Что значит характеристика товара
Основные характеристики товара
Товары обладают четырьмя основополагающими для товароведческой деятельности характеристиками : ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной.
Основополагающие товароведческие характеристики товаров
Основополагающие товароведческие характеристики товаров
Первые три характеристики служат для удовлетворения реальных потребностей человека (физиологических, социальных, психологических и др.), определяя потребительную стоимость товара.
Ассортиментная характеристика — это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.
Эта характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку товара и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Такие отличия обусловлены качественными характеристиками.
Качественная характеристика — это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя.
Качественные характеристики — это, например, безопасность, экологичность и др. Качественные характеристики имеют решающее значение для формирования потребительских предпочтений. Вместе
с тем многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.
Количественная характеристика — это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.
Так, допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются НТД и превышение этих норм служит основанием для запрета реализации товаров.
Все вышеперечисленные характеристики связаны со стоимостью, которая отражает реальные затраты на производство и доведение товара до потребителя.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим; они составляют предмет изучения экономических дисциплин, поэтому в данном курсе не рассматриваются.
Товароведческие характеристики
Характеристика — совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого определения, можно сформулировать основополагающие товароведческие характеристики товаров.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.
Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, категорию, подкатегорию, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Например, различные лекарственные формы одного и того же лекарственного средства имеют существенные отличия в товароведческих характеристиках, хотя и содержат одно и то же действующее вещество.
Качественная характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительных свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительное свойство — назначение.
Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительных свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.
При отсутствии последних все остальные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл, даже если они являются желательными. Следствие этого — отказ потребителя от покупки или потребления небезопасных или фальсифицированных товаров.
Опрос покупателей, проведенный в ряде крупных аптек Москвы, показал, что около 50% респондентов отдавали предпочтение приобретаемым товарам потому, что доверяли их качеству, особенно безопасности.
Они были готовы отказаться от приобретения товара необходимого вида или наименования, приемлемой цены, если не были уверены в его безопасности.
Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений, особенно товаров медицинского назначения.
Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Многие показатели потребительных свойств выражаются через количественные характеристики.
Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.
Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета реализации или для уценки товаров.
В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами.
Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, но характер этих связей неодинаков.
Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость. Это объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товаров. В условиях конкурентной среды качество является только одним из критериев ценообразования.
В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.
Среди значительной части потребителей бытует мнение о прямой зависимости между ценой и качеством.
Об ошибочности такого представления свидетельствует значительный разброс цен на одни и те же медицинские и фармацевтические товары в аптечной сети различных регионов, городов, районов и отдельных аптечных организациях одного и того же города.
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками.
Товары одних и тех же наименований могут быть и дешевыми, и дорогими (например, мебель для аптечных организаций и предметы ухода за больными). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (приборы и оборудование для аптечных организаций и т. п.).
Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными (по сравнению с другими, более дешевыми товарами) качественными характеристиками (например точностью анализа, эстетическими, эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют низкое качество. Не следует забывать, что на ряд товаров аптечного ассортимента, например, жизненно важные и необходимые, устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок.
Более того, на некоторые из них устанавливаются дотации государства — они отпускаются бесплатно или с 50%-ной скидкой.
Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка медицинских и фармацевтических товаров.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим и составляют предмет изучения экономических дисциплин, поэтому в данном учебнике они подробно не рассматриваются.
Потребительские свойства товаров и услуг: характеристики, классификация, качество
Объектом товароведческой, коммерческой, маркетинговой деятельности являются товары и услуги. Их основные потребительские свойства – важный аспект изучения и усовершенствования производства. Проблема оценки качества товаров и услуг тесно связана с определением перечня их свойств и характеристик.
Понятие товаров и услуг
Товар – это сложное многоаспектное явление, в самом общем виде под ним понимается некий продукт, произведенный в ходе деятельности человека для продажи или обмена. Возникновение товаров связывают с древнейшим видом коммуникации между людьми, которые обменивали излишки разных продуктов и изделий на другие. В некотором смысле можно сказать, что товар является источником цивилизации, потому что именно с обмена начинается совершенствование производства с целью повысить его качество и продуктивность. Маркетинг дополняет понимание товара таким аспектом, как его способность удовлетворять некие потребности. Главной особенностью товара считается наличие специальных признаков. Любая характеристика потребительских свойств товара неизменно приводит к решению проблемы оценки его качества.
Услуга – это неосязаемое благо, которое производится одним человеком для удовлетворения потребности другого. Между товаром и услугой немало общего. Хотя есть существенные различия: услуга неосязаема, непостоянна, неотделима от субъекта ее предоставления и несохраняема. И главное отличие товара и услуги состоит в материальности первого и нематериальности второй. Все эти особенности значительно осложняют оценку качества оказанной услуги. Если потребительские свойства изделий можно оценить по каким-то объективным физическим критериям, то услуга зачастую вызывает значительные затруднения в определении ее характеристик и качества.
Классификация товаров
В связи с огромным разнообразием товаров невозможно создать какую-то единую последовательную и всеобъемлющую классификацию. Есть несколько оснований для выделения разновидностей и групп товаров.
В первую очередь вид товара определяется по торговому признаку, и в этом случае выделяют продовольственные и непродовольственные изделия. Первые, в свою очередь, делятся на множество разновидностей. Мучные и хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные, овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Непродовольственные товары делят на хозяйственные, одежно-обувные, продукты нефтепереработки, галантерею, ювелирные изделия, электротовары и т. п. Также выделяется вид товаров по сезонности их потребления: сезонные и несезонные.
В зависимости от рынка реализации есть промышленные и потребительские товары. Первые служат для использования в производстве, вторые предназначены для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Промышленные товары включают в себя такие разновидности, как сырье, комплектующие, производственные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, недвижимость и капитальное имущество, а также услуги. Потребительские товары обычно классифицируют, принимая во внимание поведение потребителя при их покупке. Традиционно выделяют такие разновидности товары повседневного спроса, долгосрочные товары и изделия тщательного выбора, статусные товары, товары пассивного спроса.
Классификация услуг
Особенности услуг и их значительные отличия друг от друга делают невозможным создание обоснованной классификации услуг. Традиционно их подразделяют по сферам, в которых они оказываются. Так, принято выделять медицинские, пассажирские, спортивные, образовательные, информационные, банковские, юридические, охранные, ветеринарные услуги, а также услуги в сфере общественного питания, красоты, ремонта, поддержания чистоты и недвижимости.
Характеристики
Значительные различия товаров и услуг приводят к тому, что при их оценке и описании применяются те или иные характеристики. Товары обычно оцениваются по количественным и качественным признакам. В теории товароведения качественная классификация продукции осуществляется по следующим критериям:
Также есть потребительские характеристики товара, такие как марка, имидж, известность, набор критериев оценки изделия покупателем: надежность, прочность, экономичность и другие.
Оценивая потребительские свойства услуг, следует отметить ее уникальные характеристики, к ним относят:
Подходы к определению потребительских свойств
В товароведении понятие потребительских свойств связано с определением надежности и качества товара. Под этим принято понимать объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления, позволяющие покупателю удовлетворить различные актуальные потребности. В самом широком смысле потребительские свойства уравниваются с полезностью, за которую покупатель и готов заплатить оговоренную цену. Если свойства товаров хорошо поддаются оценке и прописываются в соответствующей номенклатуре, то характеристики услуг оценить значительно сложнее, и выработать единые критерии оценки бывает непросто. Эту функцию выполняют различные стандарты, которые вырабатываются как государственными органами, так и отраслевыми ведомствами.
Особый подход к определению понятия потребительских свойств сложился в маркетинге. В этом случае под потребительскими свойствами понимаются критерии, по которым потребитель товара или услуги оценивает его качество. Они могут быть не только объективными, но и субъективными, эмоциональными, в этом случае исследователи говорят о воспринимаемом качестве. Воспринимаемые свойства услуги базируются на потребностях покупателя, на его личных предпочтениях и стереотипах, на прошлом опыте получения услуг, на внешних и внутренних коммуникациях.
Потребительские свойства товаров
Потребительские свойства продукции покупатель оценивает по таким параметрам:
Свойства услуг
Характеризуя потребительские свойства услуги с точки зрения выбора потребителем, следует сказать, что в данном случае во многом он применяет те же критерии, что и при оценке товара. Это и престижность, и цена, и категория, и удовольствие. Однако специфические характеристики услуги заставляют его подумать и об особых свойствах. К ним относятся имидж услугодателя, прошлый опыт (свой и/или референтных групп), возможные последствия получения качественной или некачественной услуги.
В товароведении принято выделять такие потребительские свойства предоставляемых услуг:
Классификация потребительских свойств
Выделяя виды потребительских свойств товаров и услуг, исследователи-товароведы основываются на следующих факторах:
Понятие качества товаров и услуг
Оценивать потребительские свойства товаров и услуг необходимо для того, чтобы определить их качество и соответствие стоимости. Товароведение стремится выявить оптимальный набор таких свойств. Данное понятие по-разному трактуется специалистами и потребителями. Для первых качество товара – это количественные показатели потребительских свойств, которые обеспечивают удовлетворение потребностей и являются объективными параметрами. Для вторых качество – это часто субъективная, даже философская категория. Потребители часто оценивают качество через свои ожидания и восприятие.
Показателями качества являются следующие свойства и характеристики товаров и услуг:
В товароведении принято классифицировать показатели качеств товаров и услуг по таким признакам, как назначение, надежность, эстетичность, эргономичность, экологичность и безопасность. Для оценки качества сервиса дополнительно вводятся такие показатели, как количество оборудования для предоставления услуги, особенности протекания процесса обслуживания и его соответствие технологическим нормам, длительность и надежность результатов обслуживания, информирование клиента об особенностях процесса оказания услуги.
Оценка качества
Так как качество товара – это объективный показатель, то его необходимо измерять. Традиционно оценка качества производится по потребительским свойствам товара или услуги. Существует несколько методов определения данного показателя:
Обеспечение качества – важная часть работы компании, обычно критерии его оценки прописываются в специальных документах.
Номенклатура потребительских свойств
Потребительские товары и услуги должны соответствовать многим нормам и требованиям, контроль качества осуществляется как самим предприятием, так и специальными уполномоченными органами.
Международный стандарт (ИСО) определяет качество как совокупный перечень свойств и характеристик товара или услуги. Обычно он фиксируется в номенклатуре потребительских свойств и представляет собой перечень свойств одного товара или группы сходных изделий или услуг. Для составления номенклатуры необходимо изучить товар, составить подробный реестр его свойств и определить перечень наиболее важных и измеримых особенностей, поддающихся объективной оценке. Номенклатура потребительских показателей качества товара и услуги должна соответствовать перечню их важнейших свойств.
Товар: понятие, виды, уровни. Жизненный цикл товара
Одно из важнейших понятий маркетинга, без которого он просто немыслим, это — товар. Именно товар предстает ключевым инструментом удовлетворения потребностей людей, что является первейшей целью маркетинга и, соответственно, маркетолога. Товар включен в комплекс «4P» маркетинга, в качестве элемента «Product». Товары окружают нас в повседневной жизни. Наконец, наши знания и навыки сами могут быть товарами. Поэтому сегодняшняя статья посвящена этой фундаментальной экономической категории — товару. А именно его понятию, этимологии термина, характеристикам, типам и жизненному циклу.
Что такое товар и что им может быть?
Товар — все то, что удовлетворяет потребности людей и предлагается рынку для обмена.
Здесь следует особо подчеркнуть две отличительные особенности товара:
Таким образом, товар в маркетинге это любой продукт (как материальный, так и нематериальный), действие (процесс) или право на что-либо, которые удовлетворяют конкретные потребительские запросы (платежеспособный спрос) и выступают в качестве объекта экономической сделки (купля — продажа).
Товар удовлетворяет потребности и предлагается рынку
Author: stevepb (CC0 Public Domain), on Pixabay.com
Вообще определений товара великое множество. Приведем еще несколько:
Важно, что товар в маркетинге — не обязательно материальный продукт!
Несмотря на ряд определений товара, он не обязательно будет иметь вещественную форму. Например, платная программа — тоже товар. Конечно можно возразить, что для хранения и выполнения программного кода необходимы материальные устройства: жесткий диск, процессор, флеш-накопитель и т. д. Но сам код не материален, вещественной природой обладает лишь его носитель. С другой стороны, явно материальный товар (например, пирожное) также является вещественным воплощением нематериальной идеи (рецепт, творческая мысль кондитера). Но здесь мы рискуем углубиться в философию, поэтому вернемся к маркетингу.
Итак, товаром может быть практически что угодно:
Интересно, что русское слово «товар» согласно М. Фасмеру происходит от тюркского «tauar» — «имущество».
В английском языке товар — это «Goods» и «Wares» (в множественном числе), а также «Commodity» (в экономическом смысле), «Merchandise» (собирательный термин), «Product» (при оптовой торговле) и «Article (of trade)».
На немецком языке товар — «Gut» и «Ware» (в вещественной форме); на французском — «Article», «Marchandise»; на испанском — «Mercancía», «Artículo», «Género»; на итальянском — «Merce», «Mercanzia», «Articoli».
Люди приобретают товары с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей. При этом потребительские мотивы разделяются на две большие группы:
Особо стоит выделить такой термин, как новый товар, под которым может пониматься не только принципиально (радикально) новый продукт или сервис, но и улучшенный, либо модернизированный старый.
Характеристики товара
Товар, нельзя рассматривать как некую самодостаточную вещь или услугу. Каждый товар обладает определенным уровнем качества, дизайнерским оформлением, упаковкой, сопутствующим сервисом.
Маркетологи говорят про характеристики товара:
Жизненный цикл товара
Покупке товара предшествует его проектирование и производство, а попав на прилавки магазинов товар проходит долгий жизненный цикл, рождаясь, старея и умирая.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) — временной период с момента выведения товара на рынок, до снятия его с продажи; а также сопутствующие этому периоду маркетинговые мероприятия.
Жизненный цикл товаров в маркетинге различен, не только по своей структуре, но и по длительности. Так жизненный цикл автомобилей может составлять десятки лет, а жизненный цикл некоторых медиа-продуктов (книги, песни) — всего несколько месяцев.
Можно выделить следующие основные стадии или этапы жизненного цикла товара:
Выведение на рынок (внедрение) — товар презентуют рынку, начинаются первые пробные продажи.
Для маркетолога это тяжелейший этап жизненного цикла товара. Даже самый чудесный товар способен на этом этапе провалиться, если будет выбран неудачный момент времени для его презентации, если не хватит финансовых ресурсов, если не справится производство, и еще тысячи «если».
Рост — стремительное наращивание объемов продаж (это хорошо видно на кривой жизненного цикла товара).
Если первый этап прошел удачно, на этапе роста потребители проявляют к товару все большую заинтересованность, и продажи растут. Этот интерес следует всеми силами поддерживать.
Зрелость — замедление темпов роста продаж, их стабилизация.
Продажи достигают своего «потолка», большинство заинтересованных покупателей товар уже приобрело. Активно продвигать товар уже не нужно, но следует напоминать от нем время от времени.
Упадок (спад) — продажи начинают падать.
Все заинтересованные потребители уже имеют данный товар, или на рынке появился более привлекательный аналог, так что продажи стремительно и неуклонно падают. На этом этапе важно вовремя выйти с рынка, не тратя ресурсы попусту.
На схеме вверху показана классическая концепция жизненного цикла товара, но в реальности он может сильно отличаться. Следует помнить об этом, применяя теорию жизненного цикла товара на практике.
Виды товаров
В настоящее время наблюдается невиданное ранее изобилие товаров. Потребителю доступны миллиарды всевозможных вещей, сервисов, информационных продуктов. Все это изобилие нужно как-то упорядочить, чтобы иметь возможность проанализировать в маркетинге. Для этого применяются различные классификации товаров (мы рассмотрим только самые распространенные).
По длительности использования выделяют два вида товаров:
Одна из классификаций товаров, по потребительскому поведению, предложена М. Т. Коуплендом. Согласно ему, можно выделить следующие виды потребительских товаров:
Товары повседневного спроса — приобретаются практически без размышлений и сопоставления с аналогами, в ходе привычных рутинных походов по магазинам.
Сюда можно отнести такие товары, как хлеб, масло, сахар, мясо, крупы, спички, носовые платки, бытовая химия. Потребитель, как правило, покупает их возвращаясь с работы или недалеко от дома. Он не будет объезжать магазины, выбирая какой сорт хлеба ему купить, а зайдет в ближайший и без раздумий купит хлеб там.
При этом сами товары повседневного спроса разделяются еще на несколько подвидов:
Товары предварительного выбора (шопинговые товары) — целенаправленного ищутся покупателем, и в процессе приобретения тщательно сравниваются между собой.
В отличие от товаров повседневного спроса, покупатель приобретает товары предварительного выбора не каждый день. Да и стоят они дороже, а потому потребитель готов потратить время и усилия на поиск и выбор подходящего товара, сравнивая цену и качество.
К типичным примерам товаров предварительного выбора следует отнести: обувь и одежду, спортивный инвентарь, мебель, автомобили, бытовую технику.
Товары предварительного выбора подразделяются на:
однородные товары — воспринимаются покупателем как имеющие практически равнозначное качество, но разную цену.
Поэтому при их выборе покупатель в первую очередь будет ориентироваться на цену. Например, он желает приобрести повседневный костюм. Ему не нужен дорогой костюм известного бренда, он ищет обычный крепкий костюм и желательно подешевле;
неоднородные товары — воспринимаются покупателем как имеющие и разное качество, и различную цену.
Например, покупатель ищет галстук в подарок. Здесь для него значение приобретает уже не только цена на галстук, но и его качество — ведь это подарок.
Товары особого спроса — обладают уникальными свойствами, ради их приобретения потребитель готов потратить значительные деньги и усилия.
Примером товара особого спроса могут быть часы престижной марки, выпущенные ограниченным тиражом. Или электромобиль с функцией автономного вождения. Или книга, ставшая международным бестселлером. Или, картина выдающегося художника. Или, редкая монета в коллекцию нумизмата.
Выпустить на рынок товар особого спроса — мечта любого маркетолога.
Товары пассивного спроса — об их покупке, обычно, потребитель абсолютно не задумывается.
Он может знать об этих товарах, а может наоборот, понятия не иметь об их существовании. О первых (например, товары-новинки) нужно рассказать потребителю, а вторые (страховки, тренажеры) — убедить приобрести.
Люди могут понимать, что товары пассивного спроса — нужная и полезная вещь, но по различным причинам (лень заниматься, неприятно думать о несчастных случаях при страховании имущества и жизни) не желать их покупать. И здесь требуется активная работа маркетолога.
Кроме потребительских, есть еще и производственные товары. Типы или виды товаров производственного назначения:
Уровни товара (трех- и пятиуровневая концепции)
Любой товар является сложным объектом общественно-рыночных отношений, восприятие которого нами зависит от интересов и потребностей личности, качества и свойств товара, ожиданий и реальности, социально-культурного окружения. В соответствии с этим можно выделить несколько уровней или этапов восприятия товара.
Ф. Котлер предлагает следующие пять уровней товара (рассмотрим ее на примере бутилированной минеральной воды):
Товар по замыслу — олицетворяет желание потребителя, ту его нужда, которую данный товар призван удовлетворить.
Например, человека мучает жажда. Он хочет пить. Что именно — вторичный вопрос, для него сейчас главное — утолить жажду. Это может быть и простая вода, и чай, и кофе.
Родовой товар — совокупность минимальных признаков, отличающая данный вид товара от всех остальных.
Итак, человека мучает жажда. Бутылка минералки, как родовой товар обладает такими свойствами, как, например: наличие в ней полезных минералов, упаковка в виде бутылки, возможность немедленного употребления и пр.
Ожидаемый товар — то, что рассчитывает получить потребитель; тот образ товара, который рисует его воображение.
Ожидания потребителя зависят от его личности, уровня доходов, места жительства и многого другого. Ожидаемый товар определяет некий обязательный набор свойств, без обладания которым никакой реальный товар просто не будет приобретен.
В нашем примере мучимый в летнюю жаркую пору жаждой человек может представлять себе дешевую бутылку минералки, вкусной и приятно прохладной.
Расширенный товар — товар не только соответствующий ожиданиям потребителя, но даже превосходящий их. Он обладает какими-нибудь дополнительными приятными особенностями, сервисами, бонусами.
Разработка расширенных товаров — одно из направлений деятельности маркетолога.
Например, если покупая бутылку с минералкой, потребитель не только удовлетворит жажду, но и получит в подарок дисконтную карту с 10% скидкой, то это будет как раз расширенный товар.
Потенциальный товар — расширенный товар в будущем, который предположительно приобретет новые, дополнительные и привлекательные качества.
Уметь предвидеть какой потенциальный товар будет востребован потребителями в будущем и приближать к нему текущий расширенный товар — также одна из ключевых задач маркетолога.
В примере с минеральной водой потенциальным товаром может быть разработка продукта содержащего помимо минералов, еще и полезные витамины.
Также иногда пятиуровневую структуру товара сокращают до трехуровневой концепции. Согласно ей товар имеет три уровня:
Такая пятиуровневая или трехуровневая концепция товара может служить ориентиром при анализе товаров фирмы и ее конкурентов. Кроме того ее можно применять в качестве плана разработки нового товара.
На этом краткий обзор понятий товара, его жизненного цикла, типов и характеристик завершим. Многие вопросы рассмотрены очень кратко, но объем статьи не позволяет большего. Они будут раскрыты в отдельных статьях им посвященных. Несомненно одно, товар — одно из важнейших и центральных понятий маркетинга, которое должен знать и понимать любой маркетолог.
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.