Что значит хороший учитель

Хороший учитель

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может считать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

Хороший учитель – это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты – новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы.

Хороший учитель – это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель – это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела.

Портрет хорошего учителя.

— Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой.

— Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками.

Качества, которые должны быть присущи хорошему учителю.

1. Хороший психолог.

2. Не стремиться всегда выставлять себя только в выгодном свете.

3. Уметь докатываться до истинного в человеке.

4. Учить всей своей жизнью, всеми поступками.

5. Не вешать головы при неудачах.

6. Желать себе и всем ученикам Добра. Красоты. Здоровья.

7. Улыбаться! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.

8. Стараться хвалить ребенка за любое изменение к лучшему в поведении ребенка.

9. Разговаривать с учеником в ……. уважения и сотрудничества.

10. Избегать пустых угроз.

11. Воздерживаться от криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

12. Стараться не выражать предпочтения одному из детей.

1. Учи, ибо ты – учитель.

2. Не суди, ибо ты – не судья.

3. Возлюби коллег своих – всех и всяких.

4. Возлюби и предметы чужие, как свои.

5. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.

6. Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не мы.

8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.

10. Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.

И воистину счастлив будет тот из вас, кого когда-нибудь кто-нибудь назовет своим Учителем. Учителем с большой буквы.

Всегда в памяти держите следующие тезисы:

Время – это не только деньги. Время более значимо, чем деньги. Время – это нечто такое же, как и сама жизнь. Время необратимо. Время нельзя умножить. Время нельзя передать. Время проходит безвозвратно. Самое важное в вашей жизни – это, в конечном счете, ваше время. Каждое утро напоминайте себе: «Сегодня начинается первый день остатка моей жизни!» А раз так, то живите во времени осознанно и находите время для важных дел. Находите время для работы – это условие успеха.

Находите время для размышлений – это источник силы.

Находите время для игры – это секрет молодости.

Находите время для чтения – это основа знаний.

Находите время для дружбы – это условие счастья.

Находите время для мечты – это путь к звездам.

Находите время для любви – это истинное радость жизни.

Находите время для веселья – это муза души.

Найдите время для того, чтобы «заточить свою пилу».

Помните, что и тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь.

Источник

Кто такой «хороший учитель»?

Как должен работать с ребенком идеальный учитель? Разумеется, создать такую общую «инструкцию» для всех невозможно: дети разные, и к ним необходим разный подход. Однако наши собеседники и эксперты назвали самые важные качества, которые объединяют лучших преподавателей.

«Он артист — но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор — но его работ никто не видит. Он врач — но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать — но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви.

Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя — план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой».

Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик в «Последней книге».

Постоянно спрашивать себя, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаться, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

Они не пишут в дневниках замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету». Наоборот, они не устают размышлять над своей работой, снова и снова ищут ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

Что значит хороший учитель

«Она сказала: не бойся, что не получится»

Мария, 27 лет, журналист

«Элегантная, улыбчивая, открытая — Галина Петровна поразила меня с первой встречи. Захотелось подойти к ней и заговорить. На ее уроках литературы было интересно всем. Она принимала и «странные» работы: я, например, как-то написала продолжение «Евгения Онегина» вместо сочинения. А еще она блестяще учила русскому языку. Никогда не забуду результаты первого диктанта на журфаке МГУ. Я, студентка из Беларуси, допустила три ошибки, а мои одногруппники — по 20 и больше!

И все же для меня самым важным было то, что к Галине Петровне можно было обратиться за любым советом. Классе в 9-м я рассказала ей о своих сомнениях по поводу будущего: тогда я уже работала в местной газете, но хотелось чего-то большего. И она ответила: «Не бойся, поезжай учиться. Даже если не получится, ты будешь знать, что хотя бы попыталась». Я запомнила ее слова — и стала спокойнее, увереннее, сильнее.

Я ее ценила и очень любила: моя учительница меня поддержала в очень непростой момент. Потом я уехала в Москву и поступила в университет, о котором мечтала. Несколько лет назад моей учительницы не стало. Но присутствие ее я чувствую даже теперь, особенно в те моменты, когда нужно принять серьезное решение. Когда я чего-то боюсь или волнуюсь, то вспоминаю этот случай из прошлого и иду вперед».

Передать интерес

«Желание узнавать новое — это и есть желание учиться, — говорит детский психолог Галия Нигметжанова. — Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле — его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе».

Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Конечно, нужно помочь детям усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. Но интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют, любит ли сам учитель тот предмет, который им преподает.

«Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях, — продолжает детский психолог. — Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится».

«Хороший учитель — не тот, кто знает все ответы, — добавляет доктор педагогических наук Борис Бим-Бад, — но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него — это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать».

Источник

12 признаков хорошего учителя

12 признаков хорошего учителя

Моя статья будет о том, как в моём понимании, отличить хорошего педагога от не очень хорошего и вовсе никакого.

Первый признак хорошего учителя : Он часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы. Это универсальное умение, которое выделяет нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы. (Баранов, ты почему под партой?).

Хороший учитель задаёт вопросы часто, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают большой интерес, хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед обучающимися вид на дальнейшую учёбу. Его вопросы не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленно. Считают, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя.

Хороший учитель не унижает учеников, не троллит, не науськивает одну часть класса на другую. Он нормально относится к тем, кто не любит его предмет.

Третий признак : Хороший учитель использует свой темперамент на пользу дела.

Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда будет и попадёт в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс.

Надо сказать, что в Российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, это возможно. И такие люди в школах встречаются.

Пятый признак : Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьной.

Например, обожает зимнее плаванье и что-то другое. Но бывают среди хороших учителей те, кто живёт исключительно школой. Но рассмотрим первое, такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и интересную жизнь и даже в школе.

В шестом признаке : Хороший учитель обладает чувством юмора.

В следующей статье, я, поделюсь ещё с шестью признаками хорошего учителя. Такими как: Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями и не мыслит школьными категориями.

Наталья Зинкова (Фалькон)

Преподаватель первой категории (высшую не хочу!)

Источник

Библиотека

8 признаков хорошего учителя

«Вот бы нам хорошего учителя» — загадывают родители будущих первоклассников. А какой он — хороший учитель? Благородная дама с большим педагогическим опытом? Активный выпускник университета, набитый под завязку новыми теориями преподавания? Влюблённый в свой предмет, чуть странный ученый? Хорошие учителя бывают разными. Мы попытались найти общие приметы хороших педагогов и рассказываем о них вам.

Что значит хороший учитель

Каким хорошего учителя хочет видеть государство

Хороший учитель задаёт правильные вопросы

Вопросы — это основной инструмент учителя. Хороший учитель задаёт вопросы чаще, чем даёт на них ответы. Основная задача школы — научить ребёнка думать, и вопросы в этом очень помогают. Речь не о риторических вопросах («А голову ты дома не забыл?»), а о вопросах, побуждающих ученика к самостоятельному мышлению.

У нас в школе на ОБЖ (не знаю, как сейчас предмет называется) у педагога был фантастический метод вести опрос. Например, когда мы разбирали «Первую помощь», он диктовал условие: «На человека с высоты второго этажа упало стекло, он потерял сознание, у него множественные порезы. Что делаем? У вас пять минут на все действия». Мы кричим: «Звоним в скорую». Он: «Там занято, а человек истекает кровью, вот-вот умрёт!». Мы кричим: «Убираем стекло!», он: «О, нет! Фонтан крови! Вынимая кусок стекла из шеи, вы могли задеть что?». Напряжение растёт, мы в спешке, человек ведь вот-вот умрёт, кричим: «Не трогаем стекло! В шее артерия!» Намертво запоминали информацию, да и адреналина получали уйму, зато какие гордые потом ходили — человека спасли!
Алина Матвиенко, 27 лет, Красногорск

Любой ученик хорошего учителя — уважаемый человек

Мы даже вспоминать не будем о том, что унижение учеников, едкое высмеивание или физические наказания недопустимы. Это, само собой разумеется. Но в классе хорошего педагога все дети воспринимаются как личности, даже если они не любят его предмет. Каждый человек имеет право на личное мнение, и школьники не исключение. Школьники порой переходят грань допустимого, но хороший учитель не будет опускаться до физического воздействия или оскорблений. Его цель не победить ребёнка, а научить его чему-то, в том числе и личным примером.

Наш преподаватель истории Анатолий Хазметович разговаривал с нами, шестиклассниками, на «Вы». Девочек называл «Барышнями», мальчиков — «Сударями». Как это было приятно, словами не передать. И хотя класс у нас был сложный, вели мы себя на его уроках хорошо, потому что, когда ты «барышня», вертеться и болтать как-то не хочется. К доске он нас вызывал фразой «Пожалуйте к доске». И мы плечи расправляли и жаловали.
Очень его любили.
Оксана Редько, 33 года, Магадан

Хороший учитель влюблён в свой предмет

В немецком языке есть пословица: «Добрый пример лучше ста слов». Увлечённый своим предметом учитель и детей умеет заразить интересом. Откуда взяться интересу, когда сам педагог из года в год механически читает одну и ту же программу? И наоборот, какой ребёнок останется в стороне, если учебная тема подана ярко, с интересными предметами, современными примерами и забавными фактами? Когда педагог любит свой предмет и с удовольствием обсуждает его с учениками, отвечает на вопросы, придумывает интересные задания, дети не могут остаться равнодушными.

У моей дочери была великолепная преподавательница физики Шанаева Залина Борисовна. Она просто влюбила Иру в физику. Какие-то эксперименты, познавательные фильмы, игры, задачи с забавными условиями. В итоге окончила Ира физико-математический и до сих пор с восторгом вспоминает школу.
Мадина Битарова, 35 лет, Владикавказ

Хороший учитель не только учитель, он ещё и человек

Сейчас принято окружать фигуру педагога мистическим ореолом и одновременно отказывать преподавателю в праве на личную жизнь и хобби. Педагог — это будто бы обет на всю жизнь и права на собственные, не связанные с работой увлечения учитель, по мнению общественности, не имеет. А между тем, у хорошего учителя обязательно будет какое-то хобби, никак не связанное с работой. Увлечения спасают от профессионального выгорания, а оно неизбежно наступит, если время от времени не отвлекаться от «школьной» жизни.

Наша учительница информатики Ляшко Татьяна Павловна потрясающе плела из бисера. В шестом классе мы попросили её научить нас делать браслеты и все буквально влюбились в рукоделие. Мальчики плели брелки и машинки, девочки браслеты, не на уроках, конечно. Но Татьяну Павловну я вспоминаю с теплом и благодарностью.
Ирина Северина, 45 лет, Ростов-на-Дону

Хороший учитель — хорошее чувство юмора

Если перефразировать советскую песню: «Шутка нам строить и жить помогает», а ещё помогает ненасильственно поддерживать дисциплину в классе, снимать напряжение и укреплять доверие учеников. Беззлобные, тонкие шутки, которые никого не обижают, — это настоящий педагогический инструмент, и преподаватель, который им владеет, — мастер своего дела.

Я помню, как меня в восьмом классе поразил новый учитель математики. Он был такой представительный, пожилой мужчина, очень серьёзный с виду, и вдруг в середине урока он нарисовал на доске котика и сказал, что первый, кто решит все примеры, получит право дать коту имя. Так быстро я в жизни ничего не решал. А ещё он озвучивал функции смешными голосами и очень хорошо шутил.
Белов Евгений, 34 года, Челябинск

Хороший учитель — личность

Всё, что делает образцовый педагог, наполнено его неординарной личностью. Дети чувствуют фальшь за километр, с ними нельзя быть неискренним. Открытость в общении с учениками необходима. Хороший учитель не пытается строить из себя кого-то другого, он такой, какой есть. И дети принимают его целиком, со всеми плюсами и минусами.

На первом занятии по химии наша учительница Манана Ильинишна написала на бумажке «Ведьма?» и сказала, что если после того, как бумажку окунут в воду, вода покраснеет, то это ведьма и мы её сожжем. «Водой» был раствор фенолфталеина, а бумага пропитана щёлочью. После того как она с диким воплем «Ведьма!» сожгла бумажку на спиртовке, я поняла, что химия — мой любимый предмет. А ещё она как-то перед тем, как зачитать оценки по самостоятельной, задумчиво сказала: «Хоть и написано было «Каждой твари — по паре», хочу всех порадовать, в случае вашего класса первоисточник несостоятелен». Люблю её до сих пор всем сердцем.
Костеренко Ирма, 34 года, Москва

Хороший учитель в курсе, чем увлекаются его ученики

Прогресс не остановить и новые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Конечно, первыми их вводят в обиход подростки. Так что педагоги постоянно сталкиваются с «молодёжными» трендами и разбираются в них. Преодолевать пропасть между поколениями в нынешних условиях — профессиональный навык. Хороший преподаватель в курсе новинок и умеет использовать их, чтобы увлечь детей. Это не значит, что он ежедневно мониторит соцсети, выясняя, что модно у детей, но он знает, что означает слово « кринж ».

Преподавательница литературы моей дочери недавно устроила викторину «Отличи современный рэп от стихов русских классиков» и дочь потребовала у меня том Есенина. Честное слово, я не представляю, как можно привести детей к Есенину через Оксимирона, но ей удалось и не просто удалось, класс устроил общешкольный поэтический вечер, мальчики читали рэп на стихи Маяковского. Честно говоря, было потрясающе.
Никоняц София, 39 лет, Санкт-Петербург

Хороший учитель не спорит с прогрессом, он использует его себе на пользу

В прошлом году, когда весь класс проходил таблицу умножения, мы всей семьёй лежали с COVID-19, и, честно говоря, учёба Наташи была не самой главной нашей проблемой. В итоге, когда вернулись в школу, класс ушёл вперёд на четыре недели. Таблицу умножения мы с дочерью доучили на образовательной платформе iSmart по совету преподавательницы. Для меня было довольно удивительно, что Анна Сергеевна разбирается в онлайн-обучении в свои 54, а ещё удивительнее было то, что это сработало. И таблицу выучили, и умножение в целом подтянули.
Алексеева Ирина, 30 лет, Серпухов

Источник

12 признаков хорошего учителя

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).

Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

Что значит хороший учитель

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

Что значит хороший учитель

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

Что значит хороший учитель

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

Что значит хороший учитель

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

Что значит хороший учитель

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

Что значит хороший учитель

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

Что значит хороший учитель

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

Что значит хороший учитель

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

Что значит хороший учитель

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

Что значит хороший учитель

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

Что значит хороший учитель

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *