когда Рэндалл Уоллес взялся писать сценарий под названием «Храброе сердце», он не чувствовал себя обязанным тщательно изучить средневековую историю и включить в текст каждую мелочь, известную об Уоллесе. Ему были куда интереснее, например, параллели жизни воина с жизнью Христа, также погибшего из-за предательства и тоже не побежденного палачами. И Уоллес решил придумать фильм, который бы напомнил подросткам о подлинных, традиционных мужских добродетелях вроде беззаветной любви к родине, свободе и справедливости и готовности умереть, не склонив головы.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
«Паломничество» Уоллеса в Эдинбург состоялось в 1983 году, однако он лишь в конце десятилетия решился представить свой первый киносценарий на суд продюсера Алана Лэдда (до «Сердца» Уоллес зарабатывал сочинением для ТВ). Лэдд, прославившийся тем, что в середине 1970-х был главным союзником Джорджа Лукаса в борьбе за «Звездные войны» (студия Fox не раз порывалась закрыть этот проблемный проект), с 1985 года работал топ-менеджером в MGM. Он заинтересовался «Сердцем» и вскоре предложил главную роль Мелу Гибсону, только что ставшему голливудской звездой благодаря «Смертельному оружию».
В то время Гибсон не взялся за роль Уоллеса, но выбросить сценарий из головы актер не смог. В начале 1990-х Гибсон уже стал задумываться о режиссуре, и в течение следующих лет он не раз размышлял и прикидывал, как бы поставил ту или другую сцену. Тем временем Лэдд в 1993 году перебрался из MGM в Paramount, и «Храброе сердце» стало одним из проектов, которые он смог забрать с собой.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
В том же 1993 году Гибсон дебютировал как постановщик с подростковой драмой «Человек без лица». Актер, не имеющий кинообразования (во время учебы в Сиднее он изучал театр, а не кино), специально выбрал простую, камерную ленту, чтобы в своем первом фильме не нырять на профессиональную глубину. Когда же эксперимент оказался удачным и «Человек» был радушно принят критиками, свежеиспеченный режиссер счел, что готов взяться за куда более масштабную ленту. Поэтому, когда Лэдд вновь к нему обратился, Гибсон объявил, что хочет работать над «Сердцем», но не как актер, а как постановщик и продюсер.
Лэдд был не против этого, и он позволил Гибсону предложить роль Уоллеса молодому актеру Джейсону Патрику из «Пропащих ребят» Джоэла Шумахера. Студия, однако, наотрез отказалась вкладываться в историческую ленту о не слишком известном средневековом персонаже без суперзвездной физиономии на постере. Гибсону не улыбалась перспектива параллельно командовать грандиозными съемками и играть в фильме главную роль, но выбора у него не было – он к тому времени насколько сроднился с проектом, что уже не мог от него отказаться или передать его другому режиссеру.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Даже с участием Гибсона продюсерам удалось «раскрутить» инвесторов «лишь» на 70 миллионов долларов. Это была колоссальная сумма по меркам предыдущих киноэпох, но в 1990-х ее было едва достаточно для задуманной постановки со средневековыми костюмами, внушительными массовками и несколькими масштабными сражениями. О приглашении других суперзвезд не могло быть и речи – их многомиллионные гонорары обескровили бы бюджет. Поэтому на ключевые роли Гибсон нанял хоть и известных, но все же не суперпопулярных (и супердорогих) европейских исполнителей, многих из которых «Храброе сердце» пропихнуло в Голливуд.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Так, роль английского короля Эдварда I получил Патрик МакГуэн, пожилой американо-британский актер, известный по культовому английскому сериалу 1960-х «Пленник» и хоррору Дэвида Кроненберга «Сканнеры». Будущего шотландского короля Роберта Брюса изобразил шотландец Ангус МакФадьен (в дальнейшем – злодей «Эквилибриума» и герой «Пилы 3»), лучшим другом главного героя по имени Хэмиш стал Брендан Глисон (в последующем – один из ведущих ирландских актеров), а во французскую принцессу Изабеллу перевоплотилась будущая «девушка Бонда» из «И целого мира мало» Софи Марсо (в то время одна из самых успешных молодых парижских актрис). Правда, реальная Изабелла во время действия ленты была маленькой девочкой, но фильму нужна была хотя бы одна значимая героиня, и Уоллес-сценарист не постеснялся в этом вопросе (как и во многих других) отойти от исторической правды.
Собрав в фильме преимущественно английских, ирландских и шотландских актеров, Гибсон мог не волноваться о том, чтобы его подопечные говорили с убедительным гэльским акцентом. Одной головной болью меньше в картине, которая в остальном состояла из сплошной головной боли. По признанию режиссера, он за время съемок от постоянного стресса похудел больше чем на пять килограммов, хотя не следил за диетой и ел все съедобное, что только попадалось ему на глаза.
За воссоздание средневековой Британии в «Храбром сердце» отвечала большая команда (пять одних только арт-директоров!) во главе с художником-постановщиком Томом Сандерсом. Они шли по пути, уже проторенному сценаристом. То есть тщательно штудировали исторические материалы (в частности, средневековые иллюстрации и изображения на надгробиях), но не считали себя их рабами.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Так, шотландские килты и британская военная униформа вошли в моду лишь в XVII веке, но они все же были использованы в картине, чтобы зрители легко могли различить солдат противоборствующих армий (в реальных средневековых сражениях, похоже, воины просто били тех, кто казался им незнакомым). По той же причине лица некоторых шотландцев, включая главного героя, были устрашающе раскрашены в стиле древних пиктов, не пустивших в Шотландию римские войска. В реальности эта традиция ко времени Уоллеса давно умерла.
Чтобы еще более подчеркнуть разницу между богатой Англией и бедной Шотландией, костюмеры использовали разные материалы, когда придумывали и кроили костюмы персонажей. Шотландских горцев одевали в простые наряды из дешевой кожи и меха, тогда как английские аристократы щеголяли в роскошных костюмах из шелка, бархата и камчи. Эти ткани, завезенные с Ближнего Востока во время крестовых походов, во времена Уоллеса как раз вошли в придворную моду.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Ранние сцены фильма в основном создавались в Шотландии. Так, родная деревня Уоллеса была сооружена у подножья горы Бен-Невис, самой высокой на Британских островах (она возвышается на 1344 метра выше уровня моря), а интерьеры замка шотландского аристократа Морнэ снимались в здании Эдинбургского городского совета. Однако основная работа над картиной проходила в Ирландии, в окрестностях Дублина и на студии Ardmore Studios в городе Бри, в 20 км от ирландской столицы. Поскольку замки на севере Европы строились по схожим планам, декораторам не нужно было прилагать особых усилий, чтобы выдать ирландские средневековые постройки за сооружения английских и шотландских архитекторов. Для превращения руин в полноценные здания голливудцы использовали надстройки из крашенного под камень латекса, чтобы не повредить древние достопримечательности.
Почему Гибсон предпочел родину своих предков родине Уоллеса? Во-первых, Ирландия предоставляла щедрые льготы для снимавших на ее территории кинематографистов. Во-вторых, местная армия была согласна предоставить тысячи солдат для съемок батальных сцен, а режиссер отчетливо понимал, что ему нужны дисциплинированные статисты, которые не превратят съемки в настоящее побоище.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Имея в своем распоряжении столь значительную массовку, Гибсон мог позволить себе снять даже более масштабные побоища, чем те, в которых сражался реальный Уоллес. Битва при Стерлинге, например, также известна как «Битва на Стерлингском мосту», поскольку шотландский полководец использовал переправу англичан через реку Форт, чтобы поодиночке разгромить разделившиеся английские отряды. Гибсон со сценаристом, однако, сочли, что такое «трусливое» сражение недостойно центрального места в их фильме, и битва при Стерлинге была переосмыслена как грандиозное сражение в чистом поле, снимавшееся на равнине между Ньюбриджем и Килдэром. Всего в этой экранной битве участвовало 3000 солдат и 150 лошадей (а также несколько бутафорских, механических коней для сцен, в которых животные погибают). Съемки продолжались шесть недель, и после их завершения Гибсону и его монтажеру Стивену Розенблюму пришлось смонтировать сражение из 90 часов отснятой пленки.
Перед началом работы над батальными сценами Гибсон проштудировал классические ленты со схожими фрагментами и пришел к выводу, что мало чему может у них научиться. Сражения из старых фильмов казались ему недостаточно жесткими и энергичными, а также слишком запутанными – во время просмотра трудно было понять, кто побеждает и какие маневры проводят полководцы. Поэтому в «Сердце» он старался учитывать ошибки предшественников и снимать так, чтобы кино захватывало даже знатоков средневековых баталий.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
По словам Гибсона, он ни за что бы не справился с этой задачей, если бы не его первый помощник Дэвид Томблин – многоопытный британский ветеран, работавший над циклом «Индиана Джонс», сиквелами «Звездных войн», «Суперменом» и многими другими эпическими лентами. Во время съемок байопика 1982 года «Ганди» Томблин организовал сцену похорон, в которой было занято 300 тысяч статистов (этот экранный рекорд был отмечен Книгой рекордов Гиннесса). И если Гибсон в «Храбром сердце» впервые руководил толпами подчиненных, то Томблин чувствовал себя в таком проекте как рыба в воде, и ему достаточно было одного взгляда на раскадровку, чтобы определить, сколько воинов должно попасть в кадр, чтобы показаться могучей армией, но не перегрузить бюджет. Также он был безупречным составителем реестров и расписаний, и команда Гибсона сравнивала его со строгим старшиной при талантливом, но «зеленом» лейтенанте.
Помимо организации грандиозных массовок Гибсон также сражался с погодой. Хотя «Сердце» снималось летом 1994 года, погода как в Шотландии, так и в Ирландии была скорее осенней, промозглой и дождливой. Когда однажды съемки посетил Ричард Доннер, постановщик «Смертельного оружия», теплолюбивому голливудцу пришлось надеть зимнюю куртку, чтобы не замерзнуть. Обычно режиссеры стараются переждать непогоду, но Гибсон быстро понял, что северные дожди нельзя переждать – их можно только игнорировать. Благо, что если ливень не хлещет как из ведра и действие не развивается в современном городе, где на дорогах хорошо видна каждая лужа, то зрителям трудно определить, идет ли в кадре дождь.
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Когда Гибсон наконец победил непогоду, расправился с батальными и диалоговыми сценами и во время монтажа ужал фантасмагорическое количество отснятой пленки до трехчасовой эпопеи, ему оставалась еще одна, последняя битва – с организацией MPAA, присуждающей фильмам американские рейтинги. К счастью, MPAA не слишком придирается к блокбастерам, поскольку живет на деньги ведущих голливудских студий. Поэтому для получения рейтинга «взрослого» R вместо изначально назначенного картине «порнографического» NC-17 Гибсону достаточно было слегка подсократить боевые сцены и эпизод казни Уоллеса, дабы сделать их менее садистскими.
Когда 24 мая 1995 года «Храброе сердце» вышло в прокат, оно было встречено неоднозначно. Критики и зрители восхищались постановкой как пафосным и эпическим историческим боевиком в лучших традициях жанра, и лента была удостоена десяти номинаций на «Оскар», пять из которых превратились в статуэтки («лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая операторская работа», «лучший грим» и «лучший монтаж звука»). Знатоки истории, однако, без устали клеймили байопик как собрание очевидных ляпов – начиная с того, что действие картины запускается благодаря аристократическому «праву первой ночи» (Уоллес мстит англичанам за то, что они сделали с его женой), хотя это право – давно опровергнутый историками вымысел. Длинные перечни ошибок Гибсона и Уоллеса заставили со временем признать «Сердце» самой неточной масштабной исторической лентой (если, конечно, не учитывать постмодернистские комедии вроде «Всемирной истории» Мэла Брукса).
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Шотландцы, однако, искренне влюбились в фильм, воспевающий их героя и проклинающий английских завоевателей. Когда Гибсон приехал на шотландскую премьеру картины в Эдинбург, его встретили с такой же страстью, с какой в Москве некогда встречали Гагарина. Как уже говорилось в начале статьи, для шотландских патриотов «Храброе сердце» стало символом борьбы за независимость, а речь Уоллеса перед битвой при Стирлинге – боевым кличем противостояния с британской короной (противостояния мирного, но несгибаемого и с годами нарастающего). И если Шотландия в ближайшее время проголосует за отделение от Великобритании, то в этом будет заслуга Гибсона, Уоллеса и их коллег.
Откуда взялись будоражащие кровь слова о жизни и свободе? Не из учебников и не из книг об Уильяме Уоллесе. Хотя эта битва подробно описана в хрониках, ни одна из них не упоминает о напутствии перед боем, и вполне вероятно, что полководец без него обошелся. Но то средневековый воин – голливудский же герой должен был сказать что-нибудь пафосное, в духе риторических изысков американских экранных генералов, и потому Уоллес-сценарист сочинил монолог, который бы заставил его самого рвануться на английские мечи и стрелы. Вот почему эта сцена получилась такой убедительной – даже самый отстраненный от зрителей временем и пространством экранный момент может их захватить, если сценарист нашел в нем точку соприкосновения со своей душой. Или со своим патриотизмом.