Что значит футляр в рассказе человек в футляре
Смысл рассказа Человек в футляре и его названия
Этот рассказ известен всем, так как его проходят в старших классах школы. В нём автор мастерски передал реалистичность обыденной жизни, её течение, хорошо изобразил психологические портреты простых людей. В этой статье мы поможем вам разобраться с тем, какой смысл вложил А.П. Чехов в своё произведение.
Смысл названия рассказа Человек в футляре
При первом прочтении названия сразу бросается в глаза его необычность и некая абсурдность. Но на самом деле всё достаточно понятно. Главный герой рассказа, учитель греческого языка Беликов, имеет странные привычки: даже летом ходит в пальто с поднятым воротником, в тёмных очках, с зонтиком. Он использует всё, что хоть как-то помогает скрыться, спрятаться от внешнего мира, и таким образом он создаёт вокруг себя «футляр». Его внешний вид полностью отражает и характер: неразговорчив, недоверчив, боится каких-то изменений, нововведений, привык жить исключительно по правилам, прописанным в циркуляре. И этот человек имел влияние на целый город, держал всех в страхе, везде поселилась эта «футлярщина». Именно эта мысль отражается в названии рассказа.
Смысл произведения Человек в футляре
Что же старался донести до нас автор? В первую очередь то, что такие люди, как Беликов, всегда тянут вниз, не дают дорогу развитию, прогрессу, да даже простым человеческим радостям. Вспомним тот эпизод, когда главный герой ужаснулся тому, что Варенька каталась на велосипеде. Для него это настолько неприемлемо, что он даже слов не находит от своего возмущения.
Также Беликов не читает никаких книг, в основном лишь газеты. Что же можно сказать об уровне его развития? Ровным счётом ничего.
Даже те древние языки, которые он преподаёт, мёртвые, на них уже никто не разговаривает. Эта деталь лишний раз подчёркивает, что то, что из себя представляет главный герой, является «застывшим», консервативным, бесполезным.
Ещё одной проблемой, показанной автором, является социопатия. По рассказу кажется, что Беликов вообще с радостью предпочёл бы никогда ни с кем не разговаривать. Но это невозможно, ведь человек — существо социальное. И с какой-то стороны он это понимает: приходит в гости к коллегам, сидит часами и молчит. По его мнению, это называется поддержанием дружеских отношений.
Но самое главное то, что Беликов стремится спрятаться от любых препятствий, трудностей, боится смотреть правде в глаза, боится самой жизни. Он всё больше запирается в своём футляре, и, сам того не замечая, тянет за собой других.
Для него важно лишь своё спокойствие, существование без всяких проблем, ведь, не дай бог, начальство узнает, и вдруг что-нибудь выйдет. Постоянный страх, излишняя осторожность, приверженность к сухим правилам — вот что характеризует главного героя рассказа.
Такие люди, как он, проживают совершенно никчёмную жизнь, не делают ничего полезного для других, не ставят и не достигают никаких целей. В них даже невозможно разбудить чувство любви, ведь, по их мнению, это явно что-то новое, ответственное, страшное, и вообще, зачем вмешиваться в такие проблемы. Именно так и рассуждал Беликов, когда общался, а вернее сказать, пытался общаться с жизнерадостной и весёлой Варенькой, полной его противоположностью.
Беликовщина — это болезнь общества, которую Чехов изобразил на конкретном примере, а также показал то пагубное влияние, которое оказывают такие люди вообще на всё, что их окружает. Она, словно червь, грызущий изнутри свежее яблоко.
Молодое, прогрессивное поколение обязано бороться с этим явлением, а не прогибаться под него. Иначе ни к чему хорошему это не приведёт.
Смысл финала Человек в футляре
Для такого героя, как Беликов, тот финал, к которому его подвёл автор, является наилучшим.
Лишь когда Беликова положили в гроб, его вечно напряжённые черты лица наконец-то расслабились и приобрели то сладостное выражение, которое свойственно нормальным живым людям. Это его идеал, тот футляр, из которого он уже точно никогда не выйдет.
Образы футлярных людей в рассказах Чехова сочинение
Когда мы слышим слово «футляр», мы тут же представляем какой-то плотно закрытый предмет, коробочку с крышкой. Возникает ощущение того, что в таком замкнутом пространстве существовать невозможно, однако, когда мы открываем эту коробочку, видим уютно уложенную скрипку или флейту, которой в футляре гораздо комфортнее и надежнее, чем во внешнем мире. Точно также и человек, называемый футлярным, замыкается в себе, отгораживается от внешнего мира, каких-либо эмоций и переживаний, закрывается в этой коробке.
Такое понятие, как футлярный человек, впервые ввел А.П. Чехов, который взял за основу этого понятия современное для него общество, отображая в своих произведениях ошибки героев, дабы мы их не повторяли. Образы футлярных людей, живущих футлярной жизнью, мы находим в таких произведениях, как «Человек в футляре», «Душечка», «Ионыч», «Смерть чиновника».
Наиболее ярко образ такого человека раскрывается в рассказе «Человек в футляре», который хоть и написан юмористически, но в мрачных тонах. В нем описывается жизнь учителя греческого языка – Беликова, который уже по описанию внешнего вида представляется человек скрытным, замкнутым: он постоянно ходил в теплом пальто, все атрибуты в его одежде, аксессуары в виде часов, были уложены в чехлы, все элементы наряда имели темные тона.
Главный герой рассказа спрятался в свой мирок, в который никого не пускает, а наоборот, старается избегать людей. Даже в гостях у своих друзей, Беликов не включался в разговор, а сидел тихо, молча. Да и приходил лишь за тем, чтобы поддержать с ними дружеские взаимоотношения. Сразу назревает вопрос, почему герой вел себя подобным образом?
Пояснение такого поведения дает рассказчик, господин Буркин, который утверждал, что это стойкое, беспрестанное желание отдаляться от людей, замыкаться в себе, своих чувствах, своем мирке, защищая себя от воздействия окружающего мира. Такие люди способны жить только в уединении, одиночестве, в которое они по собственной воле загоняют себя.
Однако, многие живут вне «футляра», вне этой скорлупы, не боясь влияния общества, тогда почему же и главный герой не может жить обычной жизнью? Ответа на этот вопрос нет. Но, возможно, все дело в воспитании, вынужденном одиночестве, в том. Что люди не понимают его, а соответственно, и не принимают, как человека. Не видят в нем человека, ведь он скрыт где-то там глубоко, в своей коробке, своем мирке.
Также стоит отметить и влияние самого Беликова на свое окружение, ведь под его воздействием и остальные начали жить такой же уединенной, отшельнической жизнью. Жизнь активных, инициативных людей превратилась в обыденное, скучное и серое существование.
В наше время многие люди, стремясь оградить себя от других людей, боли, которую им могут причинить близкие, также помещают себя в своеобразную скорлупу, так и проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы.
Сочинение Образы футлярных людей Чехова
Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев, дабы увидеть ситуацию с их точки зрения, благодаря чему мы можем хорошо “прочитать” его точку зрения.
Прочитывая его произведения невольно задаёшься вопросом: “А что он имел ввиду вот здесь?” в этом и прелесть его произведений, они заставляют думать, мыслить, обдумывая каждое написанное слово, что не может не радовать.
Как человек Чехов был ярым либералом, не терпевшем консервативности в людях, и чуждый их образу жизни. Он буквально презирал их за это, попросту не понимая, как можно так жить, избегая всего нового.
Людьми в футляре он называл всех тех, кто отторгал всё новое, стараясь жить в удобном для них мире, пропуская через свою призму затворника все события, новости, и новые вещи. Сторонясь этих вещей, как считает Чехов, они сторонятся прогресса, и будут выброшены на его обочину как устаревшее оборудование. Поэтому показывая этих самых людей в своих рассказах, он показывает как не надо жить, и что нужно быть более открытым новому, неизвестному, подчёркивая, что исследование неизвестного, всегда была слабостью человечества.
Показывая таких персонажей в своих произведениях автор старается показать нам как не стоит жить, и как жить нужно. Рассматривая жизненные ситуации с точки зрения своих героев он передаёт всё их удивление данному образу жизни.
Как было описано выше, Чехов потрясающий автор, благодаря которому можно развить образное мышление и совершенствоваться как личность. Что же до его мнения насчёт футлярных людей, оно было описано выше и я считаю его верным, и что именно так хотел автор передать его будущим поколениям читателей. Благодаря данным произведениям мы учимся не быть “Футлярными людьми”, которые мыслят узконаправленно и закрыто, изолируясь от всего окружающего. Чехов старался привить любовь к либерализму и ко всему что с ним связано. Показывая нам всю ничтожность существования “Футлярных людей” он мотивирует нас на самостоятельность, собственность в принятии решений, и отчуждённость от чужих мнений.
Человек в футляре сочинение
Человек в футляре сочинение по плану
«Человек в футляре» — один из самых известных рассказов А. П. Чехова. Многие критики считают, что он стал поворотным моментом в творчестве писателя. От чистого и беззлобного юмора Чехов перешел к беспощадному обличению общественных пороков, способному вызвать слезы.
«Человеком в футляре» Чехов открыл свою «Маленькую трилогию». В рассказе четко поставлена главная тема всего цикла — убогая и замкнутая жизнь. Вся трагедия заключается в том, что Беликов — не исключение из правил. Подобные ему люди есть повсюду. Самим своим существованием они отравляют настоящую живую жизнь, мешают и накладывают всевозможные ограничения на окружающих.
Образ Беликова, конечно же, близок к гротеску. В нем максимально воплощаются все отрицательные черты «футлярных» людей. Внешний вид и образ жизни учителя греческого языка юмористичен, но тем страшнее его внутренний мир. От Беликова, образно выражаясь, буквально веет гнилью и мертвечиной. Где бы он не появился, людям становится скучно и неприятно. Весь жители города ненавидят Беликова, но незаметно для себя попадают под его неограниченное влияние. Общество охватывает страх. В городе прекращается любая живая деятельность.
Каждый понимает, что Беликов — ничтожество, но никто не может открыто выступить против него. Иван Иванович с грустью признается, что даже после похорон Беликова практически ничего не изменилось. «Футлярщина» настолько глубоко въелась в каждого человека, что избавиться от нее уже невозможно. После рассказа о Беликове Иван Иванович произносит речь, полностью отражающую взгляды самого Чехова. Ее суть сводится к тому, что большинство людей добровольно заключают себя в такой же «футляр», но не осознают этого.
Резко противопоставлены всему городу во главе с Беликовым новый учитель Коваленко с сестрой. Он олицетворяет собой умного и деятельного человека, которого невозможно напугать. Коваленко принимает образ настоящего избавителя общества от «футлярщины». Новый учитель ведет себя так, как считает нужным, согласно своей чести и совести. Он поражен тягостной атмосферой, царящей в городе, той жизнью, которая «не запрещена циркулярно, но и не разрешена вполне».
Коваленко до глубины души возмущает, что кому-то не нравится его невинная поездка с сестрой на велосипедах. В сцене ссоры с Беликовым он произносит очень важную фразу: «А разве я говорил что дурное про властей?». В эпоху Чехова действительно было много официальных запретов, но Беликову и ему подобным этого мало. Люди «в футляре» сами создают новые ограничения, якобы освященные авторитетом власти. Расправа Коваленко с Беликовым — торжество честности и справедливости над полусумасшедшим самоограничением. Нет ничего проще «послать к чертям» занудного советчика, но на протяжении многих лет никто в городе даже не задумывался об этом.
«Человек в футляре» будет актуален в любую эпоху. Общество никогда не сможет до конца избавиться от ограниченных людей, стремящихся перестроить весь мир наподобие собственной скорлупы. И таким же вечным будет противостояние беликовых с коваленками.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.03 [29 Голоса (ов)]
Когда человек создает свой собственный мир, он закрывается от всего окружающего, подобно предмету, помещенному в футляр. Его не волнует ни происходящее, ни окружающие люди. Он отгораживается от настоящего и проблем, связанных с ним, ведь гораздо проще спрятаться от проблемы, чем найти способ решить ее раз и навсегда.
Беликов выбрал для себя эту роль, каждый день его мировоззрение было закупорено, причем его это полностью устраивало. Общество живет своей жизнью, а Беликов своей, облаченной футляром. Человек лишается всего того, что отличает его от машины. Автор, создавая образ Беликова, дает читателям понять, что «футляр» самое что ни на есть наше время, в котором именно государственный режим и ряд правил управляют человеком, а не его стремление вносить что-то новое в общество и жизнь обычных людей.
Отрицание правды, истинного просвещения и поощрение доносительства делает Беликова жалкой и в то же время зловещей фигурой. Зловещей — из-за своего пожизненного отрицания всего существовавшего в мире. Жадность, озлобленность на всех, физическая и духовная лень руководят им изо дня в день. Создав свои собственные правила, он усиленно пытается навязать их всем окружающим, давя на их собственные личности. Жалкой — потому, что ему непосилен был мир «живых» людей. Как только он открылся ему, тут же осознал всю свою неспособность существования в нем и вскоре скончался. А сколько еще таких людей, подобных Беликову, до сих пор живет в своем лично созданном «футляре»…
Не только общество формирует человека, но и сам человек способен влиять на общество. Страх перед окружающим миром может заставить человека создать «футляр», уходя от реальности. Да, человеку необходимо подчиняться общественным правил и нормам, но и общество ведь должно учитывать моральные устои и интересы каждого человека как личности. Идеального общества, наверное, не существует. Невозможно построить систему, подходящую каждому индивидууму. Но к этому нужно стремиться, а нам с вами – не быть задавленными коллективным мнением, не сворачивать со своего пути.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» – восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».
Последний рассказ трилогии – «О любви» – повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.
Вариант 2
В произведении главным героем является Беликов. Он замкнутый трус, постоянно закрывался от людей, старался не произносить свои мысли вслух. Он очень странно себя вел, хоть и никому не делал зла, но все равно отталкивал от себя людей, также всего боялся. Он живет в своем мире, подальше от окружающих, но тем не менее осознавал то, что нужно с другими людьми поддерживать отношения. Но когда он приходил к кому-нибудь в гости, то ни с кем не общался, а просто тихо сидел в углу и смотрел, что происходит. Это было очень странно и хозяевам от этого было неудобно.
Герой был полностью закрыт от людей, он хотел прожить свою жизнь в тишине и спокойствии. Но однажды все пошло не по плану и он едва не женился. Эта девушка веселая и очаровательная, он была не против данного замужества, так как ее не пугал герой своим странным поведением. Но Беликов не мог просто и быстро принять решение о женитьбе, он начала размышлять, взвешивать все за и против. Он сомневался в своем решении, думал о последствиях. Также он начал наблюдать за своей девушкой. Позже он нашел недостатки в женитьбе, сам создал себе проблему и умер от этого же.
Беликов всю свою жизнь вокруг себя создавал оболочку, ограждение от других. И будучи мертвым и лежащим в гробу, теперь он будто по-настоящему рад и спокоен, теперь то уж точно он находится в футляре.
Сочинение по рассказу 3
Главный герой произведения – учитель греческого языка. Замкнутый человек, который всегда ведёт себя независимо и отстраненно. Окружающим людям тяжело с ним общаться, ведь Беликов совсем не выходит на контакт. Он закрыт ото всего. Герой боится новых знакомств, чувств и эмоций. Ему проще придумать свод правил и запретов, а потом покорно следовать за ними.
Закрытость героя отражается на всём. Он ходит с высокоподнятым воротником, постоянно с зонтом. Причем его не интересует, идёт дождь или нет. Беликов пытается всячески отгородиться от внешнего мира и создать маленький мирок со своими правилами, куда он больше никого не пустит. Все вещи героя хранятся в футлярах.
Беликов не понятен обществу. Он всегда отстранён и закрыт. Самые активные и общительные люди неоднократно пытались вывести его на разговор, но всё безуспешно. Герой упорно стоял на своём. Отвечал односложно. Беликов умудрялся отсутствовать, даже находясь в кругу коллег. Он всегда находился где-то в своих мыслях, не поддерживал бесед, мечтал поскорее покинуть гостей.
Герой не способен построить добрые и доверительные отношения. В его футляре нет места для других людей. У Беликова нет друзей. Однажды он решил выйти за пределы своих границ и стал общаться с Варенькой. Примечательно, что девушка имела полностью противоположный характер. Варя была милой, весёлой и активной девушкой. Проще говоря, душой компании. Удивительно, что Беликов решился на отношение с ней. Он вообще боялся общаться с женщинами. Всегда думал, что о нём плохо подумают.
Беликов – трус, малодушный и робкий человек. Он весь город затравил своими порядками и правильностью. Его боялись даже начальники, которые получали сообщения от Беликова. Он докладывал им о любой провинности. Весь город тошнило от его правильности. Разумеется, герой боялся женитьбы. Отношения Беликова и Вареньки кончились очень глупо.
Беликов увидел, как его пассия катается на велосипеде. Герой не выдержал такого поведения и пошёл жаловаться к брату девушки. Тот в ответ спустил его с лестницы. Возлюбленная Беликова стала свидетелем этой картины и посмеялась над ним. После этого они расстались.
Своей закрытостью и правильностью герой вызывал отвращение. Люди не могли спокойно общаться с ним. Беликов вызывал у них напряжение и желание отстраниться, как можно дальше.
Жизнь Беликова кончилась очень печально. Герой скончался. В гробу он выглядел так, будто это лучшее место для него. Город вздохнул с облегчением.
Образы футлярных людей в рассказах А. П. Чехова
Футляр и футлярность по рассказу Человек в футляре (Чехов А. П.)
Футляр — это нематериальные границы, созданные человеком для самого себя в целях защиты от непривычного внешнего мира. Другими словами — зона комфорта, из которой он не собирается выходить, чтобы не менять привычный порядок вещей. Футлярность — человеческое качество, которое заключается в намеренном избегании контактов с другими людьми, страхом перед всем и всеми, боязни завтрашнего дня.
В рассказе Чехова «Человек в футляре» главным героем является Беликов.
Он работал учителем в гимназии и на протяжении всей жизни избегал абсолютно всего. Герой всегда носил одну и ту же одежду: чёрное пальто и калоши, даже в хорошую погоду. Учитель боялся всякого рода нарушения или отступления от правил и заставлял других подчиняться. Эти правила и стали для него футляром. Однажды к ним в гимназию прибыл новый учитель — Варенька Коваленко. Коллеги решили свести героев, но своим поведением Варенька часто вызывала недоумение у Беликова. Нарушая установленные обществом правила, выходя за рамки, она пошатнула сознание главного героя. Беликов пожаловался её брату, и, когда тот не согласился с его мнением, главный герой, не выдержав подобного невежества и радикальности общества, умер.
Николай Иванович — главный герой рассказа Чехова «Крыжовник». Всю жизнь он мечтал о богатой усадьбе, а показателем успешной барской жизни для него был крыжовник. Эта мечта стала футляром для него, ведь он не собирался выходить за рамки. Она определила его цель и смысл жизни. Николай часто недоедал ради осуществления своей мечты. Вскоре он женился, но из-за того, что герой ограничивал жену в еде, вскоре она умерла. Наконец Николай Иванович приобрел имение, а когда созрел первый урожай крыжовника, он стал счастливым человеком, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию.
Этих героев объединяет ограниченность. Беликов не мог и представить себе жизнь, в которой можно делать то, чего ты желаешь. Он жил так, как полагается, потому что боялся жизненных изменений. Николай же установил для себя единственную мечту и стремился только к её осуществлению. Помимо этого ему ничего не было нужно. В этом и заключается его ограниченность, узколобость и нежелание выходить за рамки, которые он сам же создал. Они ограничивают не только себя, но и других. Своей мелочностью, вечным страхом и привязанностью к ненужным правилам Беликов давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете. Николай ограничивал жену в еде ради экономии, из-за чего она скончалась. Стоит отменить, что у обоих героев были мелочные ничтожные стремления, ведь они не были способны на большее. Ограничивая свою жизнь рамками, они лишили себя возможности жить по-настоящему счастливо. Поэтому Беликова и Николая Ивановича можно назвать «Человеком в футляре».
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Человек в футляре. В чем заключается понятие «футлярность жизни»?
Антон Чехов — писатель, который в свое врем был очень наблюдательным. Это его качество давало возможность выявлять все человеческие пороки, которые автор раскрывал в своих произведениях. Так в своих рассказах писатель касался философских и нравственных проблем, среди которых проблемы футлярности жизни общества. Раскрыл данные вопросы Чехов в своих работах О любви, Крыжовник, а также в рассказе Человек в футляре, о котором мы сегодня напишем сочинение.
Человек в футляре сочинение
Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.
Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.
Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.
Проблема футлярности жизни
Герой рассказа подчиняется правилам, он понимает только те статьи что печатают в газетах, где имеются запреты, другую информацию не приемлет, особенно, если там имеются какие-то разрешения. Что самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, он пытается повлиять и на окружающих, пытаясь подчинять их своим правилам.
Беликов зажат, его внутренний мир полон страхов, он не уверен. Все это мешает жить Беликову полноценно, вкушать все прелести жизни. Очень сложно жить таким людям, как Беликов, который болезненно воспринимает любую трудность в жизни. Такие люди не счастливы. Загоняя себя в рамки, они себя морально уничтожают.
Герой рассказа умирает, не выдержав морального унижения в глазах любимой, умирает от внутреннего страха перед чем-то новым. Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.
Хоронили Беликова все вместе, и учителя надеялись, что со смертью героя придет к ним свобода, но прошли дни и жизнь потекла привычным руслом. Все так же бестолково, сурово и утомительно, а все потому, что героя похоронили, однако осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова Человек в футляре актуален и по настоящее время.