Что значит хоральная синагога
ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА
Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни
Раввин
Хазан
Шамаш
Габай
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
О названии «синагога»
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).
История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
Молитва
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.
Изучение Торы
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
Библиотека
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.
Устройство синагоги
Архитектура
Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.
Внутренняя структура
В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».
Арон Акодеш
Нер тамид
Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
Бима
В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Амуд
Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.
Место раввина
Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.
Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.
Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.
Синагогальные должности
Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.
Раввин
Хазан
В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.
Шамаш
Габай
Какие бывают синагоги
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
Чем синагога отличается от храма и церкви
Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин
1. Синагог у евреев много, а храм — один
Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники коэны могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
2. В синагоге нет священника
В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.
Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом. Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв, а в субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.
Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art
Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В современных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.
3. В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения. Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рассмотрим организацию ашкеназских синагог.
По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон , находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.
Что такое синагога? Московская хоральная синагога
Иудаизм считается одной из самых древних религий на земном шаре. Однако несмотря на это, он хранит в себе множество секретов, так как во многих моментах кардинально отличается от других религиозных культов. Именно эта непохожесть и противопоставляет иудаизм остальным культам. Стоит отметить, что еврейская религия имеет не только глубокие корни, но и служит объединению людей между собой. Если учесть, что долгое время евреи не имели своей страны, тем более удивительным представляется тот факт, что народу удалось сохранить свою самобытность и традиции. И не последнюю роль в этом сыграл именно иудаизм, изучением основ которого занимались все члены общины с самого раннего возраста. Уже многие тысячелетия этот процесс происходит в синагоге. По поводу данного комплекса непосвященные люди часто ведут споры, сравнивая его с храмами и мечетями. Но провести параллель между этими сооружениями достаточно сложно, ведь они не имеют практически ничего общего. Если вы хотите узнать, что такое синагога, то мы с удовольствием расскажем вам об этом, рассмотрев данную тему со всех сторон.
Синагога: характеристика
Что такое синагога? Если вы спросите об этом любого еврея, то он вряд ли сможет ответить вам однозначно. В этом и заключается главная разница между церковью и синагогой, которую практически невозможно охарактеризовать одним словом.
Сам термин «синагога» имеет греческие корни и в точном переводе означает «собрание». На иврите существует схожее по смыслу слово, которое можно перевести как «дом собраний».
Исходя из перечисленных определений можно более точно охарактеризовать, что такое синагога. В общем смысле данное сооружение является центром еврейской культуры и религии, куда люди приходят не только для богослужений, но и для общения с членами общины и решения спорных частных вопросов.
Подобное отношение к синагоге сформировалось еще в глубокой древности и сохранялось на протяжении веков.
История возникновения
Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.
Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.
Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.
Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.
Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.
Особенности синагог
Еще одной причиной возникновения подобных мест для общения была привязанность евреев к коллективным молитвам. Каждый из них свято придерживался традиций предков, по которым считалось, что молитва нескольких людей всегда будет сильнее и быстрее достигнет ушей Бога. Поэтому и наблюдалась такая сильная потребность в совместных сборах.
Коллективной молитва может считаться только тогда, когда на нее собирается не менее десяти мужчин. Это количество называется «миньян» и собирать его можно где угодно. Однако именно в синагоге сделать это гораздо проще, ведь сюда приходит вся община.
Примечательно, что согласно нормативной части иудаизма, в синагогу изначально было запрещено пускать женщин. Им предполагалось молиться в стенах своего дома вместе с детьми. Со временем для них стали сооружать навесы во дворе синагоги, а спустя столетия и отдельные залы. Поэтому сегодня мужчины и женщины молятся отдельно, также распространено и раздельное обучение мальчиков и девочек. Правда, проходят уроки в одном помещении, но рассажены дети по разным партам.
Требования к строительству синагоги
«Еврейская церковь» может быть устроена абсолютно в любом доме. Это не возбраняется правилами. Тем более, что ни в одном из документов не существует регламента, определяющего архитектурный стиль синагоги. При строительстве евреи должны соблюсти всего лишь несколько простых требований, о которых мы сейчас и расскажем.
Согласно правилам, у синагоги одна стена в обязательном порядке должна быть обращена к Иерусалиму. Здание обычно имеет простую прямоугольную форму без куполов и башней. Издревле синагогу было принято возводить на самом высоком месте в населенном пункте. Однако это условие выполнить на чужбине было крайне сложно, поэтому евреям приходилось применять различные хитрости. К примеру, синагоги строились на холмах, а при отсутствии оных строители закрепляли на крыше тонкий шест. Таким образом они выполняли предписание и не раздражали местных жителей.
В здании должны присутствовать окна. Очень важным для евреев считается видеть небо во время молитвы или изучения Торы.
Также к требованиям можно отнести и обязательное наличие вестибюля. Он мог иметь любые размеры, но его главная функция заключалась в своеобразной фильтрации мыслей. В этом месте человек оставлял все суетное и заходил в главный зал уже, наполненный божественной благодатью.
Устройство синагоги
Большая часть пространства в еврейской синагоге отдавалась пришедшим. Для них устанавливались стулья, на которых можно было свободно садиться в зависимости от желания.
При входе в здание располагался обязательный умывальник, в нем евреи обмывали руки и ноги. Эта традиция пришла с самых древних времен и сохранилась до наших дней. Имейте в виду, что перед тем как взять в руки Тору, необходимо тоже вымыть руки.
Главным местом в любой синагоге считается арон акодеш. Этим словом принято называть шкаф, в котором хранится самое драгоценное для любого еврея – свитки Торы. Его всегда держат закрытым и только в особые праздники во время молитвы дверцы могут приоткрыть.
Над арон акодешем горит светильник, символизирующий свет Иерусалимского храма. В центре зала для молитвы сооружено возвышение, на котором располагается свиток во время богослужения.
Несколько слов о священстве в иудаизме
Удивительным является тот факт, что у евреев вовсе отсутствует такое понятие, как «священство». Богослужения ведут люди, которые не имеют специального образования, и выбираются на свои посты из наиболее почитаемых и уважаемых членов общины.
Самым главным человеком считался начальник синагоги, он же управлял советом старейшин и принимал решения по важным для всей общины вопросам. Также существовала должность смотрителя. Он следил за порядком, отвечал за уборку помещения и сохранность, хранящихся в нем ценностей.
Основные функции синагоги
Значение этого сооружения в жизни простого еврея сложно переоценить, так как оно имеет очень широкий функционал. Изначально синагоги были призваны объединять народ и сохранять в нем общий дух.
Естественно, что собравшиеся не просто общались, а еще и молились. Таким образом они придерживались правил и поддерживали связь со своими предками, традициями и разрушенным когда-то Храмом.
Со временем при синагогах стали открывать школы для детей. Обычно образование делилось на две ступени:
Очень важной частью синагоги является библиотека. Книгами из нее может пользоваться каждый, а приобрести их – это огромная честь для каждого члена общины.
При необходимости именно в синагоге проводятся судебные слушания. Чаще всего они носят религиозный характер, но таким же образом могут решаться и мирские вопросы.
Все праздники общины проводятся в здании синагоги. Сюда приходят, чтобы отметить свадьбу, совершеннолетие и иные важные для евреев даты. Их принято праздновать не только в кругу семьи, но и с друзьями, старейшинами и другими членами общины. Таким образом все ощущают себя единым целым, а синагогу воспринимают как родной дом, куда всегда хочется заглянуть на огонек.
Служба в синагоге: особенности
Многие обряды, принятые в синагоге, перешли из тех форм, которые были приняты в Иерусалимском храме. Поэтому во время богослужения в особом порядке читается Тора, изучаются ее законы и разбираются различные тексты, признанные каноническими.
Стоит отметить, что на заре появления синагог, здесь проводились жертвоприношения. Среди евреев считалось правильным приносить в жертву животных и это являлось частью служения Богу. Но со временем эта традиция исчезла и сейчас в синагоге даже не предусмотрены алтари.
Примечательно, что абсолютно любая община имеет право построить свою синагогу. При этом служба в ней может регулироваться не общими, а своими правилами.
Московская хоральная синагога: описание
Здания для проведения молебна и сборов евреев существовали по всему миру. В каждом городе они имели свои особенности и архитектуру, но до наших дней многие из них не сохранились. Чего нельзя сказать о Большой хоральной синагоге. Конечно, она не единожды перестраивалась и закрывалась, но все же выстояла и пережила царские времена, революцию, советскую власть и новые смутные годы. Поэтому данное сооружение по праву называют старейшей синагогой в Москве.
Сегодня здесь собираются все евреи столицы и близлежащих районов, а службу ведет главный раввин России. Само здание со стройными колоннами и куполом настолько выделяется на фоне окружающих строений, что не может не вызывать любопытство, интерес и восхищение. Однако когда-то это сослужило синагоге в Москве плохую службу, ведь ее нередко путали с православным храмом. Это и привело в свое время к ее закрытию.
Интересно, что Большая хоральная синагога получила свое название благодаря тому, что во время богослужения здесь пел целый хор. Это было огромной редкостью не только на территории Российской империи, но и для мировой практики. Дело в том, что по еврейским традициям службу обычно сопровождал единственный главный певец. В синагоге его называли «кантор» и очень ценили.
Краткая история старейшей московской синагоги
Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.
Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.
В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.
Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.
Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая – отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.
Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной – через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.
В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.