Что значит хоробрая дружина
ХОРОБРЫЙ
Смотреть что такое «ХОРОБРЫЙ» в других словарях:
хоробрый — ХОРОБРЫЙ, арх., также диал. – Храбрый. – Хоробра жонка! – одобрительно загудели служилые (1. 389). Волог. сл. 543: хоробрый «храбрый, смелый» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
хоробрый — прил., кол во синонимов: 1 • храбрый (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
хоробрый — хоробрый, хоробрая, хороброе, хоробрые, хороброго, хороброй, хороброго, хоробрых, хороброму, хороброй, хороброму, хоробрым, хоробрый, хоробрую, хороброе, хоробрые, хороброго, хоробрую, хороброе, хоробрых, хоробрым, хороброй, хороброю, хоробрым,… … Формы слов
хоробрыи — Хоробрый хоробрыи, ая, ое отличающийся храбростью, смелый (1): Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчинѣ. 11. 1254: Не бѣ бо в землѣ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ХОРАБРЫЙ — ХОРАБРЫЙ, (хоробрый) вост. и ·стар. храбрый. Думен и хорабор на рати. Хоробриться, храбриться, бодриться; | чваниться. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Вадим Храбрый — (Вадим Новгородский, Вадим Хоробрый, убит в 864 году) предводитель новгородцев, восставших в 864 году против князя Рюрика. В наиболее ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних… … Википедия
хоробрый
Смотреть что такое «хоробрый» в других словарях:
ХОРОБРЫЙ — ХОРОБРЫЙ, хоробрая, хороброе; хоробр, хоробра, хоробро (нар. поэт.) Храбрый. Дружинушка хоробрая. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хоробрый — ХОРОБРЫЙ, арх., также диал. – Храбрый. – Хоробра жонка! – одобрительно загудели служилые (1. 389). Волог. сл. 543: хоробрый «храбрый, смелый» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
хоробрый — прил., кол во синонимов: 1 • храбрый (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
хоробрый — хоробрый, хоробрая, хороброе, хоробрые, хороброго, хороброй, хороброго, хоробрых, хороброму, хороброй, хороброму, хоробрым, хоробрый, хоробрую, хороброе, хоробрые, хороброго, хоробрую, хороброе, хоробрых, хоробрым, хороброй, хороброю, хоробрым,… … Формы слов
хоробрыи — Хоробрый хоробрыи, ая, ое отличающийся храбростью, смелый (1): Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчинѣ. 11. 1254: Не бѣ бо в землѣ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ХОРАБРЫЙ — ХОРАБРЫЙ, (хоробрый) вост. и ·стар. храбрый. Думен и хорабор на рати. Хоробриться, храбриться, бодриться; | чваниться. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Вадим Храбрый — (Вадим Новгородский, Вадим Хоробрый, убит в 864 году) предводитель новгородцев, восставших в 864 году против князя Рюрика. В наиболее ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних… … Википедия
Значение слова «хоробрый»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: жимолость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «хоробрый»
Предложения со словом «хоробрый»
Понятия, связанные со словом «хоробрый»
Отправить комментарий
Предложения со словом «хоробрый»
По городам и городкам этим князья сидели, а вокруг них, как полагается, дружина хоробрая кормилась да чины придворные всякие, дворяне: дворский, стольник, меченоша, печатник, ключник, конюший, ловчий, седельничий, писец, или дьяк, кормильцы, или дядьки для княжичей юных, игрецы и скоморохи.
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая.
Меткие лучники – степняки, во главе со своим хоробрым ханом, пали в полном составе, защищая стену.
Синонимы к слову «хоробрый»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
хоробрыи
Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчинѣ. 11.
Полезное
Смотреть что такое «хоробрыи» в других словарях:
пѣснь — Песнь пѣснь (6) 1. Словесно музыкальное произведение, исполняемое одним голосом или хором. (Девгений) поехавъ з двора сладкую пѣснь пояху, и бога хваля, и ту песнь сконча. Девг. Д., (Тихон.), 140 (XVIII в. ← XII XIII вв.). 1201: Оставъшю у… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
свистъ — Свист свистъ резкий высокий звук (1): Нощь, стонущи ему (Игорю) грозою, птичь убуди; свистъ звѣринъ въста, збися дивъ, кличетъ връху древа. 8 9. И змия бѣ мудрѣиши всѣхъ звѣрии многими луками, того дѣля на ползание осужена бысть. Ехидна, змия… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
храбрыи — Храбрый храбрыи, ая, ое бесстрашный, смелый, отважный (15): Тогда пущашеть (Боян) і̃ соколовь на стадо лебедѣи: которыи дотечаше, та преди пѣснѣ пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу. 3. Наведе (Игорь) своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
братолюбиѥ — БРАТОЛЮБИ|Ѥ (42), ˫А с. 1.Любовь к брату: Прѣславьно прослави. божьствьна˫а благодать самобратьною ваю. ˫ако притъцю въ истиноу. братолюби˫а благочьсти˫а. Стих 1156 1163, 104 об.; оузрѣ желаѥмаго бра(т) своѥго бориса. и радовашесѩ с нимь… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Что значит хоробрая дружина
Книгу посвящаю моему учителю, соратнику и другу — Анатолию Михайловичу Мехнецову. А так же всем моим соотечественникам, влюблённым в родной обычай.
Что такое гусли для современного человека, для современного русского?
Какое-то знакомое слово из забытых сказок и почти стёршиеся из памяти картинки в детских книжках…
И всё же, при упоминании о гуслях, как-то по-особому отзывается сердце у каждого русского человека. Что-то безвозвратно утраченное, но очень важное неотступно напоминает о себе, когда мы слышим слово «гусли».
На наше счастье древний инструмент жив! Его можно услышать, на нем можно сыграть, под него можно научиться плясать по-русски! В его сопровождении можно познакомиться с древнейшими песнями, зачаровывающими душу сюжетами и образами полными любви к Родной земле.
Традиция гусельной игры является мощным инструментом формирования патриотической жизненной позиции и национального самосознания. Эта книга призвана обратить взоры нашего народа на самый главный традиционный инструмент. Автор надеется, что этот труд поможет возвратить практику гусельной игры современному русскому народу и что, вновь заслышав вещие струны, к нам вернётся слава наших великих предков.
Эта книга не о музыке и не про музицирование, хотя, конечно и касается немного этих вопросов. Она не служит руководством по игре на гуслях и не является нотным сборником гусельных наигрышей. Это исследование о богатырях и монахах, волхвах и сказителях, древних философах и кулачных бойцах. О тех, кто играл на русских крыловидных гуслях, воспринимая мироздание через призму гусельной игры, создавая музыку и системы рукопашного боя, созвучные приёмам игры на гуслях. О православных монахах-отшельниках, сравнивающих утонченные способы богообщения с умелой игрой на гуслях. Это книга о древних народах, о которых остались только легенды, потомками которых являемся мы — русские. Это рассказ о нашем самом главном древнем инструменте — о русских крыловидных гуслях.
ГЛАВА I. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
1.1. Гусли-«гу́ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях
Русская культура, язык и мифология в своей корневой основе имеют очень близкое родство с древнеиндийской традицией. Эта близость объясняется тем, что в глубокой древности протославяне и ведические арии были либо одним и тем же народом, либо близкородственными народами, проживавшими длительное время на одной территории или по соседству. Наличие в славянской мифологии очень древних мифопоэтических и натурфилософских представлений, а также хорошая сохранность древнеиндийской традиции позволяет нам проводить сравнительный анализ древнейших пластов ранних представлений в индийской и русской культурах. Это позволяет лучше понять дошедшие до нас предания. Иногда даже восстановить забытые, но некогда существовавшие, представления об устройстве мира и о месте человека в нём. Одна из интереснейших тем исследования в отечественной этнологии и культурологии — это система представлений, обычаев и действий, связанных с игрой на гуслях и с самими гуслями. Очевидно, что в жизни наших предков гусли занимали некое серьёзное место и были чем-то большим, чем просто инструмент. Мы встречаем упоминание о гуслях в былинах и сказках, в песнях и поговорках, с ними связаны некие обряды и религиозные наставления. Вся древняя русская культура настолько насыщенна рассказами о гуслях, описаниями игры на них, историями о гуслярах, что следует попытаться выяснить ту важную роль и то значительное место, которое гусли занимали в жизни наших предков, в их натурфилософских представлениях и поэтическом творчестве.
В древнеиндийской натурфилософии слово «гу́на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу́на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак». Это одна из категорий индийской философии санкхья, где описываются три гуны — «нити — элементы», из которых соткана материальная природа:
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджас-гуна («гуна страсти»)
Тамас-гуна («гуна невежества»).
Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Сплетаясь, они образуют бесчисленное множество качеств, определяющих характеристики материальных объектов. Гуны находятся между проявленным и непроявленным. С ними связано все живое и неживое. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие вселенского духа (Пуруши). Когда вселенский дух приводит гунны в волнение, то они порождают объекты, чувства и идеи. Затем гуны возвращаются в состояние покоя.
Саттва-гуна привносит во все спокойствие и ясность.
Раджас-гуна сообщает всему активность, с ней связан прогресс.
Тамас-гуна отождествляется с косностью, инерцией, безразличием, неведением. Она обусловливает существование неодушевленного мира.
Также считается, что саттва гуна порождает эволюционные процессы. Раджас — революционные изменения. Тамас — регресс, инволюция, догматизм, косность. Гуны существуют всегда, не исчезая, но одна из них всегда доминирует в том или ином процессе.
Таким образом, весь материальный мир является сплетением гун, сочетанием их качеств. Мы уже говорили о родстве значений санскритского слова «гуна» и славянского слова «гусля», что значит нить, тетива, струна. В славянской традиции мы не находим прямого упоминания о том, что тварный мир каким-то образом связан с образами нитей и струн. Хотя нам хорошо известны выражения: «нить судьбы», «материя», «завязка событий», «развязка»… Это говорит о том, что подобные представления некогда существовали — тогда, когда формировался язык. Однако заметим, что корень «гун» в русском языке обозначает звукоподражание и образует ряд производных: гундеть, гудеть, гукать, гулять (в значении праздновать, веселиться, петь), гудок, гулить. Корень «гун», в русском и шире — в славянских языках, накрепко связан не только с понятием нить-струна (гусля), но и со звуком и звукоизвлечением.
Известный современный гусляр, фольклорист и исследователь русской музыкальной традиции Дмитрий Парамонов обратил внимание коллег на сходство в посадке гусляра, способе удержания инструмента и движениях рук при игре на гуслях с игровым окном, с положением ткача и основными приёмами традиционного ткачества. Он подчеркнул, что сходство, по всей видимости, носит не случайный характер, но и имеет некое важное в прошлом мифологическое тождество между игрой на гуслях и ткачеством.
Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев-индославов. Петербург. 2009.
Махабхарата. Адипарва. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Кн. 1. С. 5.