Что значит хороший вкус
Что такое хороший вкус
Содержание статьи
В чем проявляется вкус
Чаще всего судят о том, что у человека хороший вкус или о том, что у него полное отсутствие вкуса, по тому, как он одевается. И не удивительно: известно ведь, что по одежке встречают.
Умение подать себя, составить целостный образ из предметов гардероба и своих природных данных, обыграть несомненные достоинства и отвлечь внимание от недостатков – вот, пожалуй, основные черты, определяющие наличие вкуса в одежде.
Ошибочно думать, что хороший вкус – это следование модным тенденциям. Не все то, что замечательно смотрится на подиумных дивах, будет органично смотреться на конкретном человеке. Напротив, существуют вещи «вне времени», прекрасно выглядевшие несколько лет и даже десятилетий назад и не потерявшие своей актуальности по сей день. Такие детали гардероба еще называют базовыми.
Считается, что человек с хорошим вкусом не меняет свой гардероб каждый сезон в соответствии с последними веяниями моды, а лишь добавляет модные аксессуары и детали к своему базовому гардеробу.
Конечно, подбирая одежду, обладатель хорошего вкуса будет учитывать и особенности своей фигуры, и возраст, и манеру двигаться, и уместность той или иной вещи в конкретной ситуации. Он никогда не наденет в офис даже самое замечательное пляжное платье и не пойдет на свидание в деловом костюме.
Наличие или отсутствие вкуса также определяет и то, как он организует свою среду обитания, т.е. жилье, рабочее место, салон своего автомобиля. И не так важно, в каком стиле будет обставлена квартира, предпочитает ее обитатель аскетичный минимализм или роскошное барокко. Главное, чтобы все детали интерьера смотрелись уместно, органично и составляли единый ансамбль.
Но даже самое стильно обставленное помещение должно быть, прежде всего, приспособлено для жизни, удобным для хозяина, быть приспособлено к его привычному ритму жизни, любимым занятиям. Сочетать комфорт и красоту – это высшее проявление вкуса в умении организовать жизненное пространство.
Как развить вкус
Но умение со вкусом подобрать вещи, окружающие человека, будь то одежда или предметы интерьера, невозможно без способности понимать красоту того, что уже было создано человечеством за долгие века его существования. Прежде всего, это искусство. Способность оценить красоту языка литературного произведения, лаконичность или причудливость линий памятника архитектуры, гармонию музыкальных созвучий или сочетания цветов на полотне художника – все это говорит о развитом художественном вкусе. Научившись видеть и ценить прекрасное в искусстве, человек сможет применить это умение и в своей жизни.
И, конечно, главным «воспитателем» хорошего вкуса была и остается природа. В любом ее творении нет диссонанса, сочетания несочетаемого, все гармонично и органично. Если человек научится видеть и чувствовать красоту природы, подмечать те «способы», которыми она «добивается» лаконичности линий, единства красок и форм – лишь в этом случае он сможет развить в себе чувство вкуса. Действительно, не стоит забывать, что человек – тоже природное создание, а значит, понимание красоты и гармонии в нем не может противоречить природным канонам.
Как себя помню, меня всегда завораживали люди определенного типа. Вычисляла я таких очень просто – их хотелось рассматривать и подражать, в них было всегда то, что отличало от большинства. И с ними волшебно находиться рядом. Уместное сочетание безобразного и прекрасного уживались в одном образе настолько гармонично, что ты признавалась себе «я бы так не смогла».
У таких индивидов всегда есть своя точка зрения, которую хотелось узнать. И они умеют добиваться целостности образа, в котором все детали подчинялись единой идее.
Со временем, стало очевидно, что речь идет о людях, которые обладают хорошим вкусом. А жизненный опыт подтвердил, что именно с такими приятно сотрудничать, советоваться, обращаться к ним за помощью, вести общие дела и просто общаться, получая колоссальное удовольствие. Потому как, весь этот процесс всегда сопровождался удивительным результатом, а бонусом в придачу шли понятия – легко и логично.
Почему так получается, что с одними людьми это возможно? А другие в принципе на это не способны? Личные наблюдения позволили объяснить сей факт наличием либо отсутствием хорошего вкуса.
Когда я стала исследовать тему хорошего вкуса в различных источниках, то выяснилось, что эта тема существует вокруг искусства, творчества и дизайна. Но не упоминается, когда речь заходит о ежедневных заботах. Если набрать в поисковике фразу «как развить хороший вкус», то будут открываться страницы, где речь идет об одежде, уроках элегантности, художественных произведениях и так далее.
И, если человек напрямую не интересуется эстетикой, то эта тема быстро наскучит. Предполагаю, что понятие хорошего вкуса слишком отдалилось от реальности, взвелось в культ искусства и воспринимается, как нечто малоприспособленное для ежедневного быта. И зря.
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, КАК НАЛИЧИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
УМЕНИЕ ЖДАТЬ И ВЫБИРАТЬ ЛУЧШЕЕ
СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ И ЗАКОНЧЕННОЕ
ЧУВСТВО МЕРЫ ИЛИ ТА САМАЯ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Людям с хорошим вкусом знакомо понятие «достаточно». Их невозможно перекормить, убедить скидками, увлечь показной яркостью, биркой или мероприятиями, вход на которые доступен всем без исключения. Внутреннее чувство меры уберегает их от количества, сохраняя право обладать качеством. Чувство прекрасного идет от внутреннего диалога с самим собой, Такие люди легко концентрируются, находят верные решения в тишине, пользуются внутренними ресурсами. Им хорошо знаком принцип «зри в корень» и «анализируй это». Умение концентрироваться помогает сосредоточиться на ситуации и запланировать череду верных действий.
Таковы люди с исключительным вкусом.
Я с удовольствием расскажу вам о вашем стиле в одежде и подберу гардероб. Запишитесь на бесплатную консультацию, позвонив по телефону +7 985 532 5511
Пора отменитьЧто такое «хороший вкус» и почему с этим выражением пора попрощаться
О низких и высоких жанрах
Текст: Алиса Попова
Если вы когда-нибудь переключали песню на телефоне, когда кто-нибудь из знакомых оказывался в опасной близости от ваших наушников, или брали в поездку с друзьями не ту книгу, которую вам хочется прочитать, а ту, о которой говорят в вашем кругу, вы, скорее всего, имеете представление о том, что именно формирует наши вкусы.
Французский социолог и философ Пьер Бурдье в середине 80-х называл вкус проявлением культурного капитала, который формируется в соответствии со стилем жизни соответствующего класса. По его мнению, вкус отражает место человека в социальной иерархии. Так, например, рабочие не признают абстрактное искусство и предпочитают реализм: искусство должно быть полезным и без излишней «утончённости», пища — питательной и часто «тяжёлой», а одежда — функциональной. В силу сформированных социальных иерархий культурная элита назначает свой вкус безусловным эталоном, к которому, с одной стороны, должны стремиться все, но с другой — нет никакого доступа у людей с более низким доходом. И хотя сегодня массовая культура как будто стала межклассовой, некоторые наблюдения Бурдье всё ещё актуальны.
Вещь может считаться обязательным атрибутом хорошего вкуса, пока в ней по подиуму ходит модель, но сразу же теряет свою привлекательность, как только добирается до масс-маркетов. В мире, где тренды меняются ежесекундно, «одеться со вкусом» значит «надеть это первым, пока другие не успели». Несмотря на то, что редко какое кино можно чётко отнести к конкретному жанру, не упрощая суть режиссёрской работы, то, что по некоторым признакам имело несчастье попасть в категорию ромкома, обречено считаться глупым и поверхностным. Попкорном для интеллектуалов и комфортным времяпрепровождением для непритязательного ума масс. Чем больше людей может получить удовольствие от произведения, тем оно как бы хуже, ведь не бывает любви без страдания. При этом мы чувствуем обязанность соответствовать образу интеллектуально пытливого зрителя и под этим грузом уже не можем получать удовольствие ни от того, что считается высоким искусством, ни от продуктов поп-культуры.
По мнению Бурдье, вкус отражает место человека в социальной иерархии. Так, например, рабочие не признают абстрактное искусство и предпочитают реализм
Десять лет назад кинокритик Дэн Койс написал для New York Times вызвавшую много споров колонку, в которой сравнил медленное интеллектуальное кино с полезной, но невкусной пищей: «Я задавался вопросом, не могли бы эти пять часов быть потрачены более ценно в другом направлении: на зарядку или, может быть, на чтение книги, или просто на просмотр десяти эпизодов уморительного (и совсем не созерцательного) мультфильма «Закусочная Боба». Становясь старше, я начинаю страдать от культурной усталости и испытываю меньше интереса к поеданию культурных овощей, какими бы полезными они для меня ни были». Напрашивается вывод: хоть вкусовые качества овощей и зависят от индивидуальных предпочтений, всё-таки навязанная необходимость их есть определённо не улучшает вкус.
Когда мы разделяем вкусы на правильные и неправильные, то вредим не только себе. Легко сетовать на людей, которые отказываются потреблять «сложный» контент, но можно подумать о возможных причинах такого выбора. Не у всех есть ресурсы, чтобы следить за трендами, читать книги на языке оригинала, а не в неизбежно «плохом переводе» или изучать фильмографию важных имён в киноиндустрии. Но даже те, у кого такие возможности были, нередко пытаются избежать разговора о «высоком»: «Я в этом ничего не понимаю», «Совсем нет времени смотреть кино», «Давно перестала слушать музыку». Ведь мало кому хочется стать мишенью для снобизма и подозрений в том, что их вкус недостаточно изыскан.
Стеснение, вынуждающее нас называть часы, проведённые за мыльной оперой, guilty pleasure, не что иное, как социальная надстройка. Некий образ себя, который нам комфортно показывать другим. Но почему нам вообще должно быть стыдно за вещи, которые приносят нам удовольствие? «Во время отдыха нам кажется, что это время стоит использовать более продуктивно, например для решения проблем», — говорит доктор Кристин Нефф, доцент кафедры педагогической психологии Техасского университета. По её словам, такая установка может быть полезной для выживания, но если постоянно думать о насущных неприятностях, вряд ли станешь счастливее. Робин Наби, профессор коммуникации в Калифорнийском университете, считает, что чувство вины может влиять на степень удовольствия, которое мы получаем от «постыдных» развлечений. В то время как избавление от добровольного смущения расширяет круг наших интересов и делает жизнь насыщеннее.
Почему за некоторые интересы нам стыдно, а за другие нет? Какие маркеры, как в случае с романтическими комедиями, определяют целый жанр как нечто незатейливое, неглубокое, пошлое? Профессор филологии в Колумбийском университете Андреас Гюйссен в своём эссе «Mass Culture as Woman: Modernism’s Other» отмечал, что массовая культура так или иначе ассоциируется с женщиной, в то время как «настоящая», аутентичная культура остаётся прерогативой мужчин. «В эпоху зарождения социализма и первого крупного женского движения в Европе среди масс, стучащихся в ворота, также были женщины, стучащиеся в ворота культуры, в которой доминировали мужчины. Поразительно, как политический, психологический и эстетический дискурсы гендерно окрасили массовую культуру феминностью, в то время как высокая культура, будь она традиционной или современной, явно оставалась привилегированной сферой мужской деятельности», — пишет он. Под низкопробными и до сих пор часто понимают жанры, которым свойственны обращение к чувствам и отсутствие цинизма. А сами признаки, по которым произведение автоматически попадает в категорию вещей, не заслуживающих серьёзного отношения, принято считать «женскими».
Андреас Гюйссен отмечал, что массовая культура так или иначе ассоциируется с женщиной, в то время как «настоящая», аутентичная культура остаётся прерогативой мужчин
«„Хороший вкус“ и даже „качество“ не объективная реальность, и представления о них полностью созданы средой пребывания, тем, что принято в этой среде, бэкграундом людей, её сформировавших», — пишет журналистка Мария Кувшинова в прошлогоднем эссе об ангажированной критике, давая ссылку на шведское исследование «The film industry’s view of the term quality». «Именно поэтому сейчас все ведущие западные фестивали, телеканалы и производители контента стремятся к разнообразию в отборочных комитетах и сценарных группах — как гендерному, так и расовому. Если в комиссии или в сценарной комнате сидят в основном мужчины из среднего класса, имевшие возможность получить хорошее образование, они могут не распознать и не оценить произведения и заявки, созданные авторами/авторками с радикально отличным опытом», — добавляет она. Статистические данные, опубликованные в исследовании «Panic! Social Class, Taste And Inequalities In The Creative Industries» лондонского культурного центра Barbican, показали, что менее одной пятой людей, занятых в музыкальной сфере, в области исполнительского искусства или в издательском деле, — выходцы из рабочего класса, а 96 % представителей творческих профессий Лондона происходит из экономически благополучных семей. В кино-, теле- и радиоиндустрии лишь 12,4 % сотрудников не относят себя к выходцам из среднего класса. Согласно исследованию благотворительной организации Sutton Trust, на церемонии вручения премии BAFTA Awards 42 % победителей посещали платные школы.
В тяге к образованию, насмотренности и глубокому изучению предмета нет ничего плохого, но деление культуры на высокую и низкую не только не даёт возможности многим людям творчески выражать себя, но и мешает получать удовольствие от увиденного или прочитанного, делиться друг с другом чувствами и мыслями без страха насмешек и осуждения. Убеждённость в том, что в искусстве должны сохраняться иерархии, не делает его более ценным, а сужает его до нескольких, пусть и выдающихся имён. Если после похода в кино с друзьями в ответ на вопрос «Как тебе фильм?» вы покрываетесь холодным потом, то нелишним будет задуматься: может, пора оставить себя в покое и получать удовольствие, не придумывая ему оправданий?
Что такое хороший вкус?
Часто ли мы думаем о том, что такое хороший вкус? Обычно нам кажется, что он относится к категории абстрактных понятий вроде «небрежного шика» или «дорогого минимализма». Расшифровывать совершенно не хочется, тем более на это нет времени – надо же успевать отслеживать тенденции. Но все-таки давайте позволим себе на время погрузиться в модный ретрит и посмотреть на себя со стороны. Не переигрываете ли вы с трендами? Разбираетесь ли в базовом гардеробе? И что вообще вы понимаете под словом «безвкусица»?
Сегодня отовсюду разносятся советы на тему внешнего вида: что носить, как носить, на кого смотреть, за кем повторять. Пальму первенства может лишь перехватить тема ЗОЖ или вечной молодости. Но про основу основ – хороший вкус – как правило, все умалчивают. И наверное, вот почему.
Чувство вкуса прививается с детства: мы смотрим на родителей и окружающую среду, неосознанно впитывая представления о прекрасном. Поэтому за весь ваш эстетический интеллект благодарите не Бога или модные журналы, а маму, папу, бабушек и дедушек
Деньги и достаток, город, где вы родились, – все это совершенно не имеет значения. Наличие или отсутствие вкуса не измеряется деньгами и географией. Можно, конечно, размахивать руками и кричать, что мы живем в свободной стране и будем носить все, что вздумается. Не будем. По крайней мере, у каждого человека есть шансы как начать свою жизнь заново, так и отвечать от и до за свой внешний облик.
Street style 2017
Street style 2017
Street style 2017
Во-первых, давайте определимся с тем, что такое плохо, когда речь идет о вкусе и одежде.
Самое смешное, что на деле быть модным совсем не круто и местами даже пошло. Завуалированная безвкусица, которая выдает себя за серьезное знание дела
Отшумели показы, где-то что-то запестрило-засверкало, и мы побежали. То за серебряными ботильонами, то за гигантскими плащами или сережками разных размеров. В результате гордимся, что сумели отыскать редкий трофей и среди своих коллег или таких же продвинутых подруг будет чем козырнуть. Пошло это не потому, что вещи некрасивые, а потому, что мы используем по отношению к самим себе немного лицемерный подход. Ходили-ходили в кроссовках, например. Потом раз – и ботфорты до бедра. Где-то в стритстайле подсмотрели «лучок» и завтра уже на вечеринку бежим в огромном тренче и бейсболке. Конечно, журналы будут настаивать на том, что здорово быть разной, но не важнее ли не потерять себя среди толпы разряженных в бессмысленные вещи людей?
Еще мне очень жалко мужчин, которые, видимо, настолько в себе не уверены и не осознают свой образ, что до сих пор выбривают виски или носят бороды. Ну, вы понимаете, о ком я, – вот эти жертвы барбершопов. В редких случаях борода соответствует облику и содержанию, в большинстве своем все эти мужчины – обычные скромняги, которые банально не понимают, что с собой делать и как себя позиционировать. А борода – безопасный способ.
Street style 2017
Street style 2017
Street style 2017
Еще один верный путь показать безвкусицу во всей красе – нарядиться с головы до ног или надеть «все лучшее сразу». Только знатокам кажется, что все давно отошли от этого варианта, но нет. Прогуляйтесь по центру города в пятницу вечером. Вечные хиты-сочетания вроде мини с каблуками, укладкой и украшениями все еще играют из местных ресторанов. И опять же, дело не в самих вещах, а в подаче. У нас же принято, например, подшучивать над леопардовым принтом, а вот все благодаря девушкам из этой группы. Иностранцы носят «леопард» совершенно иначе, поэтому там к нему нет предвзятого отношения или адресованных в его адрес колких фразочек.
«Дорого-богато» выглядит неважно в любом исполнении – дорогом или масс-маркетовом. Надо быть коренной итальянкой, чтобы со свойственным им изяществом носить одновременно загар, золото, яркую помаду и цветастые шелковые блузки с юбками, приправленные пышной прической
Замечали, что существует еще одна субкультура, считающая себя крайне оригинальной? Девушки-искусствоведы или мужчины-художники. Первые носят льняные юбки в пол, украшения с барахолок, вязаные накидки – все непременно авторское, винтажное или купленное на Гоа. Образ словно кричит о свободе и творчестве, а еще о непохожести на других, которые «как все». Жуткая пошлятина, хоть и авторская. Вокруг да около бродит другая каста – более возвышенных интеллектуалов (просто у них денег побольше), которые одеваются в бесформенные вещи японских дизайнеров и рассуждают о внутренней красоте женщины. Что, мол, красота ее вся внутри, а мешок, надетый поверх, лишь помогает раскрыть эту невидимую суть. Дамы, камон! Все эти сложные драпировки и неровные швы не добавляют вам ума и содержания и совершенно точно не делают образ возвышенным или сложным. Особенно когда речь о взрослой женщине, все еще доказывающей миру свою неформальность и богатый внутренний мир. Очень-очень пошло смотрится нарочито подростковая и инфантильная одежда на девушках около тридцати. Микки-Маусы, слоганы, капюшончики, короткие курточки – в общем, гардероб двадцатилетней дерзкой девчонки.
Street style 2017
Street style 2017
Street style 2017
Если вы не попадаете ни в одну из этих категорий, чувство адекватности и меры у вас есть, а это же прекрасные новости! Еще важно помнить, что настоящее искусство для женщины – выглядеть не модной, а красивой. Каковым искусство и является. Что во всем нужна мера. Что носить бриллианты утром – признак плохого воспитания. А если вы этого не знаете до сих пор, то виноваты не родители, а отсутствие любознательности.
Не стоит наряжаться городской сумасшедшей, если вы идете на свидание или собеседование. Не стоит носить декольте на работу или встречу с родными. Еще неплохо бы усвоить, что шорты – рискованный предмет гардероба и в офисе с колготками и свитером они смотрятся невероятно глупо и нелепо. В общем, золотые правила вкуса напоминают об уместности вашего наряда. Свободные демократичные взгляды и отсутствие дресс-кодов усугубили и так существующее невежество по части правил этикета, а выбивающийся из ряда вон внешний вид сегодня привычное явление.
Узнавайте себя. Изучайте свою фигуру, типаж, пропорции. Покупайте вещи не ради вещей, а ради себя и подчеркивания внешних достоинств. Чувствуете, что сложный крой не ваша история? А красный цвет пугает и раздражает? Тогда говорим им категорическое нет. Прозрачное, слишком обтягивающее, короткое также не одобряются правилами хорошего вкуса.
Умеренность – наш девиз. Можете ругать меня за консерватизм, но лучше купить одну дорогую однотонную рубашку классного кроя и из хорошего хлопка, чем пять вычурных кофточек, которые потеряют форму после второй стирки. Лучше надеть эту самую рубашку с обычными джинсами, чем навешать на себя еще массу всего остального. Лишнее, как правило, означает вульгарное. В минималистичном или даже, если хотите, скучном образе можно будет разглядеть вас, не отвлекаясь на все остальное. И если вы себя не прячете за образностью вещей и слоями сложных фактур, значит, вы счастливый гармоничный человек, которому и правда есть что сказать этому миру. Как минимум – об отсутствии дурного вкуса.
Пол Грэм: Есть ли такая вещь как “хороший вкус”?
Когда я был ребенком, я бы ответил, что нет. Мой отец так говорил. Некоторым людям нравится одно, а другим нравится другое, и кто может сказать, кто прав?
Это казалось настолько очевидным, что хорошего вкуса не существует, что только благодаря косвенным свидетельствам я понял, что мой отец был неправ. И вот что я вам здесь покажу: доказательство методом reductio ad absurdum. Если мы начнем с предпосылки о том, что хорошего вкуса не существует, мы придем к очевидным ложным выводам, и, следовательно, посылка должна быть неверной.
Начнем с определения, что такое “хороший вкус”. В узком смысле это относится к эстетическим суждениям, а в более широком — к предпочтениям любого рода. Самым сильным доказательством этого было бы показать, что вкус существует в самом узком смысле, поэтому я собираюсь поговорить о вкусе в искусстве. У тебя вкус лучше, чем у меня, если искусство, которое тебе нравится, лучше, чем искусство, которое нравится мне.
Если нет хорошего вкуса, то нет и хорошего искусства. Потому что, если есть такое понятие, как хорошее искусство, можно легко сказать, у кого из двух людей вкус лучше. Покажите им много работ художников, которых они никогда раньше не видели, и попросите их выбрать лучшее, а у того, кто выберет лучшее искусство, будет лучший вкус.
Так что, если вы хотите отказаться от концепции хорошего вкуса, вы также должны отказаться от концепции настоящего искусства. А это означает, что вы должны отказаться от тех высот, которые могут достичь люди. Это означает, что художники не смогут быть выдающимся в своей работе. Это касается не только визуальных художников, но и всех, кто в каком-то смысле является художником. Не может быть и хороших актеров, писателей, композиторов или танцоров. У вас могут быть популярные писатели, но не выдающиеся.
Мы не знаем, как далеко нам пришлось бы зайти, если бы мы отказались от концепции хорошего вкуса, потому что мы даже не обсуждаем наиболее очевидные случаи. Но это не значит, что мы не можем сказать, кто из двух известных художников лучше. Это означает, что мы не можем сказать, что какой-либо художник лучше, чем случайно выбранный восьмилетний мальчик.
Так я понял, что мой отец был неправ. Я начал учиться рисованию. И это было точно так же, как и другая работа, которую я выполнял: вы можете делать это хорошо или плохо, и если вы очень стараетесь, вы можете стать лучше в этом. И было очевидно, что у Леонардо и Беллини это получалось намного лучше, чем у меня. Этот разрыв между нами не был воображаемым. Они были очень хороши. И если они могли быть хороши, тогда и искусство могло быть хорошим, и в конце концов существует такая вещь, как хороший вкус.
Теперь, когда я объяснил, как показать, что существует такая вещь, как хороший вкус, я также должен объяснить, почему люди думают, что его нет. Есть две причины. Первая заключается в том, что о вкусе всегда так много спорят. Реакция большинства людей на искусство — это клубок необъяснимых импульсов. Известен ли художник? Привлекателен ли объект? Это то искусство, которое должно им нравиться? Висит ли оно в известном музее или воспроизведено в большой, дорогой книге? На практике в реакции большинства людей на искусство преобладают такие посторонние факторы.
А люди, которые утверждают, что у них хороший вкус, так часто ошибаются. Картины, которыми восхищались так называемые эксперты в одном поколении, часто настолько отличаются от тех, которыми восхищались несколько поколений спустя. Легко прийти к выводу, что там вообще нет ничего реального. Только когда вы попробуете рисовать и сравните свои работы с работами Беллини, вы можете увидеть, что она действительно существует.
Другая причина, по которой люди сомневаются в том, что искусство может быть хорошим, заключается в том, что в искусстве, кажется, нет единой оценки прекрасного. Аргумент такой. Представьте, что несколько человек смотрят на предмет искусства и оценивают его. Если хорошее искусство действительно является свойством объектов, оно должно каким-то образом присутствовать в объекте. Но похоже, что это не так; кажется, что оценка происходит в головах каждого из наблюдателей. А если они не согласны, как выбрать между ними?
Решение этой головоломки состоит в том, чтобы понять, что цель искусства — работать со своей аудиторией, а у людей много общего. И если наблюдатели, на которых действует предмет искусства, реагируют одинаково, возможно, это означает, что это произведение искусства имеет соответствующее свойство. Если все, с чем взаимодействует частица, ведет себя так, как если бы частица имела массу m, то она имеет массу m. Таким образом, различие между «объективным» и «субъективным» не бинарное, а вопрос степени, в зависимости от того, сколько общего у наблюдателей. Частицы могут хаотично взаимодействовать друг с другом, но наблюдатели, взаимодействующие с искусством, не относятся к таким частицам; их реакции не случайны — далеко не случайны.
Поскольку реакция людей на искусство не случайна, искусство может быть разработано так, чтобы воздействовать на людей, и быть хорошим или плохим в зависимости от того, насколько эффективно оно это делает. Точно так же, как это может быть вакцина. Если бы кто-то говорил о способности вакцины давать иммунитет, было бы очень легкомысленно возражать, что иммунитет на самом деле не является свойством вакцин, потому что приобретение иммунитета — это то, что происходит в иммунной системе каждого отдельного человека. Конечно, иммунные системы людей различаются, и вакцина, сработавшая на одном, может не сработать на другом, но это не делает бессмысленным разговор об эффективности вакцины.
С искусством, конечно же, не всё так гладко. Вы не можете измерить эффективность простым опросом, как вы делали это с вакцинами. Вам надо заранее вообразить ответы людей, глубоко разбирающихся в искусстве, при этом обладающих достаточной гибкостью ума, чтобы фильтровать внешнее влияние вроде сиюминутной славы художника. И даже тогда у вас будут расхождения в оценках. Люди отличаются, и давать суждения об искусстве сложно, особенно о современном. Определенно не существует четких градаций уровня работ или способности людей судить о них, но в равной степени определенно существует частичная упорядоченность того и другого. Таким образом, хотя невозможно иметь идеальный вкус, можно иметь хороший вкус.
Спасибо всем, кто принял участие в переводе.