Что значит химические и физические явления
Что значит химические и физические явления
ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Таблица
Менделеева
Универсальная таблица растворимости
Коллекция таблиц к урокам по химии
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления
I. Химические вещества и физические тела
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.
Все, что нас окружает, – люди, животные, растения, горы, моря, предметы – имеет непосредственное отношение к химии. Окружающие нас предметы и объекты называют физическими телами. Тела состоят из множества различных веществ. К настоящему моменту известно около 15 миллионов веществ, и это далеко не предел!
Гвоздь – это тело, состоящее из вещества – железа. Кусок гранита – это тоже тело, состоящее из нескольких веществ – кварца, слюды и полевого шпата. Рис. 1.
Рис. 1. Гранит и составляющие его вещества
Одни и те же тела часто изготавливают из разных веществ. Например, проволока может быть медной, железной, алюминиевой. И наоборот, из одного и того же вещества могут быть изготовлены различные тела: из стекла сделаны разные виды посуды, вазы и т. д.
Запомните! Каждое тело состоит из какого-либо вещества!
II. Физические и химические явления
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.
А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.
Признаки химических реакций:
III. Подведём итоги
1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях.
2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией.
3. Отличие физических и химических явлений
IV. Задания для закрепления
№2. Посмотрите видео-эксперимент: «Взаимодействие соды с соляной кислотой» Какое явление вы наблюдали? Почему?
№3. Посмотрите видео-эксперимент: «Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли». Какие явления вы наблюдали и почему?
№5. Поработайте с тренажёром: «Физические и химические явления»
№6. Поработайте с тренажёром и ответьте на вопросы:
Видео:“Горение магния в кислороде”(выделение тепла и света)
Презентация по химии «Физические и химические явления»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Физические и химические явления
Все изменения веществ называются явления Явления физические химические Явления, при которых меняется форма тела и агрегатное состояние вещества, но не меняется состав вещества Явления, при которых меняется состав вещества
Химические явления = химические реакции Признаки химической реакции 1. Выпадение осадка 2.Выделение газа (запаха) 3.Изменение цвета 4.Выделение (поглощение) тепла и света
Явление Вид Признак Горение свечи Образование тумана Ржавление железа Испарение воды Таяние льда Ковка металла Обугливание дерева Горение газа Образование вмятины в металле при ударе Скисание молока Выпадение росы Образование накипи
Образование вмятины в металле при ударе
Явление Вид Признак Горение свечи химическое Выделение тепла и света Образование тумана физическое Изменение агрегатного состояния Ржавление железа химическое Изменение цвета Испарение воды физическое Изменение агрегатного состояния Таяние льда физическое Изменение агрегатного состояния Ковка металла физическое Изменение формы тела Обугливание дерева химическое Изменение цвета Горение газа химическое Выделение тепла и света Образование вмятины в металле при ударе физическое Изменение формы тела Скисание молока химическое Выпадение осадка, выделение газа Выпадение росы физическое Изменение агрегатного состояния Образование накипи химическое Выпадение осадка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-170195
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Физические и химические явления
Класс: 8.
Название курса: Химия.
Цель урока: формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.
Задачи урока:
В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
Оборудование и реактивы:
Структура урока:
Ход урока
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я научусь.
1. Мотивация
Учитель: Здравствуйте, сегодня наш урок начнется с демонстрации. Вашему вниманию предлагается пронаблюдать 2 опыта (показать банки):
1 опыт: NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + H2O + CO2↑ (горящая лучина)
2 опыт: NaHCO3 + H2O →
Вопрос: Что вы наблюдали в ходе реакций?
Ответ: 1 опыт – выделяется газ, не поддерживающий горение, т.к. горящая лучина гаснет. 2 опыт – растворение питьевой соды в воде.
Вопрос: Какой можно сделать вывод по результатам проделанных опытов?
Ответ: В 2-х опытах произошли изменения.
2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации
Учитель (задание): В окружающем мире постоянно происходят изменения или по-другому мы их называем явления. Приведите примеры явлений природы, которые нас окружают.
Ответ:
Учитель: Обратите внимание на «Времена года», прикрепленные к доске (осень, весна).
Вопрос: Что происходит с веществами и телами?
Ответ:
Учитель: Какие явления вы знаете из физики (пройдена тема: «Изменение агрегатных состояний веществ»)?
Ответ:
Вопрос: Что происходит с веществами в перечисленных явлениях?
Ответ: Изменяются форма, размеры, агрегатное состояние.
Вопрос: Как называются такие явления?
Ответ: Физические.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ответ: «Явления физические и ….» (запись в рабочие листы, приложение 1).
Вопрос: Какие еще есть явления кроме физических?
Ответ: Химические (добавляю).
Вопрос: Что мы знаем о них?
Ответ: Химические явления – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества, поэтому их еще называют химическими реакциями.
Вопрос: Что вы хотели бы узнать о них?
Ответ: Научиться определять явления, условия их возникновения и протекания (цель урока).
3. Эксперимент как способ познания (групповая лаб/работа)
Инструктаж ТБ (учащиеся) и правила работы в группах (учитель) озвучить (приложение 3, 4).
Опыт 1. Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.
Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.
Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Результаты опытов
Название опыта
Наблюдения (что изменилось?)
Новые вещества
Вывод (какое это явление?)
Урок химии по теме «Физические и химические явления»
Разделы: Химия
Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.
Задачи обучающие:
Задачи развивающие:
Задачи воспитывающие:
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Операционно-исполнительский этап:
III. Оценочно-рефлексивный этап.
Ход урока
Эпиграф (Слайд 2)
Высокая цель человека науки – проникать в саму сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими.
Р. Ролан
С веществами могут происходить различные изменения: испарение воды, плавление стекла, сгорание топлива, ржавление металла, скисание молока, плавление парафина, гниение листьев.
Эти изменения могут быть физическими или химическими. (СЛАЙД 3-12)
Все вещества обладают определенными физическими свойствами, перечислите их.
– Цвет, агрегатное состояние, температура кипения и плавления, электрическая проводимость, теплопроводность.
– При нагревании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Образуется новое вещество? Что происходит с веществом?
– Новое вещество не образуется. Изменяется агрегатное состояние.
– При замерзании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое. Образуется новое вещество?
– Изменяется агрегатное состояние.
– При измельчении сахара образуется сахарная пудра. Что происходит с веществом?
– Изменение размера частиц.
Демонстрационный опыт.
Нагреем стеклянную трубочку с помощью щипцов посередине.
Палочка раскалилась, стекло размягчилось и согнулось. Наблюдаем процесс плавления стекла – переход вещества из твердого состояния в жидкое.
– Образовалось новое вещество?
– Нового вещества не образовалось.
– Как называются эти явления?
– В чем сущность физического явления? Что происходит при физических явлениях? Образуется новое вещество?
– При физических явлениях новые вещества не образуются, а изменяется агрегатное состояние.
– Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма. (СЛАЙД 13)
– В чем сущность химических явлений, что такое химическое явление?
Чтобы ответить на данные исследовательские вопросы проведем демонстрационные эксперименты и лабораторную работу. Ведь практика – является критерием истины.
– Внимательно посмотрите демонстрационные опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений и сделайте выводы о признаках химических явлений.
Демонстрационные опыты. (СЛАЙД 14)
Опыт 1. «Извержение вулкана».
Опыт 2. «Растворение мела»
Опыт 3 «Взаимодействие растворов».
Демонстрация видеофрагмента «Горение магния»
Заполнение текста. (Характер учебно-познавательной деятельности – частично-поисковый).
По итогам демонстрационного эксперимента в процессе фронтальной беседы, учащиеся заполняют таблицу, дают определение понятия «химические явления» (СЛАЙД 15-16).
– Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. Химические явления называются химическими реакциями.
– Сделаем вывод, каковы признаки химических реакций. (СЛАЙД 17)
– Признаками химических реакций являются:
– А условием протекания химических реакций является: соприкосновение реагирующих веществ, нагревание.
В чем же сущность химического явления?
– Явление, при котором образуется новые вещества.
(Учащиеся заполняют последнюю графу таблицы).
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ. Перед лабораторной работой – инструктаж:
Задание. У вас у каждого на партах даны инструктивные карты, в которых вам предлагается текст описания опытов, в данный текст вы должны вставить пропущенные слова. Приложение 1.
Лабораторная работа (СЛАЙД 18). (Самостоятельная поисковая работа учащихся по определению химических превращений и их признаков, работа в группах.
(Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений, проверяет выполнение заданий, проверяет выполнение заданий посредством индивидуального опроса).
– Следующий этап нашей работы закрепление знаний учащихся по данной теме.
Тест «Физические и химические явления» (СЛАЙД 19-20).
Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?
А) замерзание воды
Б) горение фосфора
В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород
Г) плавление металлов
Д) горение свечи
Е) сжижение воздуха
Ж) горение природного газа
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?
А) кипение воды
Б) разложение воды электрическим током
В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал
Г) плавление металла
Д) таяние снега
Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород
Ж) испарение воды
Проверь себя! (СЛАЙД 21). Ответы:
Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению. Приложение 2.
Домашнее задание: п.3, и выполнить тестовое задание по вариантам и составить кроссворд по теме (СЛАЙД 22).
Рефлексия. (СЛАЙД 23) Что вы сегодня узнали нового? Что Вас больше всего удивило? В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Сегодня на уроке с помощью демонстрационных опытов и лабораторной работы Вы нашли свою истину.
Список литературы:
Физические и химические явления
Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел.
Примеры: плавление льда, вытягивание проволоки, измельчение гранита, испарение воды.
Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие.
Примеры: горение дров, почернение меди,ржавление железа.
4Р+5О2 2Р2О5 Признаки и условия протекания химических реакций |
В дальнейшем химические явления мы будем называть химическими реакциями.
Признаки химических реакций. По ним можно судить, прошла ли химическая реакция между реагентами или нет. К таким признакам принято относить следующие:
· Изменение цвета: CuSO4 (голубой) = Cu 2+ + SO4 2-
· Выпадение осадка: CO2 + Ca(OH)2 CaCO3 + H2O
· Выделение газа: СаСО3 + HCl CaCl2 + CO2 + H2O
· Образование слабодиссоциированных веществ: 2NaOH+H2SO4 = Na2SO4+2H2O
· Выделение энергии (тепловой или световой): 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
3Вопрос 3
Развитие представлений о строении вещества: