Что значит ходить пред богом
Ходить пред Богом и быть непорочным
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, и Он есть совершенный и абсолютно святой Бог.
Со времён грехопадения человек стал порочным, то есть неполноценным с точки зрения Божественного совершенства.
Каковы же условия для возвращения к совершенству?
Второзаконие18:9 Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии.
10 Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых.
12 Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой изгоняет их от лица твоего.
13 Будь непорочен пред Господом, Богом твоим.
14 Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой.
«. будь непорочен пред Господом, Богом твоим». Бог не разбрасывается словами. Если Он требует это от нас, значит нам это возможно. И не просто возможно, но и обязательно для исполнения.
Псалом 24:1 К Тебе, Господи, возношу душу мою,
2 Боже мой! На Тебя уповаю. Да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои.
3 Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
8 Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь,
9 Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
Но как исполнить повеление Бога ходить в непорочности? Во всём мире люди осознают, что порок это не благо, это проблема, которая портит и разбивает жизнь. Но избавиться от пороков до конца никому ещё не удавалось.
Какова же возможность быть непорочным?
Бытие 6:9 Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом.
Итак, ответ прост: чтобы быть непорочным, надо ходить перед Богом. И самая важная забота в жизни христиан: как ходить перед Богом?
Ребёнок не будет делать что-то плохое, пока понимает, что отец рядом и наблюдает за ним. Вот когда он думает, что никто не видит его, он может сознательно делать что-то плохое (фильм»Подзорная труба»).
Наш Господь видит нас везде и всегда, и не только видит, но и знает все мысли наши, все желания, намерения. От Него ничего нельзя скрыть.
Но так как Он дал нам свободную волю, мы можем сами выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
Самое лучшее, что можно сказать о христианине: он ходит перед Богом. Это высокая оценка жизни. Перед Богом ходили все помазанники Божии: Енох, Ной, Авраам, Исаак, Моисей, Давид. Господь обещал Израилю постоянную власть на земле, если будут ходить перед Богом, И не только Израилю, но вообще человеку.
Хождение перед людьми приводит к проблемам.
Притчи 29:25 Боязнь перед людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
Много проблем у тех, кто заботится о том, как он выглядит в глазах людей, как угодить человеку, чтобы получить от него что-то.
Вообще, выражение «ходить пред. » означает поставить над собой законом того, перед кем я хожу. Это тот, чьё мнение для меня важнее всего, чьё расположение и внимание мне дорого и приоритетно. Это тот, ради кого я готов жертвовать своим удобством и временем.
Хождение пред людьми вызывает в нас боязнь проблем и желание их испытать. Но так мы попадаем в сети(демократия, гуманизм).
Страх Господень побуждает нас ходить пред Богом, что в этом мире создаёт определённые проблемы, но в конечном итоге учит нас властвовать над проблемами.
Господь призывает нас ходить пред Ним, что означает заботиться о том, чтобы Его Слово было единственным нашим руководством в жизни. Исполнение же Его Слова и есть путь к непорочности. Господь нас избрал для этого.
Ефесянам 1:3-4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви.
Хождение пред Богом
Хождение пред Богом
Всемогущий и вездесущий Бог, Владыка духовного мира, не только все видит, но и все исполняет Существом Своим.
Всякая разумная тварь обязана помнить об этом вездеприсутствии и всеведении Божием «и располагать дела свои внутренние и внешние с чувством его, стоя как бы пред очами Бога, под Его взором до того, чтоб все другое выходило из мысли и внимания, а был только он — действующий и Бог, видящий его и дело его; или, что то же, ходить пред Богом, ибо настроение духа действовать как пред очами Божими есть хождение пред Богом» [118, с. 377].
Ходить пред Богом — значит так в своем сердце сочетаться с Господом, чтобы не отходить от Него ни мыслью, ни чувством, не отрывать от Него своего внимания.
Навык ходить пред Богом или памятование о Боге составляет «атмосферу духовной жизни» [96, с. 325].
Этот навык должен бы быть естественным для духа человека, созданного по образу Божию, однако по причине нашего грехопадения он нарушен и извращен. Теперь нам необходим подвиг дня стяжания навыка ходить пред Богом. По определению епископа Феофана, этот навык «состоит существенно в напряжении стоять сознанием пред Лицем Бога вездесущего» [96, с. 325], но поддерживается и другими побочными деланиями, входящими в состав духовной жизни.
Христианские подвижники разных времен старались установить в себе постоянную и крепкую память о Боге, так чтобы она слилась с сознанием, что и называли они хождением пред БоГом. Достигнув такого состояния духовной жизни, человек уже совершает свой жизненный путь с мыслью, что Бог всегда пред ним и смотрит, что и как он делает.
Всякий человек, стремящийся ко спасению, должен стараться воспитать в себе навык хождения пред Богом. «Должно же знать и чувствовать, — учит святитель Феофан, — что мы в Его деснице. Она держит нас над бездною ничтожества, в которое сами по себе мы поминутно готовы обратиться. Потому со страхом и заботливостью мы должны держаться и сами сей десницы, не отрывать ее от себя и себя не отторгать от нее» [118, с. 382].
Господь есть источник всего и всякого преуспеяния, и потому хождение пред Богом испрашивается и приобретается только молитвой. По словам преосвященного Феофана, «Бог везде, и душа наша вся пред Ним насквозь» [2, с. 58].
Подражая святому пророку Давиду (Пс. 15,8), христианин должен стараться всегда быть в сознании, что он находится под всевидящим оком Божиим, проникающим всю глубину сердца и видящим все внутренние движения. «Как все Ангелы и святые зрят Его, и очей своих от Него не отрывают, так и нам, в теле еще сущим, надобно зреть Его» [2, с. 58].
Бог не имеет чувственного вида или образа, поэтому необходимо стараться возводить себя в состояние «зреть Господа пред собою без образа, мыслью простою, чистою» [118, с. 378], однако без умаления чувства величия Божия. Это — верх совершенства в хождении пред Богом. Но иметь такое помышление дает только благодать, когда образуется в сердце чувство к Богу. До тех же пор помышление о Боге несовершенно, связано с какой?либо формой.
Когда в сердце есть какое?либо чувство, то оно и ум привязывает к предмету чувства. «Следовательно, кто хочет привязать ум к Богу так, чтобы он непрестанно зрел Бога, надобно оживить чувство к Богу» [133, с. 96]. Для воспитания чувства к Богу употребляют разные средства. «Иные зрят Бога одесную себя, как святой Давид; иные око Божие, утвержденное над собою, созерцают; иные мысленно простирают свет Божий вокруг себя, как бы некую духовную атмосферу, в коей, как в скинии, укрываются и витают духом неисходно или пребывают как в безопасном пристанище» [118, с. 377–378].
Чувство к Богу оживает у человека еще до очищения сердца от страстей, но в этом случае оно бывает еще «как семя или искра» [89, с. 219]. Возродившись, оно растет, но не бывает постоянно, а оживает и замирает и, оживая, не в одинаковой силе бывает. Мера очищения сердца есть мера оживления чувства к Богу. Когда очищается сердце, тогда чувство к Богу делается пламенным.
Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: «Совесть чистая пред Господом и людьми есть условие к тому. Необходимо для этого и сам внешний порядок жизни приспособить к тому, чтобы душа не рассредоточивалась, не рассеивалась, не расслаблялась: надо ходить в церковь Божию, читать писания отцов о внимании и трезвении, бегать телесного покоя и все дела совершать в духе сокрушения и смирения» [2, с. 8; 96, с. 453[.
Навык хождения пред Богом способствует исполнению воли Божией во всех обстоятельствах жизни. Память Божия зрит Господа пред собою и в себе и тотчас «замечать дает недобрые возникновения из сердца и подавляет их» [132, с. 237]. Неотходно стоя ром в сердце пред Лицем Господа, человек всякое свое дело и внутреннее, и внешнее устраивает, обсуждает и обдумывает так, чтоб оно вполне было угодно Господу зримому.
Он зрит Бога пред собою, действует пред Лицем Его, как бы непосредственно исполняя повеления Божии. «Какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, — наставляет святитель Феофан, — держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы это сделаете» [138, с. 7]. Отсюда — тщательный выбор только одного богоугодного и совершение того, что выбрано, наиусерднейшим образом, в той мысли, что оно посвящается Богу и есть потому дело Божие.
Постепенно человек преуспевает в деле спасения. «На первый раз будет, — пишет святитель Феофан, — что только 10 раз в день вспомните о Господе, а под конец — что только десять моментов позабудете о Нем; и, наконец, Солнце Правды, Христос Господь, воссияет на душевной тверди вашей и будет там сиять, не померкая ни на одно мгновение» [132, с. 237–238].
Любящие Бога и боящиеся Его «предзрят Его пред собою выну» (Пс. 15,8), то есть обращают это в характер и что ни делают, сознают, что око Божие обращено на них. Последний предел этого делания «есть стояние в мире духовном или как бы ощущение себя в нем» [8, с. 212].
Хождение пред Богом служит исходной точкой для других добродетелей, укрепляет в душе благоговейный страх Божий и пребывание в трезвении.
Плоды хождения пред Богом бесчисленны, но «главное, от него естественно переходит в жизнь нашу чистота и непорочность слов, мыслей, желаний, дел» [118, с. 378], ибо с навыком ходить пред Богом начинается очищение сердца, чувств, желаний, помышлений. Ходящий пред Богом научается ведению совершенств Божиих и навыкает богохвалению. «Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление» [118, с. 379].
Изумление, благоговейный страх, радостное богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. «Кто прошел эти степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего к богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной» [118, с. 379).
Постоянно стоять на такой высоте исчезновения в Боге очень трудно при условиях нашей земной жизни. Внимание неизбежно совлекает человека с духовной высоты «в порядок временных отношений жизни. Но, благодарение Господу, оно может и при этом не опоргаться от Бога. Мы и здесь на каждом шагу встречаем Его, хотя и не непосредственно, а, так сказать, в отражениях» [118, с. 381].
Читайте также
Особая ответственность монаха пред Богом
Особая ответственность монаха пред Богом Скорбь от понуждения себя продолжится еще недолго, и наступит вечное за него наслаждение, когда мы за ничтожное стеснение себя или в пище, или во сне, или в гневе, или в дурных помыслах, или в чем-либо вообще другом наследуем благую
Оглашение 79 Об обещании постригающихся пред Богом
Оглашение 79 Об обещании постригающихся пред Богом Монашеский постриг Отцы мои, братия и чада. Вы прекрасный народ, если [ваш] руководитель [управляет] о Господе, и прекраснейшая паства, если [ваш] предводитель – лучший пастырь. Но, зная, что это – небесная высота, а я – слаб,
Мы должны жить пред Богом и приобретать свойства Христовы
Мы должны жить пред Богом и приобретать свойства Христовы — А разве не существует молитвы «в чистом виде»?— Возьмем два образа. Вот перед нами птичка. Если понаблюдать за ней, то можно заметить, как она порхает и что делает. Она поет. Некоторое время попела, потом клюет,
Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам
Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам Для Божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божье о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове. Ибо когда еще они не родились, и не сделали ничего доброго или худого, на
2. Открыть лицо пред Богом (3:12–18)
2. Открыть лицо пред Богом (3:12–18) Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением. 13 Л не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. 14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается
25:1—6 Третья речь Вилдада: «И как человеку быть правым пред Богом?»
25:1—6 Третья речь Вилдада: «И как человеку быть правым пред Богом?» Что–то странное происходит в этом месте с текстом. Речь Вилдада начинается без обычного обращения и состоит всего из пяти стихов. Речь Софара вообще отсутствует, но следуют подряд три речи Иова (главы 26,
Что значат слова «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19)?
Что значат слова «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19)? Иеромонах Иов (Гумеров)Коринфяне, к которым обращено послание, были эллинами. В греческой культуре выше всего ценилась мудрость, но она была лишена благодати Святого Духа и имела своим источником
● «Будь непорочен пред Господом Богом твоим»
? «Будь непорочен пред Господом Богом твоим» Но есть ли что общее между христианством и колдовством? Давайте разберемся в этом вопросе. Если мы сравним черную магию с белой, то увидим, что белая магия является частью черной магии и сами черные маги заявляют, что нельзя
2. Я говорю : слово царское храни, и это — ради клятвы пред Богом.
2. Я говорю: слово царское храни, и это — ради клятвы пред Богом. Пред словами: слово царское храни, в еврейском тексте стоит местоимение первого лица — «я», при котором подразумевается глагол: говорю! О верноподданической клятве говорится в 4 Цар. 11:17[105]; и
Что у людей высоко, то мерзость пред Богом
Что у людей высоко, то мерзость пред Богом Я ждал, что мой голос, голос архипастыря Православной Церкви, по поводу сбора на чахоточных путем продажи белого цветка девушками и женщинами, или будет замолчан, или же вызовет злобный отклик в иудейских газетах. Так оно и
О сем аз подвизаюся непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человеки (Деян. 24, 16)
О сем аз подвизаюся непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человеки (Деян. 24, 16) Непорочная совесть, т. е. совесть истинная, в основании которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть действительно неоцененное сокровище. Она служит самым лучшим
9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом «Вот житие Ноя. » Это начало нового библейского раздела — история праведного Ноя и всемирного потопа (6:9-9:29).»Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. » т.е. он был
9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом)
9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом) «он был сильный зверолов пред Господом. » Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель
На слова: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом»
На слова: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19) 10 июля 1947 г. Четверг 5-й недели по Пятидесятнице»Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом,
X. Страх пред Богом и любовь к Богу
X. Страх пред Богом и любовь к Богу Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая добродетель (1 Кор. 13. 13) и что она — Бог (1 Ин. 4. 8), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство: любовью они начинают растворять
Вопрос: «Как понять, ходил Енох пред Богом (Быт.5:24)? Он с Ним все время разговаривал или обращался к Нему в молитве несколько раз в день? Если человек молится утром и вечером и живет согласно Библии, можно ли применить к нему выражение, что он ходит перед Богом? Может, ходить перед Богом означает, что нужно говорить с Богом, позразумевая не как молитву, а как разговор?»
Ходить пред Богом означает любить Его.
Это и понятно. станете ли вы ходить перед тем, кого боитесь или не уважаете, или к кому безразличны? Конечно, можно немножко поболтаться рядом, но надолго задержаться там невозможно. А вот если в вас живет горячее чувство любви, то вы только то и будете делать, что ходить там, где обитает предмет ваших воздыханий, даже если физически это делать не сможете, то ваши мысли и чувства будут «ходить» там безостановочно.
Мы все «ходим» там, где нравится. Любителя выпить на аркане не затащишь в оперный театр, а любитель экстрима не сможет радостно проводить время за вышиванием. И то же самое в духовной сфере нашего существования: если мне не нравится Бог и Его правила, то я в принципе не смогу ходить в Его присутствии. Конечно, могу иногда заглянуть туда, но если нет в моем сердце любви или хотя бы уважения, ну на худой конец, какого-то интереса к тому, как Он живет или Какой Он, то долго я там не задержусь.
В Библии очень часто употребляется это заинтересовавшее вас выражение со словом «ходить». Если мы исследуем его, то увидим, что люди ходят либо перед Богом, либо перед другими богами.
Втор.11:22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему. никто не устоит против вас.
Ис.2:3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его.
Суд.8:33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа; и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их.
Само собой разумеется, что где человек ходит, там он и говорит, и думает, и учится. Поэтому неудивительно, что люди, ходящие перед Богом, постоянно пребывают в общении с Ним, молитва для таких людей — не обязанность, которую надо выполнять несколько раз в день, а почти как дыхание, которого если не хватает, так сразу трудно двигаться и жить. И исполнение заповедей Бога тоже становится естественным делом. Ведь пока я пред Богом хожу, я же у Него волей-неволей учусь. Он не лжет. и я перестаю лгать, Он любящ. и я начинаю любить, Он мудр. и я набираюсь мудрости. Так ведь и в физической нашей жизни, если я постоянно хожу на любимые тренировки, а там хороший тренер, то мои возможности возрастают с каждой тренировкой.
Библия так же предупреждает нас о возможности самообмана, когда мы можем уверить себя в том, что ходим перед Богом, что любим Его, а на самом деле быть просто лицемерами:
Иер.7:9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
Хождение перед Богом всегда будет содействовать изменению человека по Божьему подобию. Но если человек крадет, убивает, прелюбодействует, лжесвидетельствует и пр., а потому заявляет всем, что он спасенный, что он христианин, просто потому что ведь ходит же в Дом молитвы и даже служение какое-то в церкви несет, то он обманывает сам себя.
Хождение перед Богом или перед людьми?
«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24)
Не много нам известно о Енохе, но слова, характеризующие его, как ходящего пред Богом, говорят о многом, ведь Енох удостоился чести быть взятым живым на небо. Что же означает «ходить пред Богом» и каждому ли доступно подобное?
Понятие хождения пред Богом глубже открывается нам в Писании в характеристике Ноя. Бог называет Ноя праведным и непорочным: «…Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Значит, для хождения пред Богом необходимы эти два качества: праведность и непорочность.
Однако, рассматривая Писание, мы находим еще несколько других качеств, присущих людям, ходящим пред Богом, – это любовь к истине, правде и искреннее сердце. Так говорится о Давиде: «…Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою…» (3Цар.3:6).
Еще одно необходимое качество, о котором говорит Господь, – это стремление сохранять Его уставы и заповеди: «…если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3Цар.3:14). Итак, имея искреннее сердце, живя по истине и правде, сохраняя уставы и заповеди Божьи, будучи праведным и непорочным, возможно ходить пред Богом.
Можно ли насильно заставить кого-либо ходить пред Богом, или же человек должен делать это добровольно и по собственному желанию достигать в себе Царства Небесного? Праведность и непорочность, любовь к истине и правде, искреннее сердце и сохранение Божьих заповедей и уставов – все эти качества характеризуют хождение пред Богом и говорят о том, что это – достижение совершенного пути. Невозможно ходить пред Богом, прежде не достигнув в себе этих качеств, не обладая ими. Можно, используя эти качества, создавать видимость хождения пред Богом, притворствовать, обманывая этим, в первую очередь, себя, а не окружающих и, тем более, не Бога. Никакое притворство не устоит пред Богом в день Его посещения и не войдет в Его присутствие.
Притворное хождение пред Богом непостоянно и преследует какую-либо цель, например, поиски выгоды, страх, вызванный чувством самосохранения, вынуждающие обстоятельства, влияние со стороны окружающих. Можно притвориться праведным и живущим по истине, но лишь на время. Если это не стало твоим характером, то ты обязательно проявишь себя там, где нет тех, перед кем ты лицемеришь. Так как притворяться можно только перед людьми, то получается, что человек ведет двойную жизнь. Там, где ему надо показаться праведным, он усердствует в притворной праведности, а, выйдя из той среды, проявляет себя таким, каков он есть на самом деле, ведь человека определяет не то показное, что снаружи, но то, что скрыто внутри него.
Хождение перед людьми – это желание угодить людям и им понравиться. Оно не вызывает в человеке желания исправиться, а лишь подстроиться под тех, перед кем его хождение. Хождение же пред Богом – это желание понравиться Богу. А так как наши внешние и лицемерные перемены Богу неугодны, то человек, чтобы понравиться Богу, хочет измениться, а не подделываться. Он, судящий даже помышления и намерения сердечные, внешним и притворным обманут быть не может.
Хождение перед человеком несовершенно, потому что подобное хождение судится человеческой совестью, которая несовершенна и предстоит перед судом Божьим.
Итак, если совесть человека несовершенна, и хождение перед кем-либо означает хождение перед его совестью, то все, что совестью осуждается, ходящий перед ней старается или скрыть, или изменить, в общем, старается не попасть под осуждение совести того, перед кем ходит. Но часто совесть человека бывает не очищена и поэтому осуждает и оправдывает не в соответствии с судом Божьим.
Таким образом, хождение перед человеческой совестью никогда не может быть совершенным, даже если это хождение перед совестью праведного человека, так как и праведник несовершенен и небезошибочен.
Слова Апостола Павла: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16) призывают нас подражать Апостолу Павлу, но не ходить перед ним, попадая под осуждение его совести. Он просит нас стараться жить и поступать так же, как и он; а так как он ходил пред Богом, то и подражать ему – значит, ходить пред Богом. Если ходить перед праведником, то можно измениться, но отчасти. В его присутствии можно быть чище и праведнее, а в его отсутствие снова становиться прежним, потому что только внутренние перемены меняют человека, а внешние – временны и притворны.
Если хождение перед праведником просто не приносит человеку пользы, то хождение перед неправедным человеком даже опасно. Если мнение человека, перед которым ходит другой человек, расходится с мнением Бога, то тот, кто избрал себе авторитетом человека вместо Бога, пренебрегает мнением Бога, угождая человеку. Не безумство ли это? Конечно, да. Если человеком не управляет страх Господень, являющийся началом мудрости, то бесполезно ждать от такого человека мудрости.
Хождение перед кем-либо – это подчинение авторитету. И если для человека Бог не становится авторитетом, то он, в таком случае, подчиняется авторитету человека. Авторитетом может быть, например, мнение общества, в кругу которого человек вращается, или мнение властей, или ученых. Но подобные авторитеты неустойчивы. Общество и власти могут изменить свои взгляды и мнения. На ученых тоже полагаться не стоит, так как они отчасти знают, и наука не стоит на месте; то, что было доказано вчера, сегодня может быть опровергнуто.
Таким образом, человек, избравший себе авторитетом то, что непостоянно и неустойчиво, сам непостоянен и неустойчив. Но блажен и мудр тот человек, для которого человеческое мнение ничего не стоит, и авторитетом избран Бог, как постоянство и совершенство. Хождение такого человека приведет его и к постоянству, и к совершенству.
Прежде всего, для того чтобы начать ходить пред Богом, надо осознать всем сердцем, что Бог – свят, вездесущ и осуждает любую неправду. Не скрыты от Него даже мысли человека и желания его души. Но если человек не возненавидит дела тьмы и сам не осудит их, то ходить пред Богом не сможет, и в нем возникнет безумное желание скрыться от Его лица, как это сделали Адам и Ева, спрятавшись за кусты.
О тех, кто ходит пред Богом, Господь говорит, что они ходят Его путем: «…если будешь ходить путем Моим…» (3Цар.3:14). Итак, если хождение перед кем-либо – это хождение его путями, то насколько важен для человека выбор авторитета, выбор того, перед кем ходить.
Некоторые избирают авторитетом собственный эгоизм. Они ходят перед собой, считаясь только с собой, со своим мнением, ставя его выше всех других авторитетов и, естественно, выше Божьего. Это – самое страшное хождение, так как такой человек является образом и подобием падшего Люцифера. Хождение перед собой – это та любовь к себе, которая правит царством тьмы, поэтому власти тьмы легко управляют таким человеком через его эгоизм, и человек ходит путями тьмы.
Мы знаем, что у каждого пути есть конец; каждый путь приводит в определенное место. Любой путь, избранный человеком, живущим во временной жизни, приведет его в вечность, но именно в то место в вечности, куда этот путь был направлен. Каково начало, таков и конец. Иисус Христос говорил о Себе, что Он есть Начало и Конец, поэтому, избрав Иисуса Христа за начало пути, человек придет в то место в вечности, где Его конец, то есть к Отцу: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:3).
Из этих слов Иисуса Христа к Своим ученикам, мы также видим, что однажды Он придет, чтобы взять нас к Себе. Об этом Он предупреждает нас многократно. В Евангелии от Луки написано предупреждение, что Бог не всех возьмет к Себе: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). О чем Иисус хотел предупредить Своих учеников, а также и нас? Не о том ли, что только те, которые будут ходить Божьими путями, будут ходить пред Богом, как Енох, возьмутся: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). А другие останутся на годину искушения и на осуждение с неверными.
Притчей о двоих в постели, о молотящих и работающих в поле Господь обращается к нам, к верующим, надеющимся на спасение и вознесение к Нему. Его слова: «…двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится…», – говорят о том, что недостаточно только войти в Его покой, недостаточно покреститься для безопасности и ходить в церковь по воскресным дням. Двое могут всю жизнь ходить в одну церковь, быть в одном покое – «…на одной постели…», и «…один возьмется, а другой оставится…», то есть не вознесется, так как никогда не ходил пред Богом, а жил всю жизнь притворной праведностью и ходил перед братьями и сестрами, а такое хождение не спасает.
О чем говорит Господь, когда упоминает женщин, молотящих пшеницу? Не о том ли, что не все церкви спасутся. Недостаточно только называться церковью, молотящей пшеницу, но ею надо быть. Церковь должна ходить пред Богом, Его путем, а не лицемерно, внешне казаться таковой. Такая церковь, авторитетом для которой было мнение людей, даже и высокопоставленных, а не Сам Бог, не спасется и не возьмется.
Двое в поле символизируют служителей на ниве Божьей. И их труд может быть тщетен. Они также будут разделены на ходящих пред Богом и ходящих перед человеческим авторитетом. Возьмутся лишь те, кто ходит пред Богом, Его путем, как Енох. Они и от годины искушений будут сохранены, как Ной в ковчеге; и обетования восхитят, как Давид.
Итак, для того чтобы быть там, где пребывает наш Господь, необходимо ходить Его путем, то есть ходить пред Ним. Это значит иметь искреннее сердце, жить по истине и правде, сохранять уставы и заповеди Божьи, быть праведными и непорочными, то есть ходить пред совестью Бога и судить себя и свои помышления и желания Его совестью. Лишь тогда можно достичь обетования быть взятым к Богу, достичь совершенства, как Он совершенен: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).